Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сравнить чистый понедельник и солнечный удар. Чистый понедельник. Выдержка из текста

Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Но все же я ценю талант Ивана Алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. И особенно мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь.
В этих произведениях наиболее ярко раскрывается дарование автора к описанию всего сокровенного, порой совсем необычному, к передаче идей и мыслей. Необыкновенная поэтичность привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с такой тематикой. Если проследить все творчество Бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдает предпочтение. Меня интересует сборник «Темные аллеи», написанный в годы второй мировой войны, ведь он полностью посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. На мой взгляд основной «тезис» творчества Бунина заключается в цитате: «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». Но в любовных драмах сборника, а именно они и составляют его основу, можно также убедиться в том, что Бунин ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. Иван Алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. Но это не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности.
Наиболее известны читателям рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и «Натали». Все они отлично подходят под описание трагичной любовной истории с печальным концом, но в каждом из них Бунин открывает нам новый аспект, новый взгляд на любовь.
Герои «Солнечного удара» совершенно случайно знакомятся на пароходе. Но их мимолетное влечение не проходит бесследно для обоих персонажей. Она говорит поручику: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Но это потрясение касается его, лишь когда он, проводив ее на корабль, возвращается в гостиницу. Сердце его «сжалось непонятной нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии. Любовь, которую поручик осознал слишком поздно, почти губит его, он готов умереть за еще один день, проведенный с ней. Но мы убеждаемся в том, что на самом деле любовь – это благо, несмотря на то, что она обрывается так стремительно, понимаем, насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
В новелле «Чистый понедельник», столь любимой автором, нам рассказывается о неразделенной любви героя к загадочной героине. Она не интересуется и даже отвергает многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная натура не дает покоя герою. Отчужденность героини («ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…») разъясняется в Прощеное воскресенье, когда герои отправляются вместе на кладбище. Мы узнаем о ее увлечении стариной, кремлевскими соборами и монастырями. Героиня пытается найти смысл и опору в окружающем ее мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. Смысл названия в том, что героиня, не найдя красоты и духовности в современном мире, очищается от предыдущей жизни и уходит в монастырь, где, как ей кажется, она будет счастлива.
Главный герой третьего рассказа, Виталий Мещерский, оказывается сам виновным в любовной трагедии, разыгравшейся между ним, кузиной Соней и ее подругой Натали. Студент не может решить, предпочесть ли «страстное телесное упоение» к Соне или искренне и возвышенное чувство к Натали. Уход от выбора заканчивается трагическим финалом. Автор показывает нам то, что чувство Виталия к Соне напускное, а любовь к Натали истинна, доказывает ее превосходство.
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает, что любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. Несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, - это великое чувство. И я с этим полностью согласен.

Тема любви является главной в творчестве абсолютного большинства русских писателей, к ним относится и И.А. Бунин с А.И. Куприным.

Но у этих двух писателей, друзей, ровесников были совершенно разные понятия любви. По Бунину – это «солнечный удар», короткое мгновенное счастье, а по Куприну любовь-трагедия. Но они оба понимали, что это чувство может принести не только высочайшее счастье и блаженство, но часто и муки, страдание, горе и даже смерть. Именно это и хотят показать нам авторы.

Характерной чертой произведений И.А. Бунина следует назвать отсутствие ровной, продолжительной и умиротворенной проходящей любви. Любовь, которую воспевал И.А. Бунин, – это короткая, мимолетная ослепительная вспышка. Она отличается своим внезапным появлением и длительным и ярким следом в воспоминаниях влюбленных. Люди, в сердцах которых вспыхнуло это неожиданное и бушующее чувство, заранее обречены на расставание.

Именно этот феномен яркой, безумной, но недлительной страсти, чувство, отличающееся своей мимолетностью, но сладким шлейфом воспоминаний, и является истинным проявлением любви по Бунину. Он, словно указывает читателям, что только мимолетно возникающее чувство, которое не станет началом новой истории долгой совместной жизни, будет жить в памяти и сердцах людей вечно.

Любовь с первого взгляда – мимолетная, пьянящая, завораживающая – именно о таком чувстве кричит каждое слово рассказов « » и « ».
В «Солнечном ударе» сложность осознания И.А. Буниным любви заключается в воспевании не чувственности и продолжительности чувства, а в его мимолетности и яркости, которые и насыщают любовь неведомой силой.

Уходя, женщина говорит:

«Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…»

В «Чистом понедельнике» история людей, познавших чувство любви, немного отличается от истории героев «Солнечного удара». Молодой человек уже давно ухаживает за дамой. Она отвечает ему взаимностью. Их любовь возникла неожиданно, но у нее было продолжение. Но именно это продолжение изо дня в день показывает, что влюбленные в душе совершенно разные, даже противоположные личности. И это подводит их к неминуемому финалу – расставанию.

Внешне похожие люди имеют слишком много различий на духовном уровне. Оба героя посещают концерты, «капустники», театр, читают произведения модных писателей, но внутренний мир героини намного сложней. Она не такая, как все. Она особенная, «избранная».

Мы видим ее длительные поиски своего места в жизни среди современных, богатых людей. К сожалению, мир, в котором она существует, мир празднества и моды, заведомо обрекает ее на погибель. Она сможет вырваться из этой клетки, найдя спасение в Боге. Героиня находит приют в церкви, обители. Но там нет места плотской любви, невзирая на ее силу и чистоту. Девушка делает решительный шаг – расстается с любимым. Этот шаг дался ей нелегко, но именно она спас ее от губительного финала.

Читая строки произведений Бунина, понимаешь, что любовь прекрасна, но именно поэтому она обречена.

А.И. Куприн был певцом светлых чувств, как и И.А. Бунин, но его мнение на их счет было немного иным.

По-моему, его отношение к любви в полной мере объясняет генерал Аносов из « ».

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей трагедией в мире»,

Генерал Аносов для осознания всего смысла произведения имеет большое значение. Именно он пытается заставить Веру Шеин отнестись к чувству таинственного П.Ж. серьезнее. Ему принадлежали пророческие слова:

«…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Он медленно, но верно подводит ее к выводу, который давно сделал и сам автор: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим достойным ее людям. Видимо, бедный был именно таким человеком: восемь лет в его сердце «пылало» это неразделенное чувство, которое «сильно, как смерть». Он пишет ей письма полные любви, обожания, страсти, но не надеется на взаимность и готов отдать все.

Последнее, предсмертное письмо Желткова поднимает тему неразделенной любви до высокого трагизма, каждая его строчка, словно наполнена глубочайшим смыслом. Он не упрекает любимую в том, что не обращала внимания. Нет. Он благодарит ее за то чувство, которое познал только благодаря ей, своему божеству.

Именно как к божеству, он обращается к Вере своими последними словами:

«Да святится имя твое».

Только потом, слушая вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна понимает, что в нескольких шагах от нее прошла настоящая любовь, «которая повторяется один раз в тысячу лет» . Она шепчет слова, которые моги прозвучать только из уст Желткова. Смерть «маленького» человека словно пробуждает саму Веру Шеин от долгого духовного сна, открывает ей доселе неведомый мир прекрасных и чистых чувств. Любовь хоть на миг, но соединяет две души.

Рассказ «Гранатовый браслет» повествует не только о любви, которая «сильная, как смерть», но и о любви, победившей смерть:

«Ты обо мне помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко…»

Все произведение окрашено светлой печалью, тихой грустью, сознанием красоты и величия все побеждающей любви.

Любовь – самое замечательное чувство, которое существует на земле. Когда человек любит, мир кажется ему прекраснее, даже когда объект почитания не отвечает взаимностью, как это нередко случается в произведениях А.И. Куприна. Также любовь может развиваться годами, но может и нагрянуть, как гром среди ясного неба, как обычно и случается у И.А. Бунина

Сочинение

Жизнь без иллюзий - вот рецепт счастья.
А.Франс

В творчестве Бунина можно выделить несколько главных тем, которые особенно волновали писателя и, можно сказать, сменяли друг друга. Первый период творчества Бунина был посвящён главным образом изображению русской деревни, нищей и убогой. Все симпатии автора в деревенских рассказах были на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой и голодом крестьян. Лучшим произведением Бунина о деревне считается повесть «Деревня». Первая русская революция (1905-1907) глубоко потрясла писателя, изменила его жизненные взгляды. Начинается второй этап творчества Бунина, когда писатель отходит от изображения современной русской жизни, от её злободневных проблем и обращается к «вечным» темам - философским размышлениям о смысле жизни, о жизни и смерти в рассказах «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Третий этап творчества Бунина начинается с эмиграции из России (1920). Теперь самое большое внимание писатель уделяет изображению любви, которая занимает важное место в романе «Жизнь Арсеньева» (1933) и становится главной темой сборника «Тёмные аллеи» (1946). Хотя «Солнечный удар» написан в 1925 году, по идее и художественным приёмам он весьма близок к рассказам из названного сборника.

В сборник «Тёмные аллеи» вошли 38 историй любви. Все они, как уже много раз отмечалось в критической литературе, построены по одной сюжетной схеме: встреча героев (мужчины и женщины), их сближение, страстная сцена, расставание и осмысление этой любовной истории. Критики утверждают даже, что Бунин вообще не придумывал новых сюжетов: «Солнечный удар» напоминает «Даму с собачкой» А.П.Чехова, «Чистый понедельник» - «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева и т.д. В рассказах сборника описываются главным образом ситуации, не прикреплённые к конкретному месту и времени. Из текстов понятно только, что все события происходят где-то в России до 1917 года. К редким исключениям относится рассказ «Чистый понедельник», где действие происходит в Москве в 1912 году.

В рассказах Бунина о любви практически отсутствует предыстория героев. Писателя нисколько не интересует их прежняя, заурядная жизнь. Он опускает все обычные биографические подробности: профессию, социальный статус, материальное положение, возраст героев - и оставляет одну-две детали, чтобы сохранить правдоподобие. Герой «Солнечного удара» - поручик, а «Чистого понедельника» - пензенский барин (причём оба без имени). А героини рассказов соответственно - хорошенькая дама, возвращающаяся домой из Анапы, и курсистка (обе опять без имени). Внешний вид героев описан в самых общих чертах. У поручика из «Солнечного удара» обычное серое офицерское лицо, а дама - маленькая «прекрасная незнакомка», как она сама себя называла. Герой «Чистого понедельника» обрисован коротко: молод и красив нерусской красотой, «сицилианец какой-то». Героиня «Чистого понедельника» получает более подробный портрет, потому что влюблённый рассказчик никак не может разгадать эту странную девицу: у неё чёрные глаза и волосы, яркие пунцовые губы, янтарный цвет лица - «у неё красота была какая-то индийская, персидская».

Итак, для Бунина в рассказах о любви не важны место или признаки места действия, время или признаки времени, внешний вид героев, их социальное положение. Всё внимание писателя сосредоточено на изображении чувства любви. Следовательно, все рассказы сборника «Тёмные аллеи» являются психологическими, так как в них описываются разнообразные чувства влюблённого мужчины. При этом главными персонажами всех рассказов становятся женщины, за которыми наблюдают мужчины- рассказчики. Таким образом, Бунин употребляет два различных приёма для изображения чувств человека - тщательное описание для чувств рассказчика и психологические детали для описания переживаний героини, которые рассказчик может только угадывать.

Любовь, по Бунину, - это сильнейшее чувство, поэтому переживания героя обычно очень насыщенны, его психологическое состояние взвинченно. Подавляющую часть «Солнечного удара» составляет описание переживаний поручика после отъезда «прекрасной незнакомки»: сначала он беззаботно обдумывает ночное приключение (явно не первое в его жизни) и только потом вдруг понимает, что такая встреча никогда не повторится, что это было счастье.

Сюжетное своеобразие рассказов Бунина о любви выразилось в переплетении психологического изображения и философских идей: в рассказах представлен взгляд писателя на «вечную» тему - что есть любовь в жизни человека? Любовь, которую европейская философия на протяжении веков считала украшением и смыслом жизни, приносит, по мнению Бунина, лишь страдания и грусть. «В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его, почти верное знание, что потеряешь!» - пишет Бунин в своём дневнике. Отсюда следует спасительный вывод: чтобы в человеческой жизни было меньше страданий, надо ничего не желать, ни к чему не привязываться душой, никого не любить (такое спасение от страданий проповедует буддизм). Но бунинские герои в рассказах о любви не следуют этой мудрости; они влюбляются и, следовательно, страдают, но ни за что не соглашаются отказаться ни от этого счастья, ни от прекрасной грусти.

По Бунину, прекрасная любовь должна быть мимолётна, иначе она переродится в скучную и пошлую историю. После долгого раздумья поручик из «Солнечного удара» соглашается с незнакомкой: их встреча была как солнечный удар, как затмение, ничего подобного в их жизни не было; чтобы сохранить это необыкновенное впечатление, надо расстаться. Памятным на всю жизнь остаётся для героя-рассказчика из «Чистого понедельника» короткий, так неожиданно оборвавшийся роман с непонятной курсисткой: в ночь с последнего дня масленицы на Чистый понедельник он получил доказательство её любви и сразу - вечную разлуку. Таким образом, любовь делает жизнь бунинских героев не только значительнее, но и трагичнее из-за краткости счастливого мгновения, которое уже никогда не повторится.

В рассказах Бунина о любви отражается трагичность времени, в которое жил писатель. Счастье любви оказывается для героев очень хрупким, его разрушают смерть, исторические катаклизмы, пошлость жизни. Об этом говорит героиня «Чистого понедельника», повторяя слова Платона Каратаева: «Счастье наше, дружок, как бредень: тянешь - надулось, вытащишь - ничего нету». Значит, погоня за счастьем бесполезна? Значит, надо искать цель жизни в другом? А в чём? Ответ Бунина на этот философский вопрос находится в рассказе «Чистый понедельник» - в уходе от суеты мирской жизни, в обращении к Богу. Героиня рассказа обладает противоречивой натурой русского человека, в ней соединились западный рационализм и восточная шаткость, непоследовательность. Эта противоречивость русского характера, по мнению писателя, определяет сложность исторической судьбы России. В рассказе Бунин показывает, как герои накануне мировой войны и революций определяют для себя главные жизненные ценности: герой-рассказчик видит смысл жизни в муках и счастье земной любви, а героиня - в отказе от земных страстей и в совершении духовного подвига.

Подводя итог, следует отметить, что философское осмысление жизни у Бунина трагично. Такой взгляд логично вытекает из убеждения писателя, что человеческая жизнь трагична изначально из-за своей скоротечности, призрачности целей, неразгаданности тайны бытия. Этот философский взгляд проявился в бунинских рассказах о любви.

Однако в бунинских рассказах о любви есть парадокс. Писатель, увлекавшийся буддизмом, знает, что для счастья необходимо отказаться от желаний, но при этом он с необыкновенным искусством рисует любовные переживания, которые потрясают души героев. Иными словами, буддийские самоограничения приводят к противоположным результатам: Бунин ещё острее ощущает радость бытия, неповторимость и величие любви в человеческой душе и мастерски передаёт эти чувства.

1. Введение 3

2. История создания цикла «Тёмные аллеи» 4

3.Сюжетная линия и образы 5

4. Анализ произведений 7

4.1Анализ рассказа «В Париже» 8

4.2Анализ рассказа «Кавказ» 10

4.3Анализ рассказа «Солнечный удар» 11

4.4Анализ рассказа «Чистый понедельник» 12

5.Заключение 14

6.Список литературы 15

Выдержка из текста

Иван Алексеевич Бунин — сын Алексея Николаевича и Людмилы Александровны, девичья фамилия которой Чубарова, появился на свет

1. октября в 1870 году. Бунин имел своеобразную особенность создания своих рассказов: «Садился за писание, и это значило, что надолго, пока не выпишусь до конца. Это является стартом, который автор подолгу прячет внутри себя, а иногда садится писать моментально, если он находится в уединённой рабочей колее.

Задачи исследования Для достижения цели исследования проводится анализ произведений Стравинского в рамках проекта «Русские сезоны» От первых произведений «Жар- птица», «Петрушка» к деперсонифицированным и бессюжетным балетам «Свадебка» и «Весна священная». Рассматривается работа Стравинского с хореографами, декораторами.

Предмет исследования В ходе исследования выявляются особенности произведений И. Стравинского. Рассматриваются предпосылки создания балета, являющегося прародителем современной музыки с ее ломанными ритмами и современного танца, отличного от классического балета.

Первая часть работы, посвящена рассмотрению истории формирования и развития особых экономических зон, проблемы государственного регулирования особых экономических зон в Российской Федерации, так же зарубежный опыт создания и управления особыми экономическими зонами.

Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности, в том числе мотивации и стимулирования трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как Л. Брентано, Р. Дафт, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Л.И.Божович, К.К.Платонов, Д.А.Леонтьев, Е.П.Ильин, В.С.Магун, П.М.Якобсон и др.

6.Список литературы

1. Иван Алексеевич Бунин. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1/ ред. Н. А. Самохвалова; оформлено В. В. Ерёмина; тех. ред.: В. Н. Весёловская / общ. ред.: Н. М. Любимова / Москва, изд. Правда 1988

2. Иван Алексеевич Бунин. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3/ ред. Н. А. Самохвалова; оформлено В. В. Ерёмина; тех. ред.: В. Н. Весёловская / общ. ред.: Н. М. Любимова / Москва, изд. Правда 1988

3. Иван Алексеевич Бунин. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4/ ред. Н. А. Самохвалова; оформлено В. В. Ерёмина; тех. ред.: В. Н. Весёловская / общ. ред.: Н. М. Любимова / Москва, изд. Правда 1988