Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм – это соединение разнородных элементов в рамках одной понятийной системы Что означает синкретический характер искусства

Протокультура – это культура, которая характеризуется альтернативностью и открытостью моделирования развития человека и общества, высокой инновационной и созидательной активностью, характерной для нестабильных культурных систем.

Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу.

Синкретизм – 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем.

Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены – технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, – магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры – песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.

Основой такого синкретизма был ритуал. Ритуал (лат. rutis – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность действий, связанных со специальными предметами, изображениями, текстами в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Символическое значение ритуала, его обособленность от повседневно-практической жизни подчеркивается атмосферой торжественности.

Ритуал играет очень важную роль в культуре первобытного общества. Сквозь его призму рассматриваются природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а так же разнообразных явлений окружающего мира. Ритуал актуализирует глубинные смыслы человеческого существования; он поддерживает стабильность социальной системы, например, племени. Ритуал несет в себе информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу, человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами.

В основе ритуальной деятельности лежал принцип подражания явлениям природы, они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических действий. Центральное звено древнего ритуала – жертвоприношение – соответствовало идее рождения мира из хаоса. Как хаос при рождении мира расчленяется на части, из которых возникают первоэлементы: огонь, воздух, вода, земля и т.д., так и жертва расчленяется на части и затем эти части отождествляются с частями космоса. Регулярные, ритмические воспроизведения основы событийных элементов прошлого связывали мир прошлого и настоящего.

В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение, танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растений, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени. Существенно и то, что в ритуале участвовали все члены коллектива. Ритуал является в первобытную эпоху основной формой социального бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

Синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное – объективное; наблюдаемое – воображаемое; внешнее – внутреннее; живое – мертвое; материальное – духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь – смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма – веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово «медведь» – иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).

Объяснения загадочных памятников первобытной культуры почти всегда опираются на данные этнографии. Но насколько глубоко мы понимаем духовную жизнь отсталых современных народов и место искусства в ней? Первобытное искусство может быть правильно понято лишь в социальном контексте, в связи с другими сторонами жизни общества, его структурой, мировоззрением. Одна из особенностей первобытного общества в том, что индивидуальная специализация в нем только намечается. В первобытном обществе каждый человек одновременно и художник, и зритель. Раннее развитие специализации связано с жизненно важной с точки зрения первобытного общества функцией, которую оно выполняет.

ТОТЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ раннеродового общества есть отражение социально-экономических основ этого общества, но в нем же выкристаллизовывается понятие о сакральном, священном.

В представлении и практике первобытного человека труд и магия одинаково необходимы, и успех первого часто не мыслится без второй. Первобытная магия тесно связана с тем, что можно назвать первобытной наукой. Олицетворением слияния этих двух начал в сознании и практике является характерная фигура колдуна-знахаря. Обобщены эти начала и в деятельности культурных героев-демиургов. Ярким примером синкретичности мышления, свойственного этой стадии культурного развития, являются слова Прометея в трагедии Эсхила. Прометей говорит об искусствах, которым он научил людей:

"...Я восходы и закаты звезд

Им первый показал. Для них я выдумал

Науку чисел, из наук важнейшую...

Я открыл им способы

Смешенья зелий болеутоляющих,

Чтоб люди все болезни отразить могли.

Установил я разные гаданья

И объяснил, какие сны сбываются,

Какие нет, и вещих слов значение

Раскрыл я людям, и примет дорожных смысл,

Птиц хищных и когтистых разъяснил полет,

Каких - благими..."

(Эсхил, "Прометей прикованный")

