Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Солдат причислен к лику святых. Подвиг и слава евгения родионова

Документальный фильм "Рядовой Евгений Родионов"

(скачать , формат.avi, 527 Мб, 50 мин.)

Что лучше: быть убитым, но остаться в живых для будущих поколений, или заживо погибнуть, как Иуда? Этот вопрос нам - живущим в 21 веке. Этот вопрос, наверное, задавал себе, находясь в заточении, восемнадцатилетний солдат Евгений Родионов, которого бригадный генерал "казнил за упрямство" в самый день его рождения, 23 мая. В этот день был праздник Вознесения Господня. Вместе с ним погибли еще три солдата. Их мучили четыре месяца. Им предлагали сменить веру и остаться в живых. Но они не отреклись от веры, а значит от Родины, от себя. Бамут, где их убили, был взят на следующий день после казни. Им не хватило одного дня.

Песня Александра Маршала: Евгений Родионов

Песня о подвиге святого воина Евгения Родионова

Евгений-воин

15 лет назад рядовой Родионов принял мученический венец Спецпроект «Завтра» Андрей Фефелов 18 мая 2011 года
Номер 20 (913)

Воин Евгений представляется мне, словно выходящим из сумерек. Что это за сумерки? Быть может, это "тьма внешняя", иначе говоря, наша с вами тревожная эпоха; мир, облекшийся в траур по утерянному смыслу. Или это значительные сумерки храма, в которых таинственно плавают разноцветные светила, молчат иконы?

А может быть, эти сумерки — живое, клубящееся и дышащее море русского народа, из глубины которого медленно всплывает навстречу заре легкий золотой корабль?

БИОГРАФИЯ

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, погиб 23 мая 1996 года близ села Бамут в Чечне.

Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике, учился на шофёра. Весной 1995 года был призван в ряды Вооруженных Сил, в состав пограничных войск РФ.

Зимой 1996 года в районе границы Чечни с Ингушетией вместе с тремя сослуживцами (Александром Железновым, Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым) попал в плен к боевикам.

Находился в плену в селе Бамут в течение ста дней, на протяжении которых подвергался избиениям и пыткам.

В день своего рождения, в праздник Вознесения, вместе с тремя пленными товарищами был выведен в лес. Всем четверым было предложено перейти в ислам и присоединиться к банде.

Имеющему нательный крестик Родионову было предложено сорвать с себя символ Христа и тем самым сохранить себе жизнь. После отказа два пленника были убиты выстрелами в темя, Евгению и еще одному солдату боевики перерезали горло, а затем отрезали головы.

Вскоре после пленения пограничников мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Командир Евгения сообщил ей, что ее сын в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам выкуп за информацию о месте захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту.

Погребен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Надпись на кресте гласит: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года"

Многими православными людьми в России и за ее пределами Евгений Родионов почитается как святой воин-мученик.

Из статьи в электронной энциклопедии

ДУХОВНИК ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА" священник Дмитрий Дудко всегда выражал свои мысли просто и коротко: "Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой, вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа…"

В одной короткой фразе отца Дмитрия сказано многое. Например, то, что советское "безбожие" было менее опасным и тягостным для души человека, чем нынешнее "развращение". Ведь первое, невзирая на "материализм", тянуло вверх, а последнее предполагает открытое главенство низменных инстинктов, бытовой цинизм и торжество эгоизма. Речь идет об обществе, в котором не принято жертвовать хоть чем-то во имя других людей, но, напротив, приветствуется вырвать больше и больше благ из рук ближнего своего. Уж какие там идеалы, высшие принципы, вечные ценности?! Все это в развращенном обществе считается пустыми глупыми фразами, "разводкой для лохов", далекими, полузабытыми абстракциями. Главное здесь и сейчас продвинуться, закрепить за собой как можно больше конкретных материальных благ и ресурсов. Духовное развращение — это примат сиюминутного, принципиальный отказ от вечности.

В одной из статей о подвиге Евгения Родионова написано следующее: "Он пришел к нам в кромешную пору всеобщего разложения и предательства, во времена великой народной беды и народного падения."

И если эпохи побед и восхождений имеют своей высшей точкой некую сияющую вершину, расположенную на определенном кратком отрезке истории, то эпохи распада и обрушения отмечены особыми впадинами. Именно такой дымящейся впадиной русской истории, черным чудовищным кратером был 1996 год, наполненный до краев дьявольским бредом. Это год предательства, когда в ходе необъявленной Чеченской войны российское телевидение превозносило убийц русских женщин и детей, плевало в спину воюющей армии. А затем в Хасавюрте был подписан позорный мир — российские власти на глазах у всего мира капитулировали перед шайкой бандитов. Затем последовали чудовищные по степени цинизма и фальсификаций "выборы Ельцина", сопровождаемые бесовскими плясками и шквалом информационного насилия над населением. После такого стало ясно: с народом можно делать всё, что угодно!

И в недрах этого вращающегося кратера, среди потоков гноя и серы явился новый христианский мученик — воин Евгений. Неузнанное, непознанное в невыносимом, мучительном и страшном обличье — случилось чудо Божье!

О ВОИНАХ-МУЧЕНИКАХ

"Святые воины-мученики составляют особый высокий чин небесной иерархии. История церкви отмечает дарованное им особое свойство являться в сражениях и поражать плотских врагов. Так, Дмитрий Солунский уже после своей кончины являлся на стенах осажденной Солуни и поражал сарацинов, а святые страстотерпцы Борис и Глеб, пришедшие на помощь своему сроднику князю Александру в Невской битве, сокрушили часть шведского войска на другом берегу Невы — там, где не проходила с боем княжеская дружина. Как и все мученики за веру, он несет в себе частицу того страшного огня попаляющего, который есть Господь. Несомненно, что так же, как и они, Евгений Родионов - лучший воин в полном смысле слова. Он вел брань свою не только с земными служителями преисподней, но и с духами злобы поднебесной. Он был и есть солдат той армии, Великий Полководец которой не предает своих солдат и ни единой капли пролитой крови не оставляет незамеченной. Так и Евгений брань свою продолжает и после своей земной смерти. Быть может, его явление знаменует рождение среди нас воинов, идущих в бой со Христом в душе. Крепко стоящих в этом бою до смерти и после смерти. На земле и на Небе".

Юрий Юрьев, из статьи "Чудо о Евгении" ("Завтра", 1999, № 46)

СОВСЕМ НЕДАВНО федеральный список экстремистских материалов пополнился лозунгом "Православие или смерть!" Теперь этот лозунг в России официально запрещен, на него поставлена государственная печать — "экстремизм"! Но ведь знаменательная и героическая кончина Родионова есть прямое, непосредственное воплощение принципа "Православие или смерть!". Евгений Родионов был поставлен перед ясным, очевидным, заостренным, как лезвие меча, выбором. "…От него требовали немного — снять крестик." Он не снял крест и выбрал бессмертие… Посмотрим, что выберем мы?

Эта заостренность, кристальность выбора, явленная в мученической кончине Евгения-воина, пугает многих. Иным такой подход представляется и впрямь вредным и экстремистским. Многим православным в рясах и без оных гораздо уютнее пребывать в мире полутонов, в стабильном режиме компромисса с нахрапистой антихристианской цивилизацией. Любые разговоры о неминуемом выборе отметаются, сама постановка вопроса выставляется нелепостью, вывихом сектантского сознания, результатом религиозной экзальтации. Пример Родионова четко указывает на то, что экзальтация тут не при чем. Евгений вовсе не был религиозным фанатиком, едва ли был воцерковлен. Но решил вопрос своей вечной жизни принципиально, по сути, а не по форме.

Современным докторам богословия, отягощенным Сорбонной, изрядно искушенным в многословных прениях, есть чему поучиться у русского мальчика, окончившего девять классов средней школы поселка Курилово.

Панически бежит прочь от Родионова многочисленное племя церковных секретарей и светских очковтирателей-имитаторов. Вблизи от пресветлого лика Евгения-воина обнажается любая, даже самая тонкая, самая изысканная ложь. Любая подделка становится грубой и очевидной. Потому-то многочисленные прокремлевские молодежные движения никогда не поднимут на знамя образ Евгения. Ибо он их спалит, выжжет их них притворство, разрушит фикцию синтетического патриотизма.

"Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил." Это слова Рамзана Кадырова. Любопытно, что нынешний глава Чечни, говоря о Евгении, обратил внимание именно на религиозный, духовный смысл случившегося, чего в упор не видят или не хотят видеть иереи из Синодальной комиссии по канонизации.

ЗАСТУПНИК РУССКИХ

Тихо, в снегах и румяных зорях, встаёт над Россией звезда Евгения Родионова, русского солдата и мученика, святого юноши, сложившего голову за родную страну и народ. К могиле его, что под Подольском, приходят женихи и невесты, прибредают искалеченные в боях пехотинцы, стекаются отчаявшиеся горемыки. Утешаются, крепнут духом, исцеляются от тоски и недугов.

Художники пишут его иконы. Поэты слагают о нем стихи. Сельские батюшки открывают ему алтари. Иконы мироточат, алтари творят чудеса.

Монах в северной отдаленной обители под заиндевелой сосной, перед иконой Евгения Родионова молился: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, воинов крепость, молитвенников сладость, правдолюбцев надежда, жертвующих утоление, труждающихся награда, ищущих обретение, спаси Россию!"

И в снегах, в прозрачных метелях, среди серебряных вьюжных дорог возникало великое шествие. Полки, батальоны, несчетные ратники, несметные ополченцы. От города к городу, от села к селу. Все, ныне живущие среди градов и весей. И все, почившие прежде, распахнувшие сугробы могил. Вся русская мысль и святость. Вся русская мощь и краса. Двигались бессчетно в полях, среди песнопений и гулов. И вел их юноша Евгений Родионов, держа негасимую свечку, сиявшую сквозь метель.

Преклонив колени, я молился вслед за монахом: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, спаси Россию!"

Александр Проханов, из передовицы "Чудесная звезда Евгения Родионова" ("Завтра", 2002, № 5)

ИКОНОГРАФИЯ ЕВГЕНИЯ-ВОИНА велика и обширна. Автор этих строк знает более полутора десятков различных икон с изображением мученика. Газета "Завтра" публиковала часть из них.

Сегодня мы украшаем полосу драгоценной работой художника и режиссера Николая Деткова, создавшего образ Евгения-воина в особой технике. Портрет выполнен на бересте, лицо солдата вырастает из великого соцветия русской святости, выходит из сонмища страстотерпцев и подвижников — именитых и безымянных.

Лик молодого воина словно наливается божественным смыслом и ангельской силой. И мы видим воочию, как свершается великое чудо прославления. Наблюдаем великий миг, когда кроткий мальчик становится грозным наставником. Когда невинный юноша превращается в воинственного предстоятеля, небесного витязя-защитника. Там, за спиной Евгения, ткутся наши с вами молитвы, пламенеет и созиждется вечно живая нетленная святая Русь.

Есть предсказания, что когда-то Золотой Крест святого Евгения станет одной из высших воинских наград будущей России. Но до этих дней предстоит нам еще дойти, пройти через великие испытания и искушения.

Святый мучениче Евгение, моли Бога о нас!

О ПОДВИЖНИКАХ БОЖЬИХ

Помимо канонизированных святых, есть ещё один особый вид почитаемых усопших — подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Патриарх Иосиф дозволял петь на гробнице Соломониды, разведенной супруги Великого князя Василия III, не только панихиды, но и молебны. Святой Анне Кашинской после ее деканонизации и до восстановления чествования ее памяти пели панихиды, а затем читали молитвы с обращением к ней, как к угоднице Божией. В XIX веке преподобному Максиму Греку в Троице-Сергиевой Лавре пели панихиды с тропарем ему, как святому. Писали и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах.

В большинстве случаев канонизации святого предшествует народное почитание как подвижника благочестия.

Протоиерей Владислав Цыпин, из книги "Курс церковного права"

23 мая в понедельник с самого раннего утра и целый день будут служиться молебны и панихиды у могилы героя-воина.

АКАФИСТ мученику воину Евгению (Родионову)

Избранного воина Христова и мученика предивного, поборника святыя веры православныя, Российскою землею рожденного и в земли Кавказстей возсиявшего, святаго мученика Евгения Нового, похвальными песньми почтим; ты же, угодниче Божий, яко предстояй пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, с любовию и благодарением зовущих ти:

Радуйся, святый и преславный мучиниче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил, предуведевый благое произволение твое, всеславный мучиниче Евгение, от града Подольска, избра тя, благодатию своею преобильно тя одари и венцем мученическим тя увенча, и аки предстателя и заступника небеснаго, тебе нам паки дарова.
Мы, же, дивящися таковому о тебе Божию смотрению, во умиление сердец зовим ти:
Радуйся, Христа ради на земли пострадавый!
Радуйся, с Ним на небесех воцаривыйся!
Радуйся, светлое звездо Российския земли!
Радуйся, Отечество земны молитвами твоими не оставляй!
Радуйся, заступниче скорый тя призывающих!
Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих!
Радуйся, целомудренных усердный охранителю!
Радуйся, в скорбех наших присный утешителю!

Кондак 2

Видя Христос Господь сердца твоего благое намерение, блаженнее Евгение, предначерта ти тернистый и многотрудный путь спасения: егда во время служения твоего воинского плениша тя агаряне в земли Кавказстей, идеже ты прибыл еси непоколебим в вере православней, веры ради страдание претерпел и смерть приял лютую еси, непрестанно усты и сердцем Господеви воспевая: «Аллилуйя!»

Икос 2

Разумом свыше просвещаем, честный Евгение, начаток и конец жития твоего на камене благом, Христе Спасителе положил еси; Ему же последующее вся красное мира сего презрел еси и страдание прескорбное Его же ради претепевше, радуешися и веселишися ныне в чертозех небесных. Мы, подвиги твоя досточудные ныне поминающе, таковвыя похвалы приносим ти:
Радуйся, Духом Святым просвещенный!
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный!
Радуйся, жизнь за Христа отдавый!
Радуйся, страданиями Его подражавый!
Радуйся, очи твоя к Богу обративый!
Радуйся, волю твою в добродетели утвердивый!
Радуйся, змия лукавого посрамивый!
Радуйся, лик святых возвеселивый!

Кондак 3

Силою Христовою соблюдаем, достохвальный старстотерпче Евгение, о болезнех телесных не брегл еси, подвигом добрым подвизатися хотящее; тою же силою укрепляем страданий путь всеславно прошел еси, и приял еси от Бога власть чудеса различные творити; да вси, к тебе ныне притекающии, исцеления от недуг телесных, паче же душевных получают; Богу же о тебе вопиют: «Аллилуйя!»

Икос 3

Имея ныне радость вечную в небесных селениях, и нас грешных ан земли не забываеши, угодниче Божий прехвальный воине Евгение; мы же, труждающиеся и обремененные, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебя просящих, но мольбы наша на алтарь небесный принеси, да радостно зовем ти:
Радуйся, в единем Христе утешение полагаяй!
Радуйся, во старданиях призывати Бога научаяй!
Радуйся, чада наша от соблазнов мира соблюдаяй!
Радуйся, оных в целомудрие и чистоте укрепляй!
Радуйся, за грешных Бога умилостивляющий!
Радуйся, блазих в добре утверждающий!
Радуйся, мятущихся помыслов умирителю!
Радуйся, вражиих советов преславный разорителю!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 4

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша тя, мучениче Христов Евгение, не погибл бое си, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему Сладчайшему Спасителю Нашему принесл еси; молися убо ныне, да и мы в житейском море сущии, к тихому пристанищу Господу Спасителю притецем, в умилении зовущее: «Аллилуйя!»

Икос 4

Слышавшее злочестивые воеводы российстии о пленении твоем, всеславный Евгение, отступником и изменником бытии тя мняху. Мы же, ведуще тя, яко истиннаго воина Христова, чести отечества твоего не посрамившего и веру Православную во страданиях твох сохранившего, таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, воине Христов непобедимый!
Радуйся, в терпении твердейший адаманте невредимый!
Радуйся, яко от неблагомысленных наветы претепел еси!
Радуйся, яко от яростных поношения приял еси!
Радуйся, сердец смятенных умирителю!
Радуйся, от озлобления на нас враждующих охранителю!
Радуйся, яко от неверия избавляеши!
Радуйся, яко от малодушия исцеляеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 5

Боготечной звездою пришел еси в мире сем, страстотерпче преславный Евгение, яко веру Христову пред обезумевшими агаряны дерзновенно исповедал еси; страдания многа и люта мужески претерпел еси и ко Христу Господу и Спасу Нашему радостно востекл еси, Ему же ныне с лики Ангельскими предстошии и немолчно воспеваеши: «Аллилуйя!»

Икос 5

Видевши неверные агаряне знамение Креста Господня на вые твоей, святый Евгение, разсверепеша зело и мукам горьким тя предаша. Ты, старстем Христовым приобщившись, убелил еси ризы твоя в крови агнчей, древлим страстотерпцам равночестен и новым мученикам равнославен явился еси. Мы, вся сия ныне поминающее, таковые похвалы возносим ти:
Радуйся, кровию твоею торжество веры истинныя утвердивый!
Радуйся, яко Сам Господь свыше презре на страдания твоя!
Радуйся, паче мужей сильных крепчайший явившийся!
Радуйся, заточение темничное Христа ради претерпевый!
Радуйся, всемощную силу благодати познавый!
Радуйся, на подвиг мученичества свыше укрепленный!
Радуйся, огнем земным Христа ради опаленный!
Радуйся, Божественным огнем сердца наша возжигающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым апостолом, поревновавшее, не убоялся сеи зверонравных мучителей, Святый Евгение, но с дерзновением имя Христа Бога проповедал еси, Его же ради муки многообразныя претерпел и смерть лютою приял еси, да прославится тебе ради Дивный во святых своих Господь, Ему же ты ныне вопиеши: «Аллилуйя!»

Икос 6

Возсия свет Христов в триех воинех русстих, иже с тобою, пречудный Евгение, во узах агарянских скорбный путь проходиша. Овые убо тобою научаемы, живот свой Христу Спасу Нашему посвятиша и Его же ради мучения лютыя претерпеша, востекли суть в чертози Отца Небесного. Мы же, сия поминающе, молим тя, светозарный мучениче Евгение, просвети и наша сердца, мраком житейских попечений омраченные, озари лучами Божия добродетели всех, любящих тя и молитвенно к тебе ныне взывающих:
Радуйся, триех воинов светом Христовым просветивый!
Радуйся, во страдания оных надеждою укрепивый!
Радуйся, купно с ними в Чертоги Отчии востекший!
Радуйся, купно с ними венец нетленный обретший!
Радуйся, яко заблуждающихся на путь истины наставляеши!
Радуйся, яко всех нас к покаянию ныне призываеши!
Радуйся, яко паче лучей солнечных благодатию просиял еси!
Радуйся, яко светом невещественным души наша просвещаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 7

Хотяще зверонравному мучителю льстивыми словесы отвратити тя, прехвальный Евгение, от Бога Истиннаго и в зловерие агарянское тя соблазнити, мужественне противостоял еси, глаголя: «не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога Моего, Ему же со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки пети буду: «Аллилуйя!»

Икос 7

Новою показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, всеславный страстотерпче Евгение, повеле мукам многоскорбным предати. Ты же гнева агарян и страданий прескорбных не устрашився, паки исповеда себе христианина быти и радостоно восприял еси биения, узы железныя, и иныя муки нестерпимыя. Тем же вси, таковому твоему дерзновению дивящееся, глаголем:
Радуйся, злобы мучителей твоих не устрашивыйся!
Радуйся, муки нестерпимыя победно претерпевый!
Радуйся, язвы Господа на теле твоем носивый!
Радуйся, терпение крепкое во страданиях явивый!
Радуйся, от веры Православныя не отступивый!
Радуйся, страстем Христовым мужественно подражавый!
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый!
Радуйся, подвигами твоими верных христиан возвеселивый!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 8

Странно бе видити зловерным и бесоподобным агарянам, Силы Божьей неведущем, како в возрасте юношестем и телеси ослабленном возмогл еси, мучениче Евгение, лютейшие муки за Христа притепети. Мы же, благодаре о сем Бога, крепость таковую тебе даровавшего, с любовию ему вопием: «Аллилуйя!»

Икос 8

Яко новое светило на тверди небесней, воссиял еси всему христианскому роду, всехвальный мучениче Евгение, егда во главу усеченный, душу твою Господу предал еси. Тем же мы, благоговейно поминающе страдания и подвиги твоя, с любовию зовем ти:
Радуйся, смерти телесныя не устрашивыйся!
Радуйся, до смерти верен Господу пребывый!
Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый!
Радуйся, ум и сердце посреди мучения ко Господу устремивый!
Радуйся, радостно за главу Церкви Христа главу свою под меч приклонивый!
Радуйся, венец славы из рук Господа приявший!
Радуйся, бды и печали от любящих тя отгоняющий!
Радуйся, всем призывающим тя, скорую помощь подавающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 9

Вси чини Ангельстии и праведных лики возрадовашася, зряще тя, святый Евгение, новаго мученика в пострадавшей и поруганней земле Российстей возсиявшаго. Мы, ныне прославляющее подвиг твой, ко Господу и Спасу нашему взываем: «Аллилуйя!»

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпца святаго Евгения, яко же и премудрость века сего слова крестного вместити никако же может; мы же, смирении, буйством прповеди о Распятом спасаемы, всеславного Евгения, яко же самого себе отвергшегося и душу свою Христа ради отщепившего, несумненно прославляем, зовущее к нему тако:
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши!
Радуйся, яко в селениях небесных почивая, нас не оставляеши!
Радуйся, венцем нетленным украшенный на небеси!
Радуйся, всечестно почитаемый на земли!
Радуйся, неверных светом веры просвещаяй!
Радуйся, чад Церкви Христовой в вере утверждаяй!
Радуйся, о спасении нашем Спасителя умоляяй!
Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняяй!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 10

Спасения нашего ходатай буди и ныне, святый новомучениче Евгение, зане многия растленныя обычаи нечестивые людие введоша в страну нашу и теми крепость наша оскуде, но в сокрушении сердец наших к твоему предстательству припадаем и на твое заступление уповающе, вопием Богу: «Аллилуйя!»

Икос 10

Стена крепкая и твердая ограда буди нам, страстотерпче святый Евгение, с теплой верою и любовию к тебе ныне прибегающим; ограждаемы бо от враг видимых и невидимых и избавлены тобою, прославим тя тако:
Радуйся, Святыя Православныя Церкви украшения!
Радуйся, о чадах ея теплое моление!
Радуйся, чаше, елей милости Божия к нам содержащая!
Радуйся, горо, тучи гнева Господня от нас отводящая!
Радуйся, печальниче болящим и безпомощным!
Радуйся, заступниче убогим и обидимым!
Радуйся, яко помраченных просвещаеши!
Радуйся, яко просвещенных утверждаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 11

Пение наша всякое побеждается, и многое множество хвалебных песен, воспеваемых ти, несть довольно, дабы по достоянию восхвалити тя, всеславный мучениче и чудотворче Евгение, обаче молитвами твоими получающее от Христа Бога благодеяния многообразныя, благодарни сущи, поем о тебе Богу: «Аллилуйя!»

Икос 11

Света нетварного зритель и радости Божественныя причастник явился еси, страстотерпче святый Евгение. Тем же молим тя: не престани молитися о всех нас купно с пострадавшими с тобою блаженными мученики Александром, Игорем и Андреем, да помилует нас Господь вашего предстательства ради, и сподобит нас, немощных, новую силу нечестия посрамити и победители злонравия явистися, да ублажаем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, яко орли, к Солнцу Правды воспаривши!
Радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача востекшии!
Радуйтеся, Царствия небесного наследници!
Радуйтеся, вечныя славы сопричасници!
Радуйтеся, теплотою Божественныя любве души наша согревающии!
Радуйтеся, в скорбях и болезнех терпению Христову нас научающии!
Радуйтеся, от сетей вражиих верныя избавляющии!
Радуйтеся, ходити в заповедях Божиих на наставляющии!
Радуйтеся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 12

Благодать великая дана есть ти от Бога Вышняго, пречудный страстотерпче, яко прешедше от скорби велие и убелившему в крови Агнчей ризы своя; сего ради со святыми Престолу Божию предстоиши, зовуще: «Аллилуйя!»

Икос 12

Поющее Бога, Дивного во святых Своих, ублажаем тя, преславный страстотерпче Евгение, почитаем страдания твоя, славим долготерпение и мужество твое непоколебимое, хвалим мученическую кончину твою, торжествуем небесную твою славу и таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, выну уповати на Творца нас наставляющий!
Радуйся, к покаянию всех нас призывающий!
Радуйся, омраченныя умы наша просветляющий!
Радуйся, окаменелые сердца наша оживляющий!
Радуйся, скорби наша в радость претворяющий!
Радуйся, светом надежды нас озаряющий!
Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий!
Радуйся, о праславляющих тя, Господа умоляющий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 13

О святый и преславный страстотерпче, воине-мучениче Евгение, земли Российстей и всего мира христианского похвало и украшение, приими сие малое моление от нас, грешных, любящих тя и благоприятными твоими к Богу молитвами от враг видимых и невидимых нас защити и огради, от всяких болезней душевных и телесных свободи, и от вечнаго мучения твоим ходатайством нас избави, да сподобимся с тобою в селениях райских воспевати Богу победную песнь: «Аллилуйя!»

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак).

Молитва ко святому мученику воину Евгению Новому

О всеславный достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, воинства Русского похвало и утверждение, мучениче святый Евгение Новый! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши с Царем-искупителем Николаем, ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух Правыя Веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, ею же ближняя твоя возлюбил еси, испроси у Всещедрого Бога Отечеству твоему и нашему купно, мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, таин Божиих причастную. О святый заступниче наш, не отсави нас, слабых и безпомощных, молися за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу и Пречистой Владычице Богородице, и подвигни на молитву за нас богопрославленные соузники твоя, блаженные мученики Игоря, Андрея и Александра, с ними же вкупе на Небеси предстоиши Престолу Царя Небесного, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делам нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам беззакония и согрешения наша, да избавит ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

С вятой мученик Евгений жестоко пострадал за Христа при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской.

Император Диоклетиан, желая возродить угасающую языческую религию, в 302-ом году издал указ, которым предписывалось разрушать христианские храмы и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Вскоре после этого он издал второй указ, предписывающий употребить все меры к тому, чтобы склонить христиан к отречению от своей веры, а непокорных казнить.

Слишком велика была ненависть язычников к христианам, чтобы эти императорские указы оставались в бездействии. Вскоре по доносу врагов тюрьмы наполнились христианами-епископами, пресвитерами и мирянами. В Армении был схвачен пресвитер Аравракинской церкви Авксентий, который вместе с другими христианами был отдан в городе Саталионе под суд областному правителю Лисию, жестокому гонителю христиан.

В Саталионе над войском начальствовал Евстратий, христианин, муж благочестивый, проповедник христианского образа жизни. Узнав, что пресвитер Авксентий находится в городской тюрьме, Евстратий пришел к нему и просил его молиться, чтобы Господь укрепил его на мученический подвиг. И, когда пресвитер Авксентий вместе с другими заключенными христианами предстал на суд, Евстратий объявил себя христианином. Разгневанный Лисий велел лишить Евстратия всех воинских званий и предать истязаниям. Друг Евстратия - Евгений, тоже военачальник, пожелал разделить участь своего друга Евстратия и всенародно объявил себя христианином. Он тотчас же был закован в цепи и вместе с другими брошен в темницу.

На утро всех заключенных повели в город Никополь. В цепях, под ударами воины погнали святых мучеников, а Евстратию надели еще сапоги с гвоздями, которые пронзали его ноги. Следуя по своему страдальческому пути, мученикам пришлось проходить через свой родной город Аравракин. Граждане вышли навстречу, чтобы видеть Евстратия, которого все любили и уважали, но не смели подойти к нему, потому что боялись навлечь на себя гнев и гонение начальников.

Однако некто Мардарий пренебрег опасностью. Оставив свою семью на попечение благочестивых соседей, а больше - на промысл Божий, он последовал за своими друзьями, готовыми принять мученический венец. На все угрозы Лисия Мардарий кротко отвечал: "Я христианин." Пресвитер Авксентий, Евгений и Мардарий после многих пыток были казнены. Перед своей казнью святой Мардарий молился Господу: "Владыка Боже Отец Вседержитель, Господь Сын Единородный Иисус Христос и Святой Дух, едино Божество и одна Сила, помилуй меня грешного, и Тебе известными путями спаси меня недостойного раба Твоего, потому что Ты благословен во веки. Аминь" (Эта молитва святого Мардария читается в храме в конце 3-го часа).

На смену только что замученных христиан привели новых мучеников, готовых своей кровью запечатлеть свою верность и любовь ко Христу.равитель Лисий, увидев крестик на груди своего воина Ореста, спросил: "Не христианин ли ты?" Орест не стал отпираться: "Я раб Бога Всевышнего," - ответил он. Его тот час же схватили и присоединили к прочим мученикам.

Когда же пришли в Никополь, многие воины объявили себя тоже христианами. Лисий был смущен; он боялся, что казнь такого множества христиан вызовет волнения в народе и сочувствие к мученикам. Он решил отправить Евстратия и Ореста в город Севастию, где градоправителем был некий Агриколай, известный своей жестокостью.

Святой Евстратий, представ перед своим новым мучителем, так мудро и убедительно говорил ему о Боге, о любви Его, о неизреченной благости, которая побудила Сына Божия воплотиться и страдать за людей, о безумии и суетности идолопоклонства, что жестокий судья склонился к милосердию. Желая спасти Евстратия, он убеждал его притворно отречься от Христа и принести жертву богам, обещая ему дары и почести. Но Евстратий оставался непоколебимым. Тогда у него на глазах замучили на раскаленном одре молодого воина Ореста. Теперь Евстратий остался один.

Последнюю ночь в темнице святой мученик провел в непрестанной молитве, укрепляемый Богом на предстоящие страдания. Радостно выслушал на утро Евстратий свой смертный приговор. С молитвой на устах он вошел в огненную печь и в ней предал дух свой Господу.

Увидев мучения святого Евстратия, его смелость, терпение и явленное на нем чудо Господа нашего Иисуса Христа, святой Евгений воскликнул громким голосом: "Лисий! И я - христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!". Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечем.

Впоследствии в память пяти святых мучеников (Евгения, Авксентия, Евстратия, Мардария и Ореста) близ Царьграда в ограде монастыря Олимп построили храм.

Свя-тые му-че-ни-ки Ев-стра-тий, Авк-сен-тий, Ев-ге-ний, Мар-да-рий и Орест по-стра-да-ли за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане (284-305) в Се-ва-стии, в Ар-ме-нии. В чис-ле пер-вых хри-сти-ан, при-няв-ших то-гда му-че-ния, был пре-сви-тер Ара-вий-ской церк-ви му-че-ник Авк-сен-тий, за-клю-чен-ный в тем-ни-цу. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость хри-сти-ан, гра-до-пра-ви-тель Са-та-ли-о-на, бла-го-род-ный во-е-на-чаль-ник свя-той Ев-стра-тий, быв-ший тай-ным хри-сти-а-ни-ном, ре-шил-ся на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние ве-ры, за что был под-верг-нут пыт-кам: его из-би-ва-ли, на-де-ва-ли на но-ги же-лез-ные са-по-ги, жгли ог-нем. По-сле этих же-сто-ких му-че-ний его со-жгли, а му-че-ни-ка Авк-сен-тия обез-гла-ви-ли. Уви-дев их му-че-ни-че-скую смерть, свя-той Мар-да-рий, ко-то-рый был из про-сто-го на-ро-да, так-же ис-по-ве-дал свою ве-ру и был по-ве-шен вниз го-ло-вой. Пе-ред кон-чи-ной он про-из-нес мо-лит-ву: «Вла-ды-ко Гос-по-ди Бо-же, От-че Все-дер-жи-те-лю...», ко-то-рая чи-та-ет-ся в кон-це 3-го ча-са и на по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ни-ку Ев-ге-нию вы-рва-ли язык, от-ру-би-ли ру-ки и но-ги и от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Мо-ло-дой во-ин свя-той Орест ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном и за это пред-стал пе-ред су-дом. Он был при-го-во-рен к со-жже-нию на рас-ка-лен-ном же-лез-ном ло-же, ку-да взо-шел, укреп-ля-е-мый мо-лит-вой свя-то-го Ев-стра-тия. Пред-смерт-ная мо-лит-ва свя-то-го Ев-стра-тия («Ве-ли-чая, ве-ли-чаю Тя, Гос-по-ди...») чи-та-ет-ся на суб-бот-ней по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ник Ев-стра-тий скон-чал-ся 13 де-каб-ря.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Димит-рия Ростов-ского.

СВЯТОМУ БЫЛО 19. Н ОВЫЙ МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА ВОИН ЕВГЕНИЙ ЗВЕРСКИ КАЗНЕН ЧЕЧЕНСКИМИ БАНДИТАМИ.

Вначале - факты. В ночь с 13-го на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-летний рядовой Евгений Родионов вместе с тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, нес караульную службу на незащищенном открытом посту чечено-ингушской границы. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение разрешено только после предупредительного выстрела вверх. И все это - в условиях чеченского беспредела.
Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарной машине. Вооруженными до зубов чеченцами. После этого боевики проехали беспрепятственно еще три наших блокпоста. А затем последовал трехмесячный плен, в течение которого нашим солдатам предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда, сознательно окрестившись в 11 лет. Это вызывало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть отречься от Христа. За бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.
Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных, сделанные боевиками. Частично эти кадры были показаны в передаче «Русский дом», но не все. На этих кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений же за отказ снять крестильный крестик принял особую муку.

Скорбная дорога
16 февраля 1996 года Любовь Васильевна Родионова получила телеграмму, извещавшую, что ее сын Евгений Александрович Родионов самовольно оставил часть. В ней командование просило ее принять меры для возвращения его к месту службы. Телеграмма была послана, когда чеченцы уже начали пытать захваченного в плен Женю...
«Эта телеграмма на всю жизнь черной полосой отрезала меня от той светлой пусть не совсем легкой, но нормальной жизни, которую мы прожили с сыном, - вспоминает Любовь Васильевна. - Было страшно, что на него такое могли подумать. Женю все знали как верного, принципиального человека. Получив такую телеграмму, я уехала туда, а здесь, дома, по подвалам, по даче стали лазить милиционеры - искать дезертира. Когда я приехала в часть, передо мной извинились и сказали, что в суматохе не разобрались сразу, погорячились. На самом деле там все было настолько очевидно, что даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были следы борьбы... Наблюдающий видел, как в три часа подъехала к блокпосту «скорая помощь», он даже слышал крик: «Помогите!». После этого - тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят по тревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а их уже не было...»
«Он три с половиной месяца находился в плену, - продолжает Любовь Васильевна. - Я знаю, он ждал, надеялся, что его не оставят, освободят и что все это кончится. Только он оказался никому не нужен. К сожалению, не он один. Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете».
За 10 месяцев Любовь Васильевна объездила практически всю Чечню. Удалось попасть на прием к Аслану Масхадову, встретиться с Басаевым., Яндарбиевым, Гелаевым. Во время встречи с Хаттабом ее сфотографировал один из боевиков. Эта фотография послужила своеобразным пропуском в бандформирования. И только в сентябре Любовь Васильевна узнала, что Евгений казнен и похоронен в Бамуте.
После нескольких недель унижений она вышла на убийцу - некоего Руслана Хойхороева, который и сообщил обстоятельства смерти Евгения. Выяснилось, что убит он 23 мая - в день своего рождения. Могилу удалось найти далеко не сразу - за информацию требовали огромный выкуп. Пришлось заложить квартиру. В указанной боевиками авиаворонке были зарыты трое пограничников, еще одно захоронение находилось неподалеку. Все тела были обезображены до неузнаваемости, два из них обезглавлены. Евгений был опознан только по нательному крестику, который носил с детства. За отдельную плату вернули голову.
Мать сама привезла останки сына на родину - в Подольский район Московской области. Через несколько дней после похорон Евгения его отец умер от инсульта.
«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, - начертано на кресте, установленном на его могиле, - защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова. Родился он 23 мая 1977 года. Рос обычным крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо, но когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику. Работа мебельщика - он овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика - ему нравилась, да и заработок был приличным. А потом была служба в армии...
Посмертная жизнь оказалась неожиданно необыкновенной. Сначала пришло возмездие. Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Как раз на том самом месте, где в девяносто шестом были захвачены Евгений и трое других солдат. А в начале осени пришло известие о смерти самого Хойхороева. Его вместе с головорезами-телохранителями прикончили в Грозном во внутричеченской бандитской «разборке».

Слово памяти новомученикам
Страдания и смерть за Христа Евгения Родионова и его товарищей поразительно напоминают страдания новомучеников, особенно греческих и балканских, пострадавших от магометан и огнепоклонников. Так, мы можем вспомнить Иоанна Нового из Янины, Иоанна Кулика из Эпира, пострадавших в XVI веке, великомученика Иоанна Нового Сочавского, который отказался хулить веру во Христа и после страшных мук был обезглавлен, и тысячи греческих, сербских и других балканских страдальцев за веру, которых убивали только за то, что они исповедовали христианство. Их тоже принуждали сменить веру, их тоже убивали за одно имя «христианин» или «православный». Им тоже, как и Евгению, после пыток отрубали голову.
Само название «новомученики» пришло к нам от этих страдальцев XVI, XVII, XVIII, XIX и XX веков. Такие страдальцы немедленно причисляются церковью к лику святых мучеников. От них не требуется благочестивой жизни до страданий. Страдание за Христа, за имя Христово вменяется им в праведность, так как они умерли со Христом и царствуют с Ним. Достаточно вспомнить последнего из сорока мучеников Севастийских, ничего знавшего о Христе, но принятого вместе с остальными мучениками за решимость умереть вместе с ними. Значение этого подвига и молитвенного почитания, которое уже открывается в нашем народе, невозможно переоценить. Мученики были и будут главной любовью Церкви, ее славой и торжеством. По отношению к нашей молодежи в прославлении мученика воина Евгения таится особая милость Божия к нашему времени.

Высшие Силы подтверждают
К нам попал рапорт (за 2001 г.) настоятеля храма Святой великомученицы Варвары иерея Вадима Шкляренко Управляющему Криворожской Никольской епархии епископу Ефрему о чуде мироточения фотографии воина Евгения Родионова. Рапорт публикуется с незначительными сокращениями.
«Ваше Преосвященство, докладываю Вам о событиях, происшедших в жизни прихода. В конце апреля сего года в Днепропетровске у прихожан храма Святого Пантелеимона замироточили иконы «Царя мученика», «Царской семьи», «Архистратига Михаила» и икона Божией Матери «Утоли моя печали», которые мною, по просьбе многочисленных прихожан, были принесены в храм Святой Варвары для покаяния в грехе цареубийства.
Во время этих событий мне случилось в г. Днепропетровске приобрести брошюру «Новый мученик за Христа воин Евгений». Первоначально, до приобретения брошюры, увидевши изображение на фоне Российского флага воина Евгения Родионова, возникло недоверие в содержании брошюры. В последующую ночь, а вернее, ранним утром, я увидел стоящего у моей постели воина в камуфляже, как на портрете в брошюре, с накинутым сверху красным плащом-накидкой, как изображают на иконах мучеников. Вопросивши мысленно: «Кто ты?», я услышал ответ: «Я тот, о ком написана та книга». Видение было четкое, цветное и не вызвало страха. Как возникло, так и исчезло. После этого, дождавшись первого транспорта в г. Днепропетровск, я поехал в церковную лавку и приобрел брошюру о подвиге Евгения Родионова, содержание которой меня поразило и потрясло. У меня лились слезы покаяния и умиления на протяжении чтения всей этой книги, как потом впоследствии у всех тех, которым я давал читать эту книгу.
В один из воскресных дней я произнес проповедь о новомученике воине Евгении Родионове. Все слушавшие прониклись любовью к подвигу молодого воина - мученика за Христа, плакали. Придя домой после службы, книгу положил между полками книжного шкафа, и о месте ее нахождения знал только я. На следующий день, после утреннего правила, решивши переложить брошюру в книжный шкаф к другим книгам, я увидел, что лицевая сторона брошюры с портретом новомученика за Христа воина Евгения была усеяна каплями мира, которые светились под лучами утреннего солнца.
В подтверждение этого целую Честный Животворящий Крест и Слова моего Господа Иисуса. Смиренный послушник Вашего Преосвяшенства священник Вадим Шкляренко».

Размышления о христианском подвиге мученичества
Протоиерей Александр Шаргунов посвятил этому вопросу специальную проповедь. Наиболее важные мысли из нее мы приводим сегодня.
«В праздник новых мучеников и исповедников российских, мы снова молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех. кто пострадал за Христа в наши дни. Сегодня я хотел бы выделить из этого сонма нового мученика и исповедника - воина Евгения. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена - о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь - Евгений Родионов.
Что же произошло? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали подвергать жестоким пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику.
Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его Сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение? Господь сказал одному молодому человеку во сне: «Крестик - это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде».
Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это - Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.
Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения.
Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто, не может представить все ужасы, которым они подвергались. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым - что делать человеку после этого с его жизнью? После отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить.

Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении, - он участвовал в страданиях за Христа. И он показал, что православная вера сильнее. «Мученик Твой, Господи, Евгений во страдании своем прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощный дерзости. Того молитвами спаси души наша». Невозможно найти более точных слов, чем этот общий тропарь мученикам, который мы каждый день поем в церкви.

Подготовил Петр РАСТРЕНИН
ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ №9, 2005г.

Икона новомученика Воина Евгения
в Успенском Соборе г. Астрахани.

(фото Н.Антышевой)

Адрес статьи: http://uspenskiysobor.narod.ru/html/7_1_3.html

Обсуждение статьи в сообществе Pravoslavie:

Постоянно обращаясь к памяти новых мучеников и исповедников Российских, мы молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех, кто пострадал за Христа в наши дни. Мы знаем имена убиенного иеромонаха Нестора, убиенного иеромонаха Василия и других Оптинских иноков, убиенного архимандрита Петра и многих других невинноубиенных православных христиан, среди которых немало священников, монахов, девиц и детей.

Прошло 15 лет со дня убиения нового мученика и исповедника — воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена — о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь — Евгений Родионов. Вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, и это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.

Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрестилась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее.

Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: «Крестик — это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде». Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась.

Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это — Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.

А что было с теми, кто сняли свои крестики? Диавол никогда не успокоится, пока не завладеет человеком до конца. Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери, перед всем миром сказать: «У меня нет матери, у меня есть только Аллах».

