Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы. Конспект урока. Своеобразие психологического мастерства в прозаическом творчестве И.А. Бунина: теория и практика Изучение психологизма и а бунина

Мастер-класс по использованию «Листов размышлений» на уроке-мастерской

по теме «Анализ особенностей психологизма в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Сарсак-Омгинский лицей

Агрызского муниципального района РТ

Цель урока: способствовать формированию духовно-нравственных ориентиров; помочь постичь учащимся сложность, глубину, особенности психологизма рассказа И.А.Бунина; совершенствовать умение высказываться аргументированно; развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование: слайдовая презентация, «Листы размышлений», тексты рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник», музыкальное сопровождение: Бетховен - Лунная соната (Соната для фортепиано N14), Канкан (mp3ostrov.com), Русская-Православная-литургия-Символ-веры(muzofon.com).

I . Индуктор (включение чувств). Цель – создание эмоционального настроя, подключение подсознания, проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» – рассказ о любви молодой пары. Но главные герои не имеют имён. На нарочитость отсутствия имён указывает то, что имён в рассказе очень много. И это имена реальных лиц. Это либо авторы модных произведений (Гофмансталь, Шницлер, Тетмайер, Пшибышевский); либо модные русские писатели начала века (А. Белый, Леонид Андреев, Брюсов); либо подлинные деятели Художественного театра (Станиславский, Москвин, Качалов, Сулержицкий); либо русские писатели прошлого столетия (Грибоедов, Эртель, Чехов, Л. Толстой); либо герои древней русской литературы (Пересвет и Ослябя, Юрий Долгорукий, Святослав Северский, Павел Муромский); упоминаются в рассказе персонажи «Войны и мира» - Платон Каратаев и Пьер Безухов; однажды упомянуто имя Шаляпина; названо подлинное имя владельца трактира в Охотном ряду Егорова. Упоминается одно вымышленное имя – имя кучера Фёдора.

II . Самоинструкция (индивидуальное решение). Заслушиваются мнения учащихся.

Информация для учителя. За действиями и обликом героев «Чистого понедельника» мы безошибочно чувствуем присутствие чего-то более существенного, что тонко, с изумительным мастерством, но и изумительной же настойчивостью вплетается Буниным в обычный для него любовный сюжет. Это существенное – душа, внутренний мир героев рассказа.

III . Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Построение, создание результата группой. Группы работают по определённой теме. Работа группы организуется как общение по переписке , в ходе которого создаются как индивидуальные продукты сочинительства, так и коллективная творческая работа.

Учитель: система средств и приёмов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев называется в литературоведении психологизмом.

Выделяют две основные формы психологического изображения в литературе:

1. Психологизм открытый, явный, прямой, демонстративный. Основной приём – психологический самоанализ, который дополняется системой близких ему художественных приёмов: внутренний монолог, диалог, письма, дневники, исповедь, сны и видения героев, повествование от первого лица, несобственно-прямая внутренняя речь, «диалектика души», «поток сознания» (крайняя форма внутреннего монолога).

2. Психологизм скрытый, косвенный, «подтекстовый», направленный на анализ внутреннего мира героя «извне». Основной приём – психологический анализ, который выступает в сочетании с другими приёмами: портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, комментарий, умолчание.

Какие формы и приёмы психологизма использованы в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе групповой работы. Будут работать две группы: одна по теме «Открытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник», другая - по теме «Скрытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Каждый получает «Лист размышлений», на котором значится вопрос. Отвечаете на вопрос, передаёте «Лист» соседу в своей группе. «Лист» должен вернуться к «хозяину» с мнениями по заданному вопросу всех членов группы.

Примерные вопросы для группы, работающей по по теме «Скрытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» и информация для учителя .

(Учитель может выбрать часть вопросов на своё усмотрение, может внутри группы создать ещё одну, так как приёмов «скрытого психологизма» в рассказе много)

1. Как раскрывает героиню портрет?

Информация для учителя . Это восточная красавица во всем блеске своей нерусской, неславянской красоты. И когда она «в черном бархатном платье» явилась на капустник Художественного театра и «бледный от хмеля» Качалов с бокалом вина подошел к ней и, «с деланной мрачной жадностью глядя на нее», сказал ей: «Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!» - мы понимаем, что это Бунин вложил в его уста собственную концепцию двойственности: героиня как бы одновременно и «царь-девица» и «шамаханская царица». Бунину же важно, крайне необходимо увидеть и подчеркнуть в ней двойственность облика, сочетание противоречивых и взаимоисключающих черт.

2. Как раскрывает героиню её происхождение?

Информация для учителя. Русское, тверское запрятано внутрь, растворено в душевной организации, внешность же целиком отдана во власть восточной наследственности.

3. Героиня посещает как древние храмы, монастыри, так и рестораны, капустники. Как это её характеризует?

Информация для учителя. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

4. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
Информация для учителя. В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внут­ренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

5. Как характеризует героиню интерьер?

Информация для учителя. В квартире героини стоит «широкий турецкий диван», рядом с ним - «дорогое пианино», а над диваном, подчеркивает писатель, «зачем-то висел портрет босого Толстого». Турецкий диван и дорогое пианино - это Восток и Запад, босой Толстой - это Россия. Бунин выражает мысль о том, что его родина, Россия, представляет собой странное, но явное сочетание двух пластов, двух культурных укладов - «западного» и «восточного», европейского и азиатского. Эта мысль красной нитью проходит через все страницы бунинского рассказа. В многочисленных намеках и полунамеках, которыми изобилует рассказ, Бунин подчеркивает двойственность, противоречивость уклада русской жизни, сочетание несочетаемого.

6. Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». На протяжении рассказа героиня играет «Лунную сонату» Бетховена. Как это характеризует внутренний мир героини?

Информация для учителя. Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Героиню привлекает вечное.

7. Героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь в «чистый понедельник». Почему именно в этот день и как это характеризует её?

Информация для учителя. Чистый понедельник - первый понедельник после масленицы, следовательно, действие происходит ранней весной (конец февраля - март). Последний день масленицы - «прощеное воскресенье», в которое люди «прощают» друг другу обиды, несправедливости и т. д. Затем и наступает «чистый понедельник» - первый день поста, когда человек, очистившийся от скверны, вступает в период строгого исполнения обрядов, когда кончаются масленичные гулянья и веселье сменяется строгостью жизненного распорядка и самососредоточенностью. В этот день героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь, навсегда расставшись со своим прошлым. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

8. Чем можно объяснить хронологическое несоответствие упомянутых в рассказе фактов? (В конце рассказа Бунин даже точно указывает год, в который происходит действие. В Москве уже не было Белого, который жил в Германии. Почти прекратил к этому времени свое фактическое существование и Литературно-художественный кружок).

Информация для учителя. Бунин называет временем действия своего рассказа весну тринадцатого года. 1913 год - последний предвоенный год России. Этот год и избирает Бунин временем действия рассказа, несмотря на явное несовпадение его с деталями описываемого московского быта эпохи, переживших ее, этот год вообще вырос в исторический рубеж огромного значения. Бунин объединяет факты, отделенные в действительности несколькими годами, чтобы еще более усилить впечатление пестроты тогдашней русской жизни, разнообразия лиц и людей, не подозревавших, какое великое испытание готовит им история. Тревогой и неуспокоенностью веет от его страниц. Носительницей же этих свойств - свойств времени - оказывается в значительной степени героиня.

9. Играет ли роль в изображении внутреннего мира героини пейзаж: «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»?

Информация для учителя. Пейзаж словно предваряет знакомство с противоречивой натурой героини. В пейзаже использован приём антитезы. В рассказе выстраивается целая система противопоставлений: разные по складу характера герой и героиня; нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

10. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Информация для учителя. Чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

11 . В чём смысл главного эпизода – « капустника» в Художественном театре?

Информация для учителя . Круговорот «поддельного, шуточного и шутовского театрального действия» не привлекает героиню, а вызывает щемящую душевную боль, которые усиливают религиозность героини, её стремление уйти в монастырь.

12. В рассказе часто употребляются безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»). С какой целью употребляются эти конструкции?

Информация для учителя. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этом существенное отличие бунинского психологизма от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева

13. Какую роль в создании психологического портрета героини играют детали?

Информация для учителя. В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

Примерные вопросы для группы, работающей по теме «Открытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»

1. Как характеризуют героиню её интерес к сказанию о деве Февронии и муже её Петре?

Информация для учителя. Это знаки драматичной внутренней борьбы, мук выбора между доступными атрибутами счастья и зовом бесконечности, последними тайнами России. Её религиозной глубиной. Незаурядной сдерживаемой силой веет от слов героини, пересказывающей известный сюжет. Тем более что двумя страницами ранее речь шла о совершенно аналогичном искушении, перед лицом которого, как оказывается, находится сама героиня, также властно отводящая его в сторону. «Приезжая в сумерки, - рассказывает герой,- я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем... сидел возле нее в полутьме, не зажигая огня, и целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело... И она ничему не противилась, но все молча. Я поминутно искал ее жаркие губы - она давала их, дыша уже порывисто, но все молчала. Когда же чувствовала, что я больше не в силах владеть собой, отстраняла меня…» Очевидна связь между этими двумя моментами - древнерусским повествованием и тем, что происходит в рассказе.

2. На недоуменный вопрос героя, откуда его возлюбленная знает о деталях старообрядческого похоронного обряда, героиня многозначительно отвечает: «Это вы меня не знаете». Как раскрывается внутренний мир героини в этом диалоге?

Информация для учителя. Ее туманный ответ таит в себе, по мысли писателя, намек на ту огромной важности работу, которая совершается в ее сознании и которая приводит ее в конце концов к мысли о монастыре. В контексте всего рассказа это значит - к мысли о необходимости отказа от явно выраженной двойственности, составляющей сущность ее происхождения, ее натуры и ее внешнего облика.

3. Как раскрывается героиня в диалоге о будущем?

Информация для учителя. Настаивая на своей любви и выражая готовность ожидать согласия возлюбленной стать его женой, герой рассказа горячо утверждает, что только в любви к ней для него счастье. И слышит спокойный ответ: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету».- «Это что?» - спрашивает герой настороженно и опять получает в ответ: «Это так Платон Каратаев говорил Пьеру». И вот тогда он машет в отчаянии рукой: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью!». В русской литературе существовало мнение о том, что теория непротивления возникла на Востоке. Героиня исповедует «восточную мудрость» непротивления. Однако не созерцательность и социальная пассивность характеризует ее в первую очередь, а именно двойственность - натуры, происхождения, духовного склада, пристрастийIV . Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

V . Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса по группам.

VI . Разрыв (внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт).

Учитель: почему именно героине уделено в этом рассказе столько внимания и почему этот рассказ был так дорог И.А.Бунину? (Заслушиваются мнения учеников)

Информация для учителя. Насыщенность внутренней жизни героини, постоянное присутствие за всем тем, что она говорит и что делает, второго, скрытого плана и создает впечатление значительности образа. Решая для себя проблему будущей жизни, героиня рассказа решает ее на очень неспокойном фоне вполне определенного исторического периода. В этих поисках была доля и мысленного участия самого Бунина. Он полностью отошел от разоблачительных тенденций дореволюционного творчества, чем и вызван был специфический характер предложенного им в «Чистом понедельнике» решения проблемы судьбы. Мысль Бунина определенным образом бьется над разрешением «загадки» России. Один из вариантов ответа он и предлагает нам в своем рассказе.

VII . Рефлексия. Как я буду решать проблему будущей жизни?

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи. Дрофа. Москва. 2004

Т.Ю.Герасимова. Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность»

С.А. Зинин. Литература в школе или школа без литературы? Литература в школе. 2009. №9

Т.А.Калганова. Проблема чтения в современном обществе и пути её решения. Литературв в школе. 2009. №12

Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина .

Урок литературы в 11 классе

Подготовила Андрюнина Е.Г.


Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)

  • Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…

Аналитическая беседа

  • 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
  • 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
  • 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?

  • 4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
  • 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
  • 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?

Обобщение

  • В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

«Одиночество»

  • 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
  • 2. Какова тема этого стихотворения?
  • 3. Какова основная мысль?
  • 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?

«Последний шмель» (1916)

  • Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.

Аналитическая беседа

  • 1. Какое настроение вызывает стихотворение?
  • 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
  • 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
  • 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?

Обобщение

  • В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.

Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу.

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».


Подведение итогов урока

Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую

оценку в современной ему критике.

В его раннем творчестве ведущим началом

была поэзия. Бунин стремится сблизить

поэзию с прозой, последняя же приобретает

у него своеобразный лирический характер,

отмечена чувством ритма. О характере бунинской

поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я

буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,

буду сравнивать Вас с Левитаном…»

Транскрипт

1 Н.В. П ращерук ПСИХОЛОГИЗМ ПРОЗЫ И.А.БУНИНА ГГ. Вопрос о психологизме И.А.Бунина мало изучен, хотя еще в 1914 г., анализируя произведения художника 1910-х гг., К.И.Чуковский заметил: «...Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей»1. А между тем в осмыслении проблемы «Бунин-психолог» современная наука до сих пор во многом остается на уровне констатации отдельных наблюдений. Нет специальных работ, посвященных принципам изображения человека в творчестве художника. Ученые, в основном, рассматривают исходные антропологические взгляды писателя, определяют область его нравственно-философских исканий2. Расцвет психологического мастерства Бунина, обусловленный взаимодействием целого ряда литературных и внелитературных факторов3, относится к периоду 1910-х гг. одному из важнейших в творческой эволюции художника. Интересный материал для исследования представляют произведения Бунина гг., реализующие сознательное стремление писателя изобразить «душу русского человека в глубоком смысле» и связанные с актуализацией в общественном и художественном сознании эпохи. Самые первые наблюдения над текстом показывают, что Бунин рассматривает психологию человека в «плотном» предметном окружении, в потоке текущей повседневности. Анализируется не просто сознание человека, а определенный тип мироотношения, складывающийся из сложной совокупности впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний. Художнику важно явить единство бытового и сущностного, неразложимость разного рода непосредственных реакций героя и движений его душевной и умственной жизни. По этому принципу, организующему всю повествовательную систему произведений писателя, выстраивается мир бунинского персонажа: «Все слышнее доносился нудный стон кабанов, и вдруг этот стон превратился в дружный и мощный рев: верно, кабаны заслышали голоса кухарки и Оськи, тащивших к ним тяжелую лоханку с месивом. И не кончив дум о смерти, Тихон Ильич кинул папиросу в полоскательницу, надернул поддевку и поспешил на варок. Широко и глубоко шагая по хлопающему навозу, он сам отворил закуту... Думу о смерти перебивала другая: покойный-то покойный, а этого покойного, может быть, в пример будут ставить. Кто он был? Сирота, нищий, в детстве не жравший по два дня куска хлеба... А теперь?»4. Это фрагмент из «Деревни» прекрасно иллюстрирует, как конкретное душевное состояние героя, дающее представление о его внутренней жизни в целом, постигается через ту реальность, которая «подключается» к психической деятельности. Подробности и приметы, относящиеся к разным срезам бьггия человека, переплетаются в «сплошном течении» (Л.Гинзбург) с его душевными движениями.

2 Подобный прием, как известно, уже был освоен Чеховым. Сравните, как передается состояние Анисима («В овраге»), уезжающего из села после свадьбы: «Когда выезжали из оврага наверх, то Анисим все оглядывался назад, на село. Был теплый, ясный день... Всюду, и вверху, и внизу, пели жаворонки. Анисим оглядывался на церковь, стройную, беленькую ее недавно побелили, и вспоминал, как пять дней назад молился в ней; оглянулся на школу с зеленой крышей, на речку, в которой когда-то купался и удил рыбу, и радость колыхнулась в груди...»5. Чеховская установка выражать чувство героя через конкретную предметную реальность была близка Бунину. Его персонажи отличаются обостренной восприимчивостью к действительности, повышенной впечатлительностью. Это их личная черта и черта целой культурной эпохи, углубившей интерес именно к сфере впечатлений человека. Целостность внутреннего состояния героя передается Буниным через его восприятие, которое совмещает изначальную психологическую «зараженность» предметов реальности и сиюминутные реакции на них. Так, переживаемая Натальей («Суходол») мука «выброшенности» из родной, близкой жизни окрашивает всю воспринимаемую ею действительность и одновременно как бы корректируется этой действительностью: «И телега, выбравшись на шоссе, опять затряслась, забилась, шибко загремела по камням... Звезд за домами уже не было. Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома и все это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жесгяным куполом, и небо над ним стало бледно-синее, сухое... А телега гремела. Город был вокруг, жаркий и вонючий, тот самый, что представлялся прежде чем-то волшебным. И Наташка с болезненным удивлением глядела на разряженный народ, идущий взад и вперед по камням возле домов, ворот и лавок с раскрытыми дверями...» (3,). Однако, воссоздавая вслед за Чеховым многозначную целостность внутренних состояний героя, Бунин совершенно иначе трактовал их сущность. «Для прозы и драматургии Чехова нехарактерна концентрация переживаний в каком-либо одном внутреннем событии, душевном движении... Поток внутреннего мира чеховских героев разливается широко, вяло и небурно, омывая в своем течении все оказавшиеся на пути вещи», верно пишет А.П.Чудаков6. Бунинский герой, напротив, отличается «одержимостью», он сосредоточен на одном: его внутренний мир выстраивается не просто по единому эмоциональному признаку, а по принципу нарастающего психологического напряжения. Чехов лишь обозначает переживание героя, подчеркивая его автономность, Бунин в разнородности впечатлений своего персонажа всегда обнаруживает ведущую психологическую доминанту, разрабатывает идею однонаправленности личности. Такая художественная задача требовала особых поэтических средств. Весьма показательно, что Бунин остался невосприимчив к такому чеховскому приему как «овеществление, или опредмечивание чувства», при котором «психический феномен сравнивается с явлением физического мира или прямо уподобляется ему»7. Мы не найдем у него характеристик, подобных чеховским, например, такого рода: «Ему казалось, что голова у него громадная и пустая, как амбар, и что в ней бродят новые, какие-то особенные мысли в виде длинных теней» («Учитель словесности»). Бунину оказался чужд и прием прямой или опосредованной анторопоморфизации: «Говорили тихо, вполголоса и не замечали, что лампа жмурится и скоро погаснет» («Три года» 9, 13); «И эхо тоже смеялось» («В овраге» 10,161).

3 И это тем более симптоматично, что такие приемы, усиленные влиянием модернизма, широко использовались в прозе 1910-х гг. Ярко «овеществленно» изображают своих героев многие современники Бунина: И.Касаткин («Домой»): «Как эта муть вечерняя, обложившая степь со всех сторон, тихонько заползает в грудь и ширится там тоска. Горячим свинцом дошла до сердца, тихонечко придавила его и сердце закипает, сердце ропщет...»8; АСерафимович («Город в степи»): «В огромные окна инженерова дома смотрит все та же мертво колеблющаяся, все заслоняющая непроглядная сухая муть. Елена Ивановна говорит: «Боже мой, ведь это сама тоска»9; Е.Замятин («Уездное»): «Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба...» 10. В произведениях тех же авторов встречаем частые примеры «очеловечивания» физических предметов и явлений. У Е.Замятина «медленно умирает в тоске лампа», у А.Серафимовича «песок незримо, но неустанно и неотвратимо вползал». Бунин в этом плане стоит особняком. Он идет по пути интенсификации косвенных приемов, избегая прямой, нарочитой экспрессии. И, думается, дело здесь не только в верности художника классической традиции. Чтобы передать сконцентрированность внутреннего состояния героя и одновременно показать психологическую достоверность такого состояния, писателю понадобилось иные художественные приемы. 3. Гиппиус, сравнивая в свое время «Деревню» с «Мужиками», остроумно заметила: «Бунин не Чехов: в книге нет легкости и остроты чеховских «Мужиков»... Бунин не чертит, не рисует; а долго, нудно, медленно рассказывает, показывает»11. Прием прямого «овеществления» был вытеснен косвенным «опредмечиванием». Это нашло выражение в системном использовании повторяющихся деталей и на уровне произведения в целом, и на уровне отдельных его фрагментов. Бунин не боялся и таких повторений, которые переходили из произведения в произведение, становясь символической приметой его стиля (например, образ «пыли»). Трижды встречается в великолепных картинах суходольской природы такая примета, как «мелкий, сонный лепет тополей»; нарочитым повторением слов белый, по камням, гремела художник создает впечатление интенсивности переживания героини во фрагменте, который цитировался нами ранее (С.З.). В «Последнем свидании» мотив несостоявшейся любви и неосуществленности жизни проведен «лунной» темой. С помощью этой темы моделируется общая психологическая атмосфера рассказа: «В лунный осенний вечер, сырой и холодный, Стрешнев приказал оседлать лошадь. Лунный свет полосой глубокого дыма падал в продолговатое окошко... (4, 70). В сырых лунных полях тускло белела полынь... Лес, мертвый, холодный от луны и росы... Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам... Луна стояла над пустынными лугами (4, 71). Как печально все это было при луне! (4, 72). Луна садилась» (4, 75). Очевидно, что в определенно заданной автором природной реальности обыгрывается традиционный мотив свидания при луне. И подчеркнутое повторение «лунной» темы (на двух страницах текста образ луны возникает восемь раз!) это не только выражение горькой авторской иронии и прием передачи внутреннего состояния героя, это также фактор создания сконцентрированности этого состояния. Такой же смысл угадывается и в принципиальной ориентации бунинской детали на воздействие в ряду других, в ее «смежности», «втянутости» в круг иных подробностей. Жуткое ощущение от безглавого Меркурия рождается у молодых Хрущевых, посетивших

4 Суходол, в последовательно расширяющейся сфере других ощущений и впечатлений. Это впечатление от иконы «Путеводительницы», пережившей несколько пожаров и расколовшейся в огне, от «тяжелых, железных задвижек», которые висели «на тяжелых половинках дверей», от непомерно широких, темных и скользких досок пола в зале и маленьких окон, от «зиявших раскрытых дверей... туда, где были когда-то дедушкины покои». И когда снова в повествовании возникает образ Меркурия, он обязательно ведет за собой всю эту вереницу впечатлений, насыщенных ужасом и сладостью воспоминаний о прошлом, о ранее живших здесь людях. Деталь «включает» ассоциативный механизм, выполняющий функцию «приращения» к сиюминутному состоянию героя груза его прежних переживаний. Достичь необходимой концентрации внутреннего мира персонажа и довести конфликт в его душе до крайней степени помогает Бунину широкое использование такой формы речевой организации текста, как фрагмент внутренней речи героя, непосредственно включенный в поток внешних впечатлений: «А все-таки я пьян!» думал он, чувствуя, как замирает и бьет в голову сердце... Он останавливался, пил и закрывал глаза. Ах, хорошо! Хорошо жить, но только непременно надо сделать что-нибудь удивительное! И опять широко озирал горизонты. Он смотрел на небо и вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жажды подвига. Человек он особенный, он твердо знал это, но что путного сделал он на своем веку, в чем проявил свои силы? Да ни в чем, ни в чем!» (4, 43 44). Такая форма повествования, очень динамичная, сориентированная на резкую переключаемость «голосов» и имитирующая прерывистый внутренний монолог персонажа, превосходно опредмечивает то или иное состояние, показывает его лихорадочный, предельный характер. Вообще, как верно отмечала исследовательница Б.Бунджулова, «Бунин художник наиболее «стилистический» из русских классиков. В его творчестве все основные проблемы доводятся до уровня стиля и выражаются в форме стиля»12. Вовлеченность всех элементов художественного текста в целое проявляется в оригинальном построении бунинской фразы. Смысловой отрезок, характеризующий непосредственного героя, начинается обычно союзом «и»: «Ездят по пыльному проселку, рядом. По пыльному проселку поехал и Тихон Ильич. Навстречу ему пронеслась ободранная извозчичья пролетка... а в пролетке городской охотник... И Тихон Ильич сердито стиснул зубы: в работники бы этого лодыря! Полдневное солнце палило, ветер дул горячий, безоблачное небо становилось грифельным. И все сердитее отвертывался Тихон Ильич от пыли...» (3, 23). Повторение подобным образом организованных фраз моделирует беспрерывность потока жизни и дает ощущение включенности человека в этот поток. А тенденция к концентрации повествования выражается в особом пристрастии художника к употреблению некоторых опорных в семантическом отношении слов, таких, например, как оп ять и вдруг. «Сад казался особенно редким на серебре снега, испещренном фиолетовыми тенями, аллея веселой, широкой. И опять, нахмуренный, злой, Игнат пошел по ней на деревню, к бабе шинкарке. И опять очнулся перед вечером на скате в лужок, насквозь промерзший, изумленный» (4, 13 14). Автоматизм поступков бунинского героя воплощает идею его инертного существования и одновременно свидетельствует о каком-то интенсивном внутреннем переживании, мешающем думать, оценить то или иное действие. Повторы слова вдруг дают впечатление предельности или исчерпанности конфликта.

5 О Захаре Воробьеве мы читаем: «И вдруг почувствовал такую тяжкую, такую смертельную тоску, смешанную со злобой, что даже закрыл глаза... И вдруг, размахнувшись всем туловищем, далеко отшвырнул ногой сгол вместе с зазвеневшей бутылкой... И твердо пошел на середину большой дороги. И дойдя до середины, согнул колени и тяжело, как бык, ухнул на спину, раскинув руки» (4, 46, 47). Звучит мотив трагически-бессмысленного конца, неожиданного для героя, но закономерного с точки зрения логики самого характера в его безудержной силе, страстности и ограниченности. Как мы видим, одним из принципов бунинского психологизма становится активное отталкивание от чеховской эскизности и дискретности в изображении душевной жизни и возвращение в новых условиях к «предельной» психологии Достоевского. Интерес к крайним проявлениям человеческой психики и поведения был характерен для прозы 1910-х гг. в целом, он вызывался необходимостью осмысления недавних социально-исторических потрясений. Критика того времени, уловив своеобразие литературной ситуации и новое качество формирующегося психологизма, в своих оценках резко противопоставила друг другу имена классиков. «Чехов хотел убить в нас Достоевского», считал И.Анненский, выражая точку зрения многих13. В прозе тех лет создается мир, за которым угадывается «атмосфера сгустившейся жизненной трагедии» (О.В.Сливицкая). В произведениях действуют герои гипертрофированно противоречивые (Афонька Крень у Чапыгина), нередко они наделяются патологическими страстями (Захар Короедов у Серафимовича, Шалаев у Ремизова и др.). Бунинские персонажи не являются исключением: они живут во власти болезненных страстей, порой совершают убийства и преступления. Попытка изображать будни оборачивается «цепью ужасных событий, уничтожающих само понятие: будни»14. Бунин часто изображает смерть. Сближало художников и драматическое переосмысление темы «случайного семейства». Отчужденность близких людей, их вражда, акты отцеубийства и братоубийства составили существенный материал для психологических «штудий» писателей. Рассказы «Веселый двор», «Я все молчу», повести «Деревня» и «Суходол» оригинальный вклад в освоение этой темы. Психология распадения самых органических человеческих связей обретала выражение в новом освещении темы наследования «одной из наиболее острых и трагических в литературе 1910-х годов»15. Мотив вырождения рода («Суходол» и «Город в степи» А.Серафимовича) или напрасного ожидания наследника («Деревня» и «Печаль полей» С. Сергеева - Ценского) стал структурообразующим в создании характеров. Следовательно, обнаруживая связь с закономерностями литературного развития, бунинская проза наследует «снятую» традицию «предельной» психологии. Тенденцию к «расщеплению» человеческого характера, к показу внутреннего мира героя в непримиримых контрастах, сближающую Бунина с Достоевским, исследователь В.Гейдеко, например, считает основным принципом изображения человека в художественной системе писателя16. Такая точка зрения может бьггь принята только отчасти. Многие современники Бунина реализовали идею амбивалентности героя в основном на уровне исключительных, не без патологии ситуаций и поступков, их психологизм страдал от модернистских «перехлестов». Бунин же стремился к полной детерминированности всех

6 действий персонажа. Ему было близко толстовское представление: все, что между рождением и смертью, в принципе объяснимо17. Бунинский мир произведений 1910-х гг. при всей его тенденции к объективности остается авторитарным. Рассказ действительно ведет повествователь, предельно обезличенный, лишенный индивидуальности. Однако он не занимает по отношению к героям нейтральной позиции и не уравнен с ними. За ним всегда угадывается автор, потенциально наделенный пониманием процессов внутренней жизни персонажей. Бунинский герой оказывается в принципе последовательно объяснимым. Сближаясь с Толстым в плане отношения к персонажу, художник не мог принять толстовский метод «объяснения» психологии, разлагающий психическую деятельность до элементарных составляющих. Бунин, как уже отмечалось, передает диалектику внутренней жизни через последовательно сменяющийся ряд объемных психологических состояний. И хотя каждый этап движения внутренней жизни соотносится с импульсом, идущим извне, «окружен» конкретной ситуацией и возникает как бы «изнутри» неподготовленно, он тем не менее всегда тяготеет быть объясненным какими-то более глубокими, не сиюминутными, не внешними причинами. И о них автор знает заранее. Функцию объяснения могут выполнять у Бунина используемые им элементы статической характеристики персонажа, нередко довольно пространные. Эти авторские пояснения содержат психологическую оценку и при этом лишены какой бы то ни было гипотетичности: «Кузнец был горький пьяница и тоже полагал, что умней его во всем селе нет, что и пьет-то он по причине своего ума» (3, 303); «Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах» (4, 7 8). Приобщить к пониманию психологии героя может и его прошлое, которое вводится в повествование разными способами: в форме авторской предыстории («Деревня», «Ермил», «Веселый двор»), воспоминаний героев («Суходол») или его «присутствия» в репликах персонажей («Последнее свидание»). Возвращение в прошлое героя важно для художника как возможность дать конкретную, социально-историческую мотивировку его психологического облика. Но это и момент реализации авторской мысли о неисчерпаемости человеческой личности ее актуальным содержанием, стремление проследить в характере «связь времен». Поэтому в художественном исследовании человека органично слиты конкретно-исторический план и глубинно-универсальный, позволяющий увидеть в сознании «остатки» вековой истории. Вековое прошлое может, по мнению художника, сообщить герою черты «первобытности», «первичности», а его существованию неподвижность, инертность. Нередко об этом говорится прямо, заостренно: «Против караулки... стояла полная, ясная, но не яркая луна... И глядела она прямо в окошечко, возле которого лежал не то мертвый, не то живой первобытный человек» (3, 292). «Все эти люди, двигая бровями над своими темными очами, наитием, инстинктом, острым, точным, как у каких-нибудь первичных особей, мгновенно чуют, угадывают приближение дающей руки...» (4, 230). В других случаях, как, например, в рассказе «Пыль», такое отношение к прошлому реализуется опосредованно, обычно через сравнение с Востоком18. Однако прошлое в бунинском «объяснении» человека обладало и совершенно иным качеством. Оно являлось средоточием былого величия и высоких национальных традиций. Такой подход к художественному осмыслению национальной истории и ее влияния на личность

7 мы находим в рассказах «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Хороших кровей», отчасти в «Худой траве» и «Всходах новых». Двойственное, сложное отношение к прошлому писатель выразил в дневниках. В гг. читаем такие записи: «Как дьявольски густы у некоторых мужиков бороды что-то зоологическое, древних времен»19; «У одной избы стоял мужик огромный, с очень обвислыми плечами, с длинной шеей, в каком-то высоком шлыке. Точно пятнадцатое столетие. Глушь, тишина, земля»20 (Сравните в «Суходоле»: «И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем...»). В то же время он записывает, что «на Прилепах один крестьянин казался ему великим удельным князем умным, с чудесной доброй улыбкой. Вот кем Русь-то строилась»21. Поэтому вряд ли можно согласиться с исследователями, которые трактуют тему «древней Руси» в концепции художника сугубо в негативном ключе, рассматривая ее как проявление фатального пессимизма Бунина22. Объясняющая направленность бунинского психологизма заключала в себе тенденцию к обобщению, стремление перекинуть мост от конкретно-личного к типологическому. Художническое видение писателя направлено на индивидуальное, но всегда с ориентацией на ту идеальную модель, которая вбирала наиболее выразительное, типическое и извергла лишнее и случайное23. Отсюда структурная «выстроенность» бунинских персонажей. Стремление подвести героя к определенному типу психологии и поведения реализуется уже на уровне первоначального обнаружения образа в портрете. Погружая портрет в подробности текущей жизни персонажа, Бунин придает особое значение портретной детали. Традиционно этот элемент психологического анализа выступал средством индивидуализации героя. Бунин сознательно идет на узнаваемость портретной детали, создает из нее общую примету. «Густоволос, морщинист, коротконог» Ермил; отец мужа Евгений («При дороге») «коротконогий мужик в черной бороде»; «коротконогим вором» назван Никанор в этом же рассказе; «коротконогого веселого Сашку» мы видим в «Последнем дне»; Дениска в «Деревне» «ростом... не вышел, ноги его, сравнительно с туловищем, были очень коротки»; «ладного, коротконогого, чем-то довольного солдата» встречает Хрущов из рассказа «Пыль». Через дисгармонию внешнего автор высвечивает ущербность внутреннего, а также «метит» общей печатью родственные характеры, показывает их широкое бьггование. В числе таких примет сумрачность многих бунинских персонажей. «Курчав и сед, крупен и сумрачен» старик Авдей Забота («Забота»); Никанор («Сказка») «мужик еще молодой, но сумрачный». В этом же ряду Петр («Последний день»), «усвоивший себе манеру шутить сумрачно»; Иван («Ночной разговор»), «очень глупый, но считавший себя изумительно умным», который «все суживал свои сумрачно-иронические глазки»; Евгения («При дороге»), глаза которой «играли сумрачным весельем». Сумрачность является знаком ограниченности, духовной неразвитости героя. Устойчивые элементы портретных характеристик, воспринятые в контексте целого ряда произведений, становятся носителями закрепленной авторской оценки. Такой прием наряду с использованием «принципа дополнительности» (Н.Гей) в создании образов, с символизацией и осложнением функции пейзажа говорит о типизирующем свойстве бунинского психологизма. Вместе с тем Бунин это художник, д ля которого характерен синтеизм, универсализм

8 философского и художественного миропонимания. Ему близки мысли Толстого о человеческом «я» как носителе и воплощении общего бытия, универсальных законов жизни. Человек для него не равен, как, например, для Чехова, индивидуальной судьбе, он интересен «как частица мира, несущая в себе наследие веков, подчиняющаяся всеединым законам»24. Эти идеи влияли и на принципы изображения человека в прозе интересующего нас периода. Так, рассказ о русском захолустье и его представителях под пером художника обретает бьггийный размах благодаря тому, что существование каждого из героев и мир провинции в целом соотнесены с глубинным мотивом смысла и ценности человеческой жизни, обретшим в произведении удивительно емкий образ «чаши жизни». Стремление к концентрации смысла, к символизации образа русского захолустья ощутимо в этот период у М.Горького («Окуров»), у Е.Замятина («Уездное»). Однако сам характер символизации в каждом из произведений свой, особенный. У Замятина обобщающим адекватом художественного содержания явился акцентно-доминирующий образ «уездного», в котором соединилось прежде всего историческое и культурологическое прочтение темы провинциальной жизни, у Горького подобную функцию выполнял образ «безысходной скуки», «скучной непроходимой пустыни», дающий психологическое «приращение» к трактовке темы. При этом художественный мир и того и другого автора выстраивался мотивом отъединения героя от общей жизни, его обособленности от большого мира, «уездности». У Бунина мы, напротив, находим подход, соединяющий «захолустного» человека с общим законом жизни. Такое сущностное, «всечеловеческое» измерение персонажей питает все произведения писателя, создавая многослойносгь характеров и реализуясь в разных психологических мотивах. Мотив призрачности, неподлинности существования объединяет целый ряд произведений о деятелях материального порядка. В «Деревне» он выражается прямо, зримо, в размышлениях и переживаниях персонажа и получает символическое обобщение в оценке героем собственной жизни («платок, изношенный наизнанку»). Чаще характер таких героев, стихийный строй их мыслей и чувств исключал возможность прямого обращения к столь серьезным проблемам. Поэтому такой мотив обычно растворен в общей художественной ткани, выражается косвенно через сложно организованную систему авторских оценок («Хорошая жизнь», «Забота») или через удачно найденный повествователем обобщающий образ («Князь во князьях»). В произведениях, рассказывающих о русских саморазрушителях («Веселый двор», «Иоанн Рыдалец», «Суходол», «Я все молчу») главным становится мотив неоцененности человеческой жизни вопрос, который содержался в первоначальном тексте «Веселого двора» «имеет ли человек право распоряжаться собою, как ему угодно?». Факт стихийного самоубийства Егора исследуется художником как проявление противоречий национального бытия и как обнаружение трагизма искажения человеческой природы. Под углом искаженное законов жизни трактуется болезненно-изломанный Шаша, упорно уничтожающий естественное для человека равновесие с миром. Ермил и Игнат выступают как индивидуальные воплощения победивших в человеке темных сил, делающих его способным на преступление. Воспринимая человека как «частицу мира», сам факт личной оценочное этого героем, проявляющийся в способное или неспособное ощущать свое единство с миром, художник использует как критерий его человечное. Для Бунина чрезвычайно ценна способность

9 личности растворяться в мире, воспринимать себя частицей целого. В одном из наиболее «бытийных» рассказов исследуется важнейшее, по мнению художника, человеческое качество почувствовать себя в мире «худой травой», а потому спокойно принять мысль о своем скором конце. Эта черта сопряжения, возможности включать себя в некий целостный миропорядок восходит, по Бунину, к добрым традициям национальной культуры. Нужно отметить, что интерес к «бытийным» вопросам характерен в этот период для многих. Однако стремление Бунина к психологической и художественной достоверности помогло ему избежать откровенно модернистского звучания, отличающего трактовку таинственных сил бытия в судьбах героев, например, у С.Сергеева-Ценского («Печаль полей», «Движения») или у А.Серафимовича («Пески», «Город в степи»). Психологизм Бунина имеет синтетическую природу. Принципы изображения человека, открытые предшествующей русской прозой, органично восприняты и преобразованы художником в новое качество. Бунинский синтеизм отвечал усложнившемуся представлению о личности и ее отношениях с миром. ПРИМЕЧАНИЯ Чуковский К. Ранний Бунин//Вопр. лит С.92. См.: Келдыш В А. Русский реализм начала XX века. М., С.114, 122, 129; Долгополое А. На рубеже веков. Л., С.295; К рутикова AM. «Чаша жизни» И.Бунина и споры о смысле человеческого бытия в начале XX века//от Грибоедова до Горького: Из истории русской литературы. Л., С; Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И А. Бунина//Русская литература С.47 59; Аинков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., С Исключения представляют переизданные в последнее время исследования, содержащие важные наблюдения о психологизме Бунина: Ильин И. О тьме и просветлении. М.: Скифы, 1991; М альцев Ю. И.Бунин. М., 1983; а также: Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности»//русская литература С См. об атом: Усманов А Д. Художественные искания в русской литературе конца XIX начала XX веков: Автореф. дис.... доктора филол. наук. Л., 1977; Гинзбург А. О литературном герое. Л, 1979; К рутикова AM. Реалистическая проза 1910-х годов (Рассказ и повесть)//судьбы русского реализма начала века. Л., С; Пращерук НМ. Художественная концепция национального в прозе ИА.Бунина годов: Дисс.... канд. филол. наук. Свердловск, С Бунин И А. Собр. соч.: В 9 т. М., Т.З. С.49. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Т.10. С.159. М., В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 6 Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., С.255. Чудаков А. Указ. соч. С.251. К асатки н И. Лесная быль. М., С.132. Серафимович A.C. Собр. соч.: В 4т. М., Т.1. С.244. "" Заветы С.99. Крайний А. Литературный дневник//русская мысль Огд.З. С.15.

10 Бумджулова Б.Е. Стилевые особенности прозы И.А.Бунина: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., С.5. Анненский И. Книги отражений. М., С.ЗО. П олоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т.З. М., С М уратова К.Д. Роман 1910-х годов. Семейные хроники//судьбы русского реализма начала XX века. С.127. " Гейдеко В. Чехов и Бунин. М., С.121. См.: Днепров В 1Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого. Л., См. подробнее об изображении Буниным «чувственно-инстинктивных, духовных недр человеческого существа» в кн.: Ильин И. О тьме и просветлении. М., Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., Т.6. С.334. Там же. С.341. Там же. С ф См.: Кучеровский Н.М. Эстетическая концепция жизни в киммерийских рассказах И.А.Бунина//Русская литература X X века. Калуга, Сб.З. С и др. Гинзбург А. О психологической прозе. Л., С.298. К рути кова A.B. В мире художественных исканий Бунина//Литературное наследство. Т.84. Кн.2. М., С.116. SUM MARY PSYCHOLOGICAL REALISM OF L.A.BUNIN S PROSE OF The article offers an original approach to the subject of «Bunin as a psychologist» and reveals a synthetic nature of Bunin s psychological realism. N. V. Prastcheruk


Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова >>> Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Какие традиции русской классики ощутимы в прозе булгакова Булгакову удалось соотнести

Рабочая программа по музыке для 2 класса Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» К концу обучения во 2 классе учащиеся способны: - проявлять устойчивый интерес к музыке; - проявлять готовность

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ТЕМА: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР». ЛАХОДАНОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ 12 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

Поликарпова Е.М. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРОЦЕСС СОТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ И ЧИТАТЕЛЯ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова В статье анализируется методика организации

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». «Верность и измена» В рамках

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о. 934566534156 Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

1 Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма. М., 1967. С.11. См. также с. 25. 2 Белинский В. Г. Полн.собр.соч. В 13 т. М., 1956. Т. 10. С. 82-83. Последующие ссылки на это издание приводятся в тексте с

1.Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Введение 1. Актуальность темы. В творчестве А.П. Чехова можно выделить относительно небольшую, но, тем не менее, важную группу произведений, связанных темой безумия. Чехов как врач и писатель наблюдает

Глава 1 Опыт чего мы передаем детям? Часть первая. Зеркало с рентгеном Тома педагогической литературы посвящены тому, что надо делать с детьми, дабы они выросли приличными и счастливыми людьми! Боже Мой,

Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах

Связь времен в рассказе А.П. Чехова «Студент» [Готовимся к итоговому сочинению 2015-2016] Дорогие ребята! Для кого-то из вас наступает последний школьный год, и мы поздравляем вас с его началом. Мы готовы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 26 «Кораблик» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Анализ стихотворения христос тургенев >>> Анализ стихотворения христос тургенев Анализ стихотворения христос тургенев И фиванцы сделали его своим царем. Мертвые скалы и камни, резкий холод, черные клубы

1. Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук Пахтусовой Варвары Николаевны на тему: «Жанровые традиции русской литературы XIX XX веков в творчестве

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

1 дискуссия и полемика; круглый стол; творческий практикум; ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы. Виды организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.долинск Сахалинской области «Роль книги в формировании духовно нравственного воспитания дошкольников» Выполнил: воспитатель

«СОГЛАСОВАНО» Председатель Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» Курбатова Н.В. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 2012-2013 учебный год 11 класс Задание

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Роль классической музыки в жизни ребенка Любителями и знатоками не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать... Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет

Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе,

БИП ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Т.Е.ЧЕРЧЕС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие МИНСК «БИП-С Плюс» 2010 1 УДК ББК Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой психологии

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Роль читательского дневника в развитии читательской активности Учитель начальных классов Елсуфьева Е.В. «Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала

УДК 811.111 ББК Ш143.21-7 ТЕКСТОВАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ Е.М. Истомина В статье рассматривается авторская модальность как текстообразующая категория, обосновывается разграничение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области» Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ и КИНЕМАТОГРАФИИ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ЛЕНИНГРАД 1981 В. М. ДИАНОВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КЛАСС - 7 Учитель: Шишкова А.В. Количество часов на год: 34 ч 2018год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы Рабочая программа по изобразительному

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Подготовила старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. Хову Аксы 2017 г Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь

ОТЗЫВ научного консультанта о диссертации Натальи Евгеньевны Мариевской на тему «Художественное время кинематографического произведения», представленной на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 46» г. Брянска. Рассмотрена на заседании МО протокол от 2018г. Принята На заседании педагогического совета протокол

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Ф. И. ИВАЩЕНКО ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов МИНСК «ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА» 1979 ЧУВСТВА 98 Рассказы вая

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (Т.. Часть. Гл.) и выполните задания. Как ни тесна

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Поэтический мир слова Голубева Е.Е. учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 1498 г. Москвы Поэтический мир слова одна из важней категорий лингвистической поэтики. Слово во всех его связях и словесный

Сказочное и реальное в знаменитой картине Несмотря на то что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией.

МБДОУ «Детский сад 42» Г.Сыктывкар Составитель Кукольщикова О.А. Мастер - класс для родителей "Учим детей пересказывать" Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета изобразительное искусство в 7 классе. Личностные результаты освоения изобразительного

ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ Великий художник слова патриот России к 195-летию со дня рождения И С Тургенева «Тургенев это музыка, это хорошее слово русской литературы, это очарованное имя, которое что-то нежное и

Рабочая программа по литературе 5-9 класс АННОТАЦИЯ Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования

Аннотация к рабочей программе по музыке для 1-4 классов Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт

Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным

«Как определить и сформулировать проблему текста?» Цели и задачи: Цель: Научить формулировать проблему текста; разобрать задания ЕГЭ, связанные с анализом текста. Задачи: обучающие привить навыки формулировки

118 КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ СЕСИЛИИ АХЕРН «P.S. Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ» Трофимчик А.А. Белорусский государственный университет «Слово «личность» (от лат.persona) первоначально обозначало маску, которую надевал

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 8-9 классы Задание 1 1.

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 6 Л-11

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Сообщение целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Экскурсия от имени героя

«Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...»

  • По какой Москве, древней или современной героям, мы путешествовали?
  • Экскурсия от имени героини
  • Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
  • Как можно назвать экскурсию от имени героини? «Древняя святая Москва»
  1. Выяление психологизма и особенностей «внешней изобразительности» бунинской прозы
  1. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини - свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

  1. Интерпретация темы любви в романе.
  1. Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
  2. По какому же принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
  3. А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие» . В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее» . Это тоже импрессионистское описание.
  4. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение . Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
  5. А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя ).
  6. Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман ).
  7. Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
  8. «И опять весь вечер мы говорили больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).
  9. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность) .
  10. «И вот одна из идущих посередине тихо вышел из ворот » (Любовь – тоска, ностальгия) .
  11. Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
  12. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
  13. Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.


Цели: познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста. развивать навыки анализа прозаического текста.


Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. 3. Какой представляется личность лирического героя? 3. Какой представляется личность лирического героя? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.


Лексические модели: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа. грустный лиризм рассказа.


5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.


ПЛАН РАССКАЗА 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.


«Господин из Сан-Франциско» – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Каков человек в изображении Бунина? – Каков человек в изображении Бунина? - Что является кульминацией рассказа? - Что является кульминацией рассказа? – Как звучит тема любви в произведении? – Как звучит тема любви в произведении? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?



Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.


Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Стояла темных лип аллея. Н. Огарев Н. Огарев


Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.


Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова


«Чистый понедельник» – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Объясните название рассказа. – Объясните название рассказа. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе.


Нобелевская премия «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».


План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...» I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. II. Многогранность чувства любви у Бунина. II. Многогранность чувства любви у Бунина. 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).


Домашнее задание Написать сочинение на выбранную тему. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско». 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско».