Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Стиль барокко в архитектуре. Эпоха барокко. Краткая характеристика Характерные черты в произведениях эпохи барокко

Искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо , то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко. (Библиотека Клементинума, Прага, Чехия).

Самые характерные черты - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи , создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.


Картина Караваджо


Картина Караваджо

Барокко (итал. barocco - «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - дословно «жемчужина с пороком») - художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII-XVIII веков, центром которого была Италия.

Стиль Барокко возник как противопоставление классицизму и рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать. Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур. Барокко - это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.

История возникновения барокко

Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Знаменитые архитектурные сооружения барокко:

  • Оранжерея Сан-Суси Оранжерея Сан-Суси
  • Пьяцца Сан-Пьетро в Риме Пьяцца Сан-Пьетро в Риме
  • Андреевская церковь Андреевская церковь
  • Петергоф Петергоф

Основные признаки барокко

Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - атланты, кариатиды, маскароны. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.

Преобладающие и модные цвета

Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание - белый с золотом

Линии стиля барокко

Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия

Форма

Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы барочного интерьера

Движение - стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

Конструкции барокко

Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

Окна

Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру

Двери стиля барокко

Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Архитекторы Барокко

Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556-1629 гг.) - один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини - Пьяцца Сан-Пьетро в Риме. В романе и фильме «Ангелы и демоны» Дэна Брауна герои разгадывают загадки, оставленные Бернини.

Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700-1771 гг.) - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Типы сооружений стиля Барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота - частые приемы украшения интерьера в стиле барокко. В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.

Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

  • Базилика Базилика
  • Современное Барокко Современное Барокко
  • Современное Барокко Современное Барокко
  • Modani Modani
  • Vismara Design Vismara Design
  • Современное Барокко Современное Барокко
  • Современное Барокко Современное Барокко
  • Современное Барокко Современное Барокко
  • Дизайн Ophelia Pang Дизайн Ophelia Pang

Определение барокко как литературного направления.

Существует красота, основанная на неполном восприятии, на таинственности. Она никогда полностью не раскрывает своего лица, она всегда загадочная и ежесекундно приобретает другой вид.

Барокко как первое общеевропейское художественное направление.

XVII век стал чрезвычайно важной вехой в культурно-историческом развитии человечества. С одной стороны, его можно считать своеобразным итогом предыдущей крупной исторической эпохи – Возрождения, а с другой – периодом, когда вырисовывались новые, созвучные тогдашним историческим условиям пути и перспективы развития человеческого общества, формировались те социально-экономические, политические, культурные традиции и морально этические ценности, которые заложили основы новой европейской цивилизации. Вспомним основные черты эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это начало XIV – конец XVI в.

Название происходит от общей тенденции художников этой эпохи к возрождению основ той светской гуманистической культуры, которая была создана в эпоху античности. Художники эпохи Возрождения выдвинули новую, гуманистическую (от лат. Humanus – человечный) систему мировоззрения. ее центром был провозглашен человека, в которой видели наивысшую ценность и главный смысл бытия. В противовес художникам средневековья, гуманисты реабилитировали материально-чувственную, физическую природу человека и соответственно пропагандировали ее как предмет художественного изображения. В эпоху Возрождения началось интенсивное развитие гуманистического образования и книгопечатания, зародились книжная культура и традиции индивидуального чтения.

Кризис ренессансного мировоззрения или начало барокко.

С конца XVI в. идеологию Возрождения начинает охватывать глубокий кризис, она прежде породила кризис веры в человека в его возможности построить жизнь на началах справедливости и разума.

Европу раздирали захватнические и религиозные войны и революции, из которых наиболее кровавыми были Тридцатилетняя война (1618-1648) и Английская революция 1648 При этом происходил процесс укрепления европейских монархий и абсолютизации королевской власти, еще больше углублял кризис гуманизма. Усилился и процесс возрождения авторитета и власти католической церкви, который получил название контрреформации, то есть веха мировоззренческого противовеса предыдущему строю; возрождение реформационных протестантских движений. Контрреформация знаменовала собой частичный возврат к временам средневековья, в частности к его идеологии и мировоззренческой системы с культом Бога, а не человека.

Новая картина мира во главе с барокко

Именно в XVII в. начинается Новое время: происходит становление новой картины мира, которая будет определять развитие человечества практически до конца XIX в. Именно в Новое время окончательно формируется историко-культурное понятие «Европа». Именно в XVII в. зарождается такой важный феномен, как общественное мнение – особое идейно-психологическое явление, возможно только в гражданском обществе, осознает как свою связь с государством, так и относительную независимость от нее.

В конце XVII в. в Западной Европе появляются первые профессиональные писатели.Атмосфера публичного обсуждения проблем общественной жизни и литературы способствует расцвету публицистики и периодических изданий. XVII в. характеризуется также и как век науки. Возникает новая, более привычная для современного человека классификация отраслей науки и их новая иерархия. Все это и определило главный вектор развития человеческой мысли XVII и последующих веков развития человеческой цивилизации. Литературная эпоха датируется примерно с 90-х годов XVI в. до 80-90-х годов XVII в.

Главными литературными направлениями XVII в. стали барокко и классицизм, которые, каждый по-своему, отразили господствующие тенденции мироощущение человека той эпохи. Художники барокко изображали человека, полностью возлагалась на иррациональные силы, заранее определенную долю, душу которой, в результате потери гармонии с миром, разрывали трагические противоречия бытия, неуверенность и постоянные сомнения. Напротив, в произведениях представителей классицизма мироощущение человека становится более определенным, целенаправленным, полным веры в способность человеческого разума преодолеть сложные препятствия судьбы, постичь тайны природы и проблемы общества, улучшить человеческое естество и окружающий мир.

Барокко – это название первого общеевропейского направления, которое пришло на смену художественному стилю, произведенном в эпоху Возрождения.

Происхождение термина барокко выводят от португальского perola barroca (жемчужина неправильной формы) и латинского слова barroco (странный, причудливый), которым обозначали один из силлогизмов (логических суждений) в средневековой философии и который отличался своей сложностью и странностью.

Значение термина барокко бы отражает различные аспекты этого художественного направления: с одной стороны, изысканный, артистичный и аристократический элемент, страсть к экзотическому, красочного стиля и, с другой, связь со старым религиозным мировоззрением. И это действительно так, поскольку барокко удивительно соединило в себе аскетизм средневекового мышления с изящной роскошью поэтической фантазии.

Как и предыдущее идейно-художественное движение, известное под названием Возрождение, барокко охватило все сферы духовной, в том числе и художественной, деятельности человека, ярко проявив себя в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и литературе.

Исторические и идеологические предпосылки возникновения барокко связывают чаще с кризисом эпохи Возрождения.

Идеологические предпосылки барокко

Идеологической и художественной предпосылкой барокко была контрреформация, а барокко – ее эстетическим выражением. В 1540 римский папа основал орден иезуитов, основными и наиболее активными пропагандистами барокко в искусстве. В течение XVI-XVII вв. иезуитский орден распространяется по всем странам католической Европы и вместе с ним распространяется барокко. Но при этом полного возврата к средневековью, как того хотела католическая церковь, все же не произошло.

Как следствие – барокко стало своеобразным синтезом культур средневековья и античности.Поэтому для художников барокко характерно примирения противоречий: земного и небесного, духовного и светского, античности и христианства. Барокко пыталось совместить чувственность и аскетизм, отвлеченность идеи с конкретностью и даже натуралистичностью изображения, фантастичность, мистику и правдоподобие.

Тематика и художественные черты барокко

Самыми яркими были признаки барокко в тематике произведений. Для барокко характерны иносказание, мистицизм, интерес к трагическим противоречивым бытиям: жизни и смерти, бренного и вечного, вообще сочетание несочетаемого – смешного с печальным, трагического с комическим, высокого с низким («радостный грустный», «богатый нищий», «немой говорящий», и т.п.). Остроумие, парадоксальность, контрастность – это те черты произведения, наиболее ценили художники барокко.

Любимые темы художников барокко – иллюзорность и мимолетность человеческой жизни, метафорически осмысливаемой в образах жизни как сна, жизни как театра или лабиринта;трагическая неустроенность мира; роковая подчиненность человеческой судьбы божественной воле; греховность человеческой природы.

Распространенными мотивами поэзии барокко становятся разнообразные природные катаклизмы (бури, наводнения, землетрясения) и социальные потрясения (войны, восстания, народные волнения), трагические противоречия в душе человека как отражение противоречий между небесным и земным, рациональным и иррациональным, страстью и моральным долгом, мотивы отчаяния, уныния и обреченности.

В произведениях барокко чаще доминирует мрачный, пессимистический пафос.Напряженная эмоциональная атмосфера произведений барокко рассчитана на то, чтобы максимально поразить, взволновать читателя.

Художественные приемы барокко

Художественные приемы барокко – это чрезмерная метафоричность, изысканность, усложненность языка, разнообразные стилистические эксперименты с формой художественного произведения, элементы фантастики, использование различных эмблем, аллегорий и символов, через которые художники барокко пытались осмыслить сокровенный смысл обыденных вещей (например, человеческая жизнь ассоциировалось с «бешеным зверем», преследующим собственную тень, или с розой, быстро теряющей свои лепестки, оставляя взамен сухой стебель и острые шипы, и др.). В основу сюжета барочного произведения, как правило, положена история духовного испытания человека.

Жанры барокко

Наиболее распространенными жанрами барокко были пасторальная поэзия и драма, пасторальный роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма. По тематике барокко иногда делят на высокое, что отражало идеологию и эстетические вкусы аристократии, и низкое, которое отражало проблематику жизни демократических слоев общества.

  1. Термин «барокко» впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Впоследствии его стали использовать для обозначения других художественных явлений: в XVIII в. – До музыкальных произведений, в XIX в. – К скульптуре и живописи.
  2. В конце XIX в. начинают говорить о барокко в литературе. Первый термин «барокко» в 1878 использовался для характеристики литературных явлений Фридрихом Ницше.
  3. В широкий литературный оборот термин вошел после появления в 1888 книги швейцарского филолога Генриха Вельфлина «Ренессанс и барокко».
  4. В начале XX в. велись дискуссии о барокко в восточнославянских литературах. После оживленной дискуссии на страницах нашей периодики сформировалось мнение о том, что барокко является ярким проявлением стиля в искусстве.
  5. Традиции барокко нашли свое дальнейшее развитие в литературе XIX-XX вв.
  6. Родственные барокко литературные явления этой эпохи принято обозначать термином необарокко.
  7. Своеобразной визитной карточкой барокко стали разнообразные эксперименты с формой стиха. Распространены были такие формы, как акростих и мезостих (в первом начальные буквы каждой строки образовывали имя автора, во втором – нужные слова состояли из букв, которые были в центре стихотворения), каббалистические стихи (числовое значение букв славянской азбуки давало возможность подсчитать год написания произведения), фигурные стихи (печатались в форме креста, яйца, рюмки и т.д.).

Итоги статьи или главные аргументы в пользу барокко

Существует красота вполне ясная, вполне приемлемой формы и рядом с ней красота, основанная как раз на неполном восприятии, на таинственности, которая никогда полностью не раскрывает своего лица, на загадочности, которая ежесекундно приобретает другой вид (Генрих Вельфлин об отличиях искусства Ренессанса и барокко).

Барокко было попыткой нового синтеза представлений о мире и человеке, углубленных и осложненных кризисом Ренессанса.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 годы).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
Позже, в начале 18 века французы выработали свой стиль, разновидность барокко - рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг (нем.) русск., Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель - Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.



Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции - Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения - классицизма.