Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сценарий проведения бала 19 века. Сценарий бала в стиле XIX века «Императорский благотворительный бал. II Отделение XX ВЕК

Путешествие в гимназию конца XIX века.

Цель занятия:
Сформировать представление об учебных заведениях Челябинска конца XIX – начала XX века, о традициях женской и мужской гимназий, об образе жизни гимназистов.
2.Воспитывать у детей интерес к учебе.
3.Развивать внимание, аналитическое мышление, воображение.

Методы и приемы, используемые на занятии:
Беседа с учащимися, рассказ, наблюдение, сравнение, отгадывание загадок, импровизированный урок.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию.

Предметный ряд из фонда музея:
перьевая ручка, набор перьев, чернильница-непроливашка, грифельная доска, школьная форма середины XX века, колокольчик школьный, парта школьная, счёты. атрибуты пионерской символики 20 века.

Проводит: Л.А.Фоменко –
».
2013г.
Ход занятия.
Вступление:________________________________________

Здравствуйте, ребята. Сегодня Международный – праздник – День знаний. (слайд 1)

Я поздравляю вас с этим замечательным праздником и началом учебного года. День знаний - это праздник тех, кто учится, и тех, кто учит вас.
Скажите, пожалуйста, а где сейчас можно учиться? Правильно-в детском саду (дошкольном учреждении), школе, колледже, училище, институте, университете).
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в конец XIX века и узнать, а где же и как учились и жили ваши сверстники более 100 лет назад. (слайд2)
(слайд3)- высказывание о 19 веке
(слайд 4)-историческая справка о грамотности 19 века.

В то далекое время нашего города еще не было, а была лишь казачья станица Тугайкуль. Да и такого большого города как Челябинск тоже не было. А была крепость Челяба (слайд 5)

Долгое время в Челябинске не было учебных заведений. Дети чиновников и купцов обычно получали домашнее воспитание и образование, а затем отправлялись для дальнейшего обучения в Оренбург, Екатеринбург или столицу. (слайд 6)

(слайд6-7)
Детей казаков и бедных мещан за три рубля обучали грамоте и арифметике более грамотные местные жители: писцы, священники, разночинцы. Да, наверное и не было необходимости открывать школы. Ведь казаки в конце 18 века жили, в основном, вне города, а такого развития промышленности, как, например, на Среднем Урале, в Челябе (так раньше назывался город Челябинск) в то время не существовало. Государство также не проявляло активности в широком просвещении граждан, отдавая образование на откуп церкви.
При церквях создаются первые школы духовного и начального образования – церковно-приходские школы.
(слайд 9)
Чему же в них учили? Прежде всего, Закону Божьему и церковному пению. Это были главные уроки в церковно-приходской школе. А также преподавали здесь арифметику и грамматику. Дети учились в церковно-приходских школах 4 года, и, выйдя из ее стен, умели читать, писать и знали основы церковной грамоты.

В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. (слайд 10)

В начале XX века создавались школы для детей рабочих. Их еще называли фабричные школы. (Давайте рассмотрим фотографии и представим себе, какие предметы преподавали в этих школах?)
(слайд 11)

До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений, дающих среднее образование. Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902 г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Училище сразу стало центром просвещения города. Уклон здесь делали на естественно-технические науки. (Как вы думаете, почему в Челябинске возникла необходимость создания такого учебного заведения? Правильно. Ведь в городе строились заводы и фабрики – мануфактуры, и технические знания были здесь как нельзя кстати.)
Для девочек, первое учебное заведение открылось только в начале шестидесятых годов XIX века. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию. Прогимназия давала начальное образование (первые 4 года) и создавалась в небольших городах. В крупных городах создавались гимназии, которые давали начальное и среднее образование. Как вы уже поняли, девочки и мальчики учились в разных гимназиях и во время учебы не встречались. (слайд 12)
Вот почему я вас рассадила, когда вы входили в зал..
Все гимназии имели приблизительно одинаковую программу обучения и были рассчитаны на семилетний срок образования. Так, в течение первых двух лет преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, чистописание.(слайд 3)
урок арифметики:
- Давайте попробуем решить шуточные задачи, которые могли решать на уроках арифметики гимназисты.
Шуточные задачи.
В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
(Потому что хитрый сосед сгребает весь снег ко мне в огород)
В каком случае 6 детей, 2 собаки, 4 взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут?
(если не будет дождя)
Два плюс два умножить на два?
(6)
На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули.
Сколько мух осталось на столе?
(одна. Остальные улетели.)

