Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Роль сцены «сеанс черной магии» в идейно-художественной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарит Современное звучание романа м. а. булгакова “мастер и маргарита” Мастер и маргарита сеанс магии

Образ дьявола — нередкое явление в произведени-ях мировой классики. Свое осмысление ему давали Гете, Лесаж, Гоголь и другие. Традиционно дьявол выполняет две миссии: искушает и наказывает чело-века.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» дья-вол появляется, чтобы проверить, «изменились ли го-рожане внутренне». Огромное значение для ответа на этот вопрос имеет сцена в варьете. Свита Воланда демонстрирует различные чудеса, и столкновение с фан-тастикой обнажает многие людские пороки. Для на-чала Фагот демонстрирует фокус с колодой карт. Вос-хитив зрителей, он во всеуслышание сообщает, что карты находятся «в седьмом ряду у гражданина Пар-чевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой». Парчевский становится «весь пунцовый от изумления», ведь его подлинная натура до того была скрыта под маской благопристойности. Фагот на этом не успокаивается и доводит до сведения публи-ки, что Парчевский — большой поклонник игры в покер.

Одним из кульминационных моментов в эпизоде является «выпадение» денежного дождя. Неожидан-но из-под купола начинают лететь в зал деньги. Полно иронии авторское описание реакции публики на та-кие «осадки». Кто-то ползает в проходе, кто-то с нога-ми поднимается на кресло и принимается ловить бу-мажки. Люди начинают бросаться друг на друга, стремясь каждый набрать как можно больше денег. Ведь их не нужно зарабатывать, они явились неожи-данно, сами по себе, их можно тратить на что угодно, и быть от этого совершенно счастливым.

Далее воландовская свита решает удивить публику тем, что отрывает голову конферансье Бенгальскому. Тут-то зрители и проявляют жалость и сочувствие, все еще свойственные им, умоляя артистов простить незадачливого конферансье. Воланд делает о них вы-вод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это все-гда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну что ж... и мило-сердие иногда стучится в их сердца., обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..».

На этом искушение публики не заканчивается: на сцене варьете открывается дамский магазин. Сначала несмелые, а потом охваченные страстью женщины начинают хватать в фантастическом магазине все подряд, без всякой примерки, независимо от своего размера и вкуса. Находится даже мужчина, который боится упустить шанс и, ввиду отсутствия жены, так-же начинает набирать женскую одежду.

К сожалению, все удачные приобретения позже тают на дамах, и это имеет символическое значение. Обнажение тел здесь равнозначно обнажению души, продемонстрировавшей алчность, вещизм, жад-ность. Людьми управляют корыстные, сиюминут-ные желания.

С требованием немедленно разоблачить фокусы выступает «почетный гость» вечера, председатель акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров. Но разоблачают его само-го. Он оказывается вовсе не столь почетным челове-ком, каким представлял себя другим. Вместо заседа-ний акустической комиссии Семплеяров, как обнару-живается, посещает артистку разъездного районного театра Милицу Андреевну Покобатько, которая, бла-годаря проявленному Семплеяровым расположению, получает свои роли. В честь Аркадия Аполлоновича в финале эпизода звучит марш: Его превосходительство Любил домашних птиц И брал под покровительство Хорошеньких девиц. Воланд занимает позицию зрителя, изучающего нравственное состояние общества, и приходит к не-утешительным выводам: такие пороки, как алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество, вечны.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – многоплановое
Произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
Сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
Романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
Связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
Использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
Высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
И москвичей. Сатирическое

Обозрение занимает основной объем первой
Части и достигает кульминации в главе “Черная магия и ее
Разоблачение”.
Воланд еще не назван прямо – сатаной (это сделает Мастер в следующей
Главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с “профессором
” Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
Даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
Смерть Берлиоза, “выкинуть” в Ялту Степу Лиходеева, свести
С ума Бездомного, занять “нехорошую квартиру” № 50. К тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
Знакомстве с Кантом – его могущество не исчерпывается московскими
“проделками”. В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
Какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
Представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
Что он якобы заброшен “гипнозом” в Ялту, администратор Варенуха
Отправился с этими телеграммами в “соответствующие органы”
И тоже пропал. “Но за что?!” – недоумевает Римский, боясь позвонить
В то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
Затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто “их черт
Утащил”, а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
Находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
Например, Варенухе “повезло”: его всего лишь похитили демоны и
Превратили на время в вампира.
Явление мага производит сильное впечатление на работников
Театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
Сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
За кулисами. “Длинный клетчатый в треснувшем пенсне” непрерывно
Болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует “магическую аппаратуру
“, вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
Кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
Воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
Чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
На сцене кресло и начинает обсуждать с “клетчатым” Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
Сильно изменились внешне, но его интересует “гораздо более важный
Вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” Теперь становится
Ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
Не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
Жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
Окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
Соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
Нет – Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
С мест ловить “капризные бумажки”. Бездарному конферансье Бенгальскому,
Надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
По просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
Жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
Конферансье, и Бегемот “нахлобучивает” голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:”… люди
Как люди. Любят деньги… Ну, легкомысленные… ну, что же… и милосердие
Иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный
Вопрос только испортил их…” Убедившись в том, что человеческая
Природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
Продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется “дамский магазин”, в котором гражданки
Могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
Наряды, косметику, сумочки… Естественно, что после
Минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
Чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
За подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не “черной магии”,
А присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
Мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
Необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
Начальника. Выясняется, что Семплеяров “берет под покровительство
Хорошеньких девиц”, соблазняя их обещанием главной роли
В театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
Неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс “черной магии” является кульминацией первой части
Романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
“социологическое исследование”, заставляя москвичей обнажить
Душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
Собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы – словом,
“люди как люди”. Булгаков не мог исправить человеческую природу
И социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
Мощное оружие – беспощадный смех. Поэтому время не властно
Над его удивительным романом.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода “Сеанс черной магии в Варьете”

Другие сочинения:

  1. “Господи! Что есть человек, что ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?” – написано в 143 Псалме Давида. Сколько веков прошло со дня написания этих слов, а человек так и остался главной загадкой, и вечные, Read More ......
  2. М. А Булгаков – один из ярчайших писателей XX века. Прекрасная фантастика и сатира романа “Мастер и Маргарита” сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому Read More ......
  3. Одной из причин, побудивших “профессора черной магии” Воланда “в час небывало жаркого заката” посетить столицу, является его стремление познакомиться с москвичами. В так называемых “московских” главах мы видим преимущественно единичные образы московских жителей, выхваченных из толпы. На первых страницах романа Read More ......
  4. Образ дьявола – нередкое явление в произведени­ях мировой классики. Свое осмысление ему давали Гете, Лесаж, Гоголь и другие. Традиционно дьявол выполняет две миссии: искушает и наказывает чело­века. В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” дья­вол появляется, чтобы проверить, “изменились ли Read More ......
  5. Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого Read More ......
  6. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит Read More ......
  7. Уникальность романа “Мастер и Маргарита” заключается в многообразном переплетении повторяющихся динамических образов и тем. Связи между ними в основном ассоциативны. Именно эта особенность романа создает сложность при его анализе, поэтому, рассматривая ключевую для понимания сцену бала, постараемся понять логику ассоциативных Read More ......
  8. Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина. И тут же в обществе стали распространяться легенды Read More ......
Анализ эпизода “Сеанс черной магии в Варьете”

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Анализ 12 главы

«Черная магия и ее разоблачение»

Все проходит, как тень, но время

Остается как прежде мстящим,

И былое темное бремя

Продолжает жить в настоящем.

Н.Гумилев «Сатана в нестерпимом блеске…»

УРОК. Анализ 12 главы «Черная магия и ее разоблачение»

романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

ЦЕЛЬ УРОКА. Проанализировать 12 главу романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Черная магия и ее разоблачение»,

показать ее место в общем замысле.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К УРОКУ.

Обязательное прочтение 12 главы романа.

Индивидуальные задания для учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, экран, отрывки из фильма «Мастер и Маргарита"

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества М.А.Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, т.к. его повествование направлено в будущее, его содержание психологически, философски - исторически достоверно, а проблемы, поднятые в нем, - глубоко направленные, вечные. Человек веками бьется над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь.

В «Мастере и Маргарите» Булгаков сопрягает два временных плана – события 30-х годов 20 века и события древних библейских времен, великолепно сочетая быт, фантастику, политику, любовь, сатиру, философию. Действия романа, происходящие с промежутком почти в 2 тысячи лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, всепроникающая мысль, творчество, поиск истины.

Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.

С этими мыслями подробней остановимся на 12 главе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Черная магия и ее разоблачение». Москва 30-х годов, Воланд и его свита в театре Варьете.

Сообщение учащегося «Воланд и москвичи».

Да, эта глава едва ли не самая яркая в романе. Феерический сеанс черной магии. Сначала тройка велосипедной семьи Джули.

На что обращает внимание этот отрывок?

Анализ отрывка начала главы,

затем чтение отрывков и их анализ.

Вот так подробно, как будто с натуры – пролог к сенсации. Кукольность, марионеточность, в явно сниженных тонах, с иронией. Булгаков не жалеет комических тонов, не жалеет красок. Непритязательная публика съест и это.

Сообщение о варьете и о том, что в Москве

Не было театра Варьете, но был Московский

Мюзик-холл. Булгаков хорошо знал это место.

Снова горькая ирония. Если в освещенном веками театральном искусстве на первый план выступают балаганы вроде Варьете, а администраторы Лиходеев, Римский готовы выпустить на сцену хоть самого черта в погоне за выручкой, то остается все меньше места для подлинного искусства.

Появляется Воланд и его присные. Какими они предстают перед нами?

Наблюдения о Воланде и его свите. (Сообщения уч-ся)

Начинается сеанс черной магии. И мы уже можем догадаться о цели и визите в Москву. Прочитаем этот эпизод.

- Скажи мне, любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

- Точно так, месир, - негромко ответил Фагот-Коровьев.

- Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город впрчем.О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи… автомобили…

- Автобусы, - почтительно подсказал Фагот.

- Но меня, конечно, не столь интересуют автобусы, телефоны и прочая

- Аппаратура! – подсказал клетчатый.

- Совершенно верно, благодарю, - медленно говорил маг тяжелым басом, - сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне?

- Да, это важнейший вопрос, сударь.

О чем это они? Мы можем догадаться? (Ответы учащихся)

Во 2 главе о Понтии Пилате Иешуа Га-Ноцри утверждает, что все люди добры, злых людей нет на свете, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины, что человек перейдет в новый храм истины, и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Так каков же итог тысячелетий? Изменился ли мир? Люди? Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на мессианскую роль? Советская власть настаивала на переменах. Что же следует за этими словами?

Ответы учащихся.

Да-да, действо в театре – ряд ужасных опытов, проверок на человечность или бесчеловечность, жестокость и жадность. Сталкивая зрителей в Варьете (где, по выражению Бенгальского собралось пол-Москвы) писатель как бы исследует, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, подняться над серой повседневностью, отвлечься от дрязг и интриг.

И вот они – искушения, выдуманные, подчеркнем, не дьяволом, а людьми.

Просмотр отрывка начала сеанса. Анализ.

Сначала электризуют публику неизвестно взявшиеся «настоящие деньги». Вся эта сцена в Варьете сниженная. Этот эпизод напоминает знаменитую вариацию арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст».

Звучит запись куплетов Мефистофеля

из оперы Ш.Гуно «Фауст».

Да, « Сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Только вместо поэтической вакханалии Гуно Булгаков дает нам омерзительную лихорадку пошлости. И когда появляется «разоблачитель» Жорж Бенгальский…

Отрывок фильма, наблюдения за Ж. Бенгальским.

Появляется Жорж Бенгальский, и ненависть толпы обрушивается на него в глумливо-несерьезной форме: «Голову ему оторвать?» Только словесная фигура. Но сила черной магии – в моментальном обращении слова в действие.

Идет нарочито натуралистическая сцена отрывания головы. Для чего? Объясните.

Ответы учащихся.

Люди поражены собственной стадной жестокостью, опомнились. Сначала одинокий голос, потом – хор. Здесь впервые вмешивается Воланд.

- Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

И громко приказал: «Наденьте голову». Эти уже ставшие хрестоматийными слова князя тьмы несут в себе как и современный Булгакову политический подтекст, так и глубинный философский смысл. Да, за прошедшие 2 тысячи лет люди мало изменились «внутренне». Не подтверждается мысль Га-Ноцри?

Многие эпизоды романа построены по принципу «зеркального отражения». Как похоже на поведение толпы в Древнем Ершалаиме!

Сообщение учащихся.

Сообщение учащихся.

Во время сеансов проступили черные дыры в жизни горожан. Сомневающегося в подлинности фокусов почетного гостя Аркадия Аполлоновича Семплеярова обвинили в супружеской измене, о чем на весь горлопанил Фагот, он же Коровьев.

Одно название рабочего места гражданина вызывает смех.

Чем заканчивается глава?

Ответы учащихся.

Автор рисует через фантастику, гротеск московских обывателей, их потребительские аппетиты, отсутствие веры, приводит их к оскотиниванию. Пребывание Воланда в Москве обнаруживает зло, делает его очевидным, разоблачает его. Так что же не дано человечеству прийти к добру, справедливости, истине? Но откуда милосердие в глумливой толпе? Малейшее проявление его примиряет автора (да и Воланда тоже) с людьми, заставляет поверить в нравственную сущность людей. Тема добра, милосердия явственно обозначена именно в этой главе.

Глава называется «Черная магия и ее разоблачение». Так произошло это разоблачение?

Ответы учащихся.

Пороки представлены как искажение человеческого существа, а не как основа. И поэтому не тоска, не отчаяние, а сокрушающий зло смех – вот итог булгаковской Москвы.

К какому выводу приходим мы о месте 12 главы в общей канве романа?

Ответы учащихся.

Спасибо. Но нас ждут не менее интересные страницы «Мастера и Маргариты». Так что в путь, друзья мои!

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – многоплановое
Произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
Сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
Романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
Связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
Использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
Высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
И москвичей. Сатирическое обозрение занимает основной объем первой
Части и достигает кульминации в главе “Черная магия и ее
Разоблачение”.
Воланд еще не назван прямо – сатаной (это сделает Мастер в следующей
Главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с “профессором
” Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
Даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
Смерть Берлиоза, “выкинуть” в Ялту Степу Лиходеева, свести
С ума Бездомного, занять “нехорошую квартиру” № 50. К

Тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
Знакомстве с Кантом – его могущество не исчерпывается московскими
“проделками”. В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
Какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
Представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
Что он якобы заброшен “гипнозом” в Ялту, администратор Варенуха
Отправился с этими телеграммами в “соответствующие органы”
И тоже пропал. “Но за что?!” – недоумевает Римский, боясь позвонить
В то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
Затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто “их черт
Утащил”, а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
Находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
Например, Варенухе “повезло”: его всего лишь похитили демоны и
Превратили на время в вампира.
Явление мага производит сильное впечатление на работников
Театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
Сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
За кулисами. “Длинный клетчатый в треснувшем пенсне” непрерывно
Болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует “магическую аппаратуру
“, вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
Кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
Воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
Чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
На сцене кресло и начинает обсуждать с “клетчатым” Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
Сильно изменились внешне, но его интересует “гораздо более важный
Вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” Теперь становится
Ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
Не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
Жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
Окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
Соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
Нет – Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
С мест ловить “капризные бумажки”. Бездарному конферансье Бенгальскому,
Надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
По просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
Жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
Конферансье, и Бегемот “нахлобучивает” голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:”. люди
Как люди. Любят деньги. Ну, легкомысленные. ну, что же. и милосердие
Иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. квартирный
Вопрос только испортил их.” Убедившись в том, что человеческая
Природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
Продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется “дамский магазин”, в котором гражданки
Могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
Наряды, косметику, сумочки. Естественно, что после
Минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
Чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
За подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не “черной магии”,
А присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
Мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
Необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
Начальника. Выясняется, что Семплеяров “берет под покровительство
Хорошеньких девиц”, соблазняя их обещанием главной роли
В театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
Неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс “черной магии” является кульминацией первой части
Романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
“социологическое исследование”, заставляя москвичей обнажить
Душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
Собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы – словом,
“люди как люди”. Булгаков не мог исправить человеческую природу
И социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
Мощное оружие – беспощадный смех. Поэтому время не властно
Над его удивительным романом.

  1. Роман М. Булгакова Мастер и Маргарита очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову...
  2. (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Что мы вспоминаем, когда слышим имя “Михаил Булгаков”? Конечно же, “Мастера и Маргариту”. Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях –...
  3. Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать...
  4. Е. Мустангова: “В центре творчества Булгакова – роман “Белая гвардия”. Лишь в этом романе обычно насмешливый и язвительный Булгаков превращается в мягкого лирика. Все главы и места, связанные с Турбиными,...
  5. 1891, 15 мая В Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков. 1900-1909 Годы учебы в гимназии. 1909 Поступление на медицинский факультет Киевского университета. 1916 Окончание университета...
  6. Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон...
  7. Эпизод “Допрос во дворце Ирода Великого” является стержнем второй главы романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Понтий Пилат”. Эта глава логично разбивает первую и третью – современные главы, в...
  8. Тонкий психолог – Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов. Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее...
  9. Иван николаевич Понырев – поэт, пишущий под псевдонимом Бездомный. Иван – идейный приемник и духовные наследник Мастера. После встречи с Воландом на Патриарших прудах и трагической гибели Берлиоза, он попадает...
  10. В литературе немало произведений, в которых “соседствуют” миры реальный и фантастический. Это и “Илиада” Гомера, и “Божественная комедия” Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма (двадцатые годы XIX века) практически...
  11. М. А.Булгаков – сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое воскресение и по...
  12. Место, где родился человек, – это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые...
  13. 1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита”...
  14. Герой повести “Собачье сердце” – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за...
  15. Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, который он окончил по медицинской части, Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда....
  16. Булгаков осваивал ремесло драматурга в древнем искусстве “кройки и шитья”. В жизнеописании Мольера, подводя предварительные итоги своим наблюдениям в этой области, автор “Дней Турбиных” согласится с автором “Тартюфа”, который “основательно...
  17. Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день...
  18. Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему...
  19. Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера...
  20. Роман М. А. Булгакова Мастер и Маргарита в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это живое лицо. Он одновременно похож и...

Внезапно появившийся в Москве Воланд и его свита за четыре дня успели натворить немало потрясающих воображение обывателя дел, но самым невероятным и скандальным было происшествие в театре Варьете.

Этот эпизод искусно вплетен в особый сатирико-бытовой слой романа, связанный с сюжетной линией Воланда, возникающего всюду, где нарушены моральные и нравственные устои. Вся атмосфера сцены в Варьете одновременно реальная и фантасмагорическая. Под взрывы хохота, улюлюканье и аплодисменты радостно возбужденных зрителей происходят ужасающие вещи, совершается ряд чудовищных экспериментов, испытаний на человечность и бессердечие, жадность, честность, порядочность, подлость, лживость, милосердие...

Сталкивая зрителей театра Варьете (где, по выражению конферансье Бенгальского, собралось пол-Москвы) с нечистой силой, писатель как бы исследует, есть ли в них нравственная опора, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, могут ли они подняться над серой повседневностью, отвлечься от сплетен, квартирных дрязг, интриг, корысти.

Внимательное чтение этой главы помогает читателю раскрыть тайну посещения Воландом Москвы 30-х гг., догадаться о цели его визита. Появившись на сцене театра Варьете в качестве «знаменитого иностранного артиста», «мага и чародея», «мосье» Воланд отнюдь не развлекает публику, а напротив, сам пристально вглядывается в нее. («Я открою вам тайну... я вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре... я же лишь сидел и смотрел на москвичей».) Его прежде всего волнует вопрос, изменилось ли «московское народонаселение»? На первый взгляд, да: «...Горожане сильно изменились... внешне... как и сам город, впрочем». Однако Воланда интересует «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти люди внутренне? »

И вот разворачивается сеанс черной магии, виртуозно осуществленный Коровьевым-Фаготом и котом Бегемотом. После фокуса с картами «какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей». Изумленную публику взволновало не чудо появления денег, а только одно - настоящие это червонцы или фальшивые. Когда посыпался «денежный дождь», «...веселье, а потом изумление охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикивания... Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». В зале нарастает напряжение, вызревает скандал, происходит драка. С тонкой иронией изображает Булгаков, как советские граждане самозабвенно и нежно «любят деньги»: «Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и правильные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег». Обращают на себя внимание эпитеты «самые верные и правильные», «ни с чем по прелести не сравнимый» - так говорят о чем-то очень дорогом и заветном. И закономерной кажется реакция на «разоблачения» Жоржа Бенгальского, потребовавшего исчезновения этих «якобы денежных бумажек». Публика предложила оторвать ему голову, что и было молниеносно исполнено. Нарочито натуралистическая сцена отрывания головы потрясает зал. Люди, пораженные собственной стадной жестокостью, опомнились: «Ради бога, не мучьте его! - вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос...» К нему присоединился хор женских и мужских голосов: «Простить, простить!..» И здесь впервые вмешивается Воланд: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж., и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... Вобщем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... - И громко приказал: «Наденьте голову». Эти ставшие уже хрестоматийными слова князя тьмы несут в себе как современный Булгакову политический подтекст, так и глубинный философский смысл. Да, за прошедшие почти две тысячи лет люди мало «изменились внутренне». Как похожа толпа в древнем Ершалаиме во время оглашения приговора на тех, кто жаждет «хлеба и зрелищ» в Варьете: «Тут ему Понтию Пилату показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот, свист».

Но малейшее проявление человеческого в человеке - милосердия - примиряет автора (и, как ни странно, Воланда) с людьми, заставляет поверить в нравственную природу человека. Тема добра, милосердия, проходящая через весь роман, очень явственно обозначена именно в этой главе.

Эпизод в театре Варьете имеет и другой «...очень актуальный и тоже философский смысл»: «теоретики социализма полагали, что установление социалистических отношений приведет к коренным переменам в нравственной, а также умственной природе человека... Эксперимент не удался...» (Г. Лесскис).

Всевидящему булгаковскому Воланду жизнь открыта без румян и грима. Пронзительный иронический взгляд Воланда близок автору, который рассматривает отдельного человека и все человечество с определенной дистанции - культурной, временной, - стремясь выявить нравственную сущность людей. При помощи мистики, фантастики Булгаков подвергает осмеянию все то, что отвернулось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно выхолощено, утратило извечные истины.

Таким образом, двенадцатая глава, являясь кульминацией сюжетной линии «Воланд - москвичи», играет очень важную роль в раскрытии философского и политического подтекста романа, отражает его стилевое богатство и своеобразие.