Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сколько дней родственникам носить траурные одежды. Смерть и поминание почившего в православной традиции

В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

Дорогие мои читатели, как жаль, что наша жизнь быстротечна и может оборваться в любой момент, но нам не хочется об этом думать. Особенно, если всё в жизни складывается хорошо и вокруг все здоровы. И всё-таки, что делать, если день такой наступит и как соблюдать траур.

Слово «траур» пришло к нам во времена Петра Первого из немецкого языка и означает «скорбь».

Как соблюдать траур: порядок и традиции

Оповещение

Если в семье кто-то умирает, необходимо оповестить всех родных, близких и знакомых с указанием даты и времени похорон. Иногородних желательно оповещать телеграммами-это облегчит им возможность быстрее приехать и проститься с умершим.

Если получивший телеграмму, сможет приехать, то следует сообщить об этом. А если нет возможности присутствовать на похоронах, то следует немедленно послать родственникам покойного свои соболезнования в виде телеграммы.

Человек, который не имеет возможности или не собирается присутствовать на похоронах, может прислать корзину или букет цветов с карточкой написанных соболезнований.

Принято, что все друзья и знакомые являются на похороны, не получив особого приглашения, потому что, при таком глубоком горе, легко о ком-то забыть.

Хороший тон требует, чтобы по получении вести о смерти личности, с которой были в ссоре, необходимо явиться на похороны, чтобы показать, что смерть прервала все неприязни, и они не продолжаются за могилой. Как соблюдать траур?

Как правильно одеться на похороны

Самый подходящий вид для мужчины на похоронах-черный костюм со светлой или темной рубашкой и галстуком приглушенного оттенка. Костюм может быть не только черным, но и других темных цветов. Рубашку под пиджак можно заменить водолазкой.

Классический траурный наряд для женщин-также черный костюм, брючной или с юбкой. Брюки не должны быть облегающими, а юбка выше колен. Подходящей одеждой будет чёрное платье строгого и простого фасона.

Подойдёт юбка с темным свитером, блузкой или водолазкой. Все предметы одежды должны быть закрытыми. Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично. На голову желательно надеть черный платок, шляпку или шарф.

Это важно, если вы будете присутствовать на церемонии отпевания, которая будет проходить в храме.

Если вы берете на кладбище детей, то их наряд также должен быть выполнен в темных тонах.

Как соблюдать траур: венки и цветы

С древности цветы, оформленные в форме венка, символизировали круговорот, возрождение и бессмертие души. Сегодня наиболее удобным вариантом являются искусственные венки, они более долговечны.

Но ничто не сможет наглядно заменить глубину чувств, которые вызывают живые цветы. Сорт цветов имеет свое скрытое значение. Если в венке присутствуют алые розы, это символизирует долгую жизнь и героическую смерть.

Фиалки, лилии, калы и белые розы в венках,возлагаются на могилы молодых людей и детей. Они означают чистоту и нравственность. А композиции из вечнозеленых растений означают надежду на вечную жизнь и неумирающую любовь близких к усопшему.

Похоронные букеты не должны быть яркими. Похороны-это не праздник, а день скорби, поэтому стоит приносить строгие букеты, подчеркивая этим торжественность прощания.

На похоронах нежелательны букеты, содержащие более 2-3 оттенков, поскольку пестрота не соответствует печальной атмосфере похорон.

При выборе вида цветов и их цвета лучше предпочесть цветы простых и темных тонов, дополнительно учитывая пол, возраст умершего.

На похороны очень близкого человека можно принести те цветы, которые он больше всего любил при жизни.

Цветы на гроб или могилу кладут без обертки.

Как вести себя в доме с покойным

В доме, где находится покойник, не следует громко разговаривать. Молчание гораздо больше показывает наше участие, чем громкое выражение соболезнования.

Во время визита соболезнования не принято обсуждать вопросы, не связанные со смертью и служебные проблемы, тем более рассказывать веселые истории.

Близким умершего следует закрыть все зеркала, поскольку считается, что зеркало-это потусторонний портал, в котором может заблудиться душа покойного, находящаяся в этот момент в доме. Этому есть и более здравое объяснение: следует закрывать зеркала только для того, чтобы это никого не отвлекало.

Кроме того, мало приятного, когда в зеркале отражается гроб с покойным.

Находясь в доме с умершим, необходимо снять с него все украшения. Если усопший был верующим человеком, то на его шею следует надеть нательный крестик.

Близким покойного следует обмывать его тело только в светлое время суток.

Воду, которой происходило обмывание, необходимо вылить в специально выкопанную ямку в том месте, где не ходят люди, перекрестив то место. Эту воду унитаз выливать нельзя!

Поверья

Не следует ставить возле портрета покойного стакан воды (или водки), покрытый куском хлеба. Согласно поверью, к этому стакану никогда не придет душа умершего, а придут лишь бесы.

Пока покойник находится в доме, не нужно устраивать стирку. Это считается плохой приметой. Также не следует разрешать кому-то сидеть на постели покойника, пока гроб с ним стоит в доме.

Если кто-то боится находиться в доме вместе с покойником, ему следует посоветовать преодолеть свой страх, взявшись на некоторое время за ноги усопшего.

Когда в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами (ножи, иглы, лезвия..) и держать их на открытом месте.

Пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку воды (на «обмывку души»).

Гроб с покойным, а также крышку от гроба нельзя нести близким усопшего.

Не разрешайте укладывать в гроб к телу покойного цветы. Потом эти цветы бросают на дорогу, по которой идет похоронная процессия. Это ритуал по переносу болезней с умерших на живых.

Нельзя эти цветы собирать, наступать на них и тем более заносить в дом. Этим можно спровоцировать очередное горе в семье.

Нельзя смотреть в окно на покойника.

Когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не «попала в гроб».

Все знают, что землю, взятую после похорон с кладбища для запечатывания, нельзя заносить в дом и оставлять в подъезде, иначе человек считается запечатанным. И подъезд тоже. Это приведет к болезням живущих в этом подъезде людей.

На поминальной неделе с могил нельзя брать конфеты, печенье, яйца. Они предназначены для покойника, их есть нельзя.

Запомните! С кладбища ничего нельзя брать! В том числе платки и полотенца, которые снимают с креста или венков.

Похоронная процессия

По церковным правилам впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем несут хоругви (церковные знамена), за ними крышку гроба, за крышкой идет священник с кадилом и свечой.

Затем несут гроб с усопшим, за гробом идут родные, близкие, а за ними прочие участники похорон с цветами, венками (в холодную погоду участники процессии могут быть в головных уборах). Участвующий в похоронной процессии и во время шествия должен сохранять серьезное достоинство.

Траур по родственникам

Самый глубокий траур, который длится один год соблюдает вдова. Она носит одежду преимущественно черного цвета, не надевает никаких украшений и драгоценностей. В этот период она не посещает увеселительные места и не имеет права вступать в брак.

Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего покойного мужа.

Мужчина вдовец соблюдает траур полгода. Дети, по своим умершим родителям носят траур год, постепенно переходя от черной одежды к одежде на несколько тонов светлее.

По бабушке или дедушке соблюдается траур полгода, такой же срок траура установлен по умершей сестре или брату, а по дяде и тете-три месяца.

Во время траура нельзя высказывать окружающим о своем безграничном горе. Весь смысл траура заключается не только в траурной одежде, но и в соблюдении достойного душевного состояния человека.

Как соблюдать траур? В это время человек находится в глубоких раздумьях о самом себе, своих близких и задумывается о смысле жизни. К вещам, которые запрещены в трауре, относятся: одежда ярких цветов, из шёлковых тканей, любые украшения, будь то из золота или серебра.

Исключено пользование парфюмом.

Как соблюдать траур: поминки

Мужчины должны прийти на поминки без головного убора. Женщинам же, наоборот, нужно иметь какой-либо платок, покрывающий голову.

На первые поминки в день погребения могут приехать все родные и близкие, которые были на кладбище. На 9 дней после смерти усопшего приезжают только близкие, друзья и родственники покойного.

На поминки нельзя приходить без приглашения. Можно прийти, чтобы выразить свое соболезнование, но рваться сесть с остальными гостями за стол не следует, если вас не приглашают разделить поминальную трапезу.

Не разрешается также занимать место, где некогда сидел покойный.

На 40 дней могут приехать все, кто захотел помянуть усопшего. Прежде чем сесть за стол необходимо прочитать «Отче наш» либо 90-й псалом. В ходе поминального приема пищи нужно почтить память усопшего.

Поминальная трапеза начинается с подачи кутьи.

Кутья должна быть освящена на панихиде или окроплена святой водой, и её обязан попробовать каждый присутствующий на поминках. Зерна кутьи олицетворяют бессмертие человеческой души.

На поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, блины и кутья. При этом не допускаются стопка с водкой, накрытая куском хлеба.

Спиртные напитки не являются обязательными.

Поминки могут проводиться не только в доме покойного. Проведение поминок в кафе не противоречит православным устоям.

Как соблюдать траур: дни особого поминовения усопшего

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства.

Особые дни поминовений новопреставленного-третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).

Душа, которая остаётся после смерти живого земного организма состоит из нескольких частей, называемых по современной классификации условно эфирным, астральным и ментальным телами тела эти распадаются на 3, 9 и 40 день.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом.

В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой.

Если усопший был крещен, следует заказать сорокоуст-поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться об упокоении души.

В память об усопшем следует совершать добрые дела, подавать милостыню всем просящим.

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и в день Ангела.

Друзья, полезна ли была для вас эта информация? Оставляйте в комментариях замечания, отзывы

В данной статье мы хотели бы рассказать о траурных традициях, траурном этикете, а также привести интересные исторические факты о трауре.

Что означает траур?

Душевная скорбь по ушедшему из жизни человеку проявляется и во внешнем выражении: в одежде, эмоциональном поведении.
У каждого народа во все времена были свои особенности ношения траурной одежды и свои траурные обычаи. Каждая нация по-своему проявляет печаль, горе по поводу безвременной утраты близкого человека. Черный цвет в трауре общепринят в христианстве. Принято полагать, что черный является универсальным цветом в выражении скорби. Облачение скорбящего в черные цвета – дань скорби и уважения усопшему.

Интересен тот факт, что в древности ношение черной траурной одежды в случае смерти близкого было связано не с идеей выражения уважения и скорби, а с суеверным страхом перед ним. Полагалось, что дух умершего родственника не сможет их узнать, если они облачаться в черное и не сможет увести за собой. Вуаль на лице также должна была ввести в заблуждение духов, чтобы они оставили в покое душу прячущегося за вуалью и не утащили с собой в преисподнюю. Многие из суеверных традиций пришли с нами в современность, до сих пор принято занавешивать зеркала в доме во время похорон , по одному из поверий, если зеркала оставить неприкрытыми, через некоторое время в отражении можно увидеть покойного.

Образцы траурной одежды 17 века

Со временем траурная одежда окончательно приобрела смысл, которым мы наделяем ее сегодня - знак траура.

Современная траурная одежда

Существует траурная одежда белого цвета, как антипод символу ночи, смерти. Белый цвет считается цветом, олицетворяющим божественность, свет, чистоту, истину. Этот цвет в траурной одежде общепринят в Индии и других странах Юго-Восточной Азии.
В Китае вместе с белым цветом траурными считаются также розовый, красно-розовый и красно-фиолетовый, в Египте это желтый цвет, у персов - коричневый, у цыган - красный.

Сколько необходимо соблюдать траур?

Длительность траура всегда определяется самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжается траур. Нет ничего постыдного в том, что человек может в скором времени найти в себе силы жить дальше и выйти их траура.
Траур подразумевает, что находящиеся в трауре люди, на весь его период отказываются от всех развлечений и увеселений. Ранее считалось, что выходу из траура должно предшествовать направление всем своим друзьям и знакомым открыток, предварительно информирующих об этом намерении. Ибо до тех пор, пока подобное сообщение не отправлено, по своей инициативе общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.

Эти традиции разумны. Траурная одежда служит своего рода защитой для скорбящего человека. Вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, правила хорошего тона в рамках траурного этикета полностью соблюдались.

Ранее траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду тусклого цвета с воротником и манжетами из белого цвета. Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Отсутствие бусинок и цветов в одежде свидетельствовало о том, что скорбящая поглощена глубоким горем, а не своей внешностью. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду тусклых цветов можно было заменить на платья с неброской отделкой.

После первого года траура, даме, вместо шляпы с длинной тяжелой вуалью разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор. Позволялось носить шляпы различных фасонов. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

