Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Русская оратория. Значение слова оратория. Значение слова Оратория по словарю Даля

Словарь Ушакова

Оратория

орато рия , оратории, жен. (лат. oratorium от oro - говорю, молю).

1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз. ). Оратория Баха.

2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит. ).

Культурология. Словарь-справочник

Оратория

(ит. oratorio , лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения.

Словарь музыкальных терминов

Оратория

(ит. oratoria , от лат. оrо - говорю, молю) - крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы - преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключениями). Классические образцы оратории на легендарные библейские и античные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Мак­кавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Оратория

внехрамовое музыкальное произведение, опирающееся по преимуществу на библейскую текстовую основу. Как жанр оратория сложилась в XVI - XVII вв. В ней соединились традиции духовной музыки и новации профессионального музыкального творчества нового времени. Это дало возможность композиторам воссоздавать эпическую мощь библейских сцен.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Оратория

♦ (ENG oratorio)

(итал. от лат. oratorium)

музыкально-драматическое сочинение, в к-ром важнейшее место отводится солистам, хору и оркестру.

Энциклопедический словарь

Оратория

(итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Словарь Ожегова

ОРАТО РИЯ, и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

| прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Оратория

  1. ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
  2. ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890).

Что такое оратория? Под этим термином понимают большое музыкальное произведение, которое написано для оркестра (включая орган), для хора, а также отдельных певцов-солистов. Чаще всего сюжет оратории строится на библейских темах.

История возникновения

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нужно обратиться к истории данного понятия. Считается, что подобное произведение появилось в конце XVI века в конгрегации ораторианцев, которая была основана Св. Филипом Нери в Италии. Название происходит от латинского слова "oratorium", что обозначало специальное помещение, предназначенное для моления и собрания членов конгрегации.

"О душе и теле" Эмилио де Кавальери - это самое первое произведение, которое позволяет понять, что такое оратория в музыке. Определение показывает, что это было новой музыкальной формой, поскольку оно составлялось из отдельных сольных фраз, которые были более разнообразными, а также сопровождались музыкальными инструментами и хором.

Изначально оратории писались на главные библейские и евангельские темы и часто использовались для исполнения непосредственно в храме в дни больших церковных праздников. Соответственно существовали рождественские, пасхальные, страстные и другие подобные типы данного музыкального произведения. Само определение слова оратория указывает на то, это прежде всего была молитва, однако, со временем становится более светским и перемещается на сцену театра.

Развитие направления в Италии

Италия - это страна, где зародилась оратория. Композиторы Бенедетто Феррари, Агостино Агаццари, Лорето Витори, Джакомо Кариссими и многие другие сделали это музыкальное произведение таким, каким оно является сегодня, включая структуру, чередование хоров, инструментальные номера, а также традиционное обращение к библейским текстам.

Оратория в Германии

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нельзя не упомянуть роль Германии. Именно в эту страну перемещается лидерство в развитии данного музыкального произведения в XVII столетии. Начало этой эпохи закладывает работа "Страсти" Генриха Шютця, она представила вне территории Италии такое явление, как оратория. Примеры произведений в Германии того времени следующие: "Bethulia liberata" Игнаца Якоба Хольцбауэра, "La Conversione di S. Agostino" Иоганна Адольфа Хассе, а также работы Антонио Кальдара, Никколо Йомелли и др. Внимания заслуживает творчество Иоганна Маттезона, который переносит ораторию из католической церкви в протестантскую. Он написал 24 музыкальных работы, сюжеты для которых были взяты из Библии, однако, имели связь с настоящим временем. Это позволило по-другому показать, что такое оратория.

Гендель, Бах и Гайдн

Данное музыкальное направление достигло своего пика в творчестве таких гениев, как Гендель, Бах и Гайдн. Эти композиторы сумели вдохнуть новую жизнь в этот жанр и вывести его из храмов на сцену театров и концертных залов.

Иоганн Бах полностью обновил традиционную немецкую ораторию, предоставив миру такие шедевры, как "Рождественская оратория", "Пасхальная оратория", а также произведения "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею». Эти работы и по сей день считаются уникальными и часто появляются на сценах.

Йозеф Гайдн написал две великих работы в этом жанре: "Сотворение мира" и "Времена года". В своем творчестве он использовал светские тексты, что позволило создать оратории, полные жизни простого человека, его радостей и печалей. Он сумел соединить богатство лирики и точность музыки.

Фридрих Гендель по-другому показал то, что такое оратория. Определение жанра согласно этому композитору - это сочетание итальянских и немецких традиций и особенностей. Вершину его творчества составляют такие работы, как "Мессия", "Израиль в Египте", "Самсон" и другие.

ХІХ век

С середины XIX века структура оратории меняется, и она начинает возвращаться к своим истокам. Произведение предвидит участие аудитории в исполнении разнообразных гимнов и хоралов. Тексты являют собою определенные медитации и размышления. Католическая церковь по-другому показала, что такое оратория. Толчок этому дал Феликс Мендельсон, который создал такие шедевры, как "Илия" и "Св. Павел", а также с работами "Легенда о Святой Елизавете" и "Христос".

Изменения приходят и во Францию, где несмотря на всеобщую любовь к операм, аудитория начинает интересоваться и ораторией. В этот период появились такие имена, как Шарль-Франсуа Гуно, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Пьерне и другие. Творчество этих композиторов пользовалось огромной популярностью не только на территории Европы, но и в Америке.

ХХ век и наше время

XX век по-другому показывает то, что такое оратория. Произведение характеризуется использованием традиционных библейских тем, однако, с более глубокой трактовкой, которая связана с серьезными вопросами современности.

Также этот период характеризуется сближением оратории с другими подобными жанрами, в том числе с оперой и катаной. Особенно это заметно в творчестве Артюра Онеггера, Дариюса Мийо, Игоря Фёдоровича Стравинского и других. Появляется и новое направление - оратория-опера. В наше время данный музыкальный жанр все еще остается популярным и его можно встретить на самых известных мировых сценах.

Различия между оперой и кантатой

В XVI-XVII веке одновременно с ораторией появились и другие музыкальные жанры, в том числе опера и оратория. Подобные произведения характеризуются наличием похожих ролей для солистов, а также достаточно схожими жанрами для хора и оркестра. Несмотря на это, они имеют и отличительные характеристики.

Если говорить об опере, то это жанр близкий к оратории, однако, имеет видимое сценическое действие, в частности, декорацию, костюмы. Эти элементы отсутствуют в оратории. Кроме того, опера допускает использование самых разных сюжетов без необходимости концентрации только на религиозных текстах. Еще одной важной отличительной чертой является то, что в оратории доминирует хор, тогда как в опере каждый актер имеет возможность продемонстрировать свою игру и талант. Отличия также состоят в продолжительности произведения. Оратория длится около часа (максимум два), тогда как опера длиннее.

Что касается кантаты, то оратория предвидит больше сольных номеров и больше драматизма. Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Подобное характерно для произведений Баха.

Структура

Оратория отличается следующим набором компонентов:

  • Инструментальная увертюра;
  • Речитатив. Используется для пояснения текста и сюжета;
  • Хоровые арии. Чаще всего данный элемент отвечает за возвышение Господа. Арии сопровождаются трубами и литаврами.

В зависимости от сюжета и особенностей композиции, оратория может иметь и другие дополнительные компоненты. Это определяется целями воздействия на аудиторию и личным представлением об этом автора.

Оратория - это крупное произведение музыкального характера, которое предполагает участие хора, солистов и симфонического оркестра. Традиционно основой для сюжета данного жанра служат библейские тексты.

Крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.

Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Если сравнивать ораторию с , то основным отличием является отсутствие какого-либо видимого сценического действия, а соответственно декораций и костюмов в оратории. Второе отличие - большинство ораторий основаны на священных текстах, в то время как у оперы безгранично широкий спектр сюжетов. Третье отличие - в ораториях доминируют материалы для хора, а опера в большей степени позволяет каждому актёру продемонстрировать свою драматическую игру и вокальный талант. Четвертое - в оратории много речитатива, как правило на одной ноте и в очень быстром темпе. По продолжительности опера значительно длиннее оратории, которая обычно длится не более одного часа (редко до 2-х часов).
В свою очередь, в отличие от кантаты, в оратории больше драматизма и сольных номеров, а также оратории продолжительнее кантаты и кантата может быть частью оратории, так "Рождественская оратория" И.С.Баха является набором шести самостоятельных кантат, образующих полное художественное целое, как любая классическая оратория.

История оратории.

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин "оратория" произошел от латинского "oratorium ", означающего "помещение для моления", где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление , поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово "оратория" ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге .
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), "Самсон "; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма "Эумелио "; Лорето Витори (1588-1670) "La pellegrina costante ", "Sant" Ignazio Loyola ". Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются "Иеффай " и "Иона ". После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были "Боль Девы Марии " (Il Dolore di Maria Vergine) и "Жертвоприношение Авраама " (Il Sacrificio d"Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где ранее подготовил почву своими композициями "Страсти " (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) "Bethulia liberata ", Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) "La Conversione di S. Agostino ", Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его "Reniement de St. Pierre " недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ "Мессия ", "Израиль в Египте ", "Саул ", "Иевфай ", "Валтасар ", "Самсон " и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) обновил традиции немецкой оратории и в своём громадном творческом наследии оставил работы: "Рождественская оратория ", "Пасхальная оратория ", а также близкий к оратории, особый жанр музыкального повествования - "Страсти по Иоанну ", "Страсти по Матфею ".
создал две величайших оратории: "Сотворение мира " и "Времена года ". Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид " и Людвиг ван , оба произведения на самом высоком художественном уровне.

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации. Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах "Илия " и "Св. Павел " и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями "Христос " и "Легенда о Святой Елизавете ".
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его "Искуплением " и "Смертью и жизнью " дал новый импульс развития оратории. "Самсон и Далила " может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими "Ева " и "Мария Магдалина ", но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. "Крестовый поход детей " Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) "Руфь ", "Ребекка ", "Искупление " и прежде всего "Заповеди Блаженства " входят в число величайших работ в этом роде.

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в "Пляске мертвецов " и "Рождественской кантате ". Появляется новый жанр - оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре, к этому направлению относятся "Царь Давид " Онеггера, "Царь Эдип " Игоря Фёдоровича Стравинского (1927-1971), "Христофор Колумб " Дариюса Мийо (1892-1974).

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова оратория

оратория в словаре кроссвордиста

оратория

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

оратория

ж. лат. наука красноречия, витийство;

музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

оратория

оратории, ж. (латин. oratorium от oro - говорю, молю).

    Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.

    В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

оратория

И, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

прил. ораторный, -ая, -ое и орато-риальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

оратория

    ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

    ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

оратория

ОРАТОРИЯ (итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю) музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Оратория

(итал. oratorio, от позднелат. oratorium ≈ молельня, лат. oro ≈ говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16≈17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы и мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке ≈ Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы ≈ речитативы и арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы ≈ А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. ≈ т. н. «страсти» .

Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30≈40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха ≈ т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. ≈ А. Онеггер («Жанна д"Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. ≈ «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell" oratoria, Mil., 1964.

Википедия

Оратория

"""Орато́рия """ - крупное музыкальное произведение для хора , солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Примеры употребления слова оратория в литературе.

