Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Театр комеди франсэз в париже. Театр Комеди Франсез в Париже: подробное описание. Купить билеты в Комеди Франсез

комеди франсез

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (Comedie-Francaise) (официальное название "Театр Франсе" Theatre Francais), французский драматический театр. Основан в 1680 в Париже. Стал школой актерского и режиссерского искусства. Здесь играли Ф. Ж. Тальма, Рашель, Сара Бернар, Б. К. Коклен, Л. Жуве, Ж. Л. Барро и др. Сохраняя в репертуаре произведения Мольера, П. Корнеля, Ж. Расина, П. Бомарше, театр верен классическим традициям.

Комеди Франсез

«Комеди Франсез» (Comédie-Française) (официальное название ≈ «Театр Франсе», «Théâtre-Français»), старейший национальный театр Франции. Основан в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром «Маре») и театр «Бургундский отель». В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, Л. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение литературной драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, «К. Ф.» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие «К. Ф.» тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма. «Вольтеровские» актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к психологической оправданности декламации, сценического поведения. В годы Великой французской революции «К. Ф.» называли «Театром Нации». Политическая борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили «К. Ф.» и организовали «Театр Республики». В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене «К. Ф.» ставились прогрессивные романтические драмы В. Гюго. Героическая тема с большой силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель. С 20-х гг. 19 в. на сцене «К. Ф.» утвердились пьесы, где романтической героике противопоставлялось прославление буржуазной морали (Э. Скриб, в 40≈50-е гг. ≈ Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19≈начале 20 вв. ≈ Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.

Реалистические традиции развивались главным образом комедийными актёрами ≈ Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19≈начале 20 вв. в «К. Ф.» стали ставиться произведения драматургов критического реализма ≈ А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь работали режиссёры Ж. Коно, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В «К. Ф.» сформировалось творчество крупнейших актёров и режиссёров современного французского театра ≈ М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и др. Верность классическим традициям препятствовала проникновению в театр формалистических декадентских течений. В репертуаре «К. Ф.» широко представлены произведения П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди ведущих актёров театра (1950≈60-е гг.) ≈ Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964, 1969, 1973 выступал в СССР).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.≈ Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5, М., 1963≈70: Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comédie-Française, P., 1945; Bretty В., La Comédie-Française a l"envers, P., 1.1957].

Е. Л. Финкельштейн.

Википедия

Комеди Франсез

«Комеди́ Франсе́з» , известный также как Теа́тр-Франсэ́ или Францу́зский Теа́тр - единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV . Театр имеет также неофициальное название «Дом Мольера», поскольку до учреждения «Комеди Франсез» во дворце Пале-Рояль с 1661 по 1673 год выступала труппа Мольера.

Пале – Руаяль и театр "Комеди Франсез"

Улица Сент-Оноре заканчивается у площади Андре Мальро (place Andr? Malraux), названной в честь французского писателя и общественного деятеля, долгие годы бывшего министром культуры Франции. На площади стоит "Комеди Франсез" (Com?die Fran?aise) – "дом Мольера". Это единственный французский театр с постоянной труппой.

Невдалеке, возле самого Лувра, – площадь и дворец Пале-Руаяль (Palais Royal). На площади у выхода из метро собираются роллеры, выступают музыканты и мимы. Квартал между площадью и улицами Сент-Оноре (rue Saint-Honor?), Риволи (rue de Rivoli) и Маренго (rue Marengo) занимает "Лувр антикваров" (Le Louvre des Antiquaires) – большой торговый центр, на нескольких этажах которого работают антикварные лавки и художественные галереи.

Дворец Пале-Руаяль прежде назывался Дворцом кардинала, он был построен для Ришелье. Умирая, кардинал завещал его малолетнему Людовику XIV. Короли здесь не жили, зато останавливались члены их семей. Сегодня в бывшем Королевском дворце работают Государственный и Конституционный советы и Министерство культуры.

Войти во двор Пале-Руаяль можно с крошечной площади Колетт (place Colette). Странные столбики разной высоты с черно-белыми полосами были установлены здесь в 1982 году. Дети используют эти плоды фантазии Даниэля Бюрена как преграды для гонок на роликах, взрослые – чтобы научить малышей прыгать с высоты. Перед входом в сад – два фонтана: на низких плоских подставках лежат груды металлических шаров, между которыми течет вода.

Просторный сад с трех сторон окружен единообразными фасадами домов конца XVIII века. В их аркадах – кафе, рестораны, бутики и художественные галереи. В квартирах верхних этажей жили писатели Кокто и Колетт. Центральные клумбы и фонтан сада Пале-Руаяль с двух сторон окружены темными каштановыми аллеями со скамейками. В полдень здесь отдыхают с газетой или обедают деловые люди, по выходным гуляют семьи с маленькими детьми, круглый год – туристы.

В галерее Божоле (Galerie Beaujolais) находится Le Grand V?four – старейший ресторан Парижа (1780). Внутри сохранился интерьер времен Директории: живопись на стенах и потолке, позолота, хрустальные люстры. В числе клиентов в разное время бывали Наполеон, Гюго, Кокто, Сартр. Хозяйка одного из бутиков в галерее Монпансье (Galerie Montpensier, N44-45) занимается реставрацией шляп всевозможных стилей и эпох. Кроме того, здесь продаются сотни свадебных платьев. Тут же находится галерея "Французские флаги" (Les Drapeaux de France, N13-15), в которой можно купить ребенку миниатюрного усатого гренадера времен Наполеона I с развевающимся знаменем в руках. В галерее Валуа (Galerie Valois), где когда-то Шарлотта Корде купила кинжал, чтобы заколоть Марата, теперь работает довольно дорогой Restaurant du Palais Royal, с хорошей кухней, свежими цветами на столах и прекрасным видом из окон

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Церковь Мадлен и улица Руаяль Между колоннадами Le Crillon и Министерства военно-морского флота от площади Согласия отходит улица Руаяль (rue Royale), которую в глубине замыкает колоннада церкви Святой Магдалины, или Мадлен (Madeleine), как ласково называют ее парижане. Ее начали

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

*Пале-Рояль За жилыми домами стоит величественный дворец *Пале-Рояль, а точнее, Пале-Руайяль (Palais Royal) (53), построенный в 1634–1639 гг. для кардинала Ришелье. Именно отсюда начиналась Великая Французская революция: 13 июля 1789 года, за день до штурма Бастилии, в дворцовом саду

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Комеди Франсез „Комеди Франсез“ - название театра „Театр Франсе“, французский театр, театр французской комедии. Один из древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в 1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (еще ранее

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Театр Медокса (Петровский театр) Меккол Медокс (1747–1822) родился в Англии, с 1766 года жил в России. В 1767 году еще выступал в Петербурге как «английский эквилибрист», а в 1776 году показывал в Москве «механические и физические представления». В чем была суть этих представлений,

Из книги Убийственный Париж автора Трофименков Михаил

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Анти-театр, или Театр Насмешки Анти-театр, или Театр насмешки - это французский театр новых драматургов. Драматургов, применительно к которым с начала 50-х годов XX века критика стала говорить об „авангарде“. „Театр насмешки“ - это метафора, подчеркивающая ироничный и

Из книги Метроном. История Франции под стук колес парижского метро автора Дойч Лоран

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Блистательный Париж. История. Легенды. Предания автора Чекулаева Елена Олеговна

Пале-Рояль Пале-Рояль или Пале-Руаяль (Palais Royal) – это площадь, дворец и парк, расположенные напротив северного крыла Лувра.История дворца такова. В 1624 году Ришелье, глава королевского совета, кардинал при Людовике XIII, заказал строительство этого дворца. Ришелье тяготел к

Из книги автора

XVI ВЕК ПАЛЕ-РОЯЛЬ - МЮЗЕ ДЮ ЛУВР Свет и тени Ренессанса Когда поднимаешься на улицу со станции метро Пале-Рояль - Мюзе дю Лувр, достаточно взглянуть на стоящую у выхода «беседку Полуночников», чтобы понять: мы будем говорить об искусстве. Построенная на площади Колетт в

Из книги автора

Что такое «Комеди Франсез»? В 1643 году молодой Жан Батист Поклен, сын королевского обойщика, взял псевдоним Мольер и организовал труппу актеров-любителей. Но поскольку зрители шли на его спектакли, Мольер решил разъезжать по провинции. В 1661 году Мольеру и его труппе была

Из книги автора

Пале-Рояль и споры о колоннах Бюрена Одним из выдающихся строителей XVII века можно без преувеличения назвать кардинала Ришелье. Он построил во Франции множество домов, дворцов и даже город, созидая для себя и королевской семьи.Переезжая из одного замка в другой, Ришелье

Театр «Комеди Франсэз» в Париже - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры во Францию

Париж - культурная столица мира, это знают даже дети. И названия его театров для многих из нас с тех же детских, или, по крайней мере, подростковых времен, звучат как музыка. Ведь изучали же мы в школе Мольера и нам рассказывали, что его пьесы ставились на подмостках Комеди Франсез. Читали и Гюго, и Дюма-сына, и всякий раз, знакомясь с биографией, встречали это волшебное слово - Комеди Франсэз.

Так что же это за театр, какова его история, и чем он радует зрителя сегодня? Для начала - немного об истории. Комеди Франсэз - старейший театр не только во Франции, но и во всей Европе. Посудите сами, он работает уже более трехсот тридцати лет! И до сих пор он - ведущий драматический театр Парижа, одна из его основных достопримечательностей. Следует отметить, что особенно театр любим русскими туристами, и это понятно, принимая во внимание тот факт, что мы - нация истинных театралов.

Театр Комеди Франсез был создан не абы как, а указом самого короля-Солнце, решившего соединить два парижских театра той поры - театр недавно умершего Мольера и театр «Бургундский отель». В труппу вошли самые известные на тот период французские актеры. Гений Мольера навсегда остался незримо присутствовать во французском театре, так что иногда Комеди Франсэз даже называют «Домом Мольера». И действительно, здесь были поставлены практически все пьесы великого драматурга. Впоследствии эстафету приняли Бомарше, Дидро, Расин и Вольтер.

Театр Комеди Франсэз был создан не абы как, а указом самого короля-Солнце, решившего соединить два парижских театра той поры – театр недавно умершего Мольера и театр «Бургундский отель».

Поскольку театр получал ежегодную королевскую дотацию, что давало ему возможность приглашать самых известных актеров, а также имел право ставить пьесы на французском языке, он довольно скоро получил колоссальную популярность во Франции и стал ее крупнейшим театром.

Как известно, европейские театры работают, в основном, по принципу антерпризы, однако Комеди Франсэз - исключение, это один из немногих репертуарных театров Европы, где ставятся самые разные постановки, начиная с античных комедий и трагедий до самых современных пьес. Приглашаются режиссеры из различных стран, например, знаменитый Петр Фоменко поставил на сцене Комеди Франсэз пьесу Островского «Лес», которая была показана на проходившем здесь чеховском фестивале 2005 г. Руководство театра ставит многих зарубежных авторов, но все-таки большинство пьес идет на французском.

Как попасть на спектакль

Билеты в театр, естественно, бывают разных ценовых категорий, в зависимости от места в зале, которое вы хотите приобрести. Самые дорогие билеты стоят около 43 EUR, а самые дешевые - не удивляйтесь - всего 9 EUR.

Между прочим, стремясь приобщить молодежь к искусству Мельпомены, каждый первый понедельник лицам моложе 28 лет выделяются бесплатные места.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина