Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Савельич капитанская. Образ и характеристика савельича в романе капитанская дочка пушкина сочинение. Несколько интересных сочинений

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю. Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством. И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича. В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро». Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки. Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям. И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина. За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать. Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет. Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства. Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич - второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.

Наш герой - дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.

Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.

Описание внешности

Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина - «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.

Речевая характеристика

Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».

С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».

Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.

Характер Савельича

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.

Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:

  • Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
  • Добрый - эту характеристику дает ему сам
  • Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
  • Хозяйственный - он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
  • Любит поучать молодого хозяина - его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
  • Очень упрям - «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
  • Ворчлив - «опять заворчал».
  • Недоверчив - «посматривал подозрительно».
  • Большой любитель поспорить и поторговаться.

У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой - справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.

Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.

Спасение жизни

Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.

И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.

Другой яркий момент - приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.

Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.

Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.

Савельич противопоставляется совсем другой части народа - тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.

Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.

Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» - своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гри­нёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, бу­ран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

Ответ

Глава начинается народной песней: фактически впервые Петя Гринёв оказался так далеко от дома, и ему пришлось об­щаться с выходцами из народа. Но, вообще-то говоря, после­дующие главы тоже начинаются с народных песен, так что де­ло здесь в том, с какой именно песни автор начинает повествование.

В данном случае это грустная песня, полная сожаления о том, что вокруг незнакомая сторона, на которую добрый молодец попал не по своей воле, а в буйном хмелю. Этим задаётся определённый тон главе, в которой происходит встреча с Пугачёвым и делается намёк на авторское отноше­ние к зарождающимся планам знаменитого мятежника, что подчёркивает обстановка знакомства.

Гринёва разговор с Савельичем характеризует как совест­ливого молодого человека, который искренне привязан к кре­постному дядьке. Минута высокомерия прошла, и сам Гринёв чувствует себя неловко. Он просит прощения у своего холопа, вовсе не думая, что, по тогдашним законам, это фактически его раб. Вместе с этим, Гринёв парень упрямый и несомненно склонный к романтическим приключениям — иначе он тут же не настоял бы на том, что надо двигаться дальше, несмотря на предупреждения ямщика и просьбы подобревшего Савельича. Конечно, говоря так, мы должны учитывать возраст Гринёва. В таком свете и в свете прочих его качеств эта бесшабашность выглядит даже симпатично и уж, по крайней мере, естественно.

Савельич был заметно тронут извинениями Петра, он тоже отходчив, но вину с себя не снимает, считает, что должен был уследить за своим подопечным. Как человек поживший, и к тому же несущий ответственность за другого, он предпочитает осторожные решения и недоволен легкомысленным стремле­нием Петра ехать сквозь буран.

Описывая дорогу, А.С. Пушкин недаром замечает, что она «печальная». Собственно, дороги как таковой там и не бы­ло — по степи только след от крестьянских саней. Понятно, что путь по таким унылым местам навевал грустные размыш­ления на юношу, который ещё совсем недавно мечтал поехать в столицу и служить в гвардии. Буран начался неожиданно -вот ещё только маленькое облачко на горизонте — и уже всё заволочено снежной мглой. Возможно, такая атмосфера была нужна А.С. Пушкину, чтобы читатель почуял незримое сход­ство между бураном и тем восстанием, что должно было вот-­вот также внезапно разгореться. Появление Пугачёва, этого таинственного «дорожного», в такую погоду, то, что он сумел, не смотря ни на что, вывести кибитку к жилью, показывает его человеком, умеющим ориентироваться в условиях бури и, более того, чувствующим себя в ней вполне комфортно. То же можно сказать и про его лихое руководство мятежом, когда он так же чутко вёл своих людей сквозь социальные потрясения.

Сон Петруши имеет глубокий смысл для дальнейших со­бытий. В этом сне символически отобразился нравственный выбор, спустя несколько месяцев вставший перед Гринё­вым — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила буду­щих сомнений и размер участия Пугачёва в судьбе юноши бу­дут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь показывала всю жестокость будущего, но даже через эту кровь Пугачёв был ласков с Петром и при­зывал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но поразительная реальность его сна произвела на него глубо­кое впечатление. Выйдя за рамки пушкинского текста, можно с большой долей вероятности предположить, что в сложные моменты выбора Гринёв неоднократно возвращался к этому сну, постепенно прозревая его пророческую сущность.

А.С. Пушкин описывает Пугачёва словами Гринёва: «На­ружность его мне показалась замечательна. Он был лет соро­ка, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

С хозяином Пугачёв разговаривал иносказательно, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предполагаемом выступлении, но сказать о частностях непросто. Дождик, грибки и кузов — это, скорее всего, под­стрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет де­лать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, одним словом. Воевать с царскими слугами. После Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («за­ткнуть топор за спину») и пошёл спать.

Иллюстраций к данной главе в учебнике-хрестоматии нет.


Архип Савельич – один из персонажей исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Несмотря на то, что он не является главным героем, его образ – один из самых интересных в произведении.

Савельич – крестьянин, слуга Петра Гринёва, сопровождающий юношу. В его образе автор хотел воплотить всё лучшее, что может быть свойственно крестьянскому сословию. Но положительные качества Савельича не видны читателю с первого взгляда, они раскрываются постепенно, по ходу сюжета романа.

Во вступлении произведения Савельич предстаёт как рассудительный, умный и дальновидный слуга, для которого важна не оплата за свою работу, а благополучие «воспитанника», его правильное воспитание и приобщение к русским традициям. Так, он отрицательно относится к французу-учителю, не выполнявшему свои обязанности («Куда как нужно нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!)» Кроме того, ещё одно ценное качество Савельича - ведение трезвого образа жизни («За трезвое поведение пожалованному мне в дядьки»), что удивительно, ведь в то время стояла проблема чрезмерного пристрастия крестьян к спиртному.

Основная часть произведения показывает читателю другую сторону образа Архипа Савельича – он упрям, ворчлив, готов отстаивать своё мнение до последнего и любит читать наставления. Он очень бережлив, задумывается о благосостоянии своего «воспитанника», поэтому старается оградить его от необдуманных расходов.

Кроме того, Савельич отрицательно относится к тому, что Пётр Гринёв «жалует заячий тулупчик с барского плеча» бродяге, который помог им найти путь в буран. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке») И такая реакция Савельича неслучайна: автор хотел показать его умение видеть людей насквозь, то есть с первого взгляда понимать сущность окружающих. Именно по этой причине слуга Петра Гринёва первым узнаёт в Емельяне Пугачёве, предводителе восстания, того самого бродягу.

Во время нападения крестьян на Белогорскую крепость Савельич совершает благороднейший поступок, достойный внимания и уважения читателей. Помня о наказе матери Петруши «смотреть за дитятей», а также благодаря бесконечной верности, преданности, готовности пожертвовать собой ради «воспитанника», старик предлагает Пугачёву казнить его, вместо Петра: «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Такое поведение Савельича удивляет даже Пугачёва, «разбойник», поражённый преданностью и верностью слуги, сохраняет жизнь и ему, и Петруше.

Даже после таких потрясений Савельич остаётся верным Петру, он всюду сопровождает юношу («Я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину», «Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану»). Но несмотря на это, когда Гринёв просит его отвезти возлюбленную к родителям, слуга выполняет поручение, каким бы тяжёлым психологически оно не было. Это в очередной раз доказывает бесконечную верность Савельича Петруше.

Таким образом, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» образ Архипа Савельича занимает особое место. Слуга выступает в роли верного, преданного слуги, готового забыть о своих убеждениях ради «воспитанника» и даже отдать за него жизнь.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

Описание Савельича в «Капитанской дочке»

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

«Капитанская дочка» образ Савельича

Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.