Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Продюсер айзеншпис умер от спида. Первый продюсер советского союза юрий айзеншпис. Остались друзья с зоны

Был такой известный музыкальный продюсер, не так давно ушедший из жизни, но не в этом суть. Даже если вы не слышали о нем, то может быть в продолжении разговора вам будет интересны подробности о трудовых буднях в колониях Советского Союза.

Известный музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис в советское время два раза был осуждён за валютные операции. В общей сложности он отсидел 17 лет. Но талант управленца Айзеншпис реализовал и на зоне. В первую ходку он налаживал производство на строительстве КрАЗа, во вторую — руководил лесопилкой. Айзеншпис вспоминал, что умному человеку хорошо жилось даже на зоне, его доход измерялся тысячами рублей.

Вот подробности...

Юрий Айзеншпис стал музыкальным продюсером уже в 19 лет. Затем выучился на экономиста, работал в ЦСУ. Музыку и службу он совмещал с валютными операциями. В 1970 году в возрасте 25 лет за спекуляцию валютой сел первый раз на 10 лет. Но вышел по УДО за примерный труд в 1977-м. Спустя год снова был осуждён по той же статье, вышел в 1988 году. В книге «От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР» он рассказывает, как талант помог ему стать менеджером в колониях.

За пять месяцев на Красноярской зоне я ни разу не дотронулся до лопаты или кирки. Не работать на стройке могли либо «за авторитет», либо за деньги. Я больше брал вторым. Стартовую авансовую сумму родители оперативно переслали, а дальше услуги бригадира оплачивались из «заработанных». Например, при выполнении нормы плана бригадир тебе закрывает нарядов на 160 рублей. Если же ты условно «вкалываешь с перевыполнением», например на 200 рублей, то 80 идет зоне за «постой», а 120 на на лицевой счет. После налогов остается 100. Из них 50 — тебе, а 50 — бригадиру. В подобном сговоре участвовало не более 10% всех заключённых, ведь и строить объект тоже требовалось. Далеко не все умели найти «пути» к бугру, ещё меньше могли грамотно реализовать схему перегона денег домой и обратно. Ну а некоторые работоманы просто вкалывали как слоны и домой уезжали богатыми людьми. Как раз перед моим приходом в зону оттуда освободился один такой работяга, за два года напахавший на 5000 рублей!

Это оказалось неожиданным открытием: подневольным трудом можно заработать неплохие деньги. Не такие значительные, как на валютных операциях, но больше, чем в НИИ. При этом лишь максимум 15 рублей ежемесячно позволялось потратить в магазинчике-ларьке: базовая сумма в 9 рублей + 4 рубля производственных (если норму выработки выполняешь) + 2 поощрительных, если хорошо работал, не нарушал порядок. В общем, негусто, да и позволялось всего две продуктовых передачки по 5 кг в год. Однако условия и возможности для качественного питания здесь оказались гораздо лучше. Стоило лишь приложить немного ума и фантазии, правильно учитывать местную специфику.


А специфика состояла в том, что, когда оцепление снимали, на территорию строящегося объекта мог зайти любой. И спрятать в одном из многочисленных укромных мест водку, деньги, еду — да что угодно! Требовалось иметь лишь деньги, причем не на карточке, а живые. Отработанная финансовая схема была такова: с карточки деньги переводились в Москву родителям, затем шли обратным телеграфным переводом вольному жителю Красноярска, а потом уже переправлялись мне. Как правило, вольнонаемными, которые трудились рядом с нами. И хотя по всей стройке шныряло человек 50 надзорсостава, хотя вольным строго-настрого запрещался контакт с заключенными, засечь многочисленные нарушения не представлялось возможным. Да и зачем, если это всем выгодно?

Зона строила крупный объект комсомольской ударной стройки — КрАЗ, Красноярский алюминиевый завод. Тем временем пошла вверх и моя карьера: из работника цеха я поднялся до нарядчика в заводоуправлении. Инженерная должность, основные функции которой — учёт и организация труда. Ежедневно я следил за списочным составом, точно знал, кто находится в каком отряде и в какой бригаде, какой срок и за что получил. По запросу начальников я мгновенно выдавал информацию, где сейчас находится тот или иной заключенный — в изоляторе, больничке или на работе. Если на работе, то где именно, что делает, каковы его трудовые показатели. Славно пригодилось мне статистическое образование!

Мне выделили отдельный кабинет, который я вскоре увешал графиками оперативных сводок, цифрами вывода на работу, производительности труда и прочими численными характеристиками. И эта работа у меня получалась лучше, чем у многих опытных хозяйственников, которых в зоне тоже хватало: и по шумному делу магазина «Океан», и по незаконному вывозу алмазов в Израиль. Хотя зарплата была как у рядового советского инженера — 120 руб.

Высокая должность повлекла за собой и определённые жизненные льготы, которые в любой зоне имеют лишь несколько наиболее весомых в структуре заключённых. Я обедал отдельно, значительно вкуснее и питательнее остальных, иногда самостоятельно готовил в кабинете на маленькой электрической плитке. Даже пиры устраивал! В моем меню всегда присутствовали дефицитные продукты. Через вольнонаёмный состав я активно контактировал с волей, а водки и колбасы иногда просил принести даже старшего надзирателя. Нарядчики, которые находились в моём подчинении, могли провести человека из одной части зоны в другую, из жилой в производственную. И не одного, а с грузом. Понимаете, какую из этого можно извлекать выгоду?

Руководство зоны не обращало внимания на мелкие злоупотребления нарядчиков, и их привилегированное положение легко объяснялось. Это и строительство, и ремонт, это и поделки — тюремные промыслы. Шашки и шахматы, ручки, ножи, зажигалки — голь на выдумки хитра. И себе в дом, и большому человеку подарить, может, и на рынке продать. Ширпотреб — совершенно отдельная тема в жизни зоны, один из источников денег и поблажек, и если ты рукаст, то не пропадешь. Конечно, в привилегированном положении находится человек 15-20, не более. Им закрывают наряды за счёт основного производства, и они живут как в шоколаде — ни проверок, ни режима.

Когда я сел во второй раз, слово «колония» уже стало жаргонным, правильно это заведение следовало называть «ИТУ». Во главе ИТУ стояли начальник и ряд его замов: по оперативно-режимной работе, политико-воспитательной, по производству и по общим вопросам. У каждого зама существовали отделы, а зам по производству одновременно являлся директором завода, на котором зэки и работали. Завод выпускал и мебель, и садовые домики, но основным в ассортименте являлись корпуса для советских телевизоров.

В большом кабинете начальника ИТУ набилось свыше 30 человек — начальники всех отрядов, руководители разных служб. Там происходило распределение по отрядам и по цехам. На ковёр вызвали меня. Я рассказал, что по образованию инженер-экономист, имею серьёзный опыт работы. Не скрывал своих амбиций и готовности к самым ответственным должностям. В общем, вызвал такое доверие, что меня сразу же назначили начальником сборочного цеха.

Так я, простой советский заключенный, оказался на руководящей должности. В мои обязанности прежде всего входило выполнение плана, посещение оперативок, плотная работа с администрацией и с осужденными. Приходилось давить на бугров, которые, по местным меркам, очень серьезные товарищи. Приходилось спорить с администрацией, доказывая свою правоту. Приходилось много работать.

Качество руководства определяется не столько знанием и образованием, а опытом и особым складом ума и характера. Я же не только имел понятие о статистике, бухучете, об экономической оценке ситуации, но и обладал качествами лидера, завидной энергией и активностью. Я увлекался психологией и философией и успешно применял познания на практике. Бродяга ли, уголовник, авторитет или работяга — я с каждым находил общий язык и имел неплохие отношения. И, конечно, жизненный и тюремный опыт, которого уже успел набраться. При этом я всегда предпочитал оставаться собой и делать вещи по собственному разумению. Так, например, за все годы в неволе я не сделал ни одной наколки, считая это ниже моих эстетических принципов.

Мой новый статус — руководитель сборочного цеха, мои работники — 300 человек. Наш цех получал многочисленные деревянные детали, крышки, днища, отражатели. Требовалось их обработать, подогнать, склеить и предварительно отполировать перед окончательной лакировкой, которая осуществлялась уже не у нас. Зачистить рубашку. Если где трещинка, вскрыть скальпелем, загнать туда эмульсию и утюгом «прожарить». Практически хирургическая операция. Каждый заключенный должен был выдавать на-гора по 26 таких ящиков каждый день. А дальше ОТК начинает их придирчиво осматривать, обрисовывать белым мелом всякие недочеты и дефекты, отбраковывать иногда до половины продукции.

Главным и ближайшим делом я видел очистку территории от завалов бракованной продукции. 70% полезного пространства занимали высоченные катакомбы от пола до потолка. Узкие коридорчики пронизывали их, словно муравьиные ходы, при этом последние ряды часто содержали большие «карманы». Там зэки организовывали укромные лежбища, на которых занимались чёрт знает чем. И я пошел на брак мощной атакой, и его количество начало уменьшаться. А ведь весь этот ужас накапливался годами, передавался от одного начальника к другому по балансу, причем цифры уже давно не соответствовали реальности.

Директор предприятия не мог нарадоваться и всячески меня поощрял. И если раньше цех с трудом выполнял суточный план, то теперь стали расти и другие важные номенклатурные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность: экономичность, производительность.

А ещё я минимизировал воровство, а на зоне воруют везде и все. Воруют, что нужно и не нужно, что лежит плохо и что лежит хорошо. Вроде кругом заборы и замки, колючка и охрана — не верь глазам своим! Бревна и фанера, доски и гвозди, наждачная шкурка мелкая и крупная — если это можно уволочь, это уволакивается. Зайдите в поселок, который при зоне, и там непременно найдете массу всего, украденного из-за решетки. У меня такое не проходило, полный контроль над кладовщиками, никто ничего не украдет и не отнимет. На ночь все закрывалось на массивные засовы, даже мышь не проскочит.

