Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Рекомендации для подготовки выпускников к егэ по литературе. Презентация на тему "подготовка егэ по литературе" Критерии оценки задания С5

▫ Предновогодние дни - это время, когда ты можешь попросить у своего Ангела-Хранителя все, чего желаешь всем сердцем: Счастье, Надежду, Удачу, Любовь.... ... Но самое главное - когда желания начнут сбываться, не забудь сказать своему Ангелу СПАСИБО, и тогда его драгоценный подарок будет украшать твою жизнь весь следующий год! Олег Рой
▫ 6571236-a151550 Спасибо, Ирина Федоровна! Волшебно! С наступающим Вас! `Скорей,- мы говорим,- скорей!` И звонко в тишине холодной захлопнулись поочередно двенадцать маленьких дверей... И удалившихся не жаль нам: да позабудутся они! Прошли те медленные дни в однообразии печальном. А те, другие, что вошли в полуоткрывшиеся двери, те не печали, не потери, а только радость принесли. Но светлые дары до срока они, туманные, таят, столпились и во мгле стоят, нам улыбаясь издалека... Владимир Набоков 1 января 1919
▫ 6478421-a151550
▫ `Тихо на мягких лапах, путая в снегу следы, уходит год. Закрашивает белой краской яркие впечатления. Но они не тускнеют, нет. Просто ещё чуть - чуть и всё это вдруг станет называться - прошлое. То, что прошло, прошлогоднее. Ещё чуть-чуть... и вновь перед тобой белоснежно чистый лист. Хочешь пиши, хочешь рисуй, хочешь мечтай. Строй планы, иди вперёд. Ещё чуть-чуть... И вновь потекут в копилку жизни и белые снегопады, и звонкие капели, и майская черёмуха, и сладкая земляника, яблочные ароматы сменит золотой листопад... Снова, снова, снова.. Только не пропусти, только твори, только люби, только живи.. Ещё чуть-чуть....Новый год на пороге!` Анна Корягова И наверное, самым главным мерилом нашей жизни остается - сколько в нас любви. Сколько мы ее в себе собрали и накопили - благодаря и вопреки. Ведь главное волшебство Нового года и Рождества в том, чтобы объединять сердца людей. Отдадимся доверчиво их чарам, их волшебной и целительной магии! Галиночка! Спасибо, что ты есть! С НАСТУПАЮЩИМ!
▫ `Всё-таки нет лучшего праздника, чем Новый год. И пусть кто-то считает его большевистским эрзацем Рождества, по мне этот суррогат куда приятнее оригинала. Все его квази-традиции, те самые советские ритуалы, которые подменили собой ритуалы христианские, мне кажутся не кондовыми, а милыми и трогательными может быть, потому что я и сам - один из детей ушедшей эпохи. Новый год хорош именно своей бессмысленностью, своим отказом от любых корней - этнических или религиозных. Это праздник ни о чём, и потому - для всех. Привязанный только к пустой календарной дате, лишённой исторического, нравственного или любого другого значения, он может искренне отмечаться и православными, и буддистами, и русскими, и татарами. Вот истинный день межкультурного, межнационального примирения` ... Дмитрий Глуховский, Сумерки 2007 Понравилась тема! Спасибо, Алексей Алексеевич! С наступающим Вас! Здоровья, творческого духа!

Компоненты учебных пособийКОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ
ПОСОБИЙ
методические рекомендации для учащихся по
подготовке к ЕГЭ;
особенности типов заданий;
тренировочные задания из открытых
вариантов КИМ;
тренировочные варианты ЕГЭ;
критерии проверки и оценки выполнений
заданий С1, С2, С3, С4, С5­1 – С5­3;
Список художественных текстов для
обязательного чтения.

Проблема

ПРОБЛЕМА
Отсутствие достаточной
методической помощи в решении
трудностей при подготовке к ЕГЭ

Цель

ЦЕЛЬ
Создание рекомендаций
(шпаргалок) для подготовки
выпускников к экзамену по
литературе в формате ЕГЭ

Задачи

ЗАДАЧИ
проанализировать существующую литературу
по проблеме;
изучить структуру КИМов и критерии
проверки и оценки работы;
составить словарик литературоведческих
терминов;
проанализировать список художественных
текстов и разделить весь материал на блоки;
познакомиться с алгоритмами и памятками
анализа эпического, драматического и
лирического произведений;
изучить подробнее рекомендации к созданию
сочинений (часть С5);
познакомиться с рекомендациями психологов
при подготовке к ЕГЭ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
Подготовка к экзамену:
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого
достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или
«жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете
хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того
материала, который наиболее интересен и приятен.
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут –
перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по
этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями
текстовых занятий.
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения
тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2
минут).
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить
самые трудные вопросы.

Распределение материала

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Теория

ТЕОРИЯ

Теория

ТЕОРИЯ

Историко-литературный контекст

ИСТОРИКО­ЛИТЕРАТУРНЫЙ
КОНТЕКСТ
Жизненные моменты авторов произведений,
напрямую связанных с конкретным
произведением;
Влияние общественной жизни на замысел
произведения;
Отражение времени;
Подражание историческим лицам.

Произведения

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Подготовка к ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода.

ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите границы эпизода (временные,
пространственные, текстовые).
2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему
название.
3. Решить, какие персонажи являются основными
носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую
мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор
для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж,
портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и
т.д.).
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства
помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он
«сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в
целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

Примерный план анализа эпизода

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЭПИЗОДА
Место эпизода в развитии сюжета и композиции
произведения;
Речевой строй (описание, повествование,
рассуждение, наличие авторских отступлений);
Какие события происходят в эпизоде, кто в них
участвует, какие стороны характера героев
раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали
предметной изобразительности;
Какие изобразительно­выразительные средства
художественной речи использует писатель, с какой
целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
создается;
Тема и проблема произведения, которое получили
здесь своё развитие, значение эпизода для
раскрытия идеи произведений, выражения
авторской позиции.

Часть 2: Анализ стихотворения.

ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Автор, заглавие;
Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
миниатюра, письмо);
Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество,
поэт и поэзия);
Сюжет, композиция, проблема;
Мотив создания: что послужило источником написания,
вдохновения;
Лирический герой;
Место автора в произведении;
Эмоции, чувства, возникающие при чтении
стихотворения;
Художественные средства (портретные зарисовки;
речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма;
диалоги; монологи);
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы,
морфологические, синтаксические);
Ваше мнение.

Часть 3: Написание литературного сочинения.

ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:

Вступление
Основная часть
Заключение

Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение, если в названии есть
отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете
смысл названия…»);
содержаться факт из биографии автора или
охарактеризован исторический период, если эти
сведения имеют важное значение для
последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание
литературоведческих терминов, если они
использованы в названии темы («тема судьбы»,
«образ героя»…).

Основная часть

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть: представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с
заданной темой.
В основной части следует избегать:
Пересказа литературного произведения;
Изложение сведений, не имеющих прямого
отношения к теме;
В основной части необходимо
продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументировано
и стилистически правильно, грамотно
излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько
верно понята тема.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: подведение итога, обобщение
сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
Короткой, но емкой;
Органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено отношение
пишущего к произведению, его героям, проблеме.
Оно должно быть изложено корректно, без
чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
выраженный определенный смысл и быть
подготовлено материалом основной части.

Критерии оценок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые
3
тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие
выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.
Оценка выполнения заданий С2 и С4
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает
на вопрос,
требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не
менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве
которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив,
художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает
содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые
аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
3

Критерии оценки задания С5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в
вопросе
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы,
приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы;
демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;
фактические ошибки отсутствуют.
баллы
3
2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями.
3
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными
знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при
анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных
приемов.
3
3. Обоснованность привлечения текста произведения.
3
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно
разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания,
необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их
интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).
3
4. Последовательность и логичность изложения.
3
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет
нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и
необоснованных повторов.
3
5. Следование нормам речи.
3
Максимальный балл
15

Трудности

ТРУДНОСТИ
Психологические: тревожность, растерянность,
отсутствие четкости структурированности
мышления и т.п.;
Недостаток информационной базы;
Большой объем материала;
Отсутствие необходимой практики в
написании сочинения на уроках литературы;
Малое количество репетиционных экзаменов в
формате ЕГЭ.

Проблемы и их решения

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Большой объем материала

Читательский дневник

Читательский дневник

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Имя
писателя
Иван
Алексеевич
Бунин
Название
произведе
ния
« Деревня »
Имена и
главные
герои
Тихон и
Кузьма
Красовы;
Молодая;
Дениска;
Серый
Темы, идеи, проблемы
Проблема «русской души» и
«национального характера».
Автор показывает на примере
судеб двух братьев трагическую
предрешенность судьбы русского
народа, которая сочетает в себе
талантливость, наивность и
милосердие с непрактичностью,
неумением приложить свои силы
к делу и жестокостью.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЕГЭ по литературе (из опыта работы) Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г.Казани Шевелева А.В.

2 слайд

Описание слайда:

Структура КИМ ЕГЭ по литературе КИМ по литературе можно разделить на три части Часть1. Задания 1-9. Эпические и драматические произведения. 1-7 задания - краткие ответы на вопросы словом или словосочетанием. 8-9 задание - Развернутый ответ из 5-10 предложений.

3 слайд

Описание слайда:

Часть 2. 10-16 задания – Лирическое произведение. 10-14 задания – краткие ответы 15-16 задания – развернутый ответ из 5-10 предложений. Часть 3. Включает три задания 17.1-17.3 , из которых нужно выбрать одно и дать развернутый ответ в жанре сочинения объемом на менее 200 слов.

4 слайд

Описание слайда:

Задание 1 К какому роду литературы относится данное произведение? Ответ: эпос Род литературы: Эпос Драма Лирика Лиро-эпический

5 слайд

Описание слайда:

Задание 2 Укажите жанр произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»? Ответ: повесть

6 слайд

Описание слайда:

Роды и жанры произведения 1. Эпос:рассказ, повесть, роман, роман-эпопея, басня, былина, миф, сказка 2. Лирика: стихотворение, элегия, сонет, песня, романс, эпиграмма, ода, гимн, инвектива, мадригал, послание, стансы, стихотворение в прозе, эпитафия, пастораль. 3. Лиро-эпический: поэма, баллада, роман в стихах 4. Драма: трагедия, драма, комедия

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Драматургия Произведение жанр направление 1. Фонвизин «Недоросль» комедия классицизм 2. Грибоедов «Горе от ума» комедия реализм 3. Гоголь «Ревизор» комедия реализм 4. Островский «Гроза» драма реализм 5. Чехов «Вишневый сад» комедия реализм 6. Горький «На дне» драма реализм

9 слайд

Описание слайда:

Лирика ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня. ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э. ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание. СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

10 слайд

Описание слайда:

Задание 3 Часть приведенного фрагмента выстроена как обмен персонажей репликами. Как называется эта форма? Ответ: диалог

11 слайд

Описание слайда:

Формы построения речи героев 1. Диалог – разговор двух и более лиц 2. Монолог – речь от первого лица, разговор с самим собой 3. Реплика – 1) ответ, замечание на слова собеседника. 2) в сценическом диалоге - слова одного из действующих лиц. 4. Ремарка - авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героя, мимике, жестах. 5. Полилог – жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц 6. Сквозные обороты речи, крылатые выражения

12 слайд

Описание слайда:

Задание 4 Кем были герои «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына в жизни до лагеря? Персонажи Судьба А) Цезарь 1) баптист Б) Алеша 2) крестьянин В) Шухов 3) библиотекарь 4) столичный интеллигент Ответ: 412

13 слайд

Описание слайда:

Задание 5 К какому фрагменту композиции произведения относится приведенный отрывок? А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»? Ответ: развязка Требует знания композиционных частей произведения.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Задание 6 К какому литературному направлению принято относить творчество А. И. Солженицына? Ответ: реализм

16 слайд

Описание слайда:

Литературные направления Направления Представители 1. Классицизм Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин 2. Сентиментализм Карамзин 3. Романтизм Жуковский, Ранний Пушкин, Лермонтов, Горький 4. Реализм Пушкин, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, литература 20 века 5. Модернизм: Символизм Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок Акмеизм Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам Имажинизм Есенин 6. Авангардизм: Футуризм Северянин, Хлебников, Бурлюк, Маяковский

17 слайд

Описание слайда:

Задание 7 Как называлась система взглядов Базарова? Назовите имя главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека»? Как называется значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность? Назовите средство характеристики героя, основанное на описании его внешнего облика?

18 слайд

Описание слайда:

Средство создания литературного героя Название произведения Эпиграф к литературному произведению Портрет героя Пейзаж Художественная деталь Предыстория жизни героя (если есть) Система взглядов литературного героя нигилизм

19 слайд

Описание слайда:

Задания 8 и 15 с развернутым ответом 8 задание – это анализ эпизода 15 задание – анализ стихотворения Должен быть лаконичный, связный аргументированный ответ в объеме 5-10 предложений. !!! Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова, которые не позволят уйти в сторону от ответа на вопрос. Они могут вводиться как в тезис, так и в аргументы при ответе. Нужно обратить внимание на глагол в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то необходимо искать именно начало конфликта. Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то говорить следует о средствах, при помощи которых выражается позиция автора. Следует вспомнить проблематику, конфликт, героев и идею произведения.

20 слайд

Описание слайда:

Структура развернутого ответа 8 и 15 Тезис – прямой краткий ответ на вопрос Аргументы – последовательное обоснование своего ответа с опорой на приведенный фрагмент. Нужно учесть авторскую позицию. Вывод – должен соотноситься с вопросом

21 слайд

Описание слайда:

Составляющие для успешного ответа Прямой связный ответ Опора на текст (анализ, цитирование) Выявление авторской позиции Использование теоретико-литературных понятий Обобщение наблюдения над текстом Отсутствие фактических ошибок Соблюдение норм речи

22 слайд

Описание слайда:

Задание 8 Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведенном отрывке? (эпизод, когда И.Д. надеется докурить сигарету Цезаря) Тезис. В приведенном отрывке в Иване Шухове раскрываются уважительное отношение к «однобригаднику», терпеливость и чувство собственного достоинства. Аргументы. Солженицын противопоставляет Шухова Фетюкову, который готов унижаться ради «недокурка». Иван Денисович же не просто ждет, когда Цезарь ему предложит окурок, он проявляет такт, уважение, стараясь своим присутствием не надоедать, не прерывать мысли Цезаря. Психологическая деталь, подчеркивающая благодарность героя, выражена в движении руки: «Шухов встрепенулся, одной рукой поспешно благодарно брал окурок». Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 15. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? Тезис. Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Аргументы. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей… Герой А.А.Блока далек от реальности: он погружен в свои «сказки и сны». Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю «Величавой Вечной Жены», чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад. Вывод. Таким образом, душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.

24 слайд

Описание слайда:

Задание 9 и 16: сопоставление произведений В заданиях 9 и 16 требуется написать развернутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов. Задания 9 и 16 состоят из двух связанных между собой вопросов. Первая часть задания требует обосновать выбор того или иного произведения в русле предложенного вопроса, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т. д. параллели.

25 слайд

Описание слайда:

Задание 9 и 16 9. В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы героев и в чем их можно сопоставить с «Одним днем Ивана Денисовича» А.И. Солженицына? 16.В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта и в чем эти произведения можно сопоставить с приведенным фрагментом «Поэта и гражданина» Н. А.Некрасова?

26 слайд

Описание слайда:

Структура ответа заданий 9 и 16 Вопрос состоит из двух частей: 1 часть вопроса – нужно указать и обосновать (т.е. объяснить, доказать) 2 часть – нужно сопоставить (найти сходство или различие в зависимости от вопроса)

27 слайд

Описание слайда:

Позиции сопоставления: Авторы (представители какого времени, направления, взгляды). Название стихотворений. Жанр. Тема, идея. Настроение лирического героя. Построение: размер, рифма, способы рифмовки Употребление тропов и стилистических фигур, лексика.

28 слайд

Описание слайда:

Задание 9. Тема ограничения свободы героев в русской литературе не редка. К ней обращались и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и многие другие. В романе-эпопее Л.Н. Толстого мы знакомимся с Платоном Каратаевым, который оказался в плену у французов. Он, как и герой повести Солженицына Иван Шухов, крестьянин, миролюбивый, трудолюбивый, со свойственной мужицкой смекалкой и умением приспосабливается к условиям плена, ему не зазорно и подработать, он шьет рубашку французскому солдату, что-то латает. Но есть в этих образах и коренное отличие: Шухов активен, сознателен, имеет чувство собственного достоинства, тогда как Каратаев пассивен, не вдумывается в смысл происходящего. В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» также звучит мотив плена. Андрей Соколов во время войны оказался в немецком плену. Никакие «нелюдские муки» не сломили героя, он не теряет силы духа и бежит из плена. Этот герой – олицетворение самого лучшего, что есть в русском человеке, он воплощение национальной гордости, мужества, трудолюбия. Толстой, Солженицын, Шолохов показали нам поведение человека в момент ограничения свободы. Главное для героев – это сохранить внутреннюю свободу, выжить в нечеловеческих условиях.

29 слайд

Описание слайда:

16. В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»? (примерный вариант ответа) В стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе. О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты: Долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему». Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг: «к народу обращать вниманье сильных мира» , «истину царям с улыбкой говорить» и «чувства добрые» лирой пробуждать.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Литературные роды. Жанры литературы" будет полезна выпускникам, готовящимся к экзамену по предмету, а также учителям, преподающим в 9-11 классах. В работе содержатся следующие материалы:
- определения литературных родов
- определения жанров
- тренировочные работы по определению жанров литературного произведения.

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольно-диагностическая работа по литературе для учащихся 11 класса состоит из 2 частей. Часть 1 включает в себя 15 вопросов(А1-А15) с выбором ответа, часть 2 состоит из 5 вопросов, на которые необходимо дать краткие ответы. Также в конце работы представлены ключи (правильные ответы). Данный вид работы может проводиться в конце 11 класса как итоговая заключительная контрольная по литературе.

Типовые тестовые задания по литературе содержат 10 вариантов заданий II части (анализ лирического произведения), составленных в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена в 2011 году. Предложенные варианты заданий ранее нигде не публиковались. В пособии даны ответы на все варианты тестов.
Пособие предназначено учителям-словесникам для подготовки учащихся к экзамену в формате ЕГЭ, а также старшеклассникам и абитуриентам - для самоподготовки и самопроверки.