Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сострадание. Примеры и аргументы сострадания из литературы В каких произведениях есть сострадание к людям

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. В пример в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы - тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие - это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», - говорится в Библии.

Примеры милосердия в художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе - действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине - женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе - образ Сони Мармеладовой. Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе - герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. Душевное тепло растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе - отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека - основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна - учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В произведениях литературы последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего - это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», - говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие - патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его - спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» - изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник - безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее - большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и зарубежных писателей, представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его - это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него - спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости - чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы - тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие - это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», - говорится в Библии.

В художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе - действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине - женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе - образ Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе - герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе - отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека - основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна - учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего - это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», - говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие - патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его - спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» - изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник - безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее - большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его - это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него - спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости - чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.

Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто определяло тему и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.

Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими персонажими в романе: девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» - кричит, умирая, Катерина Ивановна.

Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.

Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.

И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужаснищеты в том, что она остовляет человека один на один со своими страданями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима моральная поддержка, человек, готовый готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.

В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, - это сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании», немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.

Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступл! ения и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственой гибели.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

Полеченкова Екатерина

С древних времен пришло понятие: «Сочувствие - это разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе».

Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью.

Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Сочувствие и сострадание в произведениях В. Г. Короленко и А. П. Платонова» Выполнила: ученица 8 А класса Полеченкова Екатерина Руководитель прокта: Дмитриева Т. И.

Цели и задачи Целью моего проекта стало раскрытие смысла и формирование первоначального представлении о сочувствии и сострадании у подростков. Задачи: Привлечь подростков (одноклассников) к обсуждению проблемы сочувствия и сострадания. Провести социологический опрос о понимании смысла слов «сочувствие» и «сострадание» у одноклассников. Провести анализ произведений А.П.Платонова, В.Г.Короленко о сочувствии и сострадании.

Сочувствие, сострадание – это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Если у человека возникает чувство сострадания, значит он хочет и готов помочь. С древних времен пришло понятие: «Сочувствие - это разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе». Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью. Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать!

Андрей Платонов (1899-1951)

Владимир Короленко (1853-1921)

Дети подземелья

Анкетирование Вы знаете о жизни А. П. Платонова? Вы знаете о жизни В. Г. Короленко? Знаете ли вы, что такое доброта? Знаете ли вы, что такое сочувствие и сострадание? Помог ли бы ты не знакомому человеку в беде? Часто ли ты помогаешь людям? Отличается ли жалость от сострадания? Если вас попросят о помощи, вы согласитесь?

Результаты анкетирования

Заключение На графике опроса видно, что равнодушных у нас большинство и это побудило меня на создание данного проекта. О себе могу смело заявить, что не отношусь к этому большинству. Я активно принимаю участие в волонтерской деятельности. Мы собираем продукты в приюты для животных, дом малютки. Этот проект побуждает меня на новые действия в отношении людей, которые нуждаются в помощи.

Время на чтение: 3 мин

Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека.

Понимается данное проявление человеческой натуры обычно в одном направлении, а именно затрагивая чувственную и эмоциональную сферу. Все больше людей используют значение слова сострадание синонимично сочувствию, но разница заключается в том, что последнее как раз подразумевает чувственную сторону, тогда как сострадание всегда разделяет негативную участь. Это можно сравнить с совместным страданием, когда второй намеренно берёт на себя часть груза, чтобы облегчить участь своего близкого.

Что это такое

Понятие сострадания первоочередным образом проявляется исключительно на эмоциональном уровне, что в своём продолжении может трансформироваться в поступки. Сострадание всегда является сопутствующей чертой таких черт как доброта, отзывчивость, милосердие, которые представляют собой категории человеческого поведения, а не только красивых слов.

Сострадание подразумевает не только осознанное проникновение чужими проблемами, но и воздействие всего пространства на человека. Данная черта не развивается самостоятельно, её формирует окружающая действительность, но, тем не менее, есть определённые зачатки, позволяющие человеку меньше или больше откликаться на боль других. Высокий уровень , сензитивности приводит к тому, что легко чувствуются чужие эмоции, но когда не только радость сам человек не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот негативный спектр, которым наполнены эмоциональные миры окружающих. При высокоразвитой чувствительности даже социальные сети и телевизионные программы могут оказывать на человека влияние.

Таким образом, проявление сострадания включает в себя не только жалость или сочувствие, но высокую долю эмпатии, позволяющую на внутреннем уровне, а не только при размышлении соприкоснуться с переживаниями человека. Несмотря на то, что многие конфессии преподносят эту черту как положительную с психологической точки зрения, такое поведение не всегда может приводить к благоприятным последствиям. Считая, что человеку всегда необходимо помогать в неприятностях, мы можем лишать его возможности развития собственных навыков выживания. Излишняя жалостливость заставляет людей отдавать всё свое имущество обычным манипулятором, оставаясь ни с чем или же с долгами. Чрезмерное сострадание, граничащее с наслаждением собственной святости от помощи нуждающимся, может приводить к формированию созависимых отношений, где один будет выполнять роль спасателя, а другой находиться в вечной позиции жертвы, страдания которой не заканчиваются.

Существует концепция распределяющая сострадание в ранг женских черт или как вариант, превалирующих в женском мире. Именно женщинам свойственно заботиться о больных, несмотря на то, что те сами угробили своё здоровье, они жалеют слабых, выполняя за них работу и совершают многие другие поступки, руководит которыми сострадание. В мужском аспекте поведения таких жертв будет меньше, маскулинный мир будет проявлять большую справедливость, чем сострадательность. Слабого будут заставлять преодолевать трудности, того, кто сам пустил свою жизнь под откос, не будут вытягивать, пока человек сам не захочет, а тех, кто сознательно, регулярно или преднамеренно губит свое здоровье, не будут откачивать при очередном приступе.

Сострадание никогда не является заменой , поскольку механизм побуждения к действию довольно различный. Если при любви действие возникает больше из личного желания, оценки ситуации, иногда в ущерб себе и своим интересам, то в случае с состраданием побуждающим фактором может быть общее развитие личности и социальных навыков, предполагающих возможность помощи.

Сострадание не всегда способно оценить истинную причину несчастья и то, какой именно поддержки не хватает, оно руководствуется чувственной сферой, минуя логику оказания помощи. Безусловно, в некоторых ситуациях это является необходимым и иногда оставляет последнюю соломинку человеку. Оно не решает проблему, но когда личность переживает крайние негативные эмоции это сравнимо с применением обезболивания в медицине – оно не лечит очаг, но помогает пережить кризис.

Сострадание не всегда даёт то, что страждущий просит, поскольку в истинной заботе это может быть лишним. Оно ориентировано на настоящую помощь, а значит, предоставляет то, что необходимо, а не то, что просит. Так наркоман может просить очередную дозу, но тот, кто истинно сострадает его состоянию, отправит его в ребцентр.

Истинное же сострадание доступно только сильным личностям способным духовно и на уровне характера к совершению необходимых поступков. Помощь оказывается не для того, чтобы убрать чужие страдания и получить за это благодарность, собственное спокойствие или другу выгоду, а прежде всего для самого страдающего, не преследуя корыстных целей. Некоторые авторы описывают сострадание как автоматическое решение, подсознательный выбор, когда помощь другим является первой реакцией. Это не обязательно действия и реальная помощь, меняющая ситуацию или процессы в мире, а вполне может ограничиться тёплым взглядом, подмигиванием, когда нет возможности подойти или нежное прикосновение, когда слова исчерпаны или неуместны. Важна поддержка и актуальность её формы, поэтому сострадание может проявляться в совершенно разнонаправленных форматах.

Действия, пусть душевные или физические являются неотъемлемой составляющей, там, где нет такой активности, можно говорить о смежных и похожих чувствах жалости, сочувствия. Это чувства, побуждающие сострадание, но само оно всегда является способностью, а значит, имеет деятельностную направленность. Кроме этого сострадание развивает собственную устойчивость человека к трудностям – так получается, что чем больше мы сопереживаем другим, выслушиваем их проблемы и ищем пути выхода и помощи, тем больше прокачиваем собственный навык преодоления трудностей. Возможно, это происходит, потому что многие ситуации решаются в чужой жизни, а это определённый багаж знаний, а может, потому что душа обретает важную уверенность в том, что всё можно преодолеть.

Проблема проявления сострадания

Сострадание к людям не всегда является исключительно положительно воспринимаемой категорией, именно поэтому важно разграничить аспекты, провоцирующие изменение точки зрения на необходимость данного качества. С одной стороны считается, что отсутствие сострадания положительно сказывается на личной жизни самого человека, ему становится спокойно, и он может заниматься только своими делами. Это очень удобно, когда чувствительность к чужим негативным эмоциям отсутствует – настроение зависит исключительно от собственных дел, необходимость тратить энергию (мысленную, душевную, временную или материальную) на нужды других отсутствует.

Тем, кто сострадает живущим в этом мире, также живётся тяжелее, на их плечи автоматически ложится ответственность за чужие судьбы, не потому что так велит долг, а потому что внутренняя природа не даёт возможности поступить иначе. Но проблематика остаётся в том, что там, где преследуется помощь другим и развитие социума вообще, человек теряет собственный покой и доход, но обретает некоторое успокоение души и совести. Поступая иначе без сострадания и разделения участи того, кто в беде, человек выигрывает индивидуально и на непродолжительный период. Даже если его не начинает мучить токсическое чувство вины и он не раскаивается в своём равнодушии, то приходит жизненная ситуация, когда он начинает нуждаться в сострадании, но не получает его.

В целом влияние отсутствия сострадания в перспективе может полностью уничтожить человечество или сильно снизить его уровень жизни. Это та способность, которая не имеет возможности развиться у каждого индивидуально или передаться по наследству, она развивается в процессе воспитания, а потом самовоспитания. Изначально необходимо формировать сострадание на уровне долга и обязанности и только потом, когда подключаются механизмы разума и души, возможно, его искреннее проявление. Но точно также возможен обратный эффект, когда находясь среди чёрствых и нечувствительных людей, человек обрастает эмоциональной коркой и больше не испытывает стремления помогать.

Те же, кто воспитал в себе данную черту на высоком уровне развития, получают вместе с душевным успокоением от того, что помогли, высокую тревожность за тех, кому плохо. Это та черта, которая требует действий, а не рассуждений, она способна истощить человека, если не продиктована внутренними силами и духовностью, но она же способна давать силы для продолжения собственной жизни и веры в людей.

Примеры сострадания в литературных произведениях

Как и любое проявление неоднозначных качеств человеческой личности, сострадание имеет множество примеров не только в реальной жизни, реагировать на которые человек может выборочно или вообще игнорировать, но также и в произведениях. В романе «Война и мир» сострадание проявляется в поступке, связанным с жертвой собственным благополучием и имуществом, когда Наташа Ростова позволяет выкинуть свое приданое, а также другое имущество ради того, чтобы освободившееся место заняли раненые. Им не высказывали пустых сочувствий и не предлагали держаться, а предоставили реальную помощь, необходимую в той ситуации, разделив, пусть и материальным лишением боль других людей.

Способность навестить больных, когда нет такого желания и это время можно проводить для собственной пользы или увеселения также рассмотрена в литературе, а именно когда в повести «Отцы и дети» Анна навещает умирающего Базарова. Способность присутствовать при умирании другого считается одним из сильнейших испытаний для сострадания, поскольку смерть всегда пугает своим присутствием, наталкивает на мысли о собственной, а другим ощущается как наибольшая потеря. В романе «Мастер и Маргарита» Маргарита жертвует собственным счастьем и возможностью вернуть возлюбленного, чтобы прекратить страдания Фриды и навсегда избавить её от мучений.

Жертвование собственной жизнью ради свободы другого описано в поступке крепостного в «Капитанской дочке». Часты примеры жертвования своей жизнью ради любимого, когда ситуация иначе не может разрешиться. Но также описаны примеры сострадания не только к людям, но и животным, когда была спасена Каштанка или когда боль от необходимости утопить Муму не давала покоя душе человека. Последнее о том, как бывает тяжело переносить свою неспособность соотнести свои действия и идти против собственного сострадания, где и проявляется дуальность данного качества в глобальном понимании понятия.

Все эти примеры показывают, что в итоге отказываясь от собственного и выбирая помощь окружающим, люди получают значительно больше, чем то, что отдают. А также то, что теряют покой, отворачиваясь от проблем других людей. Множество примеров сострадания от лица автора встречается, когда описывая переживания героя, говорят о своих чувствах жалости, сожаления, сочувствия.