Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Путь жизненных исканий пьера безухова таблица. Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова

Конспект урока:
«Путь исканий Пьера Безухова»

Путь исканий Пьера Безухова
Эпиграф:
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться…
Л.Н.Толстой.
Основные этапы урока:
1. Определение задач урока, мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. На основе проблемных вопросов и заданий организация дискуссии «Нашел ли Пьер Безухов смысл жизни?»
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Цели
1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока
Вступительная беседа.
-Сегодня мы проводим очередной урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема сегодняшнего урока – «Путь исканий Пьера Безухова» (слайд 1). (Учащиеся записывают тему в тетради).
Эпиграф к уроку:
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”,- писал Л.Н. Толстой.
Целью сегодняшнего урока является…. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героя романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьера Безухова
I. Актуализация знаний.
По Толстому, жить достойно – это биться, путаться, ошибаться, пытаться разрешить вечные вопросы: «Что дурно? что хорошо? что надо любить? что ненавидеть? что такое жизнь? что такое смерть? Какая сила управляет всем?» (слайд 2)
Метания таких людей, вечный поиск, непрекращающаяся душевная работа – это и есть признак внутреннего благородства Личности.
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать? (Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”.
Пьер Безухов - один из самых любимых и дорогих Толстому героев.Он незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником после смерти отца.(Слайд3)
Писатель показывает его в постоян¬ном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как ме¬няется характер Пьера,как формируется мировоз¬зрение передового человека эпохи - декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разоча¬рований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя.
(В начале романа перед нами предстает толстый, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". массивный молодой человек с умным, робким и наблю¬дательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мя¬гок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского са¬лона своей естественностью, искренностью, простотой. О Пьере сказано,
что у него у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», «выражение добродушия, простоты и скромности».
-Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?
(Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть…
Текст. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера. .)
– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?(слайд 4) (дружба героев строится на общности интересов Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной,
неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

Можно ли сказать, что Толстой идеализировал своих любимых героев? (И князь
Андрей и Пьер показаны людьми своего времени, своей среды, со многими
присущими им недостатками. Достаточно напомнить о славолюбии, об
аристократических предрассудках, которые были свойственны князю Андрею, или о буйной молодости Пьера, отдавшего дань привычкам петербургской «золотой» молодежи…
Самое привлекательное в толстовских героях состоит не в том, что их
характеры не лишены недостатков, а в том, что и Болконский, и Безухов способны преодолевать свои недостатки, в том, что они- мыслящие люди, не боящиеся ставить и решать самые острые вопросы из своей и общей жизни
Пьер принадлежит к числу тех редких людей («один живой человек среди
всего нашего света» – говорит о нём князь Андрей), для которых нравственная
чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего.)
Учитель.- Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
– Почему Пьер женился на Элен? (слайд 5) (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)
– Назовите основные отличительные черты характера Пьера. (Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность).
Сообщение. «»

После этого Пьер испытывает духовный кризис: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.
Пьер и масонское общество. (6 слайд)
Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.
Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя.. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис.
Сообщение Шагжина Саяна «Пьер Безухов в масонском обществе»
– Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. (6 слайд) Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)
– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.)
Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.
Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах. (7 слайд)
Учитель.
Здесь Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой. Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812) не приводил ни к чему.
Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…
1812 год. Бородино в жизни Пьера (8 слайд)
Малакшинова Таня " (Сообщение “Пьер на Бородинском поле”)

– Сражение (фрагмент видеофильма «Война и мир» в постановке С.Бондарчука. Диск).
Беседа по вопросам:
Учитель.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
Учитель. Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами, где он встречается с Платоном Каратаевым.
Беседа по вопросам.
– Кто такой Платон Каратаев? В убогом бараке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. .Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого». Он любит и умеет трудиться. Ко всему он относится душевно. Для него характерны бескорыстная любовь ко всем людям, терпение.
-Каким предстает Платон Каратаев на страницах романа? Откроем учебники на стр. 154 и прочитаем небольшой отрывок (со слов «Физические силы)
– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья.(слайд10) Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.
Вывод: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с
Платоном Каратаевым. (слайд 9)
Учитель.-Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.
-Опишите портрет Наташи Ростовой в начале романа (В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...")
-Расскажите об отношениях Наташи и Пьера. (Наташа тоже не раз пройдет испытания в жизни. На своем пути она встретит Пьера. Его «детская душа» была близка Наташе. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.
-Что вы можете сказать о Наташе? Вам она нравится? (Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Она станет матерью 4 четырех детей).
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.
– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его? (Если бы роман был продолжен, стало бы ясно, что Пьер находился в этот момент опять в заблуждении. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, - проследить сам процесс зарождения декабристских идей.
Релаксация(3 мин.)
Вывод урока: Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
-Вспомним эпиграф «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость»
Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться – надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение – одно из главных и постоянных у самого Толстого (слайд11)
Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. (слайд12)
Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на тему «Пьер Безухов».(Слайд 13) напомнит правила составления синквейна)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, понятие, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например:
Пьер Безухов
Умный, добрый
Размышляет, анализирует, ищет
Спокойствие - душевная подлость
Счастье. (Развитие (Личность)
Чтение стихотворений учащимися.

Учитель.
Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.(слайд14)
Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
I. Оценивание работы учащихся.
II. Задание на дом: стр.175, вопросы 3, 4, 7.

Сообщения(примерные)
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Сообщение. Пьер в масонском обществе
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования, верит в возможность достижения братской любви. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным
И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Война 1812 года. Бородино
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Он хочет убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Вопросы. – Хотел ли Пьер дуэли? Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)
Вывод:– Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят»..Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
Вывод урока:
Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он напрасно стремился прежде”, он “...узнал что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Список использованной литературы
1.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2012.
2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2011
3. Я иду на урок литературы,10 класс М. «Первое сентября»,2013.
3.Преподавание литературы в 10 классе. Книга для учителя М. 2012.

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
  • Юный герой жил и учился за границей, вернувшись на Родину к двадцати годам. Мальчик страдал от того, что был незаконнорожденный ребенок знатного происхождения.

    Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» - это поиск смысла человеческого бытия, формирование сознательно зрелого члена общества.

    Петербургские приключения

    Первый выход в свет молодого графа состоялся на званый вечер Анны Шеррер, с описания которого начинается эпическое произведение Льва Толстого. Угловатый парень, имеющий сходство с медведем, не был ловок в придворном этикете, позволял себе поведение, несколько неучтивое по отношению к вельможам.

    После десяти лет строгого воспитания, лишенной родительской любви, парень попадает в общество непутевого князя Курагина. Начинается разгульная жизнь без ограничений гувернеров, предрассудков и контроля.

    Алкоголь льется рекой, в шумной компании гуляют дети богатых представителей знати. Редко бывают случаи нехватки денег, мало кто осмеливается пожаловаться на гусар.

    Пьер молод, еще не пришло осознание собственной личности, нет тяги к какому-либо занятию. Кутеж съедает время, дни кажутся насыщенными и веселыми. Но однажды компания в пьяном угаре привязала караульного к спине дрессированного медведя. Зверя отпустили в Неву и хохотали, глядя на орущего стража порядка.

    Терпению общества пришел конец, зачинщиков хулиганства разжаловали в звании, а оступившегося юношу отправили к отцу.

    Борьба за наследство

    Прибыв в Москву, Пьер узнает, что Кирилл Безухов лежит болен. У старого вельможи было много детей, все незаконнорожденные без права на наследство. Предвидя жестокую борьбу за богатство, оставленное им после своей кончины, отец просит императора Александра I признать Пьера законным сыном и наследником.

    Начинаются интриги, связанные с переделом капитала и недвижимости. В борьбу за наследство Безуховых вступает влиятельный князь Василий Курагин, планируя женить молодого графа на своей дочери.

    Потеряв отца, молодой человек впадает в депрессию. Одиночество заставляет его замкнуться, его не радует богатство и титул графа, свалившийся неожиданно. Демонстрируя заботу об неопытном наследнике, князь Курагин устраивает ему престижное место в дипломатическом корпусе.

    Влюбленность и женитьба

    Элен была красавицей, соблазнительная, умеющая строить глазки. Девушка знала, что нравится мужчинам и как привлечь к себе внимание. Поймать в свои сети нерасторопного молодого человека не составляло особенного труда.

    Пьер был окрылен, нимфа казалась ему такой фантастической, недосягаемой, тайно желанной. Ему хотелось обладать ею так сильно, что не было сил озвучить свои чувства. Развив в душе кавалера страсть и смятение, князь Курагин с усилием организовал и объявил помолвку Безухова со своей дочерью.
    Их брак стал разочарованием для мужчины. Напрасно он искал признаки женской мудрости в своей избраннице. Им совершенно не о чем было побеседовать. Жена не знала ничего из того, чем интересовался супруг. Напротив, все чего хотелось или о чем мечтала Элен, было мелочным, не достойным внимания.

    Разрыв отношений и возвращение в Петербург

    Связь графини Безуховой с Долоховым стала известна всем, любовники не скрывали это, проводили вместе много времени. Граф вызывает Долохова на дуэль, оскорбленный болезненной ситуацией. Ранив соперника, мужчина остался совершенно невредимым.

    Поняв, наконец, что связал свою жизнь не с целомудренной скромницей, а с женщиной, циничной и развратной, граф отправляется в столицу. Ненависть терзала его сердце, опустошение болью заполнило душу. Крах надежд на спокойную семейную жизнь поверг Пьера в уныние, существование лишилось всяческого смысла.

    Неудачный брак принес графу несчастье, он отвернулся от своих религиозных взглядов, став членом масонского общества. Ему очень хотелось быть нужным кому-то, превратить свою жизнь в поток добродетельных поступков, стать безупречным членом общества.

    Безухов приступает к улучшению жизни крестьян, но у него ничего не получается, навести желаемый порядок в имениях сложнее, чем ему казалось. Тем имение, граф становится главой петербургского масонского общества.

    Перед войной

    Воссоединение с Элен состоялось в 1809 году под давлением тестя. Жена любила светскую жизнь, кружила на балах головы мужчинам. Пьер привык считать ее своим наказанием господним и терпеливо нес свою ношу.

    Пару раз стараниями любовников своей жены ему делали повышение на государственной службе. От этого становилось совсем противно и стыдно. Герой страдает, переосмысливает жизнь и меняется внутренне.

    Единственной отрадой Пьера была дружба с Наташей Ростовой, но после ее помолвки с Князем Болконским пришлось отказаться от приятельских визитов. Судьба сделала новый зигзаг.

    Разочаровавшись в очередной раз в своем человеческом назначении, Безухов ведет беспорядочный образ жизни. Перенесенные потрясения кардинально меняют облик героя. Он возвращается в Москву, где находит шумные компании, шампанское и ночное веселье, чтобы заглушить душевную боль.

    Война меняет мировоззрение

    Безухов уходит на фронт добровольцем, когда французская армия подошла к Москве. Бородинское сражение стало знаменательной датой в жизни Пьера. Море крови, поле, устланное телами солдат, патриот Безухов не забудет никогда.

    Четыре недели плена стали переломными для героя. Все, что раньше казалось важным, выглядело ничтожным в условиях вражеской агрессии. Теперь граф знал, как надо строить свою жизнь.

    Семья и дети

    После освобождения из плена стало известно о кончине Элен. Оставшись вдовцом, Безухов возобновил дружбу с Наташей, которая в горе переживала гибель Андрея Болконского. Это был другой Пьер, война очистила его душу.

    В 1813 году он венчается с Наташей Ростовой в надежде обрести свое счастье. Три дочери и сын составили смысл жизни героя, который никак не мог угомонить свою тягу к всеобщему благу и добродетели.

    Лев Толстой любит своего героя, который напоминает в чем-то автора. Например, своим отвращением к войне, истинным гуманизмом и доброжелательным отношением ко всему миру.