Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Произведений материальной и духовной культуры. Материальная культура и ее виды

Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:

«Человек - живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»

Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.

В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.

А вообще, что такое культура?!

Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:

«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».

Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.

Материальная культура

Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:

«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой ».

Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.

  • Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
  • Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
  • Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.

Духовная культура

Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:

«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».

И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…

Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.

  • Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
  • Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
  • Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.

Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.

Сравнение

Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.

Заключение

Сколько существует человечество, столько и идет развитие его культурного богатства, причем мы говорим сейчас о культуре в целом. И как бы ни спорили ученые мужи, культурологи и всевозможные идеологи,в чем разница между духовной и материальной культурой, нужно четко понимать, что это две сущности, которые за тысячелетия существования человеческой цивилизации настолько тесно переплелись и срослись, что уже невозможно представить их отдельно, в отрыве от общего развития общечеловеческой истории.

Приведем простой пример. Книга – одно из величайших изобретений в истории нашей цивилизации. Сама по себе книга является предметом материальной культуры. Однако то, что в ней написано, безусловно, относится к духовному миру человека. Читая ее, он держит в руках вполне материальный предмет, имеющий вес, размер, плотность. И в то же время человек может испытывать сильнейшие эмоции от прочитанного – страдать и сопереживать вместе с виртуальными персонажами книги. Это и есть ярчайший показатель соединения, казалось бы, совершенно разных типов культур.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.