Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сравнительная характеристика онегина и ленского отношение. Сравнительная характеристика евгения онегина и владимира ленского сочинение. Сочинение Онегин и Ленский

«Евгений Онегин» - произведение во многом новаторское. Одно из подтверждений этого факта - Пушкин создал принципиально новый типаж, коим стал Евгений Онегин - главный герой «романа в стихах». Роль Ленского скромнее - он сюжетный партнер Онегина, однако и в Ленском в полной мере «отразился век».
Пушкин сразу знакомить читателя с Онегиным и лишь тогда, когда известно множество подробностей жизни, характера, воспитания Онегина, в романе появляется Ленский. Эти два героя были совершенно разные, однако между ними было много общего.
Например, оба - дворяне, молодые и имеющие состояние, принадлежащие к высшему слою общества. Онегин - "продукт" светского Петербурга. Он «учился» «шутя», легко говорил по-французски, был «умен и очень мил». Онегин рос без матери, его учил, весьма посредственнл, гувернер-француз, героя постоянно баловали. Онегина никогда не приучали к труду, что впоследствии стало причиной многих проблем героя. Жизнь молодого дворянина не обремененного службой была «однообразной и пестрой».
О том, как рос Ленский известно намного меньше. Он, как и Онегин, получил нерусское образование: учился в Европе, откуда «с душою прямо геттингенской» вновь вернулся в усадьбу. Ленский - поэт и этим он близок Пушкину, хотя автор иронизирует над стихами героя.
Ленский восхищался немецкой культурой, Шиллером, Гете, Кантом. Онегин предпочитал трактаты Адама Смита, пренебрегал древнегреческими авторами. В начале 19 века молодое поколение увлекалось поэтами и философами, Онегина привлекали естественные науки, которые он даже пытается применить в своей деревне: «ярем он барщины... оброком... заменил». Адам Смит доказывал неэффективность крепостного права, так что в то время увлечение подобными вещами говорило и о смелости, свободомыслии.
Если Онегин успел насытиться любовными приключениями, светскими радостями, стать циником, скептиком, то Ленский наивен как ребенок, он верует в нежные чувства. Онегин снисходителен к откровенным признаниям приятеля..
Да, герои были в чем-то похожи и одновременно совершенно разные. Несмотря на то, что их дружба возникла «от делать нечего», это порождало между ними жаркие дискуссии и споры. Они противопоставлены провинциальным соседям с их "низкой" тематикой разговоров.
Оба героя одинаково непонятны окружающим: и Онегин с его «неподражательной странностью» - своеобразным протестом против сложившихся стереотипов поведения в обществе, и Ленский, со своей наивной и пылкой душой. Они не могли вписаться в унылую и монотонную деревенскую жизнь.
Оба характера дисгармоничные: у Онегина разум довлеет над чувствами, у Ленского - наоборот. Оба персонажа не являются пушкинскими идеалами: у одного гипертрофированы чувтства, у другого - разум.
Кульминацией романа является дуэль Ленского и Онегина. Несмотря на то что она нелепа, немотивированна, поединок обнаружил яркие черты характеров персонажей.
Пушкину нравилась в Онегине «неподражательная странность», и «игру страстей» знал и Онегин и сам Пушкин. Но герой интересен Пушкину не только этим: Онегин не просто «прекрасный человек», а характер, способный развиваться. Уже в первой главе происходит один из переломных моментов его судьбе: герой отказывается от стереотипов светской жизни, и среди одноликой толпы вдруг появляется яркая, незаурядная личность. Онегин был в духовном поиске: он занимается чтением, пытается писать. Герой долгие годы хочет освободиться от старх привычек, установок, но у него ничего не получается. И в столице, и в провинции его одолевает скука. Замена светской жизни деревенкской сделала Евгения созерцателем. В деревне его ожидали в два испытания - любовью и дружбой, которые показали, что за внешней свободой не всегда следует избавление от ложных предрассудков.
Евгений был благороден с Татьяной был благороден и тонок. Он сумел разглядеть в Татьяне что-то настоящее, искреннее. Но будучи человеком с «резким, охлажденным умом», Онегин не способен полюбить в ответ. Несовпадение их нравственных точек зрения и является сущностью несостоявшихся отношений. Евгений просто не верил в любовь.
По этой же причине - неспособности героя жить жизнью чувства - Онегин не выдерживает испытание дружбой. Но Онегин был равнодушен к участи Ленского и все думал о том, какое впечатление он произведет на окружающих. И только убив Ленского, Онегиным вдруг овладела «тоска сердечных угрызений».
В восьмой главе мы видим совершенно преображенного Онегина. Теперь это не рассудочный, холодный человек, а пылкий влюбленный. Теперь разум побежден - Онегин любит. Однако автор не подводит итогов, он лишь подчеркивает способность Онегина к смене ориентиров, готовность к поступку. На примере Онегина Пушкин показывает путь духовного развития: от ложных ценностей к истинным - любви и дружбе.
Онегин и Ленский объединены авторским сочувствием к их разрушенным судьбам, несбывшимся надеждам. Оба эти героя - антиподы. Но антагонистами они не являются, как Чацкий и Молчалин или Печорин и Грушницкий. Это не герой и злодей, а люди, по-разному воплотившие в себе чувство эпохи. Герои Пушкина отрицали общепринятые нормы и будили живое чувство...

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

— мой любимый поэт, чьи произведения можно назвать гениальными. Каждое из них я читаю с удовольствием, но одним из самых любимых является . Его мы изучали на уроках литературы, а теперь нам нужно дать сравнительную Онегина и Ленского.

Сравнительная характеристика двух героев

Прочтя роман Евгений Онегин, можно с уверенностью сказать, что Онегин и Ленский являются центральными фигурами произведения и играют важную роль в раскрытии сюжета. Чтобы понять образ Онегина и Ленского давайте сделаем краткую сравнительную характеристику этих героев по отдельности.

Краткая характеристика Ленского

Для того, чтобы познакомиться предметно с характеристикой Ленского давайте обратимся к цитатам из произведения. Во время событий, описанных в романе, Ленскому было восемнадцать. У него было «младое юное сердце». Он не любил светскую жизнь, не был испорчен балами, был чист душой, которую «не изменил веселый шум». Образование свое получил в Германии, был влюбчивым и робким. В романе Евгений Онегин это живой персонаж, вспыльчивый, верящий как в дружбу, так и в любовь. Ленский в душе романтик и поэт. Владимир полюбил Ольгу, и когда посвящал ей стихотворения, то был «певцом любви». У Ленского была пылкая натура, полная вдохновения и веры в лучшее.

Краткая характеристика Онегина

На момент встречи с Ленским Онегину было двадцать шесть. В отличие от Ленского, светскую жизнь Онегин любит, что бывало «сразу в три дома его звали». Онегин «герой забав и роскоши дитя», но жизнь его однообразная и пестрая. Евгений Онегин умеет обращаться с женщинами, ему легко удается их соблазнить. Пушкин называет Онегина «развратителем и искусителем младых сердец». Как говорится в романе, этому персонажу надоела дружба и он не верит в любовь, так как устал от измен. Характер у Онегина был твердый и «остывший к жизни». Ему надоели знакомства и Онегин хочет уединения. Нормой для Евгения была ветреность в отношениях.

Свои знания Онегин получал дома, при этом его учили так, чтобы дитя не измучилось. В целом, он был умным, любил историю, знал классическую литературу, интересовался греческой и римской литературой, имел поверхностное представление о политэкономии и об общественных науках. Если Ленский не только любил стихи, но и писал их, то Онегин не понимал данное творчество. Он вообще забыл, когда читал подобные произведения. Евгений предпочитает читать экономическую литературу. У Онегина не было цели в жизни, она у него была пустой и он ни к чему не стремился.


ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям.

Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

Имя Александра Пушкина является родным для русского читателя и уважаемым далеко за пределами России. Его стиль письма принято считать безупречным, ему подражали и подражают многие поэты. Дети зачитываются сказками Пушкина, а взрослые познают глубину стихотворений и поэм. Удивительным по красоте формы и глубине содержания является его роман в стихах « ». Персонажей этого произведения можно отнести к вечным образам, ведь они давно стали жить не только на страницах романа, но и за его пределами.

Главным героем является столичный дворянин Евгений Онегин. Владимир Ленский – друг главного героя, а значит, тоже немаловажный персонаж. Сравнительная характеристика этих образов позволит глубже раскрыть их сущность.

Может называться баловнем судьбы. Он - дворянин, с детства живущий в достатке. Его обучением занимался гувернер-иностранец, который не перетруждал ученика наукой. Поэтому герой самокритично отзывается о своем образовании: обучался «чему-нибудь» и «как-нибудь». Но благодаря любви к чтению и острому уму Онегин, все же был неплохо образован. Он «блистал» умом на балах, ведь умел красиво рассуждать на любые темы. И хотя познания его были в основном поверхностными, но большего «высокообразованное» столичное общество и не требовало.

Евгений безупречно владел французским языком, что всячески поощрялось в среде русского дворянства того времени. Что же касается родной культуры, традиций, то этим герой интересовался очень мало.

– утонченная романтичная натура. Он, как и Евгений, был довольно умен. Известно, что обучался Владимир в Геттингенском университете в Германии. Герой увлекался философией Канта и поэзией. Здесь прослеживается авторский намек на то, что Ленский – идеалист. Но глубиной суждений герой все же не отличался. Поэтому, возможно, что все его высокие романтичные порывы объясняются юношеской пылкостью и чувственностью натуры. Ведь Владимиру Ленскому всего лишь 18 лет. В этом возрасте многие пишут несложные любовные стихи.

Характер Евгения Онегина сложен и неоднозначен. Он умеет вести себя в обществе: способен поддержать любую беседу, искусен в любви, изворотлив в поступках. Евгений рано обучился мастерству лицемерия и лести, поэтому хорошо вписывался в круг «золотой молодежи». Но в глубине души такой способ жизни ему был противен. Герой стремился найти в жизни хоть что-то настоящее. Но душевные порывы разбивались о его «постылые» привычки. Именно так он объясняет и свой отказ Татьяне Лариной. Он смог разглядеть в той девушке чистую настоящую душу, но не смог взять за нее ответственность.

Владимир Ленский – юный романтик, идеалист-теоретик. Он неплохо знаком с трудами иностранных философов, но далек от настоящего понимания родной культуры. Его можно сравнить с красивым цветком, лишенным корня. Он красив лишь временно: под тяжестью малейшего ветерка он будет сломлен.

Евгений Онегин не любит среду, в которой живет. Но не верит в то, что может что-то изменить. Поэтому словно мстит обществу своим цинизмом.

Евгений Онегин – представитель «лишних людей» в литературе. Они везде чувствуют себя чужаками, виня в этом лишь общество. Хотя во многом виноваты сами. Евгений Онегин не привык добиваться чего-то тяжким трудом, поэтому и отыскать свои идеалы просто ленится.

Евгений Онегин и Владимир Ленский во многом похожи: оба принадлежат к высшему столичному обществу, умны, начитанны. Но все-таки они являются антиподами. Образ Владимира Ленского оттеняет образ главного героя, позволяя узнать его лучше.