Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сообщение о первой постановке юнона и авось. Рок-опера "Юнона и Авось". Справка. Гастроли от Кардена

История создания

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком » в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.

31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера» .

Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской , хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

Первоисточник сюжета

По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

А спустя ещё два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо , привез в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду , а на другой - Я тебя никогда не увижу .

Естественно, и поэма, и опера - не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...

Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

Сюжет

  • Резанов - Г. Трофимов
  • Кончита - А. Рыбникова
  • Федерико - П. Тилс
  • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
  • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
  • Солист в прологе - Р. Филиппов
  • Давыдов - К. Кужалиев
  • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
  • Молящаяся женщина - Р. Дмитренко
  • Молящаяся девочка - О. Рождественская
  • Моряк - В. Ротарь
  • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественская, А. Паранин

«Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

Композитор

Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

Сюжет

Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

Пролог

Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

Второе действие

Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.

Это была первая советская рок-опера, которую, впрочем, из-за особенностей режима создатели - автор либретто Андрей Вознесенский и автор музыки Алексей Рыбников - отнесли к другому жанру, назвав ее современной оперой «Юнона и Авось». Содержание ее основано на реальных событиях. В основе сюжета - трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо.

История встречи - правдивая и выдуманная

Основная сюжетная линия правдива во всех вариантах, она берет начало с того момента, когда в 1806 году к берегам Калифорнии под флагом российского флота и под предводительством русского графа и камергера Его Императорского Величества пристали два брига - «Юнона» и «Авось». Содержание всего остального действия допускает разные, порой противоречивые толкования уже потому, что история стала поводом для создания многочисленных поэм, опер, балетов и просто искусствоведческих исследований. А художественное творчество предполагает разной степени погрешности перед истиной, в чем и признавался автор поэмы «Авось» Андрей Вознесенский. А в постановке театра Ленком, в творческом содружестве автора музыки Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова произведение обрело свое постоянное название - «Юнона и Авось».

Краткое содержание рок-оперы

Сорокадвухлетний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей Николай Петрович Резанов, мечтающий о плавании к берегам Северной Америки, но получающий отказ за отказом, ищет заступничества у иконы Матери Божией и признается ей в своей неправедной страсти к ней как женщине. Богоматерь прощает его и обещает свое покровительство. Вскоре он и вправду получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске. И вот бросают якорь в заливе Сан-Франциско русские корабли «Юнона» и «Авось». Содержание действия отныне развивается стремительно. На балу у дона Аргуэльо в честь прибывшей русской экспедиции граф знакомится с дочерью хозяина, 16-летней Кончитой. Здесь же он узнает, что дом Аргуэльо готовится к свадьбе юной Кончиты и молодого идальго Фернандо. Очарованный красотой девушки, Резанов тайком проникает в ее спальню, молит ее о любви и овладевает ею. Голос Богородицы вновь нисходит к ним, и в душе Кончиты пробуждается ответная любовь.

Но за свой проступок граф должен заплатить дорогую цену: оскорбленный Фернандо бросает ему вызов и погибает от его руки. Русская экспедиция спешно покидает Калифорнию. Резанов тайно обручается с любимой, но для венчания ему необходимо исхлопотать в Петербурге разрешение от Папы, чтобы жениться на католичке. Однако им не суждено больше увидеться. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает под Красноярском. Кончита отказывается верить страшным известиям и ждет возлюбленного больше тридцати лет, после чего постригается в монахини и заканчивает свои дни затворницей. Таково схематичное содержание оперы «Юнона и Авось».

Воплощение на сцене

В Ленкоме постановка имела удивительно счастливую судьбу. Ее пропустили сразу в отличие от других, менее острых спектаклей. На сценах многих стран показывали спектакль «Юнона и Авось», содержание каждых гастролей неизменно было триумфальным. Не последнюю, если не первую роль играли безмерный талант, энергетика и харизма исполнителей главных ролей. В разное время роль графа Резанова играли Дмитрий Певцов, можно увидеть в этой роли и других известных актеров. В роли Кончиты - Елена Шанина, Алла Юганова. В других ролях были заняты Александр Абдулов, Лариса Поргина и другие. При всех достоинствах последующих составов дуэт Николая Караченцова с актрисой Еленой Шаниной, по отзывам большинства зрителей, так и остался непревзойденным по своей бешеной энергетике. Недаром хит жанра мюзикла «Я тебя никогда не забуду» в этом исполнении до сих пор не теряет популярности.

Память

Кончита Аргуэльо (в постриге Мария Доминго) умерла в 1857 году и была похоронена на монастырском кладбище, откуда ее прах был перенесен на кладбище Святого Доминика.

Граф Николай Петрович Резанов в 1807 году был похоронен на кладбище городского собора Красноярска. Спустя почти два века, в 2000 году, на его могиле был установлен беломраморный крест, на котором с одной стороны читается: «Я тебя никогда не забуду», а на другой написано: «Я тебя никогда не увижу».

Театральной сенсацией назвали четверть века назад постановку режиссера Марка Захарова в театре им. Ленинского Комсомола рок-оперы Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского . И не удивительно, тогда в далеком 1981 году православные молитвы и песнопения, Андреевский флаг, Богоматерь с младенцем Иисусом на сцене Ленкома – все это казалось чудом. А история этого произведения началась со встречи Рыбникова и Вознесенского.

– реальная, хоть и печальная, история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. Огромная разница в возрасте, тысячи километров, разделяющие влюбленных, не позволят влюбленным жить счастливо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», которая позднее была переработана автором в либретто оперы. Рыбников же давно хотел соединить традиционные православные песнопения с элементами современного музыкального языка. И когда к нему подошел Андрей Вознесенский с текстом своей поэмы «Авось», написанной на основе подлинных исторических фактов, Рыбников начал работать над рок-оперой.

Cюжет рок-оперы «Юнона и Авось»

Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в Калифорнию, где капитан брига «Авось» русский граф Николай Петрович Резанов полюбил местную красавицу Марию дела Концепсион Аргуэльо , дочь коменданта крепости Сан-Франциско. Любовь графа и молодой испанки вызвала ревность и ненависть влюбленного в нее соперника. Срочный отъезд Рязанова на родину разлучил влюбленных. Несколько лет ожидая разрешения на брак с католичкой, граф умер под Красноярском, так и не добившись его. А Кончита прождала его 35 лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь.

место показа: Московский государственный театр "Ленком"
постановка: Марк Захаров, режиссура: Дмитрий Певцов, Виктор Раков
композитор: Алексей Рыбников, стихи: Андрей Вознесенский
акётры: Дмитрий Певцов, Александра Волкова, Кирилл Петров

на фото: портрет графа Резанова кисти неизвестного художника.

Самые долгоиграющие спектакли театральной Москвы

Особенно успешные спектакли могут ставиться в театре десятки лет, бывает, что один и тот же спектакль ставится свыше 30 лет подряд, практически полностью сменяя актёрский состав.

Самые долгоиграющие спектакли современной театральной Москвы - это “Юнона и Авось” театра “Ленком” (премьера - 1981 год) и “Мастер и Маргарита” “Театра на Таганке” (премьера - 1977 год).

История рок-оперы "Юнона и Авось"

Для своего времени “Юнона и Авось” была на редкость прогрессивной постановкой. Во-первых, это - рок-опера, а к року в те времена было настолько негативное отношение, что под названием “Юнона и Авось” было написано “современная опера”, написать “рок-опера” было нельзя. Во-вторых, музыка к “Юнона и Авось” включает музыкальные импровизации на темы православных песнопений, на сцене появляется Мадонна с младенцем. После премьеры спектакля западная пресса назвала его антисоветским, а цензура 2 года не пропускала стереопластинку с аудиозаписью “Юноны и Авось” .

“Юнона и Авось” в Ленкоме в своём первом составе: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов, ария “Белый шиповник”

За 30 с лишним лет постановок актёрский состав сменился почти полностью: только артист-вокалист Александр Садо исполняет в “Юноне и Авось” одну из главных партий свыше 30 лет, с премьеры спектакля.

Сюжет “Юноны и Авось” основан на реальных событиях - об экспедиции графа Резанова в Калифорнию, его романе с дочерью губернатора Калифорнии Кончиттой и внезапной смерти.

Для современного зрителя спектакль “Ленкома” недостаточно динамичен - особенно, первое его действие, которое состоит из набора сценических картин: у графа Резанова умирает жена, он предлагает властям наладить отношения с Северной Америкой, власти принимают предложение через какое-то время, Резанову “является” - Мадонна с младенцем, к берегам Калифорнии под предводительством графа Резанова отплывают 2 корабля - “Юнона” и “Авось”, - всё это под аккомпанемент импровизаций на темы православных песнопений. Зритель при этом совершенно не чувствует себя сопричастным к происходящему, что, несомненно, составляет главный недостаток. В результате, первое действие спектакля получается несколько скучным, а из-за аккомпанемента - даже тоскливым.

Второе действие “Юноны и Авось” более “живое” и динамичное, - любовь, ревность, отчаяние, дуэль - накал страстей нарастает, а зритель начинает чувствовать происходящее на сцене как участник событий.

романс "Я тебя никогда не забуду": Николай Караченцов, Елена Шанина (“Юнона и Авось”, Ленком)

В современной версии спектакля “Юнона и Авось” в “Ленкоме” очень оригинально поставлена хореография: дуэль графа Резанова и Фернандо показана без сражения на шпагах, а с помощью оригинального танца и пластики.

Актёры, играющие главные роли в "Юноне и Авось" в "Ленкоме":

Николай Резанов - Дмитрий Певцов/ Виктор Раков;

Кончитта - Александра Волкова/ Анна Зайкова;

Фернандо - Станислав Рядинский/ Кирилл Петров