Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сложение сокращенных основ (аббревиация). Что такое сложение как способ образования слов

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун - начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,

Ким - Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма - Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз - высшее учебное заведение,

ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз - заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ - институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти - запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед - мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец - эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан - государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.

АЭС - атомная электростанция - ж.р.

ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , которготовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.

Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

Почему подчёркнутые в таблице сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово с сокращёнными основами называется сложносокращённым.

1. Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

2. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу.

Детский корреспондент - деткор; юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент, раб(очий) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

При образовании сложносокращённого слова берётся: 1) часть, состоящая из нескольких звуков: кол(лективное) хоз(яйство) - колхоз; 2) начальная буква, например: Ц(ентральный) К(омитет) - ЦК, произносится [цэка], 3) начальный звук, например: с(троительное) м(онтажное) у(правление) - СМУ, произносится (сму).

3. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово?

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

Какое сокращённое слово обозначает то же, что и ВЛКСМ? Расшифруйте его.

Какое сложносокращённое слово вы выписали дважды? Почему?

4. Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: РТС подготовил.. к севу всю технику. Расшифруем слово РТС: ремонтно-техническая станция. Станция - главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

5. Спишите. Назовите сложные слова. Подчеркните сложносокращённые слова. Что они обозначают?

Какие ещё вы знаете сложные слова, относящиеся к Советской Армии?

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков . «А где комдив? Уехал?» - спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Запишите, как образовано выделенное слово.

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Расскажите по схеме об образовании слов путём сложения. Пользуйтесь не только приведёнными, но и своими примерами.

Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

7. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика) испытателя.


Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом ОДНОЙ части речи в другую.
Примечание. При образовании новых слов может отсекаться весь суффикс или часть суффикса, например: зимовщик - зимовать.
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, удача - неудача, бабушка - прабабушка, вкус - привкус), прилагательные (важный - преважный, весёлый - развесёлый, худший - наихудший, мощный- сверхмощный, плохой - неплохой, моральный - аморальный, полезный - бесполезный), местоимения (что - кое-что, нечто; ничто; какой - кое-какой, никакой; сколько - нисколько, несколько), глаголы (читать - вычитать, дочитать, зачитать, перечитать, почитать, прочитать), наречия (ныне - доныне, всюду -¦ повсюду, завтра - назавтра, весело - невесело; где - нигде, как - кое-как, даль - вдаль, верх - вверх).
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имён существительных, прилагательных и наречий. Он являет- ся более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причём основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить - заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук - внучок).

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Слово, от которого образовано слово Приставка Суффикс Новое СЛОВО
ехать раз- -ся разъехаться
закон V- -и- узаконить
пар-а на- ник напарник^
грызть 0- -ок огрызок
границ-а по- -ник пограничник
матросский по- по-матросски
второй во- -ых во-вторых
плотный в- -ую вплотную
тайна в- втайне
река за- -11- заречный

Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й(е), -ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подсвечник, подснежник и др.; бездорожье, побережье, подземелье, Заволжье, Закарпатье и др.; поводок, подарок, подбородок, затылок и др.), глаголы с суффиксом -ся (разворчаться, разболеться, разбушеваться, развлечься, размечтаться и др.), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-деловому, по-дружески, по-летнему, по-матерински, по-мужски, по-приятельски, по- старому и др.).
БЕССУФФИКСНЫЕ СПОСОБ
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелёный - зелёнь) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь - отлёт, повторить - повтор).
СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком

слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные б и а (атомоход, пулемёт).
Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может
выступать а; пятилетний.

  1. Сложные слова могут быть без соединительной гласной:
Ленинград.
Сложные слова образуются:
  1. сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель;
  2. сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп);
  3. с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный;
  4. сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный;
  5. слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле.
Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные.
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ
Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение - вуз. В результате образуются сложносокращённые слова.
Сложносокращённые слова образуются:
  1. сложением слогов или частей слов пояяого наавания: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), ликбез (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяй- *V\A
З
ство), спецкор (специальный корреспондентК комбат (командир батальона,), обком (областной комитет);
  1. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет) /произносится цэка); МГУ (Московский государственный университет) /произносится эмгэу); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);
  2. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза);
  3. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), района (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии).
Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования иовых слов: вуз - вузовец; комсомол - комсомолец - комсомолка - по-комсомольски; колхоз - колхозный - колхозник - по-колхозному.
ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Из какой части речи перешло слово и что обозначает В какую часть речи перешло слово к что стало обозначать
Примеры
деепричастие
(добавочное
действие)
наречие (признак действия) лёжа на песке, загорал читать лёжа вредно
существительное (предмет) наречие (признак действия) медленным шагом ехали шагом
наречие (признак действия) Командир шёл впереди. Впереди колонны шёл знаменосец.
деепричастие
^добавочное
действие)
предлог (выражает зависимость от глагола) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Благодаря своевременной помощи сев не был сорван.
местоимение (указывает на предмет) союз (связывает предложения) Что он сказал? Он сказал, что завтра занят.
числительное
(количество
предметов)
частица (ограничительное значение) Пётр возвратился один. Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков).

Морфологические: 1.Сложение слов (вагон-ресторан,кресло-качалка, фабрика-кухня) 2.Сложение основ (пароход,кашевар, землетрясение, новостройка). При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем: сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр; сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + крас ный); языкознание (знание язык(а)). Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено- косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик). 3.Абревиация (вуз, МГУ,МОУ..) Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: БГПУ - [БэГэ- - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). 4.Преход одной части речи в другую- субстантивация Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет-ская (прил.) комната - пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец - рядо-вой (сущ.); командующий (прич.) округом - командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар - всякий (сущ.) знает. Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль-тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо - просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке - благодаря (дееприч.) за службу. Применение алгоритмов Задание 1. «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор- тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор). Образец рассуждения ПОДУМАЙТЕ - глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» - приставочный. Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона- чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко- торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках. Образец рассуждения «Поначалу» - наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова - не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо-соб образования слова - не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо-соб образования наречия «поначалу» - приставочно-суффиксальный. Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец». Образец рассуждения «Орденоносец» - имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня - « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» - сложно-суффиксальный Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом: Цель его - тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно-стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото- му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд Образец рассуждения 1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол- жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по-зор (сущ.), унижение (сущ.). 2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо- вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об-разованы суффиксальным способом. 3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать - должать, наука - ука, согласен - гласен, по- зор - зор - таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо-вания данных слов - не приставочный. Претерпеть - терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо». 4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, - ПРЕ-ТЕРПЕТЬ.

Сложение

Способ

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д.

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д.

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д.

Слияние слов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый

Сложение сокращенных основ

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный кор респондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д

Сложение названий начальных букв.

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д.

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки.

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов-первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за "Зенит"

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Существительное (предмет)

Наречие (признак действия)

Медленным шагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

В2 Морфология В3 Способы подчинительной связи в словосочетании .

Согласование

Управление

Примыкание

Способ связи, при которого у главного и зависимого слова. Общие род, число, падеж:1. синий бант прил.+сущ.2. летящий шарприл. + сущ.3. мой дом мест.+сущ.

4. первый том числ.+сущ.

Такой способ связи, при котором зависимое слов в косвенном падеже:1. лист бумаги2. вижу тебя3. читаю книгу4. читая книгу5. выезд от знакомого

6. его уход

Такой способ связи, при котором зависимое слово выражено деепричастием, инфинитивом, наречием.1. очень громко2. пел громко3. иду не торопясь4. очень красивый

5. иду заниматься

В4 Повторить типы односоставных предложений . Особенно- безличные. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях. В5 Повторить согласованные и несогласованные определения, обособленные члены предложения, приложения В6 Сложное предложение. Виды придаточных. Типы связи придаточных в СПП. В7 Средства связи предложений в тексте проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе-ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек-сте приводит к неспособности строить собственное высказыва-ние на заданную тему, чему посвящено задание части С. Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от-сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста. Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:
    слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы имя собственное - имя нарицатель-ное (офицер - Соболевский); лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый. повтор грамматической формы, связывающей два предложе-ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако-выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по-этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре-дложения. синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна-ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог; вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);
союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;
    порядок слов в предложениях (прямой, обратный); слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует; вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.
Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую-щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

В 8

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на четыре большие группы: фонетические, лексические средства, тропы и синтаксические средства.

    Фонетические:

Аллитерация- повтор согласных звуков(В полноЧной тиШи ШурШат камыШи).

Ассонанс- повтор гласных (вОдА с грОхОтОм ОбрУшилАсь)

2.Лексические средства:

* Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

* Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

* Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

* Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

* Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.

* Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

* Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал (градация).

* Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

* Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

3. Тропы:

* Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.

* Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

* Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

1. Общеславянские слова, которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).

2. Восточнославянские (или древнерусские) слова, которые возникли в русском языке примерно в XI-XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.

3. Собственно русские слова, появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.

Старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:

1. Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг - ворог, сладкий - солод, млечный - молочный, брег - берег).

2. Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа - хлебороб, ладья - лодка).

3. Сочетание жд на месте ж (чуждый - чужой, одежда - одёжа, вождение - вожу).

4. Щ на месте русского ч (освещение - свеча, мощь - мочь, горящий - горячий).

5. Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец - ягненок, един - один, юноша - уноша).

6. В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:- суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);

Суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);

Приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);

Первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

Многие из старославянских слов утратили оттенок книжности и воспринимаются нами как обычные слова повседневной речи: овощи, время, сладкий, страна. Другие по-прежнему сохраняют стилистический оттенок «высокости» и употребляются для придания особой выразительности речи (например, стихотворения А. Пушкина «Анчар» или «Пророк», стихотворение М. Лермонтова «Нищий» и др.).

Помимо старославянизмов в русский язык вошли также слова из других языков.

Из греческого еще в древние времена пришли многие названия из области религии (лампада, ангел, демон, клирос и т. п.), научные термины (география, математика, философия), названия из области науки и искусства (анапест, комедия, хорей).

Из латинского в русском языке много научных и общественно-политических терминов: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.

Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.

Из скандинавских заимствований немного, и относятся они к древнему периоду: якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик. Заимствования из западноевропейских языков значительны и объясняются многочисленными контактами с этими народами.

Из немецкого и голландского языков много слов пришло в эпоху Петра I в связи с его реформами (нем.: гауптвахта, лагерь, фрахт, вексель, галстук; из голл.: гавань, лоцман, флаг, флот, дюйм, рейд, зонтик).

Из английского заимствования активно проникают в наш язык в настоящее время: брифинг, шоп, клиринг, ваучер.

Из французского много бытовых названий, из области искусства: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер).

Из итальянского пришла музыкальная терминология: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.

Из испанского заимствования немногочисленны: гитара, серенада, мантилья, карамель и др.

В связи с развитием контактов появляются заимствования и из других языков: японского (караоке, кимоно), индийского (сари) и др.

Иногда заимствуется не целое слово, а лишь его часть, морфема:

Приставки (аполитичный, алогичный, архиплут, архиважно);

Суффиксы (очеркист, ухажер);

Корни (авто-, нео-, био-, гидро- и др.). Многие заимствованные слова имеют синонимы