Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Промышленность японии. Географическое положение японии

Экономика Японии на сегодняшний день является самой развитой экономикой в мире. По объему промышленного производства и по размеру ВВП данное государство занимает третье место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР. В Японии очень развитые высокие технологии (робототехника и электроника), автомобиле- и судостроение.

Немного истории: этапы развития японской экономики

После Второй мировой войны правительством государства были выполнены структурные преобразования в организации в различных сферах экономики. Специалисты отмечают, что сотрудничество именно правительства с промышленниками, применение высоких технологий, трудовая этика, низкие расходы на оборону существенно помогли Японии стать промышленно развитой страной.

Основные этапы развития японской экономики:

Первый период - 1940-1960 гг. - характеризуется пересмотром политики государства в отношении науки и техники, а также в организации подготовки высококвалифицированных работников.

Второй период 1970-1980 гг. - время чрезвычайно высокого роста экономики. Отмечаются в этот период существенные изменения в структуре национального дохода. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, а также строительство составляют существенный процент национального дохода. При этом доля национального дохода от сельского хозяйства и рыболовства заметно снизилась с 23 % до 2 %.

Третий период 1990 - 2000 гг. - время превращения Японии в лидирующую страну мира по экономическим показателям.

Особенности развития японской промышленности

Особого внимания уделяется развитию науки и образования. Государственная программа НИОКР (развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) способствует разработке собственных техничных достижений и полного отказа от импорта. На территории страны были созданы специальные научные центры, которые стали заниматься разработками в области физики твердого тела, космических роботов, атомной энергетики, новейших конструкционных материалов, физики плазмы и другими вопросами.

В Японии выделяют три особо больших промышленных районы:

  • Тюке или Нагойский промышленный район;
  • Кей-Хин или Токийско-Йокагамский промышленный район;
  • Хан-Син или Осако-Кобский промышленный район.

Кроме того, на территории Японии промышленность хорошо развивается и в таких районах, как:

  • Северное Кюсю;
  • Канто;
  • Токай или Восточный морской промышленный район;
  • Касима;
  • Токийско-Тибский промышленный район.

Основные отрасли промышленности Японии

Автомобилестроение

Одной из главных статей экспорта страны является именно автомобильная продукция. Существует три крупные районы на территории Японии, которые занимаются производством автомобилей. Они находятся в префектурах Айти, Сидзуока и Канагава. Ведущими автомобильными компаниями в мире считаются следующие «Мазда» (завод в г. Хиросима), «Тойота» и «Ниссан» (завод в г. Йокогама), «Хонда» (завод в столице Токио), «Мицубиси» и «Судзуки» (завод в г. Хамамацу).

Данная отрасль начала стремительно развиваться с 1970-х гг. Япония большими объемами экспортировала автомобильную продукцию в США. Но после конфликта в 1974 году между обеими странами, Япония вела ограничения на вывоз автомобилей из страны. Поэтому предприниматели этого государства начали переносить свое производство на территорию США. В 1989 году специалисты отмечают наибольший пик в производстве автомобильной продукции. За этой год было выпущено около 13 млн. автомобилей. Из этого количества 6 млн. Япония экспортировала за рубеж.


Судостроение

На территории Японии расположены три крупных судостроительных районы:

  • Тихоокеанское побережье;
  • Северные берега острова Кюсю;
  • Побережьем Внутреннего японского моря.

Ведущими мировыми компаниями, которые занимаются судостроением, являются «Юниверсал» (Кавасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Мицубисси» (Нагасаки), «Сасэбо» (Сасэбо).

Благодаря совершенствованию техники, вышеуказанное государство после Второй мировой войны являлось абсолютным лидером в данной отрасли промышленности. В начале 1970 года страна выпускала корабли, грузоподъемность которых составляла больше, чем 16 тыс. тонн.

Но уже в следующие годы. Япония стала конкурировать с КНР. Данная борьба на рынке судостроение ведется между этими странами по сегодняшний день.

