Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

«Тихий Дон» главные герои. Общечеловеческое и вечное в героях М.Шолохова. (Сочинение — отклик) Из произведений Михаила Шолохова

Главные герои романа «Тихий Дон» показывают читателям широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Характеристика главных героев «Тихий Дон» поможет понять их внутренний мир.

Шолохов «Тихий Дон» главные герои

  • Григорий Мелехов главный герой романа «Тихий Дон», казак станицы Вёшенской, 1892 г. р. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. Несмотря на сильную любовь к Аксинье, разрешает отцу женить себя на Наталье. Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами.
  • Петро Мелехов - старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. В отличие от Григория он не брезговал брать чужое и заниматься мародерством. Умер от руки односельчанина и ухажера Дуняши – Мишки Кошевого.
  • Дуняша Мелехова - их младшая сестра Григория. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов - их отец, старший урядник.Это был справедливый и любящий свою семью человек.
  • Василиса Ильинична - жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки. Она стала воплощением национального образа русской женщины. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми.
  • Дарья Мелехова - жена Петра (брата Григория). Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. Она не боится мужа, часто ему изменят, от­ упреков отделывается шутками. Семейные и материнские заботы не для нее. Узнав, что больна сифилисом, Дарья сознательно топится в реке.
  • Степан Астахов - сосед Мелеховых, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной и достойной побоев.
  • Аксинья Астахова - жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова. В конце романа Аксинья погибает от красногвардейской пули прямо на руках у Григория, так и не познав спокойного человеческого счастья.
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) - законная жена Григория
  • Митька Коршунов - её старший брат, в начале событий друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов - богатый казак, их отец
  • Марья Лукинична - жена Мирона Коршунова
  • дед Гришака - отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой- бедный казак, ровесник и друг, впоследствии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) - «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Авдеевич Синилин по прозвищу «Брех» - старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) - казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов - иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир - его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» - компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров - казак, машинист моховской мельницы
  • Валет - иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка - молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян - кучер Мохова
  • Евгений Листницкий - казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий - его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка - конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Иосиф Давыдович Штокман - слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков - смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» - суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков - казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук - новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко - еврейка из Екатеринослава, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Геворкянц Крутогоров - пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова - жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин - штабс-капитан, помощник Фомина

Герои Шолохова - люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только “карьера” героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии - свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы Гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

Шолохов, как и его главный герой, не благоволит к интеллигентам. Среди основных сюжетных персонажей интеллигент (в широком смысле) всего один - Евгений Листницкий, и он мыслится отрицательным, хотя верен своим убеждениям, честно и храбро воюет, женится на вдове погибшего товарища. Соблазнение Аксиньи Григорием опоэтизировано автором, а когда то же самое делает офицер-помещик, это расценивается как низкий поступок, и Шолохов не без удовольствия описывает, как Григорий избивает кнутом молодого барина. После измены жены Евгений застрелился “от неудовольствия”, по словам балагура Прохора Зыкова, и Григорий равнодушно говорит о нем и его умершем от тифа отце (от которого ничего плохого не видел), что “об этих горевать некому” (кн. 4, ч. 8, гл. VII). Самоубийство Евгения непонятно простым людям. Сами они во время войны прощают неверных жен: Петро - блудную Дарью, как только она приехала к нему на фронт, Степан Астахов по возвращении из плена - Аксинью (и потом, когда возобновилась ее связь с Григорием, ведет себя по отношению к ней великодушно). Наталья согласна жить с мужем, даже если он ей неверен, но уже не хочет от него детей, что становится причиной ее смерти. После этого чувство вины мучает Дарью, проговорившуюся о возобновлении связи Григория с Аксиньей.

Персонажи значительно меняются за время показанных событий. Григорий из здорового молодого парня превращается в пожившего, преждевременно поседевшего, с больным сердцем мужчину. Стареют на глазах и умирают Пантелей Прокофьич и Ильинична. Совершенно постаревшего деда Гришаку, в котором нельзя всерьез видеть врага, убивает непримиримый Михаил Кошевой. Дуняшка из девочки становится упрямой девушкой, продолжающей любить Михаила, убившего ее брата, вопреки материнскому запрету, а затем замужней бабой с заботами хозяйки, изрядно охладевающей к Михаилу, особенно когда тот перестал заниматься хозяйством. Все изменения, происходящие с персонажами (самые большие - с тем же Михаилом), художественно мотивированы. Исключение одно - Прохор Зыков, сначала просто паренье “ласковыми телячьими глазами” (кн. 1, ч. 3, гл. II), который от вахмистра сносит удар плетью по лицу (Григорий же грозит убить вахмистра, если тот посмеет так вести себя и с ним), потом верный друг и ординарец Григория, приобретающий некоторые черты комической фигуры, наконец, весельчак и балагур, склонный к многословию, но сохраняющий и серьезное амплуа верного друга.

