Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Святослав игоревич биография полная. События в период правления святослава игоревича

Святослав Игоревич (др-рус. Свѧтославъ Игоревичь). Родился в 942 году - умер в марте 972 года. Князь новгородский в 945-969 годах, князь киевский с 945 по 972 год, полководец.

Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном киевского князя Игоря и .

Год его рождения точно не известен. По Ипатьевскому списку, Святослав родился в 942 году, однако в других списках Повести временных лет, например Лаврентьевском, такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям.

В литературе как год рождения Святослава упоминается также 920, но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.

Святослав - первый достоверно известный киевский князь со славянским именем , в то время как его родители носили имена с предположительно скандинавской этимологией.

В византийских источниках X века его имя записано как Сфендославос (др.-греч. Σφενδοσθλάβος), откуда историки, начиная с Татищева, делают предположение о соединении скандинавского имени Свен (дат. Svend, др.-сканд. Sveinn, совр. швед. Sven) со славянским княжеским окончанием -слав.

Однако со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят-, например, имя Святополка (в источниках др.-в.-нем. Zwentibald - Звентибальд, или лат. Suentepulcus - Свентипулк), князя Великой Моравии в 870-894 годах, или киевского князя 1015-1019 годов Святополка Владимировича (лат. Suentepulcus у Титмара Мерзебургского).

Согласно этимологическому словарю Фасмера, начальная часть этих имён восходит к праслав. *svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят - святой. Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке (польск. święty - святой).

В прошлом отмечалось, что первая часть имени Святослава по значению соотносится со скандинавскими именами его матери Ольги и князя (др.-сканд. Helgi - святой, др.-сканд. Helga - святая), а вторая - имени Рюрика (др.-сканд. Hrorekr - славой могучий), что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако более современные исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение. Женский вариант имени Святослав - Святослава - носила сестра датского и английского короля Кнуда I Великого, мать которой была родом из польской династии Пястов.

В 1912 году на территории Десятинной церкви в Киеве Д. В. Милеев проводил раскопки. При этом была найдена свинцовая вислая актовая печать, на которой, помимо изображения княжеского двузубца, сохранилось греческое написание имени Святослав.

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года.

Князь Игорь Рюрикович, по летописной версии, был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав: «...[бросил] копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем» (Повесть временных лет).

Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.

Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».

В Немогарде Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Княгиня Ольга крестилась в 955-957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть».

Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и «люди Святослава», получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги, а в протоколе второго приёма вообще не упомянутые. А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке «люди Святослава» были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава.

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!» .

Внешность князя Святослава

Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

Некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо лат. barba rasa - безбородый, допустим перевод с редкой бородой, а клок волос может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким - с редкой бородой и двумя косами - предстаёт Святослав на страницах «Истории» С. М. Соловьёва.

Плоский нос, а не курносый указан в первом переводе на русский Поповым Д.

Примечателен комментарий М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова касательно описания внешности, приведённого Диаконом: «Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно - по рассказам очевидцев - рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе (489), описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы».

Хазарский поход князя Святослава

В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью.

В 965 году Святослав атаковал Хазарию: «В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов» (Повесть временных лет).

Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к чуть более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками: «Булгар - город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус... И ал-Хазар - сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма» (Новосельцев А. П.).

По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела. Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешли Северный Крым и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

Болгарские походы князя Святослава

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному.

В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после присоединения Хазарии могла обратить свой взгляд на крымские владения империи.

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной», и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего напряжёнными, но итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота, что выглядит несколько странно.

К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (хотя есть причины полагать что Византии это было не менее выгодно), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а противники Святослава в Хазарии окончательно разгромлены.

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское, Владимира - на новгородское. После этого, осенью 969 года киевский князь снова пошёл на Болгарию с войском. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы» .

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар.

Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война князя Святослава с Византией

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились).

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях.

Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. По версии Сюзюмова М. Я. и Сахарова А. Н., сражение, о котором рассказывает русская летопись и в котором русские одержали победу, было отдельным от битвы под Аркадиополем. Оно также произошло в 970 году, византийским войском командовал не упоминаемый при Аркадиополе патрикий Пётр, а противостояла ему та часть русского войска, которая не сражалась вместе с союзниками под Аркадиополем.

Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились, Варда Склир с войском был срочно отозван в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания в ноябре 970 года Варда Склир снова перебрасывается на границы Болгарии.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

Князь Святослав (документальный фильм)

Гибель князя Святослава

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги».

Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку» (Повесть временных лет).

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон: «Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге Константина Багрянородного «Об управлении империей» говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги. На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени.

Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает, что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

«Повесть временных лет» объясняет гибель Святослава его отказом матери, которая хотела крестить его (т. е. нарушением традиционного правового принципа подчинения родительской власти): «Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Если кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет».

Сыновья князя Святослава

Известны сыновья Святослава Игоревича:

Ярополк Святославич, князь киевский;
Олег Святославич, князь древлянский;
, князь новгородский, князь киевский, креститель Руси.

Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила, в отличие от матери Владимира Малуши (в официальном браке с ней Святослав не состоял, она была лишь наложницей).

Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира, зятя василевса» Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе. В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается. По гипотезе А. В. Соловьева, здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав.

Образ князя Святослава в искусстве

Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создал пьесу, посвящённую жизни Святослава.

В картине И. А. Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. Повесть А. Ф. Вельтмана «Райна, королевна болгарская» (1843), посвящённая болгарским походам, была издана Иоакимом Груевым на болгарском языке в 1866 году в Вене, Добри Войников на её основе поставил в Болгарии драму «Райна-княгиня», а выполненные художником Николаем Павловичем иллюстрации к «Райне...» (1860-1880) вошли в классику болгарского изобразительного искусства.

Чуть ранее эпизод со Святославом был включён Вельтманом в роман «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837).

Около 1880 года К. В. Лебедев написал картину, проиллюстровавшую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием.

В начале XX века Е. Е. Лансере создал скульптуру «Святослав на пути к Царь-граду».

В 1910 году в память о гибели Святослава Игоревича у днепровского порога Ненасытецкого был установлен памятный знак. Он представляет собой чугунную мемориальную плиту (площадью ок. 2 м²), укреплённую на массивном гранитном валуне. Валун увенчан вазой, установленной на стилизованной античной колонне. Это один из редчайших сохранившихся дореволюционных памятников, посвящённых Древней Руси.

Святославу посвящены стихотворения Велимира Хлебникова, Валерия Брюсова, исторический роман «Святослав» (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть «Чёрные стрелы вятича» В. В. Каргалова. Образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе «Дочка императрицы» (1999).

В романах Александра Мазина «Место для битвы» (2001) (окончание романа), «Князь» (2005) и «Герой» (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения с древлянами в 946 году, и заканчивая смертью в сражении с печенегами.

В романе Сергея Алексеева «Аз Бога Ведаю!» подробно описан жизненный путь Святослава, его борьба с Хазарским каганатом и смерть на Днепровских порогах.

Образ Святослава популярен в неоязыческой литературе и искусстве. В 2003 году в издательстве «Белые альвы» вышла книга Льва Прозорова «Святослав Хоробре. Иду на вы!». В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом «За солнцем вслед» (2006) паган-метал-группы Butterfly Temple. Группы «Иван-царевич» и украинская паган-метал-группа Dub Buk выпустили альбомы с одинаковым названием - «Иду на вы!». Альбом посвящён победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне «Ранним утром» группы «Калинов Мост». Группа «Реанимация» посвятила песню гибели князя под названием «Погибель Святослава». Также паган-метал-группа Pagan Reign посвятила образу Святослава песню «Былина о Святославе».

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас киевского футбольного клуба «Динамо», название «Святослав» носит также печатное издание болельщиков киевского «Динамо».

Режиссёром Юрием Ильенко в 1983 г. снят художественный кинофильм «Легенда о княгине Ольге», в роли Святослава - Лесь Сердюк.

1045 лет назад, в марте 972 года, погиб великий русский князь, один из созидателей Русского государства (Первой Русской империи) Святослав Игоревич. Согласно официальной версии, Святослав с небольшим отрядом возвращался после войны с Византией, попал в печенежскую засаду и погиб.

Русская летопись «Повесть временных лет» сообщает: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку».

Об этом же пишет византийский историк Лев Диакон в своей : «Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

Начиная с Н. М. Карамзина, было общепринято, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава: «Тогдашняя политика Императоров не знала великодушия: предвидя, что Святослав не оставит их надолго в покое, едва ли не сами Греки наставили Печенегов воспользоваться слабостию Российского войска» («История государства Российского». Т. 1).

Святослав

Русский князь Святослав Игоревич является одним из самых выдающихся правителей и полководцев Руси-России. Не зря ему серьёзно досталось от либеральных (сторонников прозападной, «классической» версии истории) и историков-марксистов, которые его называли князем-воином, «авантюристом», который ставил свою личную славу, поиски добычи для дружины выше государственных, национальных интересов России. Мол, в итоге его авантюрные походы и привели к тяжелому поражению от ромейской (византийской) армии и гибели самого князя.

Общий вывод делался такой: «Святослав являлся образцом воина, но не примером государя. Он покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него, но не всегда полезных для Руси. Он почти не был князем на своей земле, за него правила мать. Святослав оторвался от Руси, действовал только с одной своею дружиною, а не сплотил соединенные силы всех племен, что могло бы иметь, при великом таланте самого Святослава, большое значение для судьбы Киевского государства, а возможно и для всей Восточной Европы» («Страницы правления государством Российским». 1990).

Очевидно, что это поверхностный взгляд на военно-политическую деятельность князя Святослава. Он вписывается в версию истории Руси-России западников, по которой история России вторична и периферийна по отношению к истории Западной Европы. Мол, Русь - это «Азия», «варварская страна», которую к цивилизации приобщили «викинги-шведы» (скандинавы, германцы). Затем вторжение «монголо-татар» снова отбросило Русь в прошлое, и только Пётр I «прорубил окно в Европу». И только следуя западному пути развития (западной матрице) Россия сможет когда-нибудь достичь уровня развития и благосостояния, к примеру, Польши или Португалии. Поэтому необходимо отбросить «великорусский шовинизм», срочно покаяться в грехах «кровавых» Александра Невского, Ивана Грозного, Иосифа Сталина и других русских правителях и государственных деятелей. Забыть о великой русской истории, которой якобы и не было. Якобы вся история России - это сплошные ошибки, промахи, авантюризм, кровь, грязь, невежество и пьянство. Вполне вписывается в эту линию и история «князя-авантюриста» Святослава, «бросившего родину ради славы и подвигов».

Однако есть и иной взгляд на государственную деятельность Святослава. Как отмечал один из ведущих советских и российских историков, специалист в истории дипломатии, внешней политики и идеологии Древней Руси А. Н Сахаров: «Поразительно, но вся жизнь Святослава, как мы её знаем по русской летописи, по византийским источникам, явилась в виде одного сплошного вызова византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией. Все свои походы, едва взявшись за и возглавив киевскую дружину, он направил в конечном итоге на борьбу с империей. Наивно было бы думать, что это борение объяснялось лишь личными чувствами Святослава. За противоборством двух стран стояли общие их социально-экономические и политические интересы, закономерности общественного развития».

