Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Причины нарушения речи у взрослых. Нарушения речи - причины, виды и лечение нарушений речи у детей и взрослых. Дислексия и дисграфия

Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Вильсона;

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

  • Дисфония;
  • Афония;
  • Брадилалия;
  • Тахилалия;
  • Заикание;
  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Афазия.

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Олигофрения.
  3. Травмы черепа.
  4. Наследственность.
  5. Образования в головном мозге.
  6. Миелит.
  7. Столбняк.
  8. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

Причины возникновения:

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизартрия

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

  1. «Пирацетам».
  2. «Финлепсин».
  3. «Луцетам».

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

Препараты:

  • «Винпоцетин».
  • «Пирацетам».

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

  1. Прозерин.
  2. Транквилизаторы.

Другие препараты для лечения нарушений речи:

  • «Винпотропил».
  • «Кавингтон».
  • «Мемотропил».
  • «Ноотропил».

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

Видео: Лечение афазии

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз - одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения - как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия - человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Запись к врачу:

Затруднения речи - расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

В некоторых случаях дополнительно необходимо получить консультацию нейрохирурга.

Лечение

Терапия нарушений речи заключается в лечении главного заболевания, которое и спровоцировало дизартрию:

  • опухоль необходимо удалить хирургически;
  • возможна резекция гематомы (кровоизлияния) в том случае, если она расположена на поверхности;
  • хирургически удаляют гнойники из полости черепа, а затем назначают антибактериальные препараты, чтобы как можно скорее прекратить инфекционный процесс;
  • нормализуют кровяное (артериальное) давление, используют средства, которые улучшают обмен веществ и мозговой кровоток (ноотропные препараты, ангиопротекторы) в случае нарушения мозгового кровообращения.

И, безусловно, пациентам с любыми видами затруднений речи необходимо ходить к логопеду для исправления имеющегося дефекта с помощью специально подобранных упражнений.

Единый центр записи к врачу по телефону.

Нарушение речи

Нарушения речи заключаются в появлении различных форм расстройств речевой функции, в результате чего обуславливается формирование определенного рода препятствия для полноценного и адекватного речевого общения, а также для соответствующего социального взаимодействия. То есть при нормальном слухе и уровне интеллекта пациента нарушению подлежит при такого рода расстройствах процесс формирования смысловой и звуковой структур речевой организации.

Способствовать развитию нарушений речи могут различные факторы, воздействующие на организм, в качестве результата такого воздействия выступает нарушение определенного количества звеньев в цепи формирования речи.

В качестве основных причин, провоцирующих развитие нарушений речи, обозначают воздействие психологических факторов (стресс, испуг), эндогенных факторов (например, нарушение слуха), экзогенных факторов (травма головы и пр.), органических факторов (поражению подлежат участки мозга, отвечающие за процесс формирования речи, что может произойти при инсульте, опухоли и пр.). Отдельно можно обозначить роль сугубо функционального фактора, при актуальности которого речь идет о неспособности речевого аппарата к реализации соответствующих функций, то есть к звукопроизношению.

Сложные нарушения сопровождаются не только неверным произношением, но и нарушением умения отличать на слух разницу звуков. Это сопровождается существенным ограничением словарного запаса, воспринимаемого на слух и применяемого в разговоре. В свою очередь, актуальные проблемы приводят к тому, что нарушению подлежит процесс правильного построения фраз и целых предложений, развивается заикание.

При нарушениях речи утрачивается (или не развивается нормальным образом) способность к ясному выражению собственных мыслей, в целом речь становится смазанной и невнятной, большинству людей понять ее становится трудно. Частым спутником попыток изъяснения становится мычание. Тяжелые случаи нарушений речи сопровождаются полным исчезновением речи.

Основные заболевания, при которых имеют место нарушения речи:

  • дизартрия;
  • мутизм;
  • заикание;
  • афония;
  • логофобия;
  • алалия;
  • ринолалия;
  • родовая травма;
  • невротические патологии;
  • заболевания нервной системы;
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • дефицит внимания;
  • травмы головы;
  • длительное течение соматических заболеваний и т.д.

«Нарушение речи» наблюдается при заболеваниях:

Адентия – представляет собой заболевание, которое заключается в дефекте стоматологических единиц, что выражается в частичном или полном их отсутствии. Недуг может быть диагностирован как у взрослых, так и у детей. Поскольку подобное отклонение бывает первичным и вторичным, то естественно, что причины в каждом конкретном случае будут отличаться. Предрасполагающих факторов довольно много, начиная от гибели зачатков зубов и заканчивая широким спектром стоматологических патологий.

Алкогольная интоксикация – комплекс нарушений поведения, физиологических и психологических реакций, которые обычно начинают прогрессировать после употребления алкоголя в больших дозах. Основная причина – отрицательное воздействие на органы и системы этанола и продуктов его распада, которые не могут на протяжении длительного времени выйти из организма. Данное патологическое состояние проявляется нарушением координации движений, эйфорией, нарушением ориентации в пространстве, потерей внимательности. В тяжёлых случаях интоксикация может привести к коме.

Ангиома (красная родинка) – опухоль доброкачественного характера, которая состоит из лимфатических и кровеносных сосудов. Чаще всего образование формируется на лице, коже туловища и конечностей, на внутренних органах. Иногда её появление и развитие может сопровождаться кровотечением. В большинстве клинических ситуаций данная патология является врождённой и диагностируется у новорождённых в первые несколько дней их жизни.

Аневризма сосудов головного мозга (также называется внутричерепной аневризмой) представляется как небольшое аномальное образование в сосудах мозга. Это уплотнение может активно увеличиваться за счёт наполнения кровью. До своего разрыва такая выпуклость не несёт опасности или вреда. Она лишь оказывает незначительное давление на ткани органа.

Что такое артериальная гипертензия? Это болезнь, для которой характерны показатели артериального давления выше отметки 140 мм рт. ст. в этом случае пациента посещают головные боли, головокружение и чувство тошноты. Устранить все возникшие симптомы может только специально подобрана терапия.

Атипичный аутизм (син. расстройство аутического спектра, инфантильный аутизм) – это психоневрологическое заболевание, которое вызывает нарушение восприятия и понимания окружающей действительности. Болезнь может привести к необратимой умственной отсталости или ЗПРР. Развитие такого патологического процесса обусловлено нарушением структур головного мозга, что в большинстве случаев носит необратимый характер.

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

Болезнь Ниманна-Пика - наследственное заболевание, при котором происходит накопление жиров в различных органах, чаще всего в печени, селезёнке, головном мозге и лимфатических узлах. Данное заболевание имеет несколько клинических форм, у каждой из которых свой прогноз. Специфического лечения нет, высокий риск летального исхода. Болезни Ниманна-Пика в одинаковой мере подвержены как особи мужского, так и женского пола.

Болезнь Пика - необратимый патологический процесс, который приводит к полной атрофии коры головного мозга, чаще всего в лобных и височных долях. Это, в конечном счёте, становится причиной слабоумия. Болезнь, как правило, диагностируется в возрасте после 50 лет, однако возможны и случаи поражения людей более молодого или преклонного возраста. Лечение, в большинстве случаев, носит паллиативный характер и направлено на улучшение качества жизни больного.

Болезнь Фабри (син. наследственный дистонический липидоз, церамидтригексозидоз, диффузная универсальная ангиокератома, болезнь Андерсена) - наследственное заболевание, вызывающее проблемы с обменом веществ, когда происходит скопление гликосфинголипидов в тканях человеческого организма. У мужчин и женщин встречается в равной степени.

Ботулизм представляет собой достаточно тяжелое заболевание токсико-инфекционного характера, особенности течения которого приводят к поражению нервной системы, спинного и продолговатого мозга. Ботулизм, симптомы которого проявляются при попадании в организм ботулотоксин-содержащих продуктов, аэрозолей и воды, в результате комплекса процессов приводит также к развитию острой и прогрессирующей дыхательной недостаточности. В результате отсутствия должного лечения ботулизма не исключается наступление летального исхода.

Вибрационная болезнь - патологический процесс, который возникает на фоне длительного воздействия на организм вибрации, что, в конечном счёте, приводит к изменениям в рецепторном аппарате и некоторых отделах центральной нервной системы.

Волчья пасть – аномальное строение неба, в середине которого хорошо виден разрыв. Такая патология является врождённой, при наличии которой новорождённые малыши не могут полноценно питаться и у них в некоторой мере нарушается дыхательная функция. Это обуславливается тем, что между полостями рта и носа отсутствует перегородка, от чего в нос попадает употребляемая еда и жидкость. С таким недугом рождается очень мало детей, на одну тысячу младенцев приходится только один, у которого наблюдается такой синдром.

Гемипарез, или центральный паралич, проявляется в ограниченном движении мышц правой или левой половины тела. Прогрессирует такое заболевание из-за негативного воздействия на нейроны и аксоны мозга. Стадия поражения определяется доктором по выявленной симптоматике. Проявляется патология в правостороннем или левостороннем, верхнем или нижнем поражении конечностей.

Гемиплегия (син. гемипарез) – это отсутствие произвольных движений в одной половине тела, являющееся следствием нарушения процесса прохождения нервного импульса непосредственно от высших центров к рабочим мышцам. Помимо верхней и нижней конечности, в патологию могут вовлекаться мышцы туловища и лица со стороны поражения.

Геморрагический инсульт – опасное состояние, которое характеризуется кровоизлиянием в мозг из-за разрыва кровеносных сосудов под действием критически повышенного артериального давления. По МКБ-10 патология кодируется в рубрике I61. Данный вид инсульта является наиболее тяжёлым и имеет худший прогноз. Чаще всего он развивается у лиц в возрасте 35–50 лет, у которых в анамнезе имеется гипертоническая болезнь или атеросклероз.

Вирусом простого герпеса (Herpes simplex virus) заражено больше 80% населения планеты, но в организме большинства людей он находится в спящем состоянии и активизируется лишь в периоды снижения иммунитета. Герпетическая инфекция поражает преимущественно слизистые оболочки глаз, губ, наружных половых органов и кожу, и на первый взгляд кажется достаточно безобидной, так как относительно легко поддаётся лечению, но в особо тяжёлых случаях течения болезни она может нарушать работу центральной нервной системы и вызывать развитие энцефалита.

Гиперестезия (син. повышенная чувствительность) может указывать на повышенную психическую возбудимость или на чрезмерную восприимчивость кожных покровов, реже - зубов, части головы, к внешним раздражителям. Патология может развиваться как у взрослых, так и у детей.

Глиома головного мозга – новообразование, формирующееся из разнообразных клеток глии, что в свою очередь представляет собой ткань, покрывающую нейроны и обеспечивающую их адекватную работу. Механизм развития и предрасполагающие факторы, приводящие к формированию подобного новообразования, остаются до конца неизвестными, несмотря на развитие технологий нейрохирургии.

Глубокий прикус - представляет собой нарушение зубочелюстного развития, характеризующееся перекрытием верхним зубным рядом нижних стоматологических единиц. Подобная патология в ортодонтии встречается у каждого второго пациента.

Гнойный менингит – это острое воспалительное заболевание, которое поражает мягкую оболочку головного мозга. Такая опасная болезнь может поразить человека практически в любом возрасте. Но наиболее подвержены гнойному менингиту люди с ослабленной иммунной системой, перенёсшие ранее тяжёлые инфекционные или воспалительные заболевания, с травмами головы. Также в группе риска недоношенные дети.

