Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Соответствие наций и присущих им особенностей французы. Географическое положение Франции. Какие они француженки

Французский национальный характер во многом является антиподом немецкому в европейской культуре: может быть, именно поэтому французы и немцы всегда плохо понимали друг друга. Для французов свойственно неизменное восхищение «прекрасной Францией», прекрасным французским языком и культурой. В душе каждого истинного француза живут полные искреннего чувства слова Стендаля о «прекрасной Франции»: «Франция прекрасна в духовном отношении, она удивила мир своими победами; это уголок вселенной, в котором взаимоотношения людей приносят им горя меньше, чем где бы то ни было» . Поэтому французы высоко ценят в политических партнерах знание французского народа, его истории и культуры, бывают польщены интересом, проявляемым к их стране.

Франция активно проводит политику по укреплению, защите и распространению французского языка, она всячески поддерживает Франкофонию - международную организацию, способствующую распространению французского языка и культуры в современном мире . Все, что касается французского языка и культуры, подается французами в идеологически выдержанной и привлекательной упаковке, как дорогой коньяк или духи. Поэтому французы неприязненно реагируют на использование английского или немецкого языка в процессе политических коммуникаций, полагая, что это ущемляет их чувство национального достоинства, и предпочитают именно свой язык. Французские дипломаты любят цитировать Карла V об особенностях употребления французами иностранных языков: «С Богом я говорю по-испански, с торговцами - по-английски, с дамами - по- французски, а по-немецки я говорю с моим конем» .

Важнейшими чертами французской ментальности являются рассудочность, скепсис и материализм. Французский философ Рене Декарт выразил это в кратком афоризме: «Я мыслю, следовательно, я существую». Рассудок - владыка французской жизни, поэтому французы не так легко увлекаются, как кажется. При всей своей зажигательности и искрометности они скептики, и в политике это выражается в определенном изначальном недоверии к каждому новому предприятию. Французы далеко не сразу позволяют убедить себя в целесообразности вносимых политических предложений. Для них очень важны аргументы, подкрепленные фактами, а также политическими, экономическими или техническими обоснованиями.

Следует помнить о том, что именно французы в свое время возвели материализм в систему: Гольбах, Ламетри и Кондорсе одними из первых высказались в пользу идеалов материализма и прогресса в науке. Поэтому французы охотно верят только реальным фактам, статистике и социологии: в конфликте веры и знаний они решительно восстают против веры. Французское сознание глубоко атеистично: непостижимое и неощутимое решительно отвергается французским умом. В политике они предпочитают всестороннее обсуждение и тщательное аргументирование каждой детали политической проблемы. Французы традиционно ориентируются на логические доказательства и большое внимание уделяют предварительным договоренностям: они не любят с ходу обсуждать вопрос, который их интересует больше всего, чем кардинально отличаются от американцев. Последние, как мы знаем, предпочитают сразу и не откладывая решить важнейшие политические вопросы.

Известно, что французы живут в культуре слова, и французский политик, как никакой другой, мастер слова, речей, риторики. Он, как говорят лингвисты, «думает от языка». Цель его мысли - совершенная чеканка в слове: язык предписывает мысли форму, в которой она кристаллизуется. При этом игра слов, афоризмы становятся формой мысли. Французы помнят, что они наследники Монтеня и Рабле: французский ум - это острый, вольнолюбивый, фрондерский, искрящийся ум. Даже в политической риторике, какой бы холодной и рассудительной она ни была, присутствует нотка лукавства и галльского юмора.

Необходимо помнить, что французский процесс профессионального обучения направлен не столько на овладение знаниями, сколько на овладение языком. Франция отличается строгостью своей языковой политики: здесь уже в эпоху Великой французской революции был введен закон, согласно которому на всей территории страны в официальных сферах мог употребляться только литературный французский язык; языки меньшинств и диалекты не имели никаких прав. Поэтому по-настоящему образованным во Франции считается тот, кто в совершенстве владеет родным языком. Именно литература и искусство слова - национальное призвание французов. Поэтому французские политики любят продемонстрировать свое красноречие, стремятся выступать с обширными докладами, предпочитают открытые дискуссии и дебаты.

Во Франции высоко ценят юридическое право, писаный закон и подписанный договор, поэтому французы придают важное значение юридической силе принятых политических документов и их соответствию духу и букве закона. Вместе с тем для них не пустым словом является справедливость принятых политических соглашений. Стоит напомнить, что на памятнике братства на французском кладбище Пер- Лашез, где похоронены выдающиеся деятели науки и культуры, выбиты на мраморе слова Виктора Гюго: «Единственное, чего мы ждем от будущего, единственное, чего мы хотим, - это справедливость».

Важное значение в политике имеет также французское стремление к меркам и правилам: они стремятся иметь тщательно продуманный план политических действий и предусмотреть способы политического реагирования на все случаи жизни. Французским политикам не нравится, когда их партнеры вносят вдруг какие-то непредусмотренные ранее изменения в ход политических переговоров. Е1еобходимо учитывать также, что в своих политических решениях французы связаны процессом достаточно долгого согласования «сверху», поскольку бюрократическая волокита во Франции - объективная реальность. Решения здесь принимаются ограниченным числом лиц высокого ранга. Чем ниже уровень политических встреч, тем больше времени уходит на согласование решений.

Весьма остроумно отличие французского стиля в политике от английского показал Сальвадор де Мадариага. Французы обычно говорят: «Мы согласовали общие принципы. Так давайте подпишем декларацию, в которой они сформулированы». Англичане отвечают: «Да, мы согласны относительно принципов. Но зачем что-то подписывать? Придет время их применить, и мы будем действовать в свете возникающих обстоятельств. Поскольку принципы согласованы, не трудно будет согласовать и конкретные действия». После переговоров француз мучим дурными предчувствиями: «Они не хотят подписывать, значит, не верят в принципы». Англичанин ворчит про себя от возмущения: «Они хотят пристегнуть меня к своей упряжке; интересно узнать, что у них там на уме». И вот блестящее заключение комментатора переговоров: «Вполне возможно заставить англичан и французов посмотреть друг другу в глаза. Но все дело в том, что глаза-то у них слишком разные» .

Таким образом, французское сознание больше доверяет правилам, чем спонтанным побуждениям и инстинктам. В политике важно учитывать большую роль, которую играют во Франции прочные давние связи и знакомства. Элита делового и политического мира в этой стране весьма замкнута: «чужаков» близко не подпускают, поэтому важное значение традиционно придается рекомендациям. Французы придают большую роль этикету и правилам поведения, они безукоризненно вежливы. Слово politesse в переводе с французского означает полированную, гладкую поверхность, отсутствие шероховатостей, мешающих течению жизни. Но французская вежливость - исключительно формальная сторона любви к ближнему, «евангелие хорошего обхождения».

Российские психологи обращают внимание, что французов и русских в процессе политических коммуникаций объединяет стремление к теплоте неформального общения, нетерпимость немецкой «оледе- нелости чувств», искренность и стремление к справедливости . Вместе с вежливостью во французской политической культуре весьма развит дух соревновательности: для француза всегда важно выделиться среди других, причем не только деловыми, политическими успехами или богатством, но и галантностью, изысканностью манер. На политических мероприятиях это проявляется весьма своеобразно: с одной стороны, французы любят дискутировать, нередко перебивают своих партнеров, высказывают критические замечания, вообще предпочитают конфронтационный тип взаимодействия, но при этом стремятся сохранить традиционную французскую учтивость, вежливость, любезность, склонность к шутке и непринужденность в общении.

Французы не скрывают своей любви к радостям жизни. Мишель Монтень высказал житейскую мудрость французов в лаконичной фразе: «Мое искусство и моя профессия - жить». Первое место во французском сознании занимает право на жизнь, а не на труд, как в Германии. Поэтому французы предпочитают многие важные решения принимать не только за столом политических переговоров, но и за обеденным столом, любят устраивать приемы и веселиться.

При всей своей любви к жизни французский скепсис никогда полностью не позволяет раствориться в жизненных удовольствиях. Французы смотрят на жизнь как бы немного со стороны, видят в ней игру и охотно в нее играют. Как тонко заметила французская писательница Франсуаза Саган, именно в этом заключается тайна французского искусства жить. Во французском характере при всем его показном жизнелюбии есть лишь «немного солнца в холодной воде»

Если верить туристическим путеводителям, то французы только и делают, что одеваются в красные береты с тельняшками и едят багеты с круассанами, запивая охлажденным бордо. А на самом деле - какие они?

Вместо приветствия они сразу спрашивают: «Как дела?»
Стандартный диалог французов начинается с обмена репликами: «a va? - a va!» В переводе: «Как дела? - Все хорошо!» Это ни к чему не обязывающие фразы, заменяющие обычное приветствие. К ним никто не относится серьезно, поэтому не стоит ждать, что в ответ на такой вопрос собеседник по-настоящему расскажет о своей жизни. Это просто прелюдия к разговору.

У них в тренде двойной поцелуй
Говоря о приветствии, вспомним еще одну традицию французов: при встрече знакомые тут же расцеловываются. Поцелуем в щеку здороваются друг с другом и мужчины, и женщины - это называется «faire la bise». Количество поцелуев зависит от региона. Наиболее распространен двойной поцелуй, но кое-где вас могут чмокнуть в щеку три или даже четыре раза.

Они бегают во время обеда
В большинстве французских офисов, банков и госучреждений обеденный перерыв длится два часа, чтобы сотрудники успели как следует подкрепиться. Среди французов распространена традиция долгих семейных обедов, и они стараются не пренебрегать ею даже в будни, отправляясь домой в середине дня. А приверженцы здорового образа жизни пользуются долгим обеденным перерывом, чтобы выйти на пробежку.
Конечно, с наступлением цифровой эпохи жизнь и темп работы ускорились и во Франции: теперь некоторые наскоро обедают перед компьютером. Но пока что они в меньшинстве.

Они пьют воду из-под крана
Просто потому, что могут себе это позволить: во Франции хорошая система очистки воды. Качество очистки различается в зависимости от региона, но в целом власти следят за этим, и компании, предлагающие наиболее эффективные очистные методы, получают налоговые льготы. Сами французы платят за такое удовольствие немало: на коммунальные услуги у них уходит порядка €220 в месяц. Зато не нужно тратиться на бутилированную воду. Поэтому и во французских кафе можно бесплатно попить: вам обязательно принесут графин чистой водопроводной воды.

Они массово уходят в отпуск
Отпуска у французов - на зависть многим. Они длятся 25 рабочих дней, то есть пять полноценных недель. А те сотрудники, чья рабочая неделя составляет 39 часов вместо обычных 35 (тут тоже есть чему позавидовать), получают дополнительные дни для отдыха. При этом уезжают в отпуск французы практически всей страной - как правило, в августе. Во французские города в это время приходит настоящая жара, и все стараются сбежать к морю или куда-нибудь, где прохладнее. (Между прочим, очень похоже на Италию, о которой мы уже писали.) Так что, если приедете во Францию в августе, во многих магазинах и частных компаниях вы встретите закрытые двери. Крупных торговых сетей это не касается.
Стоит добавить, что в 2016 году французское министерство труда разработало трудовую реформу, которая поставила под угрозу столь привлекательные условия отпусков и продолжительность рабочего дня. В акциях протеста против реформы приняли участие миллионы французов, привыкших к удобному графику.

Они приходят в гости со своей бутылкой вина
Если собираетесь в гости к знакомым французам, берите с собой бутылку вина - не прогадаете. Хозяева вечеринки могут предупредить гостей о том, что будет подано на стол. Так приглашенные смогут правильно подобрать вино к еде (да, французы правда знают, к какому блюду подходит тот или иной напиток, и их не переубедить). Еще можно подарить хозяевам цветы, но лучше не выбирайте желтые: во Франции они символизируют неверность.

Они умеют носить вещи
Врожденное чувство стиля французов - не миф. Нельзя сказать, чтобы они носили именно ультрамодную одежду. Но кажется, что они могут составить стильный наряд из самых базовых вещей, которые в любом другом сочетании смотрелись бы просто скучно. В них нет британского дендизма, нет и испанской яркости. Тут что-то другое. Шарм в небрежности. Французские мужчины часто носят шарфы и шляпы - казалось бы, чего тут особенного? Но по ним сразу видно: французы. То же и с женщинами. Если спросить француженку, как разнообразить наряд, она вам ответит: добавьте духи, немного красной помады и улыбку. (Это подтверждает и русско-французская ведущая «Моей Планеты» Сесиль Плеже, говоря, что «во Франции люди не должны знать, как ты такая прекрасная вышла из дома. В Москве очевидно, как ты уложила кудри, как накрасилась… А француженки делают так, что никто не видит их старания».

Они не помещаются в бары
И не потому, что не пролезают в двери. Просто во французских барах, как правило, совсем мало места. Барная стойка, пара-тройка столиков - а веселья-то хочется всем. Те, кто не поместился, с бокалами вина отправляются на улицу. Поэтому пятничными вечерами у дверей французских баров собираются целые толпы. Люди весело болтают, пьют вино и коктейли, поют. Как ни странно, уличная прохлада может сделать беседу очень теплой.

Для них сыр - это не закуска
К сыру французы относятся с невероятным трепетом. Какой французский холодильник ни откроешь, сыр там будет обязательно, причем никогда не угадаешь, каким он будет на вкус: французские сыроделы производят около 400 сортов сыра, и на каждый находится свой любитель. Сыр - это не закуска, ну как можно допускать такое кощунство? Сыр (вернее, сыры) - это отдельное блюдо, подавать которое надо перед десертами, желательно с фруктами и орехами.

Французская нация -- одна из старейших и самобытнейших на европейском континенте, имеющая длительную и богатую историю. Жители Франции отличаются аналитическим умом, широтой воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя своей природной гибкости, французский ум судит слишком быстро -- заниматься проверкой ему утомительно.

Французы -- оптимистичный, веселый, общительный народ, любящий шутку. Они остроумны и язвительны, жизнерадостны и искренни, откровенны и хвастливы, нежны и галантны.

В ходе исторического развития в своей борьбе против угнетателей и церкви страна в целом, французская литература, театр, живопись, музыка, сильно проникнутые народными традициями, остроумием, шутливостью, сатирическим духом, выдвигали на первый план рациональное мышление, логику, любовь к жизни, к земным благам, дух исканий и индивидуального размышления. Постепенно высокая культура мышления, любовь к радостям жизни, остроумие и сатира стали национально-психологическими особенностями французов. Современные французы повышенно чувствительны ко всему национальному -- это одна из отличительных черт их национального характера. Что неудивительно, так как честолюбие развито у легко возбудимых народов, к числу которых они и относятся. Французы легче, чем другие народы, подвержены внушению идей -- ведь идеи для них предпочтительнее фактов. Англичане и немцы, для которых главное факты, неоднократно упрекали французов за их любовь к идеям. Революционные фразы о «свободе», «равенстве», «братстве», «национальной чести», «патриотизме» легко навязываются французам. Чувствительность, легкая эмоциональная возбудимость -- главные характеристики французского национального темперамента. Современный француз похож на древнего галла, своего далекого предка, отличавшегося воинственностью и эмоциональной экспансивностью, прежде всего своими непосредственными действиями и поступками. По силе и скорости возбудимости французы -- полная противоположность флегматичным, сдержанным англичанам. Подвижный темперамент «накладывает» свои отпечатки на склад ума, волю, моторику, он проявляется во всех сферах деятельности французов -- хозяйственной, политической, военной, научной и т.д. Например, динамизм, бурные формы протекания революций во Франции объясняются не только свойственными для того времени обострениями борьбы за власть в стране, но и особенностями национального характера населения. Прямым его следствием является и их способность увлекаться на первых порах всяким новым предприятием и так же быстро к нему охладевать, легко переходя из одной крайности в другую. Внешний блеск, некоторая суетливость, легкомыслие, необдуманные поступки, предпочтение приятного полезному -- вот национально своеобразные черты их действий и поступков.

Сильно проявляются в характере французов контрасты. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе -- до неповиновения. Французы более руководствуются чувствами, чем разумом -- логика у них всегда к услугам страсти. Они способны вдаваться в крайности. Революционные по своей натуре, они тем не менее уживаются с произвольными и насильственными действиями какой-нибудь авторитарной личности. Для них характерны внезапность решений и жадное стремление к восприятию все новых и новых новостей.

Известно, что в коллективе эмоционально-волевая сторона подвержена значительно большим изменениям, чем интеллектуальная. Высоко развитое чувство социальной общительности -- а французы не любят ни думать, ни чувствовать, ни радоваться в одиночку -- живая чувствительность, порывистая воля, быстрый решительный ум: все это делает французов особенно возбудимыми, когда они находятся в составе групп. Взаимное внушение достигает в этом случае во французском обществе высшей степени развития и интенсивности протекания. Силы сцепления в группах французов, импульсивных и чутких, хотя и большие, но в отличие от англичан весьма кратковременные, так как несмотря на общительность французы являются крайними индивидуалистами, любят оригинальность и ради позы, блеска и личной славы могут многим пожертвовать. Французы отличаются своей манерой общения. В этом отношении они -- образец для всех других народов. Французы вежливы, особенно в отношении иностранцев, причем они таковы не из какого-то личного интереса, а из присущей им непосредственной потребности и вкуса к общению. Склонность к услужливости, вежливость, благожелательность французов, их высокая готовность прийти на помощь сделали эту нацию достойной любви и уважения. Французы галантны, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы. В то же время они восторженны, доверчивы, великодушны. В отличие от англичан французы воспитаны так, что, попадая в другую страну, с легкостью приспосабливаются к чужой обстановке.

«Французы соединяют тонкость наблюдений с особым даром ясной убедительности. Они благородны и точны, но не нетерпимы. Средний француз так уверен в своем интеллектуальном превосходстве, так убежден в преимуществах своей культуры, что часто ему трудно скрыть свое раздражение другими людьми. Это обижает.

Их восхитительная интеллектуальная -целостность дает им повод считать неискренними все путанные высказывания менее ясных умов, и они часто проявляют раздражение и высокомерие в то время, когда необходимо лишь быть немного более снисходительными» Г.Никольсон.

Европа - одна из частей света, где наблюдаешь тесный сплав народов, культур, языков. Говоря научным языком - это взаимосвязанная и взаимообусловленная интеграция, "микс" культурных и исторических слоёв. А если отвлечься от определений культорологических, то я вижу в этом смешении неповторимую грань общего, одинакового для всех европейских народов и самобытного, такого, чего нет у всех остальных. Насколько интересно, изучая какой-то регион, находить свои "необычности", особенности и "самобытности". Какие-то вещи ты знаешь давно, какие-то ты открываешь для себя и кладёшь в свою копилку многообразия окружающего мира и людей в нём.

Сегодня хочется поговорить о Франции, французском характере и о Люксембурге, где французский язык также является неотъемлемой частью жизни этой маленькой, но необыкновенно красивой страны.

О том, как формировалось население Франции:

В середине 1-го тысячелетия до н.э. галлы, часть мощной волны кельтских племён, захлестнувшей в ту пору большую часть Европы, стали хозяевами почти всей территории современной Франции. Здесь они смешались с иберами - родственниками сегодняшних басков и тех древних испанских иберов, по которым до сих пор Пиренейский полуостров называют иногда Иберийским, и с другими обитавшими в этих местах племенами. Но прошли века, и почти на рубеже нашей эры галлы, передавшие свой язык большей части покорённых иберов, сами были покорены римлянами.

Стоит заметить, что задолго до римского завоевания на южном побережье Галии появились поселения финикийцев и греков (Марсель, например, унаследовал видоизменённое имя древнегреческой колонии Массалия, на месте которой он стоит). В Галии, географически близкой к Италии, поселилось немало выходцев из метрополии Римской державы; многие галлы довольно быстро приняли римскую культуру; постепенно востержествовал над местными наречиями латинский язык, к которому и восходит современный французский.

Прошло ещё три-четыре века - и Великое переселение народов "бросило" на территорию Франции бесчисленные германские племена. Вестготы, аллеманы, бургунды - какие только названия не упоминают историки в перечне этих племён! Сильнейшими из них - а потому и последними - оказались франки. От них пошло новое название страны. Возникло оно в пору, когда франки были хозяевами огромной империи, занимавшей и многие собственно германские, славянские, итальянские земли. Но франки и другие германцы на западе возникшей державы приняли тогдашний язык большинства населения Галлии, унаследованный от римлян, германцы же на её востоке сохранили свою родную речь. (В составе Германии есть древняя область Франкония, обязанная своим именем тем же франкам).

Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, что почти вся территория Франции очень чётко отделена от соседних стран географическими границами. На юге - Пиренеи и Средиземное море, на юго-востоке - Альпы, на севере - Арденны, на западе - океан и Ла-Манш... На этом неправильном четырёхугольнике разыгралась тысячелетняя история французского народа. Существуют самые разные точки зрения на вопрос о том, как он сложился и даже... успел ли он сложиться как единое целое вообще. Есть учёные, которые полагают, что это один этнос, говорящий (или говоривший до недавнего времени) на нескольких языках, не только на французском, но ещё и провансальском (на юге), баскском (на юго-западе), бретонском (на западе). Другие считают, что бретонцы, например, до сих пор представляют особый этнос. Об этом говорят многие особенности их народной культуры.

Во всяком случае объединительный процесс во Франции начался давно. В числе лучших тому подтверждений - движение за освобождение Франции от англичан, возглавленное Жанной д"Арк в 15 веке. Девятнадцатилетняя девушка, наделённая не только патриотическим пылом, но и гениальными полководческими способностями, родилась в Лотарингии, области на востоке Франции. Но она ощущала себя не лотарингийкой, а француженкой, и вставшие под её знамя простолюдины и дворяне засвидетельствовали тем самым, что считают себя прежде всего французами, а не провансальцами, гасконцами или пикардийцами.

В то время на территории Франции существовало по крайней мере два больших этноса (не говоря уже об относительно меньших): южно- и северофранцузский. Но есть учёные, которые полагают, что в раздробленной на феодальные владения Франции сложилось в средние века до двух десятков отдельных этносов.

Кое-какое представление хотя бы о некоторых областных этнических группах Франции мы получаем ещё в отрочестве. В "Трёх мушкетёрах" Александра Дюма всё время подчёркивается, что д"Артаньян - настоящий гасконец, пылкий, отважный и вместе с тем достаточно расчётливый. Покровитель д"Артаньяна капитан королевских мушкетёров де Тревиль "путь свой...начал так же, как д"Артаньян, то есть без единого су в кармане, но с тем запасом дерзости, остроумия и находчивочти, благодаря которому даже самый бедный гасконский дворянчик часто осуществлял самые смелые отцовские мечты...".

Не забывает Дюма сообщить, что "достойнейший Планше", слуга д"Артаньяна, - пикардиец, и подчёркивает далее его рассудительность и надёжность именно как черты пикардийцев. Слуга Портоса, нормандец Мушкетон, - любитель хорошо поесть, роскошно одеться, похвастать. Слуга Арамиса, - берриец с соответствующей стереотипному представлению о беррийцах характеристикой и т.д.

С точки зрения Дюма, само происхождение француза из определённой местности уже должно кое-что сказать читателю и о его внешности, и о некоторых чертах храктера.

А типы провансальцев, например, во множестве набросал в своих произведениях другой французский писатель - Альфонс Доде.Стоит вспомнить хотя бы добродушного фантазёра Тартарена из Тараскона, его друзей и соседей. Виктор Гюго писал: "Гений Франции соединяет в себе гениальные черты всего Европейского континента, и каждая французская провинция представляла собою одну из этих европейских добродетелей. Немецкая прямота процветала в Пикардии, широкая натура шведов проявляла себя в Шампани, голландскую трудоспособность можно было встретить в Бургундии, деятельную энергию Польши - в Лангедоке, испанскую гордость - в Гаскони, острый итальянский ум - в Провансе, греческую изворотливость - в Нормандии, швейцарскую честность - в Дофинэ".

Писателям можно было и не поверить, они ведь имеют признанное право на домыслы, но вот что пишет известный географ и историк 19 века Элизе Реклю: "В общей для всех столице встречаются и взаимно влияют друг на друга представители всей Франции: обитатели Прованса или Гаскони, проворные, болтливые, вечно в движении; люди с возвышенных плоскогорий, упорные в труде и мало общительные; жители берегов Луары, со смелым взглядом, проницательным умом и уравновешенным характером; меланхолические бретонцы, мечтательные, но с сильной волей; нормандцы, с медлительной речью, испытующим взглядом, благоразумные и осторожные; обитатели Лотарингии, Вогезов, Франш-Контэ, горячие в гневе, предприимчивые".

Не случайно Реклю говорит здесь о Париже. Роль Парижа в образовании французского народа больше, чем обычно бывает в таких случаях роль столицы.

Парижский выговор брало за образец население всей страны при выработке единого языка, а между тем берлинский диалект не стал примером для Германии, римский - для Италии.

Франция стала классическим примером страны, собираемой центральным правительством из феодального развала и разброда. Спокойно, медленно, уверенно делали это короли 12-ого, 13-ого веков и начала 14 века. Затем наступил хаос - и новое, казалось, ещё большее раздробление страны в пору Столетней войны с Англией. Но во Франции вопреки всему кровавому феодальному безобразию складывался единый рынок. Крепли связи между её отдельными частями. Властно влёк к себе дворян, купцов и мещан Париж.

В относительно небольшой и разбитой на гораздо меньшее число этнических областей Англии шла борьба между французским и английским языками, занявшая 300 лет и закончившаяся победой языка английского лишь к концу 14 века. Поразительно, но во Франции, скажем, в 13 веке французский язык пользовался гораздо меньшим успехом, чем в Англии. На чужой земле за него стояла знать - потомки офранцуженных норманнов, завоевавших Англию в 9-ом столетии. Во Франции же языку Парижской области противостояла в суде латынь, и всюду - провинциальные диалекты.
Так продолжалось, пока в 1539 году очередной король специальным указом объявил французский единственным языком, употребляемым в судопроизводстве и административной деятельности. Это случилось через полтораста лет после официального признания королём Британии победы в его стране английского языка. А ведь французский-то указ был лишь звеном в борьбе главного языка страны за победу в ней. Но теперь на стороне этого языка решительно стояло правительство. И в границах, где оно распоряжалось, язык побеждал век за веком и год за годом.

Французский национальный характер:

В каждой нации существуют очень разные индивидуальные характеры. Так, в средневековом французском романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" действуют герои "раблезианского" склада - любители обильных пирушек, развлечений, вольных шуток. В творчестве знаменитого Вольтера, да и в самом его психологическом облике, проявляются черты совсем другого - "вольтерьянского" характера: свободомыслие, остроумие, скептицизм. Бальзак в романе "Гобсек" нарисовал портрет скупца, Флобер в романе "Бувар и Пекюше" изобразил унылых, скучных, ограниченных мещан. Все они французы, но совершенно не похожи друг на друга.

Кроме индивидуальных характеров, в каждой нации существуют и многие другие различия, например географические, классовые или профессиональные.
Свой отпечаток на характер людей накладывает классовая принадлежность и профессия. Совершенно очевидно, что характер и поведение аристократа и буржуа должны отличаться от характера и поведения крестьянина или рабочего, психология чиновника - от психологии учёного или торговца.
Как же объединить все эти разные характеры в один общий национальный характер? Кажется, это невозможно, но вместе с тем любой человек, впервые соприкоснувшийся с людьми другой национальности, чувствует в них что-то особенное, характерное для этой нации.

Часть современных учёных вообще считает, что национального характера не существует; это лишь миф, устойчивый психологический стереотип. Другие полагают, что, хотя чрезвычайно трудно научно доказать существование национального характера и определить его признаки, это всё же реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, психологии и культуре нации. Третьи считают, что национальный характер - это "и то и другое", т.е. и миф, и реальность. Во всяком случае, несомненно, что представления о национальном характере широко распространены во всех странах.

Многие французы убеждены, что они унаследовали свой характер и темперамент от далёких предков - галлов и франков, когда-то населявших территорию современной Франции. В современной Франции существует более благоприятное мнение о галлах, которые были смелыми, воинственными и жизнерадостными людьми, любителями празднеств и развлечений всякого рода. Считается, что от галлов берут начало психологические черты французов, закреплённые в выражениях "галльский ум" (ясный, логичный), "галльский дух" (жизнерадостность), "галльские шутки" (вольные и грубоватые), любовь французов к красноречию и хорошей кухне.

Современные французы полагают, что главная черта их национального характера - острый ум, рационализм, тяготение к ясной, точной, логичной, изящно сформулированной мысли. Во Франции любят повторять: "Неясно - это не по-французски". Считается, хотя это отнюдь не беспорно, что для французской философской и общественной мысли характерно стремление к ясности (иногда за счёт глубины), тогда как для немецкой - тяготение к глубине (иногда за счёт ясности).
В отличие от англичан, которые гордятся своим практицизмом и питают нелюбовь к абстрактным теориям, французы очень любят рассуждения общего порядка. Они склонны возводить на теоритический уровень и "политизировать" даже частные столкновения интересов или различия в социально-психологических ценностях.
Наряду с логичностью и рационализмом типичным признаком французского национального характера считается склад ума.
Скептицизм французов сочетается с сильно развитым вольнодумством и нонконформизмом, т.е. нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Французы не без удовольствия признают, что в отличие, например, от немцев они недисциплинированы, своевольны, любят спорить, склонны к фронде и противодействию властям.

В повседневной жизни французы имеют репутацию весёлого, жизнерадостного и, как они сами признают, несколько легкомысленного народа. Истинно французскими добродетелями считаются тонкий вкус, чувство меры, изящество, элегантность, остроумие.

У французов лёгкий характер: они умеют забывать неприятности, радоваться жизни, шутить и веселиться. Большое место в их жизни всегда занимали празднества, развлечения, удовольствия. Вместе с тем французы уверены, что они обладают большим здравым смыслом, практичны, экономны, привержены к собственности, умеют считать и копить деньги. Бывший премьер-министр Франции Э.Деладье говорил, что Франция - это страна, "где привязанность к индивидуальной собственности, вкус к бережливости, страсть к независимости распространены шире, чем в любой другой стране мира".

В отношениях с частными лицами французы столь же честны, как и люди других наций, но в отношениях с властями (особенно со сборщиками налогов) не считают грехом сплутовать.

Значительную роль во французской системе ценностей играет прославленная "французская вежливость". Её правила требуют неизменной любезности по отношению к женщине, внимания к собеседнику, уважения к чужому, хотя бы и враждебному, мнению; предусматривают изощрённую систему обращений, приветствий, благодарностей, соболезнований и поздравлений.

При этом в отличие от англичан, для которых характерна сдержанность в выражении эмоций, французы, наоборот, склонны к повышенной экспрессивности. Подписывая письмо, малознакомый француз может заверять вас в самых сердечных чувствах, но его слова так же не следует понимать буквально, как и распространённые в 19 веке заверения в готовности быть "покорнейшим слугой".

В числе наиболее известных бытовых французских традиций выделяется особое внимание к хорошей кухне. Франция, кажется, единственная в мире страна, где существует Академия кухни, Академия гастрономов и Академия вин. Почти все газеты ведут постоянную гастрономическую рубрику. Тиражи произведений выдающихся мастеров гастрономии делеко опережают тиражи художественной литературы. Крупные кулинары и владельцы знаменитых ресторанов - известные в стране лица. О них пишут газеты, с ними поддерживают знакомство виднейшие деятели искусства и политики.

Почему в Люксембурге говорят на трёх языках:

В небольшом европейском государстве Люксембург в ходу три языка. В этом, впрочем, ничего удивительного не было бы, если бы каждым из трёх языков не владел примерно одинаково хорошо практически каждый житель страны - воистину государство полиглотов.
Люксембуржцы говорят по-немецки, потому что когда-то именно в этих местах довольно плотно поселились франки, те самые, что ресселились и по большей части территории теперешней Франции, но составляли там настолько незначительное меньшинство, что оставили ей только своё имя, но не язык.
В Люксембурге франков поселилось относительно больше, и они смогли передать свой язык местным кельтам, тем более что римское влияние доходило прежде до этой северной области сильно ослабленным. Но говорят люксембуржцы и по-французски, потому что в последние столетия намного сильнее германского было здесь культурное влияние мощной Франции. И в судьбах стран-соседок было немало общего. Поэтому уже с 17 века французский язык становится основным языком в стране. Сейчас французские надписи и объявления на улицах и в городах, и в деревнях; по-французски выступают истцы, ответчики, прокуроры, адвокаты и судьи во всех судах; в парламенте говорят и по-французски, и по-немецки, причём оба эти языка проходят в начальной школе.

В обыденной же жизни большинство люксембуржцев то и дело прибегает... к третьему языку, собственно люксембургскому наречию. Его можно считать диалектом немецкого языка, но немцы это наречие почти не понимают.

Газеты в Люксембурге выходят на трёх языках.

2 тысячи лет назад, как и территория Галлии, территория Люксембурга была захвачена римлянами.
Четыре века спустя сюда пришли франки, как и в Галлию. А потом из развалившейся Франкской империи появилось графство, потом герцогство Люксембург. Пять с лишним веков оно сумело оставаться фактически независимым; мало того, династия люксембургских герцогов не раз поставляла императоров Германии, королей Чехии и иным землям.
Потом династия оборвалась, и Люксембург стал по законам о наследстве тех времён, а также из-за военных удач и неудач великих держав лет на 180 владением... Испании, потом лет на сто - Франции, потом на 17 лет - опять испанским, потом на 80 лет - австрийским, потом на 20 - опять французским, это уже при Наполеоне, а после его поражения получил независимость главным образом благодаря тому, что слишком много нашлось на эту землю охотников и договориться между собой они не смогли.
История, мягко говоря, бурная. Но границы держав менялись, а французский народ всё время оставался рядом.
Маленький народ сохранил верность своим традициям; он сопротивлялся фашистам, хотя те и поспешили объявить люксембуржцев "истинными арийцами".

За люксембуржцами закрепилась слава виноградарей и музыкантов. Любимая шутка здесь звучит примерно так: "Один люксембуржец - садовник, два - спор в кафе, три - оркестр". Пристрастие к кафе, как и многие другие бытовые привычки, тоже сближает люксембуржцев с юго-западными, а не с восточными соседями. Но только у них одних во всей Европе получили такой размах музыкально-танцевальные шествия во время местных празднеств. Сотни тысяч туристов приезжают поглядеть на эти шествия.

Так маленький народ, оказавшийся между двумя великими державами (да ещё по соседству с Бельгией и Нидерландами), сумел сохранить своё культурное наследие.

Возможно, если бы не политические границы, отделявшие страну от Франции и Германии столько веков, люксембуржцы могли бы стать одной из этнических групп французского и немецкого народа.

Есть ряд штампов, которые вспоминаются сразу, как только речь заходит об определённой общности людей. При слове «Франция» многим приходит на ум Эйфелевая башня, круассаны, вино, лапки бедных лягушек и шейные платки. Как-то мы уже писали о .

Французы славятся своей приветливостью и дружелюбием, способностью запросто заговорить на улице с незнакомцем, готовностью помочь.

К особенностям французской нации можно отнести и бережное, любовное отношение к старине, к историческим вещам, мелочам и домам. Очень часто при строительстве нового дома во Франции на месте старого, тщательно сохраняются стены и меняют внутреннюю начинку. А чаще, старые дома сохраняют и восстанавливают, ничего не меняя. Поэтому так много во Франции городов с красивыми милыми улицами, не изменившимися за последние века.

Ещё одной яркой чертой французов является их заметный интерес к еде. Они очень часто спрашивают у окружающих, чем они обедали сегодня, или что было на ужин вчера? Ну и готовят они отлично и с большим удовольствием. Принимая гостей, каждая семья старается приготовить королевское угощение, по традиции завершающееся сырным десертом.

Сыр, для французов это не просто продукт, а культурная особенность. Всем известно о наличии во Франции трёхсот сортов сыра. И все они заметно различаются. У полутвёрдых сыров разный цвет, консистенция, запах, возраст, а главное вкус.

Среди твёрдых сыров есть такие, которые можно нарезать только с помощью специального приспособления.

А есть во Франции и жидкие сорта сыров, которые едят ложкой. Про сыры можно писать бесконечно, но лучше, всё-таки, пробовать. Так что французов надо называть не лягушатниками, а сыроманами и сырофанатами.

Можно много рассказывать и про французский хлеб. Он выпекается в огромном количестве сортов, в основном это белый хлеб. Едят хлеб свежим, но если он уже какое-то время пролежал в хлебнице, то перед подачей на стол, его греют в духовом шкафу.

Очень часто на улице можно видеть людей, на ходу жующих багет.