Все приезжающие проверки отмечали мой цех на фоне всех остальных. У меня все летало, как на конвейере, никто не простаивал, не бездельничал, все тикало, как часы. Я принимал гостей и проверяющих в своем персональном кабинете, с великолепной мебелью из шпона красного дерева, угощал их хорошим чаем с вкусными конфетами, и на какое-то время терялось ощущение, кто есть кто.

Рабочие в сборочном цеху постоянно ощущали мою заботу, я был для них практически отец родной. Она проявлялась не только в красивых раздевалках, уютных душевых и просто в чистом производстве. Я всячески поощрял и поддерживал их усердие и смекалку: если обеспечивали норму выработки, получали возможность дополнительно отовариваться на 3-4 рубля в ларьке, перевыполняли план — подписывал списки на дополнительный чай. До 5 пачек в месяц. Старался, чтобы носили качественную спецодежду, почти все работающие рабочие ходили в блестящей мелюстиновой униформе.

Конечно, высокий статус приносил мне определённые дивиденды. Хорошая еда, свободное перемещение из рабочей зоны в жилую и обратно, возможность не посещать переклички, неограниченные контакты с вольнонаемными. Мне предоставлялись свидания максимальной продолжительности два раза в год по три дня.

Затем я начал наступать на опилки, внес несколько рацпредложений, даже нашёл покупателей, которым отправил сто или даже больше вагонов прессованных опилок. Общий экономический эффект от моих нововведений составил несколько миллионов рублей, то есть, если я и нанес своей спекуляцией ущерб стране, теперь с лихвой его покрыл.

Я полностью освободил территорию от отходов, и посёлок начал испытывать дефицит дров. Ведь раньше грузовик древесины вывозился за ворота зоны всего лишь за бутылку водки! На меня даже обозлились, но я продолжал делать своё дело. За внедрение рацпредложений я получил грамоту министра внутренних дел Мордовии и ряд патентов. А не будь я заключенным, то представили бы к званию заслуженного рационализатора РСФСР. Но очень большое денежное вознаграждение —10.000 рублей — мне все-таки после выхода с зоны перепало. И на воле оно мне весьма пригодилось.

источники

Юрий Шмильевич Айзеншпис родился через месяц после окончания Великой Отечественной войны в Челябинске. В то время мать продюсера находилась там в эвакуации. Юрий Шмильевич происходит из необычной семьи. Предки отца жили в Испании, но при этом в паспорте у Шмиля Моисеевича страной рождения указана Польша. Уже во взрослом возрасте мужчина сбежал в СССР, опасаясь расправы нацистов.

Интересно, что настоящее имя отца Юрия – Шмуль. Сотрудник НКВД, заполняя паспорт, перепутал. Так получился Шмиль Айзеншпис. Мужчина прошел ВОВ, побывал в Берлине. При этом солдат ни разу не был ранен. У матери Юрия Шмильевича биография не менее интересная. Мария Михайловна родилась в Белоруссии.

После смерти родителей была передана на воспитание дальним родственникам. Из-за начавшейся войны получить диплом журналиста не успела. Мария Михайловна вступила в партизанский отряд, несколько раз едва не попала в руки немцев. В послевоенные годы была награждена медалями и орденами.


Знакомство родителей Юрия произошло на Белорусском вокзале в 1944 году. После окончания войны Мария Михайловна и Шмиль Моисеевич оказались в Главном управлении аэродромного строительства. По тем временам семья Айзеншпис жила хорошо. У них в доме присутствовали телевизор и патефон с большой коллекцией пластинок.

Вплоть до 1961 года семья продюсера жила в деревянном бараке, но потом переехала в квартиру, расположенную в московском районе Сокол. Юрий Шмильевич был спортивным ребенком, посещал спортивную школу. Продюсер был поклонником гандбола, волейбола и легкой атлетики. Из профессионального спорта пришлось уйти из-за травмы ноги.


Первые шаги в роли администратора Юрий делал уже в юности. В 1965 году мужчина начал сотрудничать с рок-группой «Сокол». Несмотря на явную тягу к шоу-бизнесу, Айзеншпис получил экономическое образование в Московском экономико-статистическом институте.

Музыка и продюсирование

Карьера продюсера для Юрия Шмильевича началась еще во время учебы в институте. Сотрудничество с рок-группой не помогло достичь желаемых высот. Потом Айзеншпис угодил в тюрьму за проведение незаконных валютных операций. После выхода из заточения продюсер попал в перестроечный мир, который стал отправной точкой для развития карьеры в шоу-бизнесе.


Знакомство с Александром Липницким позволило Айзеншпису стать руководителем фестиваля «Интершанс». Постепенно мужчина изучал основы закулисной жизни, выявлял методы влияния на музыкантов, позже перешел к продюсированию.

«Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа», - заявлял Юрий Шмильевич.

Такой подход к делу оказался успешным. Из обычного продюсера Айзеншпис быстро поднялся до звания акулы шоу-бизнеса. Юрий начал помогать исполнителям, которые хотели оказаться на большой сцене. Не каждый подходил Айзеншпису. Продюсер, зажигающий звезды, выбирал артистов, способных «зацепить» зрителя. Обязательным условием стало наличие репертуара. Для продвижения музыкантов Юрий Шмильевич использовал СМИ и телевидение.


В 1988 году в руки Айзеншписа попадает группа «Кино». К этому времени музыканты уже самостоятельно достигли определенного уровня, но требовался профессиональный подход к продвижению. Сотрудничество двух талантливых людей – Юрия Шмильевича и - дало плоды.

Известность продюсера и музыканта взлетела до небывалых высот. Через два года Виктор Цой погибает. Айзеншпис берет кредит в 5 миллионов рублей и выпускает посмертную пластинку музыканта «Чёрный альбом». Тираж диска превысил 1 миллион экземпляров. На этом проекте продюсер заработал 24 миллиона.


Музыканты группы «Кино», Евгений Додолев и Юрий Айзеншпис на презентации «Чёрного альбома»

Карьера Юрия Шмильевича развивалась стремительно. После «Кино» последовал еще один коллектив – «Технология». Фактически с нуля Айзеншпис раскрутил группу. Молодые музыканты стали популярными. По неизвестной причине спустя год совместной работы дороги продюсера и подопечных расходятся.

Уже в 1992 году Юрия Айзеншписа признают лучшим продюсером страны. Через год после официального признания он знакомится со Светланой Гейман, известной под псевдонимом . Проработали они несколько месяцев, после чего раскруткой певицы занялся .

В течение 6 лет Юрий Шмильевич сотрудничал с известным в 90-х годах певцом . Совместная работа привела к записи 5 альбомов. Айзеншпис увеличил популярность и узнаваемость Влада в разы. Музыканта приглашали на крупные концерты и мероприятия в России и США.

В послужном списке Юрия Айзеншписа присутствуют такие звезды, как , Никита, группа «Динамит». Главным достижением в работе продюсера стал . Под руководством Юрия Шмильевича об артисте узнали в России.


Айзеншпис описывал яркие моменты жизни и работы в книгах. Продюсер издал «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса», «От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР» и «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды». В память о продюсере вышла передача на телеканале «ТВЦ» под названием «Дикие деньги».

Личная жизнь

Вокруг Айзеншписа постоянно ходили слухи. В шоу-бизнесе заявляли, что продюсер привнес в работу так называемое «голубое лобби». Раньше мужчине приводили женщин для раскрутки, позже стали появляться любовники политиков и бизнесменов. Не раз Юрия Шмильевича и подопечных продюсера называли геями, но официального подтверждения ориентации мужчин найдено не было.

«Отсидка в тюрьме могла повлиять на ориентацию Айзеншписа», - высказывал предположения , экс-супруг .

Многочисленные слухи не помешали жить гражданским браком Юрию Шмильевичу с Еленой Львовной Ковригиной.


После смерти Айзеншписа она быстро устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за режиссера Леонида Гойнинген-Гюне. У Юрия и Елены родился сын Михаил. В 2014 году молодой человек попал в полицию в связи с употреблением наркотических веществ. Во время досмотра у Михаила нашли 1,5 грамма кокаина.

Смерть

Тюремное заключение негативно сказалось на здоровье продюсера. Долгое время Юрий Айзеншпис скрывал то, что у него есть серьезные проблемы. Официально причиной смерти является инфаркт миокарда, но к этому привел ряд диагнозов, в том числе цирроз печени, желудочно-кишечное кровотечение, гепатиты В и С. Информация о том, что у Юрия Шмильевича был СПИД, который привел к смерти, не подтверждена документально.


За три дня до смерти Айзеншпис почувствовал себя плохо. Врачи решили госпитализировать продюсера. После манипуляций состояние улучшилось, поэтому Юрий Шмильевич уговорил докторов выпустить из больницы. Продюсер хотел увидеть, как Дима Билан получит престижную музыкальную премию «MTV-2005».


До церемонии продюсер не дожил два дня. Жизнь Айзеншписа оборвалась на 61-м году. Похороны проходили на Домодедовском кладбище. На церемонии прощания присутствовали артисты, композиторы и другие деятели шоу-бизнеса. Многочисленные фото скорбящего Димы Билана облетели Интернет. Могила продюсера находится рядом с родительской.


Продюсер Юрий Айзеншпис

15 июля исполнилось бы 73 года известному продюсеру Юрию Айзеншпису, но 13 лет назад он ушел из жизни. Его называют первым советским продюсером, так как именно он ввел в обиход этот термин. Благодаря ему невероятной популярности достигли в 1980-1990-х гг. группы «Кино», «Технология» и «Динамит», певица Линда, певцы Влад Сташевский и Дима Билан. Айзеншпис был одной из самых ярких и противоречивых личностей в мире шоу-бизнеса, никто не отрицал его профессионализма, но среди артистов он заслужил прозвище Карабаса-Барабаса.


Юрий Шмильевич Айзеншпис появился на свет в 1945 г. в Челябинске, позже семья переехала в Москву, где Юрий получил экономическое образование. Еще во время учебы в институте он занялся продюсированием, хотя тогда такого понятия еще не существовало. Все знают о проектах Айзеншписа 1980-1990-х гг., но мало кому известно о том, что еще в 1960-х гг. он устраивал полуподпольные концерты рок-групп и был администратором группы «Сокол», которая очень успешно гастролировала по Союзу.


Продюсер Юрий Айзеншпис


Наталья Ветлицкая и Юрий Айзеншпис

В то же время Айзеншпис занялся деятельностью, которая тогда считалась незаконной, а позже стала называться бизнесом. Благодаря валютным махинациям он скоро стал подпольным миллионером. «Я покупал иностранную валюту или чеки, – рассказывал Айзеншпис, – на них в магазине «Березка» приобретал дефицитные товары и затем реализовал через посредников на «черных рынках». В те времена доллар стоил на «черном рынке» от двух до семи с половиной рублей. Скажем, шубу из синтетики можно было купить в «Березке» за 50 долларов, а продать за 500 рублей».


Виктор Цой и Юрий Айзеншпис

В 1970 г. Айзеншписа арестовали и осудили по статьям «Спекуляция в особо крупных размерах» и «Нарушение валютных операций». Его приговорили к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В 1977 г. он был освобожден, но на свободе провел всего 3 месяца. Потом его снова арестовали за валютные махинации и посадили. До 1985 г. он отбывал наказание, а в 1986 г. снова попал за решетку на два года.


Человек, которого называют крестным отцом отечественного шоу-бизнеса

После освобождения Айзеншпис снова занялся продюсированием, и в начале 1990-х гг. его уже называли одной из «акул шоу-бизнеса». В 1989-1990-х гг. он работал с группой «Кино», которая уже была известна и до него. После этого он предпочитал начинать работу с артистами «с нуля», превращая никому не известных молодых исполнителей в настоящих звезд. В 1991-1992 гг. он сотрудничал с группой «Технология», в 1992-1993 гг. – с группой «Моральный кодекс», в 1993 г. начал работать с Линдой, в 1994 г. – с Владом Сташевским, в 1999-2001 г. – с певцом Никитой, с 2000 г. вел дела группы «Динамит». Последним его проектом стал Дима Билан.


Продюсер с группой *Динамит*


Продюсер Юрий Айзеншпис

Многие артисты называли его человеком жестким и беспринципным, который не гнушался незаконными и неэтичными методами продвижения, за что Айзеншпис и получил прозвище Карабаса-Барабаса отечественного шоу-бизнеса. Его подопечные должны были ему подчиняться беспрекословно, а основной доход от их выступлений получал продюсер. Но при этом результат сотрудничества был беспроигрышным: все артисты становились суперпопулярными.


Человек, которого называют крестным отцом отечественного шоу-бизнеса


Певец Влад Сташевский и его продюсер

Продюсер не отрицал того, что его методы были достаточно жесткими: «Продвигать» артиста – это функциональная обязанность продюсера, и для него нет понятий «хорошо» или «плохо». Главное – цель. Любой ценой. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа. В конечном итоге – это всего лишь эмоции. Но в момент движения к цели ты должен действовать, как танк». При этом чужих заслуг себе Айзеншпис не приписывал – он признавал, что на момент знакомства с ним группа «Кино» уже была достаточно популярна, но, по его словам, он помог им выйти из круга «поклонников ленинградского подвального рока» на всесоюзный уровень. Благодаря ему о Цое заговорили в прессе, на радио и на телевидении, и группа вышла на большую сцену.


Влад Сташевский, Юрий Антонов и Юрий Айзеншпис


Группа *Технология*

По-другому дело обстояло с «Технологией», которую Айзеншпис «раскручивал» с нуля: «Второй мой проект показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд. Я имел дело в общем-то с самодеятельностью... Показать могли всего две-три песни. Вот эти-то песни мне и понравились. Даже, может, мне одному понравились, потому что концерты с их участием собирали не больше двухсот-трехсот человек. Но я почувствовал в них перспективу. Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной – вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они. Через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг всё время, пока мы работали вместе».


Айзеншпис часто слышал обвинения в свой адрес по поводу того, что талант артиста – это последнее, что его интересует. Мол, работать с вокалистами уровня Влада Сташевского – абсолютно бесперспективное занятие. Айзеншпис игнорировал такие заявления и не отрицал разницы между своими проектами: «Если Виктор Цой был натуральным музыкантом, то Сташевский – продукт шоу-бизнеса». А его коллега, музыкальный продюсер Евгений Фриндлянд, не будучи поклонником творчества его подопечных, говорил: «Юрий Айзеншпис – Мастер, Профессионал с большой буквы и, может быть, не искал выдающиеся таланты и очевидных самородков, но как настоящий и очень талантливый художник на «белых листах» заурядных исполнителей сам создавал живописные полотна – великолепные и яркие проекты! Авторы, режиссёры, стилисты, операторы, пиарщики – этих людей он захватывал своей любой «бредовой» идеей, гипнотизировал, и они делали невозможное».


Дима Билан – последний проект Айзеншписа

Отар Кушанашвили о нем писал: «Про него я слышал, что он – Легенда и Танк. Оказалось, что он и впрямь ходячая мифология, но танк – это бледно: Ю.А. – истребитель, экскаватор, бульдозер и завод разом. Когда работает, он невыносим, потому что, если вы не хотите работать, он превратит вашу жизнь в шторм. Его заслуги, его деяния неоднородны, но высота, взятая им, уникальна, кто ещё отважится её покорять? Каждый божий день он работает: в последнее время это редкая аттестация, не находите?».

Годы, проведенные в заключении, подорвали здоровье продюсера. К тому же его трудоголизм и привычка не щадить себя привели к полному нервному и физическому истощению. 20 сентября 2005 г. Юрий Айзеншпис умер от инфаркта в возрасте 60 лет.

Юрия Айзеншписа называют одним из первых продюсеров России. Именно он открыл широкой публике группу «Кино», вывел на большую сцену Диму Билана. Айзеншпис скончался 8 лет назад, однако вокруг его имени до сих пор ходит масса слухов.

Изъяли баснословную сумму

Сестра Айзеншписа – Фаина Шмильевна – о брате до сих пор вспоминает почти каждый день. Хотя в детстве, по словам родственницы, им не так часто приходилось общаться. Ведь всю свою молодость Айзеншпис провел в тюрьме.

– У нас было совершенно разное детство, – вспоминает Фаина. – Пока я росла, он был в заключении. Родители сильно переживали, а я всего, наверное, не осознавала.

В места не столь отдаленные Юрий Шмильевич попал за валютные махинации и спекуляцию в особо крупных размерах. В советское время это была серьезная статья. Родственники до сих пор вспоминают: первый раз его задержали прямо в подъезде на Рождество – 7 января 1970 года. Он, выгодно продав золото, возвращался домой. У него изъяли баснословную по тем временам сумму в шестнадцать тысяч рублей и семь тысяч долларов, а также импортную технику. Айзеншписа приговорили к десяти годам лишения свободы. Он освободился досрочно, отсидев семь лет. Однако меньше чем через месяц вновь попал на скамью подсудимых за спекуляцию – и получил восемь лет.

По словам Фаины Шмильевны, родственники не могли и представить, что после такого Юрий станет известным продюсером. Хотя организаторские способности проявились у него еще в юности. Уже с 20-летнего возраста он работал в качестве администратора с рок-группой «Сокол».

Уход Сташевского стал ударом

Освободившись, Юрий Шмильевич стал заниматься шоубизнесом. Сначала он помогал группе «Кино» и Виктору Цою, потом нашел Влада Сташевского. В считаные месяцы он сделал из никому не известного паренька настоящего кумира, которого вожделела вся страна.

– Брат никогда не делился трудностями, хотя их конечно же в его работе было предостаточно, – говорит Фаина Айзеншпис. – Но эта тема была закрыта, на наши вопросы он всегда отвечал: «Об этом лучше не говорить». Юра в работе был требовательным и жестким, но при этом очень справедливым человеком. С нами же он был совершенно другой: спокойный, рассудительный – у нас были обычные семейные отношения.

Иосиф Пригожин однажды признался: Айзеншпису не везло с артистами. Добившись славы, они его предавали. Со Сташевским они на первый взгляд расстались тихо и спокойно. Влад решил, что сможет работать самостоятельно. Юрий Шмильевич певца отпустил, но в глубине души сильно переживал. Уход Влада, в которого он вложил всю душу, стал настоящим ударом. К сожалению, далеко не первым – многие, кого Айзеншпис вывел в люди, предавали его, оставляли ни с чем.

– Как-то брат рассказал, что откуда-то приехал никому не известный мальчик, он с ним возился, – продолжает сестра продюсера. – Это был Дима Билан. Именно Юра помог ему подняться, его восхождение произошло на наших глазах.

До последнего слышали его сердцебиение

Вокруг смерти Айзеншписа до сих пор ходит масса слухов. По официальной версии, он умер от инфаркта, но в шоубизнесе считают, что это не так.

– Инфаркт и был, – вздыхает Фаина Шмильевна. – Сама была под дверью в реанимации, куда его доставили. Мы провели там целый день, я до сих пор все помню в малейших деталях. Мы слышали сердцебиение – в реанимации все громко работает!

Приближенные к продюсеру не скрывают: о своем здоровье Айзеншпис никогда особо не думал. Гораздо важнее для него были его подопечные. Например, перед смертью сильно переживал, возьмет ли заслуженные награды на одной из престижных музыкальных премий Билан. Дима награды взял и посвятил их своему первому продюсеру, который прожил всего 60 лет.

– Я думаю, что тюрьма сделала свое дело, – говорит Фаина Айзеншпис. – Столько лет жизни фактически потеряно. Каждый день – борьба за существование, угроблено здоровье. Ему все говорили, что нужно отдыхать, поменьше работать. Но он никого не слушал, для него это было нормальное существование. Поэтому, если бы брат был жив, он бы ничего не поменял.

Юрий Шмильевич Айзеншпис. Родился 15 июля 1945 года в Челябинске - умер 20 сентября 2005 года в Москве. Советский и российский музыкальный менеджер, продюсер.

Отец - Шмиль (урожденный Шмуль) Моисеевич Айзеншпис (1916-1989), родился в Польше, затем бежал в СССР, спасаясь от нацистов. Воевал во время Великой Отечественной войны, дошел до Берлина. Настоящее имя Шмуль было перепутано паспортистами, которые записали его как Шмиль.

Мать - Мария Михайловна Айзеншпис (1922-1991), родом из Белоруссии, выросла в деревне Старые Громыки, в ее школе преподавал старший брат Андрея Громыко. В 1941 году закончила факультет журналистики Минского Университета, но диплом не получила из-за начала войны. Бежала в Речицу, позже попала в Речицкий партизанский отряд, писала листовки, вела партизанскую газету. Затем присоединилась к наступающей Красной Армии. Была награждена медалями и орденами.

Известно, что родители Юрия Айзеншписа познакомились в 1944 году на Белорусском вокзале в Москве.

Младшая сестра - Фаина Шмильевна Непомнящая (Айзеншпис) (род. 22 июля 1957 года), учитель истории и обществознания, преподает в Школе лидерства Лаудер Эц Хайм № 1621.

В Челябинск мать Айзеншписа была эвакуирована по беременности. Там и родила сына.

Родители работали в Главном управлении аэродромного строительства (в ГУАСе).

До 1961 года жили в деревянном бараке, затем получили квартиру в престижном районе Москвы Сокол. С детства дружил с одноклассником Владимиром Алёшиным и ходил с ним в одну спортивную школу.

В юношеские годы Юрий занимался спортом - гандболом и лёгкой атлетикой. Добился хороших результатов, но из-за травмы ноги спорт пришлось оставить.

В 1968 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист».

Работал в ЦСУ (Центральное статистическое управление).

Увлекался музыкой. "В молодости я был страшным меломаном, и у меня была уникальная в Москве коллекция виниловых дисков - около семи тысяч. Я не просто их коллекционировал, я всё прочувствовал" , - рассказывал он в одном из интервью.

С 1965 года в качестве администратора сотрудничал с рок-группой «Сокол». Окольными путями доставал пластинки с записями иностранных звёзд - Элвиса Пресли, Билла Хейли, группы «Битлз», которые затем исполнялись группой «Сокол». Поначалу коллектив выступал только в ближайшем кафе, изредка в районом Доме культуры и на танцплощадках.

Но Юрий Айзеншпис добился, что в 1966 году группа перешла под крыло Тульской областной филармонии и все её участники получили официальный статус - уже в качестве ВИА «Серебряные струны». Теперь группа могла гастролировать по стране, записала свою единственную песню «Фильм, фильм» к мультфильму Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм».

Судимости Юрия Айзеншписа

Разработал оригинальную схему деятельности коллектива. После устной договоренности с директором клуба на проведение концерта, администратором скупались билеты на вечернюю демонстрацию фильма и распространялись по более дорогой цене. Впервые задействовал в работе людей, которые обеспечивали порядок во время выступления группы.

7 января 1970 года был арестован. В ходе обыска было конфисковано 15585 рублей и 7675 долларов. На допросах молодой директор утверждал, что мечтал достать для ребят фирменную электрогитару. Именно поэтому за свои деньги он скупал в кассах ДК билеты на концерт по госцене, а затем продавал их на улице с наценкой. Осужден по 88 статье (Нарушение правил о валютных операциях) и 78 (Контрабанда) на 10 лет.

Вышел из тюрьмы в 1977 по УДО.

Однако почти сразу после освобождения вновь занялся валютными махинациями. Юрий Айзеншпис скупал чеки, отоваривал их в «Берёзке», а затем приобретённый дефицитный товар сбывал. На вырученные рубли через администраторов и официантов гостиниц он покупал у иностранцев валюту, а затем снова чеки. В то время Внешторгбанк начал продавать в Москве за валюту золото. Юрий Айзеншпис занялся золотой фарцовкой. Он покупал на доллары в отделении Внешторгбанка золотые слитки и продавал их кавказским дельцам.

В итоге повторно был арестован и получил 10 лет строгого режима с конфискацией имущества (включая родительскую квартиру).

Сидел в зоне «Красноярск-27», где развернул бойкую спекуляцию чаем, сахаром и водкой. Затем стал занимать руководящие посты на местных стройках.

Срок удалось уменьшить, освободился в 1985 году. И спустя год вновь оказался в СИЗО - летом 1986 года милиционеры нашли в его машине несколько импортных магнитофонов и один видеомагнитофон с видеокассетами. Но до суда дело не дошло - грянула Перестройка. Отсидев почти 1,5 года в СИЗО, Юрий Айзеншпис вышел на свободу.

В общей сложности Юрий Айзеншпис отсидел за решёткой почти 17 лет. Позже получил оправдательные документы по всем статьям.

В 1980-е какое-то время работал в ТО «Галерея» при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей.

Продюсерская деятельность Юрия Айзеншписа

С декабря 1989 года и вплоть до гибели в 1990 году - директор и продюсер группы «Кино». В 1990 году на взятые в кредит средства выпустил «Чёрный альбом» (последнюю работу группы «Кино»), одним из первых нарушив государственную монополию на выпуск пластинок.

В 1991-1992 годах сотрудничал с группой «Технология».

Затем был продюсером групп «Моральный кодекс», «Янг Ганз».

В 1992-1993 годах продюсировал певицу .

В 1993-1999 годах - продюсер певца . По некоторым данным, Айзеншпису в продвижении Влада Сташевского помогал уголовный авторитет Александр Макушенко, известный как «Саша Цыган». Сам продюсер об этом проекте говорил: "В случае со Сташевским я хотел всем показать роль продюсера. Впервые я назвал себя продюсером, когда стал работать с Цоем. Когда он погиб, мне надо было чем-то заняться, и я решил сделать такой проект: найти человека, который бы абсолютно даже не мечтал о карьере артиста, и сделать из него артиста" .

Юрий Айзеншпис стал одним из самых авторитетных российских деятелей шоу-бизнеса, вести дела с которым почитали за честь многие звезды. Обладал огромными связями и возможностями. Лауреат национальной российской музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер» 1992 и 1995 годов.

Участвовал в организации Международного Фестиваля «Солнечная Аджария» (1994) и в учреждении музыкальной премии «Звезда».

В 1999-2001 годах продвигал певца Никиту, а также певицу .

С 2000 года занимался продвижением группы «Динамит».

Юрий Айзеншпис и группа "Динамит"

С 2001 года - генеральный директор компании «Медиа Стар».

Его последним проектом стал впоследствии популярный певец .

"Я работаю не ради «спасибо». Я работаю ради удовлетворения своих интересов, и мне это нравится. Это можно сравнить с работой садовника, который всю жизнь работает в саду. Мне нравится творческий процесс, и хотя шоу-бизнес во главе угла предполагает шоу, для меня важнее творчество, бизнес - потом. Это действительно так. Если бы я был бизнесменом, то я не добился бы тех результатов, которые имею" , - говорил Юрий Айзеншпис.

Смерть Юрия Айзеншписа

21 сентября 2005 года должна пройти церемония MTV RMA-2005, где подопечный Айзеншписа Дима Билан был выдвинут в номинациях «Лучший исполнитель», «Лучшая композиция», «Лучший поп-проект», «Лучший артист» и «Лучшее видео». А на 22 сентября была запланирована презентация первого DVD Димы Билана. Но продюсер успеха своего протеже не увидел.

У Юрия Айзеншписа был сахарный диабет и больное сердце. 19 сентября 2005 года Айзеншписа госпитализировали в Городскую клиническую больницу № 20 на обследование, он почувствовал себя лучше. Но 20 сентября 2005 года около 20:00 Юрий Айзеншпис умер от инфаркта миокарда в возрасте 60 лет.

Похоронен под Москвой рядом со своими родителями на Домодедовском кладбище.

"Я думаю, что тюрьма сделала свое дело. Столько лет жизни фактически потеряно. Каждый день - борьба за существование, угроблено здоровье. Ему все говорили, что нужно отдыхать, поменьше работать. Но он никого не слушал, для него это было нормальное существование", - отмечала его сестра Фаина Айзеншпис.

Рост Юрия Айзеншписа: 165 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Айзеншписа:

Михаил Айзеншпис в феврале 2014 года был задержан полицией по подозрению в употреблении наркотиков, у него было изъято 1,5 грамма кокаина и чемодан с деньгами.

После смерти Айзеншписа Елена Ковригина вышла замуж за Леонида Александровича Гойнинген-Гюне, режиссёра телепрограмм для каналов ТНТ, Рен-ТВ, ДТВ. Она судилась с Димой Биланом из-за невыполнения им договора и использования псевдонима, придуманного Айзеншписом.

Фильмография Юрия Айзеншписа:

2005 - Дневной Дозор - гость
2005 - Как уходили кумиры. Виктор Цой (документальный)

Библиография Юрия Айзеншписа:

«Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса»
«От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР»
«Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды»