Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Снежная королева реальное и фантастическое. Конспект урока по литературе на тему "Х.К.Андерсон. Сказка "Снежная королева". Сообщение темы урока

Наверняка нет на свете людей, которые в детском возрасте (а многие – и став взрослыми) не любили бы читать сказки, не восхищались бы силой, ловкостью, находчивостью неустрашимых и непобедимых героев. Однако мы привыкли, что борется со злом, рискует собственной жизнью и в конце концов побеждает могучий богатырь, влюбленный принц или, на худой конец, сообразительный Иванушка-дурачок. Но вот перед нами сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. И что же мы видим? Главная героиня – маленькая, нежная, хрупкая девочка, которая оказалась способной

Не только противостоять чарам холодной и прекрасной Снежной королевы, но и разрушить ее дворец, вызволив из беды своего названого братца Кая.

Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. Я думаю, эта сказка учит нас, что даже маленькие и слабые всегда сумеют добиться своего, если будут верить в свои силы и верность выбранных целей.

Очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.

Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Зимними ночами, когда на небе ярко светит луна, а на улице воет и свищет ветер, внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок, ко мне в окно часто заглядывает Снежная королева из сказки X. К. Андерсена. Ее лицо на миг приникает к оконному стеклу, покрытому удивительными узорами, и вот уже слышно, как удаляются, звеня хрустальными бубенчиками, королевские сани. А мне становится неуютно и как-то прохладно даже под теплым верблюжьим одеялом. Нет, я не боюсь, потому что мне известна тайна, которую так ревностно пытается сохранить ледяная красавица, но которую сумела раскрыть маленькая хрупкая девочка Герда, бесстрашно пустившаяся на поиски своего названого брата. Имя этой тайны – Любовь, и я рада, что от горячих слов Герды оттаяло оледеневшее сердце Кая, выпал из его глаза осколок дьявольского зеркала, а взрослые и дети всего мира узнали о самом главном оружии против коварства и бесчувственности.

Я очень люблю своих родителей, бабушку и дедушку, у меня много настоящих друзей, поэтому мне не страшны чары Снежной королевы, сколько бы она ни заглядывала в мое окошко по ночам.

Сочинения по темам:

  1. Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”....
  2. Я люблю сказки Андерсена, потому что они очень интересные и добрые, хотя немного печальные. В моей любимой сказке “Снежная королева”...
  3. Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики – большую часть...
  4. В начале сказки мы знакомимся с одиннадцатью королевичами и маленькой принцессой, которые являются детьми короля. Жена короля умерла, и он...

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена «Снежная королева». Главные герои сказки - обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их - обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева - таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные - это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и «Снежная королева» X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Другие работы по теме:

Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.

Зимними ночами когда на небе ярко светит луна а на улице воет и свищет ветер внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок ко мне в окно часто заглядывает. Снежная королева из сказки X. К.

Брауде, Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен / Л. Ю. Брауде. М. : Просвещение, 1987.(Биогр писателя). 83. 3(4Дан) А242-1

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы.

Борьба добра со злом - основной конфликт народной сказки. Известные собиратели народных сказок братья Гримм первыми в истории литературы по-научному подошли к изучению фольклора.

В этой сказке В. В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета - первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны.

Дюймовочка Дюймовочка - крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда - счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Во всех сказках датского сказочника Г. Х. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.

В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.

В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» - и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его - забыла.

(по сказкам Г.Х.Андерсена) Писатель Г. Х. Андерсен утверждал, что сказки - «с блеском, лучшее в мире золото, то золото, которое блещет огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые простые вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, обломок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монета, мяч, ножницы и многое другое.

Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.

(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве - моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева - величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего - сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды…»).

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное - жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое - его грёзы о подземном царстве гномов.

В этой сказке Г. К. Андерсен поведал необыкновенную историю преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому, что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и бездушным эгоистом.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм - хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она - настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу.

Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.

Смысл названия сказки Андерсена "Снежная королева" Автор: Андерсен Г.-Х. Прочитав сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»

«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана - это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...

В чём превосходство царевны над царицей в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?" А.С. Пушкина? Автор: Пушкин А.С. У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло.

Андерсен, Ханс Кристиан (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй.

Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" - и отнес тросточку на почту.

Никто не написал такого количества автобиографий, как Ханс Кристиан Андерсен. Каждая его сказка - это или воспоминание о детстве, как, например, "Гадкий утенок", или рассказ о своих родителях, или повествование о собственных переживаниях.