Первобытная мифология - сложное явление, религия переплетена в ней с донаучными представлениями о происхождении мира и человеческого общества. В мифах отражена, нередко в высокохудожественной форме, творческая деятельность человеческого общества, и если магия - это практика синкретического сознания, то миф - его теория. Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется детской психологией. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка, оно имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством. Однако то, что у ребенка стало игрой, в первобытности было обрядом, социально детерминированным и мифологически интерпретируемым. "В Деянии начало Бытия", - говорит Фауст.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ к современным культурно отсталым народам, ибо только здесь можно увидеть, как функционирует искусство в жизни и обществе. Важнейший источник - этнографические материалы, относящиеся к аборигенам Австралии, которые донесли до наших дней архаичные формы культуры и быта. Унаследовав антропологический тип своих древних верхнепалеолитических предков и сохранив в изоляции некоторые особенности их культуры, аборигены Австралии унаследовали и ряд достижений этой великой эпохи в развитии изобразительного искусства. Очень интересным в этом смысле является мотив лабиринта в его различных вариантах, порой сильно стилизованных, в том числе в одном из наиболее характерных и древних - в виде меандра. Подобные формы орнамента широко распространены на территории трех великих культурно-исторических миров древности - в Средиземноморье и на Кавказе, в Восточной Азии и в Перу.

Лабиринтом античные авторы называли сооружения со сложным и запутанным планом или орнамент, узор (меандр) - символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество толкований. Древние усыпальницы царственных особ, египетские, критские, италийские, самосские, устраивались в лабиринтообразных сооружениях с целью защиты праха предков. Тот же защитный символизм несли украшения - в их сложных узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Этот символ ассоциируется также с психологическим значением прохода через лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, процесс самопознания. Один из вариантов мотива лабиринта, получивший у монголов название "нить счастья", стал элементом буддийской символики. То же сакральное значение имеет орнамент (одна из разновидностей античного меандра), широко распространенный в Восточной Азии, - "линейная попытка породить вечное движение, вечную жизнь".

Сакральное значение этих стилизованных форм лабиринта связано с тем, что в глубокой древности с ними ассоциировались магические представления, которые можно расширить, опираясь на современные австралийские параллели. В восточных провинциях Австралии изображения в виде лабиринта вырезались на стволах деревьев, окружающих могилы предков или запретные для непосвященных места, где совершались обряды инициации. Аналогичные символы изображались и на земле. Изображения эти играли важную роль в обрядовой жизни коренного населения, значение их было эзотерическим - их нельзя было видеть непосвященным. Посвящаемых подростков с закрытыми глазами ведут вдоль тропы, на которой начертаны символические изображения лабиринта. Таким представляется аборигенам путь великих культурных героев и тотемических предков по земле и по "стране сновидений". Иногда рядом с изображением лабиринта прорисовывали контур животного, которое аборигены во время обрядов поражали копьями. Такие изображения были неотъемлемой принадлежностью сложного религиозно-магического обряда.


ДО СИХ ПОР ПЛЕМЕНА, ОБИТАЮЩИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АВСТРАЛИИ, НАНОСЯТ НА ЗЕМЛЕ
кровью животных обрядовые рисунки, изображающие "страну сновидений", - священную страну предков, где развертывались события мифологии, откуда некогда явились и куда вновь ушли, завершив свой земной путь, предки нынешних поколений. Известны и наскальные изображения лабиринта, например, в юго-восточной провинции - Новый Южный Уэльс. Здесь лабиринт сочетается с изображениями следов животных, сцен охоты, людей, исполняющих обрядовый танец. На другом конце континента в обрядах посвящения применялись перламутровые раковины, орнаментированные изображением лабиринта. Путем межплеменного обмена раковины эти распространялись за тысячу километров чуть ли не по всей Австралии, и везде к ним относились как и чему-то священному. Их разрешалось вешать на себя только мужчинам, прошедшим обряд посвящения. С их помощью вызывали дождь, их применяли в любовной магии и т.д. Сакральный смысл изображения лабиринта на раковинах подтверждается и тем, что изготовление этих изображений сопровождалось исполнением особой песни-заклинания мифологического содержания и превращалось в обряд. Здесь еще один яркий пример первобытного синкретизма - синтеза изобразительного искусства, песни-заклинания, священного обряда и связанной с ним эзотерической философии.

Связь изображения лабиринта с обрядом посвящения и в то же время с погребальным ритуалом не случайна - ведь сам обряд посвящения трактуется как смерть посвящаемого и его возвращение к новой жизни. Аналогичную символику лабиринта дают этнографические материалы по некоторым другим народам. Чукчи изображали в виде лабиринта обитель мертвых. Религиозно-культовое значение имели сооружения в виде лабиринта (иногда подземные) в Древнем Египте, в античной Греции и Италии. Связь лабиринта с представлениями о мире мертвых и обрядами инициации проливает свет на происхождение загадочных каменных сооружений в виде лабиринта, распространенных на севере Европы, - от Англии до Беломорья. Мотив лабиринта сохранился в палеолитической живописи на скалах Норвегии, в пещерах Испании, Франции. Изображения лабиринта в виде сложного переплетения линий или спирали, изображение животных с их внутренними органами (так называемый рентгеновский стиль), изображения охотников, вооруженных бумерангами или палицами, - все это мы и сегодня видим в искусстве аборигенов Австралии.

ЧЕМ ЖЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МОТИВА ЛАБИРИНТА НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ? Тем, что изначально в этот орнамент вкладывалось религиозно-магическое содержание. Вот почему изображение лабиринта могло быть унаследовано народами Средиземноморья, Восточной Азии и Австралии, а через Восточную Азию - и народами Америки, для которых оно было священным символом, в основе которого лежат сходные представления и идеи. Часто в сложном переплетении линий лабиринта встречаются изображения человека, животных или промысловых рыб. Возможно, лабиринты служили моделями "нижнего мира", где совершались магические обряды продуцирования, возвращения к жизни убитых животных, умножения промысловых рыб и перехода охотников, вооруженных бумерангами и палицами, из "нижнего мира" к новой жизни. Этнографии известны примеры, когда обряды плодородия, умножения животных или растений совершаются одновременно с обрядами посвящения, как бы переплетаясь с ними. В представлении первобытных людей продуцирующие обряды возвращения к новой жизни животных и растений и обряды посвящения, посредством которых возрождаются после временной "смерти" инициируемые, связаны глубоким внутренним смыслом. О роли, которую играли эти изображения в религиозно-обрядовой жизни аборигенов, свидетельствует то, что еще и сегодня в Западной пустыне, в одном из самых изолированных и трудно доступных мест Австралии, сохранилось все еще почитаемое тотемическое святилище, посвященное птице эму в незапамятные времена - "времена сновидений".

Пещеры-галереи с изображением мифологических героев, большей частью тотемных предков, в Центральной Австралии и на полуострове Арнхемленд все еще священны и полны смысла для местных племен. Антропоморфные существа изображены с сиянием вокруг головы, с лицами, лишенными ртов; они связаны с обрядом плодородия, поэтому рядом с ними изображается "змея-радуга", также символизирующая производящие силы природы. Перед сезоном дождей аборигены обновляют свежими красками эти древние изображения, что само по себе является магическим актом. Любопытно, что на дольменах Испании встречаются изображения лиц, лишенных клюва. Пещеры Европы изобилуют отпечатками рук, рука прижималась к стене - и окружающее пространство покрывалось краской. Точно такие же отпечатки рук запечатлены на стенах многих пещер Австралии как своеобразная подпись человека, пришедшего для совершения обряда. Известны в Австралии и изображения человеческих стоп. Для австралийцев, охотников и следопытов, способных по отпечатку ноги узнать любого человека, эти изображения связаны с его личностью.

Символизм - характерная черта австралийского искусства. Его традиционные формы, особенно часто встречающиеся геометрические мотивы, спирали, окружности, волнистые линии, меандры, наполнены содержанием, известным только людям, посвященным в мифологию племени, историю предков, полулюдей-полуживотных. Австралийское искусство, как и первобытное искусство вообще, развивается по особым законам. Но оно тяготеет к целостному изображению окружающего мира, к выявлению его главных существенных особенностей, стремится выразить то, что соответствует уровню знаний аборигена о Вселенной.

syncretismus - соединение обществ) - сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство.

Синкретизм в искусстве

Отрывок, характеризующий Синкретизм (искусство)

Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
– Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, – говорила Элен. – И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.
– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.

Б. Розенфельд

Синкретизм - в широком смысле этого слова - нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского С. - «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Изучение явлений С. чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Самое понятие «С.» было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории С. одинаково ошибочно как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос - лирика - драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения все больше уступают место теории С., развитие которой несомненно тесно связано с успехами буржуазного эволюционизма. Уже Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Соответствующие положения высказывал и Г. Спенсер. Идея С. затрагивается целым рядом авторов и наконец с полной определенностью формулируется Шерером, который однако не развивает ее сколько-нибудь широко в отношении к поэзии. Задачу исчерпывающего изучения явлений С. и уяснения путей диференциации поэтических родов поставил перед собою А. Н. Веселовский, в трудах которого (преимущественно в «Трех главах из исторической поэтики») теория С. получила наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) разработку, обоснованную огромным фактическим материалом.

