Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Толстые журналы. "Наш современник" - трибуна виднейших политиков патриотического направления

Так называемые "Толстые журналы" по сути являются литературными ежемесячниками,в которых регулярно печатались новинки литературы,перед тем,как опубликовать отдельным томом.Многие граждане собирали целые подписки подобных журналов,создавая из них коллекции.

В СССР к подобным "толстым " журналам следует отнести:"Юность","Дон","Звезда","Урал","Сибирские огни","Иностранная литература","Дружба народов","Наш современник","Москва","Нева","Знамя","Октябрь","Новый мир". Так же в киосках "Союзпечати" можно было найти малоформатные "толстые " журналы,такие как:"Смена","Молодая Гвардия","Аврора ".

"Толстые " журналы,пожалуй не стоит путать с другими изданиями.Простых журналов в СССР тоже было достаточно:"Советский Союз","Огонек","Крокодил","Крестьянка","Работница ". Появлялись на прилавках они по разному либо еженедельно,либо раз в месяц.

В СССР так же существовало огромное множество журналов по интересам для различных возрастов:"Журналист","За рулем","Спортивные игры","Здоровье","Химия и жизнь","Знание - сила","Техника молодежи","Наука и жизнь","Наука и религия","Пионер,Костёр","Юный натуралист","Юный техник","Вокруг света ".

Журнал "Новый мир " под редакцией самого Твардовского в 1962 году напечатал прекрасную повесть "Один день Ивана Денисовича",а так же еще три рассказа Солженицына - "Случай на станции Кречетковка","Для пользы дела","Матренин двор".

В журнале "Октябрь " были напечатаны роман Рыбакова "Тяжелый песок" и повесть Астафьева "Печальный детектив". Печатались произведения Манна,Андерсена-Нексё,Драйзера,Барбюса,Роллана,Бределя,Фйхтвангера,Паустовского,Гайдара, Пришвина,Зощенко,Олеши,Есенина,Платонова,Маяковского,Нагибина,Мориц,Искандера, Вознесенского,Васильева,Бакланова,Ахмадулиной,Адамовича.

В журнале "Знамя " было напечатано,ставшее впоследствии классикой "Падение Парижа" Эренбурга,"В окопах Сталинграда" Некрасова,"Молодая гвардия" Фадеева,"Сын" Антокольского.Так же военная проза Казакевича и Гроссмана.Поэтические произведения Вознесенского,Ахматовой и Пастернака.

В первые годы перестройки журнал "Знамя" стал издавать запрещенные до этого произведения,Платонова,Булгакова,Замятина.Стало печатать произведение Сахарова "Воспоминания".

В журнале "Нева " издавались произведения Быкова,Дудинцева,Каверина,Конецкого,Чуковской,Гумилева,Стругатских,Гранина.
Именно в "Неве" читатели познакомились с такими произведениями,как: "Слепящая тьма" Артура Кестлера и с романом Роберта Конквеста "Большой террор".

В "толстом" журнале "Москва " был издан роман "Мастер и Маргарита" Булгакова(с декабря по январь 1966-1967 года).
Когда началась перестройка,в этом журнале было опубликовано произведение Карамзина "История государства Росийского",которое что примечательно не издавалось в годы советской власти.

В "толстом" журнале "Юность " издавались произведения Ахмадулиной,Окуджава,Вознесенского,Тихонова,Яшина,Розова,Гладилина,Алексина,Рубина,

Аксенова.

В "Юности" же увидел впервые свет роман Кузнцова "Бабий Яр".

Тиражи "толстых" журналов

Так называемые "толстые " журналы в СССР можно было приобрести лишь только по большому блату.Несмотря на то,что например тираж такого журнала,как "Юность" превышал 3 млн штук.В киосках "Союзпечати",их разбирали практически мгновенно.
Даже в библиотеках их нельзя было забрать домой,а выдавались лишь в читательских залах.

В наше время подобные проблемы вызывают лишь усмешку.На любой "блатной" журнал можно подписаться без всяких проблем.Тиражи современных "толстых" журналов упали на порядки,если сравнивать их с тиражами в СССР.Например журнал "Новый мир" имеет тираж 7200 штук,а у журналов "Знамя" и "Октябрь" около 5000 штук.У популярного в свое время журнале "Дружба народов" всего 3000 штук.

Читайте еще:

)

Константин Парамонов

В 1987 году появились "Дети Арбата" А. Рыбакова и "Белые одежды" М. Дудинцева. И понеслось...

М. Шатров, А. Бек, А. Нуйкин, А. Солженицын, В. Гроссман, В. Тендряков, В. Коротич, В. Шаламов, Ю. Трифонов, В. Войнович...

Имена, слившиеся в неразборчивый гул того времени, сменились в конце восьмидесятых новыми именами - из другой, неслыханной и "несоветской", как мне тогда представлялось, письменности: Юрий Арабов, Дм. Ал. Пригов, Александр Еременко, Тимур Кибиров, Виталий Кальпиди, Иван Жданов, Евгений Попов, Вик. Ерофеев, Нина Искренко, Виктор Топоров...

Тиражи толстых журналов выросли до невиданных размеров.

К примеру, в конце 1988 года тираж "Нового мира" увеличился до 1 595 000 экземпляров, "Нового мира" составляет сегодня - 15 260, "Знамени" - 11 050, "Дружбы народов" - 6 400 и т. д.

Однако, несмотря на предсказания многих критиков, которые предрекали толстым журналам если не смерть, то медленное умирание, журналы не только выжили, их даже стало больше.

"Новый мир"

Издается с января 1925 года.

На знакомой много лет голубенькой обложке майской тетрадки"Нового мира" читатель, не заглядывая внутрь, сможет прочесть обращение к себе и узнать, что:

"В марте этого года академик Сергей Павлович Залыгин, возглавлявший "Новый мир" в течение двенадцати лет, оставил свой пост. Многие памятные всем публикации становились прорывом от политики "гласности" к подлинной свободе слова. Успех журналу принесли публикации ранее запрещенных в СССР книг, таких, как "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, "Котлован" Андрея Платонова, "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына. Может возникнуть вопрос: не случится ли так, что с избранием нового главного редактора читатели, продлившие подписку на вторую половину 1998 года, получат под прежней обложкой какое-то иное издание? Опасения эти напрасны. "Новый мир" будет и впредь следовать своему не сегодня избранному направлению, сохраняя традиционную структуру и круг авторов."

Все ясно?

Несомненно.

Номер открывается повестью Виктора Астафьева "Веселый солдат".

Про войну. Поэтому и не смешно. Хотя и весело. Чем дальше мы удаляемся от событий полувековой давности, тем больше узнаем правды о настоящей и неприукрашенной войне.

Проза Владимира Тучкова. "Смерть приходит по Интернету. Описание девяти безнаказанных преступлений, которые были тайно совершены в домах новых русских банкиров". Истории эти, по признанию автора, рассказал ему один скучающий частный детектив на крымском курорте в августе 1997 года.

Финансист Дмитрий, начитавшись русской литературы XIX века и одержимый страстью к власто- и корыстолюбию, подобно отрицательному прототипу барину из Достоевского, Толстого или того пуще - Некрасова, купил участок земли в ста пятидесяти километрах от столицы и построил там роскошный дом с флигелями, псарню, амбар, конюшню и двадцать пять наскоро сколоченных изб. Нанял в окрестных колхозах крепостных людей. С ними заключался договор, отпечатанный на лазерном принтере. Весь уклад жизни в его поместье соответствовал оригиналу середины прошлого века плюс ежегодное вознаграждение работникам - две тысчи долларов на каждого члена семьи. Уже на второй день новой эры в деревне начинается барский беспредел. "Его дикие забавы во многом следовали исторической традиции, вычитанной из великой русской литературы, оказавшей пагубное воздействие на нестандартную психику Дмитрия". Под "дикими забавами" подразумевается и порка провинившихся крестьян, и неограниченное насилие барина и его жены над дворовыми девками, и домашний театр с единственной пьесой "Горе от ума"... Но вот, согласно канонам, наступает Юрьев день. Новый русский барин устраивает народное гульянье: три ведра водки мужикам, два ведра портвейна бабам, песни, пляски. По амбарной книге выкликает мужиков и расплачивается подушно. На следующее утро выясняется, что все крепостные продлили свои договоры еще на год. И года через три у крепостных сформировалось "новое самосознание" и стали они относиться к барину Дмитрию как к отцу родному - строгому, но справедливому...

После такого сюжета документальный очерк Бориса Екимова на схожую тему под названием "Возле старых могил" с цитированием выписок из протокола правления колхоза "Победа Октября" от 7 июля 1997 года воспринимается чуть ли не как пародия на действительность: "...озимая пшеница пропала почти полностью...", "горючего нет...", "просить районную администрацию об отсрочке погашения задолженности"...

Пропустим стихи Эльмиры Котляр и прочтем два рассказа Григория Петрова. Один про болотного попика. Другой, повеселее, - про безработного Шишигина и его жену, которые пошли в цирк...

Стихи Яна Гольцмана.

В рубрике "Далекое - близкое" - продолжение публикации фрагментов из дневников литературного критика, публициста и культуролога Александра Васильевича Дедкова (1934-1994). "Обессоленное время" - довольно скучное повествование о жизни писателя в советское время.

В рубрике "Публикации и сообщения" - очередные главы книги Виталия Шенталинского "Рабы свободы". В частности "Осколки серебряного века" посвящены добросовестному анализу взаимоотношений философа Бердяева с советской властью.

Любители литературной критики пускай насладятся исследованиями М. Бутова и Д. Бака или хотя бы ознакомятся с их размышлениями над двумя современными образцами "сверхповествования", коими являются "Александрийский квартет" англичанина Лоренса Даррела и лагерная сага нашего соотечественника Евгения Федорова.

В моей любимой с некоторых пор рубрике "Рецензии и обзоры" опубликованы:

рецензия Дмитрия Бавильского на роман Олега Ермакова "Транссибирская пастораль";

рецензия Ольги Ивановой на хорошую книгу стихов "Небо в субтитрах" поэтессы Юлии Скородумовой.

Виталий Кальпиди скоро прочтет рецензию на свой поэтический сборник "Ресницы", написанную его земляком Владимиром Абашевым. Утешит ли это его? Ведь премия Аполлона Григорьева оказалась в руках его собрата по цеху...

Заканчивается номер списком лауреатов премий литературных журналов за 1997 год. И ниже, в рамочке, - "Из летописи "Нового мира": 70 лет назад в # 5 за 1928 год началась публикация второй части "Жизни Клима Самгина" Максима Горького.

"Наш современник"

На обложке журнала - его эмблема, изображение главного символа гражданского несмирения - памятник Минину и Пожарскому. Напомню, что главный редактор журнала - Станислав Куняев. Тираж издания - 14 000 экз., что немало.

Майский номер открывается стихами участника войны Виктора Кочеткова и продолжается второй книгой романа Михаила Алексеева "Мой Сталинград". Автору на днях исполнилось восемьдесят лет.

Александр Кузнецов тоже написал про войну. Но про войну недавнюю, чеченскую, в которой участвовал. На фото - человек в черном одеянии.

Опять нас предали, ребята! / Опять мы бросили своих. / Швырнув за плечи автоматы, / давай помянем на троих!

Война окончена. Ее забыли, / Как забывает все моя страна. / Кто генералом стал, кого убили, / Кто пропил натощак все ордена. /

Подборка стихов Глеба Горбовского. Продолжение романа Эрнста Сафонова "Выйти из круга" начинается с фразы: "Авдонин возвратился из райисполкома домой в одиннадцатом часу, и хотя время было позднее - тут же, следом, с большой сумкой в руках появился тесть". Окончание в следующем номере.

Поэт Юрий Беличенко - полковник запаса. Член Союза писателей России. Подборка из трех стихотворений называется "Прощальный снег".

Следующий автор рубрики - главный редактор "Нашего современника" Станислав Куняев. Соло под названием "Измена. Трусость. Обман": "Сегодня, подводя итоги перестройки, мы понимаем, что руководящая прослойка Советского Союза оказалась не в силах противостоять катастрофе, потому что всегда состояла из двух скрытно враждующих лагерей - русского национального и прозападного русофобского."

"Из нашей почты" - любимая рубрика журнала. Несколько цитат из писем читателей под общим заголовком "В победу надо верить!".

"...Оказывет ли "ихнее" телевидение пагубное влияние? К сожалению, да."

"...Я не смогла досмотреть, дотерпеть до конца фильм А. Кончаловского "Курочка Ряба". Гнусная пародия на крестьянскую жизнь... Большое вам спасибо за работу."

"...Вот только мы с женой после 93-го телевизор из дома выкинули - и наши семеро детей, слава Богу, в свободное время все-таки читают, а не пялятся в экран."

"...Растлители спешат, все нахальнее лезут в душу. Сванидзе, Познер, Таратута, Гусман... Имя им - легион."

"...Я редактор многотиражной газеты "Огнеупор" крупного огнеупорного завода. Печатаю практически в каждом номере обзоры печати (очень часто по материалам "Нашего современника"), чтобы яснее было читателям, куда идет страна..."

"Дружба народов".

Главный редактор журнала - Александр Эбаноидзе. Тираж - 6 400 экз. Основан в марте 1939 года.

Ольга Седакова: "Памяти поэта" открывает майскую тетрадь "Дружбы народов".

"Как сразу услышит читатель, образцом стиха для этой вещи стало ахматовское "Путем всея земли"; услышит он и цветаевские обороты. Мне хотелось, чтобы эти две российские Музы участвовали в посвященных памяти Бродского стихах..."

Забвения мак, / поминания мед, /кто первым уйдет, / пусть с собой и берет

туда, где, как сестры, / встречает прибой, / где небо, где остров, / где: Спи, дорогой!

Проза Максима Гуреева "Тайнозритель" повествует о больничной мученице Феофании. Интерьер - больница, церковь, осень.

Подборка стихов Дмитрия Тонконогова "Зима, весна и светопреломленье".

Анатолий Приставкин. "Синдром пьяного сердца. Встречи на винной дороге".

Джузеппе Унгаретти (1888-1970) - один из создателей итальянской поэтической школы герметизма. Публикация его ранних стихов в переводе Андрея Графова.

Из дневников и рабочих тетрадей Юрия Трифонова, которые он начал вести в 1934 году, когда ему было девять лет. Запись от 3 сентября 1937 года: "Лес рубят, щепки летят..."

Рахимджан Каримов, "Мигранты".

Очень познавательный материал, называется "Русская дуэль". Написал Владислав Петров. Замечательную работу проделал этот человек. В его исследовании более или менее подробно рассматривается история поединков на Руси с 941 года. Мы можем узнать, например, что в Россию поединок в форме западноевропейской дуэли пришел во второй половине XVII века, когда в Москве появилась Немецкая слобода, жителями которой были выходцы едва ли не со всей Европы... Кстати, одна из последних дуэлей произошла в 1996 году на Черной речке - на том самом месте, где стрелялись Пушкин с Дантесом. И палили друг в друга не какие-то новые русские из "калашниковых", а решавшие вопрос чести вполне интеллигентные люди - из допотопных пистолетов...

Владимир Познер в своей реплике задает вопрос: "Мы не рабы?". Сам же и отвечает.

Мирослав Попович из Киева назвал свой материал так: "Мифология и реальность украинского Возрождения". Все правильно.

Наталья Иванова, ведущая рубрики "Годовые кольца", продолжает свой разговор о журнально-газетных изданиях прошедшего десятилетия.

На страницах периодики затянулось обсуждение персоны питерского писателя Александра Мелихова, подарившего миру "Роман с простатитом" и себя.

В "Книжном развале" Владимир Леонович препарирует поэзию Александра Межирова, Валерий Липневич - Яна Гольцмана и его творчество, Александр Зорин - роман-хронику Владимира Ерохина "Вожделенное отечество".

Светлана Алексиевич после публикации ее книги о Чернобыле зовет читателей на поиски вечного человека.