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: Формировать навыки анализа художественного произведения, развивать навык вдумчивого чтения; Углубить и обогатить нравственные понятия. Способствовать становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; Способствовать развитию фантазии, воображения, творчества учащихся. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировтать своё мнение. Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, формирование умения работать в группе. Способствовать формированию различных компетентностей (познавательной, личностной, социальной, коммуникативной и др.)

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С. Меркин "Литература. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

Используемое оборудование: —

 Технические средства оснащения(музыкальный и визуальный ряд);  Мультимедийный продукт;  Карточки с заданиями

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок – путешествие с применением технологии компетентностного подхода

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. Вы знаете, ребята, несмотря на то, что мы с вами едва знакомы, у нас наверняка, много общего. Я люблю петь. А вы? рисовать, читать стихи, дружу с компьютером, и просто обожаю сказки. Удивительно, но столько творческих натур я ещё никогда не встречала. И сегодня, я думаю, нам представится возможность проявить свои таланты в творческих группах за нашим творческим столом. А я хочу сообщить вам ещё о том, что я очень люблю путешествовать. А вы? Ну тогда у нас сегодня всё получится и я предлагаю вам вместе со мной отправиться в далёкую прекрасную страну Данию. Вы что - нибудь знаете об этой стране?

Она расположена на полуострове Ютландия. Это морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. А восточный берег буквально изрезан заливами и бухтами. А это столица Дании - Копенгаген, один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. Это крупнейший торговый порт. Мы приближаемся к центру города. Здесь, в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику Х.К.Андерсену. Вы слышали что - нибудь о нём?

2. Актуализация знаний.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городке Оденсе. Отец его был простым башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно, но для маленького Андерсена всё превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Он умел радоваться всему: сухому моху, рассыпающему из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, незамысловатому цветку подорожника, каждой травинке, наполненной пахучим соком, и очень любил цветы, особенно розы. Но самым интересным и важным в жизни Андерсена были истории и сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят. Даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Так случилось и с Андерсеном и пройдя через все тернии жизни, он стал великим сказочником, известном во всём мире. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из его сказок знакомы и вам. Попробуйте их назвать. « Что такое сказка? Настоящая сказка?» — задал однажды вопрос отцу маленький Андерсен. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Иными словами, это связь реального мира с фантастическим. Как вы понимаете слово фантастический? Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок. А что значит мир реальный? Это мир, в котором мы живём.

3. Объявление темы и цели урока.

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое, мы и узнаем сегодня, открыв страницу одной из самых известных его сказок «Снежная королева». Итак, переведём стрелки наших часов на зимнее время. Вот так. Видите? Пошел снег. Снежный вихрь подхватил снежинки и закружил их в своём танце. Возможно, среди этих снежинок носятся по воздуху и осколки зеркала злого Тролля… Как? Вы не слышали эту историю? Тогда послушаем её. Но прежде чем я познакомлю вас с этой историей, за творческий стол отправится 1 группа — мастера слова. Они сегодня будут учиться создавать синквейн. Инструкция у вас на столе. Внимательно изучите её и приступайте к работе.

4. Работа с текстом

4.1.Чтение текста учителем.

4.2.Анализ текста.

Вопросы: — Кто же главное действующее лицо этой истории? Тролль - великан(в германо - скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.

А что же мы можем сказать о тролле в сказке Андерсена? Тролль - дявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла? А каким вы себе его представляете? Опишите его. Какими красками вы написали бы его портрет? А каким нарисовала тролля наша творческая группа? Расскажите, что вы создавали? — Чему учит тролль своих учеников? - видеть в окружающем мире и в людях только самое плохое и безобразное.

— Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? (зачитайте)…Он смастерил такое зеркало…. Зеркало - средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде.» Какими становились люди, попадающие под власть тролля?(начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми, злыми, бессердечными, чёрствыми, эгоистичными, равнодушными, завистливыми, жадным. Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь мы не найдём их у автора. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? Да, ребята, к сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и в реальном мире.

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала? А может, это именно они топчут цветы, ломают деревья, мучают животных, причиняют людям зло и обиды, обзывают и оскорбляют их? А может и кому - то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? Я этому очень рада. — Ребята, а как вы думаете, почему зеркало разбилось? Оно выскочило из рук слуг тролля в тот момент, когда он хотел посмеяться над самим творцом. Автор не позволил им сделать это.Почему? Да потому что для Андерсена, как для христианина, в творце, в Боге - воплощено абсолютное добро, которое зеркало не могло вместить и исказить. Значит, настоящее добро не по силам даже могущественному троллю! Если бы мы захотели нарисовать добро, каким бы мы его изобразили? - таково задание нашим художникам и ещё одна творческая группа отправляется за творческий стол.

Однако, ОСКОЛКИ НАДЕЛАЛИ БОЛЬШЕ БЕД, ЧЕМ САМО ЗЕРКАЛО. Какую из этих бед вы считаете самой ужасной? Почему?(«некоторым людям осколки попадали прямо в сердце. И это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.») Почему сердце, в которое попадает осколок, становится ледяным (а не железным, не каменным)? Как вы понимаете эпитет ледяное сердце?(холодное, лишённое тепла, жизни).Тогда как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? - Горячим. У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным? А у кого горячим?

А теперь, ребята, давайте подумаем, случайно ли такое вступление к сказке. Ведь основное действие ещё не началось. Можем ли мы сказать, о чём будет идти речь в основном действии? О ледяном и горячем сердце, о добре и зле и о том, насколько они живучи в реальном мире. И прежде чем перейти к знакомству с главными героями, дадим задание группе «аналитиков», т. е. людям, желающим поразмышлять. Есть среди нас такие? Тогда прошу за творческий стол. У вас на карточке изложено задание. Вы должны его выполнить. Желаю успеха!

История 2. — Кто такие Кай и Герда? Что является их богатством?(любовь друг к другу, куст роз.) — Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? (они любили друг друга как брат и сестра.) они чувствовали себя счастливыми. Примеры из текста. — Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей? Выбирите верное утверждение.

a. Они просто любили розы

b. Потому что это любимые цветы родителей

c. В доме просто очень тесно

d. Роза - символ любви и преданности.

Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Она как - нибудь характеризует Снежную королеву? Опишите Снежную королеву глазами Кая., который смотрит на неё из окна. —

Чего испугался Кай, впервые увидев Снежную королеву? Он пугается её холодных глаз. — Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла не к Герде, а к Каю? - ведь осколок ещё не попал в его сердце. Напомним, что Кай ещё ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла., но уже говорит: « Я посажу её на тёплую печку, она и растает» С какой интонацией произнёс он эти слова? Как эти слова характеризуют Кая? Почему бабушка прерывает его?(что - то в словах внука ей не нравится, может быть, слишком гневная интонация? Может быть слишком поспешное желание причинить зло другому?)

— Можно ли предположить, что Снежная королева чувствовала в Кае что - то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу? Мстит ли ему Снежная королева или относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам. А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться) После поцелуя Снежной королевы Кай стал другим. Докажите это. Доказывать это будут наши аналитики. Найдите примеры в тексте. Мы можем что - нибудь добавить? — почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?(Перед нами другой мальчишка: грубый. Злой, жестокий. И близкие и чужие люди становятся для Кая предметом насмешек.. его уже не радует тепло, краски окружающего мира. Ему нравятся холодные снежинки, но не потому, что они были очень красивы или походили на роскошные цветы. Каю они теперь кажутся гораздо интереснее настоящих цветов. Его привлекает то, что они хорошо сделаны. «И какая точность! Ни одной кривой линии!» — восклицает он. А что на ваш взгляд, красивее, — розы или снежинки?(точность линий и форм и естественность) Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем. Таким и становится Кай. Иной видится теперь ему и Снежная королева. Зачитать. — Почему же теперь он не боится её холодных глаз, её ледяного взгляда?(потому что сам стал таким!)

Как вы думаете, что же может спасти Кая от этого холодного плена? Конечно же, любовь Герды. Но об этом вы узнаете уже на следующем уроке. Если бы вам представилась уникальная возможность написать письмо Каю, в котором вы можете сказать ему всё, что вы теперь о нём думаете. О чем бы вы ему написали?

Рефлексия.

Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги и заполнить таблицу. Что нового вы узнали сегодня?, где побывали? что же мы узнали, чему научились? что же сказка Андерсена помогла нам понять и увидеть в нашем, уже реальном мире? (Что зло ещё существует в разных его проявлениях, и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем - то и самим быть нравственнее, чище, добрее»

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и доброта всему венец!

(Стрелки перевожу на весну. Цветы распускаются).

Цветы улыбок ярко расцветают.

Сбывается заветная мечта.

И льды непонимания растают

Растопит их людская теплота.

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке и за великолепную атмосферу сотрудничества. А ещё я хочу вам кое - в чём признаться. Скажу вам правду, не тая: теперь вы все - мои друзья! Домашнее задание на выбор:

Нарисуйте добро, зло, счастье. Каким вы себе их представляете?

Сочинить синквейны «Герда», «Снежная королева»

Подобрать пословицы о добре и зле, записать их в тетрадь.

Файлы:
Размер файла: 52224 байт.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.