Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Рога моисея. Почему Моисей с рогами

Когда я подбирал иллюстрации к своей статье « », то натолкнулся на фотографию статуи Микеланджело Буанаротти «Моисей», законченную великим скульптором в 1542 г. и размещенную в базилике Сан-Пьетро ин Винколи (Св. Петра) в Риме (ее гипсовая копия находится в Пушкинском музее в Москве). И был поражен сходством Моисея с древнегреческим богом Паном (древнеримским Фавном и Сильваном), изображенным на античной скульптуре в Лувре. Судите сами на основании фотографий внизу!
После этого я увидел фотографии еще нескольких подобных скульптур Моисея – в Кафедральном соборе в Зальцбурге, соборе в Анжере во Франции, Рослинской часовне в Шотландии и др. , на которых он выглядел почти также, как бог Пан , правда, с одним существенным отличием – у Моисея были человеческие ноги, а у Пана – ноги барана или козла. Зато у Моисея, и у Пана на голове красовались рога.
Это не могло быть просто случайностью. И Микеланджело и другие скульпторы должны были руководствоваться при работе над своими творениями каким-то общим источником – иначе средневековое общество могло не понять их. Найдя и прочитав объяснения представителей различных религиозных конфессий и историков искусства на этот счет, все как будто бы стало на свои места. По их единодушному мнению, ошибка была допущена в латинском переводе Библии, выполненным блаженным Иеронимом (около 345-420гг.) – прекрасным знатоком греческого, латыни и иврита. Сделанный им перевод Библии стал нормативным латинским текстом, получившим с XVI века название Вульгата.
Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты " - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.
Спорным является то место в Библии (Исх. 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается "с горы Синай", рогатый:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
В этом месте в Библии употреблено древнееврейское слово «qrn» (в семитской традиции гласные не пишутся). Слово «qrn» можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился.
И если блаженный Иероним перевел «qrn» как «рогатый», то в новейших переводах Библии (Библии Короля Джеймса и русском Синодальном переводе) говорится не о "рогах", а о "лучах света". Таким образом, слово "рог" было заменено на слово "луч" - и получился Моисей не "рогатый", а " лучезарный ", что нашло отражения на всех последующих портретах Моисея:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним ».
В Септуагинте вроде бы тоже ничего не говорится о рогах. Таким образом, получается, что лицо Моисея было сияющим… хотя, все-таки, нельзя исключить и толкование блаженного Иеронима, что он был рогатым.

А мог ли Моисей все же быть рогатым?


Давайте оставим в стороне эпитеты «сиящий», «лучи света» и рассмотрим вариант Вульгаты – что Моисей был рогатым. А для начала – сбросим с себя оковы средневекового невежества, вынуждающие нас считать, что рога – это дьявольские и сатанинские атрибуты.
Я не собираюсь вступать в этой статье в дискуссию, кем был дьявол (тем более, что на сайте размещена работа на этот счет), поэтому сразу обращу ваше внимание на то, что рогатыми были представители и представительницы довольно многочисленной популяции (расы?) малоазиатских и древнегреческих силенов и сатиров , образ которых запечатлен на многих изображениях, барельефах и скульптурах.

Обратите внимание, сатиры и силены издревле жили там же, где обосновались иудеи!

Их предводителем считался сын бога Гермеса, покровитель пастухов и бог стад, а со II века до н. э. покровитель всей природы, бог Пан . Согласно «Титаномахии», сатиры и силены во главе с Паном выступили союзниками олимпийцев в их борьбе с титанами, и их роль в победе олимпийцев была довольно весомой.
В работе «Сатиры, силены, черти » мной был сделан вывод, что сатиры, силены и похожие на них черти были когда-то вполне реальными земными жителями. Это были «старые люди », которые жили на Земле задолго до появления «новых», похожих на нас, людей, а потом еще долго параллельно с ними.
В древнем Китае рогатыми были многие легендарные китайские императоры и правители (Фуси, Шеньнун, Чжуань-сюй, Ди Ку и другие) и их многочисленные народы. Как я писал в статье «Яхве и Уицилопочтли - кто они? Размышления о сходстве исходов иудеев и ацтеков и природе руководивших ими богов », рогатым изображался Рудра-Шива ; аналогично изображались и некоторые другие индийские божества.
В Интернете попадаются работы, в которых утверждается, что в Северном Китае, Монголии, США и ряде других мест были обнаружены человеческие черепа с рогами.
Таким образом, рогатость – это вовсе не атрибут дьявольщины и сатанизма, а характерная черта внешнего вида большой группы (или групп) и другим подобным существам (кстати, вначале в христианской церкви был святой с песьсей головой – св. Варфоломей).