В построении А. Н. Веселовского теория С. в основном сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была диференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: ведущую роль в этом синкретическом искусстве играла пляска - «ритмованные орхестические движения в сопровождении песни-музыки». Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порою пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму. Лишь позднее, на основе усложнения духовных и материальных интересов и соответствующего развития языка «восклицание и незначущая фраза, повторяющиеся без разбора и понимания, как опора напева, обратятся в нечто более цельное, в действительный текст, эмбрион поэтического». Первоначально это развитие текста шло за счет импровизации запевалы, роль которого все больше возрастала. Запевала становится певцом, на долю хора остается лишь припев. Импровизация уступала место практике, которую мы можем назвать уже художественною. Но и при развитии текста этих синкретических произведений, пляска продолжает играть существенную роль. Хорическая песня-игра вовлекается в обряд, затем соединяется с определенными религиозными культами, на характере песенно-поэтического текста отражается развитие мифа. Впрочем Веселовский отмечает наличие вне обрядовых песен - маршевых песен, рабочих песен. Во всех этих явлениях - зачатки различных видов искусств: музыки, танца, поэзии. Художественная лирика обособилась позднее художественной эпики. Что касается драмы, то в этом вопросе А. Н. Веселовский решительно (и справедливо) отвергает старые представления о драме как синтезе эпоса и лирики. Драма идет непосредственно от синкретического действа. Дальнейшая эволюция поэтического искусства привела к отделению поэта от певца и диференциации языка поэзии и языка прозы (при наличии их взаимовлияний).

Во всем этом построении А. Н. Веселовского есть много верного. Прежде всего он обосновал огромным фактическим материалом идею историчности поэзии и поэтических родов в их содержании и форме. Не подлежат сомнению факты С., привлеченные А. Н. Веселовским. При всем этом в целом построение А. Н. Веселовского не может быть принято марксистско-ленинским литературоведением. Прежде всего при наличии некоторых отдельных (часто верных) замечаний о связи развития поэтических форм с социальным процессом А. Н. Веселовский трактует проблему С. в целом изолированно, идеалистически. Не рассматривая синкретическое искусство как форму идеологии, Веселовский неизбежно суживает область С. до явлений лишь искусства, лишь художественного творчества. Отсюда не только целый ряд «белых мест» в схеме Веселовского, но и общий эмпирический характер всего построения, при котором социальное толкование анализируемых явлений не идет далее ссылок на сословно-профессиональные и т. п. моменты. Вне поля зрения Веселовского остаются, по существу, вопросы об отношении искусства (в его начальных стадиях) к развитию языка, к мифотворчеству, недостаточно полно и глубоко рассматривается связь искусства с обрядом, лишь вскользь говорится о столь существенном явлении, как трудовые песни и т. д. Между тем, С. объемлет самые различные стороны культуры доклассового общества, отнюдь не ограничиваясь только формами художественного творчества. Учитывая это, возможно предположить, что путь развития поэтических родов из синкретических «ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова» - не единственный. Не случайно А. Н. Веселовский смазывает вопрос о значении для начальной истории эпоса устных прозаических преданий: вскользь упоминая о них, он не может найти для них места в своей схеме. Учесть и объяснить явления С. во всей их полноте можно, лишь раскрыв социально-трудовую основу первобытной культуры и разнообразные связи, соединяющие художественное творчество первобытного человека с его трудовой деятельностью.

В этом направлении пошел в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования. Справедливо и убедительно опровергая положения Бюхера о том, что игра старше труда и искусство старше производства полезных предметов, Г. В. Плеханов раскрывает тесную связь первобытного искусства-игры с трудовой деятельностью доклассового человека и с его верованиями, обусловленными этой деятельностью. В этом - несомненная ценность работы Г. В. Плеханова в данном направлении (см. преимущественно его «Письма без адреса»). Однако при всей ценности работы Г. В. Плеханова, при наличии в ней материалистического ядра она страдает пороками, свойственными методологии Плеханова. В ней проявляется не до конца преодоленный биологизм (напр. подражание в плясках движениям животных объясняется «удовольствием», испытываемым первобытным человеком от разрядки энергии при воспроизведении своих охотничьих движений). Здесь же - корень плехановской теории искусства-игры, опирающейся на ошибочное истолкование явлений синкретической связи искусства и игры в культуре «первобытного» человека (частично остающейся и в играх высококультурных народностей). Конечно синкретизм искусства и игры имеет место на определенных стадиях развития культуры, но это - именно связь, но не тождество: то и другое представляет собою различные формы показа действительности, - игра - подражательное воспроизведение, искусство - идейно-образное отражение. Иное освещение явление С. получает в трудах основоположника яфетической теории - акад. Н. Я. Марра. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), акад. Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трех искусств - пляски, пения и музыки, - с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс («Яфетическая теория», стр. 98 и др.). Так. обр. С., согласно указаниям акад. Марра, включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.» («К происхождению языка»). Так в концепции акад. Марра С. теряет узко эстетический характер, связываясь с определенным периодом в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Проблема С. разработана еще далеко недостаточно. Свое окончательное разрешение она может получить лишь на основе марксистско-ленинского истолкования как процесса возникновения синкретического искусства в доклассовом обществе, так и процесса его диференциации в условиях общественных отношений классового общества (см. «Роды поэтические», «Драма», «Лирика», «Эпос», «Обрядовая поэзия»).

Синкретизм - это соединение (synkretismos - смешение, слияние) разнородных элементов. Понятие из области психологии, культуры и искусства. Чаще всего можно слышать о синкретичности детского, религиозного (и религиозного культа) и первобытного мышления (и

Детский синкретизм

В психологии детей дошкольного возраста синкретизм - это способность к интегрированному восприятию различных понятий и категорий, между собой никак не связанных. За недостатком информации об окружающем мире ребенок строит свои модели. В этих построениях объективные связи замещены субъективными, вместо знания используется впечатление. В первые годы жизни ребенок еще не привык к логическим построениям, поэтому его рассуждения иной раз алогичны даже для его собственной понятийной системы.

Религиозный синкретизм

Применительно к религиозному синкретизм - это совмещение в одном сознании догм (зачастую взаимоисключающих) из разных религиозных школ, а также объективных представлений о реальности с мифологическим описанием мира. В меньшей мере синкретичны учения, существующие на протяжении веков без посторонних влияний. Синкретично христианство, в котором на равных началах канонизированы Ветхий и В еще большей мере синкретично русское православие, где христианство тесно срослось с языческими представлениями. Смешение народов и как следствие культурных традиций в современном мире делает религиозные представления все более синкретичными. Появление в последние сто лет огромного количества всевозможных сект, школ, оккультных течений отчасти объясняется желанием религиозных людей, склонных к рефлексии, создать непротиворечивое логичное описание мира и разрешить внутренний конфликт.

Художественный синкретизм

Слияние культур и традиций порождает также синкретизм в искусстве, которое в течение многих веков продвигалось в сторону все более узкой специализации. Современному художнику/писателю/музыканту тесны рамки одной формы, одного жанра. Новые произведения рождаются на стыке различных культур, разных жанров и видов искусства.

Первобытный синкретизм

Не совсем правильно уподоблять детскому мышлению первобытное. За неимением объективных знаний свойственно мифологизировать реальность, но в остальном его мышление гораздо рациональнее, чем у многих наших современников. Иначе он просто не выживет. В первобытном мышлении синкретизм - это цельное восприятие мира, при котором индивид не выделяет себя ни из собственной общины, ни из природы вообще. Отсюда и самые древние прообразы религий - анимизм, тотемизм. Внутри общины практически нет разделения функций, нет профессиональной специализации. Каждый многофункционален. Иллюстрацией к такой многофункциональности является синкретизм танец, пение, игра на музыкальном инструменте, культовые рисунки совмещены в едином ритуальном действе, которое исполняет все племя, неотделимы от мифологии и от решения практических задач (исцеление больного, удача на охоте и др.).