Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Температура кремации. Кремация - используемые технологии

О смерти люди обычно говорить не любят. Планировать же собственные похороны, когда рядом бушует жизнь, кажется нелогичным. Но человеческое тело, к сожалению, не вечно. Рано или поздно родственникам приходится решать вопросы похорон умершего человека. Современная индустрия погребения предлагает сразу несколько вариантов.

Некоторые люди предпочитают превратить свой прах в бриллиант, стать частью кораллового рифа или вообще отправиться после смерти на Луну. Все чаще в цивилизованном мире стараются не хоронить тело в землю, а кремировать его. В ходе этого процесса труп сжигается при высокой температуре, даже кости становятся хрупкими и превращаются в пепел. Сама традиция берет свое начало еще с доисторических времен, но стала популярной и сегодня.

Кремации отдают предпочтение из-за удобства такого варианта, он оказывается и практичнее, и удобнее. Да у многих и само захоронение в землю с последующим разложением тела вызывает брезгливость. Тем не менее кремация все еще остается загадкой, обретая многочисленные мифы, пугающие людей. Стоит опровергнуть некоторые самые популярные заблуждения об этой процедуре.

Кремация обходится дешевле обычных похорон. Многие люди выбирают кремацию, так как она считается дешевле традиционной погребальной церемонии. На самом деле можно сэкономить на том, что нет необходимости проводить общественную церемонию прощания с бальзамированием тела и дорогим гробом. На Западе стоимость кремации составляет от 600 до 1000 долларов. В России суммы ограничиваются тысячами рублей. Но эта величина конечной не является. Многие люди заказывают традиционное бальзамирование и церемонию прощания до кремации. Часто родственники хотят захоронить кремированные останки на кладбище или в колумбарии. Проводятся прощальные панихиды, которые тоже обходятся недешево за счет цветов, продуктов и памятных подарков. Такие дополнительные услуги могут в конечном счете сделать кремацию еще и дороже обычных похорон. Если стараться минимизировать бюджет, то сожжение тела действительно будет дешевле. Но при выборе варианта прощания с другом или близким родственником люди часто не думают о деньгах или же просто выполняют последнюю волю покойного.

Кремация запрещена основными религиями. Надо сказать, что разные религии по-своему относятся к этой процедуре. Часто можно услышать, что в христианстве, иудаизме и исламе кремация запрещена. Греко-католическая и протестантская церкви настаивают на похоронах тела. Считается, что в будущем наступит момент, когда мертвые будут воскрешены. Но со временем католическая церковь смягчила свои требования. Теперь кремация допускается после реквиема и разрешения епископа, хотя традиционное захоронение все еще считается более предпочтительным. А вот православие занимает в этом вопросе более жесткую традиционную позицию. Иудаизм лояльно относится к кремации, ведь это довольно древняя практика, которой следовали еще еврейские цари. В исламе кремация запрещена, как и бальзамирование тела. Это считается непочтительным по отношению к умершему. В буддизме и синтоизме кремация считается допустимой. В индуизме кремация вообще - один из 16 жизненных ритуалов. Считается, что с ее помощью душа легче уйдет из тела и сможет потом обрести новое пристанище. В любом случае практика эта постепенно находит признание во всем мире, даже там, где традиционно практиковалось захоронение.

Кремация является экологически чистой процедурой. Что бы ни утверждали поклонники такого метода уничтожения тела, он не может считаться полностью безопасным для окружающей среды. Говорить можно разве что об экономии пространства, необходимого для захоронения. Для кремации требуется сжигать ископаемое топливо, которое может оставлять после себя вредные химические вещества. Речь может идти об окиси углерода, азота, двуокиси серы, плавиковой кислоты и ртути. Решением этой проблемы могла бы быть установка фильтров в системах вентиляции. Это позволит уменьшить влияние на окружающую среду, но выбросы углерода все равно останутся значительными. Экологически чистой альтернативой является био-кремация, в которой останки растворяются химическими веществами. Чтобы дым был действительно чистым, не стоит использовать специальные средства для быстрого сгорания. Ядовитый дым могут также порождать контейнеры из резины или пластмассы.

Кремация приводит к загрязнению воздуха. Современные кремационные печи уже отвечают всем самым строгим требованиям по загрязнению воздуха. Фильтры удерживают все опасные элементы. Неслучайно, в США и Европе не боятся размещать крематории в центрах крупных городов. И этот миф не противоречит предыдущему. Только самое современное оборудование и тщательное следование нормам позволяет крематориям оставаться экологически безопасными.

Кремация предусматривает уничтожение тела в огне. Это утверждение кажется естественным, тем интереснее его опровергать. Во время процедуры кремации тело умершего помещается в специально спроектированную печь, где на него воздействует очень высокая температура. Она уменьшает тело, убирая газы и размягчая кости. После завершения этого процесса оставшиеся фрагменты подвергаются машинной обработке, которая превращает тело в пепел. Эта субстанция и передается родственникам. В современных методах кремации огонь не используется, уничтожение тела стало быстрым и простым процессом.

При кремации останки превращаются в пепел. Многие люди относятся к кремации, как к превращению тела в пепел. Фактически же останки пеплом не являются. Они напоминают мелкие камешки, которые представляют собой костные фрагменты. После того, как организм подвергается воздействию экстремальных температур, жидкость выпаривается и от него остаются только части костей. Они дополнительно обрабатываются в высокоскоростном блендере-дробилке. Он превращает останки костей уже в мелкий гравий, текстурой и цветом напоминающей пепел. Этот песок помещается во временный контейнер, чтобы иметь возможность быть переданным родственникам.

Кремация подразумевает отказ от традиционных похорон. Почему-то многие считают, что кремация близкого человека подразумевает отказ от традиционного прощания с ним в открытом гробу. В этом плане кремация ничем не отличается от обычных похорон. Родственники могут провести традиционные церемонии прощания со своим близким, заказав любые услуги, сопутствующие похоронам. Также возможно провести панихиду.

