Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сочинение "природа в изображении толстого в романе "война и мир". Война и мир влияние природы на человека Образ природы в войне и мире

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Л. Н. Толстой
Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких - то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
«Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом - символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного - и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все чарует незабываемой прелестью.
Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.


«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так считал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Все его положительные герои так или иначе связаны с природой, которая помогает полнее раскрыть их внутренний мир, а также донести до читателя важные авторские мысли.

Рассказывая о нравственных исканиях Андрея Болконского, автор не раз сталкивает его с природными явлениями. После Аустерлицкого сражения, когда Болконский понял ничтожность своих ранних устремлений к славе, к своему Тулону, когда Наполеон, бывший его кумиром, пал в его глаза, происходит первая встреча Андрея с дубом. «Это был огромный… дуб, с обломанными суками и корой, заросший старыми болячками». Древнее дерево одушевляется автором. У него не ветви, а «растопыренные корявые руки и пальцы». Всем своим видом дуб словно подтверждает мрачные мысли князя Андрея: «…Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… наша жизнь кончена!» Болконский приходит к выводу, что теперь он должен доживать свою жизнь в имении, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

И совсем другую картину видит Андрей Болконский, возвращаясь через некоторое время той же дорогой.

Он даже не сразу узнал своего старого знакомца. Куда делись «корявые пальцы» и «болячки»? «Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались… сочные, молодые листья». На фоне расцветающей весенней природы оживает и душа князя. Слушая пение соловьев, он заключает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». Вторая встреча с дубом была продолжением душевного перерождения князя Андрея после ночи в Отрадном. Он случайно оказался свидетелем восторженного диалога Наташи и Сони по поводу необычной майской ночи. В душе князя «поднялась… путаница молодых мыслей и надежд…»

Природа помогает Андрею Болконскому понять истинный смысл жизни, развенчав его ложные мечты о Тулоне. На фоне высокого неба Аустерлица его кумир Наполеон показался «маленьким ничтожным человеком». Тщеславные мечты о славе теряются на фоне вечности.

Показывая военные действия, Толстой призывает на помощь природу, чтобы показать противоестественность войны. Если перед сражением мы видим «яркое солнце», «чистый утренний воздух… с золотым оттенком» и «блестящие золотые поля и перелески», то после сражения картина кардинально меняется: «Собрались тучки, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?» Кстати, блестящий цвет у Толстого – цвет оптимизма О разрушительном характере войны говорит и заброшенный сад в имении Болконских, и заросшие бурьяном поля с исхудавшим скотом.Природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма…»Суровая зима помогает русским солдатам прогнать захватчиков со своей земли.

Пьер Безухов, вернувшись из плена в Москву на фоне природы испытывает «новое чувство радости и крепости жизни».

Лев Николаевич считал, что на природе человек становится добрее и естественнее. Неслучайно, раскрывая образ Наташи Ростовой, он отправляет ее в гости к дядюшке, где она чувствует себя счастливой.

А вот описание неба глазами Наполеона предвещает его поражение: «небо застлано дымом», «небо и горизонт были цвета мутной воды», «черно-лиловое звездное небо». Свое небо видит и Петя Ростов. Оно в его сне «волшебное», то поднимающееся высоко, то опускающееся так низко, «что рукой можно было достать его».

Таким образом, природа у Толстого участвует в событиях, помогая раскрытию положительных образов произведения. Отрицательным героям автор в этом отказывает, так как он считает, что они лишены внутренней жизни, а природа предполагает постоянное движение. В одном из своих высказываний Толстой даже сравнивает людей с реками, которые могут быть разными по своим свойствам и качествам, но, соединяясь, образуют единое целое.

Обновлено: 2018-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки... и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья...», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».

В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции - с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишен истинных духовных ценностей (Курагины, Друбецкой, Шерер и др.), не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять душу всего сущего, его естество - природу. И не только поведение таких людей, но их сосуществование вообще начинает становиться противоестественным. Напротив, добрый в своей основе человек самим добром связан с природой и обязан ей. Добро естественно, зло - нарушение законов жизни и природы.

Но, помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора, своеобразие его как художника.

Первый пейзаж, который мы рассмотрим, - описание неба над Праценскими высотами» где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, -подумал князь Андрей, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его…”». Средства очень лаконичны - это эпитеты, многие из них повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака, и небо - высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе.

Эпитеты Толстого не однозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи как бы дают моральную оценку. Первые условно назовем описательными, вторые - метафорическими, третьи - оценочными.

Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его еще пока не вполне четким идеалам. Ведь для него небо - полная противоположность тому, что здесь на земле: телам убитых и раненых на войне, самодовольному и потому ничтожному Наполеону, улыбающемуся и счастливому «мелким тщеславием и радостью победы», и, наконец, недавним мечтам самого Андрея о славе. На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны людям прежде всего.

К таким мыслям пришел князь Андрей. И это мысль не только героя, но и самого Толстого. Эпитеты справедливое, доброе стали средством выражения его мыслей. Но чаще в описании неба видим слова бесконечное, высокое. Стремление к миру, бескорыстию, справедливости - это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. Эпитеты не столько описывают безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора.

Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам.

Очень существенна и композиционная роль его: он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьезный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

Философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни лежит в основе пейзажей. Но решена она по-разному. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, пейзаж его, сложный и глубокий, внушает веру в человека и его высокое предназначение. Пейзаж имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.

Особенности изобразительных средств Толстого: тонкий психологизм и в связи с этим использование приема олицетворения; объемность, стереоскопичность картин природы, изображение в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля - то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.

Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа. В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон колокольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозовую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, простора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с картиной Куинджи «Березовая роща». В нем то же солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение художника созвучно толстовскому описанию рощи.

Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа - Природа уже похожа на волшебную сказку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.

Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала еще сказочнее и фантастичнее: «… вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей».

Природа - это праздник молодых чувств. Поэтому так много радости и движения. Чего стоят одни глаголы, рисующие езду в санях: тронулась, зашумели, завизжали, полетела, заставляя скакать, поспевали…

А музыка звуков! Визжат, свистят и шумят полозья, то звенит, то побрякивает колокольчиком тройка, из саней слышны крики, хохот. Перечисленные картины, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только герои важны для понимания «Войны и мира». Центр романа - военные сцены, а кульминация его - Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять свое отечество сплотило все лучшее в нем, вызвало небывалый подъем мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал в этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.

Перед сражением панораму боя видит Пьер Безухов, духовно слившийся с народом в этот грозный час, и замирает от восхищения перед красотою зрелища. «Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески…»

Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет соседствует с розовым и желто-зеленым. Строй речи подчеркивает значительность момента. Туман делает местность волшебной - опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания. Там чувства Николая, здесь - всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. В небольшом описании дважды встретился глагол блестеть: поля блестели и блестели молнии солнечного света. Слова блик, блестящий наиболее любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью, оптимизм.

И еще одна деталь пейзажа, помогающая понять отношение Толстого к войне и миру. Идет к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат с победой, благодарит их. Но чувство величественного торжества соединяется у него с «жалостью к врагам и сознанием своей правоты»:

А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда… Вам трудно, да все ж вы дома; а они - видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. - Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

Тоже люди - сказал один из них, уворачиваясь в шинель. - И полынь на своем корню растет.

О! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… - и все затихло».

Звезды, как будто зная, что теперь никто, никто не увидит их, разыгрались на черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нем смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким - рядом долгожданный мир.

Природа прекрасна, человек - неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины - самая высокая и чистая.

Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его - гимн миру, братству людей на земле. «Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат… и подумал… Это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем». Эти замечательные строки Льва Николаевича из его дневника как бы обращены ко всем нам, его потомкам.

Влияние природы на душу человека.

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное,увидев ста­рый дуб, он сравнивает себя с ним, предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под лучами солнца.

В рассказе В. Астафьева «Царь – рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.

О бережном отношении к природе.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и не­сти возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева « Царь – рыба». Этот герой не­сет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не об­разумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Взаимоотношение отцов и детей.

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

Подлость и бесчестность.

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина!Капитанская дочка», -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Вандализм, бездумное отношение к своей культуре.

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

Экология.

Наш земляк, писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память».

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть.

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Роль семьи в воспитании личности.

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети - Наташа, Ни­колай, Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.

А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни.

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя от­ветственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

Роль учителя в жизни человека.

Учительница Лидия Михай­ловна из рассказа Распутина преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она показала герою, как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и при­ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотношение имени и внутренней сущности героя.

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как тупая и на­глая невежда. Скотинин Та­рас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамили

Чинопочитание и человеческое ничтожество.

Чиновник Червяков в рассказе Чехова «Смерть чиновника» в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.

Герой рассказаЧехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус­ пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал об­ладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе­хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но стран­ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи­дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе­шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу­чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап­но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите­ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас­ность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере­жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - ­ писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак­тер.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на­ против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес­смертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомер­ны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с кло­нированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, на­пример, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Лю­дей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но исполь­зование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво­рил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных долгих исследова­ний пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опублико­вать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель­ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто­жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди­нозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убий­ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстоя­ние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато­рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру­ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

атомного или водородного взрыва были бы действительно ги­бельными для населения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно­гие жители восприняли эти события не как простое совпаде­ние, а как грозное предупреждение о том, что общество выбра­ло неверный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошен­ную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мра­мор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использо­вания. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюми­нутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини­стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода­ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото­рые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко­торые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными ве­ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс­кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели­кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель­ но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна­чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч­ный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при­несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо­лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не­ урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис­ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен­ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении че­ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры­нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете­лью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи­ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со­оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео­рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо­разумением» -

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект­родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь­зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про­гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото­рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд­ не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен­ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ­ку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост­ров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росто­чек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на­дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного оза­рения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые план­тации теорий, монографий, научных лабораторий, техничес­ких новинок покроют материки познания.