Воспоминания Льва Аннинского посвящены событиям полувековой давности - о подпольной работе в школе, создании КПМ (Коммунистической партии молодежи) и репрессиях, последовавших вслед за этим.

"Молодая гвардия"

Основан в 1922 году. Тираж 6 000 экз. Главный редактор Александр Кротов. Вместо "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" сейчас титульный лист венчает другое классическое изречение: "Россия, Русь! Храни себя, храни!" Рядом - портрет Достоевского. На обороте титула, в правом нижнем углу новый логотип издания: "Русский журнал Молодая Гвардия".

Перейдем сразу к письмам читателей, где они становятся писателями и пишут о сути коммунизма: "... это вовсе не воплощение стремления к справедливости. Это один из вариантов древней иудейской идеи Земного Рая (на их языке - Гаолам габа)."

На их языке...

Так значит, все-таки коммунисты изобрели свой язык.

Из другого письма мы узнаем больше. Снова проклятые империалисты поднимают головы. Очень много сведений о новых типах оружия массового поражения. Например, "нелетальное оружие" - ослепляющее, оглушающее, опьяняющее, иссушающее, а также - наводняющее и землесотрясающее.

Покончим с письмами. Ответим лучше на вопрос, который задает нам поэт Юрий Никонычев:

О чем ты думаешь, товарищ, / Порой ночною за столом?/ Огни кочующих пожарищ / Ревут в просторе мировом.

Пускай отвечает ему другой поэт - Евгений Юшин:

Телега - под снегом,/ Мужик - за столом. / - Поедем?/ - Поедем! / А путь не знаком.

Роман "Неведомая Россия" пролистаем, заглянув в конец: "Его машина вылетела на полосу встречного движения и взорвалась..."

От геополитических проблем, описываемых в статье Виктора Илюхина, слипаются глаза. Пусть поднимет веки повествование Юрия Воробьевского про язычников, тамплиеров и графа Калиостро.

«Толстые» журналы («Знамя», «Новый мир», «Иностранка» и др.) - особая, традиционно-необходимая часть нашей культуры на протяжении двух с лишним столетий. В советское время толстые литературные журналы, и. прежде всего – «Новый мир», были основой литературного процесса, неким центром, вокруг которого крутилась вся литературная жизнь.

На сегодняшний день главная задача этих изданий та же, что и двести лет назад: чтобы литератор не остался без площадки для высказывания, а читатель - без литературы.

Толстый журнал - явление не уникально российское, но нигде, кроме России, оно не имело такого количества дополнительных функций. В царской России в отсутствие других общественных трибун литературный журнал становился протопарламентом, выразителем политических и общественных идей, формировал среду. В послесталинские годы в СССР журналы были каналом "для выпуска пара" - в виде "дозволенной фронды" журналам можно было писать о том, о чем не говорили по ТВ и не писали в "Правде". Журналы были катализаторами перемен в обществе: вспомним хотя бы ждановское постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" 1946 года, с которых началась травля писателей и композиторов, или выход "Одного дня Ивана Денисовича" в "Новом мире", ставшего символом оттепели.

Тиражи у всех литературных журналов сейчас очень низкие - в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и у «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000. По сравнению с тем, что было раньше, это очень мало. Сегодня в большинстве редакций с завистью вспоминают миллионные тиражи в 1980-е годы. Однако нынешнее затворничество имеет свои преимущества. Главред "Октября" Ирина Барметова говорит: "Мы не нужны, нас не замечают? Ну и не надо. Зато мы честны с читателем и с собой, нас не подвергают ни идеологической цензуре, ни рыночной - это уже немало". Этот тезис можно развить: ушли миллионы читателей? - Зато остались самые преданные, настоящие. Мало кто читает? - Зато авторы не должны идти на унизительные компромиссы: упрощать, заигрывать с читателем, "писать понятно и коротко".

На сайте "Журнальный зал", где собраны все интернет-версии журналов, их читает 8 тысяч человек в день, 240 тысяч в месяц, это не так уж и мало.

Как правило, у толстых журналов три основных источника дохода. Основной - подписка, причем не только в России. На них подписаны крупнейшие библиотеки, филфаки и факультеты славистики во всем мире. Второй - государственные субсидии: они составляют, как правило, 20 процентов бюджета журнала. Минсвязи в последние годы дает деньги не вообще на журнал, а на поддержку "социально значимых тем". В провинции толстый журнал зачастую существует полностью на государственный счет - так, например, журнал "Урал" финансируется из бюджета Свердловской области.

Третий источник - собственные средства и частные фонды. Вопреки общему мнению у толстых журналов нет спонсоров или благотворителей. За редким исключением: "Иностранке" помогает фонд Ельцина, "Дружбе народов" - "межгосударственный фонд "Гуманитарное сотрудничество"". Остальные деньги журналы зарабатывают сами. Распространена практика спецномеров: так, "Иностранка" выпускает номера, целиком посвященные литературе той или иной страны,- она же и выкупает часть тиража. Спецномера "Дружбы народов", посвященные литературе Грузии, Прибалтики и Украины, выкупались диаспорами и культурными центрами при посольствах. Журнал "Москва" практикует спецномера, посвященные писательским организациям провинции, которые их и оплачивают.

Главный парадокс толстых журналов сегодня состоит в том, что, несмотря на их "невидимое", подпольное существование, они по-прежнему оказывают важнейшее влияние на литературу и общество в России. Зачастую - самим фактом своего почти мифического существования. Это - уникальный опыт неподцензурного бытия, своего рода альтернатива рыночной культуре. Они доказали свою верность литературе - тем, что пожертвовали славой и комфортом ради того, чтобы заниматься любимым делом. Они в широком смысле отказались от соблазнов современности - еще раз доказав, что литература в России дороже денег. Редкий, почти невозможный в наше время случай. Напечататься в "толстом"- по-прежнему очень престижно даже тиражному автору: это своего рода благословение касты профессионалов, пропуск в большую литературу. Напечатать книгу может сегодня каждый - а напечататься в "Новом мире" или "Знамени", или хотя бы быть отрецензированным - далеко не всякий.

Сейчас толстый литературный журнал – пожалуй, самое оптимальное средство доставить новейшую русскую литературу читателю, живущему далеко от Москвы. Особенно если говорить о читателе немолодом, который не пользуется интернетом. Только из толстых журналов он узнает, что же реально сейчас происходит в прозе, поэзии, литературной критике.

Если представить себе, что исчезли литературные журналы – это окажется самой настоящей культурной катастрофой. Конечно, в первый момент общество этого не почувствует, но для литературы это будет полный крах, потому что исчезнут совершенно необходимые ей жанры. Ну представьте, что останутся одни романы..., а как же очерки, рассказы, эссе?

Центральная городская библиотека выписывает журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Роман-газету».

Александр Эбонаидзе, главред "Дружбы народов" так отозвался о литературных журналах: "Как человеческому организму нужна крупица серебра, без которой он не мог бы существовать, так и толстые журналы нужны обществу - даже если общество их не замечает - как гарантия от деградации".

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы - это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»

под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков.
«Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.
А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.

Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.

Вашему вниманию предлагается обзор «толстых» журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики.

С этими журналами Вы сможете познакомиться на абонементе Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова.

"ДРУЖБА НАРОДОВ" – основан в 1939 году для популяризации произведений писателей союзных республик в переводе на русский язык. С 1991 года – частное издание. С 1995 года гл. редактором является Александр Эбаноидзе.

Журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза.

Журнал публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.

В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Романа Сенчина, Михаила Кагановича, Владимира Шпакова, Александра Зорина, Александра Мелихова, Евгения Алехина, Марины Москвиной, Александра Эбаноидзе, Леонида Юзефовича и др.

"ЗВЕЗДА" - старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Со времени его основания в 1924 году в нем опубликовано более 16000 произведений более 10000 авторов, среди которых Максим Горький, Анна Ахматова, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 80 лет подряд без перерыва.

Вот некоторые постоянные рубрики журнала: «ПОЭЗИЯ И ПРОЗА», «НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ», «НАШИ ПУБЛИКАЦИИ», «МНЕНИЯ», «ЭССЕИСТИКА И КРИТИКА».

В каждом номере журнала появляются новые, не известные читателям имена, публикуются новые переводы лучших иностранных авторов.

Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.

"ЗНАМЯ" - литературно-художественный и общественно-политический журнал России основан в 1931 году. Среди авторов того периода были поэты Ахматова, Твардовский, Евтушенко, Левитанский, прозаики Паустовский, Тынянов, Казакевич, Трифонов. Во время перестройки «Знамя» было одним из самых популярных литературных журналов. На его страницах появились произведения Фазиля Искандера, Андрея Битова, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина.

На страницах журнала печатаются произведения самых популярных поэтов и писателей наших дней. Известный критик Андрей Немзер выделяет следующих авторов: Юрий Давыдов, Юрий Буйда, Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Евгений Попов, Михаил Кураев, Эмма Герштейн, Георгий Владимов, Владимир Маканин.

Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.

В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг - 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце.

Современный журнал "Знамя" отражает литературные тенденции наших дней. Люди самых разных вкусов в литературе найдут для себя, что почитать для души и ума на страницах журнала "Знамя".

"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1922 году. До 1990 орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый.

Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили когда-то свои произведения молодые и в то время еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский...

Когда в 60-е годы главным редактором журнала стал А. Никонов, вокруг «Молодой гвардии» начал формироваться патриотически настроенный авторский коллектив. Тогда были опубликованы вызвавшие много споров «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Затем были сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, исследователей литературы М. Лобанова, В. Кожинова.

В журнал принесли свои талантливые произведения М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Федоров, И. Стаднюк, П. Проскурин, В. Шукшин, Н. Рубцов, Ф.Чуев, Э. Володин, И. Ляпин, В. Цыбин, В. Смирнов.

Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров, Д. Ермаков, В. Десятников и др.

Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.

В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы.

"МОСКВА" - российский литературный журнал. Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. С 1993 носит подзаголовок «Журнал русской культуры».

В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На страницах были напечатаны выдающиеся произведения русской литературы - «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова.

"Москва" – это проза Леонида Бородина и Петра Краснова, Алексея Варламова и Александра Сегеня, Александра Горохова, Михаила Попова и Веры Галактионовой. Это поэзия Бориса Романова, Галины Щербовой, Владислава Артёмова и Виктора Брюховецкого, Александра Хабарова и Владимира Шемшученко, Марины Котовой и Екатерины Полянской. Это критика и публицистика Капитолины Кокшеневой и Павла Басинского, Александра Репникова и Владимира Даля, Константина Крылова и Михаила Ремизова, Валерия Соловья и Андрея Фурсова, Вероники Васильевой и Николая Шадрина.

Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь».

В основе журнальной политики - принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация.

"НАШ СОВРЕМЕННИК" – журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года.

Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения журнала связаны с так называемой "деревенской прозой". С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина.

Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика.

"Наш современник" - трибуна виднейших политиков патриотического направления.

Отличительная особенность журнала «Наш современник» - широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.

Журнал регулярно публикует новые талантливые произведения, созданные современными писателями России. На его страницах рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.

"НОВЫЙ МИР" - издается с 1925 года. Это один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов, публикующий художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы.

В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Александр Солженицын, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Ирина Роднянская, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Татьяна Касаткина, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская и многие другие.

В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».

"ОКТЯБРЬ" - независимый литературно-художественный журнал. Издается с мая 1924 г. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев.

В журнале публиковались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин.

С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, Г. Манна.

Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.

Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества.

В настоящее время "Октябрь" является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.

"РОМАН-ГАЗЕТА" – самый популярный журнал художественной литературы основан в июле 1927 года.

Здесь публикуются лучшие произведения отечественных писателей, новинки современной литературы. Традиционный стиль журнала – высокий литературный вкус в сочетании с удовлетворением всесторонних читательских запросов – остаётся неизменным более 80 лет. Все значительные произведения отечественной литературы печатались и печатаются в этом журнале. «Роман-газета» – единственный литературно-художественный журнал, который имеет 24 выпуска в год.