Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Тропинин интересные факты. История и этнология. Факты. События. Вымысел

(1776-1857) русский художник

Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. Но немногие знают, что он совершил настоящий нравственный подвиг, на протяжении многих лет неустанным трудом доказывая свое право заниматься искусством.

Будущий художник родился в селе Карпове Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина графа А. Миниха. В возрасте примерно десяти лет мальчика определили в новгородскую народную школу, где он обучался арифметике, чтению, письму, чистописанию, рисованию и священной истории. Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений - «на побегушки». Унизительная служба продолжалась недолго, однако на всю жизнь оставила тяжелый след в его душе.

В начале 1790-х годов младшая дочь Миниха вышла замуж за генерала И. Моркова и, получив в приданое семейство Тропининых, увезла его в Москву. С этого времени жизнь будущего художника на долгие годы оказалась связанной с Морковыми. Чуждый искусства, Морков не интересовался рано обнаружившимися художественными склонностями своего дворового. Он рассудил по-своему, определив Василия Тропинина в ученики к кондитеру, для чего его отправили в Петербург.

Благодаря просьбам двоюродного брата хозяина - А. И. Моркова - в 1799 году Тропинин становится учеником С. Щукина, руководителя класса портретной живописи петербургской Академии художеств. В его семье Тропинин и поселился. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Он испытывал страстное желание стать настоящим художником и в достижении этой цели проявил безграничную волю и самоотверженное трудолюбие, которыми отмечена вся его последующая деятельность. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали.

Недолгий период пребывания Василия Андреевича Тропинина в Академии оказался чрезвычайно важным для всего последующего творчества художника. Здесь были заложены основы его профессионального мастерства, определился круг живописцев, изучение которых помогло ему полнее проявить свое дарование. Здесь, наконец, наметились основные направления последующего пути художника.

Однако вскоре Василию Тропинину пришлось уехать на новые земли братьев Морковых, которые находились на Украине, в Полесье. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. В его обязанности входила также работа кистями и красками, впрочем, низведенная на уровень ремесла. Ему приходилось браться за кисть, чтобы расписывать дверцы кареты, красить колодец или писать образа для церкви. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры.

В 1821 году Василий Андреевич Тропинин приезжает уже довольно известным мастером в Москву. Незадолго до этого имя крепостного живописца впервые появилось в печати. Вокруг Тропинина складывалось вполне определенное общественное мнение. Опасаясь лишиться уважения, Морков был наконец вынужден уступить и дать крепостному художнику вольную. Это событие он приурочил к Пасхе: 8 мая 1823 года Василий Тропинин получил отпускную, но только один, без семьи.

Ему шел сорок восьмой год. Он пользовался определенной известностью. Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью, и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Работы он переслал в столицу. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта».

Художник не хотел поступать на государственную службу - ни в Академию художеств, ни в Кремлевскую архитектурную школу, куда его приглашали. Он с благодарностью отверг предложение графа Моркова со словами: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

Василий Андреевич Тропинин поселился в Москве, снял скромную квартиру на втором этаже в доме близ Каменного моста и не менял ее тридцать два года - с 1824 по 1856-й. Зрелое творчество художника развивалось в Москве. Здесь он написал свои ставшие знаменитыми картины «Кружевница», «Золотошвейка» и другие.

В период с 1820 по 1830-й годы Тропинин создал множество портретов своих современников - представителей разных слоев русского общества. Художник жил только на то, что зарабатывал своим творчеством, поэтому охотно брал заказы, тем более что его известность в Москве стремительно росла и желающих иметь свой портрет, написанный кистью известного художника, было достаточно. Среди самых известных работ Василия Тропинина можно отметить портрет Н. А. Майкова, отца будущего известного поэта, а также один из интереснейших портретов Булахова.

Но есть у Тропинина произведение, в котором идея свободной воли и свободного образа мыслей воплощена наиболее убедительно и сильно. Речь идет о самой знаменитой его работе - портрете А. С. Пушкина .

Портрет был написан в 1827 году, когда возвращенный из Михайловской ссылки поэт жил в Москве, ожидая разрешения явиться в столицу. Сохранился небольшой подготовительный этюд, фиксирующий главным образом голову поэта, и карандашный эскиз, где идея будущего произведения представлена в развернутом виде. Сам же портрет выполнялся в мастерской на основе натурного этюда.

Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. На портрете Пушкин предстает в белоснежной сорочке, вокруг распахнутого ворота которой артистично перекинут черный шейный платок, и в просторном, лиловых тонов халате. Художник не случайно изобразил национального русского поэта в халате, как бы подчеркивая этим независимость Пушкина. При сравнении этого портрета с появившимся в том же 1827 году портретом Пушкина кисти Кипренского обычно отмечается несколько бытовой, но зато и более реалистический, национальный характер тропининского образа рядом с блестящим, романтическим обликом поэта на полотне Кипренского. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками, имеют много общего.

Значительным событием в жизни Василия Андреевича Тропинина стала его встреча с Карлом Павловичем Брюлловым , который проездом останавливался в Москве в декабре 1835 года. Он уже был прославленным художником - автором имевшей триумфальный успех картины «Последний день Помпеи». Среди всех московских художников Брюллов особенно выделил Тропинина и за «истинный талант», и за душевную чистоту. Брюллов отказался выполнять портреты в Москве, сказав, что здесь живет свой превосходный мастер.

До последних дней художник продолжает создавать портреты и жанровые полотна. Тропинин официально не числился преподавателем, но принимал самое живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников - постоянно посещал классы, давал советы ученикам.

Последний год своей жизни Василий Тропинин провел в Замоскворечье, где приобрел небольшой уютный домик. Но радости он от этого не испытывал, поскольку постоянно вспоминал свою недавно умершую жену и тосковал. Василий Андреевич пережил ее ненадолго. Он умер 3 мая 1857 года и был погребен на Ваганьковском кладбище.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим живописцем имеет Москва. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Тропинин превосходный портретист эпохи 19 века. Целая серия картин посвящена детским портретам. Художник очень любил детей. В детях он видел чистых душою и мечтательных людей. Василий Андреевич написал портретную серию, принадлежащую изображению […]

Великий русский художник Тропинин отличается от других мастеров живописи тем, что дополняет каждую картину определенного направления своей характерной деталью и техникой. Герои, которые получили свое воплощение в картинах художника, изображены в роскоши […]

Тропинин родился и вырос в Новгородской губернии. Образование получил в обычной народной школе. Еще в раннем детстве у него проявились художественные способности. Однако граф Морков посчитал нужным отправить Василия Тропинина обучаться кондитерскому […]

Тропинин является одним из тех художников, на творчество которого повлияли веяния такого течения как сентиментализм. Это направление предполагало отражать в произведениях культ природы и искренние эмоции и человеческие чувства. Художник вдохновлялся природой […]

Николай Михайлович Карамзин был не только легендарным писателем, талантливым поэтом, отличным переводчиком, но и прекрасным историком. Он оказал огромное влияние на формирование языковой и литературной культуры страны. Именно он переводил многие произведения […]

За эту картину Василий Андреевич Тропинин получил звание академика. Художник был невероятно талантливым портретистом, жившим и работавшим в Москве. Он писал портреты самых знатных людей столицы, к тому же, он запечатлел героев, […]

Данное произведение, датируется 1850 годом. В то время слава её автора – Василия Тропинина, великолепного портретиста, ставшего родоначальником нового уникального бытового жанра, к большому сожалению, медленно угасает. Однако такое положение дел только […]

Первый московский портретист прошлого века был убежден, что портрет любого человека пишется "для памяти людей, близких ему, людей, его любящих". Бывший крепостной, он отклонял лестные официальные предложения, но старался не отказывать никому, кто обращался с частными просьбами написать портрет для семьи или друзей. То, что рисовалось для памяти любящих, составило нашу память, наше представление о добродушных, талантливых, знаменитых и малоизвестных людях века минувшего. Людях, как оказалось, и нам близких.

Много ли дохода от своего крепостного Василия Тропинина имел граф Морков Ираклий Иванович, который отличился при взятии Очакова и при штурме Измаила, получивший после польской кампании алмазную шпагу и огромное поместье на юге Украи­ны, сказать определенно сложно. Но на протяжении многих лет упрямо родил он от просьб известнейших и влиятельных людей дать вольную уже оцененному всеми по достоинству художнику. Будто необходимо ему было, чтобы талант, отмеченный самой императрицей Елизаветой Алексеевной, талант, перед которым прекло­нялся великий Карл Брюллов , прислуживал бы за сто­лом во время обеда в качестве главного лакея. Современники отмечали, что Тропинин Василий Андреевич пользовался большим доверием графа. Видимо, Ирак­лий Иванович знал цену этому добряку и чудаку, наделенному не только большим талантом, но и бесконечным смирением и терпением. Цену знали все. Бывшие на выданье дочери спорили между собой, кому из них достанется в приданое крепостной худож­ник. Ираклий Иванович отвечал на это, что он никому не доста­нется. И только в 1823 году, когда художнику исполнилось 47 лет, в праздник Воскресения Христова, после заутрени, которая правилась на дому у графа Моркова, Тропинину вместо красного яйца была вручена отпускная, однако, одному, без сына. Лишь спустя пять лет после смерти графа наследники его выдали вольную Арсению Васильевичу, любимому сыну Василия Андреевича, тому, чей портрет в числе других составил славу замечательного художника.

Художник родился кре­постным в селе Карповка Новгородской губернии, принадлежавшем графу Миниху. Затем его господином стал граф Ираклий Иванович Морков, получивший Тропинина в качестве приданого за женой, дочерью Миниха.

Раннее страстное влечение к рисованию, которое проявилось у Тропинина, и способности были настолько очевид­ными, что уже тогда, в детстве, заставляли обращать на себя внимание друзей графа Моркова. Графу многие советовали отдать Тропинина учиться живописи. Но чем настоятельнее были советы, тем больше сопротивлялся тот. В Петербург, но - на кондитера, такое было решение. Только в 1798 году по просьбе близкого родственни­ка графа Моркова, который обязался в случае неуспеха Тропинина в изучении живописи заплатить за него собственные деньги, он был отдан в художественную Академию вольноприходящим учеником (по уставу Академии в то вре­мя было запрещено принимать крепостных) к С.С. Щукину, ученику Д.Г. Левицкого. Тропинин учился легко и успешно, и в 1804 году на ученической выставке выставил портрет мальчика, который тоскует об умершей птичке. Его работа очень понравилась академическому начальству, а также императрице Елизавете Алексеевне. Граф Морков, предупрежденный о возможных просьбах об освобо­ждении талантливого крепостно­го, срочно отозвал Тропинина в свое малороссийское имение в се­ле Кукавка. Вот там-то крепост­ной Василий Тропинин и заслу­жил «большое доверие» графа: что называется, и «швец, и жнец, и на дуде игрец ». Изредка ему позволяют писать то, что он хочет. Большинство ранних работ Тропинина не сохранилось, они сгорели в московском доме Моркова при пожаре Москвы 1812 года.

Ранние работы Тропинина обла­дают особой изысканностью и вместе с тем застенчивой робостью в выражении чувств, светятся трогательной нежностью к миру. Их живопись тонкослойна и про­зрачна. Наиболее интересная работа из сохранившейся группы ранних произведений - «Портрет Натальи Морковой » - этюд к большому групповому портрету семьи Морковых .

