Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Традиционный китайский рисунок. Нарисуем (китайского) дракона. Незаполненные пустоты на картинах

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»

Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.

Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники» , но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

В китайской живописи самое главное - «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом - это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы - мужское начало (янь), вода - женское (инь). Любое растение - это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Переходим к изображению -

Самое главное - научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок - это основа . Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение - для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.

Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами .Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…

Более тонкой кистью добавляю мелких веток…

Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…

Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.

Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.

Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.

Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук )))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.

Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок - это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков - столько листьев.

Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.

Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.

И еще…

И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы - птицы. Анималистический жанр - немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Пора приниматься за пейзажи…

Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху - небо, снизу - земля.

Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.

Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…

И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность - 30 минут.

Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.

«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»

Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))

На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете - «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс - это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому - красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…

Напоследок, для любителей Фен-Шуя - несколько иероглифов с положительной энергией)))

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.
Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Добрый день! Сегодня мы продолжим тему драконов на нашем сайте, новый урок рисования на эту тему уже готов специально для вас. В какой-то момент мы вдруг решили, что драконов на нашем сайта катастрофически мало, и теперь мы потихоньку наполняем ваш любимый ресурс про рисование этими пресмыкающимися и одновременно с этим летающими созданиями. А в данный момент у нас на очереди очаровательный китайский дракон, давайте же нарисуем его!

Шаг 1

Если вы хотели узнать, , вам обязательно нужно начать с такого вот эскиза. Внимательно перерисовываем все изгибы тела нашей ящерицы. Важный момент — туловище не должно иметь случайных сужений или расширений, оно одинаково в толщину кроме момента, когда оно начинает плавно и равномерно сужаться в сторону хвоста.

Шаг 2

От головы к ногам мы обычно двигаемся в плане направления прорисовки, если рисуем кого-то, у кого есть ноги. У нашего дракона они, конечно же, есть, но тело ими не заканчивается, а заканчивается, как видите, хвостом. Поэтому прорисовывать китайского дракона мы будем от головы к хвосту. А в этом шаге наметим контуры ушей, рогов, обозначим чёрточкой положение глаз и нарисуем витиеватые, закрученные усы.

Шаг 3

Наши художники предлагают нам в этом шаге прорисовать лицо дракона, стереть все направляющие линии и окантовать усы — каждый ус значительно сужается от ноздри к кончику. В целом, простой этап, наверное, глаза могут вызвать небольшие сложности. И поэтому именно глаза мы решили вынести на крупный план:

Общий план будет таков:

Шаг 4

Пасть должна быть усеяна мелкими, острыми зубами, рисуем их. Далее прорисовываем ушную раковину, кончики ушей с заострёнными краями волос. Здесь же рисуем рога нашего китайского дракона, она должны иметь плавный, изящный изгиб. Да, у китайских драконов весьма специфичная внешность. Вы искали классического средневекового дракона из сказаний европейских стран? Не проблема, у нас есть и такой — милости просим на урок про то, .

Шаг 5

Рождённый ползать летать не может? Мы не знаем, про кого это, потому что наш дракон отлично умеет ходить. А чтобы это показать, необходимо прорисовать его лапы. Точнее, не прорисовать, а только наметить. Кстати, по форме в этом шаге они весьма похожи на куриные.

Шаг 6

Китайский дракон склизкий и гадкий? Вовсе нет, он — мягкая и пушистая няшка, такой же классный, как надежды на светлое будущее при старике Мао. Верхняя часть туловища у нашего дракона и вправду пушистая и покрыта мехом, необходимо обозначить это. Самую верхнюю линию туловища делает «пушистой» при помощи длинных штрихов, которые слегка отходят от контура. Прорисовываем кисточку на хвосте.

Шаг 7

Прорисовываем горизонтальные сегменты внутренней части тела дракона. Обратите внимание, к хвосту сегменты должны очень сильно участиться.

Шаг 8

Во время шага, в котором мы намечали контуры лап китайского дракона, они были весьма похожи на куриные лапы. Так вот, сейчас они станут похожи на них ещё больше, потому что мы прорисуем острые, загнутые вниз когти и наметим складки кожи.

Шаг 9

Нанесём небольшую тень на поверхность, а также затеним участки туловища, наиболее близко расположенные к лапам. Да, сложной структуры тени здесь не наблюдается, нужные места просто нужно слегка заштриховать умеренно мягким (не таким мягким, как характер старика Мао) карандашом.

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.