Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сочинение — анализ романа Разгром Фадеева. Разгром. Анализ. Фадеев

Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая изображала героические моменты этих кровопролитных сражений, Фадеев не побоялся показать, что и в рядах доблестной Красной Армии имели место ошибки, просчеты, предательство.
“Девятнадцать” – финальная глава романа. Что означает это “девятнадцать”? Девятнадцать человек осталось от всего большого отряда Левинсона…
Эта глава, во-первых, с новой стороны раскрывает образ командира партизанского отряда – Левинсона, которого все привыкли считать неуязвимым. В первой и второй части перед нами предстает очень осторожный человек, прекрасный психолог, который обладает редким даром: он умеет влиять на людей, вести их за собой, подбирать ключик и к “кривому парню”, не желавшему выполнять приказ командира, и к Морозке.
Левинсон, хитрый, дальновидный и умный, сделал все для того, чтобы в отряде его воспринимали как неуязвимого, сильного человека, у которого нет никаких слабостей. Очень тщательно скрывает он, как тяжело ему порой приходится: трудно принимать решения; обременительна страшная ответственность за судьбы многих и многих людей. Этот человек, такой жестокий с “кривым парнем”, с корейцем, с Фроловым, в последней главе романа сбрасывает свою суровую железную маску. Мы видим обыкновенного человека со всеми его слабостями, придавленного страшной бедой – потерей людей, ставших для него родными и близкими.
Фадеев пишет: “Потом он весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде…”. А подопечные Левинсона, простые, но чуткие люди, “стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться”. Не выдержав душевной боли, командир плачет.
Но все-таки мужество и жизненная стойкость не покидают этого закаленного жизнью человека. Он знает: ему дадут новых людей, “которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, как были те восемнадцать, что молча ехали следом, – и перестал плакать, нужно было жить и исполнять свои обязанности”. Да, что поделать, жизнь продолжается. И борьба тоже.
Кроме того, в этой главе дается последний штрих к портрету интеллигента Мечика, который пришел в отряд, стал бойцом Красной Армии не из политических убеждений, а из праздного любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Ему следовало бы примкнуть к Белой Армии. Разлад с романтическими иллюзиями, который мы наблюдаем уже с первых минут пребывания Мечика в отряде, здесь достигает своего апогея: этот герой трусливо бежит из отряда, спасая свою жизнь. Что и говорить – настоящие мужчины так не поступают, только трусы.
Автор усложняет образ Мечика: он мог сбежать и откровенно радоваться своему спасению от людей, которых совершенно не уважал. Тогда бы он был обычным предателем, но Мечик мучается угрызениями совести: “Он крепко вцепился в волосы исступленными пальцами и с жалобным воем покатился по земле… “Что я наделал… о-о-о… что я наделал, – повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. – Что я наделал, как мог я это сделать, – я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, – о-о-о… как мог я это сделать!”.
Но от этого самоосуждения не прибавляется уважения к Мечику. Как известно, писатель первоначально планировал изобразить самоубийство этого юноши. Если бы автор воплотил в романе свой замысел, то тогда бы он возвысил этот образ до великомученика. Но логика развития и идейная трактовка требовали от Фадеева оставить его до конца малодушным человеком. А ведь из-за побега Мечика “погибли десятки доверившихся ему людей”.
Но вот что характерно: “мучился” он не столько из-за этого, “сколько потому, что несмываемо – грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе”.
Но и сцена раскаяния заканчивается вполне в духе этого героя: “Я не хочу больше переносить это”, – подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко самого себя. “Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью”, – подумал он снова, чтобы еще сильней разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную подлость”.
И, конечно, в этой главе продемонстрирован героизм одного из самых любимых героев Фадеева – Ивана Морозова, бесшабашного Морозки, который часто совершает легкомысленные, опрометчивые поступки. Он пытается забыть о проблемах и трудностях своей нелегкой жизни в бессмысленной гульбе. Но этот грубый Морозка, дерущийся с парнями, ругающийся матерными словами, крадущий дыни с огорода, оказывается порядочнее гуманного, воспитанного, интеллигентного Мечика. Рискуя жизнью, подставляя себя под пулю, Морозка предупреждает своих об опасности: “Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности…”
Чувства товарищества, долга, ответственности наглядно проявились в подвиге Ивана Морозова, ценой собственной жизни предупредившего отряд о грозящей опасности.
Глава “Девятнадцать” выполнена писателем в лирической тональности, полна щемящей грусти. В ней гибнут лучшие представители отряда – Бакланов и Морозка. Здесь ощущается насмешливо-презрительное отношение автора к предателю Мечику, “Иуде”, как он его называет. Но жизнь продолжается, а вместе с ней и борьба. Левинсон знает: ему дадут новых людей, и он, командир, сделает их “такими же своими, близкими людьми, какими были те, восемнадцать”. И борьба, которую он считает святой, борьба за дело, в которое он верит, продолжится.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, Read More ......
  2. I Идейный смысл романа. II Становление героя в романе: 1) Бывших пастуха и шахтера – Метелицы и Морозки; 2) Интеллигентов Левинсона и Мечика. III Историческая и нравственная ценность романа. Фадеев писал роман “Разгром” в течение трех лет с 1924 по Read More ......
  3. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с Read More ......
  4. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер, В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с Read More ......
  5. Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы. Возникай содружество Ворона с бойцом, – Укрепляйся мужество Read More ......
  6. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Read More ......
  7. К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, – говорил Фадеев. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной Read More ......
Анализ главы “Девятнадцать” в романе А. Фадеева “Разгром”

1. Проблематика и жанровое своеобразие романа.
2. Особенности изображения гражданской войны на Дальнем Востоке.
3. Основные принципы типизации характеров.
4. Трагическое и героическое в романе. Смысл заглавия.

Замысел романа, судя по высказываниям А.А. Фадеева, относится к 1921 – 22 гг., когда в памяти и сердце писателя еще были свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он принимал активное участие. Но по мере реализации замысла в нем произошли большие изменения. Вышедший в 1926 году, роман свидетельствует о расставании Фадеева с романтическими иллюзиями прошлого. А. Фадеев, посвящая свое повествование героям гражданской войны, отказывается от легкого и проторенного писателями романтического склада пути воспевания боевых подвигов, отваги, героизма. Автор описывает мытарства красного партизанского отряда, руководимого коммунистом Левинсоном, в период, когда революционное движение в крае пошло на спад, многие испытали разочарование в идеалах большевизма.
Отряд отступает, и уже в этом кроется художественная смелость, новаторство писателя, преодолевающего «невыгодный» материал, преобразующего его в полное величия и трагизма повествование. Стремясь уйти от преследователей, отряд попадает в засаду, несет огромные людские потери. Из последнего прорыва вышли лишь девятнадцать партизан. Но дух их не сломлен. «Нужно было жить и исполнять свои обязанности» – такими будничными, но весомыми, выстраданными всем ходом повествования словами главного героя Левинсона заканчивается роман. И в самой будничности этих слов скрыт высокий пафос дела, в которое верит герой романа и его автор, дела, которому они посвящают без остатка свою жизнь.

Говоря о замысле своего романа, Фадеев акцентировал внимание на том, что он хотел показать, как «... в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе». Но роман А. Фадеева оказался более объективным, правдивым и широким, чем это весьма тенденциозное заявление. Революция и гражданская война, как это вытекает из объективного развития повествования, как огромный жернов, перемалывает все без разбора, что попадается на ее пути: и хорошее, и плохое. Погибает сильный, красивый и мужественный Метелица, в котором Левинсон видел удивительные жизненные силы, так недостающие ему самому (гл. «Разведка Метелицы»). Погибает девятнадцатилетний Бакланов, по-юношески романтично влюбленный в своего командира и пытавшийся во всем подражать ему. Погибает Морозка, чья эволюция от несознательного и анархически настроенного представителя «угольного племени» до одного из самых надежных бойцов отряда Левинсона прошла на наших глазах. Зато живы Чиж и Пика, благополучно уходит от опасности и ответственности «чистенький», по словам Морозки, интеллигент Мечик, трусостью своей погубивший часть отряда, и кто знает, где и когда выплывут они в мутное и противоречивое революционное время (гл. «Девятнадцать»).
Роман А. Фадеева отличается глубоким проникновением во внутренний мир рядовых участников эпохальных событий. Фадеев исследует глубокие сдвиги в человеческом сознании под влиянием новых условий жизни, новых отношений в обществе, и тем самым он является наследником Л.Н. Толстого в осмыслении «диалектики души героя», что уже неоднократно было отмечено критикой.
Например, при описании внешности и характера того или иного героя он в первую очередь обращает внимание на его глаза как «зеркало души». У Левинсона глаза «глубокие, большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо». У самого Морозки глаза «смешливые», «колючие, как бодяки», у Метелицы «хищные глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться» и т.д.
Характер героя проявляется в его поступках, жестах, выразительных деталях облика. Вот Морозка, «приподнявшись на стременах, склонившись к передней луке выпрямленным корпусом», плавно идет на рысях перед крестьянами. Автор разделяет здесь их восхищение всадником, описывая, как Морозка гордо сидит в седле, «чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи».
Но совсем другим предстает перед читателем Морозка, когда он, «воровато оглядевшись», оборвал чужие дыни... испуганно вскочил и замер в полусогнутом положении», затем побежал к лошади, «трусливо вбирая голову в плечи». Этим контрастом и определяется характер Морозки, его неумение себя контролировать, неустойчивость его намерений и желаний, безотчетность его поступков, приводящая героя в крайние ситуации.
Весьма своеобразна и композиция романа, способствующая раскрытию главной идеи – показать не судьбу отдельного человека, а судьбу коллектива, в котором судьба отдельного человека сплавилась с судьбой других людей, образуя единое и неразрывное целое. Автор фокусирует внимание то на одном, то на другом герое, называя их именами главы: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». Но ни один из них не определяет сам по себе развитие фабулы, даже Левинсон, который берет на себя главную ответственность в принятии решений, влияющих на судьбу отряда в целом и каждого члена этого революционного сообщества в частности.
Такие особенности композиции, благодаря которым книга словно оставляет нас с глазу на глаз то с одним, то с другим человеком и в то же время не превращается в цикл рассказов об отдельных героях, характерна для «Разгрома» в целом.
Как истинно художественное произведение с глубокой и многоплановой проблематикой «Разгром» явственно перекликается с современной постановкой проблем гуманизма, отношения к человеку, взаимодействия человека и человечества, поведения человека в экстремальных ситуациях, раскрывающих истинную суть его характера.

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей…

(Н. Тихонов. «Баллада о гвоздях»)

Вступление

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть

отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов,

оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в

истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев

стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в

прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в

которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в

светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого

человека.

Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы,

когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На

этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе

гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально

он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется,

Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию

защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем

пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других

нравственного, гуманного человека.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это

действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А.

Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в

истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными

усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по

партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»:

каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную

психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих

лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик»,

«Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуют

только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях

жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого,

исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих

обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические

портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души,

пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом

событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то

счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое

приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет

эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого

человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом.

До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а

шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой,

немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью

Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том,

чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг,

и изругать товарища, и грубо обидеть женщину.

Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и

сознание своей ответственности перед коллективом, чувство

гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то

распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было

"для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся

наводить порядок. Неожиданно Морозка

"почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание

было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в

руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни,

какой, казалось, всегда живет Гончаренко...".

Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем

Это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув,

он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил

отряд о вражеской засаде.

Метелица

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском

отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв.

В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался

прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен

старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя -

гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом,

писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт,

развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта

мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла

бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила

верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному

А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та

сцена, где показан военный совет, на котором обсуждалась очередная боевая

операция. Метелица предложил дерзкий и оригинальный план,

свидетельствующий о его недюжинном уме.

Бакланов

Бакланов. Он не просто учится у Левинсона, а подражает ему во всем,

даже в манере поведения. Его восторженное отношение к командиру

может вызвать улыбку. Однако при этом нельзя не заметить, что дает эта

учеба: помощник командира отряда заслужил всеобщее уважение своей

спокойной энергией, четкостью, организованностью, помноженными на

храбрость и

самоотверженность, он один из людей, ведающих всеми отрядными делами.

В финале "Разгрома" говорится о том, что в Бакланове Левинсон видит

своего преемника. В рукописи романа эта мысль развивалась еще

подробнее. Сила, двигавшая Левинсоном и внушавшая ему уверенность в

том, что уцелевшие девятнадцать бойцов продолжат общее дело, была

"не силой отдельного человека", умирающей вместе с ним, "а была силой

тысяч и тысяч людей (какой горел, например, Бакланов), то есть силой

неумирающей и вечной".

Левинсон

Фигура Левинсона открывает галерею "людей партии" - нарисованных

советскими писателями. Художественная привлекательность этого образа в

том, что он раскрыт "изнутри", озарен светом великих идей, вдохновляющих

таких людей.

Как живой встает со страниц книги невысокий рыжебородый

человек, берущий не физической силой, не зычным голосом, но

крепким духом, несгибаемой волей. Изображая энергичного, волевого

командира, Фадеев подчеркивал необходимость для него выбрать

правильную тактику, которая обеспечивает целеустремленное воздействие на

людей. Когда Левинсон властным

окриком останавливает панику, когда он организует переправу через трясину,

в памяти всплывают коммунисты - герои первых повестей Фадеева. Но этот

образ произвел огромное впечатление на читателей несходством со

своими предшественниками. В "Разгроме" художественные акценты были

перенесены на мир чувств, мыслей, переживаний революционного бойца,

большевистского

деятеля. Внешняя неказистость, болезненность Левинсона призваны

оттенить главную его силу - силу политического, нравственного влияния на

окружающих. Он находит "ключик" и к Метелице, чью энергию надо направить в

нужное русло, и к Бакланову, ждущему лишь сигнала к самостоятельным

действиям, и к Морозке, который нуждается в строгой заботе, и ко всем

остальным партизанам.

Левинсон казался всем человеком "особой, правильной породы", вообще не

подверженным душевным тревогам. В свою очередь, он привык думать,

что, обремененные повседневной мелочной суетой, люди как бы передоверили

ему и его товарищам самые важные свои заботы. Поэтому ему кажется нужным,

выполняя роль человека сильного, "всегда идущего во главе", тщательно

прятать свои

сомнения, скрывать личные слабости, строго соблюдать дистанцию между собой

Больше того, он считает обязательным рассказать о них читателю, показать

затаенные уголки души Левинсона. Вспомним, например, Левинсона в

момент прорыва белоказачьей засады: изнемогавший в непрерывных

испытаниях, этот железный человек "беспомощно оглянулся, впервые ища

поддержки со стороны...". В 20-х годах писатели нередко, рисуя смелого и

бесстрашного комиссара, командира, не считали возможным изображать его

сложность нравственного состояния командира отряда, и цельность его

характера, - в конечном счете Левинсон обязательно приходит к новым

решениям, его воля не слабеет, а закаляется в трудностях,

он, учась управлять другими, учится управлять самим собой.

Левинсон любит людей, и эта любовь требовательная, деятельная.

Выходец из мелкобуржуазной семьи, Левинсон задавил в себе сладкую тоску о

красивых птичках, которые, как уверяет детей фотограф, вдруг вылетят из

аппарата. Он ищет точек сближения мечты о новом человеке с сегодняшней

действительностью. Левинсон исповедует принцип борцов и преобразователей:

"Видеть все так, как

оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то,

что рождается и должно быть..."

Верностью такому принципу определяется вся жизнедеятельность

Левинсона. Он остается самим собой и тогда, когда с чувством "тихого,

немножко жуткого восторга" любуется дневальным, и тогда, когда силой

принуждает партизана достать рыбу из реки, или предлагает сурово наказать

Морозку, или конфискует единственную у корейца свинью, чтобы накормить

изголодавшихся партизан.

Через весь роман проходит противопоставление действенного

гуманизма гуманизму абстрактному, мелкобуржуазному. Здесь лежит

водораздел между Левинсоном и Морозкой, с одной стороны, и Мечиком -

с другой. Широко пользуясь приемом контрастного сопоставления

персонажей, Фадеев охотно сталкивает их между собой, проверяет каждого

отношением к одним и тем же ситуациям. Восторженный позер и чистюля

Мечик не прочь порассуждать о высоких материях, но страшится прозы

жизни. От его витийства только вред: он отравил последние минуты Фролову,

рассказав о конце, который его ждет, устраивал истерику, когда у

корейца отбирали свинью. Плохой товарищ, нерадивый партизан, Мечик

считал себя выше, культурнее, чище таких, как Морозка. Проверка жизнью

показала иное: героизм, самоотверженность ординарца и трусость белокурого

красавчика, предавшего отряд, чтобы спасти собственную шкуру. Мечик

оказался антиподом и Левинсону. Командир отряда быстро понял, какой это

ленивый и безвольный человечишка, "никчемный пустоцвет". Мечик сродни

анархисту и дезертиру Чижу, богобоязненному шарлатану Пике.

Фальшивый гуманизм был ненавистен Фадееву. Он,

безапелляционно отвергавший абстрактно-романтическую эстетику, на деле

не только мастерски анализировал реальные будни противоречивой

действительности, но и смотрел на них с высоты целей и идеалов

"третьей действительности", как именовал будущее Горький. Внешнему,

показному в "Разгроме" противостоит внутренне значительное, истинное, и

в этом смысле сравнение образов Морозки и Мечика представляется

чрезвычайно важным.

Мечик является антиподом Морозки. На все протяжении романа прослеживается

их противопоставление друг другу. Если характер Морозки в ряде эпизодов

выражает психологию массы со всеми ее недостатками, унаследованными от

старых времен, то индивидуальность Мечика, наоборот, предстает как бы

дистиллированной, внутренне чуждой глубоким интересам народа, оторванной от

него. В результате же и поведение Морозки, пока он не обретает черты

самостоятельной личности, оказывается в чем-то антиобщественным, и Мечик

губит не только товарищей, но и себя как личность. Разница между ними в

том, что у Морозки есть перспектива преодоления недостатков, а у Мечика

Мечик, другой «герой» романа, весьма «морален» с точки зрения десяти

заповедей… но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его

внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса.

Мечик постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем

окружающим, в том числе и наиболее близким из них – Чижу, Пике, Варе. Его

желания почти стерильно очищены от внутренних подчиненности всему тому, что

кажется ему некрасивым, с чем мирятся и что принимают как должное многие

вокруг. И Фадеев поначалу даже сочувственно акцентирует это стремление к

чистоте и независимости, это самоуважение, стремление сохранить свою

личность, мечту о романтическом подвиге и прекрасной любви.

Однако осознание себя человеком, личностью, столь дорогое для Фадеева, в

Мечике оказывается совершенно абсолютизированным, оторванным от

общенародного начала. Он не чувствует своей связи с обществом, а потому при

любом соприкосновении с другими людьми теряется – и перестает чувствовать

себя человеком. Как раз то, что могло бы стать в Мечике наиболее ценным,

начисто исчезает у него в сложностях в реальной жизни. Он не в состоянии

быть личностью, быть верным самому себе. В результате ничего не остается от

его идеалов: ни столь желанного благородного подвига, ни чистой любви к

женщине, ни благодарности за спасение.

На Мечика никто не в состоянии положиться, он всех может предать. Он

влюбляется в Варю, но прямо об этом не может сказать ей. Мечик стыдится

любви Вари, боится кому-либо показать свою нежность к ней и в конце концов

грубо отталкивает ее. Так из-за слабости совершается и еще один шаг по той

дороге к предательству, по которой идет развитие характера Мечика в книге и

которая позорно и страшно заканчивается двойным предательством: не сделав

сигнальных выстрелов и сбежав дозора, Мечик обрекает на гибель и своего

спасителя Морозку, и весь отряд. Так вырождается и вянет, не успев

расцвести, та личность, которую не питают родные соки.

Заключение

В заключении мне бы хотелось определить главную тему романа и выразить

свое отношение к роману.

Осмелюсь вставить слова самого А.А. Фадеева, определившего основную тему

своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого

материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к

настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции

отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных

масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит

огромнейшая переделка людей».

Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения в

сознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти люди

поднимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. В

этом и была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром».

Мне кажется, что судьба страны в руках самой страны. Но как сказал сам

народ, что из него как из деревянного полена, смотрю кто его обрабатывает…

«Отбор человеческого материала» ведет и сама война. Чаще погибают в боях

лучшие – Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость

коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как

Чиж, Пика и предатель Мечик. Бесконечно жалко всех –ведь народ образуется

не в итоге отбора, «выбраковывания», отсева. В этих строках Марины Цветаев

о гражданской войне, про которую говорят, что все, в ней проигравшие,

отражается мое отношение ко всему тогда происходившему в нашей стране:

Все рядком лежат –

Не развесть межой

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой,

Белым был – красным стал

Кровь обагрила,

Красным был – белым стал

Смерть побелила.

1. МОРОЗКА

Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу

Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но

Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром.

Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо,

а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”.

Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем

Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом.

Морозка - шахтер во втором поколении. Он родился в шахтерском бараке, а в

двенадцать лет сам стал “катать вагонетки”. Жизнь шла по накатанному пути,

как у всех. Сидел Морозка и в кутузке, служил в кавалерии, был ранен и

контужен, поэтому еще до революции “уволен из армии по чистой”. Вернувшись

из армии, женился. “Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой,

немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов”

(огородов). А позже, в 1918 году, ушел он, забрав жену, защищать Советы.

Власть отстоять не удалось, поэтому подался в партизаны. Заслышав выстрелы,

Морозка ползком забрался на вершину сопки и увидел, что белые атакуют

бойцов Шалдыбы, а те бегут. “Разъяренный Шалдыба хлестал плеткой во все

стороны и не мог удержать людей. Видно было, как некоторые срывали украдкой

красные бантики”.

Морозка возмущен, видя все это. Среди отступающих Морозка увидел хромающего

мог. Он подозвал коня, взлетел на него и погнал к упавшему парнишке. Кругом

свистели пули. Морозка заставил коня лечь, положил поперек крупа раненого и

поскакал в отряд Левинсона.

Но спасенный сразу не понравился Морозке. “Морозка не любил чистеньких

людей. В его практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя

было верить”. Левинсон распорядился отвезти парня в лазарет. В кармане

раненого лежали документы на имя Павла Мечика, сам же он был без сознания.

Очнулся лишь тогда, когда его несли в лазарет, потом заснул до утра.

Очнувшись, Мечик увидел врача Сташинского и сестру Варю с золотисто-русыми

пушистыми косами и серыми глазами. При перевязке Мечику было больно, но он

не кричал, чувствуя присутствие Вари. “А кругом стояла сытая таежная

тишина”.

Три недели назад Мечик радостно шагал по тайге, направляясь с путевкой в

сапоге в партизанский отряд. Неожиданно из кустов выскочили люди, они

подозрительно отнеслись к Мечику, не разобравшись, по малограмотности, в

его документах, вначале избили, а затем приняли в отряд. “Окружавшие люди

нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были

грязнее, вшивее, жестче и непосредственней...” Они ругались и дрались между

собой из-за любого пустяка, издевались над Мечи-ком. Но это были не

книжные, а “живые люди”. Лежа в госпитале, Мечик вспоминал все пережитое,

ему было жаль хорошего и искреннего чувства, с которым он шел в отряд. С

особой благодарностью он принимал заботы о себе. Раненых было мало. Тяжелых

двое: Фролов и Мечик. С Мечиком часто беседовал старик Пика. Изредка

приходила “миловидная сестра”. Она обшивала и обстирывала весь госпиталь,

но к Мечику относилась особенно “нежно и заботливо”. Про нее Пика сказал:

она “блудливая”. “Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит”. Мечик

поинтересовался, почему сестра такая? Пика ответил: “А шут ее знает, с чего

она такая ласковая. Не может никому отказать - и все тут...”

3. ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Морозка почти сердито думал о Мечике, зачем такие идут к партизанам “на все

готовое”. Хотя это была неправда, впереди был тяжелый “крестный путь”.

Проезжая мимо баштана, Морозка слез с коня и стал торопливо набирать в

мешок дыни, пока его не застал хозяин. Хома Егорович Ря-бец погрозился

найти на Морозку управу. Хозяин не верил, что человек, которого он кормил и

одевал как сына, обкрадывает его баштаны.

Левинсон беседовал с вернувшимся разведчиком, докладывающим, что отряд

Шалдыбы сильно потрепали японцы, и сейчас партизаны отсиживаются в

корейском зимовье. Левинсон чувствовал, что творится неладное, но разведчик

ничего путевого сказать не мог.

В это время пришел Бакланов, заместитель Левинсона. Он привел возмущенного

Рябца, пространно рассказывающего о поступке Морозки. Вызванный Морозка

ничего не отрицал. Он только возразил Левинсону, приказавшему сдать оружие.

Морозка посчитал это слишком строгим наказанием за воровство дынь. Левинсон

созвал сельский сход - пусть все знают...

Потом Левинсон попросил Рябца собрать по деревне хлеб и скрытно насушить

пудов десять сухарей, не объясняя для кого. Бакланову он приказал: с

завтрашнего дня лошадям увеличить порцию овса.

Приезд Морозки в госпиталь нарушил душевное состояние Мечика. Он все время

думал, почему Морозка так пренебрежительно смотрел на него. Да, он спас ему

жизнь. Но это не давало право Морозке не уважать Мечика. Павел уже

выздоравливал. А рана Фролова была безнадежна. Мечик припомнил события

последнего месяца и, укрывшись с головой одеялом, разрыдался.

5. МУЖИКИ И “УГОЛЬНОЕ ПЛЕМЯ”

Желая проверить свои опасения, Левинсон пошел на собрание заблаговременно,

рассчитывая услышать разговоры мужиков, слухи. Мужики удивлялись, что сход

собрали в будний день, когда на покосе горячая пора.

Они говорили о своем, не обращая внимания на Левинсона. “Он был такой

маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да

ичигов выше колен”. Слушая мужиков, он улавливал понятные ему одному

тревожные нотки. Понимал, что надо уходить в тайгу, затаиться. А пока

выставить повсюду посты. Между тем пришли и шахтеры. Народу постепенно

набралось достаточно. Левинсон радостно приветствовал Дубо-ва - рослого

забойщика.

Рябец недовольно попросил Левинсона начинать. Теперь вся эта история

казалась ему никчемной и хлопотной. Левинсон же упирал на то, что это дело

касается всех: в отряде много местных. Все недоумевали: зачем надо было

воровать - попроси Морозка, любой бы ему дал этого добра. Мо-розку вывели

вперед. Дубов предложил гнать Морозку в шею. Но Гонча-ренко заступился за

Морозку, назвав его боевым парнем, прошедшим весь Уссурийский фронт. “Свой

парень - не выдаст, не продаст...”

Спросили Морозку, и тот сказал, что сделал это необдуманно, по привычке,

дал шахтерское слово, что никогда подобное не повторится. На том и

порешили. Левинсон предложил в свободное от военных действий время не

слоняться по улицам, а помогать хозяевам. Крестьяне остались довольны таким

предложением. Помощь была не лишней.

6. ЛЕВИНСОН

Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю, оброс хозяйством, много

было дезертиров из других отрядов. До Левинсона доходили тревожные вести, и

он боялся сдвинуться с этой махиной. Для своих подчиненных Левинсон был

“железным”. Он скрывал свои сомнения и страхи, всегда уверенно и четко

отдавая распоряжения. Левинсон “правильный” человек, всегда думающий о

деле, знал свои слабости и людские, и еще он четко понимал: “вести за собой

других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от

них свои”. Вскоре Левинсон получил “страшную эстафету”. Ее прислал

начальник штаба Суховей-Ковтун. Он писал о нападении японцев, о разгроме

главных партизанских сил. После этого сообщения Левинсон собирал сведения

об окружающей обстановке, а внешне оставался уверенным, знающим, что

делать. Главной задачей на этот момент было “сохранить хотя бы небольшие,

но крепкие и дисциплинированные единицы...”.

Призвав к себе Бакланова и начхоза, Левинсон предупредил их, чтобы были

готовы к выступлению отряда. “В любой момент быть готовым”.

Вместе с деловыми письмами из города Левинсон получил записку и от жены. Он

перечел ее только ночью, когда все дела были закончены. Тут же написал

ответ. Потом поехал проверить посты. В ту же ночь съездил в соседний отряд,

увидел его плачевное состояние и решил сниматься с места.

Левинсон отправил Сташинскому письмо, в котором говорилось, что надо

постепенно разгружать лазарет. С этого времени люди стали расходиться по

деревням, свертывая безрадостные солдатские узелки. Из раненых остались

только Фролов, Мечик и Пика. Собственно, Пика ничем не болел, он просто

прижился у госпиталя. Мечику тоже уже сняли повязку с головы. Варя

говорила, что скоро он уйдет в отряд Левинсона. Мечик мечтал в отряде

Левинсона поставить себя уверенным и дельным бойцом, и, когда вернется в

город, никто его не узнает. Так он изменится.

8. ПЕРВЫЙ ХОД

Появившиеся дезертиры перебаламутили всю округу, посеяли панику, якобы идут

большие силы японцев. Но разведка не нашла японцев за десять верст в

округе. Морозка отпросился у Левинсона во взвод к ребятам, а вместо себя

В тот же вечер Морозка перебрался во взвод и был вполне счастлив. А ночью

встали по тревоге - за рекой слышались выстрелы. Это была ложная тревога:

стреляли свои по приказу Левинсона. Командир хотел проверить боеготовность

отряда. Потом при всем отряде Левинсон объявил о выступлении.

9. МЕЧИК В ОТРЯДЕ

Начхоз появился в госпитале заготовить продукты на случай, если отряду

придется скрываться тут, в тайге.

В этот день Мечик впервые встал на ноги и был очень счастлив. Вскоре он

ушел с Пикой в отряд. Их встретили доброжелательно и определили во взвод к

Кубраку. Вид лошади, вернее клячи, которую ему выдали, почти оскорбил

Мечика. Павел даже пошел в штаб высказать свое недовольство по поводу

кобылы, определенной ему. Но в последний момент заробел и ничего не сказал

Левинсону. Кобылу же он решил уморить, не следя за ней. “Зючиха обросла

паршами, ходила голодная, непоенная, изредка пользуясь чужой жалостью, а

Мечик снискал всеобщую нелюбовь, как “лодырь и задавала”. Сошелся он только

с Чижом, никчемным человеком, да с Пикой по старой памяти. Чиж хаял

Левинсона, называя его недальновидным и хитрым, “на чужом горбу делающим

себе капиталец”. Мечик не верил Чижу, но с удовольствием слушал грамотную

речь. Правда, вскоре Чиж стал Мечику неприятен, избавиться же от него не

было никакой возможности. Чиж научил Мечика отлынивать от дневальства, от

кухни, Павел стал огрызаться, учился отстаивать свою точку зрения, а жизнь

отряда “шла мимо” него.

10. НАЧАЛО РАЗГРОМА

Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.

Связавшись с железной дорогой, командир узнал, что скоро придет эшелон с

оружием и обмундированием. “Зная, что рано или поздно отряд все равно

откроют, а зимовать в тайге без патронов и теплой одежды невозможно,

Левинсон решил сделать первую вылазку”. Отряд Дубова напал на товарняк,

н"агрузив лошадей, увернулся от разъездов и, не потеряв ни одного бойца,

вернулся на стоянку. В тот же день партизанам раздали шинели, патроны,

шашки, сухари... Вскоре в разведку поехали Мечик и Бакланов, хотевший

проверить “новенького” в деле. Дорогой они разговорились. Мечику Бакланов

нравился все больше и больше. Но задушевного разговора не получилось.

Бакланов просто не понял мудреных рассуждений Мечика. В селе они нарвались

на четырех японских солдат: двух убил Бакланов, одного - Мечик, а последний

убежал. Отъехав от хутора, они увидели, как оттуда выходят главные силы

японцев. Все разузнав, погнали в отряд.

Ночь прошла тревожно, а наутро отряд был атакован неприятелем. У нападавших

было орудие, пулеметы, поэтому партизанам ничего не осталось делать, как

отступать в тайгу. Мечику было жутко, он ждал, когда все кончится, а Пика,

не поднимая головы, палил в дерево. В себя Мечик пришел только в тайге.

“Здесь было темно и тихо, и строгий кедрач прикрывал их покойными,

обомшелыми лапами”.

11. СТРАДА

Отряд Левинсона укрывается в лесу после боя. За голову Левинсона назначена

награда. Отряд вынужден отступать. Из-за нехватки провизии приходится

обворовывать огороды, поля. Что бы накормить отряд Левинсон отдает приказ

убить свинью корейца. Для корейца это еда на всю зиму. Что бы отступать и

не таскать за собой раненого Фролова, Левинсон принимает решение отравить

его. Но Мечик подслушал его замысел и портит последние минуты жизни

Фролова. Фролов все понимает и выпивает предложенный ему яд. Показывается

лжегуманизм Мечика, его мелочность.

12. ПУТИ-ДОРОГИ

Похоронили Фролова. Пика сбежал. Морозка вспоминает свою жизнь и грустит о

Варе. Варя в это время думает о Мечике, она видит в нем свое спасение, она

впервые в жизни полюбила кого-то по-настоящему. Мечик ничего этого не

понимает и наоборот избегает ее и грубо обходится с ней.

Партизаны сидят и рассуждают а народе, о мужицком характере. Левинсон

отправляется на осмотр дозоров и натыкается на Мечика. Мечик рассказывает

ему о своих переживаниях, думах, о своей нелюбви к отряду, о не понимании

всего происходящего вокруг. Левинсон пытается его переубедить, но все

тщетно. Метелицу отправили в разведку.

14. РАЗВЕДКА МЕТЕЛИЦЫ

Метелица поехал в разведку. Почти доехав до нужного места, он встречает

мальчика-пастуха. Знакомится с ним, узнает у него сведения о том, где

расположены белые в селе, оставляет у него коня и отправляется в село.

Подкравшись к дому командира белых, Метелица подслушивает, но его заметил

часовой. Метелицу поймали. В это время в отряде все переживают за него и

ждут его возвращения.

15. ТРИ СМЕРТИ

На следующий день Метелицу повели на допрос, но он ничего не сказал.

Устраивают публичный суд, пастух у которого он оставлял коня не выдает его,

но хозяин мальчика выдает Метелицу. Метелица пытается убить начальника

эскадрона. Метелицу расстреляли. Отряд партизан идет на выручку Метелице,

но уже слишком поздно. Человека сдавшего Метелицу партизаны поймали и

расстреляли. В бою у Морозка убивают коня, с горя он напивается.

16. ТРЯСИНА

Варя, не участвовавшая в бою, возвращается и ищет Морозка. Находит пьяным и

уводит с собой, успокаивает, пытается помириться с ним. На отряд наступают

белые. Левинсон принимает решение отступать в тайгу, в болота. Отряд быстро

устраивает переправу через болота и переправившись подрывает ее. Отряд

оторвался от преследования белых, потеряв при это почти всех людей.

17. ДЕВЯТНАДЦАТЬ

Оторвавшись от белых отряд, решает идти на Тудо-Вакскй тракт, где находится

мост. Что бы избежать засады, посылают вперед дозор состоящий из Мечика и

Морозки. Мечика, ехавшего впереди поймали белогвардейцы, он смог убежать от

них. Следом едущий Морозка погибает как герой, но при это предупредил своих

товарищей о засаде. Завязывается бой, в котором гибнет Бакланов. От отряда

остается всего 19 человек. Мечик остается один в тайге. Левинсон с

остатками отряда выезжает из леса.

События в романе относятся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой активно участвовал сам Фадеев. Однако на первый план автор выдвигает не исторические проблемы, а социально-психологические исследования. Война, бой, партизанская жизнь - все это лишь фон для изображения внутреннего мира героев, их психологии, взаимоотношений с обществом, внутренних конфликтов. Проблемы «Разгрома» перекликаются с современными проблемами гуманизма, отношением к человеку, взаимодействиями человека и человечества. Сюжет романа очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома до последнего прорыва отряда сквозь кольцо белых вырисовываются характеры героев, а также отношение автора к таким типам людей. Центральное место в романе занимает несколько фигур: Левинсон, командир отряда, определенно положительный герой, наиболее совершенный из всех людей, действующих в романе. Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер. Морозка, согласно симпатии автора, принадлежащий вместе с Метелицей к положительному лагерю Левинсона, и Мечик, совсем другой тип человека, не имеющий ничего общего с первыми. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает наиболее объективно судить о положительных и отрицательных качествах героев как с позиции автора, так и с позиций читателя. Кроме того, отсутствуют какие-либо особые взаимоотношения между героями, за исключением Мечика и Морозки, это позволяет рассматривать каждого героя отдельно от остальных.
Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Фадеев объяснил это тем, что уже в процессе работы над книгой увидел необходимость отдельно раскрыть характер Метелицы, а так как перестраивать роман было поздно, то эпизод с Метелицей выделился, нарушив гармоничность повествования. Авторское отношение к Метелице не вызывает сомнений: разведчик явно симпатичен Фадееву. Во-первых, внешний вид: это гибкий, стройный богатырь, в котором «била... неиссякаемым ключом... необыкновенная физическая ценность, животная, жизненная сила». Такими чудесными качествами редко наделяют отрицательного героя. Во-вторых, образ жизни: «Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя ни в чем. Это смелый, горячий, истинный человек». Третье: положительную индивидуальность Метелицы доказывают его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен.
Например, находясь в плену, поняв, что ему не убежать, Метелица спокойно думает о смерти, его мучает только одна мысль: как достойно принять ее, продемонстрировав врагам свое презрение к ним. Уже находясь на площадке, где его должны были опознать, Метелица держится независимо и гордо, а погибает, бросившись на спасение маленького мальчика пастушонка, не захотевшего выдать разведчика белым. Автор любит этого героя и, видимо, поэтому никогда не пишет о нем насмешливо или сочувственно, как о некоторых других, например Морозке.
Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, зато он тоже совершенно естествен в своих поступках, худшие качества его характера на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству, и непредусмотрительность. В целом Морозка - хороший человек. Ему присуще чудесное качество, которого так не хватает многим, - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика, рискуя собственной жизнью, а впоследствии почти каждый его поступок свидетельствовал об этом. Ярким примером является его поведение на «суде». Неумело, с трудом, но искренне он говорит: «Да разве б я... сделал такое... ну, дыни эти самые... ежели б подумал... да разве же я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» За этой косноязычной беспомощной речью стоит такая преданность товарищам, в которую трудно не поверить. Именно за это, за любовь к народу, за преданность делу, за доброту, ведь Морозка не мстил Мечику за потерянную жену, за гуманное начало, оно выражается даже в любви Морозки к Мишке, своему коню, - за эти лучшие человеческие качества автор любит Морозку и заставляет читателя симпатизировать ему, несмотря на многие его недостатки, с горечью он пишет о героической смерти Морозки и почти на этом заканчивает роман.
Сосредоточением лучших качеств человека является Левинсон. В его лице Фадеев изобразил лучший тип вождя масс, наделенного умом, решительностью и организаторскими способностями. Несмотря на внешний вид - Левинсон был похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой, - командир вызывает уважение не только у своих подчиненных, но и у автора, и у читателя. Фадеев никогда не пишет о нем насмешливо или презрительно, как о Мечике, например. Мысли, чувства, поступки Левинсона таковы, какими, видимо, хотел бы увидеть их Фадеев у наиболее достойного человека, то есть лучшими, с авторской точки зрения, чертами Фадеев наделил своего лучшего героя. В Левинсоне привлекает прежде всего то, что у него отсутствует внутренний эгоизм. Все мысли и поступки его выражают интересы отряда, его личные переживания заглушены постоянной заботой о других. Практически он уже принес себя в жертву людям. Однако нет человека без недостатков. Одним из них у Левинсона является отрицательная сторона его жертвы. Для каждого человека свойствен эгоизм в той или иной степени, а полное отсутствие его неестественно. Кроме того, в каждом человеке должна быть душа, то, что движет им и привлекает к нему людей, а Левинсон подавил в себе движение души, превратив свое дело, которое должен любить, в обязанность. Правда, ему помогает исполнительность, обязательность и преданность вы-
сшим целям. Фадеев видит недостатки Левинсона и считает, что ему не хватает чудесных качеств Метелицы - жизненной силы, смелости, любви к жизни, - иначе Левинсон был бы идеальным человеком. И все же он прекрасный командир: он решительно принимает решения, так что многие не видят его колебаний, он ценит положительные черты своих подчиненных, в частности Морозкову лихость, ум и исполнительность Бакланова, смелость Метелицы, он берет на себя всю ответственность за сохранение отряда, поэтому и пользуется всеобщим уважением. Ценность его как командира подтверждается в главе «Трясина». Проблема взаимоотношений вождя и масс решается в пользу Левинсона, он сохраняет авторитет, уважение к себе и отряд как «боевую единицу». Причина этому то, что люди для него «ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он чем-то обязан перед ними». Эта обязанность и составляет смысл его жизни. Позицию Левинсона разделяет автор, видимо, поэтому и читателем он воспринимается как учитель, старший, командир, а все его решения, даже в случае с гибелью Фролова, кажутся единственно правильными, хотя они приняты после длительной внутренней борьбы. Левинсону, Метелице, Морозке и некоторым другим партизанам противопоставлен Мечик. Именно он подвергается сочувственному, а чаще презрительному отношению автора. Отношение человека и общества - одна из самых важных проблем. Каждый человек живет в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Морозка, Метелица сделали это ценой собственной жизни, что же касается Мечика, то он только мечтает о хорошем отношении к себе людей, но ведь для этого необходимо что- то сделать, а Мечик не сделал ничего. Его мечта о прекрасной любви, о романтическом подвиге не воплощаются в реальность. Устами Морозки Фадеев сразу презрительно называет его: «желторотый», а спрашивая Варю, в кого та влюблена, награждает таким эпитетом: «В энтого, маминова, что ли?» Мечик заслуживает такое отношение. Это эгоист, оценивающий сам себя высоко, но не подтверждающий этого поступками. В самые решительные моменты он поступал подло, хотя сам часто не сознавал этого. Его эгоистичная, неспособная быть преданной натура начала раскрываться уже тогда, когда он позволил наступить ногой на фотографию девушки, а потом сам порвал ее. Другой пример: рассерженный на свою лошадь за ее слабость и непривлекательный внешний вид, он не ухаживает за ней, обрекая на скорую непригодность. В конце концов, именно Мечик - вина смерти Морозки и, возможно, многих других партизан. Страшно, что мысль, которая его мучает после бегства, - не о предательстве, не о гибели друзей, а о том, что он «испачкал» свою чистую, до этого ничем не запятнанную душу: «...как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла...» Фадеев достаточно объективно расценивает его. Точку зрения автора выражает Левинсон: «...слаб, ленив, безволен», «никчемный пустоцвет». И все же Мечик - не воплощение зла. Причина его неудач - то, что он не близок почти никому из партизан, он из другого социального слоя, ему с детства не привиты черты, свойственные другим героям. Скорее всего, это не вина. Большинство партизан - русские мужики, выходцы из народа, грубые,
смелые, жестокие, преданные народу и любящие народ люди. Мечик же - представитель «гнилой» интеллигенции. В нем живо стремление к прекрасному, он жалостлив, ведь только на него сильное впечатление произвела смерть Фролова и уход Ники, но он неопытен и юн, боязнь не понравиться людям, среди которых ему нужно жить, заставляет его поступать неестественно для него. Он правильно понял, что чужой в отряде, его место не здесь, однако он не имел возможности уйти, и его поступки можно понять. Пусть он не нужен обществу, но оно все же должно заботиться о нем как о больном или старом человеке, если оно гуманно.
Таким образом роман ставит перед читателем ряд спорных вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Основную мысль романа Фадеев определил так: «В гражданской войне происходит отбор материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Я думаю, что «отбор человеческого материала» происходит всегда, а не только в Гражданской войне; неспособный к настоящей борьбе не проходит естественный отбор, именно поэтому и отсеивается, а тот, кто несет в себе добро и способен бороться за него, «закаляется, растет, развивается». Это необходимо для развития общества в целом, ведь стремление к добру, к совершенству естественно для человека, для каждого члена общества, которое называет себя гуманным.

Роман «Разгром», над которым А.А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, был написан исходя из заранее намечен­ной политической задачи. Автор считал: «Первая и основ­ная мысль: в гражданской войне происходит отбор челове­ческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, слу­чайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из милли­онных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспи­тываться».

Отобрав наиболее существенное из жизненного мате­риала, находящегося в его распоряжении, Фадеев создал стройное, органически законченное повествование. «Раз­гром» состоит из 17 глав, каждая из которых имеет свое название. Почти невозможно какую-нибудь из них вырвать из текста, хотя глава «Разведка Метелицы» имеет свою относительную композиционную завершенность.

Повествование можно условно разбить на три части. Это и делалось не без основания автором в первых изда­ниях.

Первые восемь глав представляют собой своеобразное развернутое введение, экспозицию. Развитие сюжета здесь нарочито замедленное.

С первых страниц романа начинается столкновение характеров основных героев: Левинсон и Морозка, Мороз-ка и Мечик. Но эти столкновения и отношения в общем спокойном тоне повествования лишь намечаются. Автор отодвинул бурное развитие действия, начинающееся с де­вятой главы, чтобы дать возможность читателю подробно ознакомиться с положением дел в отряде, чтобы наметить основные конфликты и затем уже проверить своих героев в деле, в борьбе, в моменты наивысшего напряжения. Из первой части читатель узнает, что отряд Левинсона вот уже пятую неделю стоит на отдыхе в одной из неболь­ших деревушек и оброс всевозможным хозяйством. Люди разленились, плохо несли службу.

Командир отряда не решался «сдвинуть с места эту громоздкую махину: он боялся сделать опрометчивый шаг» - не было достаточных оснований, чтобы принять решение. Но к концу пятой недели ему стало ясно, что отряд уничтожат, если к этому не приготовиться.

Теперь, когда многое выяснилось, Левинсон знал, что будет делать он и люди, находившиеся в его подчинении: они будут делать все, «чтобы сохранить отряд как боевую единицу».

В тот же день он собрал отрядный совет, на котором был принят план отступления, и в ближайшую ночь по тревоге поднял отряд, чтобы уйти в безопасное место, укрыться до времени.

Во второй части повествования, с главы «Мечик в отряде» и по главу «Груз» включительно, отряд изображен в бесконечных переходах и суровой борьбе с наседавшим противником. Партизаны стремились пробиться в свобод­ную от противника Тудо-Вакскую долину. Много дней они метались по улахинской тайге, изнывали в боях и изнури­тельных походах. Все селения и даже заброшенные хутора занимал противник. «Каждая крошка хлеба добывалась с боем... Люди черствели, делались суше, молчаливее, злей». Наконец отряд спустился к истокам Хаунихедзы и был у цели, - оставался один переход, чтобы пробиться в сво­бодную от врага Тудо-Вакскую долину. Но низовье Хауни­хедзы могло быть занято противником, поэтому Левинсон решил заночевать в тайге и послал командира взвода Ме­телицу разведать местность.

Особенностью второй части романа является отсутст­вие широких батальных картин, несмотря на то, что все это время отряд находился в постоянных сражениях. Автор останавливает свое внимание не на сценах битв, не на мучительных переходах отряда, а на эпизодах передышки, отдыха, ночевки. События, о которых ведется повествова­ние, связаны то с ночевками в месте расположения госпи­таля (смерть Фролова), то с передышкой на берегу реки (случай с глушением рыбы), или с остановкой, совершенно неожиданной и для отряда, и для корейца, у одинокой корейской фанзы (конфискация свиньи), или с ожиданием результатов разведки Метелицы (беседа Левинсона с Ме-чиком). Эти «мирные» эпизоды полны внутреннего напря­жения.

Есть глубокий смысл в том, что писатель именно так строил повествование: ему важно было выделить идейно-политические, морально-нравственные проблемы, фило­софски осмыслить время, события, судьбы людей и клас­сов. Писатель пристально следит за ходом мыслей героев, за их переживаниями, за отношением ко всему, что проис­ходит вокруг них. Именно в этой части романа уже опре­деляется лицо каждого, происходит отбор человеческого материала.

В третьей, последней части отряд показан в открытых сражениях, продолжавшихся одни сутки: главы «Трясина» и «Девятнадцать» заключают в себе самый напряженный момент в развитии действия. Здесь изображен разгром отряда, разрешаются все конфликты. В результате бурных и напряженных событий становится окончательно ясным лицо каждого участника происходящего.

Основные мысли писателя полны пафоса: «... все враж­дебное сметается... все поднявшееся... закаляется, растет...» В самом романе ничто враждебное не сметается и пафос как-то рассасывается, не оставляя следа. Нет в «Разгроме» ни громких речей, ни звонких революционных фраз, ни клятв верности идеалам. И победоносных сражений с гид­рой контрреволюции тоже нет. Есть кровь и грязь. Есть гибель партизанского отряда, зажатого противником и попавшего в западню, из которой вырывается лишь горстка партизан. И даже этот трагический финал подан без высо­ких слов.

Такое неприукрашенное и неприглаженное изображе­ние событий гражданской войны и обеспечило роману огромную популярность. Впрочем, и другое вызвало повы­шенное внимание к нему читателей и критики - фигура большевика Левинсона.

О колебаниях командира никто в отряде не знал, как никто вообще не мог подумать, что он может колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Все считали его человеком «особой, правильной породы», и с того времени, как Левинсон командует отрядом, нельзя было его пред­ставить на другом месте. Каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом.

Левинсон знал, как думают о нем партизаны, но в то же время он видел «многие свои слабости и слабости других людей и думал, что вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Не показывая своих слабостей другим, он вос­питывал волю и мужество у своих подчиненных.

Раскрыв перед читателем те стороны жизни команди­ра, которые были неведомы его подчиненным (возмож­ность проявления слабости, колебаний, душевные пережи­вания, связанные с воспоминанием о семье), автор не снизил героя, а сделал его более человечным и тем самым усилил симпатии к нему читателей.

Во второй части повествования из множества событий, которые местами лишь перечисляются, автор задерживает внимание на самых необходимых. Чем труднее было людям, чем молчаливее и злее они становились, тем ближе становился к ним Левинсон. Он «теперь всегда был на людях - водил их в бой самолично, ел с ними из одного котелка, не спал ночей, проверяя караулы, и был почти единственным человеком, который еще не разучился сме­яться». Всем своим поведением, каждым словом он старал­ся поддержать в людях бодрость духа.

Менялись условия - менялась тактика командира, в соответствии с этим автор открывает новые качества в характере Левинсона.

В разговоре Левинсона с Мечиком (глава «Груз») со­держится очень много важного для понимания взглядов Левинсона. Командир, как обычно в эти трудные для отряда дни, пошел проверить караулы. Встретившись с Мечиком и услышав от него о злобных чувствах по отно­шению к партизанам и революции, командир был удивлен и взволнован. «Экий непроходимый путаник», - думал Левинсон, продолжая обход караулов. Он вспоминал и продумывал свой жизненный путь. Во внутреннем моно­логе раскрылись взгляды героя на жизнь. Вот к какому главному выводу пришел командир: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменить то, что есть, прибли­жать то, что рождается и должно быть». В этой левинсоновской формуле выражена сущность его мировоззрения.

Левинсоновское искусство руководства людьми под­купало. А «огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека», которая, по Фадееву, руководила его делами и поступками, и тем более привлекала. Отсюда читательское доверие к нему, которого Фадеев как раз и добивался.

С появлением «Разгрома» выяснилось, что все другие литературные герои-большевики заметно уступают Левинсону, написанному живее и глубже любого из них. И что роману в целом суждено занять одно из самых видных мест среди произведений о гражданской войне.