Сочинение Пушкин А.С. Проблема счастья и долга в евгении онегине
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.
Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр “Евгения Онегина” - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.
Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.
Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.
…мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин…
Супруг воспринимается как объект для насмешек:
…рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой…
То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.
Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает “младое вдохновенье” спасти душу поэта от гибели, не дать
…окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!
Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
Образ “милых друзей”, окружающих человека в “мертвящем” “омуте света”, появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала “наука страсти нежной”, так карикатурой на истинную дружбу – светское приятельство. “От делать нечего друзья” – таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности – лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе – потому так страшны автору эти “светские” дружбы. Для автора неумение дружить – страшный признак моральной деградации современного общества.
Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.
Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.
Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.
Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились. Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр "Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни - ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника - указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально "поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному "ветреной младости"), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства::мы, враги Гимена,В домашней жизни зрим одинРяд утомительных картин:Супруг воспринимается как объект для насмешек::рогоносец величавый,Всегда довольный сам собой,Своим обедом и женой.Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк "Отрывков из путешествия Онегина":Мой идеал теперь - хозяйка,Мои желания - покой:То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:Блажен, кто смолоду был молод,Блажен, кто вовремя созрел.Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина "вовремя созреть", из-за преждевременной старости души:Я думал: вольность и покойЗамена счастью. Боже мой!Как я ошибся, как наказан.Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь - "наука страсти нежной". Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает "младое вдохновенье" спасти душу поэта от гибели, не дать:окаменетьВ мертвящем упоенье света,В сем омуте, где с вами яКупаюсь, милые друзья!Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.Образ "милых друзей", окружающих человека в "мертвящем" "омуте света", появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала "наука страсти нежной", так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. "От делать нечего друзья" - таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - потому так страшны автору эти "светские" дружбы. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать ("зевая, за перо взялся") автор воспринимает иронически: "Труд упорный ему был тошен".Особенно важна в "Евгении Онегине" проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: "младой улан ее пленил". Для Татьяны смерть Ленского - трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: "Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего". Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - высший нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Кульминационный момент сюжета - 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие "светской чести" оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля. Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь - ничто.
После отъезда Онегина происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что её возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она принимала.
Новый этап внутренней жизни Татьяны наступает, когда она осознаёт, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она ещё больше понимает его и ещё больше любит.
Через дневниковые записи Онегина героиня узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открывалась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны. Её безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дороге чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.
Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина и подчиняется своему долгу перед семьей.
«Законодательница зал», «равнодушная княгиня» осталась в глубине души прежней - сердечной, искренней и простой Татьяной. Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живет. Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в её памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для неё человеком.
Монолог Татьяны «А счастье было так возможно,// Так близко!// Но судьба моя // Уж решена.» свидетельствует о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.
Татьяна не понимает чувств Онегина, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить её честь в глазах обществах, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для Татьяны «малость», «чувство мелкое», а в нём самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.
Монолог Татьяны отражает её внутреннюю драму. Смысл её не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. Татьяна – живой человек, и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказания и песнях. Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: «…Татьяна - это тип твердый стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и конечно умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».
Пушкин, закончив работу над
основными главами «Евгения Онегина»,
бил в ладоши и кричал, хваля самого себя:
«Ай да Пушкин!..» Поэт, которого даже
холодный Николай II признал «одним из
самых умнейших мужей России», понял,
что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин»
- легкий, изящный, искрящийся своей
многогранностью и бездонной глубиной
содержания. Этот «магический кристалл»,
отразивший в себе всю поэтическую и
горькую русскую действительность
«золотого века», - до сих пор не имеет
себе равных не только в русской, но и во
всей мировой литературе. Пушкин работал
над романом не один год, это было самое
любимое его произведение. Ведь автору
«Онегина» пришлось пережить и изгнание,
и одиночество, и потерю друзей, и горечь
гибели лучших людей России. Наверное,
поэтому роман был так дорог Пушкину. И
не случайно создается впечатление, что
главный герой романа все же не Онегин,
а сам Пушкин. Он присутствует везде: и
на балу, и в театре - иронически наблюдая
за своим героем, и в деревне, и в убогих
гостиных мелкопоместных дворян, и в
саду у скамейки, на которой так и осталась
сидеть Татьяна после отповеди, данной
ей любимым человеком... И везде из-за
спин видна улыбка самого Александра
Пушкина. Роман был для поэта, по его
словам, плодом «ума холодных наблюдений
и сердца горестных замет».
Образ
автора создают лирические отступления,
их в романе двадцать семь значительных
по объему и около пятидесяти малых. Кто
же главный герой романа «Евгений Онегин»?
Многие считают, что главный герой романа
- это все-таки сам Пушкин. Но в нем не
один главный герой, а два: Онегин и
Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько
же, сколько и о Евгении Онегине. Они во
многом похожи, недаром Пушкин сразу же
сказал о Евгении, что это «добрый мой
приятель». Пушкин о себе и об Онегине
пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар
угас...
Автор, как и его герой, устав
от суеты, не может в душе не презирать
людей света, мучается воспоминаниями
о юности, светлой и беспечной. Пушкину
нравится «резкий, охлажденный» ум
Онегина, его недовольство собой и злость
мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о
том, что Онегин «родился на брегах Невы»,
говорит о воспитании Онегина, о том, что
он знал и умел, то невольно представляется
сам Пушкин. Автор и его герой - это люди
одного поколения и примерно одного типа
воспитания: у обоих были французы-гувернеры,
оба провели молодость в петербургском
свете, у них общие знакомые и друзья.
Даже родители их имеют сходство: отец
Пушкина, как и отец Онегина, «жил
долгами...» Обобщая, Пушкин пишет: «Мы
все учились понемногу чему-нибудь и
как-нибудь, так воспитаньем, слава богу,
у нас немудрено блеснуть». Поэт поневоле
отмечает и свое отличие от Онегина. Об
Онегине он пишет, что «не мог он ямба от
хорея, как мы ни бились, отличить».
Пушкин, в отличие от Онегина, занимается
поэзией серьезно, называя ее «высокой
страстью». Онегин не понимает природы,
автор же мечтает о тихой, спокойной
жизни в райском уголке, где он мог бы
наслаждаться природой. Пушкин пишет:
«Деревня, где скучал Онегин, была
прелестный уголок». По-разному воспринимают
Пушкин и Онегин, например, театр. Для
Пушкина петербургский театр - волшебный
край, о котором он мечтает в ссылке.
Онегин же “входит, идет меж кресел по
ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит
на ложи незнакомых дам”, а потом, едва
взглянув на сцену, с рассеянным видом
“отворотился и зевнул”. Пушкин умеет
радоваться тому, что так наскучило,
опостылело Онегину.
Для Онегина
любовь - это «наука страсти нежной», у
Пушкина отношение к женщинам другое,
ему доступна настоящая страсть и любовь.
Мир Онегина и Пушкина - это мир светских
обедов, роскошных забав, гостиных, балов,
это мир высокопоставленных особ, это
мир высшего общества, в который попасть
далеко не просто. Читая роман, мы
постепенно понимаем отношение Пушкина
к светскому обществу и дворянскому
классу, к которому он сам принадлежит
по рождению. Петербургский высший свет
он подвергает резкой критике за фальшь,
неестественность, отсутствие серьезных
интересов. С насмешкой относится автор
к поместному и московскому дворянству.
Он пишет:
Несносно
видеть пред собою
Одних
обедов длинный ряд,
На
жизнь смотреть как на обряд,
И
вслед за чинною толпою
Идти,
не разделяя с ней
Ни
общих мнений, ни страстей...
Пушкину нелегко жить, гораздо
труднее, чем Онегину. Онегин разочарован
в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества,
ни любви, ни радости, у Пушкина все это
есть, но нет свободы - его высылают из
Петербурга, он не принадлежит сам себе.
Онегин свободен, но зачем ему свобода?
Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив,
потому что не умеет жить той жизнью,
какой живет Пушкин. Онегину ничего не
надо, и в том его трагедия. Если Пушкин
наслаждается природой, то Онегину этого
не дано, потому что он ясно видит, что
«и в деревне скука та же». Пушкин
сочувствует Татьяне, которая живет
среди «дикого барства» в деревне, а
затем в высшем обществе Петербурга, о
котором она говорит, что это «ветошь
маскарада», и не просто сочувствует, он
пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Из-за нее он вступает в спор с общественным
мнением. В одном из лирических отступлений
автор раскрывает перед нами свой идеал
женщины, которая “от небес одарена
воображением мятежным, умом и волею
живой, и своенравной головой, и сердцем,
пламенным и нежным”. Пушкин признается,
что письмо Татьяны он свято бережет и
не может им начитаться.
Многие
строки романа раскрывают перед нами
биографию автора, начало его творческого
пути, имена его кумиров, события
литературной борьбы, отражение настроений
общественных групп и литературных
группировок. Многие лирические отступления
поэта посвящены культурной жизни России
начала девятнадцатого века. Из этих
строк мы узнаем, что поэт был горячим
театралом. Он пишет о театре: «Там, под
сению кулис, младые дни мои неслись».