Мужчины же в те времена носили обычно темные одноцветные костюмы, которые подходили как для траура, так и для офиса. Было принято, что вдовцы прекращали носить траур и выходили в общество гораздо раньше, чем вдовы.
По усмотрению родителей, порой и детей одевали в траурную одежду. Девочке шили такое же платье, какое носила бы ее мать. Например, для полутраура платье и шляпку отделывали черной повязкой, а кнопки на платье были из черного янтаря.
Слуги обычно носили траур по главе семьи, но иногда и по другим членам семьи.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТРАУР ПО УСОПШИМ. ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПРОЧИТАЙТЕ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! Держать траур по родственникам (траур – от нем. trauern "оплакивать" – форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека – ред.) – такой традиции церковной нет вообще. Есть местные народные традиции. Например, на Кавказе, если у матери умер сын (а у некоторых народов и шире: брат, мужчина), то женщина надевает черную одежду и носит её минимум год, а в некоторых местах всю жизнь. Есть народы Индонезии, где после смерти мужа или родственника, жена отрубает себе палец. Там можно увидеть женщин фактически без пальцев. Это диковатая, конечно, традиция, народная, ничего общего не имеющая с Православием, с правдой Божией. У православных слова "траур" – нет. Вы обращали внимание, как мы хороним? Мы надеваем чёрные платки, что совершенно не православно. В корне не православно. А православно то, что в традиции церковной делается. В гроб в белом кладем, священники при отпевании в белом облачении, в котором на Пасху служат, в пасхальном. И если посмотреть на обряды отпевания, то это сколок с пасхальной службы. На Пасху в белом? – В белом. Со свечкой в руках? – Да. Почему? – Потому что у нас, православных, нет причины для траура. Вот умер мой близкий. Но, он не умер. Это – неправда. Умерло тело, душа живая продолжает жить. Мы разлучились. С кем? С телом. А с душой – нет. Будем молиться, в молитве в единстве будем. Мы разлучились навсегда! Это – неправда. И с телом не навсегда. Второе пришествие Господа будет: тела воскреснут – и Его, и моё. Мы встретимся опять. Мы прощаемся на время, только на время. Он куда ушел душой и откуда? Он ушел из того места, где много плачут, туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет традиции траура. Есть традиция усиленной молитвы за усопшего. Умер, значит, наш долг молиться. А тем более первое время, когда человек ещё не похоронен, лежит рядом с нами тело его. Мы знаем, что при этом происходит. Нам открыто из опыта святых: в это время бесы искушают душу умершего. Они не врут, бесы, на мытарствах они говорят правду, но только о грехах. Ведь про каждого человека можно говорить правду, и это будет неправдой одновременно. Вот я про тебя говорю только хорошее или только плохое. Но ведь это – неправда. В нас же, на самом деле, и то и другое есть. Бесы смущают душу умершего, говоря правду о грехах, пугая тем, что хотя Бог и милосерд, но справедлив – по делам ввалит. И человек, когда умирает, душой в состоянии страха пребывает. Поэтому есть традиция такая, когда человек умер, у гроба, у тела сразу Псалтирь читают. Он душой здесь где-то рядышком, и молитва идёт. Молитва эта не даёт бесам подойти к Нему. Вот-вот. Выполняем свой долг – молимся. Есть такая традиция: когда человек умер, приносим его в церковь отпевать, иконочку кладем на умершего; прощаясь, целуем образ. Потом эту иконочку на панихидный стол кладут до сорока дней. Это русская, очень хорошая традиция. Зачем мы это делаем? А чтобы себе напоминать о молитве за усопшего. Это сейчас иконы бумажные, штамповки, а раньше это была дорогая вещь. Дома икону снимали с божницы, клали к покойнику, а потом в церковь на канон ставили, как напоминание. Дома молимся, а иконы-то нет. Она в церкви. Почему? Родной-то наш ушел. Что сразу будет в душе у верующего человека? Молиться за него надо. А в церковь идти? Обязательно, и в церкви за него молиться. В церковь прихожу – наша икона. Он нуждается сейчас в моих молитвах особо. После сорока дней эту икону забирали домой. Поэтому у православных есть традиция после смерти близкого человека как минимум до сорока дней усиленную молитву за усопшего творить. Мы не можем в непрерывном напряжении быть десятилетиями, но нужно постараться первые сорок дней усиленно молиться. Когда меня спрашивают, я всем говорю: "Постарайтесь сорок дней быть в сугубой молитве за усопшего, а дальше потихонечку переходите к той мере, какой сможете молиться в ритме своих обычных дел. Но только, конечно, того, кто от нас ушел, не забываем, молимся". А специальной традиции траура в Православии не существует. То, что до сорока дней чёрный платок надевают – это не православная традиция. Если надевать, то белый платок надо, и петь "Христос Воскрес", как мы, православные, и делаем на Радоницу. Идем в белых одеждах к могилам и поем "Христос Воскрес" на могилах. Не скорбим. По-человечески боль-то есть? А как же. А то, что теперь мы не вместе, так и с живыми бываем далеко. Но только они – с Господом. А мы не знаем, где будем. Мы не знаем, в раю или аду их души. Но знаем: за них есть молитва – мы молимся, надежда есть. А вот мы умрем, как ещё, что будет. Будет за нас кто молиться-то? Сомнения. прот. Владимир Головин

СМЫСЛ ТРАУРА В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур. Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем: «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…» Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти: «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности. Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен. В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные. КАК НОСИТЬ ТРАУР? Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия: «Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж. Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь. Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. … 22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Поминки после похорон

Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния. С третьего по девятый день душа странствует среди райских кущ. С девятого по сороковой день она пребывает в аду, наблюдая мучения грешников. В сороковой день окончательно решается вопрос определения местопребывания души в загробной жизни.