Также важным предметом для девочек считалось рукоделие (чаще всего вышивание). Вышивка была лучшим подарком в конце XIX века. Вышивали платки, шарфы, кисеты. Их дарили родителям и даже кавалерам. Ведь ребенок не зарабатывал денег сам. А брать их у родителей, чтобы купить им же подарок, считалось некрасивым. Поэтому все подарки делали своими руками. С 3 класса класса добавлялись уроки иностранных языков: немецкого и французского. За отдельную плату преподавали пение, музыку и танцы. Также девочек учили хорошим манерам. Ведь каждая девочка в будущем станет мамой и главное ее предназначение – воспитывать детей. А чтобы воспитать достойных граждан своей страны, она сама должна быть образованна, воспитана, уметь вести себя в обществе, быть аккуратной. Желающие могли остаться и на 8-ой год, в течение которого им преподавался педагогический курс обучения. После окончания 8-го класса выпускницы получали аттестат домашней наставницы. В гимназии каждую четверть выдавались сведения об успеваемости и поведении, которые выдавались родителям на подпись, а затем возвращались начальнице гимназии. В дневниках гимназисток обязательны были отметки за поведение, внимание и прилежание. Итак, в гимназии была строгая дисциплина. Гимназистки должны были строго выполнять правила, установленные гимназией: по воскресеньям и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными и др.; на занятия приходить со своими учебниками и тетрадями.

Наказания в такой школе были строже наших, современных. Вспомните сказку Антония Погорельского «Черная курица». Как наказали гимназиста Алешу за то, что он сказал неправд? (Розгами) За поведением учеников следил специальный человек: у мальчиков это был мужчина – надзиратель, а у девочек это была женщина – «наставница» или «классная дама».
(слайд 14)
Все гимназистки должны были ходить в форме. Давайте рассмотрим фотографии, во что же были одеты девочки? (Темно-синее или коричневое платье с длинной пышной юбкой, передник – в праздники белый, в будни – черный. Прическа всегда одна – коса, в которую вплетен черный или коричневый бант. В праздники вплетали белый бант. Эта школьная форма существовала очень долго. Ваши бабушки и мамы тоже ее носили. Отменили единую школьную форму совсем недавно. Но уже сейчас многие школы, современные гимназии и лицеи вводят у себя форму, которая отличает учащихся этого учебного заведения от остальных учеников. Когда в гимназии было холодно, девочки надевали поверх платья пелерину, сшитую из теплой ткани.
Теперь давайте посмотрим, как выглядел гимназист. У мальчиков тоже была своя форма, похожая на военную. На голове гимназисты носили фуражку с кокардой, где размещалась эмблема гимназии. Также мальчики носили гимнастерку – военную рубашку. Обязательный элемент формы – ремень с бляхой. Брюки были тоже на военный манер, часто с лампасами. На ногах сапоги или ботинки. В холодное время – шинель с блестящими металлическими пуговицами, часто на ней были погоны с символами гимназии. Кстати, до 1918 года гимназисты ходили в форме не только во время занятий, но и после них.
Если девочек готовили к тому, чтобы быть хорошей хозяйкой, женой и матерью, то мальчиков готовили к службе в своей стране. «Долг, Честь, Отечество», - вот те слова, которые мальчик должен был знать с младых лет. Поэтому наряду с чистописанием, арифметикой, грамматикой, чтением, мальчики в гимназиях занимались изучением военного дела. Обязательным предметом была и гимнастика. А как вы думаете, занимались ли мальчики танцами? Конечно же занимались. Лучшими танцорами среди взрослых считались офицеры, так что танцы для гимназистов были знакомым предметом. Для детей даже организовывали «детские балы», где должны были танцевать и гимназисты, и гимназистки. Очень многие мальчики и девочки умели играть на музыкальных инструментах.
Мы многое уже узнали о жизни гимназистов и гимназисток. А теперь давайте рассмотрим несколько предметов из фондов нашего музея, которыми могли пользоваться гимназисты.
(Дети рассматривают перьевую ручку, чернильницу – непроливашку, грифельную доску, школьный колокольчик, промокательную бумагу, перочистку (ее делали своими руками), перочинный ножик для заточки (починки) гусиного пера).
Парты тоже отличались от современных Они были наклонные, чтобы удобно было писать перьями. У парты были крышки, которые поднимались, если ученик вставал. Столешница парт была в основном черного цвета, чтобы не видно было клякс от чернил. Такая форма парт сохранялась в российских школах очень долго. Даже ваши бабушки и дедушки, а возможно папы и мамы учились за такими партами.
- Сколько времени длится урок сейчас?
А 100 лет назад урок в гимназии длился 1час 15 мин. Потом время урока сократили до 1 часа.
- С какого времени продолжается учебный год в вашей школе? (1 сентября – 30 мая)
А в то далекое время учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В 1 класс принимали в мае, а всех прочих в августе. Для иногородних детей существовали пансионы, где дети жили и учились. А домой они уезжали только на каникулах.
Но жизнь гимназистов и гимназисток состояла не только из учебы. Чем же они занимались в свободное время? Посещать театры, кино разрешалось только в сопровождении родителей или классной наставницы, и только с разрешения начальницы.
(слайд 18)
А еще учащиеся старших классов вели альбомы. Они были похожи на дневники, которыми увлекаются современные девочки. Эти альбомы представляли собой обыкновенную тетрадь, в которую записывались любимые стихи, песни, пожелания. Стихи во всех тетрадях написаны разными почерками, т. к. альбомы принято было давать друзьям, чтобы они сделали запись на память.
отрывок их дневника..
Скажи, ну стоит ли учиться,
Семь лет без отдыха долбить.
Потом с гимназией проститься
И все, что знали позабыть.

Не только девушки вели альбомы, но и юноши.
Почти во всех альбомах гимназистов есть рисунки: цветы (у девушек), а у А. Никонова – изображения музыканта, продавщицы семечек, бильярда. Рисунки принадлежат руке не только хозяина или хозяйки альбома, но и друзьям, стремившимся украсить написанные ими странички.
Альбомы дают нам представление о формах досуга молодого поколения ушедшей эпохи.
В одном из альбомов переписаны русские народные загадки, возможно для того, чтобы загадывать их друзьям. Попробуйте и вы отгадать эти загадки.

1. Меня бьют, колотят, ворочают – я все терплю и всем добром плачу (земля).
2. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо).
3. Сито- вито кругловато, кто не взглянет, тот заплачет (солнце).
4. За бабиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают - достать не могут (месяц).
5. Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет (месяц)
6. Выгляну в окошко – стоит репы лукошко (звезды).
7. К вечеру умирает, к утру оживает (день)
8. Махнула птица пером, покрыла весь свет одним пером (ночь)
9. Конь бежит – земля дрожит (гром)
По выходным дням учащиеся устраивали вечера, велись чтения, беседы на исторические и литературные темы.

Итог.
А как часто у вас в школе бывают каникулы? (Ответ).
В гимназии же не было весенних, осенних и зимних каникул. Только летние, да и те длились 1,5 месяца.
Когда же дети успевали отдыхать? Много было праздников. Почти на каждой недели свой, а то и несколько? Откуда столько? С чем связано?
Ответ:

(церковные праздники были выходными днями, а также императорские именины были выходным днем.)

А сколько минут идёт урок в вашей школе?
40-45 минут.
А в гимназиях -60 минут.
В школе о конце урока сообщает что?
Звонок.
Вот и в гимназии конца XIX века тоже был звонок, но только не электрический, как у вас, а колокольчик. Сейчас мы в него позвоним, и вы услышите, какой он громкий – его могла услышать вся многоэтажная гимназия.
(звенит звонок)

Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.

Сценарий

литературно-музыкального бала «Романтика 19 века»

(звучит музыка, гости проходят в зал)

1 ОТДЕЛЕНИЕ

(за сценой)

И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Танец «Полонез»

(звучит легкая музыка, выходят ведущие)

Ведущая:

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Ведущий:

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Ведущая:

Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты,
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Ведущий:
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов,
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Ведущая:
Мазурки музыка звучит,
Её сменяют вальсы,
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Ведущий:

Наш бал открыт!

Ведущая:

Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу!

Ведущий:

В этом году бал посвящен теме: «Романтика 19 века». Сегодня участники бала исполнят польки, вальсы, контрдансы, кадриль, марш и котильоны

Ведущая :

Кто-то из участников порадует нас пением, исполнением музыкальных произведений, мастерством художественного чтения и театральными постановками.

Ведущий :

Сударыня! А Вы знаете, что в соседнем зале у нас игровой салон?

Ведущая :

Конечно, и я Вам, сударь, даже больше скажу! Я, как и многие наши гости, успела там побывать! Там можно познакомиться с незатейливыми играми, загадками-шарадами, узнать свою судьбу у веселых цыганок-гадалок. А кое-кто из наших уважаемых гостей даже успел пофлиртовать с помощью таинственных карт цветов….

Ведущий :

Именно так развлекались дамы и господа 19 века на светских приемах и в гостях.

Ведущая : Обращаем Ваше внимание, в течение всего нашего вечера работает жюри – это старшеклассники школы № 11. В их власти определить самую танцевальную пару, лучшие костюмы, лучшие голоса, лучших актеров и музыкантов.

Ведущий :

Уважаемые гости и конкурсанты! В вашей власти определить лучший номер, который получит приз зрительских симпатий. Для этого вам необходимо проголосовать!

Ведущая : И именно вам сегодня предстоит выбрать короля и королеву бала! Все ваши предложения просим опускать во второй ящик для голосования.

Ведущий :

А если вы желаете кому-то из присутствующих написать письмо, сделать комплимент, а может рассказать о своих чувствах, для вас работает наша почта! Наши почтальоны в тот же миг доставят Ваше послание адресату!

Ведущая :

Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…
И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…

Ведущий :

Литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» начинает испанский вальс! Дамы и господа! Прошу, выстраиваемся в круг. Король всех бальных салонов – вальс. (после того как все встали) Маэстро, мы готовы! Музыку!

ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС

Ведущий :

Спасибо. Реконструкция испанского вальса принадлежит итальянскому хореографу Фабио Моллика. Танец относится ко второй половине 19 века.

