Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Разряды числительных количественные собирательные порядковые. Разряды имен числительных

Очень часто, используя числительные в повседневной речи, мы даже не задумываемся о том, что не все они одинаковые, и существуют даже разные разряды существительных. Например, кто сможет ответить на вопрос, чем отличает числительное «один» от «первый»? А «десять» от «тридцать»? А слово «оба» можно ли вообще отнести к числительным? Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, то эта статья для вас. В ней мы разберем разряды имен числительных и выясним, чем они отличаются.

А также проанализируем различные примеры.

Разряды числительных

Прежде всего, они могут отличаться значением, следовательно, разные числительные употребляются в различных ситуациях. Обычно выделяют четыре разряда числительных по значению. Первые два - это количественные и порядковые. Это именно те числительные, с которыми мы сталкиваемся буквально каждый день. Третий разряд - дробные. И самый последний - собирательные, которые также достаточно часто встречаются в повседневном общении.

Можно встретить и другую классификацию, в которой гораздо меньше разрядов, поскольку некоторые ученые считают дробные числительные количественными, а порядковые и вовсе присоединяют к прилагательным. Но эта статья будет отталкиваться от первого варианта, где выделяется четыре разряда.

Кроме того, некоторые, возможно, замечали, что числительные могут отличаться и в написании. Какие-то можно записать одним словом, другие двумя, тремя и более. Поэтому также выделяют еще и следующие разряды числительных: простые, сложные и составные.

Чтобы разобраться, что представляет собой каждый из перечисленных разрядов, рассмотрим их по порядку и проанализируем особенности употребления.

Разряд количественных числительных

Они используются, когда необходимо указать на то, сколько предметов находится где-либо, т. е. назвать их количество.

Например: один стол, десять тетрадей, три килограмма, пять тарелок и т. д. Или когда просто речь идет о каких-то целых числах: один, пять, десять, тридцать плюс пять и т. д.

Порядковые числительные

Этот разряд числительных в русском языке используется, когда нужно указать на порядок расположения каких-то предметов: первая тетрадь, третья слева тарелка, четвертая книга и т. д. Также порядковые числительные используются, когда называются какие-либо календарные даты: первое мая, тридцать первое декабря и т. д.

Из этих примеров становится понятно, почему некоторые лингвисты порядковые числительные относят к прилагательным. Они имеют очень схожие свойства, даже склоняются одинаково. Сравните существительное «первый» и прилагательное «красивый». При возникновении трудностей со склонением порядковых числительных можно ориентироваться на принцип склонения прилагательных.

Дробные числительные

Если разряд количественных указывал на целое число, то дробные числительные обозначают дробную величину. Примеры: одна вторая, три четвертых, пять восьмых и т. д. Эти числительные используются, когда речь идет не о целом предмете, а лишь о какой-то его части.

Формулу дробных числительных можно представить в следующем виде: количественное числительное плюс порядковое. Ведь первым словом в дроби выступает количественное, а вторым - порядковое. Пример: пять (сколько?) десятых (каких?).

Также необходимо запомнить, что числительные "полтора" и "полтораста" обладают лишь двумя падежными формами. В именительном и винительном падежах они выглядят так: полтора, полтораста. Во всех других падежах эти слова будут выглядеть так: полутора, полутораста.

Собирательные числительные

Зачастую многие не воспринимают этот разряд как числительные. Но, тем не менее, он относится именно к ним. В повседневном общении и не только мы очень часто используем такие слова, как «оба», «двое», «трое» и т. д. - до «десятеро». Все эти слова - собирательные числительные.

Особенности употребления собирательных числительных

Некоторые могут столкнуться с трудностью при определении того, с какими частями речи использовать собирательные числительные. Лучше всего просто выучить и запомнить эти правила, чтобы потом не сомневаться:

  • Во-первых, собирательные числительные употребляются с существительными мужского и общего рода, если они относятся к лицам мужского пола: пятеро учеников, трое дежурных.
  • Во-вторых, этот разряд числительных употребляется вместе со словами «дети» или «ребята»: пятеро детей, трое ребят.

Также можно сочетать их с названиями детенышей животных: оба котенка, трое щенков.

С парными существительными, т. е. с теми, которые имеют только форму множественного числа, также используются собирательные числительные: двое сапог.

И, наконец, с личными местоимениями. Пожалуй, это самый распространенный случай. Примеры: нас пятеро/трое/двое/шестеро.

Простые числительные

А теперь разберем разряд числительных, который выделяется по структуре. Простыми могут быть количественные и порядковые числительные. Если в слове лишь один корень, то оно простое. Примеры: один, два, десять, двадцать, двенадцать, первый, второй и т. д.

Сложные числительные

Слово, обозначающее сложное числительное, будет содержать в себе два корня. Примеры: шестьдесят, восемьдесят, девяносто, семьсот, девятьсот и т. д. И количественные, и порядковые числительные также могут быть сложными.