Тело для кремации помещают в гроб. Даже если и не наблюдать за отправкой тела человека в печь, его все равно поместят в специальный контейнер. Перемещение умершего из похоронного бюро в крематорий делается в лучшей форме, максимально почтительной для такого случая. И предпочтительно оставлять тело в гробу. Однако есть немало форм такого контейнера. Нет никаких причин оставлять тело в дорогом гробу, которого и видно не будет во время всей процедуры. Самые экономичные варианты контейнеров вообще сделаны из картона и многие крематории предлагают воспользоваться этим вариантом бесплатно.

В момент сжигания тела голова взрывается, как яйцо в микроволновке. Есть распространенное заблуждение, согласно которому целая, без ран, голова при кремации просто взорвется. Однако эта легенда была развенчана судмедэкспертами, которые специально наблюдали за сожжением нескольких десятков тел, желая развенчать миф. А сама легенда появилась, благодаря пожарникам. Они часто находили костные фрагменты черепов жертв отдельно от тела. На самом деле кости головы имеют в некоторых местах тонкие участки, становясь хрупкими под воздействием огня. От падения или струй воды насосов эти фрагменты могут отделяться от черепов.

Все, что остается от человека после кремации - щепотка праха. Полное сжигание среднего тела длится 2-3 часа. После этого остается от полутора до 4 килограммов праха. Говорить о «щепотке» не приходится. Масса останков зависит от структуры костной ткани и объема тела. А вот у нетяжелых новорожденных детей даже костей еще нет, только хрящи. От них после кремации может вообще ничего не остаться.

При кремации тело не нуждается в бальзамировании. Обычно бальзамирование не требуется. Но если планируется дальняя перевозка тела к месту кремации или же длительная церемония прощания, то лучше обратиться к бальзамированию.

При кремации необходимо приобретать урну для останков. После процедуры кремации тела прах близкого человека возвращается его родственникам во временном контейнере. Что делать дальше - решать уже им самим. Урна является распространенным решением, хотя есть немало других вариантов для размещения праха. Его высыпают в море (в Америке есть даже определенные стандарты, устанавливающие отдаление от берега), помещают в рифы, отправляют в космос и превращают в украшение. На современных кладбищах можно поместить останки близкого человека в колумбарии, индивидуальном мемориале, семейном склепе или нишах. Так как прах нетоксичен, нет ограничений на вид используемого контейнера.

Процедура кремации для животных совсем другая, чем для человека. Процесс кремации домашнего животного практически идентичен тому, что предлагается для людей. Обычно занимается организацией процесса ветеринар, но можно и напрямую обратиться в крематорий, специализирующийся на работе с животными.

Кремация - редкая процедура. Сегодня кремация становится все более популярной в больших городах, где есть очевидные проблемы с землей. Даже в Санкт-Петербурге и Москве кремации подвергается 50-70% умерших. Этот метод популярен и на Западе. Считается, что в скором времени каждый второй умерший в мире будет кремирован.

В крематории в печь отправляют сразу по несколько тел. Некоторые родственники откровенно опасаются того, что их близкий человек будет кремирован одновременно с кем-то еще. Это может привести к смешению праха. Однако это противоречит всем существующим правилам. Более того, большинство печей и не предназначены для обработки более одного тела за раз. Порой родные, напротив, желают, чтобы два тела были кремированы вместе. Но тут можно посоветовать разве что специальную урну, для хранения праха сразу двух человек.

Тело или органы, которые долго находились в морге, уже нельзя кремировать. Такое тело тоже можно подвергать кремации. Холод остановил процесс разложения и тело словно бы мумифицировалось на время. А кремация произойдет даже лучше, так как ткани будут сухими и лучше сгорят. Успешно подвергаются кремации и эксгумированные останки.

Процедуру кремации увидеть нельзя. Большинство крематориев предлагает такую услугу, но на платной основе и в случае причастности человека к конкретным похоронам. Никто не может просто прийти и посмотреть на сожжение чужого человека без веских на то оснований. Родственникам крематории предлагают специальную комнату, в которой можно наблюдать за процессом.


1. После прибытия траурной процессии к крематорию, родственник или ответственное лицо с необходимыми документами обращается к дежурному администратору для внесения соответствующей записи в регистрационную книгу установленного образца на основании свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны, выдача близкому родственнику умершего удостоверение о захоронении (в случае последующего захоронения гроба с телом в могилу) или документ на кремацию.

2. Если гроб с телом находился в охлаждаемом помещении здания траурных гражданских обрядов (крематория), близких родственников приглашают для опознания покойного.

3. Внесение гроба в зал и размещение атрибутов должно производится до приглашения участников похорон. Атрибуты траурного ритуала размещают в зале следующим образом:

Портрет на постаменте или на подставке - у изголовья гроба;
- ордена и медали на траурных подушечках – у переднего края постамента;
- венки – справа и слева за постаментом;
- крышку гроба – у стены, справа от постамента (ее ставят вертикально, узким концом вниз);
- гроб с телом – на катафалке.

4. После установки гроба с телом и атрибутов похорон хор или оркестр исполняют траурные мелодии или включается запись траурной мелодии и под ее негромкое звучание приглашается войти в зал сначала родных и близких, которые садятся на места, установленные по правую руку от покойного, а затем и все участники церемонии прощания.

5. Разводящий выставляет к гробу четырех участников почетного караула, которые становятся у изголовья и в ногах попарно, лицом друг к другу (боком к длинной стороне гроба). Перед началом митинга почетный караул снимается.

6. После окончания звучания траурной мелодии ответственный, стоя у изголовья гроба, открывает траурную церемонию прощания кратким словом, например: «В этот скорбный час мы собрались в траурном зале, чтобы проводить в последний путь (называет имя, отчество, фамилию покойного). Открываем траурную церемонию прощания с гражданином России (перечисляет почетные звания, называет фамилию, имя и отчество покойного)». Ответственный предоставляет слово друзьям и сотрудникам покойного. Выступающие говорят о жизненном пути покойного, его заслугах перед обществом, городом, организацией, семьей. Если нет лиц, желающих выступить на церемонии прощания, то слово о жизненном пути покойного произносит с согласия родственников, церемониймейстер. Сведения о покойном он получает из «Кратких сведений об умершем(ей»), которые дают родственники при оформлении документов.

7. В ритуальном зале крематория по окончании тpaypной церемонии церемониймейстер просит всех проститься с покойным. Участники ритуала поочередно подходят к гробу для обряда последнего целования. Церемониймейстер закрывает лицо покойного покрывалом и с помощью кого-либо из присутствующих закрывает гроб крышкой. Церемониймейстер объявляет: «Гражданин Российской Федерации (называет фамилию, имя и отчество) закончил свой жизненный путь. Пусть добрая светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная мелодия. Все склоняют головы. В крематории гроб с катафалка перемещают на лифт или транспортер. Для военнослужащих дается залп салюта. Церемониймейстер объявляет: «Траурная церемония окончена». Затем он провожает родственников к автобусу и, прощаясь, еще раз выражает им соболезнование. Рекомендуемая продолжительность траурной церемонии - до 30 минут. Если проводится отпевание, то освященную землю в гроб не вкладывают, а сохраняют для последующего вложения в урну.

8. Остающиеся после каждого ритуала прощания в зале крематория венки с лентами, вазоны и букеты цветов должны удаляться персоналом крематория на специальную площадку памяти, с которой после истечения 3 дней их перемещают на хозяйственный двор, а затем увозят для утилизации.
Захоронение урны с прахом

1. Захоронение праха может производиться как в урне, так и без урны. Предусмотрены следующие способы захоронения:
- захоронение урны с прахом в землю с установкой памятника;
- захоронение урны с прахом без установки памятника;
- установка урны с прахом в колумбарии (в «стене скорби»);
- развеивание праха.

2. Захоронение урны с прахом на кладбище при крематории должно производиться на основании предъявленных документов о кремации и паспорта лица, получающего урну. Для захоронения урны с прахом на другом кладбище данного города кроме указанных выше документов необходима справка администрации этого кладбища о наличии земельного участка (ниши в колумбарии) для захоронения. Урна с прахом может быть передана на следующий день после кремации. В особых случаях - передача урны в день кремации.

3. По письменному заявлению лица, на имя которого выписан документ о кремации, захоронение урны с прахом, установка ее в нише колумбария или захоронение праха без урны (развеивание) могут быть выполнены персоналом кладбища без присутствия при этом заявителя с составлением акта о совершенном погребении и записью в «Книге памяти».

4. Во время передачи урны с прахом в зале не должно быть других урн, кроме той, которая подлежит передаче, а также не должны присутствовать люди, не имеющие отношения к данной процедуре.

5. Урну рекомендуется устанавливать на постаменте с оформлением из живых цветов. Передача урны через окно не допускается. На урне должны быть написаны фамилия, имя, отчество умершего и регистрационный номер кремации. Перед передачей урны служащий выражает родным и близким соболезнование. Служащий на основании предъявленного ему документа о кремации и свидетельства о смерти заполняет и вручает родным удостоверение о захоронении урны с прахом. При этом вносится соответствующая запись в регистрационную книгу.

6. Служащий крематория должен бережно снять урну с прахом с катафалка, переместить ее в переносной футляр и вручить близкому человеку покойного. В тех случаях, когда урну с прахом хоронит большая группа людей, для переноса урны к месту захоронения (установки) следует применять катафалк-носилки.

7. Родных и близких, направляющихся к месту захоронения (установки) урны с прахом, должен сопровождать рабочий кладбища. Захоронение урны с прахом (установка в нишу колумбария) производится рабочим кладбища. На место захоронения родственники возлагают цветы. На мемориальных плитах, закрывающих нишу, не рекомендуется помещать фотопортреты, рекомендуется помещать изображения трудовых и боевых символов, допускается изображение религиозных символов.

8. Ко дню захоронения (установки) урны с прахом должна быть изготовлена мемориальная плита, закрывающая нишу колумбария, или памятник на могилу; на плите или памятнике указывают имя, отчество и фамилию, дату рождения и смерти захороненного.

9. Прах кремируемых сохраняется при крематории в течение 1 года со дня кремации. По истечении срока хранения администрация крематория обязана письменно известить об этом лицо, которому выдан документ о кремации, и далее администрация имеет право захоронить прах (без урны) в месте захоронения «невостребованных прахов». С этой целью на территории крематория должно быть предусмотрено место общего захоронения «невостребованных прахов». Оно должно иметь удобные подходы, отмечаться общим памятником (обелиском, стелой) без указания фамилий захороненных. Имена и фамилии захороненных следует вносить в «Книгу памяти».

Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

Проблема переполненности кладбищ, видная невооруженным глазом — безусловно, существует . Надо что-то делать, иначе между миром живых и миром мертвых на физическом уровне в прямом смысле сотрется всякая грань. И не так уже редки случаи, когда старые кладбища равняют с землей, строят на их месте жилые дома, торговые центры. Даже для людей несуеверных и не приверженцев мистических учений ясно, что в жизни на костях нет ничего хорошего. Нет ничего хорошего и в жизни рядом с кладбищем, когда пейзаж вида из окна дополняют надгробные кресты.

Давайте сегодня поговорим, что лучше — Крематории или кладбища? Что в конце концов выбрать?!

Места захоронений выбирались раньше, при основании города, либо при его уже активной, но не столь многолюдной как сейчас жизни — на окраинах, границах с поселковой и пустынной местностью. А сегодня и городского населения стало больше, и темпы строительства мегаполисов растут, и кривая рождаемости только сейчас начала догонять кривую смертности.

Например (по данным Википедии), на начало 20 века в России:

«Сельское население империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). По соотношению численности городского и сельского населения Россия занимала одно из последних мест в ряду крупнейших государств начала XX века».

Чуть больше чем через 100 лет, а именно на начало 2015 года (по данным Википедии):

«На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 270 033 постоянных жителей. Плотность населения - 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население - 74,03 % (2015)».

За один век, несмотря на явное отсутствие роста численности жителей страны, доля городского населения выросла с 14,2 % до 74,03 %. Это отражается и на смертности, и, естественно, на состоянии городских и пригородных кладбищ.

Можно было бы перенести будущие кладбища в далекую загородную зону, а прежние, которые в черте города, оставить как есть и просто не хоронить там. Но и здесь не все так просто. У власти свои аргументы, а стоящие у руля похоронного бизнеса, конечно, всеми силами не хотят терять свою прибыль. Но и ведь, перенесенные за пределы населенных пунктов, жилых зон места захоронений — через пару десятилетий-веков также обрастут мегаполисами. Ну а что делать? Закрывать прежние кладбища и открывать в более дальних местах, ничего критического, смерть — если подумать, такой же естественный процесс, как рождение, и надо заботиться не только о роддомах.

Кроме привычного для всех способа захоронения все «популярнее» становится кремация. И хотя сама процедура и суть ее чужды минталетету русского человека — крематории стали фактом нашего времени и вынужденной мерой для решения погребальных вопросов.

Крематории будут построены во многих российских городах, и кремация, по мнению более чем половины россиян, хорошая альтернатива земле.

О том, что думают россияне по поводу повторных захоронений и о кремации в коротком ТВ-сюжете:

Кремация и крематории

В настоящее время в России работают 17 крематориев в 14 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Екатеринбург, Барнаул (начал работу в 2015 году), Нижний Тагил, Владивосток, Артём, Находка, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск, Тула, Хабаровск.

Что мы знаем о кремации? По данным сайта homotomia.ru — лишь 15 % опрошенных причислили себя к знающим тонкости процесса кремирования.

И это несмотря на то, что (по данным сайта крематорий.ру) — «в тех городах РФ, где имеются крематории, процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 61,3%».

Однако на деле (вы сами лично вообще часто слышите о том, что знакомые предпочли кремацию привычному захоронению для умершего родственника?):

«…в большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах (в которых есть крематории) выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах. Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию в 2011 году кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки», — Википедия о крематориях России.

«Крематорий (от латинского «cremo» — сжигать) — являет собой здание ритуального характера, предназначенное для сжигания тел (останков) умерших (погибших), приданию их огню (кремации)».

«Кремация – это уничтожение трупа путем сжигания. Такой процесс может быть либо неконтролируемым открытым сжиганием на погребальных кострах, либо контролируемым сжиганием в кремационной печи, установленной в крематории.

Процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскалённого до высоких температур газа (870-980 °C). Для более эффективного процесса в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время обычно используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).» (Википедия)

Кому и зачем нужна кремация? Во-первых, сжигание трупов в огне изначально имело две основные мотивации: религиозную и бытовую. В первом случае — умерших предавали костру, как гласила религия нации, во втором — климат, отсутствие орудий для выкопки ям, антисанитария, большое количество покойников часто заставляли отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Сегодня в нашей стране, конечно, в меньшинстве те, кто смотрят на процедуру кремации с религиозных ракурсов, в основном нас интересует утилизационный аспект. Данная процедура для тех, кто твердо решил, что не хочет тлеть в земле после смерти (или так решили его родственники, если покойный не оставил иных рекомендаций, либо его это не волновало), кто хочет сэкономить на похоронах (хотя это тоже зависит от дороговизны сопутствующих товаров и услуг, может получиться, что кремировать в несколько раз накладнее, если родственники, например, захотели поместить прах в урну из золота). Вообще, полмира уже используют кремацию как один из самых активных способов захоронения. Важно знать, что это такое вообще, в чем выгода такого варианта проводов на Тот Свет.

О жизни Хабаровского крематория, о расходах на кремацию и многих других нюансах в сюжете программы «Подробности» канала «Россия24»:

«Кремация в 100 раз снижает площадь необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до 1 часа.

Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году (совместные наработки немецких и итальянских инженеров). Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Европы, даже с населением не более 100 тысяч жителей, думали возможным иметь крематорий, а в городах и населенных пунктах с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория – было обязательной градостроительной санитарной нормой.

В 1874 году организованна Международная федерация кремации, первоочередной задачей которой по сегодняшний день является объяснение населению планеты преимуществ процесса кремации, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. На сегодняшний день Федерация кремации объединяет 21 страну, ее членом также является и Россия.

В дореволюционный период в России первый крематорий был возведен во Владивостоке с использованием японской печи, а первый крематорий в послереволюционной России построили в Петрограде в 1927 году.

На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается более тысячи крематориев), Европе; кремация обязательна в некоторых странах Юго-восточной Азии. В Англии насчитывается 356 крематориев; в Чехии — 80; в Китае — 1300; во Франции -70; (фактически в каждом крупном городе). В мире на данный момент действуют около 14 300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), в Чехии (95%), Великобритании (69%), в Дании (68%), в Швеции (64%), в Швейцарии (61%), в Австралии (48%), в Голландии (46%)»

(с сайта homotomia.ru, статья «Основы кремации»).

Выгода кремации. Со стороны тех, кто хоронит. Сокращение затрат на захоронение и почести до 50%, если использовать самые простые материалы, в будущем никто не построит на могилке, сравняв ее с землей, развлекательный центр. То есть память и прах всегда с собой (хотя достаточное количество родственников умерших предпочитают развеивать пепел над любимыми местами покойного).

С других сторон. Экономия земли, уменьшение загрязнения водных источников, расположенных вблизи кладбищ, предотвращение антисанитарной и экологической катастроф.

Однако были случаи, озвученные в прессе, когда недалеко от одного российского крематория нашли захоронения недогоревших костей. Крематорий закрыли, начались споры, расследования того, что же получили родственники в урнах с прахом и кого же похоронили.

И несомненный минус кремации, кроме озвученных в статье. Это невозможность эксгумации тела (для следственных действий) в случае если человек умер насильственной смертью, в случае если есть подозрение, что похоронили не того - тоже почти нереально идентифицировать принадлежность генетически.

По свидетельствам работников крематориев - очень часто после процедуры остаются фрагменты недогоревших костей, которые перемалываются в специальном устройстве, похожем на барабан с железными шарами. Праха получается около 4-5 литров, но в урну обычно помещается только 2-3, то есть какая-то часть пепла человека идет в мусорку.

Крематории в качестве котельных: для нас кощунство, а для кого-то просто теплые батареи. До чего дошел прогресс: «Кремирование требует большого количества энергии, и при этом тепло от горения трупов пропадает в пустую. Некоторые европейские крематории нашли решение проблемы. Вместо того, чтобы дать газам, выделяемым при сгорании, вылетать в трубу, можно использовать их для обогрева домов. С 1997 года в шведском городе Хелсинборг местные крематории обеспечивают 10 процентов тепла в домах» (с сайта freundchen.blogspot.ru, из статьи «Крематорий может являться источником энергии»)

Хранится урны с прахом могут в колумбариях - специально для этого предназначенных хранилищах, как правило, за это с родственников покойного взимается определенная плата.

Кладбища и захоронения

О кладбищах мы все знаем не понаслышке, поэтому многим понятно, что это такое, и хоть не каждый знаком со словом «ингумация» — все в курсе сути процедуры. Ингумация — это погребение тела покойного целиком в почву.

Если нет эпидемий, пандемий инфекционных болезней (которые, как правило, царствуют в бедных странах с жарким климатом) и местность захоронения далека от болот, водоемов — то глубина 2 метра, на которую опускают и закапывают гроб, почти гарантирует санитарно-эпидимиологическую безопасность.

Если исходить из последних данных о плотности российского населения за 2015 год, то получается: 8,55 чел./км2. Уж земельки-то, родной, должно хватить на всех… Чего же мы, самая просторная страна мира, так жадничаем? Особенно учитывая то, что кремация, как бы изысканно не рекламировали ее, чужда сознанию многих русских людей, веками привыкших хоронить умерших в земле.

Сейчас на Земле проживает примерно 7,3 млрд человек, причем эта цифра «живая»: часть людей умирает, появляется новое поколение. Прирост населения обусловлен повышенной рождаемостью. А всего на Земле жило по разным данным от 79-110 млрд человек до фантастической цифры 5,2 тысяч млрд человек. Установить абсолютную правдоподобность той или иной версии — невозможно, но, вероятнее всего, истина где-то посередине. Если предположить, что число всех умерших и ныне живущих жителей планеты достигало той самой выше обозначенной фантастической цифры, то даже при этом положение с местечком на земле было бы далеко не самым тесным:

«Плотность населения, если бы все родившиеся люди остались бы живы, получилась от 34 до 52 тысяч человек на 1 квадратный километр. Иначе говоря, на каждого человека пришлась бы большая комната в 20 - 30 квадратных метров - люди все-таки не оказались набитыми как «сельди в бочке»» (с сайта pandia.ru, статья «Сколько людей жило на нашей планете»).

«Лежать в земельке» после смерти — это как-то по-христиански, — говорят многие из тех, кто аргументирует свою позицию лишь этическим аспектом. И действительно… Ведь как-то не по себе от того, что родственник, которого ты любил, точнее, телесная часть его — ныне помещается в маленькую вазу с пробкой или нет вообще ничего, если прах развеить. Был человек — нет человека. Хочется, чтобы существовало какое-то место, куда можно придти, чтобы вспомнить, где бы частичка земного принадлежала умершему. И пусть на могилке нет души, но это все, что осталось от земного лика покойного.

Правда здесь есть и момент не столь нравственный. Придти на могилку, поухаживать за ней, конечно, нужное действие для покоя души, но ведь если одни почитают память умерших, скромно убирают место захоронения, садят цветочки, то другие устраивают пьянки на поминках, нелицеприятные зрелища, никоим образом не проявляя уважения к чести покойного и т.д. Хотя, наверное, это уже другой разговор.

Согласно христианской вере — умершие люди (по одной версии — святые, по другой — разные) в один день, после Второго пришествия Христа, должны воскреснуть, то есть их воскресит Бог. И здесь момент: как Он их воскресит, если телесного храма нет даже на уровне скелета? Впрочем, от тех, кто лежит в земле пару сотен веков — ведь тоже по идее ничего не осталось, а обещание Бога же вне веков и времен.

Думаю, что ни один человек не даст стопроцентно верного ответа, возможно ли воссоздание живого из пепла, это доступно божественной сфере. Однако слово, о том, что человек создан из праха и в прах уходит, может наводить на мысль и о возможности воскресения из праха. Оставим эти ребусы Богу, богословам, служителям — кто может знать, что будет?

Евреи (народ, находящийся на особом счету у сил небесных), например, против кремации. Да и православная церковь не одобряет эту процедуру как правильный вариант погребения, считает языческим обрядом.

Из плюсов захоронения в земле , конечно, на первом месте то, что есть «место свиданий» с умершим, место памяти, на втором — достаточно безопасный (если соблюдены все нормы и правила, нет подтоплений) в санитарном и экологическом плане способ похорон. Из минусов — относительно высокая стоимость затрат на погребение (при аналогичных же параметрах при кремации).

Похоронный бизнес — один из самых прибыльных, место в первых рядах на известном кладбище стоит от пары миллионов рублей до нескольких десятков миллионов и выше (в зависимости от города). Кто же захочет терять такой жирный кусок торта? И ведь бизнес беспроигрышный: люди умирали, умирают и будут умирать всегда: такова жизнь, все мы смертны. И если курс рубля — явление непостоянное, то смерть неизбежна для всех.

Что лучше для экологии?

О вреде печей кремации. Все зависит от того, что за печи в крематории, на каком топливе работают, но при любом раскладе — вред для природы есть. Например, даже при самых качественных и дорогих технологиях:

«Экологический вред от одной печи крематория сопоставим с ущербом от работающих двигателей 50 легковых автомобилей» (данные из статьи о надобности строительства крематория в Красноярске).

«Тем не менее, по некоторым оценкам, именно сжигание тел дает 9 процентов ртутного загрязнения атмосферы. Кроме того, из труб крематориев выделяются окислы азота, диоксины, бензпирены - помимо прочего, оказывающие канцерогенное действие» (с сайта pravda.ru, из статьи «Крематорий оштрафован за вред природе»).

О вреде земельных захоронений. Все-таки переполненность кладбищ, особенно соседствующих с жилыми деревенскими зонами, водохранилищами — проблема, и не только нехватки земельной зоны, но и экологическая, санитарная. Дождями, подземными водами размывается часть грунта, все продукты трупного распада вместе с стоками попадают в водяное русло, на огороды, в краны, колодцы… Кости не разлагаются до нескольких веков (тысяч лет), а модифицированные продукты, химические наполнители пищи, экология губят людей и все вокруг даже после смерти: сегодняшние трупы, по заверениям ученых, разлагаются крайне медленно, бывшие живыми ткани организма будто напитались при жизни всякой консервантной гадостью так, что и бальзамировать никого не надо. Когда мы хороним умерших — земля впитывает всю эту химию, далее круговорот воды в природе, и множество других биологических, химических процессов, способствующих распространению и продолжению захламления шлаками земли.

Однако так ли все пессимистично и так ли опасна для мира и нашей страны перспектива сохранения преимущественной тенденции к кладбищенским захоронениям? Даже если исходить из данных самых «бешенных» цифр о количестве когда-либо живших на Земле людей — всем бы досталось минимум по 20-30 метров, а в сегодняшней России на 8-9 человек — квадратный километр просторов. Природа — самый мощный фильтр отходов, хотя она ответит соответствующе, если ее не беречь.

Крематории все равно построят повсеместно, ведь пока тенденция роста населения Земли в геометрической прогрессии сохраняется, а значит утилизационный аспект смерти приобретает все более актуальные и острые черты. Людей надо как-то и где-то хоронить. Ведь даже в странах, где кремация основной вид захоронения — уже и так прах людей под ногами в прямом смысле. Родственники успоших развеивают пепел из урн над священными местами или реками, горами, лесами. Специалисты установили, что в районе активного «сеяния» праха — обильно повышается растительность, урожайность. То есть пепел становится обычным удобрением, как зола. И здесь ведь тоже, как ни крути, подходит слово «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

«Утилизация» — переработка мусора, отходов.. то есть, получается, наше тело — всего лишь… мусор? Вообще, термин «утилизация» стал очень популярен в последнее время: на планете много мусора, человечество стало осознавать, что все мы погрязнем в тоннах отходов, если ничего с ними не делать. Нужно куда-то деть, а, точнее, как-то переработать всю грязь, более того — пустить на прибыль или хотя бы не на убыль. Люди оставляют после себя слишком много всего, мир стремится к химическому, экологически вредному совершенстсву, что, естественно, дает такой побочный эффект как увеличение отходов во всех сферах жизнедеятельности планеты. Но, согласитесь, понятие мусора стало до того обезличено, что на пути к этому «совершенству» мы забываем что есть что, слово «утилизация» стало почти синонимом кремации, жизнь — миг, а тело — прах. Все-таки мы, россияне, в большинстве своем не буддисты, не индуисты, чтобы говорить о правильности кремации в религиозном разрезе, наши аргументы касаются в основном утилизации, экономиии квадратных метров земли. Правда, есть еще один момент, который я уяснила из диалога со знакомой: кремация гарантирует то, что покойника не похоронят живьем, и такие страхи встречаются среди людей, ведь летаргические сны - реальность.

Получается — ничего не безопасней, все вредно. Но проблема вечная, люди умирают, и их надо как-то хоронить. Кладбища должны находиться вдали от жилых и водных зон, необходима профилактика подтоплений, а крематории нужно строить очень далеко от города.

Конечно, право выбирать способ захоронения всегда остается за умирающим (если он успевает волеизъявляться на этот счет) и за родственниками покойного. И все, без оправданий почему так, а не иначе, — имеют право выбирать любой из доступных способов захоронения. Все-таки личная и грустная тема.

Но есть важный момент: мнения могут отличаться, когда мы рассматриваем проблему как глобальную и как личную. Как глобальная — она вылазит за границы дорог, поселков, городов, а как личная — всем, даже после смерти, хочется иметь свой угол, клочок земли.

А что думаете Вы по поводу кремации и традиционного погребения на кладбище?

Наталья Кравчук

Наталья Кравчук

Как на самом деле функционирует это окутанное мифами место, рассказывают и показывают сотрудники крематория на столичном Байковом кладбище

Мрачное и необычное здание киевского крематория - гигантские белые бетонные полусферы - стоит на холме на территории знаменитого Байкова кладбища, самого старого и престижного в стране. Здесь всегда многолюдно, временами процессии идут одна за одной, конвейером. Мы напросились сюда на своего рода экскурсию, чтобы увидеть, как функционирует это окутанное мифами место. И нам показали весь процесс - от оформления процедуры кремации до момента выдачи праха родственникам.

Провести "экскурсию" по крематорию соглашается начальник кремационного цеха - спокойный, приятный мужчина лет 50-ти. Он общителен и охотно отвечает на все вопросы, однако сразу же озвучивает свои требования: не указывать его имени, фамилии и не фотографировать его лично. Точно так же себя поведут почти все сотрудники КП Киевский крематорий, а их тут чуть больше сотни. Не все здесь готовы рассказывать, где работают и чем занимаются. Оно и понятно: работа - не из легких во всех смыслах.

Первым делом нас ведут в административный корпус, где оформляют процедуру кремации. Сюда приходят родственники, чтобы договориться о датах, согласовать условия и оплатить услугу. Прайс-лист висит на сайте крематория в открытом доступе. Общий ценник тут - чуть больше 4 тыс. грн. Из них сама процедура кремации стоит 445 грн, в остальные расходы входят аренда катафалка, предоставление ритуального зала, покупка урны, отпевание, оркестр и нанесение текста на урну. Все это варьируется в цене. Самая дорогая урна, к примеру, стоит порядка 1,5 тыс. грн, самая дешевая - 525 грн.

За год сейчас проходит более 12 тысяч кремаций, и это число увеличивается. Это больше, чем было: раньше едва доходило до 10 тысяч, - рассказывает наш сопровождающий. Он связывает это с двумя вещами. Во-первых, говорит он, все больше людей еще при жизни выбирают такой вариант собственного погребения, считая его более экологичным. А во-вторых - в столице банально переполнены кладбища.

В среднем в месяц тут проходит больше тысячи кремаций, но все зависит и от времени года: летом умирают чаще, потому что обостряются хронические заболевания и сердце не выдерживает жару.

В крематории сразу несколько залов для прощания: два маленьких тут же, в админздании, и два больших чуть поодаль, в том самом известном здании в виде бетонных полусфер. Сперва заходим в маленькие - сейчас они как раз пустуют.

Один зал считается обычным, а второй у нас - как VIP-зал. Здесь не так жарко летом и не холодно зимой, есть обогреватели. Раньше здесь было маленькое урнохранилище, но теперь его реконструировали в зал, - рассказывает сопровождающий.

VIP-зал отличается еще и тем, что в нем организовывают процедуры прощания для представителей разных конфессий. Стены тут практически голые, а все элементы вроде распятий и икон легко демонтируются при необходимости.

VIP-зал

И в первом, и во втором залах, в отличие от двух других в следующем здании, нет лифтов - после прощания гроб увозят вручную. Второй зал украшен пестрым голубым барельефом - уникальным памятником советской архитектуры. Его создали в 1975-м, когда строилось здание самого крематория. Его авторы - художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко - 13 лет работали над еще одним мега-проектом, который должен был вырасти неподалеку от необычной формы здания крематория - Стеной Памяти длиной 213 м, высотой от 4 до 14 м. Элементы огромного горельефа, Стены, должны были быть выкрашены в яркую глазурь, отражаться в воде озера и символизировать Любовь, Материнство, Весну, Творчество и прочие радости бытия. Но когда на строительство ушло 13 лет и Стену оставалось лишь выкрасить, случилось невероятное: в 1981 году городские чиновники вдруг сочли сооружение "чуждым принципам социалистического реализма". То ли на Стене было слишком мало советской символики, то ли кто-то из функционеров побоялся ответственности за слишком вольнодумный подход к трактовке загробной жизни, но эпичное сооружение было приказано уничтожить. На это ушло три месяца и 300 КАМАЗов бетона. Заливали им Весну, Любовь и иже с ними те же самые рабочие, которые помогали художникам их отливать.

Стена Памяти изначально задумывалась как элемент, который должен отвлекать внимание скорбящих. Глядя на воплощенные в бетоне картинки из известных мифов, люди могли бы размышлять о жизни и бытие или вспоминать усопших родственников. Сейчас никто из действующих работников крематория уже и не помнит, как выглядели рисунки на Стене. Теперь она выглядит как бетонный вал, обросший плющом.

Все, что осталось от Стены Памяти

Пока мы говорим обо всем этом, я замечаю, как с задворок на нас поглядывает молодой батюшка.

Это отец Владимир, он один, кто у нас тут постоянно задействован. Вон там его приход, - показывает наш сопровождающий на небольшой деревянный храм на холме.

Все остальные священники приходят на церемонии из разных церквей.

Пока мы поднимаемся по колумбарию на горку, к большим залам, наш "экскурсовод" рассказывает, что к Стене и крематорию часто приходят фотографироваться.

Иногда готы приходят тоже, по ночам тут гуляют. Бомжи, бывает, заходят, крадут все, что можно потом сдать или продать, металлические конструкции, например, - говорит он.

Возле больших залов - многолюдно. То тут, то там рассредоточены группки родственников и катафалки - в основном, черные Мерседесы. В одном из них на переднем сидении женщина под 50 с карманным зеркальцем в руке красит губы. На ее груди - бейдж, выдающий в ней сотрудницу ритуальной службы. И в первом, и во втором залах идет прощание. Мы заглядываем в самый большой, там отпевают молодого парня. На задней стене зала - панно из искусственных цветов.

Как-то раз хоронили молодую женщину, кажется, была директором турфирмы, - вспоминает наш собеседник. - Кажется, погибла в Турции, что ли. Так они это все панно обложили за свой счет живыми цветами.

Когда батюшка заканчивает панихиду, за дело принимается трубач, наигрывая грустный мотив. Он тоже штатный сотрудник крематория, но по желанию родственников можно пригласить и музыкантов с оркестром из других компаний. Когда он доигрывает, гроб накрывают крышкой и опускают лифтом вниз. Родственники расходятся. Местная сотрудница ритуальной службы, бойкая черноволосая женщина в синем пуховике, снимает портрет, собирает все, что принесли родственники, и быстро меняет на новое. Вместо портрета парня появляется фотография немолодой женщины.

Давай! - командует ритуальщица куда-то вдаль. Мужчина в черном с повязкой на рукаве по команде выгружает из катафалка следующий гроб, его заносят на подмостки и приступают к новому прощанию. Этот гроб даже не открывают, все проходит быстрее. На крышку кладут несколько букетов и буханку черного хлеба.

Мы выходим на улицу. Территория у залов выложена брусчаткой. Наш сопровождающий рассказывает, что и это - задумка архитектора Милецкого.

Так задумано было, чтобы люди, которые идут в процессии, смотрели под ноги, а не зевали, - объясняет мужчина.

Сквозь ряды колумбария идем в следующий пункт - кремационный цех. Туда, где оказываются гробы после прощания. Устроено все так: под землей пролегает тоннель длиной 75 м, по которому гробы перевозят на специальном электрокаре. Вернее так называет это наш собеседник, но позже мы увидим, что напоминает этот вид транспорта скорее большую тележку.

Пока идем к кремцеху, сопровождающий рассказывает о колумбарии. Здесь сейчас всего 16 участков. Есть новые и старые - в холме и в земле вокруг. Те, что в земле - это что-то вроде семейных склепов. Туда вмещается по четыре урны. Видно, что на некоторых надгробных плитах осталось пустое место - значит, сюда еще будут подхоранивать. Тут виднеется и новый участок с пустыми ячейками под урны.

Мест очень мало осталось. Очень-очень, - вздыхает мужчина задумчиво. - На пару лет и все. Сейчас весной пойдут-пойдут и вот это все займут. Зимой редко кто захоранивает - холодно, мороз.

Сверху на холме - отдельный участок для "братских могил". Сюда раз в год захоранивают урны, за которыми никто не пришел. Я иду вдоль участка и вижу квадратные бетонные таблички с фамилиями на них. Сверху - год смерти. Самые старые датированы 2003-м. Бывает, что родственники приходят за урной и через несколько лет. Тогда ее находят в общих захоронениях по фамилии и изымают.

Мы подходим к кремационному цеху. На нас кидаются с лаем две собаки. Мужчина спешит заверить, что они - привязаны. Под ногами одной из них путается маленький черный пузатый щенок. Пытается копировать взрослую и тоже лает, но у него получается смешно.

Смотрите, выжил, - кивает на него наш сопровождающий. - Это подкинул кто-то.

Он на пару секунд скрывается за тяжелыми металлическими воротами в цеху, чтобы предупредить рабочих, что пришли журналисты, потом заводит нас внутрь. Здесь нет ничего, кроме длинного бетонного туннеля - того самого, который уходит к большим залам, металлических стеллажей для гробов и печей. Печи - их восемь, то есть, четыре блока по две печи - закупались еще во время строительства крематория.

Там вон холодильная камера, но она уже давно не работает, - кивает мужчина на приоткрытые зеленые двери с соответствующей надписью. - А что делать, если даже в моргах они уже в некоторых давно не работают. Но есть и работающая холодильная камера. Правда, в админкорпусе.

К нам выходят работники цеха. Слышно, как где-то в туннеле звенит звонок: это сигнал, что пора ехать забирать очередной гроб из зала. Один из мужчин, Дмитрий, запрыгивает на подмостки своего транспортного средства и скрывается в туннеле. Прохожу немного вперед и вижу, что возле стены стоит мисочка с водой и пустая тарелка.

Кошки живут здесь, - объясняет наш сопровождающий. - Тут мышей столько и крыс - туннель же под землей.

Через несколько минут появляется Дмитрий, перед собой везет сразу два гроба. Судя по всему, это те покойники, прощание с которыми мы наблюдали наверху. Возле одного из них - буханка хлеба. Крышки просто лежат наверху, не привинченные и никак не прибитые, чуть скошенные на пару сантиметров в сторону. Дмитрий берет специальный металлический крюк, поддевает гроб под крышкой и стягивает на тележку. Потом перекладывает на подмостки у стены - ждать, потому что печи пока что заняты.

На крышке гроба лежит бумажка с данными покойного. Внутри - металлический жетон, на котором выгравирован индивидуальный номер, присвоенный этому покойнику. Когда останки достанут из печи, жетон будет в них как подтверждение личности для идентификации.

Обходим печи с другой стороны. Из-за них выглядывают трое мужчин - местные рабочие. Называться и фотографироваться тоже не хотят. В печи есть круглое отверстие, через которое видны языки пламени. Один из рабочих открывает заслонку, чтобы мы увидели, что внутри: языки пламени и кости.

Процесс сжигания занимает час-полтора, зависит от габаритов, объясняют нам.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться, - рассказывают мужчины.

Я спрашиваю у них, откуда взялись слухи о том, что тут, в крематории, во время Майдана сжигали убитых митингующих. Наш сопровождающий отмахивается, говорит, что после того скандала к ним приходили с проверкой из Генпрокуратуры, но ничего подозрительного не нашли. Кремационный цех, объясняет он, снабжен счетчиками, которые считают потребление газа, и чтобы понять, имел ли место перерасход топлива, нужно просто перепроверить показатели.

Напротив печей находится отдельная комната, в которой кости, извлеченные из печи, на специальной машине измельчают в прах и выдают в урне. В комнатке - стол, на котором включена настольная лампа, лежит журнал со сделанными от руки записями. Туда вносят фамилии покойников - ведется учет. Вдоль стены - шкаф. На стекле - черно-красная наклейка Правого сектора. Над полками - деревянное распятие. На полу - железные ячейки, похожие на крытые совки от лопат, в которых лежат еще не перемолотые кости, и такие же металлические ведра. На каждом - бумажка с данными о покойнике, внутри - тот самый металлический жетон.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то, или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться

Вон там внутри два таких гранитных шара, - местный работник, мужчина в синем комбинезоне открывает круглую дверцу в одной из машин. - Эти шары перетирают кости в прах, перед тем, как помещать кости туда, я беру вот такой большой магнит и вытягиваю на него все металлические элементы. Их складываем в специальный контейнер.

Он машет рукой в сторону контейнера - там лежат переплавленные гвозди от гробов, виднеется ремешок от часов и каркас металлического зубного протеза.

Перемолотый прах помещают в пакет, сверху кладут жетон, все это складывают в урну. Обычно ее вместительность - порядка 2,8 кг. Сюда же кладется металлический жетон, который был с телом покойного во время кремации. Так родственники смогут убедиться, что им выдали того, кого нужно.

Кроме кремации человеческих тел, здесь иногда кремируют животных: хозяева могут заказать такую процедуру, например, для любимой собаки. Также у КП Киевский крематорий есть лицензия на кремацию биологических отходов, которые, как правило, привозят из медучреждений.

Комната, где останки перемалывают в прах и высыпают в урны

Дальше идем в урнохранилище, куда приходят получить урну с прахом. У входа в само хранилище - окошко для выдачи. Женщина проверяет документ и выдает прах. Тут же стоят примеры надгробий, плит и памятников, которые можно приобрести для захоронения праха.

Мы проходим мимо женщины и попадаем внутрь. Здесь - десятки стеллажей с урнами. Они все разной формы, есть из камня, из дерева и даже из керамики, подавляющее большинство - черного цвета. Каждый стеллаж помечен листом А4 с напечатанной буквой - той, на которую начинается фамилия усопшего. Но разбросаны они хаотично, не по алфавиту.

Между рядами ходит женщина с бумажкой в руках и выискивает нужное, чтобы отнести на выдачу. Ей помогает мужчина - в комбинезоне, шапочке и очках. Представляется Александром. От фото не отказывается и даже немного позирует. Работу делает методично, по нему видно, что занимается этим делом давно. Он ищет урны, которые нужны будут на выдачу и захоронение завтра. Я спрашиваю у него про странный порядок букв на стеллажах.

Да мы привыкли уже, много лет так, - говорит мужчина. Его должность звучит как заведующий урнохранилищем, но подчеркивает, что не главный тут - "над ним еще женщина". Я пытаюсь посчитать вместительность урнохранилища хотя бы в приблизительных цифрах. На одну полку стеллажа помещается 12-13 урн, в стеллаже - пять полок. Выходит порядка 70 урн на один стеллаж.

Чтобы найти на стеллаже с буквой нужную урну, приходится читать каждую гравировку: ни фотографии, ни какого-то другого маркера нет.

Когда родственники забирают урну, они сами решают, что делать дальше: захоронить ее здесь же, в колумбарии, забрать с собой, увезти в другой город или страну, или же развеять прах там, где пожелал усопший в своем завещании.