Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Толкование картины мадонна в гроте. Загадка картины «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте) Леонардо да Винчи

Знаете сколько картин великого Леонардо да Винчи сохранилось до наших дней? Всего пятнадцать! Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле. В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо. Вот только… писал ли ее Леонардо? Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея.

Художник и контракт

История создания «Мадонны в скалах» была весьма драматичной. Началось все с того, что в 1483 году францисканское братство Непорочного зачатия Девы Марии заказало Леонардо икону. Контракт был составлен очень тщательно. В нем были оговорены не только сроки работы, но и сюжет, действующие лица и даже манера письма. Заказчики непременно хотели, чтобы картина выглядела «богато»: лазурь, золото и ярко-синий ультрамариновый плащ Богородицы. Леонардо подписал этот контракт, но следовать ему не стал.

Во-первых, художник не смог предоставить картину в срок, но самое главное, он нарисовал совсем не то, что от него ждали братья-францисканцы. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев. Причем своды скал, растения, цветы – все это было воспроизведено художником с поразительной точностью. Как будто это не икона, а учебник по ботанике. Вместо ярких красок Леонардо выбрал более естественные для пещеры приглушенные сумеречные цвета, которые создавали подобие дымки. Этот эффект называется «сфумато». Для Леонардо настоящая ценность заключалась не во внешнем блеске, а в реалистическом видении.

Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1486. Лувр, Париж

Увидев картину Леонардо, заказчики пришли в ярость – что за грязь? Где обещанное сусальное золото и ультрамарин? Почему над головами святых нет нимбов? Возник конфликт: францисканцы отказались оплачивать покупку дорогих красок для картины, а Леонардо отказался отдавать им свою работу за копейки. Началась многолетняя тяжба между художником и заказчиками.

Две Мадонны

Почти двадцать лет продолжалось разбирательство – кому же должна принадлежать картина великого мастера. В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания. Именно эта вторая картина, написанная спустя двадцать лет после первого варианта, находится в Лондоне. Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым.

На первый взгляд обе «Мадонны» очень похожи друг на друга: общие очертания пейзажа, главные действующие лица. Но если присмотреться ко второй версии повнимательнее, то оказывается, что изменилось буквально все! Исчез таинственный указующий жест ангела, поменялись элементы пейзажа, появились совсем другие камни и растения, а цвета стали яркими и ирреальными.


Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1508. Национальная галерея. Лондон

Долгое время считалось, что более позднюю версию картины писал не сам великий мастер, а его ученик Амброджо де Предис, а Леонардо лишь руководил процессом. И вот в 2010 году после реставрации картины лондонская Национальная галерея обнародовала сенсационную новость: хранящаяся в ней «Мадонна в скалах» написана самим художником! Неужели действительно Леонардо поступился своими принципами верности природе и пошел на поводу у заказчиков?

Ботаник

Впрочем, сомнений сенсационное открытие исследователей из Национальной галерея не развеяло. По сей день многие искусствоведы ставят под сомнение авторство Леонардо. Кстати, не только искусствоведы. Одну из самых любопытных теорий о «Мадоннах» придумали …геологи! Геолог и специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо проанализировала природный ландшафт на обеих версиях «Мадонны в скалах» и пришла к неожиданным выводам.

Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. В то время художник много времени посвящал естественно-научным исследованиям, он целыми днями бродил в горах неподалеку с блокнотом и карандашом. Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике. Сохранились его заметки и натурные зарисовки местности – описания местных цветов и трав, наблюдения за альпийской природой.

Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.

Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Художник устраивает зрителям настоящий тур в музей естественной истории – местные растения и даже структура камней переданы до мельчайших подробностей. Леонардо учел даже то, что в холодном и темном гроте могут расти лишь определенные виды трав, которые не требуют солнечного света и выживают среди камней. Такой подход вполне соответствовал представлениям художника о живописи, Леонардо был убежден, что хороший художник должен уметь воспроизвести любую форму, встреченную им в природе. «…ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», – писал он.

Что случилось двадцать лет спустя?

В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения! На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях. Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины. Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо? Это вопрос, на который исследователи еще не нашли однозначного ответа.

Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй – в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое – в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах».

