Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Тихий американец. Своеобразие жанра антиколониалистического романа (на примере произведения Г.Грина «Тихий американец») Проблема выбора и личной ответственности тихий американец

Олден Пайл - представитель экономического отдела американского посольства в Сайгоне, антагонист Фаулера, другого героя романа. Будучи обобщённым изображением вполне конкретных политических сил и методов борьбы на мировой арене, фигура О. П. несёт в себе и более глубокий и широкий смысл. Перед нами достаточно знакомый тип человеческого поведения, сформировавшийся именно в XX в., в эпоху острого идеологического противостояния государств и систем, когда идейная убеждённость человека, не способного мыслить самостоятельно и критически, оборачивается на психическом уровне своеобразной запрограммированностью суждений и действий, шаблонностью мышления, стремящегося заключить сложность людских отношений в уже готовые рамки и схемы. Для О. П. не существует ничего индивидуального, частного, неповторимого. Все, что он видит, переживает сам, он стремится подвести под систему понятий, соотнести с некими якобы навсегда данными правилами, моделью отношений: свой любовный опыт он сопоставляет с выводами статистики Кинси, впечатления о Вьетнаме - с точкой зрения американских политических комментаторов. Каждый убитый для него либо «красная опасность», либо «воин демократии». Художественное своеобразие романа основано на сопоставлении и противопоставлении двух главных действующих лиц: Фаулера и О. П. Гораздо более благополучным выглядит О. П.: он закончил Гарвард, он из хорошей семьи, молод и довольно богат. Все подчинено правилам морали, но морали формальной. Так, он уводит у своего друга Фаулера девушку, причём объясняет это тем, что ей будет с ним лучше, он может дать ей то, что не может Фаулер: жениться на ней и дать ей положение в обществе; жизнь его разумна и размеренна. Постепенно О. П. превращается в носителя агрессии. «Напрасно я уже тогда не обратил внимания на этот фанатический блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие...» - думает о нем Фаулер. Той третьей силой, которая может и должна спасти Вьетнам, а заодно помочь установлению господства США в стране, по мнению О. П. и тех, кто направляет его, должна стать национальная демократия. Фаулер предупреждает О. П.: «Эта ваша третья сила- это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демократия». Но О. П. переубедить нельзя. Он организует взрыв на площади, и гибнут ни в чем не повинные женщины и дети, а О. П., стоящего на площади, заполненной трупами, волнует ничтожное: «Он взглянул на мокрое пятно на своём башмаке и упавшим голосом спросил: - Что это? - Кровь, - сказал я, - никогда не видели, что ли? - Надо непременно почистить, так нельзя идти к посланнику, - сказал он...» К моменту начала повествования О. П. мёртв- он предстаёт перед нами в мыслях Фаулера: «Я подумал: «Какой смысл с ним говорить? Он так и останется праведником, а разве можно обвинять праведников - они никогда ни в чем не виноваты. Их можно только сдерживать или уничтожать. Праведник - тоже своего рода душевнобольной».

Томас Фаулер - английский журналист, работающий в Южном Вьетнаме в 1951–1955 гг. Усталый, душевно опустошённый человек, во многом схожий со Скоби - героем другого романа Грэма Грина - «Суть дела». Он считает, что его долг - сообщать в газеты только факты, оценка их его не касается, он не хочет ни во что вмешиваться, стремится остаться нейтральным наблюдателем. В Сайгоне Т. Ф. уже давно, и единственное, чем он дорожит, что удерживает его там, - любовь к вьетнамской девушке Фу-онг. Но появляется американец Олден Пайл, который уводит Фуонг. Роман начинается с убийства Пай л а и с того, что Фуонг возвращается к Т. Ф. Но дальше идёт ретроспекция. Полиция ищет преступника, а параллельно с этим Т. Ф. вспоминает о Пайле: тот спас его во время нападения вьетнамских партизан, буквально отнеся в безопасное место, рискуя собственной жизнью. Как будто бы добрый поступок? Пайл раздражает Т. Ф. своими идеями, своим безапелляционным поведением, граничащим с фанатизмом. Узнав наконец, что взрыв на площади, устроенный американцами, в результате которого погибли женщины и дети, дело рук Пайла, Т. Ф. не выдерживает и передаёт его в руки вьетнамских партизан: «Вы бы на него посмотрели... Он стоял там и говорил, что все это печальное недоразумение, что должен был состояться парад... Там, на площади, у одной женщины убили ребёнка... Она закрыла его соломенной шляпой». После смерти Пайла как-то сама собой устраивается судьба Т. Ф.: он остаётся во Вьетнаме - «этой честной стране», где нищета не прикрыта стыдливыми покровами; женщина, некогда легко оставившая его для Пайла, с той же естественностью выгоды легко и грустно приходит теперь назад.

Сегодня ночью закончила читать роман. Я уже восхищалась здесь произведениями Грина "Сила и слава", "Ценой потери". Ничего нового в этом плане не случилось -я снова под глубоким впечатлением.
На этот раз Сайгон. Начало 50-х годов прошлого века. Мир трех абсолютно разных людей, соединенных войной и любовью. Грин не замешивает тесто сразу, не рисует масштабные полотна только любви или только военных действий. Он постепенно добавляет ингредиенты, тонко переплетает сюжет, рассказывая о судьбах пожилого английского журналиста Фаулера, молодого сотрудника американской гуманитарной миссии Пайла и хрупкой вьетнамской красавицы Фуонг ("феникс"). Это как оттенять сладкое блюдо кристалликами соли: благодаря верно отмеренным пропорциям классический рецепт приобретает новый вкус и становится запоминающимся. Так и Грин, простыми фразами и отсутствием прямого убеждения и наставления, открывает читателю мир, в котором тот сам выбирает на чьей он стороне, сам ставит вопросы.
Сюжет пересказывать не буду, но не могу не сказать о моментах, которые меня поразили больше всего.
1) Этот роман Грина называют политическим. Сам Грин всю жизнь активно участвовал в политической жизни не только своей страны. В 19 лет он вступил в коммунистическую партию Великобритании, надеясь получить право посетить Ленинград и Москву, но когда понял, что выезд закрыт, то вышел из ее рядов. Потом он станет агентом британской разведки МИ-6, другом Фиделя Кастро, Михаила Горбачева и пр. знаменитых мировых лидеров. Самое главное, что описывая события романа "Тихий американец", которые разворачиваются на территории Вьетнама, он опирается на реальные факты- сам Грин находился в 1952 году в Сайгоне, т.е. проживал события изнутри. Мало того, всю жизнь он был ярым противником всякой диктатуры, открыто критиковал политику Соединенных Штатов (имел спец. пропуск на территорию этой страны с пометкой "неблагонадежная личность"), на страницах своих романов "разоблачал" не только отдельных политических лидеров, но и "мелкие" диктаторские режимы, которые потом были свергнуты (за что с ним судились те, кто узнавал себя в его романах). Так вот, уже тогда, в 1955 году, когда был написан "Тихий американец", Грин рассказал миру, какую политику ведет США. Но разве люди читают книги, прежде, чем заваривать кашу? Отдельные места просто как "под копирку"-схема Майдана в 2013 году в готовом виде. Те же методы, те же самые "благие" цели, тот же результат для людей "третьей" страны (Вьетнам, Украина). "Вы, американцы, слишком любите свистеть. У вас на это уходят все силы"; "Напрасно я уже тогда не обратил внимания на этот фанатический блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие…" - думает о нем Фаулер. "Третья сила". Так в романе называется то, что движет Пайлом. Американская мечта "осчастливить" другие народы: "Они хотят досыта риса. Они не хотят, чтобы в них стреляли" . Пайл предан идее, и когда случаются страшные события, причиной которых были чистые намерения Пайла, то его сердце не содрогается, как у Фаулера, он даже не зачерствел, нет, он просто видит цель, и не видит препятствий. Пайла,стоящего на площади, заполненной трупами, волнует ничтожное: "Он взглянул на мокрое пятно на своем башмаке и упавшим голосом спросил: Что это? - Кровь, - сказал я, - никогда не видели, что ли? - Надо непременно почистить, так нельзя идти к посланнику, - сказал он…" .

2) Христианский мотив. Таким увидела его я. Сам Грин к этому времени называл себя "католиком-агностиком". Причем, что примечательно, он никогда не опускал первое слово "католик", даже когда говорил о себе "католик-атеист". Просил, чтобы не называли его "католическим романистом", а говорили "романист", "католик". Грин в конце своей жизни дружил с католическим священником- полным, неуклюжим, совсем не презентабельной внешности. Он как будто был тем "пьющим падре" из "Силы и славы". Это священник прилетит в Швейцарию, чтобы проводить в последний путь своего друга. В романе есть прямые диалоги о Боге между Пайлом и Фаулером, но Грэм тем и отличается, что о его чувстве веры и отношений с Богом говорят не эти короткие "откровения" главных героев, а поступки последних: метания, искания, состояние человека перед выбором. И, конечно же, вопросы, которые потом ставишь себе. Я не знаю, как бы отреагировала на книгу, если бы не верила, но в моем теперешнем состоянии, четко уловила, что Грин задевает и в этом романе Евангельские истины, которые так одновременно просты и сложны человеку. Автор акцентирует внимание на состоянии перед падением и после него, показывая душу, отваживающуюся, но сомневающуюся. Как темная туча наползает на ясное небо, так показан процесс укоренения греха- когда он становится уже реальностью. От помысла до поступка.
Еще один мотив. Вспомнила . Что человек может допустить и понять, а где-то даже простить, а что нет. Дифференциация грехов, если можно так сказать. Что страшнее -убийство "за идею" или спланированное убийство, убийство, совершенное пусть и не собственноручно, но которое мог человек предотвратить, но не стал- опять по своим соображениям- со всякими вытекающими объяснениями, правдами и идеями. Что разъедает сильнее душу? Можно ли вообще разделять эти вещи на "легкие" и "сложные"? На "не убий" не было же сносок и поправок? Из сердца, говорил Господь, исходит все, и рубить надо в сердцевине, пока не проросло во весь организм и не укоренилось?

п.с. теперь можно посмотреть и экранизацию романа. Их было всего две- первая сразу после выхода романа, но сам Грин назвал ее "провокацией"-настолько сюжет был переделан и не соответствовал идее романа, мало того сценарий писал офицер ЦРУ, если верить ; вторая 2001 года, с участием Майкла Кейна и Брендана Фрейзера . Как пишут на кинопоиске. ру, фильм не так ярок в политическом плане, он более про любовь на войне, но судя по отзывам и наградам, смотреть стоит.

п.п.с. перед прочтением, я бы советовала узнать или вспомнить (для кого как:)) историю Сайгона (Хошимина). Мне, скажу откровенно, было сложно воспринимать текст без знаний хронологии тех событий.

Всем желаю приятного прочтения и просмотра!

Роман Грэма Грина «Тихий американец» (The Quiet American, 1955) - одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы - открывает новый период в творчестве Грина. Реализм «Тихого американца» основывается на художественном освоении важнейших социально-политических процессов времени; реалистическая позиция автора - в осуждении колониальных войн, в обличении американского империализма. Трагическое в романе «Тихий американец» отличается новым качеством. Трагизм обстоятельств и ситуаций обретает политическую остроту. Обращение к социально-политической теме позволило писателю показать трагедию вьетнамского народа, страдающего от французских и американских колонизаторов. Грин обнаружил такую проницательность в изображении политической борьбы во Вьетнаме, что с сочувствием показал коммунистов (образ Хена) и с неприязнью -американских дипломатов, которые начинали тогда свои провокационные действия во Вьетнаме (образ Пайла).

Сюжетная инверсия в романе «Тихий американец» отражает поиски ответа на вопрос: в чем же трагедия, кто виноват в этой трагедии и какое отношение к этому должно быть у честного человека? Композиция романа воспроизводит работу мысли, раздумья английского журналиста Фаулера, который вспоминает все факты и события, старается разобраться в их сущности и определить свое отношение к ним. В романе «Ценой потери» (A Burnt Out Case, 1961) показаны протест против европейской буржуазной цивилизации, разрыв героя архитектора Керри с нею и его бегство в отдаленные места земного шара. Роман Грина, однако, совершенно лишен экзотики, романтической идеализации, эскейпизма и руссоизма, то есть тех черт, которые свойственны многим произведениям с такого рода конфликтом.

Роман Грина «Тихий американец» одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы. Реализм «Тихого американца» основывается на художественном освоении важнейших социально-политических процессов времени, реалистическая позиция автора – в осуждении колониальных войн, в обличении войны.

Роман носит политический характер и затрагивает одну из важнейших проблем современной литературы – проблему выбора. Книга построена как детективный роман, искусным мастером которого является Грин, на ретроспективном раскрытии сюжета. Произошло жестокое убийство; расследовать его, найти убийцу, выяснить причины вместе со следователями предстоит читателю.

Действие происходит во Вьетнаме,50-е годы, когда страна была французской колонией. Однако художественное своеобразие книги основывается, прежде всего, на приёме контрастной характеристики двух главных действующих лиц романа, на их непрерывном сопоставлении и противопоставлении. Английский журналист Фаулер, от лица которого идёт рассказ, и молодой американский дипломат Пайл, связанные с самого начала романа далеко не простыми взаимоотношениями.


Олден Пайл, прозванный «тихим американцем» за свою кажущуюся порядочность и моральную уравновешенность, сотрудник американской миссии экономической помощи. Но, на самом деле, в его обязанности входило организование саботажей и провокаций таким образом, чтобы они походили на дело рук вьетнамских коммунистов, борющихся за освобождение своей страны. На руках Пайла кровь многих людей. Но парадокс заключается в том, что Пайл – не только палач, но и жертва. Так как он оказался под влиянием Йорка Гардинга (идеи о том, что Востоку нужна «третья сила» в лице Запада) и Пайл слепо верил этой догме.

Его антиподом был английский репортёр Фаулер – усталый, душевно опустошённый человек, который воспринимает себя как репортёра, задача которого – давать одни факты. Человек, потерявший идеалы и лишённый каких- либо стремлений, Фаулер пытается остаться сторонним наблюдателем той борьбы и злодеяний, которые развёртываются на его глазах, и ищет утешения от страдания в любви. Именно через образ Фаулера – образ человека, проходящего (как и многие интеллигенты на Западе) сложный путь внутренней борьбы – автор выражает свой протест против колониальной политики Запада во Вьетнаме. По ходу развертывания сюжета, прослеживается динамика этого сюжета. Сначала Фаулер пытается не вмешиваться. Своей главной задачей он считает изложение фактов, как ему вначале кажется, его не касается.

«Политика меня не интересует; я ведь репортёр. Я ни во что не вмешиваюсь.» но как сказал ему французский лётчик Труен: «Настанет время и вам придётся стать на чью-либо сторону». Грин превосходно показывает, как он пытается её в себе подавить и затушить. Впервые он говорит «ненавижу войну» во время эпизода ночной стычки на канале Фат Дьем. Грин даёт очень реалистическое описание картины, которую увидел Фаулер после боя:

«Канал был полон трупов; он напоминал мне похлёбку, в которой чересчур много мяса. Трупы налезали один на другой; чья-то голова, серая, безликая, как у каторжника, с бритым черепом, торчала из воды, точно как буёк. Крови не было: вероятно, её давно уже смыло водой».

В силу специфики своей профессиональной деятельности, Фаулер становится очевидцем тех последствий, которые несёт эта война и для мирных жителей: их жилища уничтожают, а их самих убивают. Вот перед Фаулером маленькая деревушка; но… жизнь покинула её – даже курицы и той не осталось… Эти люди во что-то верили…Они были живыми существами, а не серыми обескровленными трупами». Недалеко от деревни французские солдаты нашли женщину и маленького мальчика. «Оба были, безусловно, мертвы: на лбу женщины был маленький опрятный сгусток крови, а ребёнок казался спящим. Ему было лет шесть, и он лежал, подтянув костлявые коленки к подбородку, как зародыш в чреве матери». Постепенно в Фаулере зреет протест. Он уже в разговоре с Пайлом открыто говорит:

«Не суйтесь вы на Восток с вашим кудахтаньем об угрозе человеческой личности…». И добавляет: «Это их страна». Последней каплей терпения стал взрыв, организованный американцами (в числе которых был и Пайл). Целью взрыва было уничтожение вьетнамских генералов в ходе парада. Однако, он был перенесён на более ранний срок. В результате пострадали лишь мирные жители:

«Женщина сидела на земле, положив себе на колени то, что осталось от её младенца: душевная деликатность вынудила её прикрыть ребёнка соломенной крестьянской шляпой. Она была тиха и неподвижна… Безногий обрубок около клумбы всё ещё дёргался, словно только что зарезанная курица. Судя по рубашке, он был когда-то рикшей». Поражённый увиденным, Фаулер даёт согласие выдать Пайла вьетнамским партизанам, это означало одно – гибель. Своему решению Фаулер даёт такое обоснование: «Он сослепу вламывается в чужую жизнь, и люди умирают из-за его глупости. Жаль, что ваши не прикончили его на реке, когда он плыл из

Нам-Дина. Судьба многих людей была бы совсем другой».

Определив своё отношение к Пайлу, Фаулер тем самым определил своё отношение к войне и социально-политической несправедливости. Таким образом, конфликт между американцем Пайлом и англичанином Фаулером призван раскрыть главную проблему книги: какова на деле миссия западной цивилизации во Вьетнаме. Эта политическая проблема для Грина связана с моральной постановкой вопроса: вправе ли вообще один народ решать за другой его судьбу, как и в любви один человек решать за другого, в чём его счастье. Ответ на вопрос заключён в концовке романа. Гибель Пайла определяет позицию самого автора по этому вопросу – каждый народ должен сам решать свою судьбу.Роман «Тихий американец» является ярким протестом Грина против колониальной, захватнической войны западной цивилизации во Вьетнаме. В своём романе Грин показывает реальные картины последствий, которые несёт эта война для её жителей, он пытался донести до всех преступление, совершаемое против свободы и счастья целого народа. Основная идея его произведения выражается в словах главного героя. Фаулера: «Они хотят досыта риса. Они не хотят, чтобы в них стреляли. Они хотят, чтобы жизнь текла спокойно. Они хотят, чтобы ушли люди с белой кожей.

(Смотреть анализ произведения в тетради)

Литература «сердитых молодых людей»(«рассерженной молодежи»), ее социальные источники и художественная практика

В 50-е годы в английской литературе видное место занимает новое течение, получившее название «сердитые молодые люди». Идейно-художественное своеобразие этого течения определилось после выхода в свет романа Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим», романа Джона Уэйна «Спеши вниз», пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», романа Джона Брейна «Путь наверх» (Room at the Top, 1957).

Писатели, которых называют «сердитыми молодыми людьми», не составляют какой-то единой творческой группы. Творчество каждого из них развивается вполне самостоятельно. Они не зависят друг от друга и не пытаются создать определенной школы. Тем не менее в их произведениях, опубликованных в 50-е годы, есть общие черты.

Творчество «сердитых молодых людей» развивается в русле критического реализма. Однако оно отличается своеобразными чертами, определяющими его особое место в истории критического реализма в Англии после второй мировой войны. Реализм «сердитых» отличается большой эмоциональной силой осуждения общества; вместе с тем он лишен положительной программы. Если классический реализм подвергал критике основы буржуазной системы, то реализм «сердитых» гневно обличает все стороны буржуазного общества, не доходя, однако, до корней и причин социального зла. Классический реализм намечал перспективу общественного развития, утверждал положительный идеал, противопоставляемый бесчеловечности капиталистического строя; реализм «сердитых» негативен, он не видит перспектив и не отстаивает каких-либо положительных ценностей.

Социальные истоки возникновения литературы «сердитых молодых людей» заключаются в крахе лейбористского «социализма», обещавшего создать после войны «общество всеобщего благоденствия». Надежды на существенные перемены в послевоенной действительности, о которых говорилось в романе Пристли «Трое в новых костюмах» (1945), сменялись разочарованием и отчаянием «сердитых молодых людей», жизнь которых оказалась скучной и неинтересной, полной неудовлетворенности, страха перед угрозой атомной войны.

Литература «сердитых» отражала умонастроение целого поколения мелкобуржуазной молодежи. Бесцельное существование вызывало у молодежи гнев и протест против буржуазных порядков и буржуазной морали. Однако ее бунт индивидуалистичен, он направлен также и против прогрессивных сил общества, против социалистического и рабочего движения. В этом ограниченность и слабость критицизма в произведениях «сердитых». Отсутствие глубоких убеждений и передовых идей приводит к тому, что это литературное течение заходит в тупик. Обличительный пафос ранних произведений «сердитых» сменяется кризисным мироощущением. Выход из кризисного состояния можно было найти в переходе на прогрессивные позиции и в развитии основных принципов критического реализма. По этому пути пошли Джон Уэйн и Джон Осборн. Кингсли Эмис и Джон Брейн встали на путь компромисса с буржуазным обществом. Так литературное течение «сердитые молодые люди» изжило себя уже в 50-е годы. Творчество бывших его представителей развивается на основе различных эстетических взглядов.

В первом романе Кингсли Эмиса (1922) «Счастливчик Джим» (1954) определились характерные черты прозы «сердитых»: в качестве главного героя выступает молодой интеллигент, приключения которого переданы в пикарескной фабуле и комических ситуациях. Герой романа Джим Диксон служит в провинциальном университете. Этот начинающий преподаватель чувствует, что совершенно никому не нужен, что его работа никого не интересует. Это вызывает у него недовольство всем, что он видит вокруг. Университет представляется ему кладбищем; ученые кажутся монстрами. Он едва сдерживает себя в присутствии своего профессора, который вызывает у него отвращение. Бунт героя, однако, проявляется в нелепых формах. Так, в своей первой лекции, на которой присутствуют как студенты, так и преподаватели, он несет чушь и смешно пародирует лекторскую манеру наиболее известных ученых университета.

Острота критики снижается компромиссным финалом. Конфликт завершается примирением героя с действительностью. Это отражает реальное положение мелкобуржуазной молодежи в Англии. Однако Кингсли Эмис не смог сам возвыситься над ситуацией примирения конфликта и не дал ей верной эстетической оценки. В конце романа Джим Диксон охотно сближается с Кристиной, дядюшка которой богач Гор-Эркварт предлагает ему выгодное служебное место.

В последующих романах Эмис отходит от критического пафоса и юмора своей первой книги. В романе «Мне нравится здесь» (1958) герой - писатель и критик Боуэн -не очень сердит на действительность. У него богатая теща, на деньги которой он может отдыхать за границей. В этом произведении, в сущности, нет никакого конфликта.

Роман «Толстый англичанин» (1963), рассказывающий о поездке малопривлекательного англичанина в Америку, написан в духе заурядного юмористического чтива. В романе «Лига против смерти» (1966) изображение тайных военных приготовлений Англии сменяется в финале темой благоразумия британского командования.

Кингсли Эмис сам оказался в положении своих героев. Он примирился с буржуазным обществом, дойдя до оправдания американской агрессии во Вьетнаме. Эмис занялся писанием детективных романов об агенте 007, Джеймсе Бонде, продолжив тем самым серию романов умершего Яна Флеминга, романов, отличавшихся антикоммунистической тенденциозностью. Д

ля творчества Джона Уэйна (1925) характерна более серьезная тематика. В его первом романе «Спеши вниз» (1953) сатирически изображаются многие стороны современной английской действительности. В романе проходит вереница сатирических образов. Это писатель-модернист Фрулиш, делец Блирни, капиталист Родрик, гангстер Бандер, сноб-обыватель Фарклс. На широком общественном фоне показана судьба главного героя Чарлза Ламли. Окончив университет, он не желает служить буржуазному обществу. Ламли хочет быть независимым. И вот начинается полная приключений жизнь молодого бунтаря. Он работает мойщиком окон, шофером, санитаром. Какое-то время Ламли был связан с контрабандистами. Порывая с буржуазной средой, он не желает сближаться с «красными», то есть рабочими. Однако позиция нейтралитета оказалась шаткой. Нейтралитет в конце концов приводит героя к примирению с буржуазным обществом: Ламли идет на службу в радиокомпанию, которая хорошо оплачивает сочинение радиопередач сомнительного содержания. Ламли достигает благосостояния, однако он чувствует, что попал в клетку, откуда невозможно выбраться.

Большой талант Джона Уэйна проявился в «Балладе о майоре Изерли» (1959) и романе «Убей отца» (1962). В балладе писатель осудил американскую военщину в образе летчика Изерли, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму. В романе «Убей отца» Уэйн протестует против расовой дискриминации.

Мировоззрение Уэйна противоречиво. Он испытывал подчас влияние буржуазной пропаганды. После поездки в Советский Союз в 1960 г. он опубликовал в журнале «Обзервер» «Открытое письмо Алексею Суркову», в котором допустил антисоветские выпады. Антисоветский характер носит и его роман «Молодые гости» (1965), представляющий в карикатурном виде советских студентов. Надо сказать, что Уэйн очень скоро понял опасность того пути, на котором он оказался, и в последующих произведениях он вернулся на позиции писательской честности и художественной правды.

Большой творческой удачей Уэйна стал роман «Меньшее небо» (1967). Писатель рассказал в нем о трагедии отчуждения человеческой личности в современном буржуазном обществе. Сорокапятилетний ученый Артур Джири неожиданно и, казалось, беспричинно оставляет семью, работу и поселяется в лондонской привокзальной гостинице, проводя целые дни среди толпы пассажиров. Только в сутолоке вокзальной жизни он обретает спокойствие и сознание своей общности с людьми. Постепенно в романе появляются намеки на истинные причины отчуждения героя. Джири ушел в себя еще тогда, когда выполнял какие-то секретные исследования в институте. Его скрытность и замкнутость не исчезли и после того, как он избавился от этих тяготивших его исследований и занялся другой работой. Рутина повседневной жизни сковывает его, и он почти бессознательно стремится к другой жизни, где был бы простор, где были бы высота неба и ширь полей. Застекленные своды вокзала Пэддингтон создают для Джири иллюзию высокого неба. Но в действительности это меньшее небо, символ смутных и ограниченных представлений героя о жизненном идеале, по которому он томится.

Поведение Джири не похоже на действия окружающих его людей, и это вызывает у них подозрения в том, что он сумасшедший. Общество преследует этого человека, старавшегося найти душевное равновесие. Дельцы от телевидения хотят сделать сенсацию, предав широкой гласности судьбу Джири. Спасаясь от преследования журналистов и операторов, Джири взбирается на стеклянную крышу вокзала, откуда падает и разбивается насмерть. Поэтический образ неба и снега, символ настоящей жизни с возвышенными идеалами, появляется в заключительной главе романа. Джири видит, наконец, то прекрасное, к чему стремился, но уже слишком поздно. Он гибнет, преследуемый равнодушными, черствыми людьми, которые хотели сделать сенсацию из его страданий и мучительного одиночества. Роман «Меньшее небо» - одно из лучших произведений критического реализма в английской литературе наших дней. Трагедия личности является обвинением бездушным, стандартизированным порядкам современного буржуазного общества.

Значительным шагом в развитии реалистического метода Уэйна явился его роман «Зима в горах» (1970). В этом произведении писатель показал классовую борьбу в современной Англии. В центре романа конфликт между простыми жителями Уэльса и богатыми хищниками, скупающими местный транспорт в городе Кэрфенае. Шофер валлиец Гарет борется против капиталиста Шарпа. Гарету помогает интеллигент Роджер Фернивал. Англичанин Роджер Фернивал приехал в Кэрфенай изучать валлийский язык. Он мучительно переживает свое одиночество: недавно умер его брат. Выходом из состояния одиночества стало участие в борьбе тружеников-валлийцев против капиталиста Шарпа. В этом романе Уэйн преодолел ограниченность критицизма «сердитых молодых людей» и дал социальный анализ противоречий капиталистического общества. В романе «Зима в горах» выражены положительные идеалы: герои, люди труда, стремятся к солидарности, к товариществу, находят радость в борьбе за равенство и свободу.

Важную роль в движении «сердитых молодых людей» сыграли пьесы Джона Осборна (1929). Значение его творчества выходит за пределы этого течения. Пьесы Осборна стимулировали подъем в развитии английской драматургии 60-х годов.

В 1956 г. в театре «Ройал-Корт» была поставлена пьеса Осборна «Оглянись во гневе» , которая имела шумный успех. Драматург очень точно передал настроения английской молодежи того времени. Главный герой пьесы Джимми Портер окончил университет. Но ему приходится служить в кондитерской лавке. Недовольство своей жизнью Джимми выражает в грубой и насмешливой критике всего, что его окружает. В своих длинных монологах он осуждает существующие в обществе порядки, буржуазную прессу с ее официальным лицемерием, снобизм богатых. Гнев Джимми переходит в раздражительность и ожесточенность. Он мучает свою молчаливую жену Элисон, изменяет ей с ее подругой-актрисой. Критический пафос пьесы заключен в страстных монологах героя, в которых проявились бунтарство, радикальные настроения и отчаяние мелкобуржуазной молодежи. Этот бунт Джимми Портера индивидуалистичен, так как не связан ни с активным действием, ни с положительными идеалами. В пьесе «Неподсудное дело» (1964) в несколько условной форме, основанной на смешении сна и реальности, Осборн воссоздает сцену суда, в которой герой адвокат Билл Мэйтленд страстно и непримиримо осуждает свои пороки и пороки буржуазного общества.

Джон Осборн - сторонник театра, выступающего с критикой социальных порядков в капиталистическом мире. Свою позицию драматурга Осборн определил в следующем высказывании: «Мне не нравится общество, в котором я живу. И не нравится все больше и больше. Театр же постепенно становится тем, чем я его всегда мечтал видеть, - оружием. Я уверен, что он может быть самым убедительным оружием времени».

Пьесы Джона Осборна определили пути развития английской реалистической драматургии 60-х годов. Актуальным социально-критическим содержанием насыщены пьеса Шейлы Дилени «Вкус меда»; трилогия Арнольда Уэскера «Куриный суп с перловкой», «Корни» и «Я говорю об Иерусалиме»; трилогия Дэвида Мерсера «Поколения». В этих пьесах изображаются жизнь простых людей, судьбы рабочих семей, ставятся важные социальные проблемы.

АНТИВОЕННАЯ И АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В РОМАНЕ ГРЭМА ГРИНА «ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ»

Высочина Д.А.,

Стахановский факультет

Луганского национального университета им.Т.Шевченко

Грэм Грин – английский писатель, очеркист, романист. Его романы реалистичны, отмечены психологизмом, политической актуальностью, сложной этической проблематикой. Его многие работы близки жанру детективного романа. Г.Грин приобрел всемирную славу, репутацию великого мастера прозы, в частности и политического романа. Он вызывает интерес у многих читателей благодаря своему таланту – рассматривать философские обобщения в самых разных конфликтах современности. Свое творчество Грин начал довольно рано, когда еще числился студентом Оксфордского университета. Как и многие начинающие писатели, он создавал поэзию, в это же время занимался работой журналиста. В дальнейшем творчестве Грина мы встречаем рассказы и пьесы, путевые очерки и эссе, а также критические рецензии и автобиографическую прозу. И в то же время он не забывал про журналистику. Несмотря на огромное разнообразие жанров в своем творчестве, настоящую славу ему принесли романы.

Какими бы сложными не были структуры его книг, какими бы великими не были противоречия, необходимо во всем этом разобраться, потому что все это отображает своеобразие его мировоззрения. Если мы сможем разобраться в них, то мы сможем лучше понять диалектику развития современного искусства Запада.

Целью моей статьи является рассмотрение антивоенной и антиколониальной тематики в одном из романов Г.Грина «Тихий американец».

Задачи:

Проанализировать творчество Г.Грина

Выявить основные черты антиколониального романа

Проанализировать роман Грина «Тихий американец»

Обобщить результаты и сделать выводы

Предметом исследования данной статьи является изображение Грином антивоенной и антиколониальной тематики в романе «Тихий американец».

Что же характерно для творчества Грина? По преимуществу его герои – англичане, не реже всего живут на Родине. Куда только не забрасывала их судьба: во Вьетнам, Швейцарию, на Кубу. Творчеству Грина характерно то, что он создает такие критические ситуации, которые помогают во всей мере раскрыть характер героев. Его герои попадают в такие ситуации, которые заставляют их сделать выбор – остаться порядочным или стать предателем, за верность своим принципам героям приходится жертвовать своей свободой и даже жизнью.

Ключевая черта для большинства романов писателя – это постоянная проблема, которая ставит человека перед выбором жизненной позиции, независимо от того, будет ли она активная или пассивная. По началу в своих первых книгах он осуждает активные действия людей, он считает их бессмысленными, а иногда даже и губительными. В последующих произведениях точка зрения Грина резко меняется.

«Кроме постоянного мотива одиночества и отчаяния в романах Грина

всегда присутствует другой – «гриновский» мотив – преследования и поиска. В подавляющем большинстве его романов – в ранних и послевоенных – проходит этот мотив, и это нечто большее, чем черта сюжета. Герой одержим мыслью о преследующей его силе (которая, заметим, никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен благодаря своему одиночеству и духовному отчаянию» .

Как бы Грин не называл свои детективные романы, а он их настойчиво называл «романами развлечения» - пустым развлечением они никогда не являлись: в них всегда содержится глубокий смысл и значительный подтекст. Психологический и политический. Они всегда были «серьезны».

Грин был гуманистом. Главной чертой его творчества было найти человеческое в людях. Грин чувствительный к жестокости и фальши. Он находит ложь и грубость губительными качествами в отношениях между людьми. Иногда герои его романов теряют веру в возможность победы добра над злом, он Грин не устает призывать своих читателей к таким качествам, как добро, благородство и человечность .

Грин становится одним из писателей, авторов антиколониальных и антивоенных романов. Он осуждает войну, считая ее проявлением агрессии, ему не по душе колониализм и захватническая сущность империализма. Все это Грин считает «медленным сползанием западного мира к варварству».

Рассмотрим основные черты антиколониального романа.

Во-первых, действие в таких романах отображает жизнь людей в колониальных, порабощенных и зависимых странах. Следующим пунктом является то, что в антиколониальных романах конфликт показан остро и драматично; события в нем часто носят иерархический характер. Писатель изображает нарастание протеста народа и зависимых стран, неудовлетворенность людей своей жизнью, ну и как результат, образуется переход к борьбе. Третьим пунктом является то, что во всех антиколонистских романах присутствуют фигуры представителей империалистических кругов (Пайл «Тихий американец»). Этим героям Грин противопоставляет еще одного из героев, который показан в состоянии кризиса, нравственной и идейной неудовлетворенности, что еще больше обостряется назреванием борьбы за независимость. Перед героями стоит выбор своего пути. Этот выбор индивидуален, каждый герой должен сделать его сам. Несмотря на все различия, у героев есть нечто общее – все они «герои перепутья», они пытаются разобраться в сложившихся проблемах современности, найти выход из сложившихся ситуаций, и конечно же дать определение своего отношения к происходящим политическим событиям.

Для реализма таких книг подобрано сочетание сатирического и трагического, событийности и психологизма.

Один из самых известных послевоенных романов Грина является «Тихий американец» (1955), в котором писатель протестует против колониализма, описывая ужасы войны во Вьетнаме. Этот роман посвящен борьбе вьетнамского народа за свою независимость, они устали подчиняться, и хотят образовать свою ни от кого независимую нацию. Перед нами предстает психологическая драма английского журналиста Фаулера, он не спешит занимать чью-то позицию, он всего лишь находится в роли наблюдателя, а также драма «тихого американца» Пайла, он обманут правительством США и не понимает всей опасности

сложившейся ситуации. Роман «Тихий американец» основан на реальных событиях, но Грин не излагает их в точности: «Я допускаю … отклонения без всяких угрызений совести, потому что я написал роман, а не исторический очерк…» .

У романа политический характер, он затрагивает одну из важнейших проблем современной литературы – проблему выбора. Книга является детективным романом, мастером которого и является Грин.

Действие романа происходит во Вьетнаме, время романа – пятидесятые годы, именно то время, когда страна была французской колонией. Художественное своеобразие книги, прежде всего, основывается на методе характеристики контрастов двух главных героев романа, на их постоянном сопоставлении и противопоставлении.

Главные герои произведения – совершенно не идеальные личности: некоторые из них разочарованы происходящим, некоторые превратились в циников, у них достаточно много пороков, большая часть этих героев – всего лишь пассивные наблюдатели за происходящим, запутавшиеся герои, которые не видят выхода из жизненного лабиринта. Но у них у всех есть одно замечательное свойство – они ни за что не хотят приспосабливаться и привыкать к тому злу и грязи, которые их окружают. В те моменты, когда случаются важные, поворотные события в жизни героев, все лучшее и честное, что осталось в их душе, придает им мужество, толкает на благородные поступки во имя справедливости. Эти герои выступают за защиту других, тех, кто нуждается в помощи, поддержке, заступничестве.

Повествование романа идет от имени одного из главных героев – английского журналиста Фаулера. Вторым главным героем является молодой американский дипломат Пайл. Естественно в романе наблюдается не только одна антивоенная тема, в нем пересекаются две основные линии: первая – это любовный треугольник, в котором принимают участие пожилой английский журналист Томас Фаулер, молодой американец Олдэн Пайл и вьетнамская подруга Фаулера Фуонг; но она нас особо не интересует, для нашей статьи больше интересна тема военно-политических конфликтов, и настырное вмешательство , которое в будущем приведёт к .

В начале романа мы видим Фаулера как пассивного героя, он просто наблюдает за происходящими событиями и отправляет репортажи в Лондон. Судьба Фаулера частично повторяет пережитое там самим Грином. Пайл, второй герой романа, наоборот, непосредственно замешан в происходящем, хотя мы не сразу это понимаем. Пайл символизирует политику США во Вьетнаме в целом. Ключевые события романа сконцентрированы вокруг попытки США создать «третью силу» в лице генерала Тхе.

Олден Пайл, был прозван «тихим американцем» за свою порядочную моральность и уравновешенность, он предстает перед нами как сотрудник американской миссии экономической помощи. Но, на самом деле, со временем, он открывается читателю совершенно с другой стороны - в его обязанности входило организование саботажей и провокаций, но он должен был организовывать их так, чтобы это было похоже на дело рук вьетнамских коммунистов, борющихся за освобождение своей страны. На руках Пайла кровь

многих людей. Парадокс всей ситуации заключается в том, что Пайл выступает в роли не только палача, но и жертвы. Он слепо верил в то, что Востоку нужна «третья сила» в лице Запада.

Пайл предстает перед нами как агрессор. «Напрасно я уже тогда не обратил внимания на этот фанатический блеск в его глазах, не понял, как гипнотизируют его слова, магические числа: пятая колонна, третья сила, второе пришествие...» - думает о нем Фаулер. Он предупреждает его: «Эта ваша третья сила – это все книжные выдумки, не больше. Генерал Тхе просто головорез с двумя-тремя тысячами солдат, никакая это не третья демократия» .

Полной противоположностью Олдена был репортёр Фаулер – он пожилой, усталый человек, у него произошло душевное опустошение, он воспринимает себя всего лишь как репортёра, его задача – давать одни факты.

Именно в образе Фаулера мы видим образ человека со сложной внутренней борьбой, ему необходимо изменить свою позицию, из пассивного героя он должен стать активным, ему предстоит выразить свой протест против вмешательства политики Запада во вьетнамскую жизнь. По мере поступления сюжета, мы можем проследить динамику этого сюжета. Сначала Фаулер ни во что не вмешивается. «Политика меня не интересует; я ведь репортёр. Я ни во что не вмешиваюсь». Но как сказал ему французский лётчик Труен: «Настанет время и вам придётся стать на чью-либо сторону» .

Впервые Грин произнес фразу «ненавижу войну» во время ночной стычки, которая произошла на канале Фат Дьем. Он даёт очень реалистическое описание той картины, которую увидел Фаулер после боя:

«Канал был полон трупов; он напоминал мне похлёбку, в которой чересчур много мяса. Трупы налезали один на другой; чья-то голова, серая, безликая, как у каторжника, с бритым черепом, торчала из воды, точно как буёк. Крови не было: вероятно, её давно уже смыло водой» .

Из-за своей профессиональной деятельности, Фаулер становится очевидцем тех последствий, которые принесла война и для мирных жителей: их дома разрушены, а их самих убивают.

Далее события романа разворачиваются таким образом, что Фаулер осознает безнравственность своей позиции невмешательства. Он начинает действовать. Фаулер – человек с больной совестью. Он легкоранимый человек, и его цинизм и равнодушие - это всего лишь защитная маска, которая прикрывает его лицо, искаженное страданием. Наконец-то в Фаулере зреет протест: в разговоре с Пайлом он заявляет:

Последней каплей терпения Фаулера стал взрыв, который организовали американцы. Пайл принимал в этом активное участие. Именно он организовал взрыв на площади, который привел к гибели ни в чем неповинных людей. Гибнут женщины и дети. Вспоминая взрыв и людей, погибших на площади, Пайл хладнокровно, с чудовищным спокойствием заявляет: «Война требует жертв. Они неизбежны. Жаль, конечно, но не всегда ведь попадешь в цель. Так или иначе они погибли за правое дело».

Описание происходящего с точки зрения Фаулера можно выразить такими словами: «Женщина сидела на земле, положив себе на колени то, что осталось

от её младенца: душевная деликатность вынудила её прикрыть ребёнка соломенной крестьянской шляпой. Она была тиха и неподвижна… Безногий обрубок около клумбы всё ещё дёргался, словно только что зарезанная курица» .

Пайл никогда и ни за что не испытывал угрызения совести, своей вины. Такого, как он, нельзя научить человечности, его можно только уничтожить, как ядовитую гадину, опасную для других . Фаулер решает выдать Пайла вьетнамским партизанам, это означает лишь одно – гибель Пайла. Свое решение Фаулер объясняет так: «Он сослепу вламывается в чужую жизнь, и люди умирают из-за его глупости. Жаль, что ваши не прикончили его на реке, когда он плыл из Нам-Дина. Судьба многих людей была бы совсем другой» .

Определив свое отношение к Пайлу, Грин, через образ Фаулера, показывает тем самым свое отношение к войне и социально-политической несправедливости. Конфликт между американцем Пайлом и англичанином Фаулером раскрывает главную проблему книги: в чем же заключалась на самом деле миссия западной цивилизации во Вьетнаме. Политическая проблема романа «Тихий американец» для Грина в первую очередь связана с моральной постановкой вопроса: может ли вообще один народ решать за другой его судьбу, в праве ли он делать это? Ответ на этот вопрос можно найти в концовке романа. Гибель Пайла показывает позицию самого автора по этому вопросу – он считает, что каждый народ сам должен решать свою судьбу, и никто из других не должен вмешиваться в это решение или оказывать какое-то давление на людей, что может в последствии привести к изменению этого решения.

Роман «Тихий американец» является одним из ярких примеров протеста Грина против колониальной, захватнической войны западной цивилизации во Вьетнаме. В своём романе Грин отображает реальные картины - последствия, которые принесла война для мирных жителей.

Основная идея романа отображается в словах главного героя Фаулера: «Они хотят досыта риса. Они не хотят, чтобы в них стреляли. Они хотят, чтобы жизнь текла спокойно. Они хотят, чтобы ушли люди с белой кожей» .

Как уже упоминалось ранее, мотив одиночества пронизывает весь роман «Тихий американец». Это является ярким примером жизни самого великого писателя Грина. Именно вся его жизнь, как и это произведение, была переполнена непреодолимым одиночеством. Одиночество и желание спрятаться от людей, которые были ему чужды и которые не понимали его, точно так же как и он не понимал их, и так же как Фаулер не понимал Пайла .

Выход в свет романа «Тихий американец» вызвал большое количество дискуссий по поводу его «антивоенной и антиколониальной тематики». В этих дискуссиях принимали активное участие, как сторонники этой темы, так и злобные враги. Американская пресса обвиняла Грина в антиамериканских настроениях и чувствах, в клевете на бравых американских парней, которые и так несчастные, в тяжелых условиях, далеко от родного дома выполняют свою миссию. Пресса заявляла, что американские военные всего лишь несли идеи американской демократии другим народам.

О Грине писали и пишут многие и многое. Часто люди, прочитавшие всего 2 – 3 его книги, и то в переводе, при этом не всегда безукоризненном, нередко ошибаются и вводят в заблуждение читающих людей. Так один профессор

одажды сказал, поучая студентов: «У Грина нет, и никогда не было эволюции! Он никогда не меняется!» Так ли это? Конечно же нет! Читая внимательно его произведения, вы обязательно найдете новое во многих из них. Потому что как бы ни менялась погода в литературе и мире, Грин остается одним из неповторимых и неподражаемых, но отнюдь не застывшим и всегда одинаковым! Он, бесспорно, является одним из крупнейших художников Великобритании!

По романам Грина снимались неоднократно фильмы. «Тихий американец» также не был исключением. По нему были сняты два фильма: один вскоре после выхода, , второй . Смысл сюжета первой экранизации был не придерживался романа полностью: в нем принимал участие офицер ЦРУ. Грэм Грин назвал фильм «пропагандой». До второй экранизации автор не дожил и не смог высказать своё отношение, но её сюжет гораздо ближе к роману и имеет тот же политический смысл.

Проанализировав роман «Тихий американец», можно сделать вывод о том, что Грину удалось довольно ярко передать свои настроения по отношению к войне. Мы смогли увидеть, что Грин осуждает войну. Рассмотрев основные черты антиколониального романа, можно сделать вывод и о том, что Грин действительно придерживался их, создавая этот роман. Антивоенная и антиколониальная тематика прослеживалась на протяжении всего романа.

ЛИТЕРАТУРА:

    В. Ивашева. Судьбы английских писателей. Изд-во «Советский

писатель», М., 1989г., с.443

    Реферат: Грэм Грин: жизненный путь и творчество. Антиколониальный

роман 50-х годов, Орск, 2003.

    Г. Грин «Тихий американец», Материал из Википедии – свободной

энциклопедии –

    Грин Г. Тихий американец. – М.: Прогресс, 1986.

    Реферат: Антиколониальные романы 50-х годов и роман Г. Грина «Тихий

американец»

АННОТАЦИИ

    Высочина Д.А.

Антивоенная и антиколониальная тематика в романе Грэма Грина «Тихий американец».

Статья посвящена творчеству английского писателя Грэма Грина, а также антивоенной и антиколониальной тематике в его романе «Тихий американец». В

ней проанализировано творчество Г.Грина, его роман, раскрыты основные черты антиколониального романа. Ключевая черта для большинства романов писателя – это постоянная проблема, которая ставит человека перед выбором жизненной позиции, независимо от того, будет ли она активная или пассивная. Роман Грэма Грина «Тихий американец» – одно из наиболее значительных произведений антиколониа листской литературы – открывает новый период в его творчестве . В статье упомянуто, что интересующая нас тематика в романе раскрыта довольно ярко, она прослеживалась на протяжении всего романа. Весь роман отображает настроения Грина и его отношение к войне. В конце статьи были обобщены результаты и сделаны выводы по теме.

Ключевые слова: антивоенный, антиколониальный, «гриновский» мотив, одиночество, проблема выбора, саботаж, провокации, агрессор.

    Височина Д.О.

Антив оєнна та антиколоніальна тематика в романі Грема Гріна «Тихий американець».

Стаття присвячена творчості англійського письменника Грема Гріна, а також антивоєнн ій і антиколоніальн ій тематиці в його романі «Тихий американець». В ній проаналізовано творчість Г.Гріна, його роман, розкрито основні риси антиколоніального роману. Ключова риса для більшості романів письменника – це постійна проблема, яка ставить людину перед вибором життєвої позиції, незалежно від того, чи буде вона активна , чи пасивна. Роман Грема Гріна «Тихий американець» - одне з найбільш значних творів ант и колоніалістс ь ко ї літератури - відкриває новий період у його творчості. У статті згадано, що тематика , яка на цікавить, в романі розкрита досить яскраво, вона простежу єть ся протягом усього роману. Весь роман відображає настрої Гріна і його ставлення до війни. У кінці статті були узагальнені результати і зроблені висновки за тем ою .

Ключов і слова: антивоєнний, антиколоніальний, «гріновський» мотив, самотність, проблема вибору, саботаж, провокації, агресор.

    Daria Vysochina

Anti-war and anti-colonial themes in Graham Greene"s novel The Quiet American ”.

The a rticle is devoted to the English writer Graham Greene . It is also devoted to the anti-war and the anti-colonial themes in his novel The Quiet American . Here is analized G.Gr eene’s creativity, his novel a n d the key features of the anti-colonial novel. A key feature for most of the writer"s novels - is a constant problem that puts a person to choose life position, regardless of whether it is active or passive. Greene shows us 2

different people, to develop his political concerns, uses Fowler to represent one set of ideas and Pyle another. Graham Greene"s novel The Quiet American – one of the most significant works in the anti-colonial literature – opens a new period in his work. His works explore the ambivalent moral and political issues of the modern world. Greene was notable for his ability to combine serious literary acclaim with widespread popularity. Greene suffered from , which had a profound effect on his writing. The article mentioned that the topics , in which we are interested , in the novel revealed quite clearly, it trace s throughout the whole novel. The novel shows Green ’s mood and his attitude to the war. We also mentioned that “The Quiet American” proved to be a great book that was both praised and criticized. For the most part, it had good critiques, however some American critics felt that it put down Americans. After its publication in the U.S. The Quiet American" was widely condemned as anti-American. There were 2 film adaptations of “ The Quiet American – after the publication and in 2002. The sense of the first film was not according to the book. It was partially changed. In the end of t he article we summarize the results and do the conclusions on the subject.

Keywords: anti-war, anti-colonial, "Green"s" motive, the loneliness, the problem of selection, a sabotage, a provocation, the aggressor.

Написание романа Тихий американец Грэм Грин завершил в середине 1955 года. Еще целых десять лет оставалось до того момента, когда за необъявленной агрессией последовал прямой приказ президента морской пехоты и о систематических бомбардировках Северного Вьетнама. Однако растянувшаяся на долгие годы грязная война США во Вьетнаме уже по сути велась. Она была начата руками не бравых зеленых беретов , а тихих американцев таких, как Олден Пайл.

Гриневский Олден Пайл непоколебимо убежден в том, что он призван на практике осуществлять ту высокую миссию, которую Соединенные Штаты выполняют по отношению ко всему человечеству . Этот момент неоднократно подчеркивается в книге, - так, Фаулер вспоминает: …он был поглощен насущными проблемами демократии и ответственностью Запада за устройство мира; он твердо решил - я узнал об ЭТОМ довольно скоро - делать добро, и не какому-нибудь отдельному лицу, а целой стране, части света, всему миру. Что ж, тут он был в своей стихии: у его ног лежала вселенная, в которой требовалось навести порядок . Причем, каким должен быть ЭТОТ порядок, Пайл знает точно из лекций университетских наставников, из сочинений своего кумира Йорка Гардинга, книги которого стали для него учебниками политической грамоты, а может быть, и жизни.

Напичканный идеями йорков и гардингов Пайл, что называется, вламывается в чужой монастырь со своим (вернее - подсунутым ему) уставом и начинает энергично творить то, что искренне считает добром . Его не терзают никакие сомнения, самих вьетнамцев. Недавний выпускник Гарварда так же по-хозяйски располагается во Вьетнаме, как его черный пес в комнате Фаулера.

Официальная служба в миссии экономической помощи лишь удобное прикрытие его настоящей деятельности, связанной с выполнением особых заданий щекотливого характера. Внешне Пайл вроде бы совсем не похож на хваленых суперменов с правом убивать . Да он и не убивает никого собственными руками, не носит под мышкой кольта,- просто верой и правдой служит идее Pax Americana . Его четкая запрограммированность на служение этой пагубной идее приводит к тому, что даже видя мертвеца, он не замечал его ран и бубнил: Красная опасность или Воин демократии . Пайл не способен понять, какие страдания причиняет другим, но зато каждый раз испытывает чуть ли не физическую боль, когда действительность оказывается не соответствующей усвоенным им представлениям о ней.

Он покрыт - как пишет Грин - непроницаемой броней благих намерений и невежества. Закованный в эту броню, Пайл ведет себя вполне естественно , словно новоявленный простодушный, но в отличие от вольтеровского гурона руководствуется не здравым смыслом и мудрым голосом природы, а вбитыми ему в голову ложными идеями и эталонами всеобщего блага . При этом жертвой сокрушительного простодушия молодого янки постоянно оказывается не он сам, а кто-то другой.

Простодушно уверовав в идею Гардинга о необходимости создания во Вьетнаме третьей силы для подчинения страны американскому влиянию и для противодействия коммунистической опасности, Пайл выискивает такую силу, направляет ее действия, снабжает деньгами и оружием. В результате от взрывов пластиковых игрушек , поставленных им генералу Тхе, гибнут ни в чем не повинные люди.

Столь же простодушно , - а точнее, бесцеремонно - как сфере политики, поступает тихий американец и в сфере человеческих отношений. Если террористические акты, совершаемые по его заданию, оправдываются им выспренними рассуждениями о необходимости защиты демократии, то точно так же, отбирая ничтоже сумняшеся любовницу у человека, которому он навязал свою дружбу, Пайл прикрывает собственный эгоизм мнимой заботой о ее счастье и соображениями морали. Его идеализм пропитан духом воинствующего практицизма, а высоконравственные сентенции изрядно отдают ханжеством.

У Спинозы есть знаменитый трактат, где он доказывает положения этики геометрическим методом . Грин в Тихом американце доказывает этические постулаты художественным методом, достигая высокой степени реалистического обобщения, но при этом прибегает и к помощи геометрии . Банальный любовный треугольник четко вписан им в круг острейшей социально-политической и нравственной проблематики, что наполнило роман глубоким содержанием, позволило отразить многоплановое движение жизни на избранном ограниченном пространстве в конкретный исторический отрезок времени и доказать ряд имеющих универсальное значение этических теорем.

Самая важная из них (ее формулирует в романе вьетнамский коммунист Хэнь) гласит: Рано или поздно надо припять чью-то сторону. Если хочешь остаться человеком . Фаулер хочет остаться человеком, и он наделен тем (хотя поначалу и приглушенным) чувством личной ответственности, которое присуще всем наиболее симпатичным для Грина персонажам. Именно оно побуждает журналиста оказать содействие вьетнамским патриотам - таким, как Хэнь, - которые, совершая возмездие, убивают тихого американца , принесшего их народу столько страданий.

О том, сколько жертв может повлечь за собой по-настоящему тихий человек, сам ставший жертвой бездушной, но хорошо отлаженной машины, поведано в романе Наш человек в Гаване . Его действие развертывается на Кубе в условиях диктаторства Батисты, в канун революции, приближение которой чует кровавый стервятник капитан Сегура. Английская разведка вербует безвольного человека - торговца пылесосами Уормолда, навязав ему роль своего секретного агента, У него нет абсолютно никаких данных, чтобы пополнить собою ряды вездесущих, непобедимых и неотразимых джеймсов бондов. Но мощный механизм Интеллидженс сервис , словно гигантский пылесос, начинает засасывать Уормолда в свое нутро, втягивая туда заодно окружающих его людей и людей им попросту придуманных. Из пыли ложной информации и ложных представлении о действительности в недрах этого механизма с гипертрофированным самомнением творится по заготовленным клише некая призрачная реальность, серьезно угрожающая реальности подлинной. Действительность подгоняется под вымысел. Фарсовая ситуация в этом, как и в других романах Грина, лишь подчеркивает серьезность пробудем, которые тревожат писателя.

В судьбе своих героев Грин видит вневременные, вечные конфликты, однако помещает их в живое, современное окружение. Характер времени он передает исчерпывающе полно , - отмечает видный английский критик Уолтер Аллен. - Раздумывая о судьбе человека, Грин пришел к своей правде, и поэтому в его обращении к злободневным событиям нет нарочитости, как не случаен и выбор жанра детектива в обнаженной, классической форме погони за человеком .

В противоположность Сааведре из Почетного консула . Грина постоянно интересует не политическая абстракция , а живая социально-политическая конкретность. Вместе с тем, даже когда он пишет на наиболее злободневные темы, все равно в его книгах обязательно присутствует глубокий философский подтекст, вызванный напряженными размышлениями автора о добре и зле, о вечных проблемах человеческого бытия.