Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Школьный кабинет литературы. Оформление кабинета русского языка и литературы

Кабинет русского языка и литературы – это особое пространство, рассчитанное на внеурочное развитие каждого школьника в индивидуальном порядке. Материалы, представленные на стендах, должны быть дифференцированы в соответствии с различными возрастными категориями и вызывать интерес у школьников, обучающихся в разных классах.
Основное требование, выдвигаемое к наглядному материалу, - информативность. Учащийся должен иметь возможность расширить свои знания по предмету, заинтересовавшись увиденным. Для филологического кабинета актуально представить новую информацию о лингвистических исследованиях, интересные факты о происхождении слов и фразеологических конструкторов, цитаты из классических произведений и т.д.

Паспорт кабинета русского языка

Согласно ФГОС, оформление должно проводиться в соответствии с нормальными документами. Содержание паспорта должно включать в себя такие пункты:
Титульный лист. Паспорт должен быть согласован с завучем по учебно-воспитательной работе. После этого он утверждается директором школы.
Указание общих данных о кабинете (ФИО всех учителей, которые проводят занятия в данном помещении, классы, площадь помещения, число мест.
Производится опись имущества, представленного в данном кабинете.
Расписание занятий в данном помещении на текущий семестр.
Перспектива работы и развития кабинета на пятилетний период.
Анализ работы, если кабинет не только что создан.
Подробный план работы на текущий год.
Портреты классиков.
Дидактические и методические пособия.
Данные об оценивании (сетка соответствия успеваемости баллам).
Книги для внеклассного чтения, словари, публицистика.
Стенды, папки с материалами по теме.
Работы учеников.

В оформлении кабинета используются как наглядные материалы с настенным размещением, к числу которых относятся стенды и портреты писателей, так и «свернутые» источники – папки, в которых содержится множество дополнительной информации по разным темам.
При выборе портретов для оформления нужно ориентироваться как на общепринятое отношение к классической литературе, так и на изменения в текущем литературном процессе. Если разместить рядом с А.С. Пушкиным и Т. Н. Толстым фото авторов-современников, это может подтолкнуть ребят к погружению в мир «живой» литературы эпохи постмодернизма.
Стоит привлекать школьников к работе с папками в рамках учебного времени, поскольку в противном случае они никогда ими не воспользуются.


Стенд в кабинет русского языка и литературы.

Стенд может быть посвящен общей теме либо творчеству конкретного писателя. Лучше иметь несколько стендов, один из которых сделать «стационарным» (менять информацию только частично, оставаясь в рамках одной темы), а второй использовать для постоянного привлечения текущих информационных поводов с целью заинтересовать школьников.
Постоянный стенд чаще всего посвящают теме родной речи. На нем можно разместить соответствующую поэтическую цитату, привести слова великих лингвистов о русском языке. Также здесь стоит указывать актуальную информацию, которая пригодится на экзамене. Можно указать список литературы и словарей для дополнительно рассмотрения. В специальном кармашке размещаются индивидуальные карточки для желающих улучшить знания.

Материал подбирается в соответствии с тем, какие классы будут посещать данный кабинет. Для школьников средних классов нужно использовать больше картинок, цитаты приводить из той классики, которая будет понятна в их возрасте. Особой популярностью будут пользоваться басни и сказки. Материалы должны быть максимально интерактивны. Нужно вовлечь детей в игру, которая была бы им интересна.
Для школьников выпускных классов или их претворяющих важнее использовать данные о предстоящих экзаменах, перспективах изучения русского языка и литературы в дальнейшем. Можно разместить данные о возможных вакансиях, которые замещают профессиональные филологи.


План кабинета русского языка и литературы.

Работа в рамках кабинета ведется согласно заранее составленному и утвержденному на уровне дирекции плану. В нем расписываются все мероприятия, которые будут проводиться – как творческое оформления, так и замена и пополнение материальной базы.
Так, в плане указывается информация о ремонтных работах, приобретении новых светильников, техники (на уровне телевизора, проектора, аудиосистемы и пр), а также решения о размещении новых полок, стендов, об оформлении альбомов. Также обозначаются важные мероприятия вроде открытых лекций и различных экскурсий.
Для каждого пункта плана прописывается ответственный за выполнение, а также сроки. Это может быть конкретная дата (актуально для массовых мероприятий) или, что встречается чаще, ограниченный период времени (месяц, четверть, семестр или даже год).


Кабинет обязан иметь четкую структуру. Всё, что в нем представлено, направлено на развитие и повышение уровня образования учащихся. Нельзя захламлять стены или метраж полками или шкафами с ненужными материалами. Кабинет должен быть максимально мобильным, нести в себе актуальную информацию. Устаревшие источники необходимо изымать и перемещать в архив школы или сдавать в библиотеку.
Нельзя забывать и о требованиях, которые имеют несколько бюрократический характер: документация должна вестись постоянно. В её составлении и утверждении необходимо участие руководства учебного заведения и, по возможности, нескольких учителей, преподающих филологические предметы.


Выбор техники зависит от уровня достатка школы. В идеале оснащение должно базироваться на применении современных технологий. Не нужно приобретать такие устаревшие виды техники, как ДВД-плееры или магнитофоны. Морально устаревшие предметы продемонстрируют ученикам, что их учителя остались в прошлом веке.
Напротив, лучше завести один хороший ноутбук, который будет соотнесен со всеми компьютерными задачами класса. Важным приобретением станет проектор, который вполне способен заменить собой большой плазменный телевизор. Однако в таком случае нужно позаботиться о плотных шторах, которые исключали бы проникновение света в аудиторию.

Современный кабинет русского языка и литературы.

Современный кабинет – это сочетания использования нового технического оснащения и актуальной педагогической методологии. Нужно использовать в своих целях интересы учеников. Огромной перспективой обладает привлечение гаджетов. Вместо того, чтобы запрещать пользоваться телефонами и забирать их в случае неповиновения, лучше сделать так, чтобы эти девайсы сыграли в пользу образования. К примеру, создать несколько специальных приложений (тесты, несложные игры конструируются очень просто с помощью софта), которые могут использовать как для тренировки и получения новых знаний, так и для контроля. Контрольные тесты, проводимые с помощью гаджетов, подготовят школьников к системе ЕГЭ и не оставят времени на списывание. Ссылки на приложения можно разместить на стендах в виде QR-кодов. Там же можно оставить ссылки на презентации по литературной тематике.

Уголок кабинета русского языка и литературы.

Уголок – часть пространства для размещения наглядных материалов наравне со стендом. Чаще всего они вместе образуют единую композицию. Уголок – центральное место для размещения копий документации, он может служить пространством для крепления и общешкольной атрибутики. В число её входит изображение герба, а также текст гимна.
Зачастую за аудиториями прикреплены классы. В там случае уголок стоит отвести под потребности этого коллектива. Фотографии учащихся, девиз класса, список лучших учеников за текущий период, творческие работы – всё это можно разместить здесь.
Уголки могут использоваться и для тематических литературных вечеров, если наполнить их соответствующим материалом.

Правила пользования кабинетом русского языка и литературы.

Правила обозначаются в документации по созданию и функционированию кабинета. Они регулируют права и обязанности школьников и руководителя. Обычно эти правила таковы:
Необходимо открывать кабинет за пятнадцать минут до начала уроков.
Школьники не могут входить в кабинет в верхней одежде.
Учащиеся не могут присутствовать в кабинете без учителя.
Каждую перемену необходимо проводить проветривание.
Соблюдение правил безопасности в стенах кабинета необходимо.
Список должен быть прикреплен на видном месте. Можно разместить его либо на стенде (уголке), либо на внутренней стороне двери. Там же стоит указать и расписание работы.

Таким образом, кабинет русской филологии обязан создаваться и функционировать в соответствии с существующим законодательством и максимально развивать в своей отрасти посещающих его учеников.

И в окончание, предлагаем Вашему вниманию короткий видео ролик, демонстрирующий интересно оформленный кабинет русского языка и литературы:

Оформление любого школьного кабинета должно настраивать учеников на деловой и познавательный лад, а также максимально понятно иллюстрировать, какому предмету посвящена данная учебная комната. Кроме того, в современной школе особое внимание следует уделять эргономичным параметрам класса в целом и каждого отдельного ученического места в частности. Поэтому любые оформительские элементы не должны быть помехой для выполнения детьми основной их функции в школе - обучению. Кабинет русского языка и литературы лучше всего оформлять в классическом стиле, соответствующем данному предмету.

Дизайн-проект, в рамках которого разрабатывается оформление кабинета русского языка и литературы в школе, отталкивается от расположения в классе основных и неотъемлемых школьных атрибутов: доски, учительского стола и парт. Правильнее всего располагать эти предметы так, чтобы окна были с левой стороны у детей, сидящих за партами. Доска должна быть размещена так, чтобы была видна всему классу. Учительский стол может быть украшен вазой для живых цветов, другими декоративными предметами, которые, впрочем, не должны его загромождать. Возможно, на столе стоит разместить маленький бюст кого-то из великих писателей.

У стены, расположенной за спинами учеников, целесообразно поставить книжные шкафы, расставив в них соответствующие учебники, а также книги содержащие известные произведения, входящие в школьную программу. Таким образом, обычный школьный кабинет станет и вспомогательной библиотекой для детей. Кроме того, в этих шкафах можно хранить выписываемые литературные журналы, которые будут особенно интересны старшим школьникам. На разных полках шкафа можно также разместить тематические декоративные украшения (например, статуэтки литературных персонажей) , а также бюсты писателей.

Учитывая то, что кабинет русского языка и литературы носит четко выраженную тематическую направленность, стена напротив окон может быть украшена портретами классиков отечественной литературы. Пушкин и Гоголь, Достоевский и Тургенев, Чехов и Толстой прекрасно будут смотреться на стене класса, взирая на будущие поколения, изучающие их нетленные произведения. Кроме того, можно подобрать поучительные фразы из их произведений, посвященные величию русского языка, необходимости просвещения и грамотности, важной роли литературы в жизни каждого человека. Красиво оформленные, такие цитаты будут эффективным средством пропаганды предмета, которому посвящен данный кабинет.

И наконец, оснащение школьного класса должно соответствовать современным потребностям учебного процесса. Кабинет должен быть оборудован интерактивной медиасистемой, подключением к Интернету и т. д. При этом нельзя забывать и о традиционных средствах: стендах с правилами русского языка, репродукциях картин, иллюстрирующих известные произведения и др. Таким образом оформленный тематический класс поспособствует большей заинтересованности детей в изучении родного языка и литературы, а также поможет лучше осваивать учебный материал.

КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Там, где живут слова

Школа – это мастерская,

где формируется мысль подрастающего поколения…

Анри Барбюс.

Если вся школа, по мнению Анри Барбюса, является мастерской для наших учеников, то школьные кабинеты – это отдельные участки этой мастерской, помещения, где проходит удивительная и увлекательная часть школьной жизни.

В кабинете учителю приходится заниматься не только творчеством. В своем кабинете учитель выступает во многих ипостасях: он и творец, он и дизайнер, он и строитель, маляр, уборщик. Это второй дом, который, как и любой хозяин, учитель холит и лелеет, оставляет в нем частичку самого себя, частичку своей души.

К счастью, все годы работы я имею свой кабинет. Почему «к счастью»? Да потому, что тяжела участь учителя, не имеющего своего кабинета: вечные скитания по учебным помещениям с кипой нужного для урока оборудования, книгами и тетрадями.

Мой кабинет находится на втором этаже нашей школы, предназначенный для занятий русским языком и литературой.

Оборудование кабинета соответствует современным требованиям: в кабинете есть ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр. На стене висят оформленные стенды, к которым учитель привлекает внимание детей во время изучения той или иной темы. Материал на таких стендах меняется по мере необходимости или по мере изучения учебных тем.

Также на стенде могут быть представлены творческие работы учащихся, рисунки и стенгазеты, сделанные детьми.

Стену возле двери занимают вместительные стеллажи с книгами: словарями, справочниками, энциклопедиями. В одном из них дидактические раздаточные материалы, наглядные пособия и тесты, которые постоянно используются в процессе обучения, количество которых постоянно увеличивается, когда издаётся что-нибудь новое.

Мой кабинет, как и всякий учебный кабинет, выполняет несколько функций. Это и учебное помещение, где проходят уроки, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми. Это и игровая площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Кабинет – это самое важное место в школе для учащихся моего класса: здесь мы общаемся, проводим внеклассные мероприятия, готовимся к выставкам и конкурсам, репетируем. Проводятся родительские собрания, предметные олимпиады школьного уровня.

Кабинет русского языка и литературы живет насыщенной жизнью в течение всего учебного года.

Кабинет русского языка и литературы – это, прежде всего, рабочая комната, где проводятся уроки, внеклассные мероприятия, консультации. Хорошо оборудованный кабинет – необходимая принадлежность современного учебного процесса. Но каждому учителю хочется, чтобы его кабинет был не только технически оснащенным, но и уютным, красивым.