Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Тадж махал автор. Тадж-махал, история любви. Из Мехтаб Багха

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Над ним нельзя летать самолетом. В него можно попасть ночью, но только в полнолуние. Все архитекторы, работавшие над ним, были убиты. Это Тадж-Махал. Сердце Индии.

История Тадж-Махала в Индии

Тадж-Махал построили в честь женщины. Которую очень любили и которая умерла. Потомок хана Тамерлана, Император Великих Монголов Шах Джахан приказал построить дворец в честь своей покойной супруги Мумтаз Махал. Тадж Махал переводится как «избранница дворца». У хана по традициям того времени был огромный гарем, но любил он только свою жену.

Силуэт Тадж-Махала в Индии мгновенно узнается людьми во всех уголках мира. Это одно из самых фотографируемых зданий в истории. Созданное из белого мрамора, украшенное золотом и полудрагоценными камнями, это сооружение свидетельствует о богатстве государства и умении мастеров XVII века. И конечно, о большой любви.

Неудивительно, что Тадж-Махал на карте Индии – самое популярное место. Ежегодно его посещает больше 3 миллионов человек.

Шах Джахан и его Любовь

Современники называли Шаха Джахана повелителем мира. Он правил своей империей 30 лет и за это время страна пришла к культурному и политическому расцвету.

Когда Шах был пятнадцатилетним мальчиком, на рынке он встретил девушку. Ей было 14, она торговала безделушками. Это была Арджу-манд Бану Бегам. С этой встречи и началась история Тадж-Махала в Индии. По легенде, молодые люби сразу полюбили друг друга. Но шах был вынужден заключить брак, выгодный династии. Его женой стала персидская принцесса. Первой из четырех, разрешенных исламом. Во второй раз Шах женился на своей возлюбленной. Новое имя – Мумтаз Махал – ей дал свекор, великий хан Джахангир.

Отношения молодой пары были безоблачны, доверительны и нежны. По свидетельствам современников, жена императора была красивой и мудрой. А к тому же еще и смелой. Беременной, она сопровождала его в походе и умерла при родах. Это должен был стать их четырнадцатый ребенок. Мумтаз Махал было 39 лет.

Правда или нет, но при смерти женщина якобы попросила возлюбленного исполнить два ее желания. Первое – больше не женится, чтобы не породить вражды между наследниками. И второе – возвести в ее честь мавзолей, равного которому мир еще не видел. Обе просьбы император пообещал выполнить и слово сдержал.

После смерти жены правитель на восемь дней заперся в своей комнате, не пил и не ел. За это время он очень постарел. А когда вышел, приступил к созданию самого величественного мавзолея Индии под названием Тадж-Махал.

Строительство дворца

На призыв императора съехались лучшие мастера из Багдада, Стамбула, Самарканда и еще многих городов. Каждый представил свой проект. Больше остальных правителю понравились эскизы, которые нарисовал иранец Истада Уса. Известный в те времена архитектор. Как и кто построил Тадж-Махал в Индии по его макету, Истада Уса так и не увидел. Его ослепили, чтобы больше не сотворил подобного. Не исключено, конечно, что это вымысел и бедный архитектор не пострадал. Известно также, что, кроме него, проектными работами занимались также французские и венецианские мастера.

Дворец заложили в Агре в 1632 году. Только через 10 лет завершились работы над центральным корпусом.

Архитектурные особенности Тадж–Махала

Дворец в Индии Тадж-Махал – это целый комплекс сооружений. Вот основные из них:

  • сам мавзолей (пятикупольный храм, самый большой купол напоминает бутон цветка; высота всего сооружения 74 м);
  • четыре минарета (их спроектировали и установили под небольшим наклоном от усыпальницы, чтобы в случае падения они ее не задели);
  • два одинаковых строения из песчаника;
  • сад (а в нем фонтаны и бассейн);
  • огромные ворота (по мусульманским верованиям, они словно ведут из царства чувств в царство духа, символизируют врата в рай; сразу за воротами открывается вид на мавзолей, который отражается в воде бассейна; изначально двери были серебряными, позже их заменили медными).

В мавзолей ведет лестница. Поскольку Тадж Махал в Индии – это и своего рода мечеть, у входа принято разуваться. Строение облицовано мрамором. Он полупрозрачный и полированный. Доставлять мрамор пришлось за 300 км. Он удивительно отражает свет – утром выглядит розовым, днем – белым, а ночью – серебристым.

На окнах и на арках ажурные решетки, в переходах черным мрамором выбиты суры из корана. Стены покрыты позолотой, мраморной мозаикой и орнаментом. На него пошло 1,5 тысячи тонн алмазов, жемчугов, агата, сердолика, малахита и бирюзы. В центре мавзолея мраморные ширмы, а за ними – гробницы. На них всегда живые цветы. Но эти гробницы ложные, пустые. Тела Шаха и его жены находятся под зданием, в склепе.

Храм Тадж-Махал в Индии возводили 22 года. Для этого понадобился труд 20 тысяч строителей. Работу над храмом вели лучшие мастера – скульпторы из Бухары, сирийские каллиграфы, ювелиры из Южной Индии.

Позже храм был разграблен, многие драгоценные камни исчезли.

Очень красив и парк вокруг мавзолея. Дорожки выложены мрамором. Бассейн, который находится перед главным входом, обсажен кипарисами. В этих краях их принято считать деревьями скорби.

На входе в сад стоит мечеть из красного песчаника. У нее одиннадцать куполов и два минарета.

Весь комплекс стоит на берегу реки Джамуны. Мавзолей отражается в водной ряби. Изображение нечеткое, это навевает мысли о неземной природе Тадж-Махала. Утром на рассвете над рекой поднимается туман и дворец словно парит в облаках.

Судьба Шаха Джахана

Император завершил строительство самого прекрасного дворца Индии Тадж-Махала и собирался приняться за следующий. Себе шах хотел выстроить на противоположном берегу реки такой же мавзолей, но из черного мрамора. И соединить оба комплекса мостом. Этот мост должен был символизировать победу любви над смертью.

Но императора подвело здоровье. Он планировал передать управление страной первому сыну, с которым они были близки. Но этому помешали интриги второго сына Шаха. Он распространил сплетни о том, что отец выжил из ума и тому не дали самостоятельно выбрать наследника. На трон взошел как раз второй сын. От братьев он избавился, а отца заточил. Где именно падший император проводил свои последние годы точно неизвестно. Большинство историков склоняются к тому, что его держали в Красном форте. Это строение напротив мавзолея, на противоположном берегу реки. Там Шах провел последние восемь лет жизни. Мог любоваться Тадж-Махалом и вспоминать любимую. Вместе с нею он похоронен в склепе дворца.

Судьба Тадж-Махала

Потомки не относились к мавзолею с таким же трепетом, как его создатель. Через два столетия дворец воспринимался уже скорее как место для развлечения, а не как святыня. Девушки могли себе позволить танцевать на террасе, а богатые молодые пары приезжали в Агру, город в Индии, поблизости Тадж-Махала, чтобы справить свадьбу. Мечеть и гостевой дом на территории комплекса можно было запросто арендовать.

Вслед за самими индусами, колониалисты англичане продолжили разграбление Тадж-Махала. Они забирали камни, ковры и даже двери. Во дворец запросто приходили с молоточком и долотом, чтобы удобней было выдирать драгоценности. В какой-то момент генерал-губернатор Индии даже планировал снести Тадж-Махал и пустить мрамор на продажу. Дворец спасло, что на тот момент не нашлось покупателей.

Еще большие разрушения мавзолей получил во время индийского восстания 1857 года и под конец XIX столетия стоял в полном упадке. Сад зарос, могилы осквернены.

За восстановление взялся уже другой генерал-губернатор. Лорд Керзон. Реставрация Тадж-Махала была завершена в 1908 году.

Следующая опасность пришла ко Дворцу уже во второй половине XX века. Агра – город Индии, рядом с Тадж-Махалом – стала промышленным центром. На Тадж-Махал полились кислотные дожди, которые портили мрамор. Только в конце 90-ых годов власти Индии приказали перенести из Агры все вредные производства.

Теперь Тадж-Махал – это главный символ Индии. Слеза на щеке вечности.

Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в , за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре « ».

Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Девушка, которую индийский принц Джахан однажды увидел на рынке, была настолько красива, что он сразу же привёл ее во дворец, сделав своей любимой женой: Мумтаз Махал удалось настолько пленить мужа, на других женщин он не смотрел до самой её смерти. При этом дома она не сидела, всегда сопровождала его в военных походах и была единственным человеком в мире, которому он доверял и с кем часто советовался.

Это даёт основание утверждать, что история о том, что Мумтаз была плебейского происхождения – далёкий от реальности миф. В действительности имела она знатное происхождение, являлась дочерью визиря и была дальней родственницей матери Джахана, а потому получила чрезвычайно хорошее образование (в противном случае конструктивные советы молодая женщина давать сумела бы вряд ли).

Вместе они прожили около семнадцати лет, за это время Мумтаз народила мужу четырнадцать детей, и при родах последнего ребёнка скончалась. Сначала её похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.

В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.

Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.

Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.


Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.


Архитектурный комплекс

Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей).

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).


Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.

Как выглядит усыпальница

Главным сооружением этого архитектурного комплекса, что находится в городе Агра, является сооружённый из белого мрамора мавзолей Тадж Махал. Лучше всего он просматривается с реки, поскольку стена с этой стороны не установлена.

Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета.

Такую воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения – четыре малых купола и минареты.


Мавзолей Тадж Махал, Агра повествует миру о прекрасной истории любви между Джаханом и Мумтаз Маха, и обладает неимоверной красотой. Высота и ширина мавзолея составляет 74 метра. Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид. Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу.

Верх купола украшает месяц, рожки которого направлены вверх (до XIX ст. он был золотым, а потом его заменили точной копией, изготовленной из бронзы).

По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой башни (минарета) высотой около 50 м (наклон был предусмотрен на раннем этапе строительных работ, чтобы при падении они не смогли навредить основному сооружению).

Стены Тадж Махал (Агра) разрисованы тонким узором и возведены из мрамора белого цвета со вставленными в него самоцветами (всего – 28 видов драгоценных камней). Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.

Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой. Раньше входные двери были сделаны из чистого серебра, но позже, как и многие другие ценные элементы декора были украдены (кем – история умалчивает).

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Смерть Джахана

После завершения строительства Тадж Махал, Агра сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги).

После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой. Так закончилась история любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне.