Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Романтизм русской литературе 19 века представители. Русский романтизм в литературе первой половины XIX века. Россия: примеры произведений

Но просеещенья храм, воздвигнутый веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен.
Их рок обременен убожества цепями;
Их гений строгою нуждою умерщвлен.
В. Жуковский
В начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму в русской поэзии, как и во всей мировой литературе, приходит романтизм. Первые романтические черты проступают уже в 90-е годы в творчестве М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина: острое ощущение несоответствия окружающего мира естественным человеческим влечениям и потребностям, отсюда страстный призыв следовать в своих действиях и поступках велениям и потребностям чувства, культ дружбы и любви - наиболее характерные проявления «жизни сердца».
Н. М. Карамзин в стихотворении «Прометей, или Несогласия стихотворца» писал о внесословной ценности человека.
Чувствительной душе не сродно ль изменяться?
Она мягка, как воск, как зеркало ясна,
И вся Природа в ней с оттенками видна.
Нельзя ей для тебя единою казаться
В разнообразии естественных чудес.
М. Н. Муравьев в стихотворении «Время» подмечал смену настроений, изменчивость всего живого.
Мгновенье каждое имеет цвет особый,
От состояния сердечна занятой.
Он мрачен для того, чье сердце тяжко злобой,
Для доброго - златой.
Для поэзии романтизма характерна ситуация, когда герой «уходит на лоно природы», чутко реагирует на все происходящее. Романтики развивали в своей поэзии национально-самобытную культуру, по-новому истолковывали фольклор и мифологию. Русский романтизм проходил под лозунгом национального возрождения. Он явился новым этапом в развитии общественной идеологии, непосредственно следующим за Просвещением и отразившим всеобщее разочарование в исторических результатах Великой Французской революции. Воцарившиеся после нее формы общественного устройства «оказались самой злой, самой отрезвляющей карикатурой на блестящие обещания философов XVIII века». Это поставило вопрос о переоценке общественных и моральных ценностей, выработанных философами эпохи Просвещения.
В нашем общественно-историческом развитии Россия также проходила через этот этап, но очень своеобразно. В России, не пережившей буржуазной революции, углублялся социально-экономический кризис и обострилась политическая ситуация, нашедшие свое завершение в восстании декабристов.
С одной стороны, неспособность объективно объяснить неизбежные противоречия мирового и русского исторического процесса порождала в некоторых общественно-литературных кругах стремление противопоставить шаткому и изменчиво-
му ходу исторического развития более или менее устойчивые ценности чисто духовного и морального свойства. Из этих настроений и тенденций вырастало одно из самых ранних течений русского романтизма, представленного именами В. А. Жуковского (1783-1852), К. Н. Батюшкова (1787-1855) и их последователей.
Ощущение трагизма жизни, ее неустроенности, губящей в человеке лучшие духовные стремления и мешающей его свободному развитию, пронизывают творчество В. Жуковского. Уже в одном из первых программных стихотворений «Человек» поэт развивает крайне пессимистическую концепцию смысла и назначения человеческого бытия, понимая человека как лишенного пристанища странника, «игралища судьбы». Это своеобразный отголосок на социальные бури и общественные потрясения, которыми ознаменовались конец XVIII - начало XIX века. Ему вторит К. Батюшков в статье «Нечто о морали, основанной на философии и религии» 1815 года, показывая, что окружающий современного человека мир жесток и несправедлив; в его хаотическом беспорядке человек глубоко несчастлив, он жертва таинственных сил, управляющих судьбами мира, и никакие усилия и ухищрения разума не могут изменить заранее предначертанной судьбы.
Преодолев в своем творчестве классицизм и сентиментализм, В. А. Жуковский становится романтиком, отдавая предпочтение субъективно-лирическому восприятию внешнего мира. 39 баллад, написанных Жуковским с 1808 по 1833 год, к которым можно присоединить еще несколько стихотворений, включая «Ночной смотр» 1836 года, составили значительный и важный период творчества поэта. Он в «Людмиле» усвоил черты той «народности», пусть и условной, которая была в традициях конца XVIII века: перенес место действия из-за границы в допетровскую Русь, дал героине русское имя, ввел национальные песни, понятия и обороты. Но идея обреченности человека, бессильного бороться с судьбой, проходит через все его творчество, особенно балладное.
В балладе «Людмила» героиня восстает против трагической судьбы и гибнет в этой неравной борьбе.
Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон Творец,-
Час твой бил, настал конец.
Примиряющий афоризм из баллады «Торжество победителей» несколько смягчает пессимизм автора.
Смертный, силе, нас гнетущей.
Покоряйся и терпи;
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий...
В своих произведениях В. А. Жуковский отказывается от борьбы, призывая к личной и общественной покорности. Религиозная сущность этого мировоззрения вне сомнения. Но религиозность В. А. Жуковского носит широкий, отнюдь не догматический и не ортодоксально-церковный, а скорее психологический и даже философский характер. Поэт с одинаковой проникновенностью воспринимал и творчески обрабатывал «католические легенды средних веков» и античные воззрения, выраженные в мифологических образах, и восточные, древнеиндийские и древне-персидские, учения, сущность которых - в борьбе света и тьмы, добра и зла. Религиозность Жуковского выражается более всего в вере в человека, в сочувствии к его страданиям, к его судьбе. Гуманность в самом широком смысле, переведенная в морально-этический план, наполняет собой творчество Жуковского.
Часто в жизни так бывало:
Кто-то светлый к нам летит,
Поднимает покрывало
И в далекое манит.
Большая заслуга автора состоит в том, что, «одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина»,- писал В. Г. Белинский.
Имя Константина Николаевича Батюшкова в истории русской поэзии стоит рядом с именем Жуковского - оба они раскрыли для русской поэзии неизведанное - внутренний мир человека. Однако характер поэзии Батюшкова резко отличался От творчества Жуковского. Василия Андреевича отличали туманность и неопределенность, а у Батюшкова - определенность и ясность. По словам Белинского, Жуковский ввел в русскую поэзию романтизм, а Батюшков - «красоту идеальной формы». События 1812 года отразились в стихотворении Константина Николаевича «К Дашкову».
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки.
Мир прежней поэзии Батюшкова не выдержал столкновения с реальной народной и исторической катастрофой. Поэт радости и наслаждения отступил в Константине Николаевиче перед человеком и патриотом.
Нет, нет! Пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь...
Мой друг! Дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любви свиты,
И радость шумная в вине!
После этого стихотворения Батюшков-поэт смолкает более чем на год, обратившись к творчеству лишь по возвращении из заграничного похода русской армии. Отечественная война для Константина Николаевича явилась полным крушением культа Франции как самой просвещенной страны Европы, а следовательно, и разочарованием в просветительской философии, идеи которой о «свободе» и «человеколюбии» в свете «ужасных», «неистовых поступков» французских «вандалов» в Москве теряли для него весь свой высокий и гуманный смысл.
Батюшков верил, чтобы жить в этом мире хаоса и разрушений, человеку необходима надежная нравственная идея. Но ни одна философская мысль не давала эту основу. Аскетическое мировоззрение поэта выразилось в одном из лучших его стихотворений «К другу» (1815).
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?..

Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?
Что вечно чисто, непорочно?
Юношеское увлечение радостями жизни («Мы область призраков обманчивых прошли, // Мы пили чаши сладострастья») исчезло «в борьбе бед»; время не щадит ни красоты, ни прелести, ни любви, ни дружбы, и поэт в ужасе восклицает:
Минутны странники, мы ходим по гробам.
Все дни утратами считаем,
На крыльях радости летим к своим друзьям -
И что же!., их урны обнимаем.
Поэт нашел истину и обрел надежду в религиозной вере. Заключительная строфа стихотворения, однако, потрясает читателя холодом и мертвенностью обретенной истины:
Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:
Ногой надежною ступаю
И, с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучших духов возлетаю.
Восприятие земной жизни с ее тревогами, радостями и горем лишь как приготовления к переходу в иной, «лучший» мир в той или иной степени отразилось в элегиях Батюшкова. Например, в «Умирающем Тассе» поэт писал:
Мой дух! Доверенность к Творцу!
Мужайся; будь в терпеньи камень.
Но он ли к лучшему концу
Меня провел сквозь бранный пламень?
...Он нам источник чувств высоких
Любви к изящному прямой
И мыслей чистых и глубоких!..
В 1814-1816 годах сформировались взгляды Батюшкова на эпикурейскую поэзию. Константин Николаевич считал, что «описание нравов народных и обрядов веры есть лучшая принадлежность эпопеи». Батюшков задумал написать эпическую поэму о Рюрике, собирал материал, но замысел так и остался неосуществленным. Представление об эпосе как сочетании фантастики легендарных времен и национального колорита воспринял у автора юный Пушкин, первая поэма которого «Руслан и Людмила» явилась лучшим воплощением идей Константина Николаевича - не случайно он так пристально следил за работой А. С. Пушкина. Сам Батюшков не сумел создать крупного эпического произведения, которое могло бы воплотить его взгляды. Но отражением этих воззрений, характерных для последних лет творчества поэта, явились две его элегии - «На развалинах замка в Швеции» (1814) и «Переход через Рейн» (1816).
Перед читателем разворачиваются картины далекого исторического прошлого норманнов и германских племен, рожденных в воображении поэта.
Там пели звук мечей и свист пернатых стрел,
И треск щитов, и гром ударов.
Кипящу брань среди опустошенных сел
И грады в зареве пожаров...
Батюшков на несколько лет опередил начавшееся в 20-е годы широкое движение романтизма в русской литературе. Этим определяется плодотворность большинства его начинаний, принятых и развитых поэтами 20-х годов, но этим же обусловлена неизбежность того, что открытые Батюшковым пути вскоре переняли молодые поэты, так что уже для В. Г. Белинского в 40-е годы следы влияния Константина Николаевича на современную поэзию отчетливо ощутимы были лишь в творчестве А. С. Пушкина - наиболее близкого и родственного ему по духу поэта.

Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

Романтизм в литературе

В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

Романтизм как жанр живописи

Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.

Романтизм - направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических). В XVIII веке это слово обозначало литературу Средневековья и Возрождения. В конце XVIII века в Германии, затем в других странах Европы, в т.ч. - в России, слово романтизм стало названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму

Идеологические предпосылки романтизма - разочарование в Великой Французской революции в буржуазной цивилизации вообще (в ее пошлости, прозаичности, бездуховности). Настроение безнадежности, отчаяния, "мировой скорби" - болезнь века, присуща героям Шатобриана, Байрона, Мюссе. В то же время им свойственно ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. Отсюда у Байрона, Шелли, поэтов-декабристов и Пушкина - энтузиазм, основанный на вере во всœемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира. Романтики мечтали не о частных усовершенствованиях жизни, а о целостном разрешении всœех ее противоречий. У многих из них преобладают настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла (Байрон, Пушкин, Петефи, Лермонтов, Мицкевич). Представители созерцательного романтизма нередко склонялись к мысли о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил (рок, фатум), о крайне важно сти подчиниться судьбе (Шатобриан, Колридж, Саути, Жуковский).

Для романтиков характерно стремление ко всœему необычному - к фантастике, народным преданиям, к "минувшим векам" и экзотической природе. Οʜᴎ создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие ("человек - малая Вселœенная"). Плодотворным было внимание романтиков к особенностям национального духа и культуры разных народов, к своеобразию различных исторических эпох. Отсюда - требование историзма и народности искусства (Ф.Купер, В.Скотт, Гюго).

Романтизм ознаменовался обновлением художественных форм: созданием жанра исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы. Необычайно расцвета достигла лирика. Существенно расширены возможности поэтического слова за счёт его многозначности.

Высшее достижение русского романтизма - поэзия Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева

Романтизм первоначально возник в Германии, чуть позднее в Англии; он стал весьма распространён во всœех европейских странах. Всему миру были известны имена: Байрон, Вальтер Скотт, Гейне, Гюго, Купер, Андерсон. Романтизм возник в конце 18 века и просуществовал до 19 века. Это было время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй; время буржуазных революций. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью; разочарованием в окружающем и порывам к иной жизни. К смутному, но властно притягательному идеалу. Значит, характерной чертой романтизма является неудовлетворенность действительностью, полное разочарование в ней, неверие, что жизнь должна быть построена на началах добра, разума, справедливости. Отсюда резкое противоречие между идеалом и действительностью (стремление к возвышенному идеалу). Русский романтизм возникает в иных условиях. Он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых парах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать Жуковского и Батюшкого.

Главная тематика романтизма - тема романтизма. Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале 19 века. Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.

Самым ярким и значительным художественным направлением в мировой литературе первой четверти XIX века был романтизм. Романтизм оформился в конце XVIII века в Германии, несколько позднее в Англии, а затем распространился во всех европейских странах.

В отличие от классицизма, для которого главной идеей было подчинение личных интересов общественным, романтизм обратился к внутреннему миру человека. Писателей–романтиков человек интересует как индивидуальность. Главная идея в романтической литературе – идея свободы и гармонического развития личности. Основа сюжетов романтических произведений – конфликт личности и общества, необычные события, явления и люди. Романтики, разочарованные в действительности, обращаются к загадочному, таинственному, фантастическому. Их привлекают минувшие исторические эпохи, яркие картины экзотической природы, жизнь и нравы далёких стран и народов, не знавших европейской цивилизации.

Герои романтических произведений всегда в конфликте с обществом. Они или бунтари, скитальцы, или мечтатели, творческие люди. Главная особенность изображения человека в романтическом искусстве – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Романтический герой создаётся по принципу контраста с современным человеком. Если современный человек мелкий, лицемерный, корыстный, то романтический герой – масштабный, великодушный, с благородными страстями и стремлениями. Эта мысль, например, звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри – не вы!»

В романтических произведениях большое значение имеет личная позиция художника по отношению к изображаемым событиям и главному герою. В романтических произведениях часто звучит страстная исповедь самого автора.

Романтические произведения отличает стремление автора к идеалу. Одни писатели искали идеал в будущем, поэтому стремились показать жизнь такой, какой она должна быть. Герои их произведений – люди действия, натуры активные, беспокойные, ищущие. Эта особенность характерна для творчества Кондратия Фёдоровича Рылеева, Михаила Юрьевича Лермонтова, романтического периода творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Другие писатели романтики искали свой идеал в далёком прошлом, в мире старинных народных преданий. Эта черта романтизма проявилась в поэзии Василия Андреевича Жуковского.

Стремясь ярче выделить в своих произведениях личность автора, писатели–романтики отрицали систему жанров, установленную классицизмом. Они смело видоизменяли старые жанры и создавали новые: лиро-эпическую поэму, балладу, лирическое стихотворение, психологическую повесть.


В Западной Европе романтизм возник в результате разочарования результатами Французской революции 1789 г. Возникновение романтизма в России связано и с европейской историей, и с Отечественной войной 1812 года. После победы над Наполеоном усилилось критическое отношение к крепостному праву. Не могли примириться с несправедливостью крепостничества и многие русские писатели. Основными чертами русского романтизма стали культ свободной личности, утверждение её высокого достоинства, права на равенство и справедливость, протест против насилия и деспотизма. В эпоху романтизма русская литература вступила почти одновременно с английской и немецкой – на рубеже XVIII–XIX веков. Эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории русской литературы. Крупнейшими представителями этого направления были Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Михаил Юрьевич Лермонтов, ранний Александр Сергеевич Пушкин. Становление и развитие русского романтизма началось с творчества Василия Андреевич Жуковского (1783-1852). Значительное место в его творчестве занимают элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Море») и баллады («Людмила», «Светлана»). Для Жуковского и поэтов его школы характерны психологизм, индивидуализация характера, стремление к эмоциональной выразительности. Не принимая современную действительность, они идеализировали патриархальную старину, стремились к изображению чего-то чудесного, таинственного, изображали переживания лирического героя о погубленной любви, потерянной дружбе, о кратковременности человеческой жизни. Это течение русского романтизма принято называть религиозно-нравственным .

В русской литературе романтизм в первые десятилетия ХIХ века был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Течение в русском романтизме, связанное с традициями классицизма, принято называть гражданским романтизмом. Герой произведений представителей гражданского романтизма – поэт-декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев. В поисках героических сюжетов и образов он обращался к русской истории. О разных исторических деятелях, их подвигах или преступлениях Рылеев создал цикл стихотворных рассказов. Эти рассказы он назвал думами («дума» – это жанр украинского фольклора). Наиболее известные «думы» – «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака».

Сам Рылеев называл себя гражданином. Своё понимание гражданского романтизма он выразил в стихотворении «Гражданин» (1824). Общим для этих течений русского романтизма является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей свой идеал. Главным достижением русских романтиков было умение воспроизводить человеческие характеры в их внутренней сложности и противоречивости.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по-своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.

2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.

3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Наиболее знаменитыми произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:

1. трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

2. романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

3. роман «Адольф» Бенжамена Констана;

4. роман «Исповедь сына века» Мюссе;

5. роман «Сен-Мар» Виньи;

6. манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»

7. роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

8. драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

9. романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

10. манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

11. поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

12. «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

13. собрание сочинений Бальзака;

14. роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

15. сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм XIX века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-исторические предпосылки зарождения романтизма в России -- обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.

Романтические идеи, настроения, художественные формы явственно обозначились в русской литературе на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтической «лёгкой поэзии» (К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы -- К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).

После 1823 в связи с поражением декабристов романтического начала усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского и поэтов - «любомудров» -- Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова).

Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М.Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского Р. и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе -- философская лирика Ф. И. Тютчева.

В литературе того времени выделяется два направления:

Психологическое - которое было основано на описании и анализе чувств и переживаний.

Гражданское - основано на пропаганде борьбы с современным обществом.

Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

1. повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

2. сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

3. «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

4. «Герой нашего времени» Лермонтова.

романтический европейский русский американский