Сюиты сен санса. "Сен-Санс. Карнавал животных"
Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана. Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет. В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции. В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке. Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д. Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально- общественным деятелем. Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.
История создания «Карнавала животных» Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита. Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию: 1. Королевский марш льва 2. Курицы и петух 3. Антилопы 4. Черепахи 5. Слоны 6. Кенгуру 7. Аквариум 8. Персонаж с длинными ушами(Осел) 9. Кукушка в глубине леса 10. Птичник 11.Пианисты(пьеса-шутка) 12. Ископаемые 13. Лебедь 14. Финал В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль Сен-Санс старался передать в своих произведениях. Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.
Курицы и петух Ах, какой же он горластый! По утрам кричит всем «Здравствуй!» На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки- И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали, Громко клювами стучали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко Нам зерно клевать легко. Исполнители: Струнное трио Рояль
Слоны Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет. Огромный, серый, с добрым нравом, Идет по джунглям величаво, И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой. Он весит очень много тонн. Друзья, конечно, это…(слон) Рояль Исполнители: Виолончель
Аквариум Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом: То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом. Водоросли, как аллеи, Дно песчаное светло. Вот одна, других резвее, Бьется боком о стекло. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнута дугой. Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Исполнители: Челеста Фисгармония Рояль Скрипки
Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.
Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.
Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.
"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".
Описание слайда:
1-Вступление и Королевский марш льва - фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва. 2-Куры и петухи - фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. 3-Антилопы (быстрые животные) - фр. Hémiones (animaux véloces). Два фортепиано исполняют быстрые пассажи. 4-Черепахи - фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. 5-Слон ― фр. Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 6-Кенгуру - фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. 7-Аквариум - фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума. 8-Персонажи с длинными ушами - фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик. 9-Кукушка в глубине леса - фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука. 10-Птичник - фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение. Пианисты - фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую. Ископаемые - фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник». Лебедь - фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Финал - фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» -
большая зоологическая фантазия
Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
Слайд 1, 2
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим!
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок посвящен музыке, живописи и танцу. Почему мы их объединили?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, танец – движениями.
Тема нашего урока – “Карнавал животных ”…большая зоологическая фантазия.
Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка.
Работа по теме урока
Слайд 3
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.
История создания
Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».
Слайд 4, 5
Состав небольшого оркестра «Карнавала животных»: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
Музыка
Слайд 6
В этой сюите увидите сами
Ноты живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
Животные.
Давайте вспомним, что такое сюита?
Музыкальное справочное бюро:
Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность», «чередование») - циклическая музыка, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.
За исключением лебедя, персонажи "Карнавала животных" Сен-Сансом представлены юмористически. В некоторых пьесах композитор олицетворяет ими людские характеры. И эта символичность, ясная его современникам, являлась одной из причин того, что Сен-Санс не желал публиковать “Карнавал”.
"Карнавал животных" Сен-Санса сегодня, пожалуй, самое известное его сочинение. Итак…
Слайд 7
“Королевский марш льва” (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее звукоподражание; лев здесь не столько страшный, сколько важный);
Слайд 8
2
. “Курицы и петух”
(смехотворно назойливые птичьи крики;
курицы ссорились, возможно из-за найденного зерна или червяка, а петух их ссору оборвал в конце
);
Слайд 9
3.
“Антилопы”
(главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег). Вспомните мультфильм «Золотая антилопа», грациозное, сильное, быстрое животное.
Могут прыгать высоко,
Бегать быстро, далеко,
А крученые рога
Испугают вмиг врага!
Слайд 10
4.
“Черепахи”
(музыкальная ирония над медлительностью);
Слайд 11
5.
“Слоны”
(– а здесь над тяжеловесностью);
Слайд 12
6.
“Кенгуру”
(опять музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);
Слайд 13
7. “Аквариум” (естественно, изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды).
Сегодня мы с вами познакомились с частью произведений из музыкального альбома «Карнавал животных». Вспомнили, что означает понятие сюита. Какими музыкальными инструментами Камиль Сен-Санс, показал людские характеры. (Работа с карточками).
Домашнее задание: Выбрать для себя понравившуюся тему и нарисовать рисунок.
История создания
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника . Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель , кларнетист Шарль Тюрбан , контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер .
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа . В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне , Альфред Корто , Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь » для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.
После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.
«Карнавал животных» наполнен юмором , иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.
«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя , в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» - А. Майкапар о «Карнавале животных»
Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.
Инструментальный состав
Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже оркестром , увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.
- Стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте)
Музыка
Le Carnaval des Animaux de Camille Saint-Saëns (1886) | |
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980 | |
Помощь по воспроизведению |
«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:
Примечания
Библиография
- Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. - М.: Советский композитор, 1970
- Sabina Teller Ratner Camille Saint-Saëns, 1835-1921: a thematic catalogue of his complete works, Volume 2. - Oxford University Press, 2002. - С. 185―192.
Ссылки
- «Карнавал животных» в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Карнавал животных" в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Лебедь (значения). Лебедь Le Cygne Композитор Камиль Сен Санс Тональность G major Темп andantino grazioso, 6/4 Дата и место сочинения … Википедия
- (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия
- (Saint Saëns) (1835 1921), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Член Института Франции (1881). Один из организаторов Национального музыкального общества (1871). Концертировал как пианист и дирижёр. 12 опер, в том числе… … Энциклопедический словарь
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Рубинский Константин Сергеевич родился в 1976 году в Челябинске. С 1988 года стипендиат Детского фонда и Фонда культуры. С 1990 года стипендиат Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена». Лауреат первого Всероссийского детского… … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кафлин. Джон Кафлин … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубинский. Константин Рубинский Константин Рубинский, фото Дамира Хабирова … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фантазия (значения). Фантазия 2000 англ. Fantasia 2000 … Википедия
Сен-Санс К. - CEH CAHC (Saint Saëns) Камиль (9.10.1835, Париж, 16.12.1921, Алжир), франц. композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Член Ин та Франции (1881). Окончил Парижскую консерваторию (у H. A. Ребера и Ф. Галеви). С. С. создал мн.… … Балет. Энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Крутой (значения). Игорь Яковлевич Крутой Основная информация … Википедия