Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума. Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума


Новаторство комедии "Горе от ума"

Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого.

Возникновение выдумки - наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано на собственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя её с у м а с ш е с т в и е м:

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

На это горькое признание Софья говорит (про себя):

Вот нехотя с ума свела!

Софья, выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это:

Он не в своем уме.

Искусство в еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N и потом г. D.

Распростᴘẚʜᴇние и рост выдумки.

III ДЕЙСТВИЕ

Явление 1

Чацкий. От сумасшествия могу я остеречься.

Софья Вот нехотя с ума свела!

Явление 14

Софья. Он не в своем уме.

Г.N. Ужли с ума сошел?

Явление 15

Г.N. С ума сошел.

Явление 16

Г.D. С ума сошел.

Загорецкий Его в безумные упрятал дядя плут.

Явление 17

Загорецкий Он сумасшедший.

Загорецкий Да, он сошел с ума.

Явление 19

Загорецкий В горах изᴘẚʜᴇн в лоб, сошел с ума от раны.

Явление 21

Загорецкий Безумный по всему...

Хлёсᴛᴏʙа В его лета с ума спрыгнул!

Фамусов Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлёсᴛᴏʙа Уж кто в уме расстроен

Явление 22

Хлёсᴛᴏʙа Ну, как с безумных глаз...

IV ДЕЙСТВИЕ

Явление 6

Загорецкий В уме сурьезно поврежден

Явление 14

Фамусов Сама его безумным называла!

Распростᴘẚʜᴇние выдумки основано на изображении переимчивости. Но при этом дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности с о г л а с и я

В конце III действия Чацкий уже объявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича:

Кто первый разгласил?

Наталья Дмитриевна отвечает:

Ах, друг мой, все!

И старый друг Чацкого должен уступить:

Ну, все, так верить поневоле.

Дело не в вере выдумку, даже не в доверии;

Полечат, вылечат, авось

Говорит Хлёсᴛᴏʙа, явно не веря. “Никто не поверил, но все повторяют”. Слепая необходимость повторять общий слух, при недоверии.

Еще более ясно соглашается Репетилов

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Выдумка приобретает характер сговора, заговора. /.../

Выдумка о сумасшествии Чацкого - это разительный пример “сильного положения в сюжете”, о котором говорит Бомарше. Смена выдумок, рост их кончается репликой старой княгини:

Я думаю, он просто якобинец,

Ваш Чацкий!!!

Выдумка превращается в донос. /.../

Конец III действия совершенно менял тракᴛᴏʙку комедии вообще и главного лица в ней, в частности. Горячий сатирический монолог Чацкого о “французике из Бордо” является одним из идейных центров пьесы. Данный монолог обрывается следующим образом:

И в Петербурге, и Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять,

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим

усердием. Старики разбрелись к карточным столам).

Конец третьего действия.

Центр комедии - в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия - видом трагедии. /.../

Грибоедов был человеком двенадцатого года “по духу времени и вкусу”

В общественной жизни для него был уже возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне, со смехом учителя театра и лирика, чующего будущее, - к Репетилову, с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона.

Грибоедов, едва достигнув 18-летнего возраста, участвует в Отечественной войне 1812 г. В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Но при этом неразборчивое посмеивание имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, предоставляемыми самой войной: “Иные, смотришь, перебиты”. Преступность скалозубовского карьеризма, основанного на ᴨᴏᴛерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его карьеры со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии.

Беспредметное, полное равнодушие ко всему, кроме собственной карьеры, посмеиванье и шутки шутника Скалозуба - самое ненавистное для сатиры Грибоедова, как позже были ненавистны любители смешного и писатели по смешной части Салтыкову.

По Скалозубу, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. И здесь назван один “канал” этого удачника, который носит имя по щедрости шуток, по той беспредельной шутливости, которая без разбора отличает новый “полк шуᴛᴏʙ”: “Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит” (Лиза), шутливости, которая враждебнее всего шуткам Чацкого, учитывая, что стремится подменить их собою. Данный канал “чтоб чины добыть” - “иные, смотришь, перебиты”. Преступное довольство выгодностью смерти. От преступности этому шутнику недалеко, как этой комедии до драмы. Фигура Скалозуба в "Горе от ума" предсказывает гибель николаевского военного режима.

"Горе от ума" - комедия о том времени, о безвременье, о женской власти и мужском упадке, о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.

Список использованной литературы и источников

Для подгоᴛᴏʙки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Страница 1 из 1



Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии "Ревизор"?

Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии "Ревизор"? Примерный текст сочинения Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Казалось бы, какое отношение к централизованной чиновничьей системе имеет сонная патриархальная жизнь захолустного уездного городка, который городничий искренне считает своим домом и распоряжается в нем как хозяин? Здесь почтмейстер распечатывает и читает чужие письма вместо романов, не видя в этом ничего предосудительного. Из спешных замечаний городничего своим подчиненным о наведении порядка в подведомственных им учреждениях мы легко можем сделать вывод о том, как обстоят дела в больнице, суде, школах, на почте. Больные очень смахивают на кузнецов и курят крепкий табак; их лечением никто не занимается. В суде запутаны все дела, под ногами посетителей свободно разгуливают гуси. Везде царят беззаконие и произвол....


Чиновничий мир в комедии Гоголя "Ревизор"

Чиновничий мир в комедии Гоголя "Ревизор" Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" - яркое изображение быта и нравов чиновничьей России 30-х годов XIX века. На примере маленького российского городка, затерявшегося в самой глубинке, нам открываются нравы России того времени. Такие, как взяточничество, сплошное беззаконие, ставшее нормой, казнокрадства и попрание всякого человеческого достоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений. ...


Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"). Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины....


Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова \"Горе от ума\" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал \"нового\" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним....


Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума". Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от ума"....

В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны”. А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему в Михайловское его лицейский товарищ Иван Пущин.
Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличались друг от друга. Но как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным (в журнале “Русская Талия” в 1825 году появился лишь небольшой фрагмент), стало стремительно расходиться в рукописных списках. И хотя с сокращениями первое издание комедии появилось лишь в 1833 году после трагической гибели Грибоедова, уже задолго до этого пьеса стала предметом споров и обсуждений, которые касались как ее содержания, так и формы его воплощения.
А художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы.
В своей статье, посвященной комедии “Горе от ума”, В. Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это “последний период французского классицизма в русской литературе”. Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода. Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм.
К этому времени уже возникла яркая звезда В. А. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стал Н. М. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические произведения периода южной ссылки, но и начал “Евгения Онегина”. Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы. Преодолевала правила и устои классицизма.
Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные запросы времени. Эстетический вкус его был безупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле “Горе от ума” остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе.
Упомянув о “последнем периоде французского классицизма в нашей литературе”, Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет все то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма. Во-первых, его комедия была написана “не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни”. Во-вторых, она была написана “не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком”. В-третьих, “каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку”. В-четвертых, комедия Грибоедова “отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы”. Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.
В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии.
“Характеры и редкая картина нравов”, по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными. Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости и коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия и доверчивости. Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений.
Чацкий “чувствителен, и весел, и остер”, но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: “Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?”
Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма “времен очаковских и покоренья Крыма”. Но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом еще и заботливый отец, и добрый барин.
Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: “Что мне до них, до всей вселенной?”.
Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), потому что его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю и зрителю.
Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало “Горе от ума” явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от “механизма старинной драмы”.
Однако “Горе от ума” задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия.
Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес писателя. Как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел “главную погрешность” грибоедовской комедии “в плане”.
Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить “общественную комедию” с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете “Горе от ума”.
Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: говорящие имена (Фамусов – знатный, знаменитый; Софья – мудрая; Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о Чаадаеве); монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо в зал.
Вольно или невольно, сознательно или несознательно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной жизни своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей.
Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна и многие другие дамы, мадам Розье, Удушьев Ипполит Маркелыч и прочие, – именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия.
С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича и многие другие. Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени – от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов ХIХ века.
Как отмечал в статье “Мильон терзаний” И. А. Гончаров, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира”. Она не потеряла своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя. И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органического соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя. Чем Read More ......
  2. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником Read More ......
  3. Художественное новаторство Грибоедова проявилось в “Горе от ума” и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с “Недорослем” Фонвизина, люди Read More ......
  4. “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова Read More ......
  5. “Горе от ума” – это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил Read More ......
  6. Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: Read More ......
  7. “Горе от ума” – социально – политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян Read More ......
  8. Особенность конфликта в комедии “Горе от ума” со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вло-жены одна в другую: Read More ......
Традиции и новаторство в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого.

Возникновение выдумки - наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано на собственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее с у м а с ш е с т в и е м:

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

На это горькое признание Софья говорит (про себя):

Вот нехотя с ума свела!

Софья, выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это:

Он не в своем уме.

Искусство в еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N и потом г. D.

Распространение и рост выдумки.

III ДЕЙСТВИЕ

Явление 1

Чацкий. От сумасшествия могу я остеречься.

Софья Вот нехотя с ума свела!

Явление 14

Софья. Он не в своем уме.

Г.N. Ужли с ума сошел?

Явление 15

Г.N. С ума сошел.

Явление 16

Г.D. С ума сошел.

Загорецкий Его в безумные упрятал дядя плут.

Явление 17

Загорецкий Он сумасшедший.

Загорецкий Да, он сошел с ума.

Явление 19

Загорецкий В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.

Явление 21

Загорецкий Безумный по всему...

Хлёстова В его лета с ума спрыгнул!

Фамусов Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлёстова Уж кто в уме расстроен.

Явление 22

Хлёстова Ну, как с безумных глаз...

IV ДЕЙСТВИЕ

Явление 6

Загорецкий В уме сурьезно поврежден.

Явление 14

Фамусов Сама его безумным называла!

Распространение выдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности с о г л а с и я. В конце III действия Чацкий уже объявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича:

Кто первый разгласил?

Наталья Дмитриевна отвечает:

Ах, друг мой, все!

И старый друг Чацкого должен уступить:

Ну, все, так верить поневоле.

Дело не в вере выдумку, даже не в доверии;

Полечат, вылечат, авось

Говорит Хлёстова, явно не веря. “Никто не поверил, но все повторяют”. Слепая необходимость повторять общий слух, при недоверии.

Еще более ясно соглашается Репетилов

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Выдумка приобретает характер сговора, заговора. /.../

Выдумка о сумасшествии Чацкого - это разительный пример “сильного положения в сюжете”, о котором говорит Бомарше. Смена выдумок, рост их кончается репликой старой княгини:

Я думаю, он просто якобинец,

Ваш Чацкий!!!

Выдумка превращается в донос. /.../

Конец III действия совершенно менял трактовку комедии вообще и главного лица в ней, в частности. Горячий сатирический монолог Чацкого о “французике из Бордо” является одним из идейных центров пьесы. Этот монолог обрывается следующим образом:

И в Петербурге, и Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять,

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим

усердием. Старики разбрелись к карточным столам).

Конец третьего действия.

Центр комедии - в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия - видом трагедии. /.../

Грибоедов был человеком двенадцатого года “по духу времени и вкусу”. В общественной жизни для него был уже возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне, со смехом учителя театра и поэта, чующего будущее, - к Репетилову, с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона.

Грибоедов, едва достигнув 18-летнего возраста, участвует в Отечественной войне 1812 г. В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивое посмеивание имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, предоставляемыми самой войной: “Иные, смотришь, перебиты”. Преступность скалозубовского карьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его карьеры со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии.

Беспредметное, полное равнодушие ко всему, кроме собственной карьеры, посмеиванье и шутки шутника Скалозуба - самое ненавистное для сатиры Грибоедова, как позже были ненавистны любители смешного и писатели по смешной части Салтыкову.

По Скалозубу, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. И здесь назван один “канал” этого удачника, который носит имя по щедрости шуток, по той беспредельной шутливости, которая без разбора отличает новый “полк шутов”: “Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит” (Лиза), шутливости, которая враждебнее всего шуткам Чацкого, так как стремится подменить их собою. Этот канал “чтоб чины добыть” - “иные, смотришь, перебиты”. Преступное довольство выгодностью смерти. От преступности этому шутнику недалеко, как этой комедии до драмы. Фигура Скалозуба в "Горе от ума" предсказывает гибель николаевского военного режима.

"Горе от ума" - комедия о том времени, о безвременье, о женской власти и мужском упадке, о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Гениальный драматург, талантли-вый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов сво-ей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической дра-матургии. В Московском университе-те Грибоедов сближается с будущи-ми декабристами, страстно увлекает-ся театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но крити-чески относился к защитникам прин-ципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает вооб-ражению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития на-ционально самобытной русской лите-ратуры.

Ранние пьесы Грибоедова пред-ставляли собой вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает оригинальное яркое про-изведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила про-изведение в печать. Реакционный ла-герь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встре-тили декабристы. По мнению Пушки-на, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибое-дова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабри-стами для пропаганды их политичес-ких идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведе-ния составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувше-го». Появление «Горя от ума» способ-ствовало становлению реализма в русской литературе.

Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены централь-ному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах коме-дии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь со-временной писателю эпохи. Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Гри-боедов, напротив, стремится пока-зать внутреннее развитие своих геро-ев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас-крывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реа-лизма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он за-висит, под давлением жизненных об-стоятельств. Чацкий с горечью вос-клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». Образ Молчалина — уди-вительная находка драматурга, край-не «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, во-круг слишком много покорных, живу-щих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма являет-ся изображение типических характе-ров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реа-лизма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждо-му персонажу комедии придает инди-видуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характе-ры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу-ба), в любом управлении — «всесиль-ного дядюшку» (Фамусова), покрови-теля родственников, который держит всех служащих в узде.

Составивший основу комедии кон-фликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из сре-ды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жиз-ненной правдивостью и историчес-кой верностью. Новаторство Грибое-дова-художника, выразившееся в ес-тественности, простоте и ясности драматургической композиции, блес-тяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим ге-нием».

В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов).

Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.

Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же - комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.

В пьесе присутствуют два начала - социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.

Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», - из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого - это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова - речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.