Гайд-Парке, в кофейнях и в придворной Сент-Джеймской церкви, в дешевых меблированных комнатах и домах знати, в театре во время исполнения оратории Генделя и на аллеях популярных увеселительных садов Воксхолла, в камере Ньюгейта и арестных домах, в лавке ростовщика и на маскараде в Хеймаркете - это далеко не весь Лондон, а лишь очень небольшая его часть, соседствующая с королевским дворцом, то пространство, на которое распространяется юрисдикция двора или, как тогда говорили, в пределах вольностей королевской конторы, ибо, напомним, именно там Бут может передвигаться, не рискуя быть схваченным и арестованным за долги.

Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.

Ходили не только на гастролеров, иностранных звезд - огромным спросом пользовались абонементные концерты, с выдержанными программами: скажем, фортепьянные концерты Бетховена в исполнении Гилельса, или симфонии Брамса под управлением Зандерлинга, или оратории Гайдна, Генделя.

Как реакция против устаревшего хорального искусства, покоившегося на диатонике, начинается большое брожение, из которого в свою очередь возникнут опера и оратория .

Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории , кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов.

Якопо Пери по либретто Ринуччини было положено начало опере, смеси оратории и маскарада, а вместе с ней и культивированию хороших голосов.

С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям , а в области инструментальной музыки - к концертам.

Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат.

Литературной основой этой оратории , написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М.

Здесь сочетаются признаки оратории , оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля.

Прогрессивная интеграция может быть отмечена в том значительном различии, которое существует между маленькими комбинациями тонов, составляющих фразу, выражающую горе, гнев или триумф, и обширными комбинациями тонов, последовательными и одновременными, составляющими ораторию .

Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе.

Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа, богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоритурами.

Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - в XVII-XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся пением старинных гимнов и лауд. С введением диалога эти «ораториальные беседы» приобрели драматически повествовательную форму, рассчитанную на более или менее широкую демократическую аудиторию. Своеобразной религиозной драмой с развитым сценическим действием была первая известная нам оратория «Представление души и тела» Эмилио Кавальери (1550-1602), одного из основателей итальянской музыкальной драмы. Исполнение ее состоялось в Риме в 1600 г. В первые 10-летия XVII в. элемент сценической игры в ораториях постепенно исчезает и все большую роль начинает приобретать речитативная партия повествователя-рассказчика (именно она и вбирает в себя основные перипетии сюжета). Впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным концертным произведением, где чередуются развитые хоровые эпизоды, чисто инструментальные фрагменты (типа оперных «синфоний») и законченные вокальные номера (арии, ансамбли, речитативы). Значительная роль в развитии жанра оратории середины XVII в. принадлежит итальянскому композитору Джакомо Кариссими (1605- 1674). До нас дошло 12 его ораторий («Иевфай», «Суд Соломона» и др.), написанных на латинский текст. Параллельно развивалась оратория с итальянским текстом, причем содержанием ее служили нередко исторические эпизоды, а также вольно трактованные духовные темы. Во 2-й половине XVII в. к жанру оратории постоянно обращались Бенедетто Феррари (1597-1681) и Алессандро Страделла , а на рубеже XVIII в. - Алессандро Скарлатти .

Новую эпоху в развитии жанра открыли монументальные оратории Г. Ф. Генделя , созданные в 30-40-х гг. XVIII в. Основой их послужили главным образом исторические и библейские сюжеты. Главное действующее лицо в них - народ; отсюда вытекает главенствующая роль хора, которая является одной из наиболее новаторских черт генделевских ораторий (лучшие из них «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). В творчестве Генделя выкристаллизировался классический тип оратории как героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью, величием образов.

По структуре к жанру оратории близки месса, реквием, Страсти (Passionen), а также некоторые вокально-хоровые композиции на религиозный сюжет (Stabat Mater, Те Deum и др.). Выдающиеся образцы произведений такого типа (мессы, passionen) создал И. С. Бах .

В XIX в. все эти жанры, так же как и собственно оратория, все более отходят от узко религиозной тематики.