Золотистые его волосы беспорядочны, карие живые глаза отведены в сторону. В искусстве XVIII века дети изображались как маленькие взрослые с деревянными фигурками и кукольными личиками. В последующем столетии искусство как бы открывает детство, пытается познать огромный мир ребенка, который живет яркими, чистыми чувствами.

Уже в 1820-х годах Василий Андреевич был знаменит в Москве как достойный внимания художник. А спустя год, обладая вольной, Тропинин избирается акаде­миком Академии художеств. Н.А. Рамазанов пишет: «Тропини­ну предстояло в Петербурге зака­зов на 14000 р.ас., но северная Пальмира, воспетая не одним петербургским поэтом, очень не понравилась Василию Андреевичу, который говорил: «Все я был под началом, да опять придется подчи­няться то Оленину, то тому, то другому... Нет, в Москву!» Уставший от подневольной жизни, Тропинин отклонил все предложения официальной службы, он хотел те­перь вести жизнь частного челове­ка и быть независимым. Успешная ранняя официальная карьера не дала развиться в полную силу таланту его преподавателя С.С. Щукина. И Тропинин не захотел повторить его путь. В наследии Тропинина нет заказных официальных работ. Поселившись в Москве, художник вскоре стал первым московским портретистом. Здесь он написал около трех тысяч портретов. Было честью заказать у него портреты Москва художественная, Москва мелкопоместная дворянская и Москва купеческая. К нему не то на Ленивку, не то на Твер­скую (точно не установлено) приходил позировать Александр Сергеевич Пушкин . Тропинин оказал большое влияние на московскую живописную школу, он стоит у истоков образования Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У него учились братья Владимир и Константин Маковские .

К Тропинину приезжали из других городов и из далеких помещичьих усадеб. По свидетельству того же Рамазанова, Карл Брюллов отказывался писать портреты москвичей, ссылаясь на Тропинина , как на превосходного художника. Когда английский мастер Д. Доу работал над галереей портретов героев войны 1812 года для Зимнего дворца, то Тропинин писал москвичей, не желавших ездить позировать в Пе­тербург. Эти портретные этюды Доу затем использовал в своих произведениях.

Популярность не отразилась на особенности формирования характера Тропинина. Он писал портреты дома у заказчиков, дорабатывая их потом у себя в мастер­ской. Цены на его портреты были невысоки, копии со старых мастеров Тропинин оценивал дороже. Так же, как Федотов и Венециа­нов , Тропинин за границей не был, но не сетовал на это: «Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, я не был бы своеобразен». Но западноевропейское искусство Тропинин знал хорошо, изучал частные коллекции Петербурга и Москвы, а также богатейшее собрание Эрмитажа.

Из всех мастеров первой половины XIX века Тропинин более все­го сохраняет связи с искусством XVIII столетия. Одним из его любимых художников был Ж.-Б. Грез, его работы Тропинин много копировал. Он также копировал рабо­ты австрийского художника И.-Б. Лампи, учителя В.Л. Боровиковского, «Портрет дочери Агаши » Д.Г. Левицкого. Несомненны связи искусства Тропинина с «головками» итальянского мастера П. Ротари. Прихотливый, игривый, кокетливый стиль рококо и нежная грация искусства сентиментализма - все это есть у Тропинина. Ароматы искусства галантного века долго сохраня­ются в его творчестве.

Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение красотой форм и красок реального мира. Все его «кружевницы », «золотошвейки », «пряхи » и «прачки » словно покрыты тонкою вуалью легкой эротики.

Они ласковы, улыбчивы, кокетливы. Откровения Тропинина в том, что он любит. Он любуется своими натурами как самыми удивительными творениями природы. Тропинин использует систему контрастов - сложных поворотов фигуры, когда плечи развернуты сильно в три четверти, лицо почти в фас, глаза скошены влево или вправо, в результате получается винтовая линия, создается впечатление игры со зрителем. Наиболее известная работа этой серии - картина Василия Андреевича Тропинина «» - стала визитной карточкой Тропинина.

Эту работу он неоднократно повторял. Здесь Тропинин уже выступает зрелым мастером. Исчез­ли погрешности в анатомии и небрежность, которые были в ранних работах. «Кружевницу » отличают четкость и точность силуэта, скульптурная округлость форм. Многочисленные тонкие полупрозрачные слои краски позволили добиться Василию Андреевичу Тропинину нежного эффекта фарфоровой прозрачности внешности, при освещении которые начинают изнутри светиться. Тщательно и любовно написаны детали: завитки волос, коклюшки, ножницы.

Портреты Тропинина часто неглубоки по психологической характеристике, но очень достовер­ны в передаче бытового окружения человека. Творчество Тропи­нина сопоставимо с так называемым течением бидермейер, развивавшимся в искусстве Германии, Австрии и ряда скандинавских стран в 20-40-е годы прошлого ве­ка, воспевавшим идеал семейной жизни, привязанности членов се­мьи друг к другу, любования уст­роенным бытом не напоказ.

Тропинину нравились камерные портреты. Он всегда заботился о естественности позы модели, советовал обращать внимание, «чтобы... лицо не заботилось сесть так, уложить руку этак и пр., постарайтесь отвлечь его разговором и даже отвлечь от мысли, что вот он сидит для портрета». Его выраженные в портретах образы отличают индивидуальное и естественное своеобразие позы, душевную и доброжелательную открытость.

Один из лучших портретов Тропинина - портрет Булахова .

Эскизная манера живописи, небрежность и артистизм письма соответствуют мягкому характеру изображенного человека. Он представлен в домашнем облике частного человека, что подчеркивает одежда - халат на беличьем меху. Но журнал «Вестник Европы» в руках Булахова говорит о том, что он не чужд интеллектуальных занятий. Домашняя одеж­да воспринималась как антитеза фраку, это была «свободная одеж­да свободного человека».

От более чопорного и строгого стиля жизни чиновничьего Петербурга, столицы, резиденции императора, Мо­сква отличалась вольностью. В Москве предпочитали жить многие писатели, это был город арти­стической богемы. Москва слави­лась своим радушием, своими чудаками. Мос­ковские барыни часто одевались с безвкусной причудливостью и пышностью. Пример тому графиня Н.А. Зубова , любимая дочь Суворова, с тропининского портрета.

Ее яркий красный головной убор с белыми перьями кажется сошедшим с картины эпохи ба­рокко. Тем не менее этот наряд соответствует ее монументальной фигуре, здоровому благодушию натуры, всей брутальности облика и не делает ее смешной и нелепой. Но не следует думать, что дарованию Тропинина был недоступен аристократизм духа, внутренний мир интеллектуальной модели. Длинными жидкими мазками он пишет тонкое умное лицо знаменитого историка Карамзина .

Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете.

Тропинин жил в эпоху расцвета романтического жизнечувствования. Он, лично знакомый с Карлом Брюлловым и Пушкиным , восхи­щался их творчеством, сопереживал их мироощущениям, что, естественно, сказывалось и на письме. Портрет А.И. Барышникова под деревом на фоне вечернего пейзажа, этакого рефлексирующего англий­ского денди; портрет Брюллова на фоне дымящегося Везувия , портрет В.М. Яковлева с печатью разочарования и усталости на лице .

Но в це­лом романтические влияния были чужды трезвому характеру Тропинина, он воспринимал их скорее внешне, отдавая дань настроениям эпохи. Наиболее удачный портрет этой группы произведений - портрет А.С. Пушкина .

Портрет был за­казан художнику самим Александром Сергеевичем и подарен в качестве неожиданного подарка своему другу С.А. Соболевскому. В этот портрет Тропинин вложил много собственного чувства. Творчество и свобо­да - идеи, которые лежат в основе руководящей идеи портрета Пушкина, были сокровенными для са­мого художника, невероятным трудом одолевшего всю сословную лестницу иерархического российско­го общества.

1840 - 1850-е.

Холст, масло

Холст, масло

Начало 1830-х.

Холст, масло

В 1855 году спокойная в последнее время жизнь Василия Андреевича омрачилась потерей любимой его супруги Анны Ивановны, с которой он обвенчался в Кукавке около полвека назад. Вскоре после похо­рон он перебрался в купленный им домик за Москвой-рекой. А два го­да спустя «5-го мая в 10-м часу утра на Полянке сходились и съезжа­лись художники, друзья, родственники и чтители Василия Андрееви­ча Тропинина к его небольшому, уютному и красивенькому домику. Никогда еще не было такого боль­шого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей; - а в этот день была толпа, которая была безмолвна... Мы проводили усопшего на Ваганьково кладбище. Снег и град метались нам в лицо; своенравная северная весна, казалось, хотела напомнить, что хороним нашего северного художника, никогда не таявшего на итальянском солнце и потому скончавшегося в полной памяти...» - вспо­минает Шихановский.

На странице представлены картины Тропинина Василия Андреевича, особенностью которых, несомненно, является изящная эстетика, нежность, открытость и простота людей. Художника можно назвать сентименталистом.

Но Тропинин не приукрашал лица на своих портретах, он именно так их и видел.

И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение получать от работы радость и удовлетворение.

Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал. «Крестьянский мальчик с топориком», «Девочка с куклой», «Мальчик со щеглом», «Девочка с собакой», портрет сына и другие портреты пронизаны невинностью, непосредственностью и мечтательностью.

Автопортрет Тропинина.

На фото картина «Женщина в окне». Тропинин.

Портрет писался по мотивам «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Душевная, простая женщина с непосредственным интересом взирает на мир из окна.

На фото картина «Девочка с собакой». Тропинин.

Девочка прижимает к себе испуганную собачку. А у неё скорее удивлённый и заинтересованный взгляд. Светлый образ ребёнка на картине.

Картины Тропинина с детьми сентиментальные, нежные и милые. Любил художник детей!

Кружевница. Тропинин.

Самая известная картина художника!

На ней изображена простая и добрая девушка, с любовью кружевами занятая. Она оторвала свой взгляд от работы и с игривым интересом смотрит на вошедшего. Ей и работа интересна, и люди.

Картины Тропинина наполнены теплотой и нежностью.

Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль

Добродушный взгляд у художника!

Гитарист. Тропинин.

Художник не раз рисовал гитаристов. На этой картине молодой человек взирает на слушателя, которому только что исполнял на гитаре мелодию собственного сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате.

Обыденная, но содержательная жизнь!

Картины Тропинина нежны и содержательны.

Девочка с куклой. Тропинин.

Нравится девочке играть с куклой. Нежно так она её в руках держит. Милый ребёнок!

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Ершовой с дочерью.

Картины Тропинина наполнены любовью и теплотой особенно к детям!

Портрет сына художника, Арсения

Похож сын на отца!

На фото портрет Брюллова. Тропинин.

Брюллов держит в левой руке папку с холстами, а в правой кисточку.

На фото картина «Нищий старик».

За картину эту Тропинин получил звание академика. Работа на заказ. Тема нехарактерная для художника.

На фото картина «Старый солдат». Тропинин.

На фото картина «Мальчик со щеглом».

Держит мальчик в правой руке маленького щегла. Слева и клетка для него. С удивлением мальчик смотрит куда-то в сторону.

На фото «Крестьянский мальчик с топориком».

Прелестный ребёнок уже трудится. На правом плече у него топорик, на голове соломенная шляпа, украшенная цветами. Взгляд устремлён куда-то вдаль. Чистый и невинный у него взгляд.

Все картины Тропинина с детьми чисты и невинны!

На фото картина «Девушка с горшком роз». Тропинин.