Любовь Васильевна, мать нового мученика Евгения сказала: «Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына! Но то, что он оказался достойным христианином, утешает меня. Если бы он отрекся от Христа, от православной веры, от России, от матери, я не могла бы это пережить».

Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения. Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто не может представить все ужасы, которым они подвергались. Как рассказывал один молодой человек, переживший чеченский плен: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого — меня». Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди с тем, чтобы разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь — единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу — то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок как диавол, как тот, кто в аду. Чтобы кругом была выжженная пустыня, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертельным страхом.

Мученический подвиг Евгения, обстоятельства его смерти заставляют задуматься, во-первых, о том, что накопление зла столь велико в мире, что нам не избежать новых гонений на Церковь. И во-вторых, о том, как мы должны достойно подготовиться к новым испытаниям.

Кто были эти потерявшие человеческий облик чеченские убийцы и малодушно забывшие человеческое достоинство русские предатели? Если бы не «перестройка», все они были бы комсомольцами, как их отцы и деды.

Но в сегодняшнем мире зло достигает еще бóльших глубин. Разве вы не знаете, что через телевидение, через порнографические видеофильмы, через рок-музыку, которая предельно демонична, через компьютерные игры молодежь с детства учат, как пытать и расстреливать других людей? Для многих юношей, вскормленных на этой культуре, кажется нормальным и возможным сделать из пыток развлечение. К одному батюшке подошла в храме женщина и рассказала, что у нее четверо детей, и двое из них — младших — уже связались с сатанинской сектой. Она со слезами просила батюшку помолиться за этих детей, чтобы они вернулись ко Христу. Самое поразительное, рассказывал батюшка, когда он благословил их крестом, это вызвало у них злобную ярость к нему. Как страдает мать! Дети маленькие, а сатана уже крепко держит их в своей власти.

Мы призываемся воспринять подвиг мучеников наших дней как особенный призыв к молодежи, потому что молодежь, как известно, всегда полна страстей, а атмосфера вокруг сегодня губительная. Наши враги хотят погубить всех. Если человек не желает ограничивать себя в чем-либо (а этот принцип внедряется сегодня в массовое сознание во всем мире), где возьмет он силы не уступить сатане без колебаний, когда придет час испытаний?

Мы все воины Христовы. Но скорее как те воины, которые в речах смелы, но еще не нюхали по-настоящему пороха, и дело покажет, каковы они в действительности. Мы иногда, может быть, слишком легко, не задумываясь повторяем слова о том, что в годы гонения явилась не только великая слава новых мучеников Российских, но открылся позор небывалого в истории Церкви отступничества. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым — что делать человеку после этого с его жизнью?

Чтобы стало понятнее, через какие испытания проходил Евгений (еще раз повторим, что его мучили в течение трех месяцев) и другие мученики, приведем свидетельство православного человека, прошедшего через ГУЛАГ и не выдержавшего пыток, а потом покаявшегося. «Самое трудное — не пытки, — сказал он. — Они могут начать пытать вас сегодня, а завтра еще кого-то, и у вас будет время для отдыха. Но они всегда, как бесы, внимательно наблюдают за вами, и хотят любой ценой заставить вас сказать ложь или хулу на Бога. У них нет времени бить вас каждый день с утра до вечера, но они могут заставить вас сказать что-нибудь против вашего друга или против Бога. Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить».

Много раз, рассказывал этот человек, у него восставал ропот на Бога: «Если Ты существуешь, почему Ты позволяешь быть всему этому?» Но были моменты, когда милосердие Божие касалось его, и он мог сказать: «Господи, прости меня. Боже, помоги мне». И этого было достаточно, чтобы знать, что Бог есть и что Он не оставляет его Своей любовью. Этот человек говорил, что ему трудно вспоминать о том, что было — не пытки, не палачей, он их простил. Но трудно простить себя, хотя он знал, что Бог никогда не напомнит ему его отступничество.

Между прочим, мать Евгения сказала, что она лично не находит в себе сил простить убийц и молиться за них после всего, что она насмотрелась, когда искала в Чечне своего сына. И только после того, как ей в руки попали известные стихи, переписанные в заточении Великой Княжной Ольгой, в ней начало что-то меняться:

...И у преддверия могилы
Вложи в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Она стала просить Бога дать ей постигнуть смысл слов Царя-мученика в письме, отправленном из Тобольска Царской дочерью: «Отец просит передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы они не мстили за него, что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».

Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении — он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг — оправдание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная вера сильнее.

«Мученик Твой, Господи, Евгений во страдании своем прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша» . Невозможно найти более точных слов, чем этот общий тропарь мученикам, который мы каждый день поем в церкви.

Значение его мученического подвига в том, что он показывает, чтó есть христианское достоинство и чтó есть человеческое достоинство в мире, где поругание Церкви доходит до показа на всю страну богохульного фильма, до публичного кощунства над иконами в центре Москвы и поругания человека в тотальном растлении детей и молодежи. Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени — о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине, они отбили ему легкие и почки. Наше тело — инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, а только возлюбившие чистоту, как свидетельствует жизнь Церкви от святого мученика Вонифатия до преподобномученицы Елизаветы.

Этот подвиг дает сегодня всем желающим возможность увидеть, что существует духовный мир, и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Его мученичеством как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что наступают испытания, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, если он не христианин.

Я знаю, человек может стать диаволом; я знаю, что и я могу стать диаволом. Поэтому я должен быть очень осторожным и внимательным к себе. Я должен наблюдать за собой, пресекать всякое, самое малейшее уклонение ко злу, потому что зло, однажды принятое и нераскаянное, неприметно разрастаясь, может заполнить всю душу. Диавол очень хитер. Христос говорит, чтобы мы были готовы отсечь свою руку или ногу, или вырвать глаз, но только не уступить диавольскому соблазну.

Наступают трудные времена для христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией обретают способность к сопротивлению. Бог сократит, сокращает эти времена, и мы должны понять, что духовное сопротивление в сегодняшней России важнее всякого другого.

Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и свое лицо, Божий образ в человеке, незамутненными. Мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Это не слова, не просто красивые слова — это жизнь, о которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских, новый мученик Евгений и все святые мученики наших дней, и о которой призваны свидетельствовать мы.