Военно-стратегические, социально-экономические интересы Руси стояли и за бескомпромиссной борьбой Святослава с хазарами, которую русская летопись (написанная уже в христианскую эпоху и отредактированная в интересах христианизированной верхушки Руси) характеризует весьма кратко и бесстрастно: «Иде Святослав на козары». Как пишет А. Н. Сахаров: за лаконичной и бесстрастной фразой из летописи «стоит целая эпоха освобождения восточно-славянских земель из-под ига хазар, превращения конфедерации восточно-славянских племен в единое Древнерусское государство. Это было время консолидаций и самоутверждения, новых внешнеполитических контактов и поисков новых торговых путей, и Хазария традиционно была врагом в этом становлении Руси, врагом постоянным, упорным, жестоким и коварным. … Повсюду, где только можно было, Хазария противодействовала Руси, закрывала ей путь на Восток, образовав здесь мощный антирусский блок в составе Волжской Булгарии, буртасов, других поокских и поволжских племен, некоторых народов Северного Кавказа. По-прежнему восточно-славянское племя вятичей находилось в зависимости от каганата… Трудно складывалась борьба Руси против извечного соперника, за которым долгими десятилетиями стояла Византия. Приходилось терпеть рядом со своими пределами крепость Саркел, приходилось терпеть коварные нападения на возвратных с Востока путях. Сто с лишним лет шаг за шагом отодвигала Русь Хазарский каганат в сторону от своих судеб, но и до середины X века Хазария, хотя и слабеющая и изолированная, была одним из главных врагов поднимающего славянства».

«…Поход был закончен: главная цель достигнута - Хазария сокрушена. Русское войско прочертило в этих краях огромный треугольник между точками Итиль - Семендер - Саркел, между устьем Волги, восточным побережье Каспия, нижним течением Дона. На севере находились поверженные булгары и буртасы. Своим восточным углом этот треугольник был обращен в Приазовью, Таманскому полуострову, Боспору Киммерийскому - Керченскому проливу, где издавна находились русские поселения. Отсюда было рукой подать до крымских владений Византии. … По существу три года провел Святослав в походе и за это время подчинил своему влиянию огромную территорию от окских лесов до виноградного Семендера. … Поход Святослава окончательно положил конец хазарскому игу над восточно-славянскими землями, освободил из-под влияния хазар племя вятичей, убрал с пути мощный военный заслон, закрывавший пути русскому купечеству на Восток, ликвидировал силу, всегда готовую нанести удар Руси в спину во время её военных предприятий на юге и востоке. Теперь в Северном Причерноморье, в районе устья Днепра, на Таманском полуострове, Русь могла не опасаться давления со стороны хазар. Получили весьма наглядный военный урок и поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Резко изменилась вся обстановка в регионе. Русь выходила здесь на первые роли, возвращая себе утраченные в ходе многочисленных степных вторжений позиции» (А. Н. Сахаров. «Мы от рода русского…». Л., 1986.).

И деятельность князя Святослава была весьма впечатляющей: «огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом» (Б. А. Рыбаков. «Рождение Руси». М., 2012.). Спустя сто лет русский князь Глеб, праправнук Святослава, измерял замерзший Керченский пролив и оставил знаменитую надпись о том, как он «мерял море по льду от Тмутаракани до Корчева».

Далее Святослав продолжил борьбу, решая национальные задачи по укреплению в Северном Причерноморье и на Балканах (в далеком будущем эти же задачи будут решать русские цари и генсек Сталин, показывая, что правители могут меняться, а стратегические задачи русской цивилизации и народа остаются теми же). Оценка войны Руси с Византией (Восточной Римской империей) была искажена уже в то время, в чем повинна неполнота сведений русских летописей и крайняя тенденциозность греческих (византийских) источников, которые стремились изобразить русских как «диких варваров», «тавроскифов», врагов болгар, которые вторглись в Болгарию, а византийцев (ромеев) как друзей и освободителей болгар. Греческие источники полны недомолвок, противоречий, явного вранья (к примеру, потери русов и ромеев в битвах, когда на одного пораженного ромея приходились сотни и тысячи убитых русов и других «варваров») и явного нежелания признать антивизантийский союз русских с болгарами. Хотя этот союз обнаружился уже при первом появлении русских дружин на Дунае, когда на сторону Святослава перешли 80 болгарских городов. Эти принципы политики правителей Запада неизменны уже более тысячи лет. Западники переписывают историю в своих интересах, черное превращают в белое, а белое в чёрное.

Святослав расширил владения Руси до Переяславца на Дунае, «острова русов», образованного излучиной и дельтой великой европейской реки, морем и «Траяновым валом», где жили русы-уличи (одни из предшественников поздних казаков). Сам Святослав был весьма доволен новой землей, куда он переместился в 967-969 гг. «Не любо ми есть жити Кыеве, - говорил Святослав матери Ольге и боярам. - Хощю жити Переяславьци в Дунай, яко то есть среда земли моей…». Таким образом, Святослав основал новую резиденцию великого князя на Дунае, закрепляя новую, очень выгодную позицию на скрещении разных путей.

Русские и болгарские войска при поддержке союзников (печенегов, венгров) выбили византийцев-ромеев из Болгарии, а также нанесли поражение предательской провизантийской болгарской партии. Затем союзники перешли в широкое наступление по всей северной границе Византийской империи. Войска Святослава пересекли Балканы, пересекли византийскую границу и взяли Филиппополь (современный Пловдив). Одну из решающих битв во Фракии, когда воины Святослава встретились с превосходящими силами противника, красочно описал русский летописец: «Да не посрамимъ земле Руские, но ляжемъ костьми, мертвы ибо срама не имамъ. Аще ли побегнемъ, срамъ имамъ. Не имамъ убежати, но станем крепко, азъ же предъ вами поиду; аще моя глава ляжеть, то помыслите собою». И Русь исполчилась, налегла, и одолел Святослав, и бежали греки.

Правда, другая часть войска, где преобладали русские союзники - болгары, печенеги и венгры, потерпела поражение под Аркадиополем. Но не это сражение решило исход войны в 970 году. Все источники, рассказывающие о русско-византийской войне: и «Повесть временных лет», и Лев Диакон, и другие византийские хроники дружно сообщают, что летом 970 года греки запросили мира. Очевидно, что победители мира не просят. Если бы ядро армии Святослава было разбито и бежало под Аркадиополем, понятно, что грекам (ромеям) незачем было бы искать мирного соглашения с русским князем. Цимисхий должен был организовать преследование разбитого врага, добить его. По части добивания уже разбитого врага ромеи были большие мастера и не знали милости к поверженным.

Таким образом, Святослав одержал победу в решающей битве. И двинулся «ко граду, воюя и грады разбивая… И созва царь боляри своя в полату, и рече имъ: «Што створимъ, яко не можем противу ему стати?» Византийцы решили просить мира. А это означало, что Святослав разбил основные силы врага, и двинулся к Царьграду-Константинополю, по пути «разбивая» иные «грады». Сначала ромеи потерпели неудачу. Святослав обещал поставить свои шатры «перед византийскими воротами». Затем греки предложили русскому князю золото и паволоки, но Святослав проявил к ним равнодушие. Иоанн Цимисхий вновь направляет своих людей к князю и молит о мире. На сей раз послы, согласно русским источникам, предложили в качестве подарков оружие. Святослав обрадовался таким подаркам. Это позволило остановить наступление русских войск на Константинополь. До Царьграда русским оставалось всего 4 дня пути. Ромеи согласились с закреплением Святослава на Дунае и с необходимостью выплаты дани. Святослав: «Взя же и дары многы, и възратися в Переяславецъ с похвалою великою».

Ромеи обманули и не стали соблюдать мир. Воспользовавшись передышкой, они мобилизовали новые силы (Цимисхий отозвал войска из Ближнего Востока), подготовили флот, и в 971 году начали контрнаступление. А Святослав отослал союзные войска, и не был готов к новой кампании. Очевидно, Святослав не рассчитывал, что противник так быстро оправится от поражений и сразу нарушит соглашение. Проходы в горах оказались открытыми, их не охраняли. Чей это был просчёт - болгар или русского гарнизона в болгарской столице Преславе, неизвестно. Возможно, сработала провизантийская группировка в самой Болгарии. Итог известен. Огромная и отлично вооруженная византийская армия спокойно окружила Великий Преслав, где находился болгарский царь Борис и русский отряд во главе со Свенельдом. После отчаянного штурма ромеи сломили сопротивление небольшого русско-болгарского гарнизона и взяли город. При этом из окружения сумела прорваться часть дружины Свенельда.

Византийская армия начала оккупацию Болгарии. Цимисхий отдал на разграбление своему войску болгарскую столицу, и многие другие города и крепости. Затем греки вышли к Дунаю, где в крепости Доростол стоял Святослав с небольшим войском. На этот раз противник имел полное преимущество: сухопутные войска блокировали крепость с суши, флот - со стороны реки. Здесь произошел ряд крупных сражений, и некоторых случаях буквально чудо (природная стихия) спасла ромев от поражения. Более двух месяцев армия Цимисхия безуспешно осаждала Доростол. Обе армии были истощены в жестоких боях, и не добились победы. Тогда начались переговоры. Цимисхий, опасаясь проблем в тылу и новых битв с русами, которые даже малым числом на равных бились с врагом, с радостью подписал мир. Мир был почетным. Святослав обязался не воевать с Византией и уходил с большой добычей. Подробнее в статьях: ; ; .

С уходом Святослава из Болгарии пала самостоятельность Восточно-Болгарского царства (Западная Болгария сохранила самостоятельность). Ромеи заняли основные города, переименовали их, унизили болгар и лишили их государственности. Царя Бориса низвергли, вместе с братом Романом, которого греки оскопили, он был вывезен в Константинополь и принял участие в торжественном триумфе, который устроил себе Цимисхий. Корону болгарских царей отдали в храм святой Софии, затем в императорском дворце Борис сложил с себя царские знаки отличия - драгоценную одежду, царскую обувь. Расколотая, залитая кровью, ограбленная и униженная Болгария на два столетия утратила независимость. Всё это было итогом предательской политики провизантийских правящих кругов.

Очевидно, что Святослав не был «авантюристом», который «бродил» по степям в поисках славы. Он решал основные национальные задачи Руси. Как отмечал Б. А. Рыбаков: «Его волжско-хазарский поход был жизненно важен для молодого государства Руси, а его действия на Дунае и Балканах были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии, которому Святослав помогал отстаивать и свою столицу, и своего царя, и политическую самостоятельность от посягательств Византии. … По отношению к Руси вся стремительная деятельность Святослава не только не была невниманием к её интересам или неосознанным стремлением «охабить», пренебречь ею, но, наоборот, всё было рассчитано на решение больших государственных задач, требовавших напряжения всех сил. Важнейшая задача, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно. Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского моря (так тогда называлось Чёрное море. - А. С.), в содружестве с Болгарией - выполнена не была…» Но это не вина Святослава. Эту задачу будут решать не одно столетие русские цари и так и не завершат великое дело (захват Царьграда). Святослав же мог продолжить борьбу, восстановив силы на Руси, но его устранили.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

И княгини Ольги , родился в 942 году в Киеве. В возрасте трех лет уже стал формальным великим князем из-за смерти отца, но правление фактически осуществляла его мать. Княгиня Ольга правила государством и позже, потому что князь Святослав постоянно пребывал в военных походах. Благодаря последнему, Святослав прославился как полководец.

Если верить древнерусским летописям , Святослав был единственным ребенком князя Игоря и княгини Ольги . Он стал первым известным князем Древнерусского государства со славянским именем, до сих пор были имена скандинавского происхождения. Хотя есть версия, что имя Святослав представляет из себя славянскую адаптацию скандинавских имен: Ольга (Helga - мать Святослава) переводится с древнескандинавского как «святая», а Рюрик (Hrorek - дед Святослава) переводится как «великий, славный», - в раннем средневековье в северной Европе было нормальным давать имя ребенку по матери. Греки называли Святослава Сфендославосом. Византийский император Константин VII писал о Сфендославосе, сыне Ингора, сидящем в Немогарде (то есть Новгороде), что, кстати, противоречит русским летописям, гласящим, что Святослав все детство и юношество провел в Киеве.

Сомнительно также, что четырехлетний Святослав начал сражение княгини Ольги против древлян в 946 году, метнув в них копье.

Княгиня Ольга имела много планов в отношении сына - особенно она хотела крестить его, женить его на византийской принцессе (согласно доктору исторических наук Александру Назаренко), чтобы затем начать крещение Руси .

Все эти планы провалились, Святослав до самой смерти остался убежденным язычником. Он утверждал, что его дружина не будет уважать правителя-христианина. Кроме того, война интересовала молодого князя гораздо больше, чем политика. Летописи упоминали о «рабочем визите» Ольги и Святослава в Константинополь в 955 году, а также о посольстве к королю Германии Оттону I по вопросам крещения Руси.

Все три этих пункта планов княгини позже реализовал ее внук - Владимир Святославович (Великий).

Походы Святослава.

В 964 году Святослав со своим войском отправился на восток в сторону рек Волги и Оки. В 965 году он одолел хазар и волжских булгар, сокрушив таким образом Хазарский каганат и подчинив себе земли нынешнего Дагестана и окрестности. Тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань с окрестными землями (нынешняя Ростовская область) и Итиль (нынешняя Астраханская область).

В 966 году Святослав победил племена вятичей, населявших тогда обширные территории на месте современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Липецкой и Воронежской областей.

В 967 году между Византийской империей и Болгарским Царством разгорелся конфликт. Византийский император отправил посла с почти половиной тонны золота к Святославу и просьбой о военной помощи. Геополитические планы императора были таковы:

  • чужими руками захватить Болгарское царство, которое находилось на пересечении выгодных торговых путей в районе Дуная;
  • ослабить Русь как прямого конкурента и претендента на контроль торговли в Восточной Европе (Русь, кстати, уже была ослаблена войной с вятичами и Хазарским каганатом);
  • отвлечь Святослава от возможного нападения на крымские владения Византии (Херсонес).

Деньги сделали свое дело, и Святослав в 968 году отправился в Болгарию. Он успешно покорил большую часть ее владений, и обосновался в устье Дуная (том самом пересечении торговых путей), но в этот момент на Киев напали печенеги (не подослал ли их кто-нибудь ?), и князю пришлось вернуться в столицу.

К 969 году Святослав окончательно отбросил печенегов в степь, за земли разгромленного Хазарского каганата. Таким образом он практически полностью уничтожил своих врагов на востоке.

В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий напал с суши и воды на столицу Болгарии и захватил ее. Потом его войска окружили Святослава в крепости Доростол и взяли его в осаду. Осада продлилась 3 месяца, обе стороны понесли значительный потери, и Святослав вступил в мирные переговоры.

В результате князь Киева и его войско беспрепятственно покинули Болгарию, получили запас провизии на 2 месяца, торговый союз Руси и Византии был восстановлен, но Болгария полностью отошла Византийской империи.

По пути домой Святослав перезимовал в устье Днепра, а весной 972 года отправился вверх по течению. При прохождении порогов он попал в засаду печенегов и был убит.

Напоследок стоит отметить, что, согласно летописям , Святослав имел нестандартную внешность - лысый с чубом, а также длинные усы и серьга в ухе. Некоторые историки считают, что именно у него запорожские казаки переняли стиль.

Предшественник: Игорь Рюрикович Преемник: Владимир I Святославич Вероисповедание: язычество Рождение: 942 год (0942 ) Смерть: март
на Днепре Род: Рюриковичи Отец: Игорь Рюрикович Мать: Ольга Дети: Ярополк , Олег , Владимир

Святосла́в И́горевич (Свѧтославъ Игоревичь , - март ) - князь новгородский в -969 годах , великий князь киевский с по 972 год , прославился как полководец.

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря , но самостоятельное правление началось около 964 года . При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга , сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах .

Ранняя биография

Детство и княжение в Новгороде

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года .

Князь Игорь Рюрикович был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян . Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив

«копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: “Князь уже начал; последуем, дружина, за князем „» .

Начало самостоятельного правления

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава и нежелания княгини Ольги менять принятый ею ранее византийский обряд .

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года :

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».

Хазарский поход

Руины Саркела (Белой Вежи). Аэрофотоснимок 1930 года

В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу , и встретил вятичей ». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам , он не подчинил вятичей, т. е. ещё не обложил их данью .

В 965 году Святослав атаковал Хазарию :

Разгромив армии обоих государств и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов , взял и разрушил Семендер в Дагестане. По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем двинулся на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер . М. И. Артамонов же считал, что русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань перешла под власть Киева (есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х годов, хотя их статус не ясен).

Болгарские походы

Завоевание Болгарского царства (968-969)

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона , Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной » и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце , куда к нему была выслана «дань с греков» . В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего дружественными, т. к. итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота.

К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары , а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль , а каганат окончательно разгромлен .

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское , Владимира - на новгородское . После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском . «Повесть временных лет» передаёт его слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы » .

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк , был вынужден выдержать осаду со стороны болгар . Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война с Византией (970-971)

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь , когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились) .

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I , и из-под власти Преслава выходят западные комитаты . Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Преследование отступающей русской армии византийцами.
Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:

«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места» .

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге Константина Багрянородного «Об управлении империей » говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги. На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет » называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает , что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

О внешности Святослава

Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой» .

Святослав получил должность и звание великого полководца в возрасте примерно трех лет. Его отец, прямой потомок первого Рюрика Игорь, был убит древлянами, но он сам оказался слишком мал, чтобы возглавить государство. Потому до самого совершеннолетия в Киеве управлялась его матушка – Ольга. Но всякому приходит свой срок, и Святослав Игоревич тоже оставил свой неизгладимый след в истории, о чем мы и поговорим сегодня.

Биография князя Святослава: история великого воина

Если положиться на сведения, данные нам древнерусскими летописями, то Святослав был единственным сыном Игоря, прямого наследника первого Рюрика, по сути являясь его внуком. Матерью мальца была княгиня Ольга, которая имеет довольно смутное происхождение. Многие считают, будто она является дочерью Олега, прозванного Вещим, другие называют варяжской принцессой Хельгой, а третьи вообще разводят руками, думая, будто она была обычной псковской крестьянкой. Точно выяснить, в каком году она произвела на свет Святослава не представляется возможным, есть только несколько разрозненные указания из древних свитков.

Согласно Ипатьевской летописи, рождение Святослава приурочивается к 942 году, как раз в то время, когда Игорь принес поражение после неудачного похода в Византию. Однако ни в «Повести временных лет», ни в Лаврентьевском списке подобных сведений. Историков озадачивает тот факт, что столь важное событие было упущено летописцами, как несущественное. В литературных произведениях порой называется и другая дата – 920 год, но доверять им, как историческим источникам нельзя.

Все предки великого князя Святослава носили скандинавские (варяжские) имена, он стал первым, которого назвали по-славянски. Однако историки и тут искали подвох. К примеру, Василий Татищев отыскал византийские свитки, в которых имя это читалось, как Сфендославос (), из чего он сделал вывод, что это соединение греческого варианта Свен или Свент и русского окончания -слав. Со временем, первая часть имени трансформировалась в вариант Свят (святой).

Личные качества и детство князя

Отыскать первое упоминание имени Святослава документального плана можно в договоре, который его отец Игорь составил с Византией в 944 году. По разрозненным сведениям, Рюрикович был убит древлянами за непомерную жадность в 945 или даже в 955 году, но первая дата кажется более вероятной. После этого, супруга Игоря и мать будущего князя Ольга, выждала еще год и отправилась в военный поход, чтобы отомстить своим мятежным подданным.

Согласно дошедшим до нас преданиям, сынишка в это время тоже был с нею. «Повесть временных лет» гласит, что он размахнулся и бросил тяжелое копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Так и началось истребление древлян за убийство князя. Мальчик действительно рос воинственным и смелым, находясь при этом постоянно при матери. Он воспитывался не няньками да мамками, а сокольничими и дружинниками.

Стоит сказать несколько слов и о внешности молодого и отважного князя, все помыслы которого направлены были исключительно на военные достижения, походы, сражения и великие победы. Знаменитый византийский историк и писатель Лев Диакон пишет, что видел Святослава на ладье, вместе с подданными. Он сидел на веслах, как и остальные, не гнушаясь тяжелой работы, если это было нужно. Тот же источник пишет, что он был среднего роста, со светлыми, голубыми глазами. Голова его было гладко выбрита, только на макушке торчал клок светлых волос, признак княжеского рода.

Диакон пишет, что это был молодой мужчина крепкого телосложения, коренастый и красивый, несмотря на слегка хмурое выражение лица. В одном ухе Святослав носил золотую серьгу, украшенную карбункулом, нос его был курнос, а над верхней губой пробивались ранние усы. Русский профессора Сергей Соловьев считает, что у него была редкая борода и две косы, заплетенные на скандинавский манер.

Правление князя Святослава

Считается, что до самого начала правления в Киеве, Святослав постоянно был со своей матерью Ольгой, но это не стыкуется с некоторыми историческими сведеньями. Византийский император того времени Константин VII Багрянородный отмечал, что в Новгороде в 949 году правил «Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Потому многие считают, что молодой князь был посажен на престол этого города еще задолго до безвременной смерти отца. Однако со сроками это никак не согласуется. Есть свидетельства того же императора, будто Святослав был в посольстве Ольги во время ее визита в Константинополь в 957 году.

Начало княжения

Мать юного князя Святослава Игоревича, великая княгиня Ольга, рано прониклась византийской культурой. Приблизительно в 955-957 годах она приняла крещение, отправившись для этого в Царьград, где для данных целей ей даже был выделен собственный епископ. После этого она неоднократно просила сына последовать ее примеру, но он был убежденным язычником и только посмеивался над матерью, считая, что на нее просто блажь нашла. Да и ко всему, среди языческого воинства едва ли удалось бы заслужить авторитет христианину.

Как уже упоминалось, Лев Диакон говорит, что в посольство Ольги в Царьграде входили и люди Святослава, однако даров они получили очень мало, даже меньше, чем ее рабыни на первом приеме. Во время второго визита имя наследника вообще не упоминается. Советский историк и филолог считает, что все намного банальнее. Он говорит, что Святослав приехал сватать греческую принцессу, в чем ему вежливо, но вполне доступно было отказано. Потому после первого приема он просто убрался восвояси, так и ставшись до конца жизни язычником.

История князя Святослава довольно запутанна и туманна, но его отношение к христианству в целом прослеживается прекрасно. Первый миссионер и архиепископ Адальберт Магдебургский пишет, что в 595 году королева ругов Ольга прислала посольство к Оттону I Великому, королю германскому, где и обсуждались вопросы повального крещения Руси. Тот не преминул тут же послать епископа со свитой, но миссия их в Киеве в 961 году завершилась ничем, то есть полным провалом.

Это может свидетельствовать о том, что у власти на то время уже была не Ольга, убежденная христианка, а ее упрямый отпрыск. Следующие сведения уже касаются 964 года. Знаменитый Нестор в своей «Повести…» рассказывает о том, каким храбрым и сильным воином был князь Руси Святослав, каким уважением пользовался среди своей дружины и какой славой покрыл себя перед народом.

На троне: достижения и военные походы

Приблизительно в 960-961 годах хазарский царь Иосиф жаловался в письме сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту, будто ведет нескончаемую и упорную войну с русами, которую ни выиграть, ни завершить никак не может. Он считал, что, не пуская их по морю к Дербенту, защищает все исламские земли, вкупе с мусульманской верой, так как эта армия может завоевать и Багдад. Действительно, за предыдущие годы русские успешно починили практически всех хазарских данников – восточно-европейских славян. Русы желали получить стратегический Керченский пролив и Поддонье, потому война была явно неизбежна, и никакой Иосиф не мог встать у них на дороге.

  • Поход в Хазарию.

Согласно данным «Повести…» в 964 или 965 году великий князь Святослав выступил в сторону Оки и Волги. По пути он встретил вятичей, но не стал покорять их и обкладывать данью, так как по всей видимости, преследовал иные цели. В следующем году он подошел вплотную к Хазарии, а именно к Белой Веже (Саркел, сегодня находящийся под водой Цимлянского водохранилища). Хазары выступили навстречу князю со своим каганом и потерпели сокрушительное поражение. Была разграблена русскими столица Хазарии, город Итиль, Семендер и многие другие выше по течению Волги.

Удалось Святославу покорить также ясов, что их угров, и касогов. Арабский путешественник и географ того времени, Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби называет среди «трофеев» князя еще и Волжскую Булгарию в 968 или 969 годах. Ему удалось сокрушить крепкий до того Хазарский каганат, тогда же к Руси присоединился город Тмутаракань. По некоторым данным, русские стояли в Итиле вплоть до 980 года. Но еще до этого, в 966 году были все-таки покорены вятичи, с наложением на них дани, о чем пишет «Повесть временных лет».

  • Недоразумения с Болгарским царством.

Начиная с 967 года меж Византией и Болгарским царством неожиданно разгорелся конфликт, причины которого историки трактуют по-разному. В том же году или спустя год император греков Никифор II Фока решил подлизаться к Святославу и отправил к нему посольство. Оно везло щедрые дары, историк говорит, о почти половине тонны золота (15 кентинариев), не считая всего остального. Основной целью этого было, по всей видимости, сокрушение Болгарского царства, при этом чужими руками, как бы и не принимая в этом особого участия.

Глава посольства в Киев Клокир со Святославом вопросы «порешал» и договорился не только о завоевании Болгарского царства, но и о том, что тот поможет ему отобрать византийский престол. В 968 году русские войска вошли в Болгарию и выиграли решающую битву под Доростоле (Силистра), хотя саму крепость взять не удалось. Зато удалось захватить более восьми десятков других укрепленных городов. Он устроил свое поселение в Переяславце, что на реке Дунай, куда ему привезли и дары от греков.

Но тут пришли вести, что мятежные печенеги, зная, когда князя нет в городе, осадили Киев и Святославу Игоревичу пришлось спешно возвращаться домой. Российский историк Анатолий Новосельцев считает, что подбить кочевников на такой шаг могли хазары, но и византийское вмешательство полностью исключать нельзя, ведь эта страна всегда отличалась нечистоплотными решениями для своей пользы. Князь с конной дружиной легко отогнал толпы печенегов обратно в степь, но оставаться дома не захотел, даже несмотря на смерть горячо любимой, хоть и зачастую порицаемой, матери, великой княгини Ольги, впоследствии признанной святой.

Географически Переясловец, который так полюбил князь Святослав Игоревич, определить очень сложно. Многие считают, что это городок-порт на Дунае, под названием Переслав или Переслав Малый. Татищев приводит свидетельства, будто в то время, пока Святослав пугал печенегов по Киевом, его наместнику в Переясловце Волку приходилось постоянно обороняться от набегов болгар, что опять же свидетельствует о близости болгарской столицы Преслава Великого. Там же есть данные, что при последней битве киевскому князю удалось захватить и самого болгарского царя Бориса.

  • Византийская война.

Посидеть спокойно в Переясловце Святославу не удалось, хотя и не того он был склада человек, чтобы просто остаться на месте. Его тянуло в битву, в сражение, завоевывать для себя и народа славу и богатства, которые не забудут вовеки веков. Уже в 970 году он заключил сделку с болгарами, уграми (венграми) и печенегами, что подчинялись ему, и напал на историческую область Фракию, принадлежащую Византии. Лев Диакон говорит, что на стороне киевского князя было более тридцати тысяч ратников, в то время как греческий полководец Варда Склир мог располагать не более, чем двенадцатью тысяч воинов.

Русское воинство подошло очень близко к Царьграду (Константинополь) и встало в осаду Аркадиополя. Там сперва были окружены и перебиты печенеги, вслед за ними болгары и только потом разгромлена и дружина Святослава. Так говорит Диакон, но «Повесть временных лет» трактует события несколько иначе. Она гласит, что великий князь подошел по самые стены столицы, не стал нападать, а лишь взял богатую дань.

Вопреки ранним ожиданиям, Византия осталась очень недовольной оккупацией русскими болгарских владений. Вместо слабенького христианского соседа, греки получили сильного, мужественного и отважного язычника, который не готов был останавливаться на достигнутом. Вступивший во власть в 969 году император Иоанн I Цимисхий стал готовиться к войне с русами, понимая, что договорным путем с ними решить вопросы никак не получится. Ранней весной 971 года лично правитель в сопровождении пяти тысяч воинов перешел Балканские горы, а основная часть армии следовала следом, под началом знаменитого евнуха Василия Лакапина.

В Переясловце узнали об ударном отряде Иоанна довольно поздно, потому пришлось укрываться за стенами города, хотя на то время там стояла дружина их восьми тысяч ратников. Это было роковой ошибкой, так как подоспела подмога византийцев и они взяли город приступом. Тогда погибло много воинов-руссов, а Волку и его соратникам удалось спрятаться в крепости дворца царя Симеона. Святослав, который как раз был на подходе, попытался отбить город, но ему это не удалось. Он был взят в осаду в знаковом месте – крепости Доростола, откуда все начиналось и спустя три месяца изнурительных стычек и голода стал искать мира. Он отдал Византии Болгарию, а сам был отпущен восвояси, с условием восстановления собственного отца от 944 года (военно-торговое соглашение).

Личная жизнь и смерть великого воина Святослава Игоревича

Правление князя Святослава наполнено военными подвигами и победами. Он сам, словно и не знатного рода, брал в руки оружие и сражался всегда в первых рядах. Однако не помешает рассказать немного и о том, каким же он был в быту, имел ли детей и какое наследие оставил после себя этот человек. Он всегда стоял на своем, отстаивал веру предков, охранял пределы государства и старался как можно больше расширить их, потому даже настолько далекие потомки, как мы с вами, могут по заслугам оценить его вклад в историю великой Киевской Руси.

Семейная жизнь: резиденция, браки и дети

О свадьбах-женитьбах великого князя киевского есть очень мало информации у летописцев того времени. Видимо, особого внимания он этому моменту не уделял, а больше был занят военным делом. Политика князя Святослава более была направлена вовне, чем внутрь страны, это тоже сыграло свою роль. Основной резиденцией его считается Киев, но все же появлялся там правитель довольно редко. Он не любил свою столицу и лучше чувствовал себя на воле, к примеру, в том же Переясловце, где знал, что все под контролем.

«Повесть временных лет» цитирует его слова, будто пишет он матери, зовущей его домой, что «не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце», «куда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Однако имеется сведения, по крайней мере, о трех сыновьях.

  • Ярополк Святославович (955 года рождения), князь киевский (972-978 годы), князь новгородский (977-978 годы).
  • Олег Святославич (955 года рождения), князь древлян (970-977 годы).
  • Владимир Святославич, известный также как Владимир I, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Святой (около 960 года рождения), князь новгородский (970-988 годы) и киевский (978-1015 годы).

Ни имен, ни указаний на родство матерей первых двух отпрысков история не указывает. Зато уже о матери Владимира известно кое-что. Звали ее Малуша Любечанка и была она не знатного рода, а служила ключницей у матери Святослава Ольги, когда еще была совсем дитя. После этого была отдана в наложницы князю. По легенде, именно ее брат стал прототипом для создания образа русского богатыря Добрыни Никитича.

Византийский хронист и чиновник девятого века Иоанн Скилица говорит еще об одном брате Владимира, по имени Сфенг, который в 1016 году якобы помогал грекам подавлять мятеж Георгия Цула в Херсонесе. Однако русский историк Александр Соловьев считает, что речь идет вовсе не о еще одном сынке Святослава, а о его внуке, сыне Владимира Мстиславе Храбром, князе Тмутараканском и Черниговском.

Предательство и смерть отважного воина

После заключения сепаратного мира с Византией, Святослав с войском был благополучно отпущен домой, куда он и отправился, погрузившись на ладьи. Однако, понимая, что он никогда не оставит греков в покое, император приказал оповестить кочующих вокруг Киева печенегов о возвращении его в окружении очень малочисленного войска. Хазарский каганат был наголову разгромлен, а пути на Восток открыты, хитрые византийцы не могли упустить такой шанс.

Князь в 971 году подошел к Днепру и хотел подняться по нему в Киев, но воевода, имя которого сохранилось в «Повести…», как Свенельд, предупредил, сто выше над порогами стоят печенеги, готовые уничтожить остатки дружины Святослава. Однако подойдя к порогам по суше, он и тут не избежал битвы, так как на него напал печенежский князь Куря, что и убил сына Игорева. Те же сведения подтверждает византиец Лев Диакон. Он говорит, что русскому воинству была устроена засада паценаками (печенегами).

Великий русский историк Николай Карамзин, впрочем, как и все его последователи, считают, что именно греки убедили печенегов напасть на русичей и убить их. Они опасались растущей мощи и влияния Киевской Руси. Если проанализировать трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей», то можно найти строки, в которых открытым текстом пишется, что следует подружиться с паценаками, для совместной борьбы с уграми (венграми) и русскими. Нестор-летописец приписывает гибель Святослава оттого, что он ослушался воли родительской и не принял крещение, как велела ему Ольга. Однако подобное развитие событий является крайне маловероятным.

Увековечение памяти в народе

Личность великого воина князя Святослава Игоревича привлекла деятелей искусства далеко не сразу, хотя военных песен о нем современники помнили много. Русские поэты и художники вытащили образ славного воителя, смелого и неподкупного, отряхнут от вековой пыли и использован во времена русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ведь все это снова происходило на Дунае, несложно было провести аналогию. К примеру, в картине Ивана Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показано все метание души воина, между семьей и долгом перед государством.

К девятнадцатому веку интерес к фигуре Святослава несколько поутих. Однако в 1843 вышла повесть Александра Фомича Вельтмана «Райна, королевна болгарская», о болгарских войнах князя. На заре двадцатого века была возведена скульптура «Святослав на пути к Царь-граду», созданная Евгением Лансере, русским скульптором-анималистом. Образ упрямого князя использовался уже в наши дни неоязычниками, в качестве примера стойкости взглядов и мировоззрения. Памятники Святославу Игоревичу есть в Киеве, Мариуполе, Серпухове, Запорожье.

Не слабый резонанс вызвал один из памятников к 1040-летию разгрома Хазарского каганат, который сперва планировалось поставить в Белгороде, но в итоге он был воздвигнут в деревне Холки. Все дело в том, что скульптор Вячеслав Клыков изобразил на щите поверженного хазарина шестиконечную звезду Давида, в чем усмотрели антисемитизм. В итоге щит поменяли, а саму скульптуру поставили в селе, чтобы не мозолила глаза. Святослав также является символом ультрас футбольного клуба «Динамо» из Киева. Они даже выпускают газету с тем же названием.