Составные числительные

В этом случае числительное будет состоять из двух или более слов. Примеры: двадцать пять, тридцать один, сто сорок два и т. д. Составными, опять же, могут быть как количественные, так и порядковые числительные.

Таблица

Чтобы было проще представить эту классификацию, ниже приведены разряды числительных в таблице. Примеры были приведены выше.

Выучить, как соотносятся разряды числительных в таблице, а не в списке, иногда несколько проще, потому что данные представлены более наглядно и систематизированы.

Способы определения разряда

Как определить разряд числительного? Прежде всего, необходимо проанализировать, в какой ситуации оно употребляется. Если называется просто количество предметов, то употребляются количественные числительные, если говорят о порядке слов, то порядковые и т. д.

Также, чтобы отличить количественное числительное от порядкового, можно задать вопрос к нему. Если оно будет отвечать на тот же вопрос, что и прилагательное, то это будет порядковое числительное. Если отвечает на вопрос "сколько?", то это либо количественное, либо дробное, либо собирательное числительное. В этом случае нужно смотреть, в каком смысле оно используется.

Сравните два предложение:

  1. На столе лежат две тетради. В этом случае числительное «две» указывает на количество предметов и отвечает на вопрос "сколько?", следовательно, оно относится к количественным.
  2. Первая тетрадь моя, а вторую забыла подруга. Тетрадь какая? Первая. Числительное «вторая» также отвечает на вопрос «какая?» и имеет свойства прилагательного, следовательно, это порядковые числительные.

Если речь будет идти о части предмета, то, скорее всего, будет использоваться дробное числительное. А если говорится о некотором количестве человек или о каких-то предметах как о едином целом, то, скорее всего, это будут собирательные числительные.

Сравните:

  1. Можно мне, пожалуйста, полтора килограмма яблок? В этом случае слово "полтора" отвечает на вопрос "сколько?" и указывает на то, что нужен килограмм и еще какая-то его часть, следовательно, это дробное числительное.
  2. Обе мои подруги уже пришли. Сколько подруг? Обе. Но в этом случае числительное "обе" как бы объединяет слово "подруги" в единое целое.

Какие могут быть сложности?

Казалось бы, с числительными все понятно. Есть несколько разрядов, и каждый используется в разных ситуациях. Однако не так все просто. Главная сложность заключается в склонение количественных числительных, особенно составных, потому что в них необходимо склонять каждое слово. В склонении порядковых числительных все гораздо проще, они изменяются как прилагательные, а в составных порядковых числительных изменяется лишь последнее слово.

Поэтому, чтобы уверенно использовать эту часть речи, также стоит внимательно изучить особенности склонения количественных числительных.

По структуре числительные подразделяются на простые, сложные и составные.

Простые числительные имеют один корень: пять, десять, сто, миллион .

Сложные числительные имеют два корня: пят’/десят/#, девят’/сот/# .

Составные образованы сочетанием простых или сложных числительных: сто двадцать пять, триста шестьдесят восьмой, две пятых .

При склонении составных количественных числительных по современным нормам должно изменяться по падежам каждое слово: двести тридцать восемь – двухсот тридцати восьми – двумстам тридцати восьми и т. д.

При склонении порядковых числительных изменяется по падежам только последнее слово: тысяча девятьсот пятьдесят восьмой – тысяча девятьсот пятьдесят восьмого – тысяча девятьсот пятьдесят восьмому и т. д., две тысячи третий – две тысячи третьего – две тысячи третьему и т. д.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи

Местоимению свойственны следующие признаки.

1. Категориальное значение (значение лексико-грамматической категории). Местоимения (от лат. pronomen – вместо имени) не называют предметы или признаки, а только указывают на них, то есть имеют общее значение дейксиса (греч. dėixis – указание).

2. Морфологические признаки. Местоимения не имеют специфических морфологических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми они соотносятся. Эти признаки своеобразны в каждом разряде и рассматриваются при описании соответствующих разрядов.

3. Основные синтаксические функции. Употребляясь вместо имен, местоимения выполняют в предложении функции тех частей речи (существительных, прилагательных и числительных), которые они замещают.

Помимо собственно местоимений в лингвистике выделяют более широкий лексико-семантический класс местоименных слов , к которым относятся слова, принадлежащие к различным частям речи и обладающие «местоименным» типом лексического значения. Кроме местоимений в узком смысле к местоименным словам относятся местоименные наречия (тогда, как, потому, зачем, куда и др.) и местоименные глаголы (в русском языке глагол делать в сочетании что делать ). Местоименные наречия будут рассмотрены в соответствующем разделе.

II. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи

1. Местоимения-существительные (местоименные существительные): я, ты, кто, некто, себя, что-либо и др.

2. Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные): мой, какой, ваш, чей, свой и др.

3. Местоимения-числительные (местоименные числительные, неопределенно-количественные слова): сколько, столько, несколько и др. Их основные особенности были рассмотрены в разделе «Имя числительное».

III. Лексико-грамматические разряды местоимений

(разряды местоимений по значению)

В зависимости от значения (способа указания) местоимения принято делить на 9 разрядов.

Личные местоимения

К ним относятся местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1) Собственно личные: я – мы, ты – вы .

2)Лично-указательные: он (она, оно) – они .

Собственно личные местоимения указывают на лицо (лица), участвующее в общении. Лично-указательные местоимения – на лицо или предмет, о которых идет речь.

Все личные местоимения склоняются и обладают категорией числа. Категорию рода имеет только лично-указательное местоимение.

Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что автор сообщает о себе (Я вас любил… А. С. Пушкин) или ведет повествование от первого лица (Я считаю, что эта закономерность… ). Однако в некоторых книжно-письменных стилях (официально-деловом, научном) традиционно местоимение я не употребляется,а заменяется «авторским мы»: Мы считаем, что эта закономерность… (см. ниже) или вместо него используются безличные обороты типа: принято считать, что данная закономерность... и т. п.

Значение собственно личного местоимения 1-го лица множественного числа мы – ‘я и другой или другие’. Местоимение мы может также употребляться:

1) В значении 1-го лица единственного числа – а) «авторское мы» (Мы считаем, что данная закономерность… ), б) «монаршее мы» (Мы , Николай II… ), в) «крестьянское мы» (Мы из деревни …).

2) В значении 2-го лица единственного и множественного числа – «докторское мы» (Как мы себя сегодня чувствуем? ).

3) В значении 3-го лица мужского и женского рода (Мы с горки катаемся – реплика о сыне из домашнего разговора по телефону). Такое употребление активизировалось в последнее время и, очевидно, может быть охарактеризовано как «материнское мы».

При употреблении местоимений 3-го лица важно не допускать двусмысленности или искажения смысла, возникающих в результате неясной связи этих местоимений со словами, которые они заменяют: мать Оли, когдаона (?)заболела, стала очень нервной .

Основные функции всех личных местоимений в предложении – подлежащее или дополнение: Мы говорили онём .

Личные местоимения имеют супплетивные формы склонения: я – меня, мне и т. д., мы – нас, нам и т. д.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя указывает на объект действия, тождественный с субъектом, и может соотноситься с любым из трех лиц: я (ты, он ) был не доволен собой (-ою ) . Оно не имеет рода, числа и формы именительного падежа, то есть склоняется только в единственном числе, начиная с родительного падежа: себя, себе, себя, собой (-ою), (о) себе .

При его употреблении также возможно возникновение двусмысленности, которой необходимо избегать: он застал начальника у себя (?) в кабинете .

Числительные – самостоятельная часть речи, указывающее на количество предметов, их порядковый номер, а также общее количество. В зависимости от назначения, числительные делятся на три обширные группы, каждая из которых подробно описана в этой статье. Также здесь приведены грамматические признаки числительных и наглядные примеры.

Имена числительные изучаются в 6 классе. Эта часть речи может обозначать количество каких-то предметов, номер предмета по порядку, а также количество как одно целое. В зависимости от этого значения их делят на 3 большие группы .

Числительные могут быть количественными , порядковыми и собирательными . Каждая из этих групп слов имеет свои особенности.

Таблица «Лексико-грамматические разряды имён числительных в русском языке» с примерами

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Например: десять , тридцать , семьсот одиннадцать .

Числительные этого разряда могут иметь разные падежные формы. У некоторых количественных числительных определяется форма рода и числа. Все особенности слов этой категории отражает следующая таблица.

Изменение количественных числительных


Числительное
Как меняется Примеры
1 По родам, числам и падежам Один – одна, одни, одних
2,3, 4 По падежам и родам Два, две, двум, трёх
5-20,30 По падежам, как сущ-е 3-го скл. Ср.: скатертью – десятью, одиннадцатью
50-80, 200-900 По падежам, при этом меняются обе части Пятьюдесятью, трёмстам
40, 90, 100 По падежам, имеют только 2 формы Сорок – сорока

Сто – ста

Девяносто – девяноста

1000 По падежам как сущ. 1-го скл. Ср: Свечёй – тысячей
1000000, По падежам как сущ. 2-го скл. Ср.: дому – миллиону – миллиарду

Порядковые числительные: грамматические признаки

Числительные этого разряда по грамматическим признакам похожи на прилагательные. Они тоже могут иметь формы разных падежей, родов и числа.

Порядковые числительные тоже могут иметь разную структуру. При склонении составных числительных этого разряда в них меняется только последнее слово. Например.

Проверка домашнего задания

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

Какое число получилось? Молодцы!

1.Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

2.На какие 2 группы делятся числительные?(Количес. И поряд).

3.Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

4.Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

Что в них общего? Количественные

Чем отличаются?

Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.

Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три

четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть

сада, шестнадцать книг.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

Контролирует, направляет, корректирует

Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…