Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Словарь искусств. Изразец. Автопортрет в мировом изобразительном искусстве

Автопортрет - (от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет, англ. self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов. Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах.

Автопортрет требует от художника искусства самопознания. Автопортрет можно встретить во всех видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Считается, что жанр автопортрета получил развитие в эпоху Возрождения. До появления абстракции автопортрет создавался при помощи зеркал — только так можно изобразить себя, если сам себя не видишь. Это своего рода нарциссизм: отражение формируется по желанию автора таким, каким он хочет видеть себя.


Helmut Newton

Художники античности, создавая автопортрет, отлично передавали внешнее сходство, но внутренний, духовный мир был им недоступен. Для эпохи христианства характерно стремление к покаянию, исповедь. В автопортрете появляются мотивы самокритичности. В эпоху Возрождения формируются жанровые особенности автопортрета. Вам наверняка хорошо известны автопортреты таких художников, как Леонардо да Винчи, Тинторетто, Эль-Греко, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Ван-Гога, Пикассо и многих других.

В автопортрете можно увидеть много интересного относительно отношения человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки. Автопортрет - это осмысление своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязаностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу, самокритичность.

Жанр автопортрета очень популярен в фотографии. Фотографировать себя, когда только появился жанр фотографии, было очень не просто. Современная техника делает возможность самовыражения через автопортрет намного проще. Труднее заглянуть в самого себя, проанализировать самого себя, оказаться по ту сторону камеры и оказаться в роли изучаемого. Взгляд на себя со стороны очень не прост.


André Kertész

Один из вариантов наблюдения за собой со стороны - съемка через зеркало. Зеркало часто использовалось художниками в рисовании автопортрета, оно служило реалистическим отражением для рисования с натуры, оно помогало художнику показать себя в ролевом образе. Как только мы начинаем примерять на себя роли, мы или уходим в этот процесс и остаемся в образе или начинаем освобождаться от ролей и убираем один за другим фильтры, через которые мы смотрим на реальность.

Второй путь — это изучение, нахождение внутренней точки отсчета, внутренней сути самого себя.


Brassaï

Еще технический вопрос - что можно назвать автопортретом? Что, если спуск затвора фотокамеры нажимает рука другого человека? Кто автор снимка? Любой снимок, режиссером которого был сам фотограф, можно считать автопортретом. Современные технические возможности таковы, что в помощи посторонних нет необходимости.


Marianne Breslauer

Как подготовить съемку и с чего начать? Как и в любом другом жанре фотографии - с создания образа и композиции. Подумайте, что вы хотите показать зрителю. Серьезного молодого человека в полный рост в деловом костюме, пробуждение юной девушки в романтическом окружении подушек и шелкового белья на кровати, задумчивое настроение у окна с видом на окружающий вас мир или нечто абстрактное с бабочками, сердечками и феями. Прежде чем снимать, подумайте, как вы ходите себя показать и с помощью каких средств вы можете передать это настроение.

Итак, первое - концепция и идея снимка .

Как только вы определили тему вашего снимка, вы можете перейти в ее реализации. В первую очередь вам нужно решить, с каким реквизитом вы будете работать и где вы будете снимать (определить место съемки ). Фотография - это рисование светом. Поэтому следующий шаг - выбор и подготовка освещения (свет из окна, естественный свет на улице или вспышки) . И, наконец, подготовка оборудования для съемки .


Ré Soupault

Оборудование

Камера

Оптимально иметь цифровую камеру с таймером (с задержкой на несколько секунд) и автофокусом, в случае если вы снимаете со студийным светом, необходима возможность синхронизации с ним.

Объектив

Выбор фокусного расстояния зависит от масштабов портрета. Оптимально иметь портретный мягко-рисующий объектив.

Штатив

Для съемки автопортрета вам обязательно понадобится штатив. Можно использовать любую другую поверхность для установки фотоаппарата, но только с помощью штатива вы гарантированно получите резкие снимки.

Свет

Вы можете снимать на улице с естественным светом. Здесь вам понадобится отражатель и в некоторых случаях диффузор-рассеиватель. В качестве отражателя могут служить белые стены и другие белые поверхности. При съемке со светом из окна так же желательно использование отражателя (альтернатива - белые стены и поверхности). Если вы хотите снимать со студийным светом, вам необходимо иметь вспышки и синхронизатор.

Дистанционное управление

При съемке на цифровую камеру может быть достаточного встроенного таймера автоспуска, но если вы фокусируетесь не вручную, то автофокусировка будет происходить при нажатии на кнопку спуска камеры. Автофокус может ошибаться и резкость может оказаться не на глазах, а где-то в другом месте.

Гораздо удобнее пульт дистанционного управления. При помощи пульта вы получите большую мобильность: вам не нужно будет бегать между камерой и местом съемки для того, чтобы сделать один кадр (бег полезен для здоровья, но приятного в беге туда сюда мало вы не сможете как следует сконцентрироваться на настроении и образе). Кроме того, пульт маленький и во время съемки его просто спрятать в руке или кармане. Лучше всего подходят радиопульты или ИК-пульты. Вы не будете связаны проводами с камерой и у них дальность действия в пределах десятка метров. Так же можно воспользоваться спусковым тросиком.

Richard Avedon

Советы по съемке автопортрета

Фокусировка

Один из вариантов - камера в режиме автофокуса фокусируется заранее на то место, где предполагается расположение лица. На месте лица может находится любой предмет. Затем автофокус отключается или камера переводится в режим фокусировки неподвижного объекта (то есть отключается следящий автофоку, не забудьте отключить и все стабилизаторы и гироскопы на объективе). Фокусировка должна быть на глаза и портреты лучше всего снимать с малой глубиной резкости. Но в случае автопортрета малая ГРИП почти невозможна, поэтому диафрагма должна быть от f\8 и уже. Для того, чтобы камера могла нормально фокусироваться, на лице должно быть достаточное количество света.

Варианты съемки

Есть много вариантов съемки автопортрета. Первый, который мы часто видим в соц. сетях. “Фотограф” берет камеру и снимает себя на вытянутой руке. Дружеские шаржи-автопортреты, снятые таким образом, нам всем известны.

Второй способ - съемка отражения в зеркале. При съемке с зеркалом вы можете контролировать позу, выражение лица, взгляд и пр.

Самый сложный и интересный способ съемки автопортрета - съемка с предварительной подготовкой. Для этого вы готовите место съемки, ставите камеру на штатив, заранее компонуете кадр, готовите свет, выбираете экспозицию. Конечно, для установки света и определения экспозиции лучше иметь помощника.

Как правило при съемке автопортрета нужно контролировать результаты после того, как вы отсняли несколько кадров. То есть вы снимаете несколько кадров, смотрите на результаты, вносите поправки в композицию кадра, позу, свет, экспозицию и пр. и снимаете дальше. В композиции очень важно, чтобы ваша поза была удобной и натуральной. Если вы снимаетесь сидя, найдите опору для ног и рук (подушки, книги, подлокотники и пр.) Взгляд при съемке не обязательно должен быть направлен в камеру. Все зависит от вашей задумки и от того, хотите ли вы вести прямой диалог со зрителем, смотря в камеру или вы хотите показать себя в раздумьях, мечтах, воспоминаниях.

Съёмка автопортрета - сложный, но очень увлекательный и интересный процесс. Вы учитесь понимать себя.


Willy Ronis



Ugo Mulas


Ed van der Elsken


Stanley Kubrick


Lee Friedlander


Cecil Beaton


Lee Friedlander

Автопортрет

(от греч. Autos – сам, франц. Portrait ,

из лат. portatore – «переносить, наносить, доставлять)

Автопортрет – графическое, живописное, скульптурное изображение художника, выполненное им самим, чаще всего с помощью зеркала. Автопортрет выражает оценку художником своей личности, своих творческих принципов. Художник может стремиться в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять в различных обличьях, мифологизировать свой образ и т.д.

Для нас, сегодняшних, автопортрет такой же привычный жанр, как и другие. Но еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – лет 280 назад - автопортрет был единичным и новаторским явлением, утверждающим ценность творческой личности и ее право на память потомков.

Возникновение и развитие этого жанра связано, прежде всего, с переоценкой в XV веке самого статуса художника. Скрытые автопортреты существовали и раньше – художник изображал себя под видом второстепенного и анонимного персонажа сцены или наделял собственными чертами вполне определенный персонаж. В конце средних веков появляются уже бесспорные автопо­ ртреты, то есть индивидуализированные лица, все более многочисленные и представленные самыми разнообразными способами. Этому сопутствуют два параллельных явления: новые живописные средства, позволившие итальянским и нидерландским художни­ кам четко изображать черты лица, и подпись, которая привлекает внимание зрителя к автору произведения. А также усовершенствование и широкое использование зеркал, особенно венециан­ ских, которые с конца XIV в. ценились очень высо­ко. На любом автопортрете, который можно назвать «a specchio» («при помощи зеркала»), изображенный представлен в три четверти и устремляет свой взгляд наружу, композиция же носит асимметричный харак­тер.

Однако, как самостоятельный жанр автопортрет появляется в эпоху Возрождения, так как «Возрождение открыло человека» (Я. Бурхард).

Существует несколько видов автопортрета:

1. «Вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию, с отличительным знаком или без него, иногда он растворен в ситуации («скрытый автопортрет», например, «Поклонении во­ лхвов» С.Боттичелли, «Последний день Помпеи» К.Брюллова ) или выделен из нее (Д.Веласкес «Менины»).

2. «Представительный или символический авто­ портрет» - художник придает собственные черты ис­ торическому или сказочному персонажу, иногда это приводит к предыдущей формуле или же к специфи­ ческой композиции (Рогир ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадон­ ну»), а иногда оканчивается простым переодеванием.

3. «Групповой портрет» - профессиональный, семей­ ный, памятный (П.Рубенс «Четыре философа», «Автопортрет с мантуанскими друзьями»).

4. «Отдельный или естественный автопортрет» - художник представлен за работой или без профессиональных принадлежностей, фон может варьироваться от нейтрального или интерьера мастерской до более разработанного, иногда даже фантастического.

Два первых типа более древние и часто встречаются в XV и XVI вв., однако появляют­ся и позже. Два других возникли в XV-XVI в. и были развиты в XVIII и XIX вв.

Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, - Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его а втопортреты (Дюрер создал более 50 автопортретов) складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

В его автопортретах нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественным статусом. Эти тенденции достигают кульминации в автопортрете 1500 г. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника: торжественная фронтальная поза и идеализация черт, обнаруживающий сходство с Христом. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками".

Особняком стоит творчество Рембранд­ та (1606-1669), исполнившего более 60 автопортретов, которые, как и у Дюрера, являются своеобразным дневником ху­дожника и сопровождают всю его творческую жизнь. Во взгляде художника на самого себя отражаются все этапы его внутреннего развития: эксперимент – во время его раннего, лейденского периода, театрально-скрытный – в 1630-е годы, и откровенный – к концу жизни. По сути, он сам – любимая натура для работы, этюды к другим образам, созданным им в живописи и графике.

Один из любимых мотивов автопортретов - спокойный образ художника в интерьере мастерской, перед мольбертом – нашел отражение в творчестве многих художников. Наи­ более полно и в то же время просто он воссоздан Ж.Шар деном. Эта тема будет многократно повторена с различными оттенками в XIX в. вплоть до П.Сезанна и А.Матисса.

С XVIII в. почти все живописцы мыслили свои автопортреты как своего рода манифесты их стиля и темперамента (Менгс, Давид, Энгр, Коро). Позже автопортрет стал выражать образ художника (Уис тлер , Бёклин, Мейссонье, Писсарро, Моне). В авто­ портретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога («Автопортрет с отрезанным ухом») и вплоть до Коринта и Бекмана - психологический.

Последние значительные эпизоды в истории европейского автопортрета в классическом понимании связаны с творчеством Поля Сезанна иАнри Руссо («Автопортрет-пейзаж»), чьи автопортреты носят народный, почти сказочный характер.

Накануне первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители «новой вещественнос­ти» вновь обратились к автопортрету, но трактовали его в более критичном духе (групповой портрет Макса Эрнста «Встреча друзей», 1922 г., автопортреты Бельмера и Дикса).

Затем после долгого забвения, связанного с возраста­ющим влиянием абстрактной эстетики и стремлени­ем изображать в живописи конструктивные элемен­ ты, автопортрет появляется вновь в 1960-е гг. у живописцев Новой фигурации, поп-арта и различных реализмов. Влияние фотографии заметно в произве­ дениях Э. Уорхола и Фроманже . С конца 1960-х многие художники посвятили свое творчество исследованию собствен­ ной индивидуальности (боди-арт и «индивидуальная мифология»). Задумываясь о своей идентичности, своем теле, своем прошлом и будущем, они создава­ ли собственные образы, нередко используя фотогра­фию.

В России автопортрет как жанр искусства появился в начале XVIII в. «Автопортрет с женой» 1729 года Андрея Матвеева - скромный образ семейной пары - стал новационным явлением и как первый русский автопортрет художника, утверждающий ценность творческой личности и ее право на память потомков, и как камерный тип портрета, представляющий частного человека.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, не выявленной в индивидуальных устремлениях, далекой от идеи самовыражения. Русский живописец в XVIII веке не чувствовал права заниматься собой.

Зато в русском романтизме в I половине XIX в. автопортрет становится заметным явлением (О.Кипренский, К.Брюллов). Но самый мощный расцвет русского автопортрета приходится на рубеж XIX-XX веков, когда в европейском автопортрете ничего интересного почти не происходит.

Этот расцвет связан с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной. Все эти обстоятельства поставили в центр творческого акта творческую личность, что неминуемо должно было оживить автопортрет. Автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа художника. В экспозиции – репродукция автопортрета Н.Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями» 1907 г. Деформация внешности, упрощенность и огрубление формы, нарочитая неправильность рисунка, вся эта «некрасивость» звучала как вызов стилизованному искусству, как протест против салонной миловидности, нередко присутствующей в женских портретах.

В автопортрете чудесным образом смешиваются, взаимопроникают автор и тема, предмет изображения и его содержание, он всегда чрезвычайно богат тайными или явными значениями, в которых важен каждый элемент, а личность изображенного раскрывается даже вопреки намерениям автора. Отсюда непрекращающийся интерес зрителя к жанру автопортрета.

В 1664 г. крупнейший коллекционер из рода герцогов Медичи, Леопольдо Козимо II, начал собирать с научной систематичностью коллекцию автопортретов. С этой целью он приобретал или получал в дар автопортреты уже известных мастеров, разыскивал портреты современников через агентов или друзей в разных странах, царствующих особ европейских Дворов, путешественников. В результате создатель коллекции раздобыл 80 картин за 11 лет. Коллекция выросла в 2 раза при его наследнике Козимо III, который позаботился о ее размещении в Галерее Уффици во Флоренции. В настоящее время коллекция автопортретов Галереи Уффици насчитывает 2 300 картин. В этой коллекции есть автопортреты русских художников (например, Б.Кустодиева, М.Шагала).

Ответ на вопрос - почему же не было великих женщин-художниц - кроется в природе существующих социальных институтов мужского мира и того, что они запрещают или поощряют. Женщин не брали учиться в Академии живописи,запрещали изучать анатомию человека, им был закрыт свободный доступ к обнаженной модели от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., хотя тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника,не допускали к участию на выставках и конкурсах. Студентки Королевской академии в Лондоне не допускались на занятия рисунком с обнаженной натурой вплоть до 1893 года, а позже, если их туда и пускали, модель должна была быть «частично задрапирована». Они могли учиться только дома или у своих родственников,поэтому такие выдающиеся художницы, как Мариэтта Робусти, Лавиния Фонтана, Артемизия Джентилески, Элизабет Шерон, мадам Виже-Лебрен и Анжелика Кауфман — все они без исключения были дочерьми художников. Берта Моризо,например, была близка с Мане и позже вышла замуж за его брата, а немалая часть работ Мэри Кассат основана на стилистике ее близкого друга Дега. К тому же на женщине лежал быт,дети,семейные обязательства,она не могла полностью посвятить себя художественной карьере,как это делали мужчины.И несмотря на всё это, они добивались большого успеха и среди них было много достойных хороших художников,а некоторых из них как,например,Софонисбу Ангиссолу,Анжелику Кауфман и Элизабет Виже-Лебрён,приглашали ко двору писать портреты.

"Забавный пример этого табу на встречу одетой женщины с обнаженным мужчиной дает нам групповой портрет членов Королевской академии в Лондоне 1772 г. кисти Цоффани. Академики у Цоффани собрались в светлом зале перед двумя обнаженными натурщиками: присутствуют все уважаемые члены академии, за одним достопримечательным исключением: единственная женщина-академик, знаменитая Анжелика Кауфман, из соображений пристойности присутствует здесь в виде своего портрета, висящего на стене. " Линда Нохлин

Софонисба Ангиссола Автопортрет 1556 г. Испания -- первая известная художница эпохи Ренессанса,все пять сестёр в семье были художницами.

Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1630г. Италия

Розальба Каррьера Автопортрет 1715 Италия

Мариетта Робусти (дочь знаменитого Тинтаретто) Автопортрет Италия

Анна Васер Автопортрет. Швейцария

Катарина ван Хемессон Бельгия

Элизабетта Сирани. Автопортрет. Италия

(прожила всего 27 лет,была принята в Академию,открыла худ.школу для женщин)

Элизабет Виже - Либрен. Автопортрет в соломенной шляпе 1782г. Франция (у неё много замечательных автопортретов,написанных в разные годы жизни)

Мария Бракемон Франция

Ева Гонсалес Франция

Джованна Франтеллини Автопортрет Италия

Ангелика Кауфман Автопортрет 1787г. (была членом многих европейских Академий художеств)

Аделаида Лабиль - Жиар. Автопортрет с двумя моделями 1785г. Франция

Ролинда Шарплс (Чаплин) Автопортрет с матерью 1820 г.

Маргарита Жерар. Автопортрет с гитаристкой 1803 г.

Юдит Лейстер 1630 Нидерланды

Роза Бонёр Франция

Берта Моризо Автопортрет 1885 Франция

Мари-Женевьева Бульяр Франция

Луиза Голландина - дочь короля Чехии. Автопортрет

Туве Янссон Финляндия

Фрида Кало Мексика

Мария Башкирцева - прожила 23 года,внесена в международный художественный рейтинг

Софья Сухово- Кобылина - первая женщина,окончившая Академию с золотой медалью

Зинаида Серебрякова (множество автопортретов)

Тамара де Лемпицка Автопортрет

Марианна Верёвкина

Наталья Гончарова

Елизавета Бём

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Елизавета Кругликова Автопортрет

Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна) Автопортрет 1929

Наталия Агапьева Автопортрет

Я привела тут лишь незначительную часть автопортретов женщин-художников,ниже по двум ссылкам вы можете посмотреть ещё 223 автопортрета и это,конечно,не полный перечень всех художниц. Как видите, женщин -художников во все времена было очень много. И совершенно несправедливо, что очень многие из них оказались забыты, их женские имена из истории живописи вымараны, а их творческое наследие утрачено.

"Через что только не приходится проходить женщине, избравшей артистическую карьеру, хотя бы одаренной и крупным, выдающимся талантом? Как бы талантлива она ни была, всегда она будет позади посредственного художника, и всегда предпочтут дать заказ третьестепенному художни ку, чем женщине с явным и ярким талантом: как-то не ловко... Ее, может быть, даже будут хвалить в газетах, будут говорить о ней и признавать в художественном мире, но поручить ей ответственную работу никто не решится, ее постараются дружными, сплоченными.усилиями ни куда не пропустить. Сколько таких примеров я видела в жизни! (...) Женщина с гораздо большим талантом может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается только с невероятными усилия ми... И сколько из них погибает или бьется всю жизнь в нищете! " Мария Тенишева

Буйство селфи, возможно является вещью нового поколения, но автопортреты не являются чем-то новым. С Древнего Египта и до Ренессанса автопортреты украшали попытки художников на различных этапах их карьеры. Все это говорит о том, что концепция автопортрета, на самом деле, стала популярной в 15 веке и с тех пор, художники, начиная от любителей и до классических мастеров расписывали их в различных стилях и в различной степени точности.

Учитывая, что даже начинающий художник, а впоследствии диктатор Адольф Гитлер нарисовал автопортрет, можно с уверенностью сказать, что суть захвата - отнюдь не новое явление. Все это говорит о неоспоримой истине, что некоторые автопортреты помещены выше остальных. Это может быть по разным причинам, собственная слава художника, подлинность портрета или стиль, который был использован для создания модели.

Ниже перечислены 10 самых известных автопортретов.


Покинув мир медицины ради мира искусства в возрасте семнадцати лет, Фрида Кало, безусловно, оставила след в истории. Она нарисовала множество автопортретов или себя в различных жизненных аспектах, и каждый из них художественно красив и эмоционально привлекателен для аудитории. Но, пожалуй, одна из самых известных ее картин - автопортрет с терновым ожерельем и колибри.

Как и большинство ее известных картин, они включают в себя изображения, которые приносят психологическое и физиологическое ощущение боли. Решимость и боль, которые характеризуют ее жизнь через несчастные случаи и разводы, являются невидимой частью ее картин.


Нарисовав более 30 автопортретов на протяжении всей своей карьеры, Винсент Ван Гог коллекционировал автопортреты, которые признаны уникальными, индивидуальными и наверняка являются частью самых сливок художественного мира.

Автопортрет с перевязанным ухом - один из двух портретов, которые он сделал после отрезания правого уха, которое, по-видимому, стало левым в живописи, так как он использовал зеркало. Эта картина является составляющей списка не только из-за уникальности, но из-за истории позади нее.


Рембрандт нарисовал много портретов самого себя, но, пожалуй, самым известным является - автопортрет с с загнутым беретом. Он считается самым знаменитым автопортретом, так как является знаковым для показа его возраста.

Автопортреты Рембрандта гораздо более интересные произведения для изучения, когда дело доходит до света, он часто просил своих учеников копировать его автопортрет в форме практики и разрабатывать свой собственный стиль.


Известный четырьмя цветными рисунками, Энди Уорхол считается одним из величайших художников в эпоху поп-арта. Популярный зеленый, красный, синий, желтый сочетание печатные фотографии, видимые сегодня, могут быть приписаны ему.

Он сделал свой автопортрет в рамках этой серии, а также части других произведений. Но следует отметить, что его автопортрет в четырех цветах - одна из его самых известных работ.


Известный суровой реальностью, Дэвид Хокни создал множество автопортретов, которые отражают его как личность. Картины предназначены для того, чтобы продемонстрировать свои наблюдения, откровенные моменты и все неловкости, которые происходят с людьми.


Многие художники использовали зеркала как форму самовосприятия и использовали их, чтобы создать точный или идеалистический портрет самого себя - это отнюдь не новая идея. Способ, в котором Люсьен Фрейд использовал зеркала, особенно в его наиболее знаменитом автопортрете.

Он выглядит пугающим, так как на первом плане картины расположены двое детей, которые почти спрятались за ним.


Гюстав Курбе известен как художник-реалист. Его автопортрет, отель Le Desespere, на котором изображен молодой человек в отчаянии. С широко раскрытыми глазами и растрепанными волосами, в котором реализм в живописи приобретает новое измерение. Это одна из картин, которую Гюстав взял с собой, когда его отправили в ссылку.


Туринский автопортрет - единственный автопортрет Леонардо да Винчи, который удалось найти. Считается, что лицо желтого цвета связано с идеей возрождения человека. Независимо от сомнительного происхождения, эта картина остается одним из самых известных автопортретов.


Автопортрет Дюрера заставит всех зрителей сделать паузу и посмотреть на работу. Темный фон и темная одежда, черты лица и цвет кожи выделены. Художник несет большое сходство с Иисусом и большинство критиков предполагают, что это было сделано намеренно. Этот портрет был написан Альбрехтом Дюрером в ночь перед его 29-м днем рождения.

Критики по сей день спорят по поводу божественного сходства как формы идолопоклонства или как способа тонко указать на то, что талант Альбрехта был даром от Бога.


Создатель стиля, известного сегодня как импрессионизм, - Клод Оскар Моне. Моне страдал от катаракты и критики не могут решить, то ли портрет написан в стремлении запечатлеть его внешность или это всего лишь автопортрет в соответствии с веяниями времени.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков - то, что нужно для первого шага.

Андрей Зейгарник. Автопортрет

Жанр автопортрета

Не секрет, что многие начинающие фотографы берут в руки камеру, чтобы просто фиксировать отдельные моменты своей жизни, места, которые они посещают, близких и друзей. По мере накопления опыта и знаний интерес к этому частично или даже полностью оказывается замещён другими целями: профессиональными или/и творческими. Рано или поздно, фотограф задаёт себе вопрос «Зачем я это делаю?», на который ответить не так-то просто. С одной стороны, нас увлекает сам процесс. С другой - нам хотелось бы, чтобы кто-то другой это мог оценить.


Фотография становится деятельностью, в основе которой лежит самовыражение и, как говорят психологи, самоактулизация. Cамовыражение - это стремление человека выразить себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность в той или иной деятельности (например, в фотографии). Самоактулизация - нечто большее, это стремление человека к личностному росту, реализация потребности к совершенствованию, поиск себя и своего места в мире.

Но может ли человек выражать себя (и тем более расти над собой), не понимая, кто он есть, не прислушиваясь к себе, не позволяя себе осознанно быть тем, кто он есть? Думаю, что это по большей части невозможно. В том или ином виде каждый из нас ведёт разговор с самим собой, и самое продуктивное - пытаться задавать себе вопросы осознанно и явно. По сути это и есть источник интереса у наиболее развитой части фотографов не к фиксации реальности, а к самопознанию, рефлексии, попыткам разобраться прежде всего в себе самом. Документальность фотографии отходит на второй план, а разговор с самим собой на глазах у других людей выходит на первый, более значимый план. Пожалуй, наиболее непосредственной и прямой формой самовыражения и, возможно, наиболее мощным средством рефлексии посредством фотографии можно считать жанр автопортрета.

Francesca Woodman. From Angel Series, 1977

Francesca Woodman, 1979

Francesca Woodman. From Angel Series, 1979


Francesca Woodman

Francesca Woodman


Francesca Woodman

Интересные примеры автопортретов в живописи

Ниже я привожу автопортреты фотографов и художников, которые мне кажутся интересными по той или иной причине. Конечно же, на полноту здесь рассчитывать не приходится. Это просто некоторые отдельные автопортреты.

Каземир Малевич, Автопортрет, 1910

Каземир Малевич, Автопортрет, 1933.
Сравните с предыдущим: впечатляющие изменения в том, как человек видит себя и что переживает.


Caravaggio в David with the head of Goliath (1605-1610) изобразил себя в виде головы Голиафа

Cristofano Allori, Judith with the Head of Holofernes (1613) тремя годами позже тоже отрубил себе голову.


Vincent van Gogh сделал 37 автопортретов за период с 1886 по 1889. Во всех случаях взгляд художника не обращён к зрителю, он все время смотрит куда-то ещё. На некоторых портретах он изображён с повязкой, закрывающей якобы порезанное им самим ухо. Вопрос, действительно ли он порезал свое ухо — предмет дискуссий, но факт остаётся фактом: в изобразительной плоскости он нанёс себе увечье.


Parmigianino, Self-portrait in a mirror. Выполнен на выпуклой поверхности.

Lovis Corinth, 1896.

Gerhard Richter, Court Chapel, Dresden, 2000 (80 cm x 93 cm, oil on canvas)
Это не любительская фотография, которая сделана не в фокусе, а автопортрет выполненный маслом на холсте.

Jeff Koons, автопортрет с экзотическим названием «Илона жопой вверх » написан масляными чернилами. Картина имеет впечатляющий размер 243.5 х 366 см и находится в частной коллекции.

Felix Nussbaum, Self-portrait with Jewish identity card.
Редкий случай автопортрета, который не нуждается в специальном исследовании, чтобы понять, что он выражает.

Egon Schiele.
Творчество Schiele — объект многочисленных исследований психологов и сексологов. На этом автопортрете он изображён в момент мастурбации. Российский психолог И.С. Кон считает, что художник передаёт этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества.


James Ensor, Self-portrait among masks. James Ensor: «For me the mask stands for freshness of tone, exaggeration of expression, splendour of decor, grand unexpected gesture, unhibited movement, exquisite turbulence».

Марк Шагал, Автопортрет с семью пальцами, 1913.
По одной версии, это буквальное выражение поговорки на идише, означающей «очень быстро работать». По другой, в 7-ми пальцах читается менора. Есть также свидетельство жены Шагала, по словам которой, «Марк всегда испытывал суеверную любовь к числу семь, потому что родился в 7 день седьмого месяца 1887 года».

Автопортрет Amy Winehouse , выполненный её собственной кровью. Amy Winehouse нарисовала себя кровью, когда проводила время в компании Peter Doherty . В каком году это было, не уточняется, однако известно, что во время работы над рисунком певица разговаривала по телефону со своим отцом. Об этом эпизоде музыкант сам рассказал журналистам. Peter Doherty сам практиковал такие рисунки и возможно Amy сделала такой рисунок под его влиянием.

Интересные примеры автопортретов в фотографии

Nadar, Self-portrait series, 1860s

Сергей Прокудин-Горский, 1912

Richard Avedon

Lee Miller

Ré Soupault

Édouard Boubat

Walker Evans

Imogen Cunningham

Helmut Newton

Lee Friedlander

Cecil Beaton

Diane Arbus

André Kertész

Hunter S. Thompson

Brassaï

Lee Friedlander

Marianne Breslauer

Robert Mapplethorpe

Paolo Roversi

Ed van der Elsken

Frédéric Boissonnas

Florence Henri

Toni Frissell

Astrid Kirchherr

Weegee

Bill Brandt

Annie Leibovitz

Stanisław Ignacy Witkiewicz

Willy Ronis

Sally Mann

Helmut Newton

Ilse Bing

Helmut Newton

Jeanloup Sieff

Hannah Höch

André Kertész

Lee Miller

Frank Horvat

Irving Penn

Lee Friedlander

Jenifer Beals

Jenifer Beals

Интересные подборки фотографических автопортретов можно найти по ссылкам.