Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Семин виталий николаевич. Виталий Сёмин в библиотеке А.Белоусенко. Виталий Сёмин - Семеро в одном доме

С 1963 - редактор литературно-драматических передач Ростовского телевидения.


Большинство произведений носит автобиографический характер: детство на Нижнем Дону в 1930-х и начале 1940-х годов, фашистские трудовые лагеря в Германии в годы Второй Мировой войны, работа на Куйбышевской ГЭС, учительство, журналистский опыт, жизнь на окраине Ростова. Подробно описана повседневная жизнь юга России в середине 20-го века, раскрыты душевные переживания людей, особенно нравственные страдания и героизм в связи с событиями Великой Отечественной войны, духовное созревание молодых героев, романтика послевоенного трудового энтузиазма и поиски личного предназначения в жизни.

Биография

1942-1945 - заключение в фашистском трудовом лагере в Германии;

1953-1954 - работа на строительстве Куйбышевской ГЭС;

1954-1957 - учёба в Таганрогском педагогическом институте;

1954-1958 - школьный учитель, преподаватель автодорожного техникума;

1958-1962 - литературный сотрудник газеты «Вечерний Ростов»;

с 1963 - редактор литературно-драматических передач Ростовского телевидения;

Библиография

Шторм на Цимле (очерки, рассказы, 1960)

Ласточка-звездочка (повесть, 1963)

Сто двадцать километров до железной дороги (повесть, 1964)

Семеро в одном доме (повесть, 1965)

Женя и Валентина (роман, 1974)

Нагрудный знак «ОСТ» (роман, 1976)

Плотина (неоконченный роман, 1982)

Что истинно в литературе: Литературная критика. Письма. Рабочие заметки (сборник, 1987)

) - русский писатель.

Биография

  • 12 июня 1927 года родился в Ростове-на-Дону в семье служащих;
  • 1942-1945 - принудительная работа в Германии в качестве остарбайтера ;
  • 1948-1953 - учёба на литературном факультете (отчислен, когда стало известно о пребывании в Германии)
  • 1953-1954 - в административном порядке отправлен на работы на строительстве Куйбышевской ГЭС ;
  • 1954-1957 - заочная учёба в ;
  • 1954-1956 - сельский школьный учитель;
  • 1956-1957 - получил разрешение вернуться в Ростов, преподаватель автодорожного техникума;
  • 1958-1962 - литературный сотрудник газеты «Вечерний Ростов» ;
  • с 1963 - редактор литературно-драматических передач Ростовского телевидения;
  • 10 мая 1978 года умер в Коктебеле .

Творчество

Большинство произведений носит автобиографический характер: детство на Нижнем Дону в 1930-х и начале 1940-х годов, нацистские трудовые лагеря в Германии в годы Второй Мировой войны, работа на Куйбышевской ГЭС , учительство, журналистский опыт, жизнь на окраине Ростова. Подробно описана повседневная жизнь юга России в середине XX века, раскрыты душевные переживания людей, особенно нравственные страдания и героизм в связи с событиями Великой Отечественной войны, духовное созревание молодых героев, романтика послевоенного трудового энтузиазма и поиски личного предназначения в жизни.

Проза Сёмина выстраивается в автобиографическое повествование, изобилующее действующими лицами, отступлениями, деталями, убеждая, однако, своей наглядностью и искренностью .

Острую полемику вызвала его напечатанная в журнале «Новый мир» в 1965 году повесть "Семеро в одном доме". Виктор Некрасов писал автору: "С некоторым опозданием, зато с громадным наслаждением прочитал Вашу Великолепную Семёрку! Читал не отрываясь и всё радовался, радовался, радовался, хотя совсем не о радостном Вы пишете. И появлению статьи обрадовался, хотя, опять же, ничего радостного в этом нету… Значит, своей «видимостью правды» Вы задели, попали в точку, под самое дыхало дали.

Плюйте на статьи! Ну, не издадут отдельной книжкой, зато читателей теперь появится в 10 раз больше и журнал будут рвать на части. Не буду Вам говорить комплименты – Вы, я думаю, сами знаете цену своей вещи – скажу только, что Муля – большущая удача, что я так её и вижу, и слышу, и ощущаю, и побаиваюсь, и люблю. Да и все хороши – живые. И вообще всё это – жизнь, от которой нас в литературе отгораживают всеми силами. Отгораживают, а вот и не получается! Прорывается! Молодец Вы, Виталий. Так и держите" .

Вершина творчества писателя - роман Нагрудный знак «ОСТ» (1976).

Экзистенциальные основания прозы Сёмина критика открыла не сразу: "Семин – категорический эмпирик. Начиная с обстоятельств, с ситуации бытия. Мучительный опыт трудового лагеря. Барак. Литейный цех на военном заводе… Но не быт как таковой интересует писателя (хотя и быт схвачен и выражен с лапидарной четкостью). Семина выносит на экзистенциальный уровень смыслов. Его предмет – человек в ситуации. Самопостижение рассказчика опосредовано самопостижением автора, который к тому же пытается (с противоречивым, но очень ярким результатом) проникнуть в опыт тех, с кем сталкивает героя жизнь. Сергей, брошенный в арбайтслагерь со школьной скамьи, советский подросток, являет собой ходячую странность. У человека, входящего в жизнь, оказались искусственно разорваны многие связи с прошлым. Он – росток, который дважды вырван из почвы культурной традиции: сначала как дитя эпохи, покончившей с исторической Россией, а потом как лишенный даже советского идеологического костыля русский раб на чужбине. У него минимум внешнего опыта. «Я родился через десять лет после революции. В нашем большом доме «Новый быт», который тоже был построен лет через десять после революции, жили люди, в основном, молодые. С настоящей старухой я познакомился, когда мне было восемь лет. Мои деды и бабки умерли еще до революции. Так что и старость и сама смерть были вынесены для меня в далекое дореволюционное прошлое. И вообще все, что происходило до революции, я не просто относил лет на тридцать назад. Между мной и тем, что было когда-то, легла непроходимая пропасть. И люди, оставшиеся за этой пропастью, были не просто другими людьми – они были антиподами». Дезориентация его феноменальна. В душе его руины смыслов. Он невероятно уязвим, страшно не уверен в себе, но тянется к смыслам, приходящим извне, нащупывает их с упорством маньяка. Это, по сути, страстное желание очеловечиться у подростка, который оказался на дне бытия, по ту сторону надежды, на фоне опустошения, озверения как мейнстрима среды и эпохи. Жажда идеала, выжившая в аду и строящая опыт. Человек у Семина - альфа и омега, в вычищенном от Бога мире, где не довлеет уму и сердцу и идеология. В каком-то вот таком качестве, прежде очень редком в литературе и жизни: без духовных/идейных опоры и предпосылок, без метафизических априори. Это экстремального свойства столкновение с жизнью, беспощадная инициация. И это уже не чисто подростковая тема XX века в целом, не устаревшая и в новом столетии, при всех инфляционных настроениях в литературе и в жизни, обесценивающих бескомпромиссную волю к подлинности бытия"

В воскресенье, 22 июня 1941 года, рано утром, Валентина собралась к своим на окраину. Еще до того, как выйти замуж, Валентина ушла от родителей в заводское общежитие.

Автобиографическая повесть Виталия Николаевича Семина "Ласточка-звездочка" продолжает "военную" серию "Самоката". Название серии - "Как это было" - объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно - насколько это возможно.

Виталий Сёмин - Плотина

Первая часть незаконченного романа "Плотина" является прямым продолжением "Нагрудного знака „OST"".

Виталий Сёмин - Семеро в одном доме

Они пили водку, спорили о том, что быстрее пьянит - разбавленный спирт или водка. Говорили, что папироса после водки пьянит сильнее, чем две кружки пива. На них была чистая рабочая одежда. Они только что искупались под душем в саду. Душ этот самодельный. Чтобы наполнить его, надо наносить воды из водопроводной колонки. Воду носить далеко, почти целый квартал, к тому же потом с ведрами надо подняться по приставной лесенке и перелить воду в бочку.

В сборник ростовского писателя В. Н. Семина (1927-1978) вошли повесть "Семеро в одном доме", роман "Женя и Валентина" и рассказы "Ася Александровна", "В гостях у теток" и "Эй!".
Картина предвоенной жизни, пафос этой жизни, выраженный в мыслях, поступках людей, в приметах времени, предстают широко и подробно в романе "Женя и Валентина", который впервые издается в наиболее полном виде.

