Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сюжет рассказа бежин луг. «Бежин луг

Название произведения: Бежин луг
Иван Сергеевич Тургенев
Год написания: 1850
Жанр произведения: рассказ из цикла «Записки охотника»
Первая публикация: 1851
Главные герои: Автор-рассказчик и мальчишки-пастушки: Федя около 14, Павлуша и Илюша лет по 12, Костя где-то 10 лет, а самому младшему, Ванюше - лет 7.

Автор истории заблудился в лесу, к сумеркам он вышел к костру, разбитому группой деревенских мальчишек, что случилось с ним дальше поможет узнать краткое содержание рассказа «Бежин луг» для читательского дневника.

Сюжет

Новые знакомые разрешили рассказчику заночевать возле их костра. Мальчишки возобновили свой разговор лишь когда решили, что их взрослый гость заснул. Друзей было пятеро, их звали: Павлик, Федя, Ваня, Илюша и Костя. Ребята пугали друг друга байками про всякую нечисть: история о домовом, рассказ о встрече плотника Гаврилы с лесной русалкой, история о говорящем барашке с могилки утопленника,рассказ о покойнике-барине, гуляющем в поиске разрыв-травы, история бабы Ульяны, решившей ночью погадать на покойников и увидевшей в «списке претендентов» саму себя.

Жути нагнали мальчишки, говоря ночью о нечистой силе. Самый смелый из них Павлуша отходил от костра поглядеть, что с лошадьми один, а после и на реку за водой сходил. Оставшиеся вспомнили знакомого мальчонку-утопленника. Павлуша вернулся и сказал, что ему померещилось как тот самый мальчик его из воды к себе позвал. Не к добру такие знамения.

После этого рассказчик забылся сном. Утром поблагодарил за приют и ушёл. Спустя некоторое время до него дошла печальная весть - Павлуша погиб, расшибся, упав с лошади.

Вывод (моё мнение)

Автор представленного произведения говорит о красоте привычного окружающего мира, подчёркивает, что нужно ценить её. Делает акцент на незримой связи между природой и человеком. Только на фоне природы так легко могут найти общий язык люди разного возраста, развития и социального статуса.

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

Бежин луг

"Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо было ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман... Свет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков... В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости."

В этот день автор охотился в Чернском уезде. Охота оказалась удачной, было много дичи. Долго бродив, автор понял, что заблудился и не может уже найти дорогу назад, хотя думал, что прекрасно знает эти места. Наступила ночь, пройдя много вёрст, автор так и не смог выбраться, но внезапно увидел перед собой равнину и Бежин луг. Там раздавались детские голоса. Это были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. Автор остаётся с ребятами переночевать и слушает их разговоры о народных поверьях.

Мальчиков было пятеро. Старшему Феде на вид было лет четырнадцать, он принадлежал к богатой семье и стерёг табун не для заработка, а чтобы пообщаться с ребятами. "Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

"У второго мальчика, Павлушу, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. ...Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила." Одет Пав-луша был очень бедно.

"Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились, - он словно щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет".

"Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов. Он был маленького росту, сложения тщедушного и одет довольно бедно."

"Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку. Этому мальчику было всего лет семь."

Илюша рассказал, как он с братом Авдюшкой и другими ребятами однажды заночевал в рольне (строение на бумажной фабрике) и там они слышали домового. Домовой ходил прямо над ними так, что прогибались доски, они слышали стук колеса, а потом домовой подошёл к двери, распахнул её, но ребята никого не увидели. При этом чан сам зашевелился и полетал по воздуху, крюк сам снялся с гвоздя, а потом вернулся на гвоздь. Домовой ходил, кашлял, а потом ушёл.

Костя рассказал про Гаврилу, слободского плотника, который всегда ходил невесёлый. По словам Кости, Гаврила видел в лесу русалку, которая звала его к себе, но не пошёл на зов, а перекрестился. Русалка, которая до этого весело смеялась, заплакала и сказала Гавриле, что если б он не перекрестился, жить бы ему с ней в любви и веселье. Русалка пообещала Гавриле, что за то, что он перекрестился, он будет убиваться до конца своих дней и не увидит радости. Тут же Гаврила, который раньше не мог найти дорогу домой, понял, как ему выйти из леса, но с тех пор ходил невесёлый. Илюша сказал, что Гаврила русалке вовсе и не понравился. "Защекотать она его хотела, вот что она хотела. Это ихнее дело, этих русалок-то".

Ребята на время смолкли. "Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, а слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули...

С нами крестная сила! - шепнул Илья."

Ребята успокоились и возобновили разговор. Илюша рассказал о том, что случилось на плотине на Варнавицах. Плотина эта считалась нечистым местом, где был похоронен утопленник. Псарь Ермил, возвращаясь пьяный из города, куда он ездил за почтой, увидел барашка на могиле утопленника и решил барашка этою забрать. Лошадь перепугалась и захрипела, когда Ермил подошёл к ней с барашком в руках. По дороге домой барашек всё время смотрел I рмилу н глаза. Начал Ермил "этак по шерсти гладить, говорить: "бяша, бяшаГ А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: "Бяша, бяша".

Только мальчик закончил свой рассказ, две собаки бросились куда-то с лаем. Ваня с Павлушей побежали за собаками, а через некоторое время вернулись. Оказалось, что собаки что-то почуяли, но это был не волк, и ребята вернулись вместе с собаками к костру.

Илюша, который лучше других знал сельские поверья, сообщил, что в родительскую субботу можно увидеть не только призрак покойника, но и того из живых, кому придёт очередь в этом году умирать. "Стоить только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пройдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году." В прошлом году баба Ульяна на паперть ходила и видела там мальчика Ивашку Федосеева, который умер весной. А потом Ульяна увидела и себя. Она ещё не умерла, года ещё не прошло, но очень плоха и сильно болеет.

"Вдруг, откуда ни возьмись, белый голубок, - налетел прямо в это отражение (отражение света от костра), пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами.

А что, Павлуша, - промолвил Костя, - неправедная ли это душа летела на небо?

Павел бросил другую горсть сучьев на огонь.

Может быть, - проговорил он наконец.

А скажи, пожалуй, Павлуша, - начал Федя, - что у вас тоже в Шаламове было видать превиденье-то небесное?"

И ребята поговорили о солнечном затмении, когда весь народ перепугался, все ждали, что придёт Тришка (Тришкой крестьяне звали антихриста).

Павел рассказал о случае, когда вся деревня ждала прихода Тришки согласно одному из предвидений. "Смотрят - вдруг от слободки с горы идёт какой-то человек такой мудрёный, голова такая удивительная... Все как крикнут: "Ой, Тришка идёт! ой, Тришка идёт!" - да кто куды!.. А человек-то это шёл наш бочар, Вавило: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел."

"Страенный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее...

Костя вздрогнул. "Что это?"

Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел."

Ребята поговорили о леших, о водяных, вспомнили мальчика Васю, который утонул. В это время вернулся Павлуша, который ходил за водой, и сказал, что он слышал голос покойного Васи, а голос этот Павлушу звал. Павлуша отошёл от воды.

Ведь это тебя водяной звал, Павел, - прибавил Федя... - А мы только что о нём, о Васе-то, говорили.

Ах, это примета дурная, - с расстановкой проговорил Илюша.

Ну ничего, пущай! - произнёс Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь."

"Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!"

Коментарии.

В этом рассказе И. С. Тургенев искренне восхищается русскими мальчиками, показывая их доброту, самостоятельность и детскую наивность. Ребята, несмотря на свой возраст, работают наравне со взрослыми, ведут взрослые беседы, говорят о судьбе, искренне веря, что от неё не уйдёшь. Картины природы в рассказе "Бежин луг" помогают автору передать восхищение русской землёй. Земля эта так же чиста, как и люди, живущие на ней.

Герой-рассказчик «Бежина луга» - дворянин, увлекающийся охотой, - в один из жарких июльских дней отправился в Чернский лес Тульской губернии пострелять тетеревов. После хорошей охоты в хорошем настроении герой продвигался к дому, но уже вечерело, и он сбился с пути.

Грозовой тучей приближалась ночь, а путник всё плутал и чуть не угодил в бездну. Но вдалеке увидел два огонька и какие-то тени. Это были крестьянские дети. Герой пристроился у костра рядом с ребятами и с удовольствием стал любоваться дивной летней ночью и наблюдать за детьми.

Старшему Феде, белокурому симпатичному пареньку, было четырнадцать лет. По всем признакам он был из зажиточной крестьянской семьи. Он пас лошадей не из нужды, а ради развлечения. Одет был опрятно, добротно, и даже сапоги были на нём не отцовы, а сшитые специально для него.

Второй мальчик Павлуша внешне был неказист - рябой и бледный, с чёрными глазами и с непропорционально большой головой. Одет был просто, да и штаны носил заплатанные. Но рассказчику понравился больше всего своей силой и умным выражением глаз. Ему было лет двенадцать на вид. Столько же - Ильюше, мальчику с подслеповатыми глазами и озабоченным видом.

Костя десяти лет сидел задумчиво и печально, как будто желая что-то сказать и не находя слов. И был ещё один кучерявый мальчик Ваня семи лет, которого не сразу можно было заметить: он спал под рогожей на земле.

Временное замешательство ребят после того, как путник притворился спящим, отступило, и они продолжили начавшийся ранее разговор про домового. Ильюша рассказывал про то, что слышал вместе с компанией ребят ночью на фабрике домового. Тот, мол, как про него вспомнили, заходил, закашлялся, стал открывать дверь и двигать форму чана.

Костя решил рассказать про слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл за орехами в лес, заблудился и заснул. Проснулся от зова и смеха русалки. Перекрестился, а она вдруг заплакала и наказала ему до конца жизни мучиться, как она мучается сейчас от крестного знамения. Гаврила дорогу из лесу нашёл, но с тех пор стал мрачным.

Ребята поели сварившейся картошки, и разговор продолжил Ильюшка. Его рассказ был про случай в Варнавицах: в глухих оврагах в этих местах был утопленник похоронен, о чём свидетельствовал еле заметный бугорок. Однажды псарь Ермила ехал мимо этого места хмельной. На бугорке заметил белого барашка да взял его с собой. А по дороге они смотрели друг другу в глаза, и барашек вдруг повторил за Ермилой: «Бяша!»

Как только Ильюшка это произнёс, всполошились собаки, залаяли, и Павлуша убежал успокаивать лошадей. Вернувшись, пояснил, что думал, будто там волк. Барин подивился такой храбрости и силе мальчика и невольно залюбовался им.

Ребята вновь заговорили про Варнавицы, которые имели репутацию «нечистого места». Про старого барина, который бродил в тех местах и искал «разрыв-траву», потому что могила на него давила. Разговор зашёл о покойниках, и всё тот же знаток страшных историй Ильюшка заверил ребят, что будущих покойников можно возле церкви увидеть в родительскую субботу. Привёл примеры из жизни.

Павел, в свою очередь, поведал о небесном предвиденье, во время которого, говорили, Тришка придет. Тришка - удивительный человек, который от любой трудности спасти сумеет волшебным образом. Павлуша рассказал о том, как в деревне его раз решили, что наступили последние времена - увидели, что человек с горы спускается. Перепугались, а это был бочар Вавила со жбаном на голове. Ребята от такого рассказа покатились со смеху.

Вдруг пронзительно закричала цапля, и все замолкли. Вспомнили теперь про мальчика, Акима-лесника, которого раньше где-то здесь утопили воры. А потом про Акулину-дурочку, которую в воду водяной утащил и красоту у неё забрал. Павел захотел зачерпнуть воды из реки, и ребята стали его предостерегать от встречи с водяным. Про маленького Васю также вспомнили, который в той реке утонул. Когда же Павел вернулся, то признался, что слышал голос Васи в реке. Тот его звал. Ребята решили, что это плохая примета.

Барин задремал под истории ребят и проснулся, когда начиналось утро. Он пошёл домой, любуясь первыми лучами солнца. Но после с неохотой прибавил в адрес читателя, что Павел всё-таки умер в тот же год, но не утонул, а упал с лошади.

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева