Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке Валерия Беляковича. Театральная афиша - отзывы о спектакле Спектакль мастер и маргарита белякович

Не могу не уделить внимание театру, хоть и нарушаю этим хронологию новостей (какая, пёс, разница!)

Итак, театральная новость № 1 – премьера!
Премьеры я очень люблю. Кто бы что ни говорил, а лучшие спектакли – именно первые, когда есть еще внутри всего актерского ансамбля "горячка". Новизна, зал битком, много цветов.

Валерий Белякович ставит в Доронинском МХАТе не впервые. Я сама уже видела его "На Дне", "Горячее Сердце" и "Сон в летнюю ночь".
Хоть спектакли вроде бы дублируют постановки на родной сцене театра на Юго-Западе, друг на друга они не похожи ("На Дне" я смотрела и там и там). Не знаю, зачем Белякович цитирует свои постановки, пробует их с разными труппами и в разных странах, ему виднее; интереса моего эти манипуляции не отменяют.

Валерий Белякович – особый формат, отличный от классики в реалистичных декорациях, которой славятся постановки Татьяны Дорониной и большинства режиссеров, приглашенных во МХАТ на Тверском. У Беляковича декораций мало. Часто это одна конструкция: карусель в "Горячем Сердце", ряды нар в "На Дне", тканевые колонны в "Сне". И только. Дальше всё подсвечивается лучами, оформляется дымом, подкрашивается музыкой. И, само собой, наполняется актерами.
В "Мастере и Маргарите" развешены жестяные листы, которые превращаются то в страницы рукописей, то в шезлонги Ялты, то в колоннаду дворца. По ним стучат, на них летают. Подходящее оформление для романа, который принято считать романом грозы:

Каждый спектакль Беляковича – мощная машина с четким рисунком. И из этой машины выходят актеры из плоти и крови, которые от всего механизма только заметнее. Вот и в "Мастере и Маргарите" откровенных неудач нет. Есть более и менее удачные попадания, более и менее интересные образы.
Расскажу о хорошем:
– Александр Титоренко. Удивительные глаза у этого Мастера! Чистый и ясный образ:

Воланд и свита . Воланда играют в два состава, я видела оба. Первый Воланд – Михаил Кабанов – получился добрым, с мягкими глазами, понимающей улыбкой. Он потрясающе наблюдает за публикой в сцене варьете. Второй Воланд – сам Валерий Белякович – преисполнен озорным пониманием спектакля. Им хорошо перподносится одна из истин романа "Каждому будет дано по его вере". Но сказывается, что Белякович привык играть на небольшой зал, на огромное пространство его пока не хватает.
Но больше всего из этой шайки впечатляет Коровьев – новый артист Георгий Иобадзе. Он будто родился в романе Булгакова и воплотился в спектакле Беляковича. Пластика, подвижность, интонации, чувство грани. Ярослав впечатлился и сказал, что прямо завтра дал бы ему звание народного артиста! Классная, точная, качественная работа.
Коровьев и симпатичный Кот Антона Наумова (Кот - стоя):

Библейские сцены понравились величием. Понтий (Валентин Клементьев) – глыба. Иешуа (Андрей Чубченко) – искренний. Левий (Максим Дахненко) – гипнотический.
И даже в менее значимых ролях есть удачи. Например: 1) Лиходеев – Александр Карпенко – прекрасно просыпается в своей комнате после вечерней гулянки!! 2) Карпова - Арина Алексеева - телеграфистка, которая зачитывает телеграммы Лиходеева из Ялты. Небольшая, казалось бы, роль о том, что маленьких ролей не бывает. 3) У Варенухи (Кирилл Ананьев) уморительно получается сцена вампиризма.
Закругляюсь с перечислением. Многое понравилось.

Что сказать. Прежде всего, роман передан, а спектакль – увлекателен. Здесь и червонцы полетят, и на бале жутко станет:

фото Арины Алексеевой

Записки дилетанта.

№ 34. МХАТ им. Горького. Мастер и Маргарита (М. Булгаков). Реж. Валерий Белякович.

Картинки с выставки.

Непросто передать, даже за три с половиной часа, всю сложность и многогранность романа «Мастер и Маргарита». Зрителей встречают семь экранов из подвешенных листов мятой, колеблющейся жести, подсвеченные проектором. Это единственные декорации спектакля. Они будут превращаться то в бумагу, исписанную кривыми строчками, то освещённые красными всполохами станут гигантской «топкой» для рукописей, которые «не горят». Видеоинсталляции просты но эффектны и удачно обогащают цветом эмоциональное и смысловое содержание. Это не случайно, ведь над светом работала Майя Шавдатуашвили - лауреат премии Золотая Маска и именно благодаря ей спектакль получился таким сочным, красочным. Все ведущие роли исполняются либо «народными», либо «заслуженными» артистами России.

Спектакль, как и роман построен на чередовании «кадров», мистически-бытовых (Воланд и обыватели, Мастер с Маргаритой) и историко-религиозных планов (Иешуа и Пилат), подающихся экспрессивно, энергично. Пожалуй, местами даже слишком - режиссёр явно переборщил с «грохотом», который издавали при ударах листы жести. Но с «картинкой» полный порядок - большая массовка, многообразие костюмов, игра света. Сценография выстроена словно по линейке.

Воланд у режиссёра Валерия Беляковича вышел демоническим и жёстким, обладающим низким властным голосом. Его ни с кем не спутаешь, он здесь главный. Воланд не прочь поглумиться над глупой жертвой Берлиозом, которому осталось жить считаные минуты. Но в книге сатана вёл себя несколько тоньше, изящней. Вся нечистая сила в отличие от пёстрых обывателей одета в чёрно-красные одежды. В них же одета и Маргарита. Иешуа, напротив кажется чересчур мягким, ранимым, даже наивным, как и слишком опрощённый Иван Бездомный. Для полноты визуального впечатления режиссёр часто и с удовольствием прибегает к использованию пёстрой массовки, изображающей, то по-прежнему падких до денег обывателей, то завистливых и бездарных литераторов, то врачей, странностями поведения больше смахивающих на своих пациентов, то разошедшуюся на балу нечистую силу. Спектакль в такие моменты начинает напоминать мюзикл. А вот Мастеру однозначно не хватает харизмы, он не слишком интересен.

Режиссёр достаточно строго следует за текстом, но иногда становятся заметны интерпретации, которые не идут на пользу. К примеру, умный и интеллигентный профессор Стравинский здесь зачем-то комичен, а медсестра и вовсе карикатурна. Стёпа Лиходеев выглядит неубедительно и неловко в своём истошном похмельном крике. А изображение бала у сатаны с массой демонических, злых женщин кажется навязчивым. Но есть и находки - предсказуем, но от этого не менее удачен «спектакль в спектакле», когда во время выступления Воланда в варьете из под потолка сыпятся купюры, а в зале зажигается свет, и зрители понимают, что они превратились в то самое «московское народонаселение», по-прежнему любящее деньги и испорченное квартирным вопросом. Но при этом непосредственное выступление нечистой силы с трюками скомкано и бледно.

Валерий Белякович заметно акцентирует внимание на истории Понтия Пилата и Иешуа - библейская тема, тема борьбы добра и зла обозначена главной. Вторит ей дежурное обличение обывателей - как далеко они отстоят от возможного идеала. Но режиссёр скорее визуализирует любимые фрагменты. Здесь не осмысливаются возможные параллели между Воландом и Сталиным, а также Мастером и Булгаковым - ведь произведение было своеобразным персональным посланием грозному правителю оставить талантливых в покое и смелой сатирой над происходящим: «чего ни хватишься, ничего нет», кровавый «душ» Маргариты в роли королевы бала, исчезновения людей, аресты и обыски у валютчиков, карательная психиатрия и люди, навязчиво просящие сами себя посадить в бронированные камеры. Булгаков не молчит, он настойчиво повторяет: «трусость - самый тяжкий порок». При этом писатель как бы намекает, что в суровом наказании тех, кто этого действительно заслуживает нет ничего плохого: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Также совершенно пропущена маргинальность и апокрифичность библейской истории от Булгакова, сына профессора Киевской духовной академии. Здесь Иешуа оказывается подкидышем, никто не въезжал в Ершалаим на осле под крики толпы, всякая власть есть насилие над людьми, а в пергаменте у Левия Матвея оказывается лишь чушь, которой не было на самом деле, как не было и этой пошлой казни - она лишь померещилась…

Что получается в итоге: библейская тема показана, но не раскрыта. О чём был спектакль? О романе «Мастер и Маргарита»... Поклонники не найдут здесь ничего нового, но для новичков и для тех, кому лень читать - в самый раз, чтобы сложилось беглое представление о произведении: немного про древнюю Иудею, немного про Иешуа и Понтия Пилата, далее про москвичей, про дьявола, немного про добро, немного про зло. В конце спектакля остаётся впечатление, будто ты прокатился на гигантской, красочной карусели. Ты радостен и не можешь отдышаться, в глазах рябит, но в голове - один звон… Ни тебе обещанного «триумфа сцены», ни «неведомых доселе открытий», «ни глубины постижений». Но спектакль, кажется, лишь повторяет судьбу всех своих экранизаций - толком не выходит ни у кого.






Посмотрела "Мастер и Маргариту" в обновлённом варианте. Давно не видела спектакль. Напомню, он является для Театра на Юго-Западе, своего рода, визитной карточкой. Это кассовая постановка, которая приносит не малый доход. Так было всегда, так ли сейчас - не знаю.

У меня сложилось такое чувство, что с новым составом - это не совсем "юго-западный" спектакль. Актёры играют новые, и вроде даже по-новому, а начинка старая. Лично мне не хватило приколов в варьете. Они показались отжившими и в чём-то неуместными. Карты Азазелло, Фагота, грудь Геллы, (на этот раз к ней добавился декор в виде блестящих звёзд наклеенных поверх) и трюк с Варенухой. Кот Бегемот бьёт его по спине, из-за рта Варенухи появляется мячик от пинг-понга. И так несколько раз пока не раскроется секрет фокуса. В этом Бегемоту поможет Азазелло. Кот просто покажет зрителям мячик, зажатый в руке. Раньше всё это, на первый взгляд несложное "чудо", вызывало эмоции и смех. Сегодня такое чувство, будто актёры надевают на себя костюмы, которые вроде по размеру, но не сидят. Все эти приколы, это не их приколы. Они чужие. Они не рождались вместе с ними. Актёры просто переняли их и всё. Игра в лицах, не имеющих никакого отношения к тому "Мастеру". Ни Фагот, ни Бездомный, ни Пилат, ни Гелла. Хотя работы актёров заслуживают отдельного внимания. В этом давно знакомом спектакле они скоро сыграют свою историю. "Юго-западный" костюм тесноват стал.

Карина Дымонт - Маргарита. Она давно в себе выращивала эту роль и физически дозрела до неё. Она в принципе всегда могла её сыграть. Потом она была замечательной Геллой. В её образе была история. Казалось, что когда-то давно, она была хорошей девочкой, с которой случилось что-то страшное. "У неё своя история", - скажет про Геллу Воланд. Она не просто служанка. Это не её призвание. Скорее, воля судьбы. Так случилось, что мессир взял её в свою семью. И за её характером понимаешь, что абы кого он брать не будет. Ну про Маргартиру... Неустойчивая, истеричная с выплаканными глазами и кривым, расплывшимся по лицу ртом, готовым в любую минуту сорваться на крик. Но в ней, измученной, также пульсирует темперамент, горит огонь - сначала отчаяния, горя, потом мщения. И в своём несчастье, она настолько прекрасна, в своём гневе, злобе. Глаза горят, вот-вот из них посыпятся искры, и в темноте раздастся демонический смех. Это уже потом, когда она станет ведьмой. Она настолько интересна в этом образе, что когда она обретает "спокойствие" вместе с Мастером, даже становится какой-то неинтересной, пресной, умиротворённой. У меня странное дежавю. Будто Маргарита в исполнении Дымонт - это когда-то нормальная жизнь Геллы. Но "от горя и слёз", финал у неё совсем другой.

Воланд - Олег Леушин. По с равнению с тем, что я видела это совсем другой Воланд. Меньше красуется собой, меньше суеты. Она, правда, осталась в сцене бала - главной сцене спектакля. Воланд - властелин тёмного мира не будет суетится. Он спокоен и мудр. Ему не надо кричать, чтобы что-то доказать. Он знает, что он прав. "Ты глуп", - выносит вердикт ангелу. Утверждение противоречивое и субъективное, но спорить с ним даже ангел не решается. Воланд спокоен ещё и потому, что ничему не удивляется. Он всё видел, всё знает. Ну в общем долго на эту тему ещё можно рассуждать. Вот эта черта появилась в игре Олега Леушина.

Суетливый Фагот - Александр Шатохин. Точнее этому Фаготу не очень идёт суетливость, в отличие от прошлого, в исполнении Олега Леушина. Этот более спокойный и... интеллигентный. Вкрадчивый голос, - тембр у актёра отличный - отточенные жесты, мимика - и демон с грустными глазами готов. Он не остряк, а скорре добряк, который вынужден иронизировать... Фагот-Шатохин напрочь лишён какой-либо тёмной стороны зла. Кстати, такая черта была в образе Воланда Виктора Авилова. Он неприкословен и хороший исполнитель, за что мессир его и ценит. Это самая что ни на есть светлая сторона зла. Фагот получился интересным в исполнении Шатохина ещё и потому, что именно благодаря этой черте характера, персонаж создаёт контраст своей свите и она получается не такой однозначно-демонической. Возможно, это самый добрый обитатель мира тьмы. В общем, с этой ролью Александра Шатохина можно только поздравить.

"Мастер и Маргарита" медленно, но верно переходит в живую историю. Нужно ли этому препятствовать, решит сам театр. Но ясно одно, этот актёрский состав ещё выстрелит и обязательно сделает свою визитную карточку на сцене. Для это есть всё!





Всякая значимая попытка сценического или кинематографического освоения «Мастера и Маргариты» обязательно связана с выделением из многих сюжетно-стилистических пластов романа какого-то одного в качестве отправной точки для размышлений, фундамента для построения драматургической конструкции. Для Юрия Любимова, болезненно зацикленного на проблеме взаимоотношения художника и власти, такой основой стал в свое время «исторический» план Иешуа-Пилата, а также связанная с ним линия Мастера, отождествляемого с Иешуа; для Романа Виктюка в его последнем на сегодняшний день, четвертом, московском (до этого были две постановки в Прибалтике, их я не видел, и еще одна в Нижегородском ТЮЗе, ее мне довелось посмотреть) варианте «Мастера и Маргариты» — Иван Бездомный, обычный человек в мире, где идет вечная борьба добра и зла. Но выдвижение на первый план Воланда — самый беспроигрышный и распространенный ход, в этом Белякович не одинок. Хотя если, например, в спектакле Алдонина линия Воланда оказывалась основной, а точнее, единственной за счет механического отсечения всех остальных, то Белякович, инсценируя роман в более или менее полном объеме, пропитывает все прочие сюжетные пласты духом, настроением, драйвом дьявольской игры, превращает все действие в непрекращающийся шабаш, начиная с встречи на Патриарших, и далее — гулянье у «Грибоедова», клинику Стравинского, не говоря уже о «сеансе черной магии» в театре-варьете.

Я еще застал в театре на Юго-Западе Виктора Авилова, видел его, в частности, в роли Вараввина (трилогия Сухово-Кобылина шла в один вечер и он играл в «Деле» и в «Смерти Тарелкина»), но «Мастера и Маргариту» смотрел уже позже и без него, Воланда тогда играл сам Белякович. От юго-западного спектакля в нынешней мхатовской постановке — общая концепция и основной элемент сценографического решения: висящие на штанкетах листы жести, издающие при ударе о них характерный грохот. Но в целом спектакль совершенно другой и по сути, и по форме. Масштабный, густонаселенный, костюмный. Белякович и тут играет Воланда — но в очередь с туземным артистом, которого я не знаю. Я вообще, как и многие, имею самое приблизительное понятие о том, чем живет МХАТ на Тверском — последний раз я здесь смотрел, смешно сказать, «Синюю птицу». Но, конечно, представляю себе полумертвое заведение, с вечно загаженными туалетами, залом, заполненным сумасшедшими старухами, школьниками и курсантами, жалким репертуаром и культом личности Хозяйки — старой актрисы в отсутствие любви и смерти с цветком и окнами на север. Однако, между прочим, не так давно пара моих знакомых решила купить билеты непосредственно перед спектаклем — и оказалось, сделать это не так-то просто — правда, в том спектакле играла Сама, может, поэтому аншлаг, не знаю. Так или иначе Белякович с «женским» МХАТом сотрудничает не впервые, задаваться вопросом, кой черт понес его на эту галеру, неуместно, а по отношению к «Мастеру и Маргарите» — вдвойне, и, в общем-то, понятно, что режиссера всегда привлекает возможность работать на большой сцене, а таковых сцен в Москве не слишком-то и много, меньше, чем желающих на них ставить.

Кое-какие преимущества площадка действительно дает. К примеру, видеоэффекты — проекция рукописей на металлические листы: в театре на Юго-Западе для этого просто нет технических возможностей, а несгораемая рукопись из нержавеющей стали — это символично и очень доходчитво. Но даже сам Белякович в новых масштабах и в неродном ансамбле явно слегка теряется. А про доронинскую труппу нечего и говорить — актеры по большей части просто жуткие. Маргариту играет старуха с прокуренным манерным голосом — смотреть было бы противно, если б не смешно. Все остальные — немногим лучше, разве что Бездомный простодушно-забавный и Фагот живенький, а так — воплощение уродство и профессиональной недееспособности. Эстетика Беляковича рассчитана на прямой контакт с публикой, она ярко-плакатная, гротескно-условная. Но на мхатовской сцене плакат оборачивается примитивной калякой-малякой, драйв — натужным выпендрежем, гротеск — кичем.

В сущности, «Мастер и Маргарита» Булгакова и есть кич, только в силу извращений российской истории получивший культовый статус и склонивший целое поколение первых читателей романа к суеверию, которое они по своему интеллигентскому недомыслию приняли и до сих пор принимают за христианство. Но на своей «родной» сцене Белякович передает специфику романа при всей гротескной заостренности образов и ситуаций по-своему тонко и адекватно материалу. А в мхатовской постановке действо приобретает характер даже не сеанса черной магии с последующим разоблачением, а пошловатого варьете, с кордебалетом психиатров под руководством Стравинского, который ходит на руках колесом не хуже Коровьева, с плясками «грибоедовских» трансвеститов, с чудовищной претензией на «правду жизни» одетым и загримированным Иешуа, у которого, кстати, на шее — ей-богу! — болтается нательный крестик на цепочке! Герой Беляковича тоже лишился своего красного берета — в эпизодах «сеанса черной магии» и «бала ста королей» он появляется в черном кожаном картузе. Но больше всего не повезло булгаковской Маргарите, которая, как это недвусмысленно прописано в романе, проводит бал у Воланда обнаженной. Но обнаженка в цитадели православной духовности, какую являет из себя доронинский МХАТ, недопустима — Богородица не велит. Так что бедная Маргарита Николаевна облачена в аляповатый наряд ассистентки циркового иллюзиониста — так обычно одеты женщины, которых на арене в ящике распиливают. Что учитывая возраст и внешность исполнительницы роли уж точно — ни Богу свечка, ни черту кочерга.

  1. Жанр спектакля: драма о любви и предательстве
  2. Режиссер- постановщик: Валерий Белякович .
  3. Автор инсценировщик : Валерий Белякович .
  4. Музыкальное оформление : В.Белякович , Д.Рачковский .

Продолжительность : 2 часа 40 минут с учетом 1 антракта.

Аннотация к спектаклю

Вообще «Мастер и Маргарита» не особо охотно поддается постановке. Не так то это просто – внести довольно крупное произведение в рамки спектакля. Задачу усложняют тесно-тонкое переплетение сюжетных линий, да и вообще роман сам по себе окутан мистическим ореолом.Главный режиссер театра на «Юго-Западе » Валерий Белякович не побоялся осуществить постановку (не хорошего романа) Михаила Булгакова. Необычно, оригинально, блестяще. Такие эмоции переполняли зрителей, когда на сцене разыгрывалось настоящее мистическое действо.И действительно удачно продуманные режиссером Валерием Беляковичем мизансцены, множество танцев, роскошные костюмы, лазерным шоу,мастерство художника по свету и блестящая игра актеров раздвинули тесную черноту и сделали, как казалось раньше, невозможное: самый знаменитый роман Булгакова наконец-то ожил на сцене. Причем театральная версия, поверьте, оказалась не менее впечатляющей и колдовски чарующей, чем сам оригинал. С помощью постановки и игры актеров, зрители как будто перенеслись в старую Москву 30-х годов, со всеми ее подробностями конкретного быта, атмосферой, красками и даже запахом. Живая игра актеров, волшебные звуки музыки, буквально притягивают к себе и очаровывают.

Потрясающе выглядит решение проблемы мистики на сцене (как поставить на театральных подмостках булгаковские перемещения во времени, прозрения, перевоплощения шута Бегемота в кота и наоборот?!). Действие спектакля происходит в дурдоме имени Ленина. Воланд , ведьмы, коты, гаеры, исторические личности – все это бред, горячка, плод больного воображения пролетарского поэта Ивана Бездомного. А реальность – это лозунговые стихи плохого поэта, правда, их распевает рыжая полунагая Гелла . В противовес своей шизофрении Иван Бездомный выставляет удостоверение поэта, которое «кому попало не дают », как известно. Так же, как сюжет, лаконична и сценография. Огромная вывеска «Дурдом имени Ленина», профиль вождя, тень от которого есть сатаны, афиши «Впервые в СССР! Профессор Воланд ! Сеанс черной магии! Только для сумасшедших! Плата за вход: разум, буржуйка, садовая скамья и трон мессира -на сцене больше ничего нет. «Такой аскетизм в оформлении сцены постановщик Валерий Белякович компенсирует световыми эффектами – лазерные лучи высвечивают то профиль Маргариты, то башни Ершалаима и крест с распятым Га-Ноцри , то горящие листы романа Мастера.Сыграть в этой постановке мечтает любой актер, но удается это далеко не всем. С чем это связано не ясно. Толи из-за сложности сюжета, толи из-за мистики которой окутан роман, но точно известно одно, самое главное играть искренне.И действительно, сыграть честно и искренне историю любви, пережить ее, пропустить через себя всю боль и страдание, под силу только самым опытным актерам, актерам которые действительно верят в то, что любовь на самом деле сильнее смерти.

Спектаклю «Мастер и Маргарита» уже 10 лет. И он давно заслужил репутацию самого популярного спектакля в странах СНГ и зарубежья, побившего все известные рекорды зрительского спроса и кассовых сборов.
«Мастер и Маргарита» - подлинный шедевр искусства театра двадцать первого века.
В ролях:

Мастер:

засл.а рт . России Владимир Филатов/ Дмитрий Исаев

Маргарита:

засл . арт. России Ольга Кабо/ Любовь Толкалина

Воланд :

засл . арт. России Владимир Стеклов

Коровьев :

Александр Любченко

Гелла :

Яна Кузнецова

Бегемот:

Валентин Мельник

Пилат:

Иварс Калныньш

Азазелло :

Сергей Поздняков

Бездомный:

Михаил Гудошников

Берлиоз:

Виталий Крапива

А также балетная группа театра.