Читайте продолжение статьи после фотографий

Последние изменения: Декабрь 1, 2018

В первом десятилетии XVI века Микеланджело Буонарроти приступил к работе над проектом величественного мавзолея, заказанного Папой Римским Юлием II. В отличие от распространенных для того времени пристенных надгробных памятников, монументальное сооружение, задуманное великим творцом, являлось свободностоящим. Это должна была быть крупная скульптурная композиция, состоящая из сорока статуй, каждая из которых по высоте превосходила бы человеческий рост. Однако в связи с отсутствием необходимого финансирования, работа над реализацией этого колоссального проекта, который так и не был реализован в полной мере, затянулась на долгие годы.

Только спустя три десятка лет в 1545 году, уже после смерти Папы Юлия II, двухуровневое надгробие, украшенное всего шестью скульптурами, было установлено в базилике Сан Пьетро ин Винколи.

Композиционным центром всего надгробия является монументальная фигура, изображающая Моисея , восседающего в несколько напряженной позе. Его мощное мускулистое тело, суровый взгляд, полный решительности и волеизъявления, демонстрируют героизм и нечеловеческую силу библейского персонажа, призыв и готовность к действию. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Микеланджело верил, что понтифик освободит Италию от захватчиков, как когда-то Моисей освободил свой народ от египетской неволи.

Над скульптурой Моисея Микеланджело работал несколько лет, тщательно продумывая каждую ее деталь: поза героя, поворот головы, движение рук и даже взгляд, задающий настроение всему образу. Рассматривая это гениальное произведение, не сложно заметить, что вождь и освободитель еврейского народа, основатель иудейской религии, Моисей, ключевая фигура Ветхого Завета, почитаемая приверженцами трех религий, изображен рогатым… Почему? Ведь рога, как известно, считаются непременным атрибутом нечисти и символом супружеской измены. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде.

В разных странах можно встретить множество собратьев известного пророка, наделенных таким же атрибутом. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением. Любой мастер, будь то художник или скульптур, работая над образом своего героя, основывается на какие либо источники, описывающие его поведение, характер и внешность, а полученные знания интерпретирует по-своему. Поскольку Моисей является библейским персонажем , то для Микеланджело, как и для многих других европейских мастеров, источником получения такой информации была Библия, а точней ее латинский перевод, автором которого стал блаженный Иероним.

Это интересно!

В стихах о великом пророке написано:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
Эти строки, как утверждают исследователи, были переведены не верно. Дело в том, что слова «рог», «луч» и «сиять» на иврите звучат одинаково, и соответственно, правильный перевод должен бы выглядеть так:
«… Моисей не знал, что лицо его сияло оттого, что Бог говорил с ним».
Таким образом, простая лингвистическая ошибка наградила прославленного вождя и освободителя малоприятным атрибутом.



Однако, это лишь одна из версий, ведь Иероним мог и не ошибиться, а перевести все именно так, как и следовало перевести. Несогласные с вышеописанной версией утверждают, что «рогатости» Моисея есть вполне допустимые объяснения.

Если рассматривать древние изображения Богов, то можно заметить, что некоторые из них являются обладателями самых настоящих рогов. Это напрашивается на вывод, что сами по себе рога в религии древнего мира, имели особое значение, символизировали всеобъемлющую власть, силу, мудрость и могли присутствовать исключительно в образе божеств. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. Практически на всех древнеегипетских изображениях можно увидеть рогатых персонажей, поэтому ничего удивительного или сверхъестественного здесь нет.

В заключении хотелось бы добавить, что существует еще много разных версий относительно того, почему у Моисея есть рога , среди которых наиболее реальной кажется просто аномальное строение черепа.

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя Моисея, на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой "… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?

Я не был в Риме (надеюсь, когда-нибудь побывать), но видел гипсовый слепок с этой величественной статуи в московском Пушкинском музее.. Это действительно потрясающее произведение искусства.
Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога??? »

Моисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане... А тут Буонарроти изображает его рогатым... как же так?

На самом деле "Рогатый" Моисей Микеланджело Буонарроти - в своем роде не уникален. По всей Европе "бродят" его не менее рогатые собраться. Например вот:

Кафедральной собор в Зальцбурге:

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция ()

"Место прописки" этого Моисея мне найти не удалось..., картинку нашел через google. Но какие тут у него рога....

Моисей из Рослинской часовни, Шотландия. Не могу не отметить, что там же сидят вот такие вот рогатые и ушастые чертята

Так как же так вышло, что Моисей стал рогат?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что:
Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"
По-русски “рогато было лицо его”
Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:
כי קרן אור פניו
Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите
ky qrn ‘wr pnw
Нас интересует слово qrn . Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

Таким образом перевод должен быть таким:
Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним ».

Как святой Иероним мог так ошибиться? - не знаю... наверное лукавый попутал, дабы посмеяться и над одним и над другим... Так или иначе это уже дело Моисея и Иеронима, а они уж Там разберуться..

Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. 34:29, 30, 35. Т.е. только в этой истории про Моисея....

Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). Я не нашел подтверждения, но рискую предположить, что именно при печати книги обнаружили ошибку и исправили, потому что позднее Моисей изображался уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы:
Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Джентиле да Фабриано (фрагмент картины "Поклонение волхвов", 1423 год):

Берн, Швейцария, Мюнстерплатц (а лучи-то все равно похожи на рога):

А великому Рембранту Ван Рейну все рога были по боку (1659):

А что православные? А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал! Потому что первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий были греками и первый перевод Библии в Россию принесли они! И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте. В Исх. 34 во всех трёх местах где встречаются клятые grn мы видим разные формы от греческого глагола "доксазо" - возвеличивать, излучать славу, сиять, быть почитаемым.

Поэтому как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 "яко прославися зракъ плти лица его "; 30 "бяше прославленъ зракъ плти лица его ".

Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге:
Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850):

Хотя вот там же: И.К.Дорнер, "Пророки Самуил, Моисей, Елисей" (1848-1852):

А вот этот вот Моисей "живет" в храме Христа-Спасителя:

Но так или иначе ни "лучистый" ни "рогатый" Моисей православному сердцу не люб. И не прижился он у нас ни в какую!

Ну, куда и же без альтернатив. Вообще каким бы исчерпывающим не было объяснение "рогатости" великого пророка, все равно находятся люди, которые не могут ей удовлетвориться.
Версию о жене Моисея отбросим, а вот остальные:

Моисея прельстил не Бог, а дьявол
Мол это нечистый говорил с пророком и это он "наградил" его особым своим знаком. О логичности этой версии говорить не будем... Десять заповедей, после получения которых у Моисея как раз "рога и выросли" поминать не будем. Зададимся другим вопросом: откуда рога у дьявола, если он - падший ангел...

А вот ответ на этот вопрос найти куда сложнее, чем выяснить о "рогатости" Моисея. В Апокалипсисе Сатана описывается, как "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим " - но это явно не то. Образ рогато-хвостатой бестии с копытами вышел из образа греческих сатиров, которые, как и другие элементы языческой культуры, были объявлены церковью демоническим.

Скучная версия

Какая-то надуманная версия, воспроизвожу без комментариев:
У древних народов рога были признаком божественной власти и творческих способностей, а также символом плодородия в природе. Отсюда бараньи рога Моисея, Бахуса, и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.д., т. п.
В древности в иудейских храмах по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.
В средние века христианство обратилось против поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве символом сатаны и его приверженцев.

Моисей Марка Шагала:

Инопланетная версия
С Моисеем общались представители иных цивилизаций... Они вручили пророку прибор с двумя антеннами, с помощью которого он общался с ними всегда. Дальнейшие вариации варьируются от степени безумия автора... Комментировать их не буду. Видимо общались с Моисеем обитатели планеты Нирибу ()

Он просто рогатый...
Вообще-то, рога у людей действительно бывают. По сути это аномалия, но в интернете можно встретить и такую версию:
Дело в том, что такая мощная мозговая структура как гиппокамп (по сути, “рога” внутри мозга) проецирует излучение двух своих миндалин на лобную часть головы, где, при интенсивной мыслительной работе и наблюдаются выросты костных тканей. Так, Юрий Лонго писал о своём якобы предке Димитриусе Лонго, известном факире и иллюзионисте, что, мол, “у деда под старость выросли рога”.

Вот и Моисей, от интенсивной мыслительной работы обзавелся рожками... Правда, в таком случае рога должны располагаться на лбу, а не на темени, как изображено у Микельанджело...<
О рогатых людях

Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):

Кстати. Если попытаться выяснить что же значат рога, то можно узнать и такое: рога – символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями – знак шамана, имеющего власть над природой.

Рог символизирует животное начало, так как делается из кости. Если пастушеский рог стал символом умения говорить на языке животных, то охотничий рог ассоциируется с вызовом дикому зверю. В Италии рога служат охранительным знаком против сглаза, во всяком случае, на протяжении почти 2000 лет люди носили амулеты с их изображением.

Рог может быть знаком супружеской измены. Почему - тоже неизвестно есть версии, что это связано не столько с рогом, сколько с «рожками» из пальцев – символическим жестом победы удачливого любовника над обманутым мужем. Другая кроется в "рогах" рыцарей, уезжающих на войну и оставляющих дома скучающих жен...

Однако рог – это не только нарост на голове, но и посуда, а также музыкальные инструменты, сделанные из рогов животных. Например, рог Шофара, от звука которого рухнули стены Иерихона, и голос которого, согласно иудейским представлениям, будет слышен в день Страшного Суда. Или рог Роланда – символ воинской доблести. Как музыкальный инструмент рог, благодаря своему скорбному звучанию, является атрибутом Мельпомены – музы трагедии....

В заключении хочется сказать, да - рогатый Моисей - это ошибка перевода Библии, причем одна из самых известных. На нее любят указывать мусульмане или атеисты, обвиняя христиан в искажении своей веры... Так вот если уж вера и искажается, то никак не из за ошибок перевода. Да Моисей вместо света "обрел" рога... но при этом ни какое искажение не коснулось десяти заповедей, что он принес с Синайской горы и которые дал ему Бог...

Чудовища и монстры, как кажется, в большом количестве обитают только в пространстве древнегреческих мифов, и если речь заходит о христианстве, то монстрами в нем могут считаться разве что Дьявол и его приспешники. Но что если мы внимательнее взглянем на традиционную христианскую иконографию и увидим, что у Моисея на лбу растут рога, а Богородица имеет три руки? Как объяснить, что у православного святого - голова пса?

Сон разума рождает чудовищ: что такое монстры, если не фантазм? Разве смехотворные гибридные существа заслуживают внимания, к тому же, являясь фикцией, симулякром, ошибкой? Фрейд объясняет нам, что любые ошибки не случайны. Чудовища, химеры разума, сидят внутри человека, находятся в потаенных глубинах коллективного бессознательного. Каждая ошибка имеет свой смысл, и каждый исторический курьез необходимо рассматривать как значимое для истории науки и культуры явление.

Католический и православный бестиарий непросто открывает свои тайны. Мы можем проследить множество необычных для современного восприятия иконографических сюжетов, таких, как черная Мадонна или лысый Иисус, но не все такие случаи представляю собой действительно интересную связь с более архаическими пластами мышления, воплощенными кистями иконописцев. Мы будем рассматривать наиболее значимые образы христианского бестиария в связи с их языческими прототипами.

Рогатый Моисей

Пророк, получивший скрижали завета с заповедями на горе Синай не всегда изображается в христианской традиции как простой седобородый старец. Иногда у этого старца на голове появляются аккуратные рожки. Таким, к примеру, Моисея видел Микеланджело Буанаротти. Но почему же рога, дьявольский атрибут, появились на голове великого христианского пророка?

Дело в том, что при переводе Библии на латынь с древнегреческого, в так называемой Вульгате IV века н.э., появилась новая подробность жизни Моисея: после схождения со скрижалями с горы Синай «лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». В дальнейшем Вульгата распространилась по всей Европе, что и послужило источником распространенной иконографической ошибки. А сама ошибка возникла следующим образом: в оригинале Библии написание слова «рог» было очень похоже на слово «луч», что ввело в заблуждение переводчика. На самом деле фраза должна была звучать так: «Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». В результате маленькой ошибки перевода мы имеем богатую и до сих пор распространенную традицию изображения Моисея с рогами или хотя бы рогообразными лучами, бьющими из его головы (как, например, на скульптуре на храме Христа Спасителя в Москве).

Вопрос, который стоит задать после прочтения древних легенд о Моисее, звучит следующим образом: как вообще христианская религия могла допустить использование в иконографии настолько звериного образа пророка? Почему этот образ так быстро прижился, несмотря на то, что ошибку перевода впоследствии раскрыли? Почему традиция оказалась сильнее здравого смысла?

Видимо, такие образы в эпоху раннего христианства воспринимались довольно нейтрально. Дохристианские европейские верования в IV веке еще не вполне отошли на задний план, а потому при созерцании рогатого христианского пророка у раннесредневекового европейца не происходил разрыв шаблона. Рога как символ божественного активно использовались в мифологии и иконографии многих пантеонов - от древнеегипетского до римского и иудейского. Сам Александр Македонский изображал себя на монетах с рогами, подобно богу, которым он себя объявил в Александрии Египетской. Соответственно, образ, еще не вполне ассоциирующийся с демоническим, довольно легко прижился на остатках памяти о языческих верованиях.

Трехрукая Богородица

Трехрукую Богородицу до сих пор можно увидеть на православных иконах. К примеру, в Москве есть даже храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица». Согласно преданию, за иконопочитательство преподобному Иоанну Дамаскину отрубили кисть руки. После этого он долго молился перед иконой Богоматери, а на утро проснулся с приросшей обратно кистью. В честь своего исцеления он прикрепил к окладу иконы серебряную руку как символ своего спасения. Копиисты, однако, восприняли руку на окладе буквально, и вписали ее в сюжет иконы, чему и обязан существующий поныне культ Богородицы Троеручицы.

В Россию копия иконы попала благодаря сербскому монаху. Во избежание кривотолков, дальнейшие копии приказали снимать только посеребрив третью руку Богородицы, «несоблажняя народ». Однако в XVII веке афонский митрополит делится с русскими иконописцами новой легендой: оказывается, при работе над иконой, третья рука появилась на изображении божественным образом, а глас божий не позволил ее убирать. Таким образом было получено разрешение на написание трех рук одинакового цвета.

В народе возникли другие интерпретации появления третьей руки. Распространенной вариацией был рассказ о том, как Мария, спасаясь от разбойников, переплыла реку вместе с младенцем. Бог послал ей вспоможение, и она поплыла, держа одной рукой Иисуса, и гребя остальными двумя. В угоду этому верованию исказилось название церковного праздника –Преполовения - которое стали именовать «Преплавиньем», то есть днем, когда Богородица переплыла реку с младенцем.

Странно было бы полагать, что подобный образ мог прижиться, не имея обширной традиции изображения умножения конечностей в предшествующих культурных слоях. Чудодейственность была неотъемлемой функцией умножения конечностей, и в связи с этим можно вспомнить коня скандинавского бога Одина, Слейпнира, обладающего восемью ногами. Божественность коня подчеркивалась удвоением количества его ног: с помощью такого умножения он ускорялся настолько, что мог перемещаться между мирами. Видимо, модель восприятия трехрукой Богородицы строилась по похожей схеме: Мария находилась на границе между божественным и земным миром, следовательно, нет ничего странного в том, что она могла выглядеть не вполне как обычный человек, если это потребуется.

Псоглавый святой Христофор

Еще один представитель христианского бестиария - святой Христофор, покровитель путников, изображения которого до сих пор носят с собой многие европейские автомобилисты. Его имя дословно означает «несущий Христа» и отсылает к легенде о том, как он перенес младенца Иисуса через ручей. Великан Христофор доходит до середины ручья и чувствует, что не может идти дальше под тяжестью младенца. Спрашивая у того, отчего он такой тяжелый, Христофор получает ответ: «ибо я несу все тяготы мира».

Леганда эта никак не объясняет, почему на иконах Христофор часто изображается с песьей головой. Одна из версий повествует о том, что Христофор был хананеянином, и вследствие схожести этого именования со словом собака (лат. - canis), превратился впоследствии в псоглавца, представителя мифического народа киноцефалов. Возможно, что синонимы, которыми описывали святого великана, «звероподобный», «верный как собака», со временем стали восприниматься буквально.

Ни одна из перечисленных версий не объясняет того, как святой с головой собаки смог просуществовать в христианской иконографии до сих пор (иконы в России можно встретить в действующих старообрядческих храмах). Наиболее часто киноцефалы изображались и упоминались коптами - египтянами, исповедующими христианство. Египетский след в этом сюжете заставляет вспомнить о египетском боге Анубисе, тоже псоглавым - возможно, в нем кроется причина возникновения образа Христофора. Легенды об этих двух мифологических персонажах очень похожи - и тот и другой сошел с пути зла и превратился в поборника справедливости. Возможно, что коптские христиане заимствовали древний киноцефальный образ, приспособив его к новым условиям. В таком случае древнеегипетское божество продолжает жить в христианском образе святого Христофора.

Итак, трехрукая Богородица - ошибка иконописца, а рогатый Моисей - ошибка переводчика Библии. Но что если поставить вопрос ребром: как такие ошибки, очевидно обнаруживающие себя на фоне суровой и неизменной традиции, вообще могли появиться? Очевидно, что для появления настолько выбивающихся из конвенционального религиозного контекста образов в сознании должны были наличествовать определенные механизмы ассоциаций. При внимательном изучении религиозных текстов и анализе их происхождения, мы выяснили общность христианских и языческих образов, прямое наследование христианами традиций своих предшественников, а иногда - как это было, например, в Ирландии или на Руси - одновременное существование двух религий. Рога появляются не только у Моисея, но и у многих богов древности - от Изиды до Пана, умножение конечностей символизирует связь с потусторонним миром, а псоглавый святой Христофор становится наследником бога древнего Египта - Анубиса. Случайная, казалось бы, ошибка, выдает глубокие бессознательные ассоциации, выкованные в горниле более архаичного, языческого мышления.

ღ Моисей и рога ღ

Нашла я преинтереснейший материал. Думаю многим он тоже будет любопытен.

Если вам доведется побывать в Риме и посетить Базилику Сан-Пьетро ин Винколи, то вы воочию увидите гробницу папы римского Юлия II, включающую 6 величественных статуй работы великого мастера Микеланджело Буонарроти. Одна из них – это легендарная статуя Моисея.

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя «Моисея», на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?” Я не был в Риме (надеюсь, когда-нибудь побывать), но видел гипсовый слепок с этой величественной статуи в московском Пушкинском музее... Это действительно потрясающее произведение искусства.

Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога???»

Моисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане... А тут Буонарроти изображает его рогатым... как же так?

На самом деле "Рогатый" Моисей Микеланджело Буонарроти - в своем роде не уникален. По всей Европе "бродят" его не менее рогатые собраться. Например вот:

Кафедральной собор в Зальцбурге:

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

"Место прописки" этого Моисея мне найти не удалось..., картинку нашел через google. Но какие тут у него рога...

Моисей из Рослинской часовни, Шотландия (Источник). Не могу не отметить, что там же сидят вот такие вотрогатые и ушастые чертята

Как же так вышло, что Моисей стал рогат?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.
Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"

По-русски “рогато было лицо его”

Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:

כי קרן אור פניו

Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите

Ky qrn ‘wr pnw

Нас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

1) qeren – рог;

2) qeren – луч;

3) qaran – сиял, излучал, лучился

Таким образом перевод должен быть таким:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Как святой Иероним мог так ошибиться? - не знаю... наверное лукавый попутал, дабы посмеяться и над одним и над другим... Так или иначе это уже дело Моисея и Иеронима, а они уж Там разберуться...

Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. 34:29, 30, 35. Т.е. только в этой истории про Моисея...

Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). Я не нашел подтверждения, но рискеу предположить, что именно при печати книги обнаружили ошибку и исправили, потому что позднее Моисей изображалася уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы:

Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Джентиле да Фабриано (фрагмент картины "Поклонение волхвов", 1423 год):


Берн, Швейцария, Мюнстерплатц (а лучи-то все равно похожи на рога):

А великому Рембранту Ван Рейну все рога были по боку (1659):

А что православные?

А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал! Потому что первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий были греками и первый перевод Библии в Россию принесли они! И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте. В Исх. 34 во всех трёх местах где встречаются клятые grn мы видим разные формы от греческого глагола "доксазо" - возвеличивать, излучать славу, сиять, быть почитаемым.

Поэтому как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 "яко прославися зракъ плти лица его"; 30 "бяше прославленъ зракъ плти лица его".

Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге:

Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850):

Хотя вот там же: И.К.Дорнер, "Пророки Самуил, Моисей, Елисей" (1848-1852):

А вот этот вот Моисей "живет" в храме Христа-Спасителя:

Но так или иначе ни "лучистый" ни "рогатый" Моисей православному сердцу не люб. И не прижился он у нас ни в какую!

Альтернативные версии

Ну куда же без альтернатив. Вообще каким бы исчерпывающим не было объяснение "рогатости" великого пророка, все равно находятся люди, которые не могут ей удовлетвориться.

Версию о жене Моисея отбросим, а вот остальные:

Моисея прельстил не Бог, а дьявол

Мол это нечистый говорил с пророком и это он "наградил" его особым своим знаком. О логичности этой версии говорить не будем... Десять заповедей, после получения которых у Моисея как раз "рога и выросли" поминать не будем. Зададимся другим вопросом: откуда рога у дьявола, если он - падший ангел...

А вот ответ на этот вопрос найти куда сложнее, чем выяснить о "рогатости" Моисея. В Апокалипсисе Сатана описывается, как "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" - но это явно не то. Почему у Сатаны рога и копыта - это видимо будет вопрос моего следующего исследования... Видимо образ рогато-хвостатой бестии с копытами, скорее всего вышел из образа греческих сатиров, которые, как и другие элементы языческой культуры, были объявлены церковью демоническим.

Скучная версия

Какая-то надуманная версия, воспроизвожу без комментариев:

У древних народов рога были признаком божественной власти и творческих способностей, а также символом плодородия в природе. Отсюда бараньи рога Моисея, Бахуса, и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.д., т. п.
В древности в иудейских храмах по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.
В средние века христианство обратилось против поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве символом сатаны и его приверженцев.

Моисей Марка Шагала:

Инопланетная версия

С Моисеем общались представители иных цивилизаций... Они вручили пророку прибор с двумя антеннами, с помощью которого он общался с ними всегда. Дальнейшие вариации варьируются от степени безумия автора... Комментировать их не буду. Видимо общались с Моисеем обитатели планеты Нирибу (О ней и о конце света 2012)

Он просто рогатый...

Вообще-то, рога у людей действительно бывают. П осути это аномалия, но в интернете можно встретить и такую версию:

Дело в том, что такая мощная мозговая структура как гиппокамп (по сути, “рога” внутри мозга) проецирует излучение двух своих миндалин на лобную часть головы, где, при интенсивной мыслительной работе и наблюдаются выросты костных тканей. Так, Юрий Лонго писал о своём якобы предке Димитриусе Лонго, известном факире и иллюзионисте, что, мол, “у деда под старость выросли рога”.

Вот и Моисей, от интенсивной мыслительной работы обзавелся рожками... Правда, в таком случае рога должны располагаться на лбу, а не на темени, как изображено у Микельанджело...

О рогатых людях
Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):

А что же значат-то рога?

Рога – символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями – знак шамана, имеющего власть над природой.

Рог символизирует животное начало, так как делается из кости. Если пастушеский рог стал символом умения говорить на языке животных, то охотничий рог ассоциируется с вызовом дикому зверю. В Италии рога служат охранительным знаком против сглаза, во всяком случае, на протяжении почти 2000 лет люди носили амулеты с их изображением.

Рог может быть знаком супружеской измены. Почему - тоже неизвестно есть версии, что это связано не столько с рогом, сколько с «рожками» из пальцев – символическим жестом победы удачливого любовника над обманутым мужем. Другая кроется в "рогах" рыцарей, уезжающих на войну и оставляющих дома скучающих жен...

Однако рог – это не только нарост на голове, но и посуда, а также музыкальные инструменты, сделанные из рогов животных. Например, рог Шофара, от звука которого рухнули стены Иерихона, и голос которого, согласно иудейским представлениям, будет слышен в день Страшного Суда. Или рог Роланда – символ воинской доблести. Как музыкальный инструмент рог, благодаря своему скорбному звучанию, является атрибутом Мельпомены – музы трагедии...
В заключении хочется сказать, да - рогатый Моисей - это ошибка перевода Библии, причем одна из самых известных. На нее любят указывать мусульмане или атеисты, обвиняя христиан в искажении своей веры... Так вот если уж вера и искажается, то никак не из за ошибок перевода. Да Моисей вместо света "обрел" рога... но при этом ни какое искажение не коснулось десяти заповедей, что он принес с Синайской горы и которые дал ему Бог...