Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Теодор Курентзис – биография. Личная жизнь курентзиса теодора

Пока Пермский оперный театр готовится к очередному Дягилевскому фестивалю, его худрук продолжает нести культурную революцию по всему свету. В мае он дирижирует восемью спектаклями «Милосердия Тита», поставленного Питером Селларсом, в Национальной опере Нидерландов. В одном из амстердамских кафе неподалеку от театра Теодор Курентзис (ТК) дал большое интервью Ярославу Тимофееву (ЯТ).

ЯТ Скоро лето, а значит, фестивали. Начнем с Дягилевского: что для вас главное в программе этого года?

ТК Главное на Дягилевском фестивале – его атмосфера. События нужны, чтобы создавать ту атмосферу, в которой люди откроются и смогут впитать новое. Конечно, для этого события должны быть тщательно подобраны. «Жанна на костре» станет первой работой Ромео Кастеллуччи в опере в России. У нас было много общих планов, но до сих пор они срывались. Теперь, наконец-то, все складывается удачно, а в 2020 году мы будем вместе ставить большую оперу на Зальцбургском фестивале. «Иглы и опиум» - вещь лучшего периода Робера Лепажа, когда он заявил о себе таким, каким мы его знаем. Вживую сейчас подобного не увидишь. Будут особые sleep concerts, задуманные, чтобы исследовать творческое пространство сна. По-моему, Бретон, когда спал, вешал табличку на дверь: «Тишина! Поэт работает».

ЯТ Вы будете участвовать в этих исследованиях?

ТК Я каждый день в них участвую. Всегда сплю с музыкой.

ЯТ А на концерты придете - поиграть или полежать?

ТК Поиграть - нет. Там работают ребята, которые специализируются на этой теме, у них составлена особая программа, соответствующая фазам сна. А поспать, может быть, приду.

ЯТ Маркус Хинтерхойзер рассказал мне, что с 1994 года было только два дирижера, которым доверили играть в Зальцбурге все симфонии Бетховена, - Николаус Арнонкур и Пааво Ярви. В этом году вы станете третьим. Для вас это просто очередная серия концертов, или есть страх?

ТК Я много играл Бетховена в Европе, в том числе в Венском Концертхаусе. В год 250-летия со дня рождения Бетховена буду открывать официальные торжества в Бонне и в Вене. Поэтому мне не страшно. Страшновато играть все симфонии подряд. Я никогда этого не делал и вообще был не очень склонен к этой идее. Мы ведь будем еще и записывать все симфонии. В этом есть опасность, потому что каждая симфония Бетховена - отдельный мир. Я не согласен, например, выпускать CD с двумя симфониями. Потому что как композитор знаю: когда ты пишешь симфонию, ты бьешься головой об стену. Это процесс, который дается большой кровью. И когда ты исполняешь симфонию, надо воспринимать ее как нечто уникальное. А когда доиграл одну и начал другую, очень сложно сохранить точную идентификацию каждой.

ЯТ То есть у вас будет девять CD?

ТК Да.

ЯТ Несколько дней назад из Перми пришли очередные новости про строительство новой сцены театра: чиновники хотели остановиться на 5-м квартале, но теперь склоняются к микрорайону Разгуляй и говорят, что вы согласны.

ТК Я дал согласие строить сцену около завода Шпагина и речного вокзала. С площадью у памятника Татищеву кажется мне сомнительным вариантом. Выбирая место для театра, нужно понимать, что там будет через полвека. Если ты строишь театр в месте, которое уже плотно застроено и не будет развиваться, значит, ты не думаешь о будущем.

ЯТ Вы семь лет работали в Новосибирске, сейчас исполнится семь лет со времени переезда в Пермь. Сравните две эти семилетки.

ТК В Перми я сделал больше, потому что у меня здесь больше возможностей. В Новосибирске я был главным дирижером и пытался действовать из оркестровой ямы. Там тоже был беспрецедентный успех по количеству премьер и премий. Но сейчас как художественный руководитель я могу больше заниматься развитием, соединять паззлы. Конечно не без препятствий, но они связаны в основном с финансами.

ЯТ Те, кто критикует вас в Перми, говорят следующее: вы делаете прекрасные разовые проекты и на них забираете бо́льшую часть бюджета, а в остальное время театр сидит без денег с какими-то тухлыми спектаклями. Как вы на эту критику реагируете?

ТК Я как раз снял с репертуара эти, как вы называете, «тухлые» спектакли. И в этом меня часто обвиняют. Но те же люди, которые обвиняют, сами на них не ходили. Посещаемость театра с моего прихода выросла в два раза, доходы - тоже. Кто-то хочет повесить тряпку на стену и назвать это спектаклем - да, такой спектакль можно сделать очень дешево. На него никто не придет, зато он есть у тебя в репертуаре. Мы, кстати, выполняем госзадание по числу спектаклей, и на них полные залы. При этом нас официально приглашают в Экс-ан-Прованс как хедлайнеров, мы с 2017-го каждый год выступаем и будем выступать в Зальцбурге, Байройт вышел к нам с предложением ставить «Кольцо нибелунга» на вагнеровском фестивале.

ЯТ Серьезно?

ТК Да. Открыть город, который был закрытым очень много лет, для международного сообщества, чтобы люди пришли и начали развивать не только культуру, но и город через культуру, - это важная задача. Могу представить, что в Перми существуют зрители, которые были бы довольны рядовым дирижером, дешевыми постановками, средним качеством. Но мне это не все равно. А чтобы делать хорошие постановки, нужны деньги. У нас есть выбор: делать качественную продукцию и развиваться - или делать много дешевых проектов и ставить галочки. Но в зале все равно не будет больше людей, чем сейчас, потому что мы достигли потолка для Перми.

Как христианин скажу: когда видишь чей-то крест, нужно молиться и ждать Воскресения

ЯТ Сейчас многие мои и ваши коллеги живут с постоянной мыслью о процессе над Кириллом Серебренниковым и его соратниками. Кто-то считает, что нужно с удвоенной силой делать свое дело, а кто-то говорит, что нужно протестовать всеми силами, вплоть до остановки культурного процесса. Как вы для себя решаете этот вопрос?

ТК Кирилл находится в ужасном положении. Это какой-то большой крест. Как христианин скажу: когда видишь чей-то крест, нужно молиться и ждать Воскресения. Воскресение произойдет. Я считаю, что чем больше мы тратим время на репродукцию негатива без реального решения проблемы, тем меньшего мы добьемся. Если бы Кирилл во время ареста не творил, если бы его фильм не был показан на Каннском фестивале, если бы его театр остановил работу, было бы намного ужаснее, чем сейчас. Дай бог, чтобы даже в нынешнем чудовищном положении он нашел силы работать. Это единственное, что может залечить те невероятные раны, которые наносит человеку несправедливое обращение. Я считаю, что мы должны помнить об этом, молиться и надеяться, что все решится.

ЯТ Хочу расспросить про ваше ремесло. Как часто вы изучаете новые для вас партитуры?

ТК Каждый день.

ЯТ Вы читаете их за инструментом или внутренним слухом?

ТК Внутренним слухом. Я же занимаюсь везде, в том числе там, где нет инструмента. Уже лет 15 не пользуюсь фортепиано. Прибегаю к его помощи, только когда не могу что-то услышать.

ЯТ Как рождаются ваши звуковые решения? Константин Богомолов, например, говорит, что ему в процессе репетиций нужно поставить сцену, посмотреть на нее и, может быть, все переделать. То есть он не знает заранее, как ставить. А вы знаете, как играть?

ТК Да, к первой репетиции я точно знаю, чего хочу. Но в опере, когда работаешь с режиссером, иногда что-то переделываешь, чтобы целое стало гармоничнее. Питер Селларс, например, на первой же сценической репетиции спрашивает, что и как я слышу, как хочу фразировать. И начинает сочинять, опираясь на мою фразировку. Его постановки - это реакция тела и духа на музыку.

ЯТ Насколько рациональны ваши музыкальные решения? Вы больше доверяетесь интуиции или отталкиваетесь от изучения того, как было принято играть в ту или иную эпоху?

ТК Как было принято играть - такое же абстрактное знание, как сказать, что мы сейчас с вами в Амстердаме. Это большой город. А интуиция - это конкретизация знания. В византийской музыке записывалось очень мало нот - с надеждой на интуицию, благодаря которой человек восстановит недостающие элементы. Но даже в той музыке, где зафиксировано абсолютно все, интуиция - главный друг исполнителя. Если изучать какой-то язык без понимания условностей, скольжения, запаха этого языка, ты не сможешь свободно говорить на нем. Музыка - тоже язык. Она сама тебе диктует, как говорить.

ЯТ Вы работаете над дирижерской техникой перед зеркалом?

ТК Нет.

ЯТ А в студенческие годы работали?

ТК Да. Я тогда совсем по-другому дирижировал.

ЯТ А вообще часто смотритесь в зеркало?

ТК Пару раз в день - когда чищу зубы.

ЯТ Бывают ли у вас серьезные дирижерские ошибки? Скажем, неправильно показанное вступление.

ТК Бывают, конечно. Но настоящие ошибки дирижера - не чувствовать оркестр или партитуру. Дирижирование - это чувство, это духовный транспорт. Ты должен все время ощущать партитуру и то, как она сплетается с тобой. Все дирижеры делают ошибки, но, когда они происходят постоянно, это значит, что не хватает ощущения связи своего тела и интеллекта с оркестром.

ЯТ Понятно, что на уровне, на котором действуете вы, каждый проект обязан быть успешным. И внешне всё именно так: публика всегда в восторге, исключений не бывает. А внутри у вас есть понимание, какие ваши проекты успешны, какие нет? С музыкальной точки зрения.

ТК Конечно, не все удается. Причем это непредсказуемо. Я сейчас уже научился не делать ставки заранее. Кстати, когда не уверен в результате и задаешь себе много вопросов, получается лучше.

ЯТ Можете назвать один проект, который вы вспоминаете как неудачу?

ТК Надо подумать.

ЯТ То есть ничего конкретного не вспоминается?

ТК Бывает, что на гастролях с одной и той же программой сегодня концерт очень хороший, а завтра хуже. В таких ситуациях разница сильнее ощущается.

ЯТ Есть ли ныне живущие дирижеры, которых вы могли бы назвать для себя авторитетами, у которых хотели бы чему-то научиться?

ТК Я вообще могу учиться у всех дирижеров, у каждого вижу что-то хорошее.

ТК Очень многих уважаю и люблю, но авторитетов нет. И сам я не хотел бы быть авторитетом. Вижу дирижеров, которые копируют меня, вместо того чтобы развивать себя. Может быть, то, что в них есть, лучше, чем то, что они берут у меня. Просто они идут по легкому пути. Чем меньше авторитетов, тем лучше. Но я могу назвать около десяти прекрасных дирижеров, мощных, замечательных - и молодых, и постарше.

ЯТ Вы читаете статьи и отзывы о себе?

ТК Иногда читаю, иногда нет. Дело в том, что, когда рецензии несправедливы и написаны людьми, не знающими материал, мне досадно. С другой стороны, если обо мне хорошо пишут люди, не знающие материал, тоже досадно.

ЯТ Как вы общаетесь с обожателями? Что вы чувствуете, когда, скажем, очередная женщина подходит к вам и говорит, что вы бог?

ЯТ У вас есть внутри защита от испытаний «звездной» жизни?

ТК Я очень мучаюсь этим. Потому что это не мое. Когда появляется человек и делает свое дело с уверенностью, люди сначала возмущаются, потом привыкают, и им начинает нравиться. Те, кого вы называете обожателями, - это люди, которые не понимают, что я делаю. А настоящие обожатели - только музыканты моего оркестра, которые видят меня в деле. Они точно знают меня.

ЯТ То есть у остальных - симуляция любви? Любовь, чтобы любить, чтобы был кумир?

ТК Всем людям нужно любить. Нам нужен политик, который скажет вещи, которые мы хотели бы услышать. Нам нужна точка, в которую можно направить свое обожание. Но эта точка не имеет отношения к реальному человеку. Мы быстро создаем из живого человека образ, который можем уложить в свои представления. Я в этом пессимистичен. Очень хотел бы, чтобы были люди, которые реально понимают и любят меня. Потому что мне сильно не хватает любви в жизни. Но я отдаю себе отчет в том, что реально происходит.

ЯТ Вам попадались маньяки, которые угрожали, обещали покончить с собой?

ТК Да. Постоянно есть такое. К сожалению.

ЯТ Когда вы последний раз плакали?

ТК Вчера ночью.

ЯТ Скажете, от чего?

ТК Подумал о какой-то музыке.

ЯТ Когда вы последний раз ругались до крика?

ТК В феврале. Когда испытываю такие состояния, очень сильно себя не люблю.

ЯТ Скажите честно, вам бывает скучно во время работы?

ТК Бывает истощение, но не скука. Если скучно, зачем продолжать?

ЯТ Звучит логично, но, если человек изо дня в день работает над большим проектом, он же не может его бросить в момент скуки?

ТК Такого не бывает. Я же не работаю на заводе. Но вообще я очень боюсь скуки. Иногда смотрю на семейную пару с детьми: дети бегают, родители сидят и скучают. Мне страшно становится. Страшна непродолжительность счастья. У счастья очень ограниченные ресурсы, и через однообразие оно исчерпывается. Это страшно.

ЯТ В музыке такого не происходит?

ТК Слава богу! Влюбленность в музыке дает мне надежду на вечную влюбленность в жизни, потому что она не прекращается. Но в музыке ты сегодня любишь одно произведение, завтра другое, а в жизни должен быть с одним человеком. В этом сложность.

ЯТ То есть музыкант - Дон Жуан?

ТК Скорее Казанова, потому что тот действительно влюблялся, а Дон Жуан просто составлял список.

ЯТ Сейчас я перечислю семь смертных грехов, а вы скажете, какие из них имеют к вам отношение. Гордыня?

ТК Я сразу скажу: с гордыни начинаются все остальные грехи. Это то, с чем я борюсь. Стараюсь ограничить свою гордыню, быть смиренным. Это очень сложно дается людям, которые получили признание, а потом сталкиваются с серьезными проблемами. Например, у меня есть признание со стороны публики, но нет достаточных финансовых возможностей для воплощения многих замыслов. Я даю собственные деньги, чтобы делать постановки в Перми. В этот момент в душе возникает протест: а как же так? Почему меня не принимают, я же доказал! Проходишь пару раз через это и учишься понимать: надо делать то, что считаешь правильным, и ничего не ждать. Тогда становится легче. Потому что ничего хорошего в гордыне нет. А все остальные грехи - это вариации гордыни. Например, чревоугодие. Люди, которые едят много, ранены, у них раненое эго. Подсознательно они компенсируют едой то, чего в жизни не хватает. Это тоже от гордыни.

ЯТ А уныние?

ТК Уныние - это отсутствие веры. А отсутствие веры тоже связано с гордыней. Маленький человечек старается через гордыню себя утвердить. Психологи говорят: люди проявляют гордыню из-за того, что их не любят и они сами себя не любят. Они создают некий образ себя, чтобы другие полюбили этот образ, и тогда, может быть, они сами себя полюбят.

ЯТ А зависть вас посещает?

ТК Это ужасное чувство. Сейчас, к счастью, не посещает. Но я знаю, что это. В такие моменты я чувствую себя ужасно. Зависть - это не только когда ты завидуешь, но и когда ты делаешь так, чтобы тебе завидовали. Вообще все грехи, о которых мы говорим, мне знакомы.

ЯТ Вы боитесь смерти?

ТК Да.

ЯТ Сейчас хочу задать два трудноформулируемых, но важных для меня вопроса. Первый - о вашей музыке. Мне кажется, вы часто подчеркиваете крайние состояния, даете максимальный драйв, предельную энергию. А в самой музыке - скажем, Моцарта - я зачастую не слышу этой предельности, она звучит для меня мягче, объемнее, нежнее. Возможно, на вас подсознательно влияет контекст нашей эпохи, когда массовая культурная индустрия «трясет» человека, использует предельные эффекты, чтобы привлечь его. Есть ощущение, что вы хотите так же взять современного человека за жабры. И от этого что-то в музыке теряется.

ТК Нужно не подчеркивать крайности, энергию, драйв, о которых вы говорите, - а найти их. Если вы будете репетировать со мной и мы пройдем материал несколько раз, вы сами будете требовать этого драйва. Он идет от осознания материала. Энергия - это и есть жизнь музыки. Чтобы энергия пошла, нужно сыграть произведение сто раз. Тогда оно оживет. Музыка - это взаимоотношения между нотами, которые оживают и обретают интенсивность. В жизни есть интенсивность. Большинство исполнений и записей, которые мы привыкли слушать, это просто набор нот, мертвая музыка. Кстати, если вы посмотрите более внимательно, мой драйв больше связан как раз с нежной стороной. На самом деле я играю самого тихого Моцарта.

ЯТ «Самый тихий» - это ведь очень близко к «самому громкому». А середина для вас существует?

ТК А что значит середина? Это интересная дискуссия. У меня есть ответ, но я хочу от вас услышать, что такое середина? Mezzo forte?

ЯТ Ну, скажем, я сейчас кину в кого-то стакан - это будет крайнее состояние. Или уйду в медитацию на месяц - тоже крайность. А вот мы сейчас с вами просто сидим в кафе, возможно, ощущаем радость жизни, но не бурную, а спокойную.

ТК Вы очень четко описали, как кидаете стакан или уходите в медитацию, но никак не характеризуете середину.

ЯТ Конечно, ее сложнее охарактеризовать, потому что это сама материя жизни.

ТК А как она подается в музыке? Когда Моцарт пишет постоянно sforzando, subito forte, что я должен делать? Он так написал. Давайте будем наслаждаться жизнью и не делать sforzando, будем все ровно играть.

ЯТ Вы говорили, что у вас есть ответ. Это он?

ТК Нет, ответ такой. Если музыканты, которые работают со мной, услышат вас, они подумают, что вы что-то странное говорите. Потому что они привыкли так играть. Привыкли очень тщательно изучать материал и вслушиваться в его природу, немножко отступая влево или вправо, но оставаясь верными материалу. Не делать музыку, чтобы наслаждаться жизнью, а делать музыку, чтобы вскрыть ее код. Сказать правду, которая в музыке заложена. Когда вы придете на нашу первую репетицию, вы услышите то, что хотите, - усредненное звучание. Потому что музыканты просто еще не успели считать все детали. Критики часто пишут, что у меня стремительные темпы и сильные контрасты. На самом деле, если посчитать по метроному и по децибелам, выяснится, что у меня не самые быстрые темпы и не самые мощные контрасты. Но кажется, что так. Потому что вскрыта внутренняя энергия материала. Я профессионал, я отдал этому делу жизнь, и я достаточно умный человек. Но, если не работать со мной и моими музыкантами каждый день и прийти в первый раз на концерт, покажется, что мы инопланетяне или сумасшедшие. Что мы играем, как нам пришло в голову. А если взять партитуру и прийти на репетицию, через три дня усредненность покажется вам пустой музыкой.

ЯТ То есть для вас не существует средних состояний? Если музыка звучит спокойно, без острых эмоций, вы чувствуете, что просто недоработали?

ТК Конечно, они существуют. Острые эмоции нужны в какие-то моменты. У меня не только острые эмоции, но вам вспоминаются именно они. Знаете, Арнонкур говорил, что я слишком быстро играю увертюру к «Свадьбе Фигаро». А он играл очень медленно и дирижировал на четыре, потому что там размер 4/4. Я тогда вспомнил историю, как Вагнер дирижировал «Фигаро» на четыре, и какой-то старичок ему сказал: «Маэстро, это неправильно. Я помню, что Моцарт дирижировал на два и очень быстро». Если играть медленно, теряется «фишка» увертюры: все думают, что там восемь тактов, а на самом деле семь. Квадрат из семи тактов.

ЯТ . Второй мой вопрос - про ваш образ. Образ гения, мага, человека модного и создающего моду, человека, который делает духи и устраивает ночные концерты для богатой публики, - вам нравится этот образ? Вы рады, что он привлекает к вам аудиторию?

ТК Я не создаю какой-то определенный образ. Я не делаю духи ради образа, я просто очень люблю духи. И я не зарабатываю на них. Вот в том, что я делаю и люблю, и заключается мой реальный образ. Это то, что я есть.

ЯТ То есть ваш публичный образ является продолжением внутреннего?

ТК У меня нет публичного образа. Какой я сейчас в разговоре с вами, таким же буду через десять минут. Публичный образ есть в голове у людей, которые смотрят на меня и интерпретируют.

ЯТ Ну хорошо, возьмем детали. Вы же не выйдете дирижировать в той одежде, в которой вы сейчас?

ТК Почему?

ЯТ Потому что за пультом вы всегда одеты в определенном стиле. И совсем не так, как одеваются академические дирижеры. Разве это не часть образа?

ТК Нет. Я вас так спрошу: может быть, это академические дирижеры входят в образ? Брюки, в которых я дирижирую, я надеваю каждый день. Вообще у меня очень простая одежда, ничего исключительного. Я ношу то, что мне нравится. А надеть фрак, бабочку, жилет - в этом намного больше неестественности, потому что люди, которые надевают этот костюм, не одеваются так в жизни, правда ведь?

ЯТ То есть вы хотите сказать, что ничего специально не делаете ради пиара?

ТК Отбираю фотографии, видео. Контролирую записи, которые выпускаю или решаю не выпускать. На этом кончается мой пиар.

ЯТ А обложка «Сноба» с фотографией топлесс?

ТК Фотография - это же искусство. Меня зовут на фотосессию, я иду и пробую что-то. А что плохого в той обложке?

ЯТ Я не про плохое. Вот духи вы делаете, потому что любите. А фотографируетесь полуобнаженным почему? Вы сейчас не такой, как на обложке.



Теодор Курентзис

Дирижер,
44 года, Пермь

Записала Александра Зеркалева
Фотограф Юрий Чичков


Дирижерской палочкой я стараюсь не пользоваться.
Это как обнимать любимую девушку костылями


В РОССИИ Я ПРОЖИЛ ДОЛЬШЕ, чем в Греции.

Я РОДИЛСЯ, КОГДА ГРЕЦИЕЙ ПРАВИЛИ «ЧЕРНЫЕ ПОЛКОВНИКИ» (режим военной диктатуры, существовавший с 1967 по 1974 год. - Esquire). Я помню пустые поля рядом с моим домом. Картинка детства в моих воспоминаниях желтая от ромашек и маргариток. Помню, как собирал их, чтобы подарить маме майский венок.

ТВОРЧЕСТВО АРТЮРА РЕМБО - это основа моих правил жизни в юности.

В 16 ЛЕТ Я БЫЛ АНАРХИСТОМ: участвовал в демонстрациях против тоталитаризма. Тогда же случилась моя первая любовь. Это было в Афинах, около американского посольства. Во время демонстрации, когда полиция распылила газ, одна девушка потеряла сознание. Я взял ее на руки, на меня наехала какая-то машина, ничего не было видно. Мы вошли в какой-то дом, через общую лестницу поднялись на террасу, и тут я заметил, что у меня рука в крови. А она пришла в себя и, ничего не спрашивая, просто меня поцеловала. И мы начали целоваться, а внизу шли бои.

МОЯ МАМА БЫЛА ПИАНИСТКОЙ, А ПАПА ПОЛИЦЕЙСКИМ. Папа был гораздо либеральнее мамы. Он никогда не упрекал меня в том, что я увлекаюсь идеями анархизма. В итоге, как ни странно, пианистка дала мне строгость, а полицейский дал мне свободу.

МОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БЫЛО СТАТЬ КОМПОЗИТОРОМ. А я по ошибке стал дирижером.

КОГДА Я ПРИЕХАЛ В РОССИЮ (в 1994 году, чтобы обучаться дирижированию. - Esquire), я почувствовал счастье. Это был мир, где еще жил дух романтизма. На улицах еще был запах бумаги от главпочтамта, и девушки собирали волосы в косы. Когда на Западе объясняли секс как результат воздействия гормонов, здесь, казалось, еще верили в ангелов. Поэтому я остался.

ЧИНОВНИКИ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ: наш приоритет - патриотизм в крае. Но когда его собака какает в парке, он не собирает ее какашки. И я говорю: эй, патриот, я соберу какашки вашей собаки, а потом мы поговорим о патриотизме. Люди, которые любят Россию, не только читают в семье Пушкина и Достоевского, но и собирают какашки за своей собакой.

КТО ДИСКРЕДИТИРУЕТ РОССИЮ? Глупые люди.

КОГДА Я ПОЛУЧИЛ ГРАЖДАНСТВО РОССИИ, я стал соотечественником Чайковского, Достоевского, Малевича, Стравинского, Шостаковича, Лотмана, Мельникова, Бродского и Батагова. Я говорю об этой России, а не о России Первого канала и НТВ.

ЧТО ТАКОЕ ШАНСОН? Представьте: спишь, тебе снилась весна, встаешь с кровати, и встает солнце, пахнет весенней пылью. И в этот момент кто-то открывает дверь, и оттуда раздается запах жареной семги. Вот что я чувствую, когда слушаю шансон.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬСЯ В ОПЕРУ И ПОЛУЧИТЬ КАТАРСИС, нужна хрестоматия, багаж знаний. Рассказывают, что когда турки в 1974 году захватили часть Кипра, некоторые солдаты не знали, что такое стиральная машина. Они заходили в ванные комнаты, видели стиральную машину и использовали ее как подставку под тазик, в котором стирали белье. То же самое в музыке. Если не понимаешь, как это работает, ты тоже будешь стирать в тазике на стиральной машине.

ЕСЛИ БЫ Я МОГ ПРИГЛАСИТЬ НА УЖИН ЛЮБОГО УМЕРШЕГО КОМПОЗИТОРА, это был бы Шуберт. Мы бы говорили о потере любви. А потом напились бы и стали играть в четыре руки. Пили бы и играли.

ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВАЖНЫ, НЕ НАДО НЕДООЦЕНИВАТЬ ТРЕУГОЛЬНИК. Треугольник - это своего рода колокол, поэтому на нем играть нужно очень изящно. И на нем тоже можно играть гениально.

ДИРИЖЕРСКОЙ ПАЛОЧКОЙ Я СТАРАЮСЬ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Это как обнимать любимую девушку костылями.

РАНЬШЕ Я ПЕЛ В ДУШЕ, А В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПЕРЕСТАЛ. Теперь я в душе молюсь и предлагаю так поступать всем. На 95% мы состоим из воды, и именно вода очищает тело и помогает очищать дух.

КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ДАВНО Я МЕЧТАЛ СТАТЬ Д’АРТАНЬЯНОМ, потому что он благородный и смешной герой, революционер. Потом я хотел стать астронавтом, потому что он находит свободу в космосе и смотрит на синюю Землю.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - это голос.

Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта. Танец рыцарей
Оркестр musicAeterna Пермского театра оперы и балета

Дирижер: Теодор Курентзис

Теодор Курентзис - один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров нашего времени. Концерты и оперные постановки с его участием всегда становятся незабываемыми событиями.
С 2011 года Теодор Курентзис - художественный руководитель
Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского.

Фотографии профессионального фотографа Юрия Чернова, город Пермь.

Теодор Курентзис. Фото: Чарис Акривиадис/EPA/Scanpix/LETA.

23 октября в Латвийской Национальной опере со своим оркестром MusicAeterna выступит Теодор Курентзис — дирижер-суперзвезда греческого происхождения, российского места жительства и мирового масштаба.

Где начинается Европа? На этот географически некорректный вопрос вам без запинок ответят в самом крупном из самых восточных городов нашей части света — в уральской Перми. «Пермь — первый город Европы!» — такой лестный для горожан тезис породило ее место на карте. Правда, можно это место описать и противоположным образом: мол, в Перми Европа кончается. Однако в последние полдюжины лет у сторонников первой точки зрения есть неубиваемый козырь. Это имя самого известного в мире пермяка и одного из самых известных в мире современной музыки россиян. Грека, родившегося в Афинах. Дирижера, музыканта, культуртрегера, неистового экспериментатора Теодора Курентзиса.

Истинный калибр

Недавно Роберт Уилсон, знаменитейший американский театральный режиссер, сказал: «Нью-Йорк — провинциальный город, потому что там ничего не знают о Перми». В этой фразе поводов для патриотической гордости россиян на деле больше, чем во всех репортажах с московских военных парадов, а также сообщениях о запусках ракет «Калибр», вместе взятых. Но заслуга в том, что о Перми теперь прекрасно знают американцы Уилсон и Питер Селларс, итальянец Ромео Кастеллучи, австриец Маркус Хинтерхойзер и другие театральные гранды, в том, что на премьеры спектаклей в мрачное промышленно-тюремно-таежное Прикамье валом валят московские снобы и миллионеры, принадлежит одному человеку. Художественному руководителю Пермского театра оперы и балета, живущему в деревенском доме в часе езды от города, но при этом беспрерывно перемещающемся где-то между Веной, Зальцбургом и другими музыкальными столицами планеты. Несомненному и искреннему российскому патриоту, до сих пор изъясняющемуся по-русски с довольно сильным акцентом.

Случай Курентзиса много говорит о роли личности не в истории даже, а в географии. «Очень весело, когда летишь дирижировать Венской оперой из Перми, а не из Парижа», — не без рисовки замечает он в интервью. Бешеная активность маэстро нивелирует географические расстояния и привычные культурные иерархии. В пору своей работы в Новосибирском театре оперы и балета (его главным режиссером Курентзис был в нулевые) он прогремел с «Макбетом» Верди: ставил оперу московский режиссер Дмитрий Черняков, в проекте активно участвовала Парижская национальная опера, а на сибирской сцене сошлись артисты из самых разных городов и стран. В Пермь ставить оперу «Носферату» Курентзис позвал московского композитора Дмитрия Курляндского, греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, а о результате британский обозреватель сказал: «Даже в Лондоне редко увидишь столь дерзкий и радикальный и по музыке, и по постановке спектакль». Никак не меньше впечатлила дерзостью и радикализмом постановка в Перми хрестоматийной, вроде бы, «Травиаты» (ее режиссером как раз и был Роберт Уилсон) — в работе над которой участвовали еще датчане, австрийцы, люксембуржцы.

И это лишь отдельные примеры из бесконечного послужного списка Курентзиса, о котором вышеупомянутый Маркус Хинтерхойзер, интендант престижнейшего Зальцбургского фестиваля, сказал просто (о дирижере и его оркестре): «На данный момент в мире нет ничего лучше».

«Я завоевываю столицы мира из своей деревни, — констатирует Теодор. — А вы мне скажите, кто из московских оркестров выступает на Зальцбургском фестивале? Никто не предложит российскому оркестру играть Моцарта в Зальцбурге и Малера в Вене или в Провансе. А мы именно этим и занимаемся».

Пресс-фото.

Самомнение его объяснимо и заслуженно: нынешним летом Курентзис и его пермский оркестр и хор MusicAeterna (в оркестре, впрочем, играют музыканты из разных стран) открыли оперную программу Зальцбургского фестиваля «Милосердием Тита» в постановке американского режиссера-мэтра Питера Селларса. Зальцбургский — едва ли не главный музыкальный фестиваль в мире, а «Милосердие» — одна из двух последних опер здешнего гения места Моцарта. Произведение 18-го века в пермско-американской трактовке превратилось в высказывание на остроактуальные современные темы (например, тему беженцев), да еще и претерпело собственно музыкальные изменения. Журналисты писали: показывать такое на родине Моцарта — «это как если бы в ресторан с вековыми традициями в центре Вены пришел повар из России и сказал: «Сейчас я покажу вам, как правильно готовить шницель». Тем не менее, постановка имела оглушительный успех.

Еще в текущем году Курентзис провел традиционный пермский Дягилевский фестиваль (Теодор — его художественный руководитель), подписал контракт с известным германским SWR Orchestra (с сезона 2018/19 г. будет его главным дирижером), а концертом в Латвийской Национальной опере, что пройдет в рамках «Балтийских музыкальных сезонов», начнется его совместное с пианистом Александром Мельниковым гастрольное турне по Европе.

Тарелки оркестровые и летающие

В 2017-м имя Курентзиса звучит в СМИ постоянно — но оно звучит в них (во всяком случае, в российских) более-менее постоянно многие годы. Чему способствуют и поразительная работоспособность режиссера, и его неутомимое новаторство (нередко провокационное), и, разумеется, сама его фигура: экстравагантная, импозантная, в высшей степени привлекательная для журналистов и публики.

Дирижер — вообще профессия публичная, а Курентзис перед камерами и диктофонами держится не менее артистично, чем его коллеги-театралы из актерского цеха. 45-летний высокий брюнет непривычный для России внешности и с пикантным акцентом, он участвует в гламурных фотосессиях, выпускает парфюм собственного имени, охотно дает интервью всевозможным изданиям, включая глянцевые. Те называют Теодора «черным принцем» и упоминают его репутацию сердцееда. В итоге русский Google сразу норовит дополнить запрос так: «Теодор Курентзис, жена» — девушки, стало быть, интересуются и, возможно, на что-то рассчитывают.

Яркость, броскость, эффектность характерны для всего, что бы ни делал дирижер. Будь то авангардная «Травиата», концерты, на которых слушатели могут лежать на полу, а программки получать на выходе, манера Курентзиса дирижировать или его же манера одеваться. «Сейчас на нем строгий черный пиджак, но сценический образ маэстро обычно очень театрален и продуман до мелочей, — пишет русский Vogue. — Одежда — только черная или белая. Ноги утянуты в почти балетные рейтузы и сапоги со шнуровкой, рубашка с широкими рукавами и манжетами а-ля Дон Жуан. С волосами тоже что-то интригующее».

В статьях о маэстро мельтешат прилагательные «загадочный», «мистический», даже «инопланетный». Что, в общем, закономерно — коль скоро речь о жителе Урала, российской метрополии мистики и уфологии. Старожилы, вроде меня, должны помнить цикл репортажей «М-ский треугольник», некогда прославивший рижскую газету «Советская молодежь» на весь Союз. Речь в нем шла о контактах с инопланетянами, за таинственной литерой «М» там скрывалось село Молёбка тогдашней Пермской области — оно и по сей день претендует на звание мекки уфонавтов и уфоманов.

Можно не верить в конкретные уральские чудеса, но нельзя не признавать, что Урал — страна чудес. Писательница Ольга Славникова, урожденная свердловчанка, воспела особый уральский («рифейский», как это называется в романе «2017») тип: пассионария, идеалиста, чудака, контактера с внеземными и потусторонними сущностями. «Мышление истинного рифейца есть мышление фантастическое», — утверждает она. Тот максимально соответствует духу этой земли, кто максимально далеко отрывается от Земли вообще, от твердой почвы, плоской реальности. Родившийся в желтой жаркой Аттике, двадцать два года проживший на берегах Эгейского моря грек Курентзис, согласно этому определению, — стопроцентный рифеец, уралец.

Идеалист и подвижник, уличаемый даже в мессианстве. Мистик, дающий журналистам визитки с надписью Dreamer of dreams («Сновидец грез» в его собственном переводе) и объясняющий: «Та реальная жизнь, в которой мы живем, находится в гармонии с миром сновидений». Мистификатор, могущий небрежно заявить интервьюеру, что иногда заглядывает в прошлое.

«Я вчера звонил Брамсу, и он мне сказал, как это исполнять», — роняет дирижер в споре с коллегами-музыкантами. Это, конечно, шутка. Но вряд ли Курентзис иронизирует, объясняя собственную «суперспособность» так: «Моя интуиция близка к мистике — тому, что соединяет нас с другим миром».

Говоря о музыке, он частенько прибегает к метафорам из области магии и алхимии. Слово же «инопланетянин» в устах Теодора — высокая похвала исполнителю и композитору. Так он называет Стравинского, которого считает «величайшим художником 20-го столетия» за музыкальный радикализм, способность идти поперек устоявшихся правил. «Стравинский был кем-то вроде инопланетянина, — говорит Курентзис. — Но это настоящий голос России». Ровно то же самое можно сказать и о нем самом.

Сторублевая опера

Заглядывать в прошлое, нарушать привычные правила: для самого Курентзиса и то, и другое — что-то вроде кредо. С одной стороны, он известен как новатор, даже провокатор, адепт музыки и театра будущего, с другой — как эдакий реконструктор, старающийся воспроизвести старые произведения в том виде, какими они были некогда задуманы и звучали. Ведь векá назад инструменты были иными, иначе звучала музыка, иначе выглядели оперные декорации и костюмы — отсюда ставшее притчей во языцех исполнение Моцарта на скрипках с жильными струнами и прочая историческая дотошность Курентзиса, кажущаяся не менее радикальным жестом, чем исполнение ультрасовременных авангардных произведений.

«Неформалу от классического искусства», как его называют, Курентзису тесно в традиционных рамках и границах, он старается как минимум за них выйти, как максимум — их стереть. Например, стереть границу между сценой и зрительным залом, что дирижер прямо называет своей целью. При его пермском театре работает Лаборатория современного зрителя, приобщающая публику к рабочему процессу музыкантов. Это лекции, мастер-классы, репетиции, на которые пускают посторонних. «Только видя и слыша все стадии работы над произведением, можно понять, что в него вложил композитор, — говорит Курентзис. — А вообще моя цель — стереть границу между сценой и залом. Я хочу создать ощущение, что мы все вместе, оркестр и зрители, делаем музыку».

Последовательный демократизм в знаменитостях столь же нечаст, сколь привлекателен. Придерживавшийся в своей греческой молодости левацких убеждений, ходивший на демонстрации, Курентзис и теперь не без гордости, пусть и иронической, называет свой пермский театр «абсолютно коммунистическим». В российских столицах концерты Теодора знамениты заоблачными ценами на билеты — но сам он сетует, что не властен над ценообразованием в гастрольном процессе, и утверждает: в Перми его можно послушать за 100 рублей. По нынешнему курсу — полтора евро.

Кстати, выступает в Москве и Питере Курентзис нечасто. Полтора десятка лет проработавший в Сибири и на Урале, он вообще убежденный патриот провинции. В ней, по словам дирижера, над исполнителями куда меньше тяготеют денежные и статусные соображения, в ней музыкальная политика гибче и не так задавлена традицией.
Однако и на минусы российской провинциальной жизни невозможно не обращать внимание даже будучи Курентзисом. Знаменитый на весь мир благодаря ему Пермский театр имеет чуть ли не самую маленькую сцену из всех оперных театров России. «Музыканты репетируют в спортзалах, балет не помещается на сцене, а крышу сносит ветром», — так в описании Курентзиса выглядит подготовка к премьерам, восхищающим западных театралов и московских олигархов. К 2020-му Пермскому оперному местные власти обещают построить новую сцену — и дирижер вынужден подкреплять договоренности с ними угрозами уехать из Перми, если обещание не будет выполнено.

Театр Пермского периода

Впрочем, начиналось все для Курентзиса как раз в столицах. В столице Греции, где он родился в 1972-м, поступил в Греческую консерваторию, окончил ее музыковедческий факультет и факультет струнных инструментов. В северной столице России, куда он приехал в первой половине 1990-х учиться у легендарного педагога Ильи Мусина. «Питерский воспитатель дирижеров, он обучил, кажется, всех, в том числе нынешних, руководителей Мариинского и Большого», — пишут о Мусине; и если есть что-то, что объединяет столь непохожих российских звезд, как Гергиев и Курентзис, то это учеба у Ильи Александровича.

В нулевых Теодор успел поработать в Москве с оркестрами Михаила Плетнева, Владимира Спивакова, с Большим театром — но уже с 2003-го имя Курентзиса начинает звучать в связи с громкими, даже сенсационными премьерами в далеком Новосибирске. Там же в 2004-м возник оркестр MusicaAeterna, который теперь дирижер называет «спецназом» («Это коллектив выдающихся музыкантов, которые собираются, чтобы преобразовывать музыкальную систему. Сила и страсть исполнения, которые они дают — это что-то удивительное. Они как спецназовцы в этом»).

В Перми Курентзис оказался в 2011-м. При тогдашнем молодом амбициозном губернаторе Олеге Чиркунове страшноватый индустриальный город пытались превратить в культурную столицу России — в том числе усилиями приглашенных энтузиастов. Из этого мало что вышло. Московский галерист Марат Гельман сделался личным врагом пермских патриотов и в конце концов был уволен с поста директора им же созданного музея современного искусства. Чиркунова тоже скоро выставили с государственной службы. И только назначенный в те поры худруком Пермского оперного Курентзис по сей день на своем посту.

Чтобы понять, как повлиял на реноме сурового уральского миллионника один-единственный экстравагантный грек, можно сравнить два пассажа. Вот что говорил о своем родном городе и районе, где он жил, пермский писатель (и большой патриот Урала!) Алексей Иванов, автор «Сердца Пармы» и «Тобола»: «Вечером тут одному вообще ходить нельзя. Недавно у дорожки, по которой я прогуливаюсь, когда придумываю сюжеты, ночью на заправке застрелили охранника и девчонку-оператора — за тридцать тысяч выручки. Неподалеку от дома моего ученика выкопали труп его одноклассницы. Кстати, в местной школе, где я работал, выявили банду школьников, на счету которой одиннадцать убийств. Если я возьму коллективную фотку учеников, которые в мой краеведческий кружок ходили, треть можно смело вычеркивать: тот повесился, этого убили, те сели…»

А вот что писал меньше года назад московский глянцевый журнал: «На Дягилевский фестиваль в Пермь теперь слетается самая взыскательная публика со всей России и реальные величины мирового искусства. По пермским улицам ходят театральные легенды: режиссеры Питер Селларс и Боб Уилсон. В пельменной можно было встретить радикального перформансиста Ромео Кастеллучи. А за тарелкой супа в гостинице «Урал» — интенданта Венского и Зальцбургского фестивалей Маркуса Хинтерхойзера».

Имя Дягилева пермский фестиваль носит не случайно — выросший на Каме организатор «Русских сезонов», ошеломивших Париж, до недавнего времени был главным символом причастности уральской провинции к большому культурному миру. Правда, Петр Вайль, побывав в Перми, написал, что Дягилев «ушел из нее в мир и никогда не вернется». Но — оказался неправ. Дягилев вернулся — по крайней мере, популярнейшим фестивалем своего имени; более того, мир сам пришел в захолустную Пермь.

Правда, человек, благодаря которому это случилось, российское гражданство получил лишь много лет после подачи заявки (хотя к моменту подачи он уже был мировой знаменитостью). Не сравнить со скоростью, с какой россиянами признали Депардье и Сигала — даром что для тех это была чистой воды клоунада, а Курентзис десятилетиями поднимал (и как успешно!) международный престиж российской культуры.

Когда этот грек говорит о своем российском патриотизме, ты вдруг понимаешь, сколь редкий перед тобой по нынешним временам случай — декларация не лояльности начальству, не принадлежности к агрессивному большинству, а самого настоящего идеализма: «Возможно, я излишне романтичен, но я действительно верю, что Россия — это страна, которая создана для того, чтобы люди мечтали, чтобы ставили новые задачи будущему. Реальность ведь существует не помимо нас, она образуется в том числе и от нашего участия. Я считаю, что Россия может еще очень много дать человечеству».

Кстати, при всем своем несомненном романтизме Курентзис — отнюдь не надмирный мечтатель. Он обладает гражданским темпераментом, что доказал, написав открытое письмо в поддержку Бориса Мездрича, директора Новосибирского театра оперы и балета (того уволили после громкого скандала с оперой «Тангейзер», сочтенной тамошней православной общественностью недостаточно нравственной).

Там дирижер среди прочего пишет: «Покажи мне, в каком состоянии культурная жизнь в твоей стране, и я скажу, какое будущее тебя ждет». Во времена, когда запрещают «Тангейзера», отменяют «Нуреева», жгут за «Матильду», эти слова вряд ли настраивают на оптимистичный лад. Но то, что в эти же времена в этой же стране работает и пользуется невероятным успехом Курентзис, позволяет верить, что не все безнадежно.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Теодор Курентзис (Teodor Currentzis)

Знак зодиака : Рыбы

Возраст : 46 лет

Место рождения : Афины, Греция

Деятельность : дирижёр, актёр

Семейное положение : разведен

Среди великих дирижеров, дарящих миру музыку, очень выделяется Теодор Курентзис. Этот обаятельный артист привлекает внимание слушателей не только своей умелой игрой, но и творческими достижениями. Где бы ни находился завидный брюнет – все внимание неизменно переключается только на него, начиная от слабого пола и заканчивая любопытными папарацци.

Теодор Курентзис появился на свет 24 февраля 1972 года в столице Греции – Афинах. С рождения жизнь Теодора тесно была переплетена с музыкой. Родители будущего артиста, как только ему исполнилось 4 года, отдали горячо любимое чадо в музыкальную школу. Там юное дарование осваивало азы игры на клавишных инструментах, а спустя несколько лет познавал таинство звучания скрипки.

Талантливый дирижер вырос под звуки классической музыки. Известно, что мама все время будила сына по утрам игрой на фортепьяно. Родительница, которая была проректором в Афинской консерватории, привила Курентзису любовь к иллюзорному миру звуков. Кроме прочего, младший брат дирижера в том числе связал жизнь с музыкой, став композитором.

В 15-летнем возрасте Теодор окончил теоретический факультет Греческой консерватории, а через год закончил курс обучения игры на струнных инструментах. Все в руках Теодора горело и спорилось. Инструментам нравилось находится в руках молодого дарования, на что тот отвечал им взаимностью. После того, как парень закончил консерваторию он приступил к урокам по вокалу.

В 1990-м талантливый музыкант собрал свой личный оркестр, играющий камерную музыку. Теодор самостоятельно тренировал и подбирал репертуар для членов коллектива, просуществовавшего в течении 4 лет. После этого дирижер решил, что ему нужно продолжить обучение, чтобы достичь новых вершин.

Мало кому известно, но грек, еще находясь в Афинах, увлекся музыкой российских композиторов, все время ее слушал и изучал. Поэтому неудивительно, что в 1994 году дирижер прибыл в культурную российскую столицу со взвешенным решением покорить ее своим умением и талантом. В тот год одаренного музыканта сразу взяли на курс Ильи Мусина в консерваторию Санкт-Петербурга. Известно, что во время учебы он проходил стажировку в питерском оркестре Юрия Темирканова.

Нужно отметить, что преподаватели Курентзиса уже тогда пророчили вундеркинду большое будущее, отзываясь о нем только в положительном ключе. В разговорах с представителями СМИ артист много раз говорил, что все, чего он добился, заслуга его мудрых наставников. Закончив консерваторию, молодой дирижер полностью погрузился в работу.

В течении нескольких лет виртуоз сотрудничал с Владимиром Спиваковым и национальным оркестром, с которым он даже побывал в международном турне. Потом была работа с оркестром имени Петра Чайковского и кругосветное путешествие по странам Америки, Болгарии и горячо любимой Греции. Новым витком в карьере Курентзиса была работа дирижером в Московском театре, в котором Теодор отыграл 2 постановки легендарного Джузеппе Верди.

За время своей деятельности Теодор посетил большое количество фестивалей и конкурсов, а также сыграл пару десятков различных мировых и российских произведений.

Оркестр «Music Aeterna» и камерный хор «New Siberian Singers», основанные Теодором, появились во время работы дирижера в Новосибирске. Эти музыкальные объединения стали популярны по всему миру, а поездки с выступлениями по городам прибавили к армии почитателей творчества Курентзиса еще несколько тысяч человек.

С данным коллективами Курентзис в разное время осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» (Генри Перселл), «Орфей и Эвридика» (Кристоф Глюк), «Так поступают все» (Вольфганг Моцарт), «Свадьба Фигаро» (Вольфганг Моцарт), «Дон Жуан» (Вольфганг Моцарт), «Золушку» (Джоаккино Россини).

В январе 2011 года Теодор был назначен на должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Петра Чайковского. Известно, что тогда вместе с ним в Пермь перебралось определенное количество музыкантов оркестра «Music Aeterna». После этого Теодор поставил оперу «Иоланта» в Королевском театре в Мадриде.

Работа на территории России продолжается по сей день. Сам Теодор много раз отмечал, что останется здесь навсегда. Его влечение к русской музыке, фольклору до такой степени пронзительное, что покинуть края, ставшие ему родными, он уже не в силах.

Нужно отметить, что в отличие от большинства звезд, дирижер со всемирно известным именем с радостью общается с представителями прессы, рассказывая журналистам детали личной жизни и планы на ближайшее будущее.

Достоверно известно, что Теодор состоял в браке. В свое время молодой парень влюбился в изящную балерину из Мариинского театра – Юлию Махалину. Об романе этих 2-х звезд тогда писали все СМИ. Правда, это брак был не долгосрочным. ОНИ РАЗОШЛИСЬ, и каждый из экс-влюбленных пошел своей дорогой.

В настоящий момент музыканту приписывают неимоверное количество романов, но есть ли на самом деле у артиста девушка – неизвестно

В 2017 году великий дирижер по-прежнему колесить по миру, выступая в разных городах с концертной программой, состоящей из полюбившихся слушателям композиций. В конце ноября артист побывает в Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича, Московской Консерватории имени Петра Чайковского, а также в Концертном зале «Тонхалл» (Цюрих).

График выступлений в декабре уже расписан на каждый день, вплоть до конца месяца. Перед Новым годом почитатели классической музыки, проживающие в Новосибирске, Красноярске, Тюмени и Перми, также будут иметь возможность услышать концертное исполнение классических мелодий оркестром «Music Aeterna».

Кроме прочего, в период с 20 июля по 30 августа 2018 года Курентзис в сопровождении оркестра Пермской оперы в рамках зальцбургского фестиваля исполнит 9 симфоний Бетховена.

Выяснилось, что музыканта нет в «Инстаграме» и «Твиттере». О последних новостях из жизни дирижера почитатели узнают на его официальном сайте. Там любой желающий имеет возможность ознакомиться с расписанием ближайших концертов, а также материалами, связанными с творческой биографией знаменитости.

Дискография

  • 2017 – «Tchaikovsky: Symphony No.6»
  • 2016 – «Tchaikovsky: Violin Concerto, Op. 35 – Stravinsky: Les Noces»
  • 2016 – «Mozart: Don Giovanni»
  • 2015 – «Stravinsky: Le Sacre du Printemps»
  • 2014 – «Rameau – The Sound of Light»
  • 2014 – «Mozart: Le nozze di Figaro»
  • 2014 – «Mozart: Così fan tutte»

Вечная музыка, то есть камерный оркестр Musica Aeterna, созданный дирижером Теодором Курентзисом на базе Новосибирского оперного театра, не помещается в небольшом холле Первого московского хосписа. Пришлось сократить число музыкантов. Оркестр, играющий на аутентичных инструментах, на жильных струнах и старинными смычками. Pianissimo трепещут, как кровь в артериях, если вы когда-нибудь прикасались пальцами к артерии. Fortissimo отчетливы, как скальпельный разрез. Дирижирующий Курентзис похож на учителя начальных классов, который не просто рассказывает ученикам урок, а заглядывает каждому в тетрадку, следит, чтобы дети правильно выводили крючочки по прописям, помогает, если надо, грозит, если надо, пальцем и гладит, если надо, по голове. Пульт пустует. Курентзис ходит по оркестру.

А во время дуэта Сюзанны и Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Курентзис не может удержаться от того, чтобы вместе с Сюзанной и Альмавивой не петь, как Гленн Гульд не мог удержаться от пения, играя сонаты Баха.

Перед оркестром в небольшом холле расставлены стулья. В первых рядах сидят работающие в xосписе врачи и так называемые друзья xосписа: актрисы Татьяна Друбич и Чулпан Хаматова, танцовщик Андрис Лиепа. Музыканты (в основном молодые женщины с перепуганными глазами) попросили гостей и врачей сесть в первых рядах. Они, оркестранты, по словам Теодора Курентзиса, сами придумали играть в xосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, то от волнения у них стали дрожать руки, и они боялись врать ноты, если пациенты будут сидеть глаза в глаза.

Курентзис скажет потом:

— Музыка — это миссия. Дать свет и любовь людям. Не только тем, кому это доступно, а всем. Мы делаем музыку не затем, чтобы заработать на хлеб. Совершить просто биологический круг — это неинтересно. Интересно становится, когда живешь духовной жизнью. К сожалению, не всем это доступно. Не все могут прийти в консерваторию. Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных.


Они хотели играть в хосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, у них стали дрожать руки. Хоспис, кто не знает, это лечебное учреждение, где помогают смертельно больным людям — не вылечиться, а достойно умереть без особых страданий. Впрочем, многолетняя история Первого московского хосписа знает по крайней мере один случай, когда обреченный на смерть больной выздоровел.

Двенадцать пациентов хосписа вывезли в холл на кроватях и в инвалидных креслах. Остальные слушают музыку из своих палат. Время от времени звучанию музыки мешает тревожный писк на сестринском посту. Кто-то из пациентов зовет на помощь.

После концерта главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова скажет Курентзису, что по ее (экспертному) мнению, каждому из двенадцати слушателей он и его оркестр подарили по два дня жизни. Что на Земле полно народу, способного отнять жизнь, но подарить двадцать четыре дня жизни людям…

— Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки.

Мы спрячемся после концерта в кабинете Миллионщиковой, и дирижер скажет мне:

— Мы приехали в Москву на «Золотую маску». А заодно… я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей. Я жил здесь, на Спортивной, и вот я по-звонил Чулпан и говорю: «Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?» И все. Мы договорились и пришли.

Он родился в Афинах. Он говорит по-русски с заметным акцентом. Может быть, поэтому в его устах возвышенные слова типа «духовная жизнь» «музыка — это миссия» звучат нормально. Не думаешь, что он сумасшедший. Просто думаешь — иностранец.

Он скажет:

— Есть много людей в России, которые занимаются благотворительностью всерьез. Я и мои оркестранты, мы не можем быть причислены к этим людям. Мы просто играем музыку. И мы получаем от этого не меньше, чем отдаем. Это у нас лаборатория такая в Новосибирском оперном театре, оркестр Musica Aeterna. Мы концентрируемся на ультрасовременной и барочной музыке. Это музыкальный монастырь у нас.

— А вы настоятель?

— Я рядовой грешник. Есть некоторые утопии, которые не к месту в Москве. Здесь все упирается в деньги, особенно такие вещи, как музыка или любовь. Музыка здесь слишком коммерциализирована. Эксперимент вроде нашего, может быть, и возможно осуществить в Москве, но очень сложно. В Москве все вокруг заставляет музыканта думать о том, сколько он получает в месяц и на какой машине ездит. А у нас машины нет, квартиры нет, и поэтому мы счастливы. Мы проводим двадцать четыре часа вместе. Читаем книги, учим языки.

Он собрал оркестрантов со всей страны. Ходят слухи, будто его лютнист, например, подрабатывает мытьем окон в высотных зданиях. Я спрошу:

— Откуда все эти люди? Где вы их берете?

Он ответит:

— Это чудо. Вы знаете, музыканты, как правило, сидят на репетициях, поглядывая на часы, и стараются репетировать как можно меньше. А мои музыканты могут месяц сидеть над одним тактом. Потому что считают, что музыка того стоит. Причем за крохотную зарплату. Музыканты, которые могли бы работать в любом московском оркестре. Мы радуемся тому, что у нас есть, и перестаем печалиться о том, чего у нас нет.

— Но почему Новосибирск? — спрошу я.

— Москва, Петербург, Новосибирск или Вышний Волочек — не имеет значения. Не важно, где вы, важно с кем вы. Если вы думаете, что были бы счастливы в Париже, вы ошибаетесь. Вы скорее будете счастливы в Норильске, если, например, у вас есть там любимый человек. Новосибирск для меня просто место работы. Я согласился поехать туда при условии, что можно будет провести этот эксперимент: собрать музыкантов, которых интересует музыка.

— А публика?

— Публика в Новосибирске и в Москве отличается немного.

— Разве в Москве залы не наполняются людьми, которые, купив билет за полтысячи долларов, хлопают между частями?

Курентзис улыбнется:

— На все концерты приходят люди, которые хлопают между частями. Это неприятно, конечно, что люди хлопают между частями, но ничего страшного. Во времена Бетховена тоже, наверное, полно было людей, которые не знали, что между частями хлопать не надо. Это ничего не значит. Главное, что они слушают музыку, а не смотрят телевизор.

— Чем, — спрошу, — провинился телевизор?

— Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены.

— Но нельзя ведь отгородиться от этого. Не телевизор, так реклама на улицах. Даже Тверская похожа на Бомбей. Будучи европейцем…

— Европа, — перебьет Курентзис, — это такой мираж. Когда я прихожу в ресторан, я не чувствую себя европейцем, потому что тогда пришлось бы мелочно торговаться и попадаться на уловки моды и маркетинга. Я чувст-вую себя азиатом. Европейцем я себя чувствую в том смысле, что европейцами были Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Себастьян Бах. Но в сегодняшней Европе принято извращать по-лютерански и до неузнаваемости мысли Баха, Моцарта и вообще всякого достойного человека, жившего на европейской территории. Они превратили Европу в супермаркет.

— При чем здесь лютеране?

— Я имею в виду, что люди, вместо того чтобы служить мессы, устраивают клубы. Единственная страна, которая сопротивляется, это Россия. Это страна, которая, не зная об этом, сохраняет великую культуру. Не Европа. В Европе не обсуждают мировые проблемы на кухнях. Они говорят: «Дарлинг, нам завтра на работу, ляжем спать в одиннадцать, займемся любовью в пятницу». Русская душа — это не сказка. Это удивительная наивность, которая способна поменять мир к лучшему. Искренность, любовь — пройденный этап для Европы. Немка, в отличие от русской девушки, никогда не скажет, что влюблена в тебя. Они всерьез думают, будто любовь — это когда какой-то там гормон движется по какой-то там вене и возбуждает какие-то там рецепторы головного мозга. Бах, Моцарт и Рильке не оставили «потомков». Есть, конечно, сообщества думающих и чувствующих людей, но, как правило, организм Единой Европы — это фарш. Это глобализированный мир, где каждый живущий равняется своему телу (он говорит «живет на своем теле»).

— В своем музыкальном монастыре вы просто не знаете России.

— Знаю, — возразит Курентзис. — Я всегда говорю, что это страна святых и разбойников. Можно встретить таких прекрасных людей, как нигде в мире, но есть и ужасы.

— Разбойники знакомые есть у вас?

— Разбойники знакомые есть у каждого. В частности, это люди, которые насаждают в России тюремную культуру. Разбойничьи песни, которые вы слышите в каждом такси. Я не могу их обвинять. Они зарабатывают деньги точно так же, как зарабатывает деньги продавец паленой водки или торговец наркотиками. Но почему-то мы считаем вредным для здоровья пить плохую водку и употреблять наркотики, но не считаем вредным для здоровья слушать мусорную музыку. Почему вы думаете, что для ребенка вреднее употреблять наркотики, чем смотреть криминальную хронику или «Дом-2»? Почему вы думаете, что смерть можно использовать как средство, способствующее выделению адреналина в кровь?

— Но вы ведь не можете отгородиться от этого и жить наедине со своей прекрасной музыкой.

— Понимаете, музыка — это не удовольствие, для получения которого хочется уединиться. Музыка — это лекарство. Она нужна всем. Наша забота, чтобы люди увидели, что музыка нужна всем: не только старикам и интеллигентам, но и молодым людям, и шпане. Главное, чтобы люди могли легко выбрать добро и тяжело выбрать зло.

— Как это?

— Я бы первым делом запретил криминальные программы на НТВ. В Греции тоже делают такие программы. Я даже подрался с одним журналистом, который перед Рождеством снимал беспризорного ребенка и спрашивал его, как тот себя чувствует, что вот у всех детей елка, подарки… И он довел этого ребенка до слез. Я не мог терпеть, когда человеческая боль продается, чтобы получить деньги. Я всегда был против и всегда буду против. И считаю, что государство должно запретить рекламу дьявола. Так и сказать: «Перестаньте рекламировать дьявола!» Вы смотрели «Дом-2»? Потерпите один раз и посмотрите. Это чудовищно. Это строится новое российское общество. Чудовищное. И это не свобода никакая. Это побуждение ко злу (он со своим греческим акцентом говорит «манипуляция на зло»). Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве. Я же помню еще времена, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как было хорошо! Мы встречались, влюблялись друг в друга. А теперь — как в клубе. Приходишь, сидишь со стаканом, народу вроде вокруг много, музыка вроде громкая, но на самом деле ты совершенно один. Тебе дают свободу, коммуникацию, а взамен забирают душу.

— У вас нет ощущения, что мусорная культура непобедима?

— Победима. Чтобы победить, не нужна атомная бомба. Нужны простые движения. Дирижировать. Водить смычком по струнам. У людей, которые падают в эти ямы мрака, у них есть что-то светлое внутри. Надо просто их вытащить, и для этого ничего сложного не нужно. Просто протянуть руку. У меня был сосед ужасный. И дети у него были ужасные. Когда они говорили, я краснел от стыда. Но однажды я позвал их на концерт. И им по-нравилось. Они смешно говорили, что им особенно понравилась та часть, где играли громко, и та часть, где играли тихо. Можно победить. Помните, как люди вешали белые ленточки на автомобили против мигалок? Вот так нужно договориться всем, чтобы одно воскресенье не смотреть криминальную хронику и порносериалы.

— У вас, что же, никогда не опускаются руки?

— Каждый раз опускаются. А потом поднимаются. Я дирижер. У меня работа такая: опускать и поднимать руки.
Валерий Панюшкин