Автор: Леонардо да Винчи
Музей: Лувр
Год: Около 1491-1509 или 1506-1508
По-видимому, творения Леонардо да Винчи (1452-1519) обречены на нескончаемые дискуссии по поводу их содержания, истории создания, последующей судьбы, техники письма, генезиса и влияния. Картина «Мадонна в скалах» - не исключение: связана ли она с более ранней луврской работой (1483-1484/85), почему мастер решил написать этот сюжет повторно, создать его второй вариант (серьезные исследователи не называют данное полотно копией)?

В оригинале художник разработал сюжет по заказу францисканского монашеского Братства Непорочного зачатия Девы Марии для часовни церкви Сан- Франческо Гранде в Милане (сохранилась документация об условиях и всех стадиях работы). Живописец изобразил Мадонну, Младенца Христа, поднявшего руку в благословляющем жесте, маленького святого Иоанна и архангела, скорее всего Уриэля, ассоциирующегося с ним. В Национальной галерее хранятся две панели для этого сюжета с изображением музицирующих ангелов, но первоначально они принадлежали луврской картине.

Иконография полотна богата и сложна. Возможно, Мадонна показана в скалах в связи с францисканской теологией, так как святой Франциск получил свои стигматы, молясь Христу возле горы с трещинами и расщелинами. И это только один скрытый смысл отдельного элемента, которых в работе множество.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.
Лондонская национальная галерея.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.

В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой – подмаренник. «В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, – сообщает историк Чарльз Николл. – У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»). Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант – символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».

Что касается топографических нюансов – скал и грота на заднем фоне – то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: «Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».

В Лувре находится непревзойденная по своему значению коллекция поздних работ Леонардо да Винчи.
Дело в том, что последние три года своей жизни Леонардо провёл во Франции, куда
переехал по приглашению молодого (22 года) короля Франции Франциска I, одержавшего блистательную победу в битве при Мариньяно (война за обладание герцогством Миланским)

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

В Италии, к тому времени уже началась эпоха Возрождения, Франциск I был восхищён тем, что там увидел, он захотел принести Возрождение во Францию.
Король покровительствовал людям искусства, убедив многих итальянцев оставить родину и перебраться в Париж. При его дворе работали такие мастера как Андреа дель Сарто и Леонардо да Винчи, Россо и Приматиччо, знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини.

О Франциске можно говорить много, но вернёмся к Леонардо, которого король поселил в замке Кло-Люсе.
Сам король жил в соседнем замке Амбуаз и даже приказал прокопать подземный ход на кухню Леонардо, где они каждый вечер вели задушевные беседы.

Леонардо да Винчи взял с собой во Францию свои незаконченные, с его точки зрения, и особенно дорогие ему произведения, которые после его смерти остались у короля Франциска I.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон

"Мадонну в скалах" заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом - они возвращались из Египта, и Христос благословил его.

Посмотрев законченную в общих чертах "Мадонну в скалах", монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как "первый в святости" Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало - двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,- поражением Леонардо.

Он написал еще один вариант "Мадонны в скалах" (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, этот вариант среди других своих любимых работ Леонардо привёз во Францию именно он ныне хранится в Лувре.

Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако святая Анна пытается отговорить ее.

Дело в том, что Леонардо - внебрачный сын сэра Пьеро ди Антонио да Винчи.
Мать Леонардо, Катерина, была красавицей, но из более низкого класса общества. Сэр Пьеро не мог на ней жениться. Тем не менее незаконнорожденный Леонардо был как дитя любви принят в семью, а Катерину выдали замуж за друга семьи, гончара Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка.

Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (Леонардо с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают "двух матерей" художника - мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся "проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке).

У этой картины можно стоять долго и пытаться разгадать её загадки. Ну, вот хотя бы одна6 Лица Марии и Ангела нежны и задумчивы, а посмотрите на их руки. Грубые мужские руки, почему такой контраст? Страх Марии за сына, судорожное желание защитить, сопротивление уготованной ему судьбе?

На этом, пожалуй, остановлюсь, хотя есть ещё, что сказать.
Вообще, это надо видеть.
И если "Джоконду" как следует не рассмотришь, такая перед ней всегда толпа, то "Мадонну в скалах" можно рассматривать довольно свободно.

«Сколь ни покажется странным, но на картине художника вопреки привычным канонам именно младенец Иоанн благословлял Иисуса... а Иисус полностью ему подчинялся! Мало того, Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. И наконец, там присутствовал еще один пугающий образ: находившийся прямо под хищно согнутыми пальцами Марии Уриель словно намеревался ребром ладони отсечь эту невидимую голову, попавшую в когти Девы Марии (Дэн Браун, Код Да Винчи)»

Вот так истолковал картину господин Браун. И поскольку эта тема вызывает очень большой интерес, я решил высказать свое мнение. К сожалению, должен вас сразу огорчить – на самом деле все совсем не так, как сказал Браун, и сейчас я вам все объясню. Дело в том, что Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

А раз так, то персонажи сразу меняются именами – на самом деле, все-таки Иисус благословляет Иоанна, и Мария занесла когти над головой своего сына. Дэн Браун просто перепутал младенцев, но это не все. Ошибившись в одном, он упустил многое другое, очень интересное. Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

А теперь посмотрите на Иоанна. Обратите внимание, что преклонив колено, он пытается поклонится Иисусу, но у него это не получается. На картине ясно видно, что если он нормально поклонится, то он просто свалится вниз. Это все равно, что если кто-нибудь разложит на полу иконы, а сам залезет на шкаф, и начнет оттуда сверху им поклоняться. Любому ясно, что стоя на шкафу, нормально кланяться вниз не получится – иначе свалишься. Так и Иоанн на картине не может поклониться Иисусу. И все это по одной простой причине – предмет поклонения должен быть выше. Тут опять все не так.

Теперь о когтях Марии. Смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса, и Браун правильно заметил этот момент. Но вот с Уриелем, который по его словам нацелился на шею Иисуса, он снова ошибся. Ясно видно, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. Впрочем, одна голова на плечах Уриелю действительно не нравится. Только это голова не Иисуса, а Иоанна. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Теперь посмотрите на Марию. Ее лицо – это полное блаженство. Но ее выдают руки. Да, да, именно руки, а не рука. Заметьте, что в хищно изогнутых пальцах правой руки, просматривается явное желание вцепиться в тело Иоанна Крестителя. Тем более что на его защиту архангела не прислали. Еще нужно отметить, что Иисус благословляет Иоанна двумя или тремя пальцами, сложенными в виде крючьев или рогов. Так же примечательно, что место для благословения они выбрали под землей, во мраке.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола. И не только тут, но и в других своих шедеврах. Знаменитую Тайную Вечерю каждые сто лет покрывали новой краской. Но сейчас добрались до первого слоя, и там действительно нашли женщину. Очень популярна версия, что сам Леонардо перерисовал ее на мужчину, по требованию заказчика,. Но задумка у него была совсем другая.

К сожалению, есть такие люди, которые и деньги возьмут и троянов заложат. Впрочем, обмануть церковь с «Мадонной в Гроте» Да Винчи не удалось. Попы забраковали картину, и ему пришлось нарисовать им новую – «Мадонна в Скалах». Что же до ошибок Брауна – а что если Да Винчи сумел его обмануть? Ведь все проблемы Брауна начались потому, что он перепутал Иисуса с Иоанном. И я думаю – а что если Браун даже представить себе не мог, что у Леонардо, Иоанн будет сидеть выше Иисуса? Может, он просто определил младенцев по почетности их мест? А когда имеешь дело в Леонардо, то ошибиться очень легко. Вот собственно и все.

Две картины рядом:
http://img.photographer.ru/pictures/315/315574.jpg

Рецензии

Обратите внимание руки Марии они не её, а сзади стоящего в мантии-это видно чётко; руки мужские и властные, ещё у неё кожа одного цвета а руки другого цвета. Мантия соединяется с Марией и сквозь её накидку он пытается остановить процесс происходящего, и в правом углу стоит светлый человек с бородой. Обратите внимание на глаз выше головы Марии за человеком в мантии.Над головой Иоанна под мантией Марии видно голову змея смотрящего прямо, его язык видно на волосах Иоанна. Змей и Уриель смотрят в одно и тоже место. Мантия сзади стоящего человека соединена с Марией и потом переходит в бежевый цвет на Марии, и там проходит рука которая как когти орла. Левая рука, якобы Марии, посмотрите она длинная - примерно ниже колена если она встанет.Верх картины как земной шар. Сверху видно каменные пальцы, там где ногти растут - растения, я так думаю, что обвиси под листьями - это безобразное продолжение ногтей, ногти этой руки закрывали проход, проход только был сбоку,там где стоит человек с бородой, но проход разбили, и видно как кто-то выходит из пещеры в очереди и все в мантиях, за этим проходом всё красиво, цветы,свет,и глаз. Мария, по-моему, не в сознании: её одурманил змей, который под правой рукой. Мне кажется,что это проход в мир, который пробило зло, и Иисус благословляет не Иоанна, а будущего воина который будет бороться со злом, которое наступило в мире.

«Мадонна в гроте» работы Леонардо да Винчи


Дэн Браун утверждает, что заказ на картину «Мадонна в гроте» поступил от монахинь часовни Непорочного зачатия миланской церкви Сан-Франческо Гранде. На самом деле картину заказали монахи той же церкви. Один из вариантов «Мадонны в гроте» находится в Дувре и считается произведением, созданным исключительно Леонардо. В отношении другого варианта, выставленного в Лондоне, в Национальной галерее, утверждать подобное искусствоведы не решаются, полагая, что великий художник создал его с чьей-то посторонней помощью. Для этого полотна характерна некая «пластичность», что и породило предположение о том, что Леонардо трудился над его созданием не один. Эта картина не только отражает образ Непорочного зачатия, ной свидетельствует о том, что в те далекие времена во Флоренции легенды об Иоанне Крестителе пользовались большой популярностью. На картине изображен эпизод первой встречи младенца Иисуса с Иоанном Крестителем. Оба ребенка избежали устроенного по приказу бесславного Ирода избиения младенцев, и Иоанн оказался под покровительством ангела Уриеля. Фактически Леонардо да Винчи был всю жизнь одержим образом Иоанна Крестителя. На набросках к картине в облике Уриеля заметны явные женские черты, однако на самой картине ангел более напоминает андрогина.

Противоречивое чувство, вызываемое этой картиной, определяется не «ужасом», который внушали ее образы. Иоанн Крестительбыл наставником Иисуса Христа, и в текстах Евангелий имеются некоторые непонятные места, описывающие крещение Иисуса Иоанном. Иоанн Креститель сыграл важную роль в жизни Иисуса. Согласно утверждению автора третьего Евангелия, апостола Луки, они были двоюродными братьями. Будучи потомком Аарона, Иоанн мог претендовать на титул священника-мессии. Иисус, являясь потомком как Аарона, так и Давида, мог претендовать на звание и священника-мессии, и царя-мессии. Таким образом, они оба могут являть собой ответ на молитвы евреев, олицетворяя и духовный и мирской аспекты одного и того же семейства. Помимо всего прочего, дело происходило в годы правления Маккавейской династии - последней монархии Израиля. Все это плохо укладывалось в «план» римско-католической церкви представить Иисуса Сыном Божьим. Он вряд ли мог быть таковым, если воспринимал другого человека как своего учителя.

Иоанн Креститель был пророком, предсказавшим, что явится царственная особа, которая осуществит пророчество о том, что римляне, покорившие Иудею, будут изгнаны с ее земель. Римским властям он показался такой опасной личностью, что его казнили. Остается спорным вопрос о том, действительно ли предсказание это нашло отражение в картине великого художника. Позы, в которых дети находятся относительно друг друга на второй картине, не слишком отличаются от первой. Самое важное в композиции заключается в том, что на первой картине у священных персонажей нет над головами нимбов. Именно по этой причине заказчики-монахи сочли ее неприемлемой, потребовав создания второго варианта живописного полотна.

Существуют и другие различия двух картин. Например, на второй больше голубых тонов. Рука Уриеля, которая, по мнению Дэна Брауна, запечатлена в неком рубящем жесте под скрюченными пальцами Марии, на второй картине более не указывает на святого Иоанна. На первой она могла быть поднята вверх в знак пророчества будущего обезглавливания Иоанна.

Заказ на картину Леонардо получил 25 апреля 1483 года. Работу надлежало выполнить точно в срок, к 8 декабря, празднику Непорочного зачатия. Леонардо, как обычно, в указанный срок не уложился, что привело к двум судебным тяжбам. Вполне вероятно, что художник подарил копию картины королю Франции Людовику XII в благодарность за помощь в разрешении возникших юридических проблем. Это могло привести к тому, что был создан второй вариант картины. Монахи точно оговорили то, что желали бы увидеть на картине:

«Во-первых: Богородица должна быть изображена в центре, ее одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. Во-вторых: ее юбка должна быть из золотистой парчи поверх ярко-красной, написана маслом, покрыта тонким слоем лака… В-третьих: Бог Отец - его одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. В-четвертых: ангелы. Их изображения должны быть позолочены. Их одежды в складку очерчены по контуру маслом в манере греческого письма. В-пятых: горы должны быть выписаны маслом в яркой манере…»