Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Русские художники. Толстой Федор Петрович

Скульптор, медальер, график, живописец, сценограф.

Родился в семье графа П. А. Толстого, в 1780-х занимавшего должность управляющего Кригскомиссариатом (учреждением, которое занималось снабжением армии). В 1792–1796 учился в Полоцком иезуитском училище, а с 1798 - в Морском кадетском корпусе. В 1802 выпущен с чином мичмана, в 1804 вышел в отставку.

В те же годы начал посещать медальерный класс ИАХ в Петербурге, где осваивал технику воскового барельефа. В 1804–1809 в качестве вольноприходящего ученика занимался в скульптурном классе ИАХ у И. П. Прокофьева. С 1806 состоял при Эрмитаже. В 1809 представил в Совет ИАХ четыре восковых барельефа, за что был избран почетным членом Академии. В 1810 поступил на службу на Монетный двор в Петербурге, где проработал до 1828.

В 1810-х - середине 1830-х выполнил обширный цикл медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813–1814 годов, а также серию иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В 1820 стал членом Общества поощрения художников. В 1825–1828 преподавал в медальерном классе ИАХ, в 1828 был назначен на должность вице-президента Академии. В 1836–1839 работал над циклом из двенадцати медальонов, посвященных войнам с Персией и Турцией 1826–1829.

Занимался сценографией, выполнил эскизы костюмов и декораций к балетам «Эолова арфа» (1838), «Эхо» (1842).

В 1842 был удостоен звания профессора медальерного искусства. В 1841 получил заказ на создание скульптур и барельефов для Храма Христа Спасителя в Москве, приступил к его выполнению в 1846 и завершил в 1851 (не сохранились). В 1849 произведен за эту работу в профессоры скульптуры. В 1852 назначен заведующим Мозаичным заведением при ИАХ, в 1859 - товарищем президента Академии. Почетный член Берлинской (с 1822), Австрийской (с 1836), Флорентийской (с 1846) Академий художеств.

Федор Толстой - выдающийся представитель русского академического искусства первой половины XIX века, наиболее ярко проявивший себя в области скульптуры, графики, медальерного искусства. Излюбленным материалом Толстого-скульптора был светлый воск различных оттенков - мягкий и податливый он как нельзя лучше способствовал четкой лепке формы, передаче тонких черт лица и деталей изображения, позволял добиваться деликатных свето-теневых моделировок. В воске мастер, как правило, изготавливал модель, которая затем могла быть переведена в другие материалы.

Художник редко обращался к круглой скульптуре (его произведения в этой области единичны), предпочитая ей барельеф. Одной из наиболее значительных работ Толстого является серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, в которой нашли отражение идеи ампира: все эпизоды кампании представлены в виде аллегорических фигур античных воинов. Цикл получил широкое распространение, повторения изготавливались в различных материалах - гипсе, гальванопластике, бронзе, фарфоре, чугуне.

Чрезвычайно разнообразны технические приемы мастера в графике. Иллюстрации к «Душеньке», созданные под влиянием «помпеянского стиля», отличаются красотой и выразительностью линейного решения. Совершенно иные по характеру так называемые «обманки», которыми любили украшать домашние и дамские альбомы. В них, виртуозных по исполнению, соединились черты романтизма и сентиментализма. Чтобы добиться впечатления иллюзорной достоверности, Толстой собственноручно занимался изготовлением красок. Художник неоднократно варьировал мотивы своих «обманок», излюбленными мотивами были жук, сидящий на цветке, мухи, бабочки или капли воды, калька, прикрывающая гравюру и так далее.

Произведения Толстого находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Ф. П. Толстой принадлежал к знатному роду, и его ждала блестящая карьера. В 1802 г. он окончил Морской корпус со званием мичмана и тогда же поступил вольноприходящим учеником в АХ. Тяга к искусству оказалась непреодолимой, и он в 1804 г. ушел в отставку, пожертвовав не только карьерой, но и прочным положением в жизни. Творческие интересы Толстого были не совсем обычны. Его более всего увлекали те области искусства, которые в то время традиционно считались "побочными" или даже "несерьезными", однако, работая именно в них, Толстой достиг впечатляющих результатов и сделал известным свое имя.

Еще в АХ он занялся лепкой рельефов из воска и создал серию небольших (11х11 см), но выразительных портретов (А. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого, автопортрет и др.), а также рельефов на античные темы ("Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", 1809, и др.). Успехи его были замечены, и в 1810 г. он получил назначение на петербургский Монетный двор для создания медалей. Толстой в совершенстве изучил и эту специальность, требующую умения на крохотном поле символически передать важную идею, а также владения трудоемкой и сложной техникой. Опыт, приобретенный на Монетном дворе, пригодился Толстому при создании одного из лучших его произведений - серии из 21 медальона, посвященной Отечественной войне 1812-14 гг. На дисках диаметром 16 см были запечатлены в аллегорической форме наиболее важные события этой войны. Медальоны были сделаны из воска на аспидных досках и позднее отлиты в гипсе. Другим капитальным произведением Толстого стала серия иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", перелагающей миф о любви Амура и Психеи (1820-е - начало 1830-х). В этом строгом и поэтичном творении, выполненном уверенной рукой мастера, отрази лось его увлечение античностью. Все 67 рисунков он повторил в гравюре резцом, для чего безукоризненно овладел новой для него техникой. Превосходных результатов Толстой достиг даже в силуэте - технике, распространенной главным образом среди любителей и почти не принимаемой всерьез профессионалами. Она послужила ему для создания сложных сцен народной и армейской жизни, а также батальных эпизодов Отечественной войны.

Редкостное разнообразие творческих интересов отличало Толстого всю жизнь. Уже немолодым человеком, в 1838 г., он сочинил балет "Эолова флейта" - написал либретто, исполнил эскизы костюмов и более 60 рисунков, в которых определял хореографию балета; а через четыре года сочинил второй балет - "Эхо". Но, к сожалению, ни один из них не был поставлен на сцене. Толстой был энциклопедически образованным человеком, к тому же всем, за что он брался, стремился овладеть досконально, во все вносил нечто свое: изобретал рецепты новых красок и клеев, употреблял оригинальные технические приемы и усовершенствования.

Долгий жизненный путь Толстого вполне благополучен. В 1828 г. он стал вице-президентом АХ, в 1842-м - профессором по медальерной части, в 1849-м - еще и по скульптуре, а в 1859-м - товарищем (то есть заместителем) президента. К концу жизни он, правда, начал слепнуть, потом совсем потерял зрение, но и тогда оставался таким же деятельным, мыслящим и привлекательным человеком, каким его знали с молодых лет.

Один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус.


Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника - рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и другие (ГРМ). За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809, Калининская областная картинная галерея), «Душенька» (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые портреты - небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.).

Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита».

«Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие...»

В 1809 году появляется первая медаль «В память просветительной деятельности Чацкого», исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 годах - медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым».

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. «Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского».

Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают. возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось добиться того, что «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита».

Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Основное место в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама действительность определяла характер сюжетов и композиций медальонов, давала направление творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.

Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых «ланкастерских школ», целью которых было распространение грамотности среди населения.

Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество - Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей - председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю 1 в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко, добиваясь его амнистии.

Напряженная общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он исполнил из воска четыре барельефа к «Одиссее» Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.

Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур. В 1822 году мастером была выполнена «Голова Морфея» (терракота, ГРМ), в 1839 году «Бюст Николая I» (мрамор, ГРМ), в 1848 году «Голова Христа» (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.

Большое место в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее ощущение объемности, материальности фигур и предметов. Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи.

Иллюстрации Ф. П. Толстого к «Душеньке» - венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства - виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров.

Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету «Эолова арфа», а в 1848 году - к балету «Эхо».

Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей жизни. Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид чади Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).

Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные более ста лет назад, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873). русский скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же (с 1825; вице президент в 1828 59, товарищ (заместитель) президента в 1859 68). В… … Художественная энциклопедия

    Толстой Фёдор Петрович ( - Толстой Фёдор Петрович (1783—1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). В 1804 оставил военную службу; начал посещать классы при АХ, почетный член АХ с 1809, преподавал там же с 1825 (вице президент в 1828 59,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Толстой Фёдор Петрович - (1783 1873), граф, медальер, скульптор, живописец и график, вице президент (1828 59), товарищ президента (1859 68) Петербургской АХ. В его произведениях, проникнутых поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, близкое … Энциклопедический словарь

    Толстой Фёдор Петрович - … Википедия

    Толстой, Фёдор - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. Толстой, Фёдор: Толстой, Фёдор Андреевич (1758 1849) сенатор, тайный советник, двоюродный дед Л. Н. Толстого и библиофил. Толстой, Фёдор Иванович (Американец; 1782… … Википедия

    Литке, Фёдор Петрович - У этого термина существуют и другие значения, см. Литке. Фёдор Петрович Литке Friedrich Benjamin von Lütke … Википедия

    Литке Фёдор Петрович - Фёдор Петрович Литке Род деятельности: мореплаватель Дата рождения: 17 (28) сентября 1797(17970928) … Википедия