Ах, сударь! Я так волнуюсь!

Ведущий :

И по какому поводу, сударыня, Ваше волнение?!

Как? Разве вы не осведомлены? На нашем балу присутствую такие знатные господа!

Ведущий :

Дамы и господа! Представляем вам почетных гостей нашего бала!

(представление почетных гостей, приветственное слово от руководителя образовательного учреждения)

Ведущий :

А мы представляем вам хозяйку бала –……………………!

(слово для приветствия хозяйки бала)

Ведущая :

Созвучье нот, переплетенье слов,
И в грусти капелька надежды,
Пускай прольется свет ее безбрежный.
Ведущий :
Пускай душа заплачет о любви
Или прильнет к другой душе украдкой.
Ты в даль неясную сегодня не зови,
В плену воспоминаний ей так сладко.

Ведущая :
Созвучье нот, переплетенье слов
И вечно неразгаданная тайна,
Струне гитарной ты не прекословь,
Дослушай до конца романс печальный.

(романс в исполнении учеников 2 В класса)

Ведущий :

Кто эти прелестные создания?

Ведущая :

Ученики 2 класса ……………………..! В нашей школе есть очень интересный человек. Талантливый педагог, милая женщина, воспитавшая не одно поколение красивых голосов!

Ведущий : ее воспитанники от мала до велика, и ученики, и педагоги – призеры и победители вокальных конкурсов. …………………………………..!

Ведущая : А мы продолжаем знакомство с бальной культурой и начнем с танцев.

Ведущий : Конечно, скажете вы, как можно знать наверняка какие это были танцы?

Ведущая : В то время еще не было кино и видео творчества, чтобы запечатлеть и запомнить. Однако ведущие хореографы разных стран задались поисками источников и смогли восстановить казалось бы утраченное. Реконструированные социальные танцы, исполняемые на балах, хореографы смогли распространить по всему миру.

Ведущий : Теперь и в Березниках, небольшом городе России, они известны. Большую роль в распространении бальных танцев 19 века играет наш городской клуб исторического танца «Береслада» и их руководитель ………! Они у нас в гостях, поприветствуем!

Ведущая : Кавалеры! Приглашайте дам. Объявляется следующий танец «Марш карусель». Маэстро! Музыку!

(МАРШ КАРУСЕЛЬ)

Ведущий : 19 век – «Золотой» век литературы! Век бессмертных и прекраснейших творений! Вы только вслушайтесь в эти имена: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов….

(«Письмо Татьяны к Онегину» исполняет ученица 11 класса)

Ведущая : А у нас в гостях лицей № 1. Они дарят свой танец. Вальс из мультфильма «Анастасия»

(ВАЛЬС АНАСТАСИЯ)

Ведущая : Музыка к следующему танцу была специально написана Андреем Петровым для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Ведущий : Ох уж эти гусары! Похитители дамских сердец!

Ведущая : Гусарская полька! Маэстро! Музыку!

(ГУСАРСКАЯ ПОЛЬКА)

Ведущий :

Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает на

Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Ведущая :

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ведущий :
Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
Ведущая : Романс «Утро туманное» исполняет ученица школы № 11 ………!

(Романс «Утро туманное»)

Ведущий :

В конце 19 века берет свое начало Серебряный век русской поэзии. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века.

Ведущая :

Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода - явление феноменальное даже для русской культуры.

Ведущий : в небольшое путешествие по литературным страницам серебряного века мы отправляемся вместе с учениками школы №3 .

(стихи С.Есенина, стихи М.Цветаевой)

Ведущий : Уважаемые участники бала! Предлагаю желающим выйти в центр! Объявляется котильон танец-игра!

Ведущая : Котильоны бывают разные: вальсовый, полечные, галоп, кадриль или мазурка. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый. В 19 веке котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговора, для ухаживаний и даже для объяснения в любви.

Ведущий : Все дамы предпочитают кавалеров, у которых на груди красуются ордена и медали. Это говорит о мужестве и силе.

Ведущая : правила нашего котильона ордена огласит хозяйка нашего бала!

(Котильон Ордена)

Ведущая : Предлагаю Вам, сударь, отгадать о каком танце далее пойдет речь? Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом…

Ведущий : Мне кажется, это вальс! Вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Ведущая : В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было в два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.

Ведущий : Маэстро! Музыку! Вальс цветов!

(ВАЛЬС ЦВЕТОВ)

Ведущая : Сударь, а как Вы относитесь к балету?

Ведущий : Я восхищен русским балетом! В 19 веке русский балет достиг небывалой до этого популярности, его воспевали в своих произведениях Пушкин, Державин, Грибоедов.

Ведущая : Встречайте ученицу школы № 3!

(балетный номер)

Ведущий : В аристократических салонах в начале 40-годов 19 века получил распространение и признание чешский танец «Полька». Не взирая на популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.

Ведущая : во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать только несколько пар, чтобы они могли показать свое танцевальное искусство не будучи стеснены. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу 19 века фигуры упростились или исчезли, начали появляться варианты танца: полька-галоп, полька-мазурка.

Ведущий : Кавалеры! Приглашаем дам. Шотландская полька. Маэстро! Музыку!

(ШОТЛАНДСКАЯ ПОЛЬКА)

2 ОТДЕЛЕНИЕ.

Ведущая :

Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Ведущий : Мы продолжаем наш литературно-музыкальный бал «Романтика 19 века» и приглашаем пары на Вальс «Жизнь художника»

(ВАЛЬС ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА)

Ведущая : А мы напоминаем, что все присутствующие на балу гости сегодня выбирают короля и королеву бала, не забывайте голосовать за ваших фаворитов.

Ведущий : у нас также работает почта, пишите ваши послания, комплименты, а возможно и признания, и они тут же будут доставлены адресату.

(видео фрагмент из фильма «Война и мир»)

Ведущая : А мы объявляем контрданс на 6 пар!

(контрданс на 6 пар)

(Романс в исполнении учеников 7 класса школы № 11)

Ведущий : Объявляем вальс «Конькобежцы»! Маэстро музыку!

(ВАЛЬС КОНЬКОБЕЖЦЫ»)

Ведущая : Мазурка. Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.

Ведущий :

Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

Ведущая : Котильон «Охота на кавалеров», . ………..! Просим объяснить вас правила игры!

(КОТИЛЬОН ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ)

Ведущий : Бальмонт сказал:

«О, цветы красоты! Вы с какой высоты?

В вас неясная страстная чара.

Пышный зал заблестал, и ликуют мечты,

И воздушная кружится пара.

Не живи как цветок. Он живёт краткий срок,

От утра и до вечера только.

Так прожить - много ль жить? Жизнь его лишь намёк.

О! Красивая, нежная полька!»

Ведущая : Берлинская полька!

(БЕРЛИНСКАЯ ПОЛЬКА - РАЗУЧИВАНИЕ)

(На экране видеофрагмент из оперетты «Летучая мышь»)

Ведущий : Кадриль «Летучая мышь»

(КАДРИЛЬ « ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»)

(Песня в исполнении ученицы 8 класса)

Ведущая : ученица школы № 11 ……………!

Ведущий : Котильон «Ручеек»

(КОТИЛЬОН РУЧЕЕК)

Ведущий : Наши гости из клуба исторического танца «Береслада» желают подарить нам очаровательную Богемскую польку.

(БОГЕМСКАЯ ПОЛЬКА)

Ведущая : Контрданс Гуарача!

(КОНТРДАНС ГУАРАЧА)

Ведущий : Пришло время огласить решение жюри.

Ведущая : Победитель в номинации…..

(объявляют победителей по номинациям.)

Ведущий : Контрданс «Почтовая джига»!

(Контрданс «ПОЧТОВАЯ ДЖИГА)

Ведущая : А сейчас главная интрига сегодняшнего бала!

Ведущий : Кто же станет королем и королевой БАЛА? Приглашаем на сцену Лузину Ольгу Васильевну для оглашения результатов.

(выбор королевы и короля бала)

Ведущая : Королевский вальс!

(КОРОЛЕВСКИЙ ВАЛЬС)

Ведущий : Котильон «Поле битвы»! Ольга Васильевна! Поясните, пожалуйста, правила!

(КОТИЛЬОН «ПОЛЕ БИТВЫ»)

Ведущая : Как гласит один из афоризмов 19 века «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

Ведущий : Приглашаем всех присутствующих на финальный галоп!

(ФИНАЛЬНЫЙ ГАЛОП)

Ведущая :

Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущий :

Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро…

До новых встреч!

Ведущая : и в заключении этого прекрасного вечера слова благодарности от хозяйки бала. ………….., Вам слово!

Ведущий : Наш бал закрыт!

Ведущая : До скорых встреч!

, Внеклассная работа , МХК и ИЗО

Под звуки вальса (композитор М.Глинка) девочки вальсируют по сцене.

Выходят ведущие (Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.)

Пушкин А.С.:

– О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…

(Звучит отрывок вальса.)

Гончарова Н.Н.: Сколько известных людей присутствует на нашем балу. О, граф Третьяков Павел Михайлович со своей спутницей, графиней Софьей Александровной Засекиной.

Третьяков П.М.: Посмотрите, Софья Александровна, приобрел несколько картин в свою коллекцию. Полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Васнецова, Шишкина. Планирую в скором времени открыть галерею. А какие у Вас успехи в области искусства? Слышал, Вы знатная мастерица по бисерной вышивке.

Засекина С.А.: Ну что Вы, Павел Михайлович! Это рукоделие так нынче модно. Посмотрите сами – сумочки, кисеты, вот недавно столешницу бисером вышила. Очень увлекает. Наталья Николаевна. Позвольте преподнести вам в знак почтения этот бисерный гарнитур.

(Дарит украшения и отходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: Господа, хочу представить вам человек, которому подвластны семь нот. С удовольствием слушаю его вальсы, особенно люблю романсы на мои стихи.

(Звучит отрывок из романса “Я помню чудное мгновенье…”)

Глинка: Александр Сергеевич, хочу представить Вам молодого поэта Нестора Васильевича Кукольника.

Кукольник: Михаил Иванович, как Вам мое новое стихотворение “Жаворонок”?

Глинка: Замечательно! Я уже сочинил на эти стихи песню и дарю ее всем гостям этого бала.

В исполнении вокальной группы звучит песня “Жаворонок”. Герои уходят на задний план сцены.

Пушкин А.С.: О, кого я вижу: Василий Осипович Ключевский и Николай Михайлович Карамзин.

(Подходят действующие лица.)

Ключевский В.О.: Добрый вечер, уважаемый Николай Михайлович! Как продвигается ваша работа?

Карамзин Н.М.: И вам добрый вечер! Пишу батенька.

Ключевский В.О.: И что же пишите?

Карамзин Н.М: Пишу я о том как доблестная русская армия выбила неприятеля из России, а потом и всю Европу освободила от узурпатора Наполеона.

Ключевский В.О.: А что еще заслуживает внимания?

Карамзин Н.М: Народ русский хотел царя с престола скинуть, но прочно держится трон императора, сильна власть Николая. Расправились мы с бунтовщиками: кого в солдаты, кого на виселицу, а кого в Сибирь на каторгу.

А вы говорят “Курс русской истории” пишите?

Ключевский В.О.: Стараюсь. Хочу оставить потомкам подлинную историю государства Российского.

Карамзин Н.М.: Какие события были важные?

Ключевский В.О.: О, вторая половина XIX века полна событий.

Карамзин Н.М.: Нетерпится узнать!

Ключевский В.О. Крымская война, где Россия потерпела позорнейшее поражение, Царь Александр II решился дать волю народу русскому, освободив их от крепостной неволи, народовольцы убили Александра-освободителя, победа России в русско-турецкой войне, где русская армия освободила народы балканского полуострова от османского владычества.

Карамзин Н.М.: Непременно заканчивайте свою работу, чтобы память о героическом прошлом народа русского сохранилась в веках.

(Под звуки вальса девочки вальсируют по сцене, а герои уходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: А вот вижу на балу нашем двух изобретателей, которые ведут о чем-то спор.

Попов: Уважаемый Павел Львович, Вы из Китая недавно возвратились. Какое впечатление на Вас произвела страна?

Шиллинг: Удивительная страна, Александр Степанович. Больше всего потрясло умение китайских предсказателей угадывать будущее с помощью шести линий двух типов: прерывной и непрерывной. И знаете, что подумалось, если с помощью этих линий возможно предать всю судьбу человека, то уж для передачи алфавита их тем более хватит!

Попов: Павел Львович. Так вы соединили восточную мудрость, немецкую практичность и русскую смекалку. А в результате наша страна получила электромагнитный телеграф!

Шиллинг: А над чем Вы работаете, Александр Степанович?

Попов: Над созданием радиоприемника и системой радиосвязи. Изобретаемый мною аппарат будет способен принимать на расстоянии без проводов электромагнитные сигналы различной длительности.

Шиллинг: Любопытно-любопытно. Александр Степанович….а представим себе, что потомки в честь вашего изобретения будут праздновать праздник, скажем – День Радио.

Попов: Да уж. Ну тогда пусть празднуют его весной, в мае, числа седьмого, когда тепло, солнышко светит, птички поют. Да что там птички – душа поет! Ох, да Вы, Шиллинг не только изобретатель, но и мечтатель….

Шиллинг: Господин Попов, пойдемте-ка, помечтаем вон за тем столиком…

Уходят на задний план сцены. Звучит вальс. Пушкин с Гончаровой танцуют вальс. Наталья Николаевна подворачивает ногу, лакеи подают стул на который она садится.

Пушкин: Не беспокойтесь, Наталья Николаевна. На нашем балу присутствует знаменитый врач Пирогов Николай Иванович. А вот и он.

(Подходит Пирогов Н.И.)

Пирогов: Что случилось?

Пушкин: Наталья Николаевна вальсируя подвернула ногу.

Пирогов (осматривает ногу): Ничего страшного, просто легкий вывих. Моих изобретений здесь не понадобится.

Гончарова: Благодарю Вас. А о каких изобретениях идет речь?

Пирогов: В худшем случае я применил бы эфирный наркоз и наложил гипсовую повязку.

Под звуки вальса все уходят со сцены. На сцене остается Пушкин А.С.

Пушкин А.С. На нашем балу не принято скучать. Ого, какая важная гостья сегодня присутствует здесь.

Подходит к директору школы и приглашает ее на вальс. Танцуют вальс.

Пушкин: Сударыня, а что Вы интересного скажете нашим гостям?

(Директор школы говорит об открытии проектно-ролевой игры и зачитывает план проектной недели.)