На третий день поминки проводятся в честь Воскресения Иисуса Христа. На 9 дней поминки проводится в честь 9 ангельских чинов. На сороковой день поминки проводят в память о Вознесении Иисуса Христа.

Первые поминки могут посетить все, кто присутствовал на прощании на кладбище. Поминки на 9 дней посещают лишь близкие, друзья и родственники усопшего. Сороковины могут посетить все, кто изъявил желания помянуть покойного.

Поминовение усопшего также осуществляется в годовщину смерти, в дни земного рождения и на именины. Церковью установлены особые дни поминовения — вселенские панихиды:

Суббота перед мясопустной неделей (Мясопустная суббота), за две недели до Великого поста — отмечается как поминовение всех умерших внезапной смертью — во время потопов, землетрясений, войн;

Троицкая суббота — в сороковой день после Пасхи — за всех христиан;

Димитровская суббота (день Дмитрия Солунского) — за неделю до 8 ноября, установлена Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле;

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;

Радоница (вторник Фоминой недели) когда впервые после пасхи посещаются кладбища, куда посетители несут крашеные яйца и где сообщают умершим весть о воскрешении Христа.

Указом Екатерины 11 от 1769 года (время войны с турками и поляками) общероссийское поминовение всех погибших воинов осуществляется в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября).

На поминки не принято являться без приглашения, и хотя допустимо прийти в дом покойного и выразить соболезнования родственникам, не стоит пытаться усесться за стол, если Вас не пригласили разделить трапезу. Мужчины должны прийти на поминки без головного убора, женщинам же, наоборот, нужно иметь какой либо платок, шаль или иной предмет, прикрывающий голову. Находясь в доме покойного, не нужно громко говорить, смеяться. На поминках место, где раньше сидел умерший, не занимают, стол сервируют дополнительным прибором, нож и вилку кладут в тарелку. Стопки с водкой и черным хлебом не нужны. Зачастую (но не везде) первым подают первое, также наличие спиртных напитков не является обязательным условием. Каноническими атрибутами поминальной тризны являются: кутья, блины, кисель, молоко. Проводили поминки православные люди для выражения своего уважения к усопшему и проводили их за столом мольбами за упокоение покойного. После чтения молитв гости садились за стол и перед каждым блюдом молились за усопшего. В случае, если поминки совпали с буднями Великого поста, то в связи с чрезвычайной строгостью поста, лучше перенести их на субботу либо воскресение.

Траур

Сам по себе траур не является комплексом обязательных мер. Траур — отражает внешне глубокие психологические переживания по случаю утраты родственника, друга.

Во время траура человек ограничивает себя от участия в развлечениях и увеселительных действах. Траур предполагает носить одежду темных тонов, светлую одежду в траур не надевают.

Человек, носящий траур, не должен выступать и в качестве организатора увеселительных мероприятий. Траурное облачение снимать можно только во время сна. По сути, человек сам решает, сколько по времени носить траур, хотя в некоторых религиях, например в иудейской традиции, сроки траура строго закреплены. В общем и целом траур может быть разделен на несколько типов:

Повседневный траур , когда по всем умершим в течение сорокадневного срока принято держать траур.

Траур по близким родственникам: братьям, сестрам, кузенам, когда принято носить траур в течение трех месяцев.

Траур по дедушкам, бабушкам, женам носится полгода.

«Глубокий траур » — траур по родителям, который может носиться год и более.
Самый глубокий траур - от года до двух лет - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали, на голове - черный платок. После вводились другие цвета: темно-лиловый, фиолетовый, синий или темно-серый.

Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.

Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.

Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Но, если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, однако на следующий день его надевали снова.

В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура.

В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.

Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни.

Если в доме выставляется фотография покойного , то на нее помещается траурная ленточка. Ленточку снимают после 40-го дня.
Теперь многие считают, что и фотографию надо убрать в это время. Но раньше семейные портреты спокойно висели на стенах, да и фотографии близких вывешивали на видное место, создавая из них своеобразные коллажи. Наверное, что правильно, каждый определяет для себя сам.