Размышляя о смысле человеческого
существования, о значении молодости в
жизни каждого человека, Пушкин с горечью
говорит:
Но грустно думать,
Что
напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.
Заключение
В результате анализа проблемы счастья и долга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я пришла к выводу, что счастье по «Онегину» это то, что не может быть построено на бесчестии и на несчастье другого человека. Прав Ф.М.Достоевский говоря, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье.
Я рассмотрела проблему долга и счастья с философской точки зрения и поняла насколько разнятся взгляды философов и писателей на проблему «соотнесенности счастья и долга».
Также я рассмотрела проблему счастья и долга на примере образов романа «Евгений Онегин». А.С.Пушкин благодаря образу Татьяны мастерски раскрывает эту проблему в своём произведении, ведь «выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям». А сама Татьяна, несомненно, героиня совести.
На каждом этапе жизненного пути, вспоминая Онегина, я буду по-новому видеть смыслообразующие ценности счастья и долга, в этом и суть романа, впрочем, как и всего творчества А.С Пушкина.
Список используемой литературы
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8// Отечественные записки, 1844, № 12. т. XXXVII, отд. V, с. 45-72
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9// Отечественные записки, 1845, № 3. т. XXXIX, отд. V, с. 1-20
Бельская А.А. Тургенев и Гончаров: Этико-философские взгляды писателей.
Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. - Москва, 1967.
Бонди С. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. // Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина Детская литература. – Москва, 1978.
Долинина Н. Г. «Прочитаем «Онегина» вместе». // Эссе. ДетГИз-Лицей - СПб., 2005.
Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. // Политиздат - Москва, 1983.
Кант И. Соч. в шести томах. // Том 4. Часть 2. - Москва, 1965.
Климашевская И. В. Счастье и смысл жизни. - Москва: Народная асвета, 1986.
Лотман Ю. М. «Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин».// Комментарий: Пособие для учителя. «Просвещение» - Ленинград, 1983.
Лотман Ю. М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»// Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. – 1975.
Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. - Москва, 1963.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах.// Теория. История. Словарь. – Москва, 2003.
Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". - СПб., 1998.
Пушкин А.С. Лирика. Поэмы. Повести. Драматические произведения.// Евгений Онегин. - Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. - Москва, 1992.
Что такое счастье? Представления о счастливой жизни у людей разные, и зависят они от уровня развития человека, то есть от интеллекта, взглядов и убеждений, воспитания, общей культуры отдельно взятой личности и всего общества в целом.
Как же понимали счастье столичные дворяне, современники Пушкина? Пожалуй, ощущение счастья зависело от соотношения богатства и знатности с положением в обществе, от представлений о жизни, а также от возраста человека. Так, Евгений в юности жил безмятежно и счастливо, благодаря заботам отца, который старался обеспечить семье достойный статус:
Служив отлично, благородно,
Долгами жил его отец.
Давал три бала ежегодно…
Балы – один из внешних атрибутов счастливой жизни. Если семья устраивает пышные приёмы, проводит балы, значит, эти люди богаты и успешны. Сияет огнями великолепный дом, слышны звуки музыки, смех, кругом весёлые и счастливые лица. Женщины испытывают гордость за свои наряды и драгоценности. Многие были удовлетворены таким досугом, так как получали не только удовольствие, но и удачно устраивали личную жизнь. Да и развлечения в молодые годы имеют большое значение. Пушкин писал по этому поводу:
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
Онегин также, почувствовав свободу, воодушевление, отдаётся «забавам» безудержно. Веселье, шум, возможность модно и дорого одеваться, блистать в свете, иметь успех у женщин – всё это закрутило, увлекло, как прекрасный и нескончаемый праздник. Молодой человек был доволен своим положением в свете, где о нём сложилось лестное мнение:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…
Кроме того, «легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо», эффектно выглядел, говорил по-французски…
Свет решил,
Что он умён и очень мил.
Особенно же преуспел «молодой повеса» «в науке страсти нежной». И поначалу Евгению очень нравился такой образ жизни. Он стал театралом, но не потому, что стремился повышать свой культурный уровень или любил театр, испытывал духовную потребность приобщения к искусству, а потому, что так было принято, ведь театр был местом, где можно и на людей посмотреть и себя показать. И эта ночная жизнь требовала такого распорядка дня, когда сон длился до обеда:
Спокойно спит в своей постели
Забав и роскоши дитя…
Но однажды ощущение удовлетворённости от такого существования у Евгения исчезает. По мнению автора, человек мыслящий и умный не может долго оставаться в счастливом состоянии бездумного и пустого времяпрепровождения, как это и происходит с Онегиным:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?