Родился в семье служащих.

В 1942 15-летним подростком был угнан в Германию, где 3 года работал на заводах в городах Фельберте и Лангенберге - вплоть до освобождения советскими войсками 16 апр. 1945. По возвращении на родину учился в Ростовском железнодорожном техникуме.

В 1949 поступил в педагогический институт.

В 1953 был отчислен из института как не сообщивший при поступлении данных о пребывании во время войны на территории Германии. Уехал на строительство Куйбышевской ГЭС. Впечатления об этом периоде жизни отложились в первой книге рассказов «Шторм на Цимле» (1960).

В 1957 Сёмин окончил Таганрогский педагогический институт. Преподавал в школе в глубинке России, что послужило толчком к написанию повести «120 километров до железной дороги» (1960).

С 1958 по 1963 работал в газете «Вечерний Ростов», затем редактором на Ростовском радио. В незаконченном романе «Женя и Валентина» описана жизнь редакции газеты в довоенное время и в начале войны.

В 1964 Сёмин был принят в члены СП СССР и с этого времени целиком посвятил себя литературному труду.

В 1965 в журнале «Новый мир» публикуется его повесть «Семеро в одном доме». Повесть была подвергнута критике за «приземленное» изображение жизни, «бедной содержанием» (Ю.Лукин. Лишь видимость правды // Правда. 1965. 11 авг.). Однако это было одно из тех произведений, которое позже встанет в ряд лучших в числе так называемой городской прозы (Ю.Трифонов, А.Битов, Б.Окуджава, Г.Семёнов и др.). «Приземленность» повествования оказалась на поверку близка к сострадательной позиции русских писателей с их интересом к «маленькому человеку», а авторская «отстраненность» - это позиция вдумчивого наблюдателя, без сентиментальности и с доброй иронией рассказавшего историю одинокой женщины, которая пережила смерть мужа и сына, казалось бы, так и не нашла счастья в своем доме на окраине большого города, но не потеряла своего жизнелюбия и энергии.

В 1960-70-е рассказы Сёмин публиковались в различных журналах, в первую очередь в «Новом мире», главным редактором которого был в это время А.Твардовский. После разгрома, учиненного критикой в адрес «Семерых...», Сёмина продолжительное время не печатают. По заданию Твардовского он рецензирует приходящие в редакцию «Нового мира» рукописи. Уже после смерти писателя эти его работы будут изданы двумя отдельными книгами («Рабочие заметки», 1984; «Что истинно в литературе», 1987). В своих рецензиях Сёмин проявил глубокое художественное чутье, умение обнаруживать эстетическую ценность литературного произведения. Даже не имеющие художественные ценности произведения Сёмин умел увидеть как явление социальное, отражающее жизнь с ее потерями и обретениями.

В 1963 Сёмин написал повесть «Ласточка-звездочка». «В ней - самое легкое и светлое в жизни и начало самого страшного» (И.Дедков). Эта книга стала преддверием «главного» романа писателя - «Нагрудный знак "OST"» (1974; опубл. в журнале «Дружба народов» в 1976, другое название - «763-й»), в котором он описал 3 года, проведенные в Германии. Продолжением романа стала незаконченная книга «Плотина»; здесь также описывается каторжный труд в фашистских арбайтслагерях. Главные книги Сёмина малособытийны. Это описание психологического состояния подростка, к которому мир повернулся самой страшной своей стороной. Герою Сёмина в этих условиях удается сохранить взгляд на мир - неозлобленный, цепко наблюдательный и даже аналитический. Глубокое проникновение в сущность юношеского характера сближает романы Сёмина с трилогией Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и «Подростком» Достоевского. 14-летний подросток в романе «Нагрудный знак OST» оказывается в экстремальных физических и психологических условиях. Это тот же герой, что и в повести «Ласточка-звездочка». Действие романа происходит, по сути дела, в тюремной «зоне» с ее звериными законами выживания. Главным оказывается необходимость выжить нравственно, даже не физически. Вокруг себя подросток видит примеры людей физически слабых, даже ущербных, но притягивает его не грубая сила, а способность человека к добру. Автор не только передает свои главные жизненные переживания, но и раздумывает о взаимосвязи человека с миром, исследует природу фашизма; трагедийное и лирическое начала тесно сплетены в романе. В этом его главная ценность. Особенность практически всех произведений Сёмина - их автобиографизм. По словам Б.Можаева, «в сущности, он писал одну книгу - исповедь собственной души». Сёмин принадлежит к поколению писателей-«шестидесятников». Это подтверждают и его рассказы «Ася Александровна» и «В гостях у теток» (1970-е). Произведения Сёмина переведены на английский, немецкий, болгарский, польский, румынский, венгерский, итальянский и другие языки.

В 1978 по приглашению мюнхенского издательства, в котором был осуществлен перевод «Нагрудного знака "OST"», Сёмин совершил поездку в Германию. Через 3 месяца, в мае 1978, Сёмин скоропостижно скончался.

Г.К.Каурова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.306-307.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Нагрудный знак «OST»: Роман. Повести. Рассказы / послесл. И.Дедкова. М., 1978;

Плотина: романы / вступ. статья Л.Лавлинского. М., 1982;

Рабочие заметки. М., 1984;

Нагрудный знак «OST». Плотина / предисл. А.Адамовича. Ростов н/Д., 1987;

Что истинно в литературе. М., 1987;

Семеро в одном доме: повести / предисл. В.С.Сидорова. Ростов н/Д., 1989;

Женя и Валентина. М., 1989.

Литература:

Бурсов Б. Пути к художественной правде. Л., 1968. С.3-44;

Джичоева Е. Преодоление: Очерк жизни и творчества В.Семина. Ростов н/Д., 1982;

Адамович А. Ничего важнее. М., 1985. С.6-92;

Золотусский И. Трепет сердца: Избранные работы. М., 1986. С.203-213;

Лавлинский Л. Мера времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. М., 1986. С.142-167;

Можаев Б. Памяти Виталия Сёмина // Дон. 1987. №10. С.155-158;

Дедков И. Обновленное зрение. М., 1988. С.160-175;

Сухих И. Трудные истины Виталия Сёмина // Литературное обозрение. 1989. №1. С.60-62;

Скребов Н. Зависимость от правды // Дон. 1990. №7. С.60-62;

Региня Л. Обожженный фашизмом // Нева. 1995. №5. С.164-184;

О «Рабочих заметках» Виталия Сёмина / публ. и примеч. В.Кононыхиной-Семиной // Литературное обозрение. 1995. №6. С.95-110.

Тернии судьбы Виталия Сёмина

Статья посвящена донскому писателю Виталию Сёмину, его творчеству и биографии, которые напрямую связаны с Великой Отечественной войной, точнее, с фашистскими арбайтслагерями, куда он попал, будучи подростком в 1942 году. Так складывалась судьба будущего писателя.

Изучение региональной литературы – важный этап в образовании и воспитании студентов и школьников. Соединение внеурочной и урочной деятельности в таких формах как литературный клуб позволяет глубже проникнуть в истоки народной литературы и культуры Дона, познакомиться с его достойными представителями. Сёмина.

Статья написана студенткой 4-го курса Челябиной Юлией под руководством и в соавторстве с преподавателем высшей категории Гнедчик Людмилой Михайловной.

«Начинаем любовью к жизни, а кончаем любовью к смерти»

Виталий Сёмин.

Виталий Николаевич Сёмин – наш земляк. Принадлежит к литературному поколению, которое многие критики называют не воевавшим. Но детство этих писателей всё же опалила тяжелая и жестокая война. Этой опаленности писателю хватило на всю жизнь. Он, знавший войну по жесточайшей фашистской неволе, с искренним почтением относился к тем, кто был на фронте под огнем. Не скрывал он и сожаления о том, что ему не пришлось с оружием в руках бить врага. Да, война на всем оставила свой черный отпечаток и нанесла роковые удары по судьбам многих людей.

У Виталия Семина счастливая писательская судьба. Эти слова могут показаться странными, людям, знающим, какая досталась ему биография. Но речь пойдет не о биографии, а о судьбе. Для художника эти понятия в чем-то совпадающие, в чем-то противоположные. Что, собственно, делает человека писателем?.. Литературный талант и индивидуальная драма. Талант – это средство рассказать о своей драме, то есть разделить ее с людьми и смягчить боль. Индивидуальной драмой Семина, его «главным жизненным» переживанием стала – война.

Пятнадцатилетнему ростовскому подростку Виталию Семину, угнанному в 1942 году в Германию, ранило душу до крови. Но такой ценой талант его получил из первых рук у жизни незабываемый материал.

«Жизнь писателя - материал для его книг». Это утверждение Виталия Семина справедливо по отношению к нему самому, ибо природу его творчества можно понять, лишь считаясь с его «главными жизненными переживаниями». Этих «переживаний», то есть того, что видел, испытывал и начинал осмыслять в фашистских арбайтслагерях в годах будущий писатель, хватило на всю последующую жизнь. Они предопределили дальнейшее: и как жил, и как писал. Он сумел все подчинить тому, что считал своим главным делом, - творчеству. У него была привычка: не просто думать – жить мыслями. Привычкой было и давать себе отчет в своих мыслях, закрепляя их на бумаге.

Конечно, его путь не похож на другие – начало этого пути отличается максимальной насыщенностью, трагическими переживаниями. На неокрепшие плечи подростка легли 3 года фашистской неволи, унижений, побоев, голода, тифа, каторжного труда. Но рано сложившемуся писателю эти годы дали отчетливое сознание увлекательности собственного жизненного опыта, что сделало почти все произведения Виталия Семина автобиографичными . «Пишу о том, что сам видел, выстрадал, знаю доподлинно. Быть может, эти испытания в какой-то мере объясняют и повышенную ранимость писателя – и даже его раннюю смерть. В письме к другу он признавался: « Я фаталист и привык думать, что к писателю судьба относится «по-хозяйски». Показывает ему то, то он должен знать». Достаточно познакомиться с его биографией, даже с самыми скупыми ее фактами, чтобы убедиться в том, что судьба отнеслась к нему «по-хозяйски», дав обильную пищу его книгам.

Довоенный период и начало войны нашли отражение в повести «Ласточка-Звездочка» и «Женя и Валентина». Каторжный труд в фашистских арбайтслагерях послужил материалом для рассказов, для романов «Нагрудный знак «OST» и «Плотина». Работой на Куйбышевском ГЭС навеяны рассказы сборника «Шторм на Цимле», повесть «Когда мы были счастливы». Не забрось его судьба в Большое Ремонтное, не было бы повести «Сто двадцать километров до железной дороги». Впечатления о работе в «Вечернем Ростове» отразились в рассказах «Люблю одержимых» и в романе «Женя и Валентина». А жизнь на окраине Ростова, в Красном городе-саде, дала материал для повести «Семеро в одном доме».

Он не раз говорил, что в литературе, на его взгляд, истинно лишь то, что непосредственно пережито автором или его героями, опосредованные переживания – уже не совсем литература. Может быть, со стороны такое утверждение выглядело максимально, но он имел на него право: его слово было обеспечено высоким достоянием – жизнью, кровью, нервами.

Он утверждал, что писатель не может писать, не испытывая сопротивления. Если в литературе универсальные законы, то этот – главный. Борется ли писатель с незнанием, с неумением, с непониманием, с невозможностью по тем или иным причинам высказаться до конца, с тяжестью материала – сопротивление ему необходимо. Всего этого у него было с избытком. А сознание того, что художественная литература – это воссоздание человечности, должно было помочь в будущем нелегком труде. Нужен был литературный опыт, «наращивание литературных мускулов», как позже сказал он. Но наращивать их можно было, используя впечатления текущей жизни, - прежний горький опыт до поры до времени должен быть неприкосновенным.

Виталий Семин часто любил повторять слова В. Гроссмана: «Долг писателя рассказать страшную правду, гражданский долг читателя узнать ее». Говоря о страшных военных потрясениях, Семин не забывал и о другом: «Сместился критерий занимательности и правдолюбия литературы. Фантазия была скомпрометирована. Никакой фантазии невозможно было угнаться за жизнью. Слишком фантастичны и трагичны, неправдоподобны, оказались судьбы каждого третьего из живших в нашей стране. Мерилом литературы, как никогда, стала жизнь. Она требовала изображения и объяснения. Она требовала людей, способных ее понимать и изобразить».

Куйбышевская ГЭС, «глубинка», редакция городской газеты – здесь черпал Семин материал для будущих книг, здесь наблюдал характеры героев, с помощью этого материала готовился исследовать жизнь, ибо еще там, в Германии, тосковал по этому умному миру, в котором он найдет ответы на свои мучительные вопросы. Жизнь не была повернута к нему своей парадной стороной, но он и не нуждался в парадности – ему нужно было, чтобы его глаза тогда были открыты.

Судьба отпустила Семину полной мерой и таланта, и пищи для него, и ума, чтобы понять это, и характера, чтобы с этим совладать. Редкостно последовательной была его судьба в отношении Семина. Точно заботилась, чтоб его биография была достойна его таланта, чтоб его талант не испытывал нехватки материала.

В соответствии с порядками, бытовавшими до 60-х годов, Семину пришлось отвечать за то, что «был в Германии», - точно его не угнали, о он сам отправился туда. За год до окончания пединститута его «разоблачили» и отчислили. Это несправедливость ранила больнее гитлеровских дубинок. Однако, новое страдание опять же роднило с тысячами людей, страдавших по тому же поводу или тех же порядков. С годами пришло не только мастерство, но и сознание необходимости рассказать о пережитом под новым углом зрения: здесь должно было быть не только «страдание памяти», но и поиски причин, ответы на вопросы, особенно на главный вопрос – как это могло произойти?

В беседе с другом Леонидом часто называл себя нелегким автором. Виталий Семин – писатель действительно трудный. Нужна немалая духовная работа, чтобы одолеть многостраничную толщу его главного романа «Нагрудный знак «OST», раскрывающего мрачные бездны фашистского арбайтслагеря – рабочего лагеря.

В творчестве Виталия Семина представлены все основные жанры художественной прозы 60-70-х годов. От ранних рассказов с их главной проблемой становления молодого героя к исследованию социального быта и психологии людей деревни и городской окраины в повестях середины 60-х годов и от них – к масштабным и многоплановым романам 70-х годов – такова в общих чертах жанровая эволюция Семина – прозаика. Она отвечала как общей динамике жанров в литературе 60-70-х годов, так и внутренней логике развития творчества писателя в сторону художественного исследования все более широких сфер жизни и углубленной разработки все более масштабных тем и проблем.

Жанровому богатству прозы В. Семина соответствует разнообразие тем и проблем, поднятых в его произведениях, многообразие изображенных в них «срезов» действительности. Достаточно лишь вспомнить место и время действия рассказов, повестей и романов писателя или попытаться очертить круг поставленных в них вопросов, чтобы явственно ощутить тематическое богатство и проблемную содержательность его творчества.

Вместе с тем прозу В. Семина отличает целостность, наличие в ней некого нравственного центра, который придает художественному миру писателя привлекательность, значительность, и глубину. Отчетливая выявленность в прозе В. Семина идейно-нравственной позиции автора обусловлена отчасти и такой особенностью его произведений как автобиографизм, опора на собственный жизненный опыт и собственные наблюдения по принципу: «Жизнь писателя – материал для его книг». Автобиографизм здесь – и осознанный принцип реалистического искусства, придающий произведениям писателя как бы дополнительную достоверность и правдивость, и важный элемент идейно-художественной структуры произведений, их поэтики.

Произведения Семина имеют, как правило, монологический строй, но ни одно из них не замкнуто на «я» героя рассказчика. Не только в многоплановых и сложных по структуре романах, но и в повестях и в рассказах в поле зрения и внимания автора непременно находятся и «другие» с их собственным лицом и собственной жизненной философией.

Исследование и человеческих характеров и сфер действительности, постановка важных философско-этических проблем, обращенных не только к сегодняшнему, но и к завтрашнему дню, утверждение высоких нравственных ценностей и критериев, подлинное мастерство в деле «сотворения художественного» - все это делает лучшие произведения В. Семина явлением «большой прозы как части отечественной культуры, определяет их место в литературе 60-70-х годов и придает им непреходящее значение».

Список литературы:

1. Виталий Сёмин в воспоминаниях, письмах и литературной критике / Сост. , Кононыхина-Сёмина. – Ростов н/Д.: Орбита; Ковчег.- 314с.

2. Джичоева: Очерк жизни и творчества Виталия Сёмина. – Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1982. – 152 с.

3. Лавлинский Л. Цена истины //Новый мир. – 1979. - №4. – с. 262-269.