Пушкин: Любимым занятием на балах в XIX веке была игра в фанты. Давайте и мы сегодня немного поиграем.

Проводят Пушкин А.С. и Гончарова Н.Н. игру со зрителями. За правильный ответ получают зрители фант. Правильные ответы сопровождаются мультимедийной презентацией.

Пушкин: На этом наш бал окончен, но впереди нас ждут увлекательное путешествие по XIX веку. Сохраните свои фанты, они пригодятся вам, когда будут подводить итоги. До свидания.

Игра в фанты.

  1. Как называли 19 век в литературных кругах?
    (Золотой век.)
  2. Какой праздник отмечали в нашей стране 7 мая?
    (День радио.)
  3. В каком городе находится Третьяковская галерея?
    (В Москве.)
  4. Какой композитор написал музыку к стихам А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”?
    (М.И.Глинка.)
  5. В какой войне Россия потерпела поражение?
    (Крымская война.)
  6. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был отправлен впервые в ссылку?
    (На смерть поэта.)
  7. На стихи какого поэта был написан романс “Жаворонок”?
    (Н.В.Кукольник.)
  8. О каком восстании говорит Карамзин Н.М.?
    (Восстание декабристов.)
  9. Кто изобрел телеграф?
    (Шиллинг П.Л.)
  10. Модное занятие дам из высшего света в 19 веке?
    (Бисероплетение.)
  11. Каким народам Россия принесла свободу в русско-турецкой войне?
    (Народам Балканского полуострова.)
  12. О каких изобретениях говорит врач Пирогов на балу?
    (Эфирный наркоз и гипсовая повязка.)

Конспект урока истории в 8 классе.

Учителя: Денисенко Г.В., учитель истории, Рыжкова Т.Г., учитель физики.

Тема : Великие открытия и достижения XIX века.

Цель урока: обобщить знания учащихся о важнейших открытиях и достижениях XIX века.

Задачи урока :

    Интегрировать понимание учащихся связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни.

    Изучить общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей.

    Развитие познавательной активности учащихся через межпредметные связи.

Форма урока : интегрированный (история – физика)

Оборудование: модель поршня двигателя внутреннего сгорания; эбонитовая палочка и бумага; муз. центр и муз. фрагменты Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе», Эдвард Григ «Вечер в горах», Рихард Вагнер «Романс Вольфрама из оперы «Тангейзер», Людвиг ванн Бетховен «К Элизе»; мультимедийная презентация «Великие открытия и достижения XIX века»; раздаточный материал по данной теме урока.

План:

    Вступительное слово учителя.

    Целеполагание урока .

    Практическое задание.

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа – презентация.

    Практическая демонстрация.

    Практическая демонстрация.

    Духовное наследие XIX века.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

На доске написан эпиграф :

И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”.

Леонид Мартынов.

    Вступительное слово учителя :

XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с нашей точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей. Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железными дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью. Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология. В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства. Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга. Менялся лик Земли. Рушились традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. XIX век стал веком утверждения и расцвета индустриальной цивилизации.

    Целеполагание урока .

Сегодня на уроке обобщим и углубим наши знания о великих открытиях и достижениях XIX века. Сегодня на уроке предстоит и практическая работа, в ходе которой вы, ребята, продемонстрируете свои знания по изученным темам физики: механики и электростатике.

3. Практическое задание.

Первое практическое задание мы назвали « Эрудит ». Перед вами на доске области изобретений и открытий XIX века. А в «корзине» россыпь изобретений и открытий XIX века. Ваша задача – распределить их по областям науки и техники. (Приложение 1 )

Новые источники энергии

Средства связи

Транспорт

Машиностроение

Биология и медицина

Музыка

«Ах, мода, мода!»

Фотография – новый вид искусства

Открытия в точных науках

Военная техника

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа - презентация

Давайте проверим, насколько вы, ребята, точно справились с заданием. А при помощи учебной презентации углубим наши знания в некоторых вопросах изобретений и открытий, сделанных в XIX веке. ( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

    Практическая демонстрация .

Перед вами модель двигателя внутреннего сгорания. Именно француз Бо де Роше предложил схему 4-тактного цикла. Опираясь на полученные знания по физике, расскажите принцип работы двигателя внутреннего сгорания. (Оценивает правильность ответа учитель физики )

    Практическая демонстрация.

- В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время. Историческое время неповторимо и уникально. И все-таки, XIX век поистине необычен! Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”. Одним из таких гениальных изобретений является – открытие электричества.

    Духовное наследие XIX века.

Несомненно, XIX век был творцом. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении не только от гениальности изобретательской мысли человека, но от того, что рядом звучала удивительная музыка. Покоряли век индустриальный великие композиторы. Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!

( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

Какая музыка была, какая музыка звучала!

Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром .

Вслушайтесь в эти звуки музыки. Звуки, потрясшие XIX век, музыка ставшая вечностью.

муз. фрагменты

    Итог урока.

Как вы думаете, ребята, что полезного для себя вы взяли с урока?

Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком. За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной. За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте. И завершить урок хотелось бы словами, с которых мы начали урок:

«И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ. И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ».

    Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ?” или задание: выпуск газеты « XIX век будущем векам» .

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

Открытия и изобретения XIX века.

1800 г. Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.

1804 г. Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.

1808 г. Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив. Парашют спас его жизнь.

1816 г. 1-й стетоскоп.

1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.

1822 г. Француз Ж. -Н. Ньепс впервые получает фотоизображение.

1823 г. Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ

1825 г. 1-я пассажирская ж\д в Англии (маршрут Стокгольм-Дарлингтон).

1827 г. Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.

1829 г. Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.

1831 г. М. Фаррадей создал 1-ю динамомашину.

1834 г. Изобретение молотилки.

1837 г. Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.

1842 г. Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.

1845 г. 1-й стиральный порошок.

1846 г. 1-я анестезия в хирургической операции.

1851 г. Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
Швейная машинка Зингера.

1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.

1856 г. Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.

1859 г. Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.

1860 г. 1-й железобетон.

1861 г. 1-я цветная фотография.

1863 г. Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.

1864 г. В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.

1866 г. Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.

1867 г. 1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.

1869 г. Открыт Суэцкий канал.

1870 г. Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.

1873 г. Изобретение сноповязалки и жатки.

1876 г. 1-й телефон Александра Белла.

1877 г. Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.

1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).

1880 г. 1-е электроосвещение (США).

1880 г. 1-е электрические лифты (США).

1883 г. 1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей.

1885 г. Немцы Г. Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку

1887 г. Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.

1888 г. Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.

1890 г. 1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.

1891 г. Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.

1895 г. Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.

1896 г. 1-е современные Олимпийские игры.

1897 г. Впервые стали употреблять замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.

1898 г. 1-е доказательство, что комары переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.

1899 г. 1-й аспирин для снятия боли.

Сценарий бала в стиле XIX века

Цель: Создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

Учить творческому восприятию художественной культуры.

Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.

Развивать эстетический вкус.

Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Воспитать духовную культуру учащихся

Оборудование:

проектор мультимедиа, компьютер,

слайд с бальной сценой.

За кадром звучат стихи в исполнении.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Вед.1. Герцогиня Ротарь Снежанна Федоровна, с сыновьями и дочерьми!

Вед.2. Герцог Туктаров Данил, с сестрами!

Вед.1. Графиня Осерцова Тамара Анатольевна, с племянниками!

Вед. 2. Баронесса Андреева Татьяна Владимировна, со своим семейством!

Вед. 1. Герцогиня Круткова Светлана Анатольевна, со своим семейством!

Вед.2. Княгиня Вагапова Ольга Геннадьевна, с сыновьями и дочерьми!

Слайд с портретом Петра I.

Вед. 1 Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Вед. 2: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Вед. 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Вед. 2: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

Вед. 1: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.

Вед. 2: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

Вед. 1: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Вед. 2: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

вед. 1: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

Вед. 2: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

Вед.1: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

Вед. 2: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

Вед. 1: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.

Слайд с изображением бала.

Вместе . Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Вед. 2. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.

Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Е.Н.

Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Е.Н.:

«Божиею милостию Татьяна Борисовна, императрица Всея Ашпанской школы».

С княжной Васильевой Зоей Михайловной

С графиней Довженко Ольгой Алексеевной

(проходят и занимают места ЖЮРИ)

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

Вед. 1: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Вед.2: Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Вед.1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

Вед.2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

Вед.1. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Литературная дуэль

    Задание для начальных классов: командой разукрасить плакат

    Литературная дуэль среди учащихся старших классов

Презентация с литературной дуэлью

    На пути облако “Запевайка” для начальных классов

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?.......

А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..

(Исполнение песен под фонограмму)

Пример:

- “Жил, да был черный кот…”

- “Голубой вагон бежит, качается…”

- “Голубая луна…”

- “Где-то на белом свете…”

- “Листья желтые над городом кружатся…”

- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”

- “Синий, синий иней…”

- “Синенький скромный платочек…”

- “Рыжий, рыжий кот…”

- “Калина красная…”

- “Очи черные…”

Вед.1. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

вед.2: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении класса

Е.Н. выходят желающие 5-10 чел

Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из из­вестных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой - только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумы­вание ответа отводится 1 минута.

Вот примеры вопросов-ответов:

Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)

Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)

Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (АЛ. Фет.)

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А Фет.)

5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)

И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)

Вед.1. Дамы и господа, а сейчас игра «Ручеек».

Вед.1: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.

Вед.2 . Итак, Вальс дружбы!

Вед.1: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вед.2 В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Тексты пожеланий:

«Выбрав дорогу, не сворачивай»

«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

«Не забывай о себе!»

«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»

«Найди счастье в дне сегодняшнем!»

«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!

«То, что вас ждет, будет прекрасно!»

«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»

«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Вед.1: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

вед.2: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Вед. вместе: Господа, бал окончен.