Как ни жестоки казаки в конкретных обстоятельствах, подчеркивается их человечность, порой скрытая за внешней суровостью и грубостью. В сцене свадьбы Григория и Натальи дед-баклановец рассказывает о том, как он во время Русско-турецкой войны взял в плен вражеского офицера: “Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить...” (кн. 1, ч. 1, гл. XXIII). После объявления о войне 1914 г. некий казачий голос говорит о возможных “усмире-ньях”: “Будя! Пушай вольных нанимают. Полиция пущай, а нам, кубыть, и совестно” (кн. 1, ч. 3, гл. IV). Петро Мелехов заявляет, что охотников расстреливать подтелковцев “нету и не будет!”, а Христоня после перебранки Григория с идущим на виселицу Подтелковым уводит от места массовой казни “взбесившегося” друга со словами: “Господи божа, что делается с людьми!..” (кн. 2, ч. 5, гл. XXX). Во время восстания хуторяне не дают Антипу, сыну Авдеича Бреха, убить Михаила Кошевого, который, как тот считает, его отца “смерти предал”: “В отца жизню не вдунешь, а человека загубишь...” (кн. 3, ч. 6, гл. XXVII). Григорий ненавидит вдову Петра Дарью за то, что та стреляла в Ивана Алексеевича (которого добил тот же Антип). На фоне массовых жестокостей эти и другие примеры проявлений человечности в грубых и суровых людях свидетельствуют о том хорошем, что заложено в них от природы и что противостоит вражде, разжигаемой людьми, которые считают себя причастными к истории.

Персонажи Шолохова - люди своей среды с присущими ей психологией и видением окружающего. Конь для казака обладает такой же внешней индивидуальностью, как человек, поэтому Зыков в “отступе” узнает привязанного к забору коня: “А ить это кума Андрюшки конь! Стал быть, наши хуторные тут...” (кн. 4, ч. 7, гл. XXVII). Ho Пантелей Прокофьич, когда утопил кобылу, “перечислив в уме пропавшие покупки, стоимость кобылы, саней и хомутов, яростно выругался” (кн. 2, ч. 5, гл. XIV), придя в отчаяние лишь от убытков. А для его сына телок, которого ввела в комнату Дуняшка, не более чем ходячее мясо: «“К масленой блины с каймаком будем исть!” - весело крикнул Петро, пихая телка ногой» (кн. 2, ч. 5, гл. XIII). Кошевой, уже ведущий “беспощадную войну... с казачьей сытостью, с казачьим вероломством, со всем тем нерушимым и косным укладом жизни, который столетиями покоился под крышами осанистых куреней”, - все же человек своей среды. “Испокон веков велось так, что служивый, въезжающий в хутор, должен быть нарядным. И Мишка, еще не освободившийся от казачьих традиций, даже будучи в Красной армии, собирался свято соблюсти старинный обычай” (кн. 3, ч. 6, гл. LXV). В приверженности старинным обычаям и традициям трудно меняться даже самому решительному стороннику социально-политических преобразований. Показывая это, Шолохов подчеркивает трагический характер происходящей ломки для тех, кому она вовсе не нужна.

Интеллектуальная неразвитость персонажей компенсируется в романе их способностью горячо переживать, глубоко чувствовать. Подробно описано угнетенное состояние Григория после того, как он, новобранец, попав на войну, убил человека. Писатель передает его ощущения, мгновенные впечатления, когда он впервые ранен: “Он ощутил во рту горячий рассол крови и понял, что падает, - откуда-то сбоку, кружась, стремительно неслась на него одетая жнивьем земля” (кн. 1, ч. 3, гл. XIII). Развернутые внутренние монологи таких героев были бы неуместны, но внезапные порывы иногда красноречивее потока сознания. Очень сурово прощается Григорий с Аксиньей перед уходом на службу, подозревая, что ее дочь - не от него. Ho однажды, когда Аксинья была на кухне, “вынул дочь из люльки и, сменяя мокрую пеленку, почувствовал острое щиплющее волнение. Воровато нагнулся, пожал зубами красный оттопыренный палец на ноге”. О брошенной им Наталье, пытавшейся покончить с собой, он спрашивает, “с особенным вниманием выковыривая из конской гривы обо-превший репей” (кн. 1, ч. 2, гл. XXI). Здесь выражено и смущение, и чувство вины, и опасение за жизнь все-таки не чужого человека, и желание выглядеть при этом более или менее равнодушным.

Глубокие внутренние переживания героев “Тихого Дона” могут иметь и отчетливое внешнее выражение. Приехав с фронта к Аксинье, изменившей ему с Листницким, Григорий, который предвкушал ее радость, когда он “развернет перед ней узорчатую ткань”, “поборов подступившее сухое рыдание... разорвал платок на мелкие части, сунул под крыльцо”. К обычной человеческой обиде примешивается чувство социальной униженности. “Жалкий подарок! Григорию ли соперничать в подарках с сыном богатейшего в верховьях Дона помещика?” Позволив Аксинье выплакаться, он быстро засыпает. В романе отмечено, что сапоги с него она стаскивает “белыми, отвыкшими от работы руками” (обязанности горничной, кухня, домашние дела - это с точки зрения хлебопашцев не работа). Она не знает, что Григорий скажет и что сделает наутро. “Аксинья раздетая вышла на крыльцо и под холодным пронизывающим ветром, под похоронный вой сиверки простояла на крыльце, обняв мокрый столб, не меняя положения до рассвета” (кн. 1, ч. 3, гл. XXIV). Глубоко несчастная с юных лет женщина, изменившая тому, кого продолжает горячо любить, буквально нечувствительна ко всему, когда не знает, останется ли он с ней.

Даже психологически гораздо менее сложный, чем Григорий, старший его брат показан человеком, способным к неожиданным сильным переживаниям. Выполняя просьбу матери Натальи, вдовы расстрелянного Мирона Григорьевича, тайком откопать и привезти для нормального погребения тело мужа, Петро Мелехов “прислушивался к каждому звуку и клял в душе свою поездку, Лукиничну и даже покойного свата”. Он называет “кабаном” откопанного тяжелого покойника. Ho во время прощания поначалу крепившегося деда Гришаки с сыном “спазма волчьей хваткой взяла Петра за глотку. Он потихоньку вышел на баз, к причаленному у крыльца коню” (кн. 3, ч. 6, гл. XXIII).

Шолохов передает и подсознание персонажей, не раз рассказывая, что тому или иному из них снилось.

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

Характеристика героев «Тихого Дона»

Главные герои «Тихого Дона»

Григорий Мелехов

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий - заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Наталья

Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ - образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.

Аксинья

Аксинья - центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов

Степан Астахов - молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.

Василиса Ильинична Мелехова

Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.

Дарья Мелехова

Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

Дуняша

Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Дед Гришака

Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Дмитрий Коршунов

Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.

Николай Алексеевич Листницкий

Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.

Мишка Кошевой

Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.

Иван Авдеевич Синилин

Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.

Сергей Платонович Мохов

Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок - человек склочный и Семак - участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова - краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

Тест по произведению

Однажды в библиотеке мне на глаза чисто случайно попалась статья на литературную тему. Она -о Шолохове, точнее -против Шолохова, а конкретнее -против «Тихого Дона» в школьном изучении.
Главный аргумент «против» — наличие в романе многих жестоких сцен с особыми натуралистическими подробностями. И хотя прошёл уже срок давности со дня выхода статьи, задела она меня за «душу живу», решила — таки написать отклик в защиту писателя и его героев.

Есть книги, которые прочно врезаются в память, производят сильное впечатление. Для меня — это книги М.Шолохова.

Чем покоряет меня, как читателя, Шолохов — писатель? Прежде всего мощной силой изобразительности. Художественное слово писателя обладает какой -то особой магией, которая сразу овладевает воображением,задевает «душу живу», будит мысль.

Когда художественная книга и просвещает, и очищает душу,и делает человека лучше? Когда задевает эмоциональное состояние души читателя. Для меня главным в книгах писателя и является это не выразимое словами эстетическое чувство, которое и просвещает, и очищает, и делает лучше.
До Шолохова я имела смутное представление о казачестве. А он дал возможность заглянуть в эту душу, оценить тот «тихий свет», который в ней горит,понять её скорби и полюбить её. Шолохов, как человек и писатель,покоряет и тем, что он в качестве главного героя избрал простое трудовое крестьянство, исторический опыт которого очень значителен,интересен,сложен и поучителен для нас, живущих уже в другую эпоху, как напоминание о том, что и сегодня крестьянство — это один из основных трудовых классов. На нем, как на устоях, стот вся Россия.
«История души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Лермонтовское утверждение.

Для меня тем и дорог Шолохов — писатель,что он прежде всего видит душу, а через нее — уже события.
Живу я в деревне и хотя глубоких нравственных корней традиционной деревенской культуры, я,может быть, и не знаю, но, прочитав «Тихий Дон», скажу однозначно: некоторые народные «корни», так возмутившие автора статьи,живучи оказались на века. Таков уж, наверное, склад народного характера. Он по-прежнему любитель «крепкого словца»,встречаются и сегодня семейные «треугольники» и разрешаются они далеко не «дипломатически»,а так, что «ажник перья летят». И «на грудь»любитель принять. Но, как гласит народная мудрость: «В семье — не без урода». Главное ведь в другом — деревенский труженик по — прежнему остается верен земле,он — трудяга от зари и до заката. А крестьянка — и «коня на скаку…»,и в «горящую… войдет».

Теперь о жестокости… И тут хочется оговориться. Не напрягая воображения,зримо сколько ее, жестокости,видим с экранов, читаем со страниц газет мы сегодня. И с такими подробностями…

В книгах Шолохова действительно много насилия,кровавых сцен. Мир казачества, показанный автором, иногда поражает нас своей жестокостью и дикостью, порой примитивностью и грубостью. Можно возмутиться»неотесанностью»Григория Мелехова, его «фатерой»,»кубыть»,»антилерией»,»дисклокацией».
Но такова была суровая правда жизни. Не рисует Шолохов «розовых»картин, не обманывает читателя, всегда остается верный правде. Как никто из писателей,обладая способностью вторгаться в сферу наших чувств, он убеждает в истине слов, написанных им же:»Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению».

Я не отношу себя к большинству тех, кто читает «поверх текста» и о книгах узнаю не только от учителя, а пытаюсь иметь и собственное мнение. Идет война.Да какая! Брат — против брата. Сын — против отца. Пять лет казак в седле, пять лет в окопах…Ему бы «ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков,слушать журавлиный голубой трубный клич… и неотрывно пить винный запах поднятого плугом земли.

А взамен этого — разрубленные лезвиями дорог хлеба… одна лишь черная смерть вставала во весь рост, пугала и понуждала по — животному оберегаться».

Как не зачерстветь душе казака, как не обнажиться низменным чувствам. И интеллект казака порой до уровня примитивности, потому как «университеты» свои заканчивал не в стенах учебного заведения, а в военных походах, в хозяйстве, в поле, в вечном труде.

И насчет натурализма у меня есть своё мнение. Конечно же, сразу вспопоминается дикая по своей жестокости сцена коллективного изнасилования казаками Франи (тут, конечно, все завистит оттого, куда занесет читательское воображение; у меня до скрежета сжимаются зубы от негодования).

Но считаю, что и тут писатель не может заслужить упрёк по той причине, что он не переступил границы между правдивым реализмом и вульгарным, жестоким натурализмом.

Писатель просто изобразил страсть «одичавших» казаков в её последовательном развитии, но это никак не порок казачества в целом…

Соглашусь,много отрицательного в казаке, но сердцевина -то здорова, и сколько разумного, вечного сконцентрировано в ней. Даже в этой сцене,потому что смысловая нагрузка эпизода все же писателем переносится на «историю души».Помните? Один против ватаги казаков Григорий бросился на защиту девушки — совершенно чужого ему человека.

Вот потому так прочно и врезаются в память шолоховские герои, что они являются носителями здоровых начал — разума, опыта, труженичества,правдоискательства, нравственной чистоты.
А главное,- писатель увидел человечность простого человека. Я помню свое первое знакомство с Шолоховым — писателем. Оно началось задолго до «выпускного» — с рассказа «Жеребенок». Плакала, по — детски всхлипывая от слез.

И вот я на пороге «зрелости», перечитываю заново. Эмоциональное состояние души то же.
Столкнулись две стихии — война и мир. Появилось на свет живое существо, родился жеребёнок. Но первым чувством, изведанным им на земле, было чувство ужаса от шрапнельного взрыва, воющего гула. Радость рождения, всепобеждающая сила жизни — и насильственное уничтожение ее. Вот оно, притиворечие, о котором невольно задумываешься.

Просто, образно,ярко, сжато звучит рассказ писателя, но в этой сжатости столько жизни, столько напряжения и правды. Рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Кажется, слышишь над водой этот призывной крик жеребёнка, «до холодного ужаса похожий на крик ребёнка, звонкий и оттченный, как жало шашки».
Кажется, видишь, как тянет Трофим жеребёнка, взяв «под на холодавший живот». Близок берег. Близка развязка. И вот уже учащеннее бьется пульс у читателя. Спазмы перехватывают дыхание, слезы наворачиваются на глаза.
Вот последнее чудовищное усилие — и ноги Трофима уже скребут землю. И вдруг… Раздался одинокий выстрел — с правого берега.Глубоко символична концовка рассказа.

Равнодушные, натренированные движения офицера — убийцы — на одном берегу. И сраженный пулей в двух шагах от спасенного жеребенка чудесной души человек. «Жесткие, посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, и в смерти улыбались».

Читаешь это сегодня и видишь не только наше прошлое. В памяти невольно возникает мысль о холодном, бездушном равнодушии тех, кто и сегодня взрывает метро, школы,убивает ни в чем не повинных детей, и тех, кто, жертвуя собой, вступает в борьбу за жизнь.

Великий писатель — гуманист… Он человечность ставил во главу. О разумном, вечном советуют нам и герои М.Шолохова.
Вот дед Гришака, побывавший в турецкой кампании,вспоминает, как взял в бою турецкого офицера живьем: «Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Вот Григорий во весь опор летит спасать от смерти Кошевого:»Выручить…Кровь легла промеж нас, но ить не чужие же мы?!»

Вот дед Гаврила(«Чужая кровь»), поборов ненависть к врагу,раненому красноармейцу, жалеет его, а потом полюбит, как родного сына: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного».
Вот Валет отпускает пленного:»Беги, немец! У меня к тебе злобы нету. Стрелять я не буду. За что я тебя буду убивать?» (как некогда к прощению и жалости призывал главнокомандующий руской армии Кутузов после победы над французами).

Признать в другом человека — значит,самому стать им. Пожалеть врага…А ведь в этом — глубокий смысл. Любовь к врагу,отказ от мщения — это высшая степень смирения перед Богом, «ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылать дождь на праведных и неправедных».
Ведь отчего «расчеловечивается»душа человека, разрушается человек? От неразличения добра и зла, от ненависти. И только любовь,доброта, человечность созидательны. Поэтому, убеждают нас герои М.Шолохова,в жизни нет ничего важнее, как учиться побеждать в себе дух зла и жить в любви и согласии.
Герои Шолохова… Они такие многоликие, многоголосые,то сдержанные то стихийные, с достоинствами и недостатками. Но именно с ними, простыми людьми труда, писатель связывает самые сложные, великие,вечные истины.

Одна из них — связь поколений, преемственность, уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов», чувство «сыновства» и «отцовства». Абсолютная, вечная истина,от решения которой зависит ход общественного развития и отступление от неё грозит нравственной одичалостью.
«Мелеховский двор — на самом краю хутора…» — так начинается роман «Тихий Дон». Не с исторических событий, с истории рода Мелеховых, с рассказа о том, как, умирая, несчастная турчанка оставляет сына.
А вот его финал: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал, Григорий. Он стоят у ворот родного дома, держал на руках сына…»Своебразное обрамление. И это символично.Григорий вернусся в стены родного куреня, к оставленной им родной земле. И он держит на руках сына — будущего продолжателя рода и преемника мелеховских качеств.

Конечно, Мишатка, став взрослым, будет уже жить в другой эпохе. Многое в укладе жизни его будет иным. Но хочется верить, что своих народных корней он не забудет.
Существует и такая святая истина — отчий дом.»Родительский дом — начало начал и в жизни моей надёжный причал…» Крепкий тыл. Отчий дом — что малая церковь,где закладываются основы жизни.
Вопреки всему выстоял мелеховский дом. Он потерял многое и многих, но устоял, потому что был возведён не на песке, а на «камне веры» в традиции православного уклада жизни, потому что в нём уважительно относились к жизненному опыту и мудрости «отцов», хранили традиции народной нравственности.

Дуняша остается единственной из рода Мелеховых хранительницей семейно — бытовых традиций. И хотя свою будущую семью она создает не по воле родителей (как было принято традиционно), а на основе личного выбора, но родительское благословение считает обязательным. С трудом, но все же добивается и от мужа — атеиста церковного освящения их брака.
Это она, Дуняша, любя своего мужа, тем не менее предупреждает брата о грозящей ему опасности, а затем, в отсутствие Григория, воспитывает его детей.Именно в семейных, кровных узах сила мелеховского дома. Выжить в то грозное лихолетье могла только крепкая семья.

А вот другой эпизод,наводящий на глубокие раздумья о вечном «…Вот и отпели донские соловьи дорогим моим сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница,отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда -то с верховьев Гремячего буерака…Вот и все!»

Трогательные, бередящие душу слова писателя по дорогим его сердцу героям. Полюбившимся и читателю. Однако, хочется остановиться, оглянуться, подумать и ужаснуться от этого короткого писательского:»Вот и все!…» Почему — то вспоминается горьковское: «А был ли мальчик?» или лермонтовское «Зачем я жил?…для какой цели родился?»
«…Вот и все!..»Как итог жизни. А ведь народная мудрость гласит,что человек за свою жизнь, должен дом построить, дерево посадить и сына воспитать.Даже «всякая мелкая пташка — и та гнездо вьет,потомство выводит…» и «животное всякое, и дерево, и земля пору знают,когда им надо обсеменяться…»
Основой основ и для человека является семья. С чём мы связываем надежды на своё бессмертие? — С семьей и будущими детьми.

В чем главный смысл жизни человека?- В том,чтобы, овладев нужным людям делом,
передать секреты его потомкам, как это делает кузнец Шалый.Не имея собственных детей, Шалый обучает своему ремеслу «сиротков».

Сколько мудрости в его словах: «Тем и горжусь я,что хучь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется».
Оставить свой след на Земле — вот мудрость жизни. Вот то общечеловеческое и вечное в героях Шолохова.
Горький, но ценный урок для нас преподносят и гремяченские коммунисты, заставляющие нас подумать над вопросом: почему?

Почему герои «Поднятой целины»оказались неспособными создать свой дом, свою семью, воспитать детей? Почему писатель, одарив все же своих героев счастьем любви,
не дал им испытать счастья отцовства?

Наверное, виной всему — зов их сердец, к сожалению, принадлежащих только партии.
Одержимые идеей партии,они оказались в силу трагических событий бессловесными исполнителями,отвергли великие и вечные законы, которым следовали их предки. Они «давно уже не верят в бога, а в коммунистическую партию, ведущую трудящихся всего мира к голубому, светлому будущему». Идеалы семейного счастья слишком мелки для них, окрыленных мечтой о счастье всеобщем.
А,может, такова творческая воля писателя. Какое духовное наследие могли передать устроители новой жизни детям своим?

И все — таки, по — человечески жаль. Погибли два человека,честные,преданные идее. Жаль, что «вот и все…» Кто вспомнит? Кто прийдет на могилку?Кто помянет?
Горький, но урок, и с философским — почему? Почему, задаюсь вопросом,каждое новое поколение разрушает миросозерцание предыдущего поколения? Почему то,что казалось неопровержимым вчера, то валится сегодня? Почему уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов» ставим под сомнение. Почему разрушив, потом возрождаем утраченное?

А не лучше ли не забывать о силе традиций, о зависимости человека от исторического прошлого?
В нашем русском языке сотни тысяч слов. А для героев Шолохова самыми главными,святыми являются три слова: земля,хлеб,народ. Это те три корня,на которых держится наше государство.Это самая сущность и казачества.
Герои Шолохова — великие труженики. Самое дорогое качество человека в глазах казаков называлось эпитетом «работящий». В поте лица трудится на земле Яков Лукич Островнов. Один, с семьей в три человека, почти не нанимая работников, засевал 28 гектаров,»сам возля земли трудился и других кормил», сдавал государству «и хлеб, и мясу, и маслу, и кожи, и шерсть, и птицу…»

Отменный фермер, хозяйственный, работящий по нашим временам.
Не распрямляется Ильинична, ставшая «горбатой от работы». Всегда в делах трудолюбивейший казак — крестьянин Пантелей Прокофьевич. Мы видим руки Натальи большие, раздавленные работой. Радуемся за Давыдова — вспахана — таки за день одна десятина…

И вместе с ним видим, как «…борозда за бороздой — валится изрезанная череслом и лемехом заклёклая, спресованная столетиями почва, тянутся к небу опрокинутые, мертво скрюченные корневища трав, издробленная, дернистая верхушка прячется в черных валах… пресный запах чернозема живителен и сладок…»
Запах чернозема… Запах земли… Наверное, нельзя его перевести на язык понятий. Этот запах можно лишь постичь чувством.Только тому, кто блузок к труду на земле, чья жизнь с детства связана с её возделыванием, знаком этот запах.

Казаку он известен, потому что в труде — его призвание, радость, смысл и красота жизни. Вот потому главное в казаке — это его думы о земле. Вот потому во время похода брал казак с собой узелок со щепотью родимой земли. Тоскуя по дому «шли мимо пахоты, и каждый нагибался, брал сухой, пахнувший вешним солнцем комочек земли, растирал его в ладонях, давил вздох».

«Степь — матушка», «Дон — батюшка», — так говорили казаки.
«Хлеб всему голова», «Будет хлеб — будет и песня…» С детства внушаемая нам истина.Но часто ли мы вспоминаем о тех и отдаём дань уважения тем, кто добывает хлеб в поте лица своего, у кого мозолистые руки и бессонные ночи?
И по — шолоховски хочется воскликнуть:»Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании… Низко кланяюсь и по — сыновьи целую твою пресную землю,донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Так воспринимает свою родную землю Шолохов — писатель и человек. Одним чувством живет он со своими героями — чувством святой любви к земле,завещая его и нам как высшую ценность.
«История души человеческой…» Любопытно, какой она будет, история души XX1 века? Что оставим мы потомкам?..

Михаил Александрович Шолохов - один из известнейших русских периода. Его творчество охватывает самые важные события для нашей страны - революцию 1917 года, Гражданскую войну, становление новой власти и Великую Отечественную. В этой статье мы немного расскажем о жизни этого писателя и постараемся рассмотреть его произведения.

Краткая биография. Детство и юность

Во время Гражданской войны был у красных и дослужился до командира. Затем, уже после ее окончания, перебрался в Москву. Здесь он получил свое первое образование. После переезда в Богучар он поступил в гимназию По окончании снова вернулся в столицу, хотел получить высшее образование, но не смог поступить. Чтобы прокормить себя, ему пришлось устроиться на работу. В этот недолгий период он сменил несколько специальностей, продолжая заниматься самообразованием и литературой.

Первое произведение писателя было напечатано в 1923 году. Шолохов начинает сотрудничать с газетами и журналами, пишет для них фельетоны. В 1924 году в «Молодом ленинце» выходит рассказ «Родинка», первый из донского цикла.

Настоящая слава и последние годы жизни

Список произведений М. А. Шолохова следует начать с «Тихого Дона». Именно эта эпопея принесла автору настоящую известность. Постепенно она стала популярной не только на территории СССР, но и в других странах. Вторым большим произведением писателя стала «Поднятая целина», удостоенная Ленинской премии.

Во время Великой Отечественной Шолохов был В это время он написал немало рассказов, посвященных этому страшному времени.

В 1965 год стал для писателя значимым - ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Начиная с 60-х Шолохов практически перестал писать, посвятив свободное время рыбалке и охоте. Большую часть своих доходов он отдавал на благотворительность и вел спокойный образ жизни.

Скончался писателя 21 февраля 1984 года. Тело было захоронено на берегу Дона во дворе его собственного дома.

Полна необычных и причудливых событий жизнь, что прожил Шолохов. Список произведений писателя мы представим ниже, а сейчас еще немного поговорим о судьбе автора:

  • Шолохов был единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения власти. Автора также называли «любимчиком Сталина».
  • Когда Шолохов решил посвататься к одной из дочек Громославского, бывшего казачьего атамана, тот предложил взять в жены старшую из девочек, Марью. Писатель, разумеется, согласился. В браке чета прожила почти 60 лет. За это время у них родилось четверо детей.
  • После выхода «Тихого Дона» у критиков возникли сомнения в том, что автором такого большого и сложного романа действительно является столь молодой автор. По распоряжению самого Сталина была учреждена комиссия, которая провела исследование текста и вынесла заключение: эпопея действительно было написана Шолоховым.

Особенности творчества

Неразрывно с образом Дона и казачества связаны произведения Шолохова (список, названия и сюжеты книг являются тому прямым доказательством). Именно из жизни родных мест он черпает образы, мотивы и темы. Сам писатель так говорил об этом: «Я родился на Дону, там рос, учился и формировался как человек…».

Несмотря на то что Шолохов основное внимание уделяет описанию жизни казачества, его произведения не ограничиваются областническими и местными темами. Напротив, на их примере автору удается поднять не только проблемы страны, но общечеловеческие и философские. В произведениях писателя нашли отражение глубокие исторические процессы. С этим связана еще одна отличительная черта творчества Шолохова - желание художественно отразить поворотные периоды жизни СССР и то, как чувствовали себя люди, попавшие в этот водоворот событий.

Шолохов был склонен к монументалистике, его привлекали вопросы, связанные с общественным изменениями и судьбами народов.

Ранние произведения

Очень рано начал писать Михаил Александрович Шолохов. Произведения (проза всегда оставалось для него предпочтительней) тех лет были посвящены Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей.

Осваивал писательский навык Шолохов с малой формы, то есть с рассказов, которые были изданы в трех сборниках:

  • «Лазоревая степь»;
  • «Донские рассказы»;
  • «О Колчаке, крапиве и прочем».

Несмотря на то что эти произведения не выбивались за рамки социального реализма и во многом прославляли советскую власть, они сильно выделялись на фоне других творений писателей-современников Шолохова. Дело в том, что уже в эти годы Михаил Александрович особое внимание уделял жизни народа и описанию народных характеров. Писатель старался изобразить более реалистичную и менее романтизированную картину революции. В произведениях есть жестокость, кровь, предательство - Шолохов старается не сглаживать суровость времени.

При этом автор нисколько не романтизирует смерть и не поэтизирует жестокость. Он по-другому расставляет акценты. Главным остаются доброта и умение сохранить человечность. Шолохов хотел показать, как «безобразно просто гибли донские казаки в степях». Своеобразие творчества писателя заключается в том, что он поднимал проблему революции и гуманизма, интерпретируя поступки с точки зрения нравственности. И больше всего волновало Шолохова братоубийство, которое сопровождает любую гражданскую войну. Трагедия многих его героев заключалась в том, что им приходилось проливать родную кровь.

«Тихий Дон»

Пожалуй, самая известная книга, что написал Шолохов. Список произведений продолжим именно ею, так как роман открывает следующий этап творчества писателя. За написание эпопеи автор взялся в 1925 году, сразу после публикации рассказов. Изначально он не планировал настолько масштабное произведение, желая только изобразить судьбу казачества в революционное время и его участие в «подавлении революции». Тогда книга получила название «Донщина». Но Шолохову не понравились написанные им первые страницы, так как рядовому читателю не были бы понятны мотивы казаков. Тогда писатель решил начать свою историю с 1912 года, а закончить 1922-м. Смысл романа изменился, как и название. Работа над произведением велась 15 лет. В окончательном варианте книга была опубликована в 1940 году.

«Поднятая целина»

Еще один роман, который создавал несколько десятилетий М. Шолохов. Список произведений писателя невозможен без упоминания этой книги, так как она считается второй по популярности после «Тихого Дона». «Поднятая целина» состоит из двух книга, первая была окончена в 1932-м, а вторая - в конце 50-х.

В произведении описывается процесс коллективизации на Дону, свидетелем которого был сам Шолохов. Первую книгу вообще можно назвать репортажем с места событий. Автор очень реалистично и красочно воссоздает драматизм этого времени. Здесь есть и раскулачивание, и собрания хуторян, и убийства людей, и забой скотины, и расхищение колхозного зерна, и бабий бунт.

Сюжет обоих частей строится на противостоянии классовых врагов. Начинается действие с двойной завязки - тайного приезда Половцева и прибытия Давыдова, и также оканчивается двойной развязкой. Вся книга держится на противостоянии красных и белых.

Шолохов, произведения о войне: список

Книги, посвященные Великой Отечественной:

  • Роман «Они сражались за Родину»;
  • Рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека»;
  • Очерки «На юге», «На Дону», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Гнусность», «Военнопленные», «На юге»;
  • Публицистика - «Борьба продолжается», «Слово о Родине», «Не уйти палачам от суда народов!», «Свет и мрак».

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом в «Правде». Рассказы и очерки, описывающие эти страшные события, имели некоторые отличительные черты, которые определили Шолохова как писателя-баталиста и даже сохранились в его послевоенной прозе.

Очерки автора можно назвать летописью войны. В отличие от других писателей, работающих в этом же направлении, Шолохов никогда не высказывал прямо своего взгляда на события, за него говорили герои. Лишь в конце писатель позволял себе подвести небольшой итог.

Произведения Шолохова, несмотря на тематику, сохраняют гуманистическую направленность. При этом немного меняется главный герой. Им становится человек, который способен осознать значимость своего места в мировой борьбе и понять, что он несет ответственность перед соратниками, родными, детьми, самой жизнью и историей.

«Они сражались за родину»

Продолжаем разбирать творческое наследие, что оставил Шолохов (список произведений). Писатель воспринимает войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. Такие принципы легли в основу романа «Они сражались за родину», который, к сожалению, так и не был закончен.

По замыслу Шолохова, произведение должно было состоять из трех частей. В первой должны были описываться предвоенные события и борьба испанцев с фашистами. А уже во второй и третьей была бы описана борьба советского народа с захватчиками. Однако ни одна из частей романа так и не была опубликована. Выходили лишь отдельные главы.

Отличительной чертой романа является наличие не только масштабных батальных сцен, но и зарисовок бытовой солдатской жизни, которые часто имеют юмористическую окраску. При этом солдаты прекрасно осознают свою ответственность перед народом и страной. Их мысли о доме и родных местах становятся трагическими, так как их полк отступает. Следовательно, они не могут оправдать возложенных на них надеж.

Подводя итоги

Прошел огромный творческий путь Шолохов Михаил Александрович. Все произведения автора, особенно если рассматривать их в хронологическом порядке, подтверждают это. Если взять ранние рассказы и поздние, то читатель увидит, насколько выросло мастерство писателя. При этом ему удалось сохранить многие мотивы, такие как верность своему долгу, человечность, преданность семье и стране и пр.

Но произведения писателя имеют не только художественную и эстетическую ценность. В первую очередь стремился быть летописцем Михаил Александрович Шолохов (биография, список книг и дневниковые записи это подтверждают).