Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Смысл названия и символика драмы гроза. Символика названия пьесы А.Н.Островского "Гроза"

Майянское КАВАК дословно читается как «опрокинется, перевернется», являясь производным от глагола «каваль», тем не менее традиционно данный знак интерпретируется как Гроза. Это связано как с характером самого знака, так и с игрой слов: «кавак» созвучно майянскому «к’а-вак’», что означает «сильный грохот, треск, гром».

Главным элементом иероглифа знака Кавак является опрокинутая горка, состоящая из отдельных кружков. Чаще всего сверху эта горка ограничена прямой горизонтальной линией, что символизирует высший предел. Сочетание знака высшего предела и опрокинутой горки следует понимать как переполненность, бурное выплескивание через край. Еще один частый элемент иероглифа Кавак - косой крест, состоящий из двух прямых коротких линий, означающих трещину, раскол, прорыв.

Часто иероглиф знака Кавак стилизуется под человеческое лицо в профиль. При этом на месте рта нередко изображается значок зерна (разделенный пополам прямоугольник) в окружении множества черных точек. На языке майянских образов все это означает множество разговоров и мыслей о богатстве и изобилии.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.

А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы - символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме “Гроза” и определить их значение и роль в пьесе.

Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем”. Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, - говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: “В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...”

Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга - это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!”

Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза - это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.

Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми “домашние едят поедом да семью тиранят”, являются символом скрытности и лицемерия.

В этом монологе Кулигин обличает “темное царство” самодуров и тиранов, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи.

В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный. Кулигин же говорит о суде между купцами в Кали-нове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что “да уже и ему станет в копейку”. Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в “темном царстве”.

Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а “геенна огненная” - ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.

Несут еще один смысл и последние слова Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.

Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

1. Образ грозы. Время в пьесе.
2. Сны Катерины и символические образы конца света.
3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.

Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «...Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».

Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.

«Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «...Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Не менее символичны образы из детских снов Катерины и фантастические образы в рассказе странницы. Нездешние сады и дворцы, пение ангельских голосов, полет во сне — все это символы чистой души, еще не знающей противоречий и сомнений. Но безудержное движение времени находит выражение и в снах Катерины: «Уж не снятся -мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...». Так переживания Катерины находят отражение в снах. То, что она старается подавить в себе, поднимается из глубин бессознательного.

Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».

Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.

Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе.

А.С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении "Горе от ума". А.Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения "Гроза", природные явления и саму природу.

Еще одна исключительная черта пьес Островского - это придание символичности и самому названию произведения.

Каково же значение и роль символов в пьесе Островского "Гроза"?

Один из самых основных символов - это река Волга и вид другого берега.

Река выступает как граница между свободной жизнью на другом берегу и зависимой, невыносимой жизнью на той стороне, где стоит Калинов. Свое детство и юность, жизнь до замужества ассоциирует Катерина, главная героиня произведения, именно с противоположным берегом Волги. Катерина жаждет свободы, хочет избавиться от гнета свекрови и безвольного мужа, о чем и говорит Варваре, сравнивая себя с птицей, которая жаждет полета. Перед тем, как броситься в Волгу, она также вспоминает о птицах. Они для нее являются символом вольности и свободы, они вольны делать все, что желают.

Островский нам показывает реку как путь к свободе и вольной жизни, но в то же время река оказывается и дорогой к смерти. Объясняет он это словами полоумной старухи-барыни, которая говорит, что Волга - это омут. Именно туда ведет красота: «Вот, вот, в самый омут!”

В первый раз барыня появляется в пьесе перед первой грозой и фразами о гибельной красоте пугает Катерину. Катерина религиозна, она верует в Бога, но воспринимает грозу как божию кару, боится ее, т.е. ведет себя как язычница.

Островский показывает нам, насколько по-разному воспринимают грозу герои его произведения. Дикой, как и Катерина, воспринимает грозу как Божье наказание. Кулигин считает грозу электричеством, а позже благодатью и раскрывает, таким образом, высший пафос христианства.

Монологи героев тоже наделены символикой. Кулигин в 3-ем действии говорит об отличиях в домашней и публичной жизни богатых людей. Закрытые ворота и замки, за которыми «домашние едят поедом», да еще и «семью тиранят», символизируют лицемерие и скрытность богачей. Мотив суда присутствует в монологах Феклуши и Кулигина. Феклуша говорит о хоть и православном, но несправедливом суде. Кулигин упоминает суд между калиновскими купцами, и этот суд несправедлив, потому что основной причиной судебных разбирательств является зависть, в судах царит бюрократия, и рассмотрение дел затягивается. Присутствие мотива суда в пьесе так же символично. Этот мотив обращает наше внимание на несправедливость и произвол, которые царят в "темном царстве".

Символичны и картины в галерее, куда все забегают в момент грозы. Здесь показаны и покорность в обществе, и ад, которого так страшится Катерина и не боится Кабаниха, которая на людях - добрая христианка и потому ей нечего бояться Божьего суда.

Символичны слова Тихона о том, что Катерине теперь хорошо. И он задает вопрос, словно обращаясь к ней, но скорее к самому себе: «А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” Этими словами он признает, что Катерина погибла, но хотя бы таким образом обрела свободу и избавилась от унижений и что он, Тихон, на способен пойти на такой шаг, не способен избавиться от тирании матери из-за своей слабохарактерности.

В заключение хотелось бы отметить, что символика очень важна в пьесе. Она полнее раскрывает замысел автора и лучше доносит глубокий смысл, который содержит пьеса. Пьесой "Гроза" Oстровский показывает глубочайший конфликт, существовавший в то время не только между людьми, их отношениями, но их внутренний, персональный конфликт.

Автор пьесы «Гроза» использует значение этого слова в нескольких значениях. В произведении Островского гроза как явление природы несколько раз встречается в пьесе. При первом разговоре Катерины и Варвары, когда первая делится душевными переживаниями, рассказывает свои мечты, дурные предчувствия, собирается гроза, как раз здесь Катерина и говорит, что очень сильно боится грозы. Затем она собирается перед признанием Катерины в измене, в душе главной героини накаливаются чувства, все в ней кипит и как раз слышны раскаты грома. А начинается гроза во время исповеди. Гроза связана с душевным состоянием главной героини. Гроза начинается, когда в ее душе все неспокойно, ее нет, когда Катерина счастлива с Борисом.

Также гроза имеет переносное значение, сама Катерина, словно гроза, она смело признается в содеянном поступке, не стыдясь окружающих. Я не думаю, что кто-то другой из этих жителей смог бы признаться, например, Варвара не смогла бы так открыто рассказать, она привыкла все делать тихо, чтобы никто не знал. Для Кабанихи это удар, Катерина поражает ее как гроза, ведь она стремится на людях быть белой и пушистой, а теперь честь ее семьи запятнана. И смерть Катерины очень громкая, все жители города услышали о ней, все будут обсуждать ее, многие поймут, что именно свекровь в большей мере виновата в смерти снохи, теперь мнение о ней в обществе изменится, и ее власть ослабится, а ведь для нее это самое важное. Катерине удалось своим поступком подпортить власть Кабанихи.

Вот, например, Кулигин считает грозу отрадой, обычно перед грозой душно, не хватает воздуха, а после нее все будто заново оживает, все живое радуется, только человек боится. Конечно, в то время когда была написана пьеса, к такому явлению относились с большой опаской, многие называли это предупреждением какой-то беды, голосом божьим, потому что не знали, как она возникала. После смерти Катерины, в обществе обстановка разрядится, этот протест откликнется в душах горожан, уж тогда, когда Борис оплакивал жену, он впервые начал обвинять мать в том, что это она стала причиной такого поступка. Варвара уже не боится гнета матери и решает уйти из дома, на свободу, теперь Кабанихе некем править в доме, ее цель не дать современному поколению развиваться по своим принципам не достигнута, авторитет подорван, она потерпит крушение.