Электротехника

Ведущими мировыми компаниями, которые осуществляют производство любого рода электротехники являются следующие:

  • Кенвуд Корпорейшн;
  • Кенон;
  • Коника;
  • Сони;
  • Тошиба;
  • Супра;
  • Никон;
  • Панасоник;
  • Олимпус;
  • Роланд;
  • Пионер;
  • Шарп;
  • Сега.
Развитие сельского хозяйства Японии

13 % территории вышеуказанного государства занимают угодья. Рисовые поля составляют более половины из них. Поскольку угодья преимущественно малые, то очень часто они обрабатываются без применения специализированной большой техники. Иногда угодья расположены возле террас и на склонах гор, поскольку в Японии не хватает равнинной земли.

С конца 20 века в государстве наблюдается тенденция к сокращению заливных полей. Это объясняется двумя причинами:

  • быстрая урбанизация страны;
  • переход японцев к западному образу жизни (увеличения употребления в пищу пшеницы, молока и мяса, а уменьшение - риса).

Все население государства, которое занимается сельским хозяйством, согласно законодательству называется фермерами. Последние делятся на тех, кто выращивает продукцию для своих нужд, и тех, кто выращивает продукцию на продажу. Соответственно существуют простые фермеры и фермеры-торговцы. Последние должны обладать пахотными землями площадью от 30 акров.

Фермеры-торговцы делятся также на три основных группы:

  • профессионалы (то есть те, которые занимаются сельскохозяйственной работой от 60 дней в год, их возраст должен быть не менее 65 лет)4
  • полупрофессионалы (те же требования);
  • любители (лица, старше 65 лет).
Основные отрасли сельского хозяйства Японии

Рисоводство

Около половины всей пашни государства отведено под вышеуказанную культуру. Своего апогея японское рисоводство достигло после 1960 года. Японское экономическое чуду способствовало тому, что доходы населения существенно выросли. Это привело к увеличению спроса на рис.

С 1970 года фермеры начали приступать к свертыванию посевных площадей из-за чрезмерных излишков риса. Была введена система севооборота на заливных полях. Но уже в 1997 году на территории Японии возник неожиданный дефицит риса из-за сокращений угодий.

Специалисты отмечают, что уже в начале XIX века около 23 % от валовой продукции сельского хозяйства государства составляли доходы от выращивания риса.

Рыболовство

Данная отрасль сельского хозяйства является традиционной для Японии. Специалисты подсчитали, что в среднем один японец в течение года употребляет около 168 кг рыбы.

Северная и южная часть Западного Тихого океана является основным районом, где процветает рыболовство. Основу вылова составляют следующие рыбы: семейства тунцы (8 %), скумбриевых (14 %), сайры (5 %), лососевых (5 %), ставрида (4 %).

Следует отметить, что Япония является самым большим импортером рыбы и морепродуктовм в мире (занимает около 20 % всего мирового импорта). Дело в том, что японские рыбалки обладают правом заниматься рыболовством исключительно только территориальных водах страны (в радиусе 370 км в Тихом океане).

Ресурсы и энергетика Японии

Основным энергетическим ресурсом вышеуказанного государства является нефть. Доля «черного золота» в энергобалансе страны составляет около 50 %.

Основные нефтепродукты, которые производятся на японских НПЗ:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • лигроин;
  • мазут.

Но все-таки стране приходится импортировать 97 % этого ресурса из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар. Однако правительство Японии пытается использовать альтернативные источники энергии, например, биоэтанол.

Следует отметить, что государство полностью обеспечивает свои потребности в минералах и строительных материалах. Также на территории Японии находятся незначительные залежи золота. Оно принадлежит к наивысшему в мире качеству и добывается в префектуре Кагосима в близи от города Иса (шахта Хисикари).

Особенностью японской экономики является то, что в стране практически нет энергетических ресурсов. В 1979 году после нефтяных кризисов правительство Японии взяло курс на развитие собственной ядерной энергетики. Часть предприятий было переведено ан природный газ.

Последний поставляется на территорию вышеуказанного государства в сжиженной форме из таких стран, как Индонезия и Малайзия. Специалисты отмечают, что Япония является шестой страной в мире по совокупному употреблению данного природного ресурса. 96 % его страна должна завозить извне.

Также государство бедное на металлы. 100 % всей меди, алюминия, железной руды импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками согласно данным 2004 года железной руды в Японию были Индия (8 %), Австралия (62 %) и Бразилия (21 %), алюминия - Индонезия (37 %) и Австралия (45 %), меди - Чили (21 %), Австралия (10 %), Индонезия (21 %).

Особенности японской торговли

Главной отличительной характеристикой торговых отношений вышеуказанной страны является то, что страна полностью закупает сырье и экспортирует уже промышленные товары. Данная торговля относится к типу торговли добавленной стоимости.

До Второй мировой войны, государство ввозило сырье для своей текстильной промышленности, а вывозило текстильную продукцию. После Второй мировой войны Япония полностью переориентировала свою экономику. Из-за границы она ввозит в основном топливо, а экспортирует - продукцию машиностроения, высокоточное оборудование, автомобили, электронику.

Специалисты отмечают, что, начиная с 1980 года, государство обладает исключительно положительным сальдо торгового баланса: импорт существенно уступает экспорту страны.

Главные товары импорта Японии:

  • нефть;
  • сжиженный газ;
  • простые микросхемы;
  • текстильные товары;
  • рыба и морепродукты;
  • компьютеры.

Главные товары экспорта Японии:

  • сложные микросхемы;
  • автомобили;
  • продукция химической промышленности;
  • сталь;
  • товары машиностроительной промышленности.

Основными торговыми партнерами вышеуказанного государства являются США, Китай, Саудовская Аравия, республика Корея, Австралия.

Специалисты отмечают, что согласно данным 2010 года внешний оборот страны составил около 1,401 триллиона американских долларов.

В основном импорт и экспорт товаров осуществляются через порты Японии. Самыми крупными торговыми портами этого государства являются:

  • Аэропорт Кансай;
  • Порт Кобе;
  • Аэропорт Нарита;
  • Нагойский порт;
  • Йокогамский порт;
  • Токийский порт.

Японская экономическая модель: описание

Чтобы понять азы модели развития экономики вышеуказанной страны, следует обратить внимание на следующие важные факторы:

  • роль государства в экономических отношениях;
  • организация частного предпринимательства;
  • трудовые отношения.
Особенности структуры частного предпринимательства

Социальная структура Японии характеризуется дуализмом современной промышленности. Мелкие и средние предприятия занимают основное место в обрабатывающий промышленности. При этом часть мелких фирм не наблюдает выраженной тенденции к сокращению. Именно на фоне массы мелких предприятий быстро развивались существенные концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности. Это как раз и привело к образованию гигантских объединений.

Особенности экономического строя Японии:

  • вертикальная интеграция фирм и их группировка (крупные компании объединяются с мелкими и средними фирмами);
  • наличие трехслойной структуры - рынок - группа предприятий (кэйрэцу) - собственно предприятие (законодательство запрещало поглощать мелкие предприятия. В основном последние подчиняются крупным компаниям. Это ограничивает процесс централизации капитала и предусматривает единодушное согласие директоров подчиняемых предприятий).

Самыми крупными кэйрэцу (финансовыми группами) Японии считаются следующие:

  • Мицубиси;
  • Мицуи;
  • Сумитомо;
  • Санва;
  • Данити Канге.

Они в основном управляются универсальными торговыми и промышленными компаниями, крупными банковскими учреждениями.

Группировки финансового капитала обладают правом взаимного владения ценными бумагами компаний-участниц (но только небольшим пакетом). Например, компании по страхованию жизни могут владеть не более 10 % ценных бумаг других фирм, а финансовые учреждения - не более 5 %. Компании не могут владеть собственными акциями. Результатом этого является переход контроля над компаниями от физических к юридическим лицам.

Трудовые отношения

Чтобы достигнуть высоких показателей роста экономики, важно создать уникальную систему управления персоналом. Японцы весьма успешно сделали это!

Менедждмент государства восходящего Солнца основывается на отождествления работника с целой корпорацией. В Японии совершенно не принято часто менять работу. Японские работники являются чрезвычайно преданными своему начальству и той организации, где они трудятся.

В стране восходящего Солнца приветствуется система так называемого «пожизненного найма сотрудника». Последний всю свою трудовую жизнь остается верным только одной организации. При действии такой системы со временем для работника трудовой коллектив становится второй семьей, а работа - домом. Сотрудник перестает разграничивать свои собственные цели и цели самой корпорации.

Следует отметить, что для Японии характерный довольно-таки длительный рабочий день - около 58 часов в неделю. Система оплаты труда:

  • базисная;
  • сверхурочная;
  • премиальная.

Женская рабочая сила занимает особое положение в трудовых отношениях. В основном представительницы слабого пола используются как почасовики и поденщики. Зарплата женщины в несколько раз ниже, чем у мужчины. Интересно, что женщины-поденщики проходят в государственной статистике как обычные домохозяйки. Поэтому они следовательно не могут потерять свою работу - то есть их не включают в число безработных. Из-за этого в государстве отмечается такой низкий уровень безработицы.

Роль государства

В решении общих проблем в стране восходящего Солнца отмечается единство государственного аппарата и крупных компаний. В стране очень активно используется система планирования:

  • общегосударственного;
  • целевого;
  • регионально;
  • внутрифирменного;
  • отраслевого.

Общегосударственные планы в основном направлены на регулирование работы частных фирм и компаний. Их основные задачи главным образом воплощаются в содержании внутрифирменных планов, которые отличаются директивным характером.

Существует пять основных групп общегосударственных планов:

  • план экономического и социального развития;
  • отраслевые планы;
  • план развития и использования земель;
  • региональное планирование;
  • целевые общегосударственные программы.

Роль высших должностных лиц является чрезвычайно высокой. Их указания обязательны для осуществления фирмами.

Сельское хозяйство также развивается в условиях государственного регулирования и достаточно широкой поддержки. Арендные отношения и наемный труд не получили здесь распространения. Всего-то 7 % хозяйств имеют более 2 га земли. Около 70 % хозяйств успешно работают вне отрасли. Они занимаются сферой услуг и работают в промышленности. Государство им разрешило трудиться в хозяйстве только в выходные дни.

Следует отметить, что страна является монопольным покупателем всей сельскохозяйственной продукции. Владельцы последней продают ее по ценам, высше мировых.

Японскую экономическую модель называют весьма специфической. Ведь она отлично сочетает не только экономические и политические методы, но и способы психологические. Вышеуказанную модель некоторые специалисты называют философией ведения экономики. О состоятельности и абсолютной конкурентоспособности такого метода функционирования экономики говорят экономические потрясающие достижения страны восходящего Солнца.

Экономика Японии сегодня

В конце XX века в государстве стремительно росли иновалютные резервы. Японским правительством была введена специальная система мер по либерализации вывоза капиталов страны за границу. Сегодня она является самым мощным международным кредитором и банковским центром. Ее доля в международных займах существенно выросла (с 5 % в 1980 году до 25 % в 1990 году). Главной формой внешнеэкономической деятельности является как раз экспорт капитала.

Специалисты отмечают, что больше всего японских капиталов успешно работают в США, Западной Европе, странах Азии, Латинской Америке.

Во втором полугодии 2008 года экономика страны восходящего Солнца вошла в рецессию. Объем продаж, например, автомобилей в ноябре этого года упал больше, чем на 27 %.

В стране наблюдается самый низкий уровень безработицы в мире. Согласно данным 2011 года, его показатель составил около 4-х %.

Инфляция в 2010 году отсутствовала. Согласно данным на 2011 год, уровень инфляции повысился до показателя 2 %.

Начиная с 2014 года, отмечают специалисты, экономика Японии успешно вышла из рецессии. Рост ВВП, согласно данным правительства, в годовом исчислении дает 2,2 %.

Если немного подытожить, то, можно сказать, что японская экономика в основном ориентируется на экспорт товаров. В последнее время страна восходящего Солнца является основным поставщиком высокоточной техники, электроники и автомобилей на мирровый рынок. Продукция вышеуказанных отраслей экономики отличается чрезвычайно высоким качеством, очень быстрой сменой моделей и постоянным усовершенствованием. Это делает ее достаточно популярной и востребованной среди потребителей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

Являясь островным государством (территория его немногим больше Архангельской области), страна не располагает значимыми запасами полезных ископаемых. Руда, уголь, газ и нефть завозятся из-за рубежа. Государство очень заинтересованно в строительстве газопровода из Сахалина и поставках российского газа.

Территория Японии - мощная зона субдукции (сильнейшие землетрясения). Здесь у Японского тектонического желоба сталкиваются три литосферные плиты: Тихоокеанская, Филиппинская и Евразийская. Это вызывает высокую сейсмическую активность на Японских и Курильских островах, что также не способствует развитию экономики.

Однако страна восходящего солнца занимает лидирующее положение среди развитых экономик мира по производству стали, автомобилей, электронике и судостроению. Развито рыболовство и производство морепродуктов. На высокотехнологичной основе вырабатывается биотопливо из рисовой соломы. Валовый внутренний продукт приближается к 4,5 трлн долларов (в расчете на душу населения - около 30 тыс. долл.). Японская иена включена в число пяти резервных валют МВФ. Экономика страны находится в авангарде 6-го технологического уклада. Модернизацию своей экономики здесь осуществляли в (1960-1970 годы).

Япония имеет одну из самых высоких в мире плотность населения. Почти все оно сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек. Сформировавшиеся вокруг крупнейших городов – Токио, Осака, Ногоя - агломерации образуют огромный мегаполис Токайдо со средней плотностью населения 800-1000 чел/км 2 .

Рыболовный флот составляет 15% от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55% продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты. Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

В конце XX века в Японии стремительно росли инвалютные резервы. Правительством была введена система мер по либерализации вывоза японских капиталов за границу. Сейчас она является самым мощным банковским центром и международным кредитором. Ее доля в международных займах выросла с 5% в 1980 году и до 20,6% в 1990 году. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности. Больше всего японских капиталов работает в США (42,2%), в странах Азии (24,2%), Западной Европы (15,3%), Латинской Америки (9,3%).

По состоянию на 2007 год Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,1%. Ведущие компании – это Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi. Кроме того, в стране располагается несколько крупнейших банков, а также Токийская фондовая биржа, которая занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2012 году 326 японских компаний входили в Forbes 3000, что составляет 16,3% списка.

В последнее время улучшаются отношения Японии с Россией. В конце февраля текущего года внушительная делегация бизнесменов России во главе с министром промышленности и торговли Д. Мантуровым прибыла в Токио на совместный форум. На мероприятии были представлены 300 отечественных компаний и 70 японских. В связи с ослаблением рубля, отодвинув в сторону «излишнюю осторожность», присущую предпринимателям Страны восходящего солнца, они живо заинтересовались приобретением подешевевших российских активов.

Причем интерес вызывают не только газ, нефть и металлы, но и продукция с добавленной стоимостью. К уже действующим в РФ предприятиям с японским капиталом бизнесмены готовы построить новые в отраслях электроники, формацевтики, мусоропереработки и станкостроении. Передовые промышленные технологии этой высокоразвитой страны, безусловно, помогут прогрессу нашей экономики.

Модернизацию всей экономики здесь осуществляли в 1960-1970 годы. Организатором японского чуда стало Министерство международной торговли и промышленности Японии. Специалисты этого министерства, проведя анализ международной экономической конъюнктуры и внутреннего потенциала, выделили «отрасли будущего». Этим термином были обозначены сектора экономики и предприятия, которые имели перспективы роста и конкурентоспособности. Для всех этих предприятий были созданы планы развития, а их реализация сопровождалась кредитными и налоговыми преференциями. Это Министерство создавало благоприятные условия для развития научно-исследовательских работ. Нарождавшиеся новые отрасли производства получали защиту от международной конкуренции и имели доступ к государственным субсидиям. Стимулировался рост образования населения и развитие производственного обучения.

Впрочем, и сейчас, являясь четвертой промышленной державой мира, Япония остается одной из самых закрытых в экономическом отношении развитых стран. Нобелевский лауреат Дж.Гэлбрэйт писал, что «все страны, которые осуществили у себя индустриализацию в последнее время: Япония, Тайвань, Бразилия, Иран – не смогли бы сделать этого без интенсивного вмешательства и поддержки со стороны государства».

С превращением Японии в экономическую сверхдержаву судьба сельского хозяйства, несмотря на благоприятные агроклиматические условия, оказалась под угрозой. Поредевшее после войны сельское население сократилось до трех миллионов семей, из которых рисоводы насчитывают менее двух. Половине крестьян больше 65 лет. Как говорят в народе, «земледелие стало занятием бабушек и дедушек».

Традиционно уважительное отношение к труду земледельца, и прежде всего рисовода, не случайно. Рис с незапамятных времен был не только основой рациона, но и ключевым фактором формирования национального характера. Японская цивилизация практически не знала ни охоты, ни скотоводства. Ее исток – поливное земледелие, выращивание риса на склонах холмов, превращенных в уступчатые террасы.

Создать и поддерживать в порядке такую систему орошения одной семье не под силу. Для этого нужен совместный труд сельской общины. Именно в крайне трудоемком рисоводстве коренится присущий жителям Страны восходящего солнца дух коллективизма, готовность ставить общие блага выше личной выгоды (что породило уникальную для этой страны систему пожизненного найма). Возделывание риса в Японии приравнено к культу и расценивается как героизм.

Несмотря на низкую оплату труда, земледельцам удалось стабилизировать сборы риса на уровне 8 миллионов тонн. Менее двух миллионов крестьянских хозяйств не только полностью обеспечивают 127 миллионов жителей страны главной продовольственной культурой – рисом, но и производят почти две трети потребляемых народом овощей, мяса, яиц. Валовая продукция сельского хозяйства Японии - 80 миллиардов долларов. Но страна производит лишь 39 процентов необходимого ей продовольствия. Об этой ошеломившей всех цифре заговорили после перехода к принятому в международной практике методу: сопоставлять отечественные и импортные продукты питания не по стоимости, а по количеству калорий.

В 60-х годах аналогичный показатель составлял почти 80 процентов, а теперь впервые упал ниже 40. По уровню продовольственной безопасности Япония оказалась в хвосте списка развитых стран. Для сравнения: Австралия – 237 %, Канада – 145 %, США – 128 %, Франция – 122 %, Россия – 80 %.

Для страны-архипелага, окруженной морями, проблема продовольственной безопасности имеет жизненно важное значение. Поэтому японское правительство сформулировало стратегическую цель: к 2020 году поднять уровень самообеспеченности продуктами питания до 50 процентов.

Япония - страна долгожителей, и связано это с наличием в рационе большого количества рыбы с жирными Q3 кислотами. Но в послевоенные годы увеличилось потребление животных жиров и продуктов «быстрого питания» из расплодившихся по всей стране «Макдональдс». В результате по средней продолжительности жизни страна переместилась с 1-го на место во втором десятке списка. Жирные «гамбургеры» оказались особенно вредны народу, создавшему самую изысканную, поистине лечебную кухню.

Нынешняя ситуация стала результатом того, что кардинально изменился традиционный рацион японцев. Прежде основу питания составляли рис, овощи, морепродукты, рыба. Ныне же потребление мяса увеличилось в 9 раз. В рационе появилось молоко. При этом потребление риса сократилось вдвое – со 120 до 60 килограммов на человека в год.

В традиционном рационе появился и хлеб. И теперь в дополнение к 8 миллионам тонн отечественного риса приходится ежегодно импортировать до 5 миллионов тонн пшеницы. А для нужд животноводства и птицеводства еще ввозить на фураж около 20 миллионов тонн кукурузы и сои.

По урожайности риса (65 центнеров с гектара) Страна восходящего солнца занимает третье место в мире. Но по его себестоимости не может конкурировать с крупным зерновым производством американских, австралийских или канадских фермеров. Земельные наделы большинства крестьян немногим превышают полтора гектара. Поэтому целесообразно перейти от риса к более доходным культурам. По примеру Израиля выращивать под пленкой дыни, клубнику или киви. А зерно закупать по низким ценам на мировом рынке.

Однако в данном вопросе Токио руководствуется не коммерческой выгодой, а интересами продовольственной безопасности. Правительство контрактует весь урожай по рентабельной для крестьян цене. А затем продает рис отечественным потребителям гораздо дешевле, чем за него было заплачено. Власти исходят из того, что производство основной продовольственной культуры нельзя прекращать и возобновлять нажатием кнопки. Вспомним наши реформы 90-х годов. Если разорится целое поколение рисоводов, в случае международного кризиса и морской блокады страна уже не сможет прокормить себя.

Основной закон о продовольствии, сельском хозяйстве и деревне (закон 1999 года) обязал правительство регулярно принимать базисные планы развития производства продовольствия, сельского хозяйства и сельских районов. Первый такой план был принят в 2000 году. Общая площадь сельскохозяйственных угодий небольшая – 6 млн га (13% территории), однако значительная часть посевных площадей дает по два, а в некоторых районах – и по три урожая в год. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, основная культура – рис. Но возделывают и пшеницу, сою, овощи.

Около 78% крестьянских хозяйств выращивают только рис без применения пестицидов, по методам органического земледелия. Это связано с системой государственных мероприятий, которые стимулируют выращивание этой культуры зачастую за счет других. Себестоимость риса в Японии значительно выше от цены. Причиной этого являются мелкое хозяйство, перенасыщенность техникой и нерациональное ее использование. По количеству и мощности тракторов на единицу площади Японии занимает первое место в мире.

Только на острове Хоккайдо производительность труда в сельском хозяйстве приближается к европейскому уровню, который в значительной мере объясняется распространением там крупного землевладения (до 15га). Первостепенное значение для обеспечения населения продуктами питания, а ряда отраслей – сырьем, имеет рыбная промышленность.

Япония прочно занимает первое место в мире по добыче морепродуктов. Это стало возможным благодаря сбалансированному ведению океанического, морского и прибрежного промысла, интенсивному рыборазведению в пресных водоемах. Океанический и морской вылов рыбы в Японии держится на уровне 8 млн т. Прибрежное рыболовство дает ежегодно 2 млн т рыбы. Еще свыше 200 тыс. т ежегодно получают от рыборазведения во внутренних водоемах. Страна имеет большую сеть портов, которые принимают и обрабатывают рыбу, в том числе и из России. Наибольшими из них является Кусиро, Хатинохе, Теси, Вакканай и др.

Рыболовство и переработка морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев со времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 кг рыбы ежегодно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобными водорослями и другими морскими ресурсами. Долгое время самым прибыльным местом для рыболовства было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодное Курильское течение встречается с теплым течением Куросио. Однако из-за аварии на соседней Фукусимской АЭС в 2011 году вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале был временно остановлен. Другим местом, богатым рыбой, является северная и южная части Западного Тихого океана.

Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14%), тунцы (8%), анчоусы (8%), приморские гребешки (7%), сайры (5%), рыбы семейства лососевых (5%), кальмары (5%), минтай (4%) и ставрида (4%). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр и т.д. Вылов осуществляется в прибрежных и удаленных водах. По международному законодательству японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительно экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.

Япония является мировым лидером по импорту рыбы и морепродуктов. Она ввозит 20% всей рыбы мира, экспортируемой другими странами. Объемы японского импорта рыбы и морепродуктов начали расти после установления международных ограничений относительно территориальных вод и исключительных экономических зон. Эти ограничения сделали невозможным лов рыбы японскими рыбаками в далеких водах Тихого океана.

После 1995 года Япония больше ввозит продукты рыболовства из-за границы, чем добывает или выращивает сама. Больше всего денег японцы тратят на ввоз креветок, а больше всего покупают иностранных тунцов. Главными международными поставщиками рыбы и морепродуктов в Японию являются мировые лидеры в области рыболовства – КНР, Перу, Чили, США, Индонезия.

Также в Японии развито птицеводство. В послевоенные годы в стране появились крупные молочные комплексы промышленного типа, но большую часть сена и других кормов завозятся по импорту.

Всемирная торговая организация неустанно критикует власти Токио за то, что они субсидируют земледельцев и противодействуют импорту риса пошлинами, которые семикратно превышают мировую цену на него. К тому же японцам по вкусу именно отечественный, круглозерный рис. Зато 86 % пшеницы и почти всю потребляемую в стране сою Япония под нажимом ВТО вынуждена ввозить из-за рубежа.

И все-таки нацеленность японского правительства на укрепление продовольственной безопасности, энергичные меры государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, на наш взгляд, могут служить для России поучительным примером.

Зальцман В.А, к.э.н.

Челябинская область

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % , 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, ), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции . Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса). Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.