Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Роман-эпопея «Война и мир» - анализ произведения. Расширенный анализ романа «Война и мир Война и мир анализ произведения

Читая и перечитывая в наши дни роман Толстого, мы не можем не признать того, что Толстой создал гимн России, ее народу и сословию дворян, к которому принадлежал по рождению, по воспитанию, вкусам, привычкам, особенно в молодые годы.

Толстой, рисуя страшные, кровавые картины войны, столкновения политических интересов, события, захватывающие в свой водоворот судьбы людские, постоянно подчеркивает, что каждый человек держит в самом себе свою «вселенную», и в конце концов эта «вселенная» превыше всего остального.

«Жизнь... настоящая жизнь … шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды... и всех возможных преобразований».

Взявшись за создание национальной эпопеи, создавая ее, наполняя ее гулом войны, громом пушек, разрывом снарядов, вовлекая в события сотни лиц, писатель иногда бросает как бы луч прожектора на отдельных людей, их частную жизнь, давая нам понять, что в жизни, волнениях, заботах и чувствах этих частных лиц и есть главный интерес и главная суть повествования. На первом плане, конечно, дворянская среда, к которой по рождению и образу жизни принадлежал он сам, которую он знал и, пожалуй, тогда любил.

Его братья по классу, дворяне, особенно верхушка, придворные круги, посчитали его отступником от сословных интересов, предателем. Среди них был и старый друг Пушкина, когда-то грешивший либерализмом П. А. Вяземский. Они увидели в романе недостойную критику высшей знати, однако не могли не ценить родные их сердцу картины дворянских гостиных, светских салонов, блеск балов, светские разговоры, описание привычного и гак дорогого им быта. Противоположный лагерь осуждал роман за отсутствие в нем разоблачения крепостничества и всех социальных язв.

Что касается специалистов-военных, то они были в восторге от батальных сцен. Толстой заполняет роман обширными многостраничными рассуждениями о военных действиях Кутузова и Наполеона. Здесь он выступает уже как ученый-историк, спорит с военными стратегами, так или иначе размышлявшими о войне 1812 г. Он развенчивает окончательно Наполеона, находя в его распоряжениях по армии самую примитивную некомпетентность, смеясь над титулом гения, который ему присвоили льстецы и французские историки. Он возмущается, что не только французы, но и русские поддаются обаянию его личности.

Как историк он осмеивает и русских генералов, окружавших Кутузова и подталкивающих его на ненужные сражения с «раненым зверем». Они хвастались тем, что в боях под Красным захватили у Наполеона столько-то пушек и «какую-то палку, которую называли маршальским жезлом».

Только один Кутузов понимал ненужность этих сражений, приносивших большие потери русским войскам, когда всем было ясно, что враг повержен, бежит и нужно было только одно — не мешать ему бежать из России.

Толстой всегда ценил превыше всех качеств человека естественность, непредвзятость. Этими качествами обладал его Кутузов, в чем был полной противоположностью Наполеона, который, по мнению Толстого, постоянно театрально рисовался.

Кутузов Толстого — это мудрец, не любующийся своей мудростью, не сознающий в себе этого качества, понимающий какой-то внутренней интуицией, что и как надо делать в той или иной ситуации. В этом отношении он был похож на простых солдат, на народ, который в массе своей интуитивно постигает истину.

Когда после победы под Красным Кутузов обратился с краткой речью к солдатам, простой, по-стариковски просторечной, как бы житейски «домашней» речью, с нецензурными словечками, он был понят и сердечно принят прежде всего солдатами: «...это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком».

Непосредственность чувств идет от самой природы, и чем естественнее человек, тем непосредственнее выражаются его чувства, тем благороднее его поступки. В таком взгляде на человека сказались и давние увлечения Толстого руссоизмом. Фальшь, лицемерие, тщеславие воспитаны цивилизацией. Дикарь, близко стоящий к природе («естественный человек», по теории Руссо), не знал этих качеств.

Все герои Толстого, которых он любил: Наташа, княжна Марья, Пьер Безухов, Андрей Болконский, вся семья Ростовых, Платон Каратаев, человек из народа, — обладают этой непосредственностью чувств, и не обладают ею люди фальшивые, лицемерные, эгоистичные и просто подлые. Таковы князь Василий Курагин, его сын Филипп, дочь Элен.

В нашей памяти навсегда запечатлеваются картины и образы, с жизненной убедительностью нарисованные поистине волшебным пером Толстого. Спросите каждого, кто прочитал роман «Война и мир», что он помнит и ясно видит в памяти своей. Он ответит: Наташу в лунную ночь и Андрея Болконского, невольно подслушавшего восторженные чувства девочки. Встречу и знакомство Наташи и Болконского на балу. Русский танец Наташи, которому она научилась бог знает где, уважительно подсмотренный ею в плясках крестьян. Умирающий Андрей Болконский. Потрясающий и священный акт смерти как что-то таинственное.

Издавна в войнах вершились грандиозные повороты истории народов. В войнах гибли или жизнеутверждались государства, нации, народы. Безжалостно разрушались сотворенные великим трудом города, дворцы и храмы, возвеличивались славой отдельные личности, герои, уходили из жизни бесчисленные безымянные воины — самая здоровая и активная часть населения. Безумие человечества! Толстой противопоставил всем амбициям воинственных героев то вечное, прекрасное и умиротворяющее небо, которое видел князь Андрей.

Картины боев выписаны Толстым с неотразимой достоверностью. Мы как бы сами участвуем в нем, и слух и зрение наше там, на поле сражения, мы слышим горячее дыхание разгоряченных людей, крики и стоны и отчаянную стрельбу.

Князь Болконский, раненый, теряющий сознание, ощутил странное спокойствие. Глаза устремлены в небо. Все людские страсти, честолюбивые мечты, а ими так недавно был обуреваем он, вдруг предстали во всем своем ничтожестве перед этим великим и вечным спокойствием неба. Здесь уже философия Толстого, философия жизни. Она сказывается, как бы отпечатывается на всем, что он описывает, на его симпатиях и антипатиях. Все естественное в людях, все непосредственное в них, не отягченное лицемерием, прекрасно. Потому так хороши характеры и Наташи Ростовой, и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, и некрасивой Марьи Болконской с ее прекрасными в иные минуты глазами.

Толстой снова и снова возвращается к одной идее. Она его волнует, тщета человеческих страстей, давняя, со времен Экклезиаста: «Суета сует и всяческая суета!» Князь Андрей это понял, когда лежал раненый на поле боя, держа в руке полковое знамя. «EN VOILA LA BELLE MORT», — произнес над ним его кумир Наполеон, полагая его мертвым. Наполеон возглавлял вражеское войско. но он был гений воинского искусства, великий полководец. Это признавали все, и не мог скрывать своего восхищения им и князь Андрей. Но теперь, когда он понял ценность самой жизни и тщету всего, что вне жизни, он увидел в гениальном полководце маленького человека, и только.

Люди сражаются, убивают друг друга, не думая о том, что они — люди, что сражаются они из-за ничтожных вещей, что отдают жизни за призраки, за фантомы, и только иногда, как по наитию, приходит к ним смутное постижение истины.

Толстой постоянно напоминает читателю о значительности каких-то высших предназначений жизни, что над тщетой и суетой его каждодневных забот и хлопот возвышается не постигаемое им нечто вечное, вселенское. Понимание этого вечного и вселенского пришло к Андрею Болконскому в момент смерти.

Весь роман овеян гуманным чувством доброты к людям. Она в Пете Ростове, она в графине, его матери, помогающей своей обедневшей подруге, она в простодушном незнании корысти графе Ростове, в доброте Наташи, настоявшей на том, чтобы освободить подводы и отдать их раненым. Она в доброте Пьера Безухова, всегда готового кому-то помочь. Она в доброте княжны Марьи. Она в доброте Платона Каратаева, в доброте русских солдат и в этом выразительном жесте Кутузова, в его речи перед солдатами.

Жан-Жак Руссо утверждал, что человек рождается добрым, но портят его среда, общество, порочная цивилизация. Эту мысль женевского философа оспаривали многие, заявляя, наоборот, об изначальной испорченности человеческой натуры.

Толстой был согласен со своим кумиром. Он показывал чистые души детей. В «Детстве" — это Николенька Иртеньев, здесь — Петя Ростов с его детской восторженностью, страстным желанием что-то сделать в этом мире, отличиться, а в сущности отдать свою жизнь, пожертвовать собою, отдать ее щедро, как щедро он отдавал все, что имел, в отряде Денисова.

В поведении Пети Ростова, в его мировосприятии все окрашено чувством какой-то просветленной и всеобъемлющей любви ко всем и ко всему. Его детское, не знающее корысти сердце как бы откликается на всеобщую любовь к нему. Такова же любовь и нежность девочки Наташи ко всем вообще людям, ее непосредственность, чистота се помыслов.

Дружба — товарищество, — это благостное чувство так же проникновенно описано Толстым — дружеское расположение Денисова к Николаю Ростову, ответное чувство Ростова к нему. Денисов, воин, храбрец, по-солдатски грубоватый, но внутренне добрый, честный и справедливый человек, буквально предан семье Ростовых, душой постигая ее благородные нравственные основы.

Любовь родительская никогда еще в литературе не была показана в ее щемящей силе. Бальзак посвятил ей свой роман «Отец Горио», но она прозвучала как теоретический тезис, долженствующий показать неблагодарность детей к родителям и слепоту родителей в их неуемной привязанности к детям. Сама же любовь так и осталась нераскрытой за рамкой этого тезиса.

Достаточно прочитать страницы романа «Война и мир» о тех минутах, когда графиня Ростова узнала о гибели Пети, чтобы почувствовать пронзительную силу этой материнской любви и великого горя утраты любимого существа. Мы не найдем этой темы ни у Стендаля, ни у Флобера. Французские, английские, немецкие авторы не коснулись этой темы. Тогда как Толстой нашел для нее неотразимые краски.

Роман Толстого овеян светлым и благостным чувством любви человеческой. Мы проникаемся гордостью за человека, способного любить. Как далеко это от наших дней, когда деятели искусства — писатели, поэты, художники, артисты спешат раскрыть перед нами картины кошмаров и ужаса, темные стороны души человеческой и убедить нас, что таков весь мир и таковы все мы! Невольно вспоминаются предсмертные слова больного Гоголя: «О Боже! жутко стало в твоем мире!»

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Анализ 1 тома “Война и мир” предполагает рассмотрение тех сюжетных линий, из которых состоит роман-эпопея, с описанием главных персонажей. В первой книге автор знакомит нас с семействами Болконских, Безуховых, Курагиных и Ростовых. События этого периода охватывают временной промежуток, который заканчивается битвой под Аустерлицем.

Мирные события

Роман начинается с описания приёма в салоне А. Шерер: в этой сцене автор знакомит читателя с главными персонажами, их родственниками, ближайшим окружением. Поэтапно складывается картина жизни светского общества Петербурга, их нравов, законов, по которым строятся отношения в высших кругах. В самом начале романа автор знакомит читателя со своим любимым персонажем – Пьером Безуховым. Через призму взглядов и жизненных принципов этого человека Толстой попытался включить свои духовные ценности в судьбу богатого, знатного человека. Пьер не искушён светской жизнью, он вернулся из-за границы, где провёл 10 лет.

Незаконнорожденный сын старого графа Безухова, Пьер является его любимцем, хотя никогда не был особенно близок с отцом. Именно ему предстоит пройти испытание огромными деньгами, получив миллионное наследство отца, ощутить, как изменится отношение окружающих к нему с приобретением нового статуса и огромного капитала. Пьер – один из немногих “живых”, думающих героев романа, к таким относится и Андрей Болконский. Героев объединяет тяга к поиску глубинного смысла жизни, они полны мечтаний и ложных убеждений, которые далеки от реальности. Сюжетные линии персонажей пересекаются всего несколько раз, в этих сценах герои делятся своими убеждениями, помогают друг другу понять простые истины.

Развивая образ молодого Безухова, автор знакомит нас с семьёй Курагиных. Это семейство – галерея человеческих пороков: начиная от глупости, недалёкости, бездушности, и заканчивая лицемерием, предательством, коварством и пьянством. Элен Курагина, удивительно красивая женщина, становится супругой молодого Безухова. Этот брак приносит герою много боли и разочарований: в любви, красоте, женской верности и семейной жизни.

Война

Военные действия впервые просачиваются в роман в светских беседах, именно глазами тех, кто никогда не держал оружие, автор подаёт военную обстановку в мире. Войну обсуждают так же, как говорят о последних веяниях женского гардероба, она является модной темой. Толстой нарочно использует этот приём, что бы создать контраст с реальными военными событиями, которые раскрываются в первой части книги немного позже. Образ Наполеона подаётся глазами Андрея Болконского и Пьера Безухова, которые считают его великим человеком, своим кумиром.

Когда герои попадают в реальные военные события (Пьер – в французский плен, Андрей Болконский, Николай Ростов – в самую гущу боевых действий) их мировоззрение глобально меняется. Каждый из героев понимает ужас и бессмысленность войны, смертей. Андрей Болконский, жаждущий славы, боевых подвигов, падает раненым в сражении и приходит к пониманию того, что не ценил то, что дарила ему жизнь. Он осознаёт, что семья, близкие, простая мирная жизнь – являются смыслом человеческого существования.

Основные герои, их характеристика

В первом томе автор даёт своеобразную предысторию – знакомит читателей со старшим поколением: князь Василий, граф Безухов и другие. Эти персонажи не играют важной роли, однако подчёркивают значение семьи, отцовского авторитета, достойного воспитания в жизни человека. Четыре основных семейства – Болконские, Ростовы, Курагины и Безуховы – фигурируют во всех главах (кроме описаний военных событий).

Болконские – образец благородства, духовности, человеческих исканий, однако внутри семьи они ведут себя, как чужие люди. Им не хватает тепла и душевной близости, они чужие люди, хотя связаны семейными узами.

Семья Безухова ещё не сформирована, Пьер по сути одинок. Он обретёт своё счастье в конце романа.

Курагины – клубок интриг, коварства и лжи, их трудно назвать семьёй.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Анализ “Война и мир 1 том””.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

(1863-1869)
Жанровая природа произведения в значительной степени определяет его содержание, композицию, характер развития сюжета и проявляет себя в них. Сам Л. Толстой затруднялся в определении жанра своего произведения, говорил что это «не роман, не повесть... еще менее поэма, еще менее историческая хроника», предпочитал утверждать, что написал просто «книгу». Со временем утвердилось представление о «Войне и мире» как романе-эпопее. Эпопея предполагает всеохватность, изображение важнейших явлений народной жизни в историческую эпоху, определяющую ее дальнейшее развитие. Жизнь высшего дворянского общества, судьбы мужиков, офицеров и солдат русской армии, общественные настроения и массовые движения, характерные для изображенного времени, образуют широчайшую панораму национальной жизни. Авторская мысль и его открыто звучащее слово связывают картины ушедшей эпохи с современным состоянием русской жизни, обосновывают общечеловеческий, философский смысл изображенных событий. А романное начало проявляется в «Войне и мире» через изображение разнообразных характеров и судеб в сложном переплетении и взаимодействии.
Само заглавие романа "Война и мир" отражает его синтетическую жанровую природу. Все возможные смыслы многозначных слов, составивших название, важны для писателя. Война — это и столкновение армий, и противоборство людей и групп, интересов как основа многих общественных процессов и личного выбора людей. Мир можно понимать как отсутствие военных действий, но так же как совокупность социальных слоев, личностей, составляющих общество, народ; в ином контексте мир — это близкие, наиболее дорогие человеку люди, явления или все человечество, даже все живое и неживое в природе, взаимодействующее по законам, которые стремится постигнуть разум. Все эти аспекты, вопросы, проблемы так или иначе возникают в «Войне и мире», важны для автора.
Система действующих лиц романа-эпопеи чрезвычайно сложна, исследователи насчитывают в произведении свыше пятисот персонажей, и при этом автору удается сделать их связи, взаимоотношения достаточно прозрачными, важнейшие характеры выпуклыми, четко очерченными, не заслоняющими иных. Сказалась упорная работа над произведением, которое перерабатывалось и просто переписывалось самим автором несколько раз.
Героев «Войны и мира» трудно разделить по традиционному принципу: положительные — отрицательные. Однозначных характеров в романе, а особенно среди героев, наиболее активно участвующих в действии, проходящих через все произведение, нет. Наибольшее внимание автора привлекают люди, способные к изменениям, не застывшие, развивающиеся. Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова из всех героев романа проходят путь наиболее сложной эволюции, они и встали в центр произведения. Именно в поисках таких личностей, метаниях, ошибках, интеллектуальных и нравственных обретениях и потерях, история, эпоха проявляют себя. Для Толстого вообще очень важно показать, что история не внеличностна, что это совокупная деятельность всех людей: «Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно», — говорит автор. Вспомним и один из снов Пьера Безухова в плену, где он видит мир в виде сферы с хаотично для постороннего взгляда перемещающимися каплями. А эти капли — люди, их движения и составляют жизнь, историю.
Толстой кардинально переосмысливает роль личности в истории. Он отказывается от понятия выдающаяся, исключительная личность. Развенчанию этого понятия в романе последовательно подчинено развитие образа Наполеона. Наполеон в изображении писателя — себялюбивый позер, человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории. Писатель предлагает классическое сравнение Наполеона с мальчиком, дергающим внутри кареты за веревочки, полагая, что он управляет ее движением. Однако личность выдвигается на историческую авансцену или ниспровергается в мрак исторического забвения по воле более масштабных сил. Толстой обобщает представление о них в понятии «народ». Война 1812 п — столкновение русского народа с народами Западной Европы. Причем агрессивно настроенные народы приобретают признаки толпы. Она-то и выдвигает такого предводителя, который ей надобен, каким был Наполеон, — жестокого, беспринципного, эгоистичного, тщеславного. Он своими внутренними качествами соответствует целям толпы, а это — «обманы, грабежи и убийства», война.
Другой тип исторической личности — это подлинно народный вождь, главнокомандующий русской армии Кутузов. Его выдвигает к руководству армией, цель которой — спасение родины, не воля императора, интриги или личная полководческая талантливость, а мир, совокупная народная воля России. Здесь выбор тоже безошибочно соответствует целям народа. Главная среди них — мир, только уже в значении отсутствия войны, врага на родной земле. Именно этой цели и служит Кутузов, подчеркнуто демократичный, простой и открытый во всех случаях, когда не имеет дело с большими и малыми наполеончиками, которых немало и в русской армии, и при дворе.
Писатель парадоксально заостряет внимание читателя на кажущейся пассивности, бездеятельности Кутузова даже в самые тяжелые моменты, требующие решений: Бородинское сражение, совет в Филях. Кутузов таков потому, что понимает — произвольные действия личностей мало что могут изменить в направлении движения истории, ходе исторического события. Их определяет совокупная воля масс, «всех, без единого исключения всех людей, принимающих участие в событии». Гениальность Кутузова состоит в исключительной чуткости к этой воле и в том, что порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат, которых он возглавлял, и миллионы русских людей, которых они представляли. Это и ненависть к врагам во время сражения, и великодушное отношение к побежденным: «Мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» Не кажется случайным для писателя и отход Кутузова отдел, после освобождения русской земли: заграничный поход — это уже политика, национально необходимого в нем нет. Дедушка, отец — так называют Кутузова простые люди, подчеркивая семейный, родовой характер духовной связи со своим лидером. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — обобщает Л.Толстой свои наблюдения над двумя типами исторических личностей.
Постепенным и мучительным преодолением наполеонизма обусловлено направление развития личности Андрея Болконского. Кутузов показан исключительно в сфере общественной деятельности. Она чрезвычайно важна и для активного, думающего Болконского. Но образ одного из главных героев раскрывается не менее полно и во внутренней жизни, семейно-бытовых отношениях, в любви к Наташе Ростовой.
В начале романа Андрей склонен думать, что его личное участие может и должно повертывать историю в нужном направлении. Он одержим идеей благородного подвига, его не устраивает прозябание в столичных салонах с их мелкими интригами и грязными страстями. Честный, благородный Болконский рвется в бой, ищет дела. Но его кумиром является Наполеон, и себя он считает человеком выдающимся, способным совершить на поле боя, в штабе то, чего другие не смогут. В ходе заграничной кампании, во время сражения под Аустерлицем произошло крушение всех прежних иллюзий и ценностей. Даже Наполеон на фоне вечного неба показался маленьким и неинтересным.
Заботы семьи, воспитание сына, управление имением — Андрею думается, что в этом теперь смысл его жизни. Но деятельная натура берет свое. Встреча и беседы с верным другом, Пьером, знакомство с Наташей убеждают героя, что «жизнь не кончена». Он возрождается как старый дуб, встреченный по пути в Отрадное. Только теперь он не отделяет себя от людей, стремится к слиянию с родственными душами. В высших сферах, в кружке Сперанского их не найти, зато Наташа и все, что с ней связано, дарят Андрею надежду на счастливое, осмысленное и духовно наполненное существование.
Писатель подчеркивает, что в его героях сильно родовое начало. Для Андрея это прежде всего гордость, аристократизм, бескомпромиссность, следование путем чести. Ошибку Наташи он понять может, но простить нет. Слишком разными были эти люди. Но 1812 г. выявил то, что делает ихорганическими частями более значительного, чем семейный, мира. Они действуют как частицы народа, одухотворенного единой целью. Никогда прежде аристократ Болконский не был так близок и понятен тем простым людям, с которыми свела его судьба. Потому что живут они общим чувством: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия».
Понять другого, сблизиться с душевным состоянием иных людей — к этому стремился всю жизнь гордый и одинокий Болконский. Перед лицом смерти во время войны, в предсмертных страданиях он сумел этого достигнуть. В повседневном существовании полнота «роевого» бытия ему открывалась все-таки с трудом. Андрей, по замыслу писателя, готов по-настоящему героически, без позы погибнуть (хотя само поведение в роковой момент показательно — и здесь Болконский не захотел согнуться, не то что пасть и прижаться к земле, ища у нее спасения и поддержки). Метафорически понятая «земля», простота и естественность поведения в повседневной жизни осознаны им как важнейшая ценность, но самому ему не даются. Он и уходит с поля битвы, которым оказалась для него жизнь, с мыслью: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».
Это понимание самого главного в жизни не только постепенно становится мировоззрением Пьера Безухова, оно всегда было бессознательной основой его поведения. Символично то, что Пьер — человек подчеркнуто мирный, мирской. Он с самого начала входит в роман в этой роли. Оттого Пьер выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер, что открыт, условностям не привержен, естественен в каждом слове, правдив как ребенок. Там для всего есть свое место, время, форма — «неуклюжий» Пьер разрушает все эти безжизненные условности.
Однако жизнь по велениям сердца без надлежащего жизненного опыта, без необходимой интеллектуальной поддержки приводит его на первых порах к многочисленным ошибкам, страданиям. Он становится игрушкой в руках интриганов, борющихся за наследство графа Безухова, его женят на безнравственной холодной Элен, заставляют стреляться с Долоховым. Не может надолго удовлетворить Пьера и искусственно сконструированная философия масонов, далекая от жизни, которой буквально пропитан Пьер.
Роман первоначально задумывался Толстым как произведение о декабристе, возвращающемся из ссылки. Попытки понять и объяснить своеобразный интеллектуальный и нравственный комплекс, легший в основу деятельности декабристов, заставили писателя идти к истокам его возникновения, а они оказались связанными с Отечественной войной. Именно война «округлила», привела в гармоническое равновесие побуждения души и поиски ума Пьера, предопределила его дальнейший путь.
Задачи и логику поведения народного полководца разъясняет Пьеру Андрей, но полного личного слияния с народом достигает Безухов. Уже на Батарее Раевского солдаты проявляют к Пьеру «ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным». Писателю важно подчеркнуть этот «животный», органический, чувственный уровень сближения Пьера с народной массой.
Бой и последующее пребывание Пьера в плену изображаются именно как жестокая мясорубка. Толстой не скупится на натуралистические подробности не только при описании поля сражения, лазаретов, но и рассказывая о том, например, как физически страдал Пьер и другие люди в плену, как выглядели его разбитые, в струпьях ноги и т.п. Происходит истинное приобщение к плоти и крови народной. Для духовного становления будущего декабриста пройти через все это оказалось чрезвычайно важным. Здесь он обретает чувство кровной, неразрывной связи с народом, буквально становится частью его выжившего в испытаниях мирского тела.
И это приобщение к «земле», общему, роевому вовсе не лишает человека индивидуальности, свободы воли и выбора. Наоборот, осознав себя органической частью национального целого, Пьер действует свободнее, подчиняясь соображениям собственного ума и велениям своего, теперь уже тоже народного нравственного чувства, сердца. Огромное влияние оказал на становление обновленного Пьера Платон Каратаев, воплощение «всего русского, доброго, круглого». Пьер проносит воспоминания о нем через всю жизнь. Но на вопрос о том, одобрил бы Каратаев то, чем он теперь занимается, а Пьер «был одним из главных основателей» некоего тайного общества, тот отвечает: «Нет, не одобрил бы... Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь». Мир, частью которого осознал себя Пьер, налагает на него обязанности стремиться к благу и дает возможность свободно выбирать нравственно чистый путь к нему.
Многочисленны женские образы романа. Наташа Ростова наиболее полно воплощает представления писателя о свободном, естественном и органичном развитии женского личностного начала. Ей дано познать разные проявления важнейшего в жизни чувства — любви: детская влюбленность в Бориса Друбецкого, неожиданное сватовство Василия Денисова, странная, большая и пугающая любовь к Андрею Болконскому, закончившаяся разрывом из-за безрассудного увлечения, страсти, вызванной Анатолем Курагиным, наконец, стойкое, неподверженное разрушительному влиянию времени и расстояниям чувство к Пьеру.
И во всех этих сложных и противоречивых обстоятельствах Наташа остается собой, сохраняет главные свои качества — непосредственность, цельность эмоциональной реакции на мир, приверженность добру, чувство справедливости, любовь к жизни, удивление перед ее тайной, красотой, непостижимостью, все, что так поразило и привлекло Андрея еще при первом, заочном знакомстве с Наташей в Отрадном.
Связь с национальным миром героини Толстого тоже органична, она изначально имеет сердечные, не головные или социально-классовые основания. «Где, как, когда всосала в себя из того, русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы...?» — восклицает автор, рассказывая о пляске Наташи у дядюшки.
Не все просто в жизни столь непосредственных натур. «Ошибка» с Анатолем весьма показательна для понимания тех трудностей, с которыми связано самоопределение их в мире, где есть не только добро и самоотверженность, но также существуют зло и эгоизм. Анатоль проявляет их так же естественно и непосредственно, свободно, как Наташа лучшие свои качества, и привлекает ее именно тем, что он в определенном смысле — «как она», только с другим знаком.
Нужно было пройти через испытания и страдания, чтобы обрести необходимый опыт, выдержку, сдерживающие в героине иногда бьющую через край жизнь. В этом ее обаяние, но это же стало для Наташи источником опасностей, которые не удалось преодолеть безболезненно.
Характерно, что для нее, как и для Пьера, выход из нравственного тупика, полное раскрытие задатков личности связаны с духовным подъемом, испытаниями, потерями, страданиями, самопожертвованием, которых потребовала от русских людей Отечественная война.
Обретенное в непростых поисках одухотворенное, а не животное счастье матери, жены, любимой, обосновано взглядом Толстого на Наташу как подлинно народный национальный женский тип.
Следует хотя бы вкратце остановиться на особенностях художественного мастерства Толстого в романе. Композиционную стройность и сюжетную прозрачность при всей содержательной сложности столь многофигурного произведения мы уже отметили. Выдающимся достижением Толстого считается также воссоздание диалектики души, психологический анализ в неизвестных до него формах. Лев Толстой создает ощущение полной достоверности, необработанности многих внутренних монологов героев. Мысль развивается по законам внутренних ассоциаций и неожиданных сцеплений. Нарушается обычная логика и причинность. Герои воплощают сугубо субъективный, только им присущий взгляд на мир. Точки зрения пересекаются, позиции сталкиваются, в свою очередь порождая внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную реакцию. В самой манере повествования как бы воплощается принцип «роевого», всеобщего, по видимости хаотичного, но устремляющегося к определенным целям движения. Эти общие цели книги определяются автором. Он формулирует их прямо — в оригинальных социально-философских частях романа, а также проводит необходимые линии к той точке, эмоционально-смысловому «фокусу, откуда все исходит и куда сходится» (Л. Толстой), сюжетно-композиционными средствами.
Огромное влияние оказало творческое наследие и неутомимая международная деятельность Льва Толстого на развитие мировой литературы, искусства, философии, социальных теорий и практики. Сам Толстой говорил, что радуется «авторитету Толстого. Благодаря ему, у меня сношения как радиусы с самыми далекими странами». Он поддерживал переписку с тысячами корреспондентов по всему миру. Авторитет русской мысли и русского искусства усилиями Л.Н. Толстого существенно вырос.