Деменция определяет собой приобретенную форму слабоумия, в рамках которой у больных отмечается утрата приобретенных ранее практических навыков и усвоенных знаний (что может происходить в различной степени интенсивности проявления), при одновременно стойком снижении у них познавательной деятельности. Деменция, симптомы которой, иными словами, проявляются в форме распада психических функций, чаще всего диагностируется в старости, однако не исключается возможность ее развития и в молодом возрасте.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – общий медицинский термин, который используют для обозначения группы двигательных нарушений, прогрессирующих у грудничка вследствие травматизации различных зон мозга в околородовом периоде. Первые симптомы ДЦП иногда можно выявить уже после рождения ребёнка. Но обычно признаки недуга проявляются у младенцев в грудном возрасте (до 1 года).

Диабетическая кома – крайне опасное состояние, развивающееся на фоне сахарного диабета. В случае его прогрессирования в теле человека нарушаются обменные процессы. Это состояние угрожает не только здоровью, но и жизни пациента.

Диабетическая полинейропатия проявляется как осложнение сахарного диабета. Основывается недуг на повреждении нервной системы больного. Зачастую недуг формируется у людей через 15–20 лет после того, как развился сахарный диабет. Частота прогрессирования недуга до осложнённой стадии составляет 40–60%. Заболевание может проявиться у людей как с 1 типом болезни, так и со 2.

Диастема – это недуг, который характеризуется развитием видимого межзубного промежутка, разделяющего центральные резцы. Верхний зубной ряд поражается в несколько раз чаще нижнего. Основные причины развития патологии остаются неизвестными, однако при изучении многих наблюдений клиницисты пришли к выводу, что основополагающим фактором является генетическая предрасположенность.

Диатез у взрослых и детей представляет собой наследственную предрасположенность организма к проявлению некоторых недугов или же патологических реакций. Чаще всего данная патология проявляется себя ещё в раннем детском возрасте, но не исключено её первичное проявление и у взрослых людей. Исходя из того, какой именно вид диатеза начал прогрессировать у человека, у него может отмечаться склонность к прогрессированию недугов инфекционной природы, к аллергии, сбою процесса метаболизма и прочее.

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

Дистальный прикус – патологическое нарушение окклюзии, при котором верхняя часть зубов выступает сильно вперёд по отношению к нижнему зубному ряду. Эта патология может приводить к скошенному подбородку, деформации лица, не смыканию нижних и верхних зубных рядов, и, как следствие этого, нарушению речи и глотательной функции.

Дисциркуляторная энцефалопатия – недуг, характеризующийся нарушением функционирования головного мозга из-за неправильной циркуляции крови по его сосудам. Патологические изменения затрагивают одновременно кору и подкорковые структуры мозга. Заболевание сопровождается нарушением двигательных и психических функций, в сочетании с эмоциональными расстройствами.

Страница 1 из 3

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения:

Нарушения речи: причины, разновидности

Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Что это?

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Использовать материалы «Медпортала» на других сайтах можно только с письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение.

Мозг - уникальный орган, сложнейшие функции которого - мышление, память, речь - собственно, и делают человека человеком. От внешних воздействий эта святая святых надежно защищена черепной костью, и тем не менее мозг остается самым уязвимым органом человека.

Дело в том, что для работы ему абсолютно необходимо бесперебойное поступление кислорода. Именно поэтому при остановке дыхания мозг умирает первым. Уже через 5-6 минут клинической смерти в нем происходят необратимые изменения; перестает существовать личность.

Мало кто знает о том, что мозг и стареет первым. Возрастные изменения обменных процессов в его тканях начинаются примерно с 25-30 лет. Недаром после тридцати многие, к счастью, не все теряют былую обучаемость и креативность.

Практически каждый сталкивается и с другими симптомами старения мозга. Кому из вполне молодых людей не знакомо временное ослабление памяти, внимания, сосредоточения; раздражительность и сонливость, вызванные, к примеру, стрессом в семье или авралом на работе?

С течением лет функционирование мозга постепенно замедляется: падает скорость реакции, ухудшается координация движений, уходит ясность мысли. Заключительную стадию этого процесса мы называем старческим маразмом и надеемся избежать его либо не дожить. Но, к сожалению, нередко работа мозга нарушается самым неожиданным и драматичным образом.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга - инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе "Граф Монте-Кристо" об инсульте говорится так:

"Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия - это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное..."

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма - движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Как происходит инсульт

Геморрагический инсульт , как правило, является осложнением гипертонической болезни. Не выдержав повышенного давления крови на стенку, сосуд разрывается. Возникшее кровоизлияние сдавливает ткани, вызывает отек - и участок мозга погибает.

В случае ишемического инсульта сосуд сохраняет целостность, но ток крови по нему прекращается из-за спазма или закупорки тромбом, то есть сгустком крови, который образовался на стенке сосуда, пораженного атеросклерозом.

Стрессы, колебания атмосферного давления, переутомление, вредные привычки: алкоголь и курение, резкое колебание уровня сахара в крови - эти причины могут вызвать длительный спазм сосудов головного мозга со всеми атрибутами ишемического инсульта.

Вопреки распространенному мнению, инсульт - не единовременное событие, а процесс, развивающийся во времени и пространстве: от незначительных функциональных изменений до необратимого структурного поражения - некроза.

Болезнь коварна тем, что в первые часы ее развития вплоть до наступления паралича, потери речи или комы человек может не испытывать никаких болевых ощущений. Немеют рука, щека, слегка изменяется речь, иногда появляется головокружение или помутнение зрения. Ни сам больной, ни его родные не подозревают, что происходит мозговая катастрофа, упускается драгоценное время. "Терапевтическое окно", тот период, когда интенсивная терапия может повернуть болезнь вспять, составляет всего около шести часов.

"Ступени к инсульту"

В пожилом возрасте нарушения мозгового кровообращения в той или иной степени настигают каждого человека. Но следует помнить, что первые признаки нарушения обмена в тканях мозга обнаруживаются достаточно рано.

Такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония , начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК), дисциркуляторная энцефалопатия , могут рассматриваться как различные стадии одного и того же процесса: хронической сосудистой патологии мозга. Они не только являются серьезным фактором риска развития инсульта, но и сами по себе существенно ухудшают качество жизни.

Об имеющихся нарушениях функций мозга свидетельствуют частые головные боли, головокружения, ухудшение координации движений, внимания, памяти, смазанность речи, чувство онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Если два и более из перечисленных симптомов наблюдаются не реже одного раза в неделю на протяжении хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз, пренебрегать этим очень и очень опасно.

Еще на шаг ближе к инсульту так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения или транзисторные ишемические атаки. Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются несколько минут, реже - часов, но не более суток и заканчиваются полным восстановлением нарушенных функций.

Итак, каковы же основные признаки приближающегося инсульта?

Врачи выделяют очаговые и общемозговые симптомы.

Очаговые: внезапная слабость в одной руке и/или ноге, кратковременное нарушение речи, онемение одной половины губы, языка, одной руки. Возможны временная потеря зрения на один глаз, резкое головокружение, пошатывание при ходьбе, двоение перед глазами, нечеткость речи и даже временная амнезия.

Общемозговые: появление резкой , головокружения, тошноты и рвоты на фоне повышенного артериального давления, при этом возможны судороги, изменения сознания.

Если случилась беда

Лечение инсульта - дело рук врачей: невропатологов, реаниматоров, иногда нейрохирургов. От того, как быстро оно начато, часто зависит жизнь больного.

Немедленно вызывайте скорую медицинскую помощь в случае инсульта!

Неврологическая бригада скорой медицинской помощи проведет комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

В первые три-пять дней после инсульта желательно пребывание больного в нейрореанимации, отделении интенсивной неврологии или остром инсультном отделении. Здесь будет тщательно контролироваться состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, врачи откорректируют водно-электролитный баланс, будут бороться с отеком мозга, возникающим вокруг инсультного очага.

В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

На первой-второй неделе, с разрешения врача начинают делать больному массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, занятиями по восстановлению речи. Раннее начало реабилитационной терапии очень важно, так как в этом случае больные не привыкают находиться в зависимости от окружающих, вовремя приобретают навыки самообслуживания.

После выписки больной должен наблюдаться участковым неврологом по месту жительства. Медиками разработана программа поэтапной адаптации человека, пережившего инсульт, к домашним условиям. Следуя ей, можно помочь пациенту постепенно вернуться к нормальной активной жизни.

Как избежать инсульта?

Предупреждение инсульта (и его повторения) заключается в правильном режиме труда и отдыха, рациональном питании и урегулировании сна, нормальном психологическом климате в семье и на работе, своевременном лечении атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

Существенную помощь способны оказать лекарства, улучшающие микроциркуляцию сосудов, а также предупреждающих гипоксию (кислородное голодание) головного мозга. Одним из таких средств являются болюсы Хуато - современный ноотропный фитопрепарат, обладающий клинически подтвержденной способностью эффективно восстанавливать обмен в участках мозга, поврежденных в результате инсульта, ишемии сосудов, переутомления или травмы.

Итак, основные направления профилактики и лечения сосудистых патологий мозга - устранение причин недостаточного кровоснабжения, медикаментозное воздействие на мозговой метаболизм и, наконец, индивидуальное симптоматическое лечение (лечебная физкультура; физио- и психотерапия).

Комплексные профилактические мероприятия уменьшают заболеваемость почти наполовину, а своевременное и правильное лечение значительно повышает шансы больного вернуться к полноценной жизни.

Обсуждение

Замечательная статья! В 1989 году у моего
папы случился инсульт. Я не знала, что это такое. А знать это должен каждый. Ведь у нас постаревшие родители. С ними это случается. Если рядом сведущий родственник, дети, мы сыграем основную
роль спасении. Дальше помогут врачи, а
потом тщательный уход. Папа жив. И мы
смогли справиться с болезнью очень быстро. Он сам справлялся. Я ему помогала. Сначала вселила надежду. Он
не шевелился, не мог говорить, по щекам текли слезы. После врачебной помощи, я его терла, руки, ноги, голову, поднимала
руки-ноги, забрасывала руки за спинку кровати, чтобы хватался. Делала это все время пока сидела около него. Весь день.
И появилась чувствительность. Потом шевеление, стал поднимать руки, поворачивать головой. Потом я его поднимала. Мы падали на кровать. Он тяжелый, большой. Я маленькая. Когда
мы вышли в корридор, все отделение больницы сбежалось смотреть. Такой поразительный успех за короткое время. А ведь у него не работал даже кишечник, полмесяца не было стула. Он не лежал, все время двигался. Дома с третьего этажа спускался на 5-6 ступенек ниже каждый день. У него остался только неподвижным один глаз. Надо и его было тренировать. Но я об этом не знала. Знания нам очень нужны. Спасибо Вам! Сейчас он поддрерживает свое здоровье Антиоксом.
Это сильнейший антиоксидант с гинго билобой и витяжками и пурпурного винограда. Этому натуральному витаминному комплексу нет равных в мире.
Поскольку я знаю, как надо обезопасить, себя от инсульта я тоже его принимаю.
Ем еще Пакс для улучшения памяти, это
тоже комплекс для мозга и ослабления стрессов. Я боролась с головными болями очень много лет. Наконец, они исчезли.
Как я это делала, можно посмотреть на
сайте http://www.nnabieva.narod.ru/health.html в разделе о себе.
Я использовала очень много методов и победила. Даже ишемия задней стенки левого желудочка сердца ушла. Я изменила
образ жизни, мышления, пищу, принимаю много витаминов и микроэлементов. От проблемы мозга в левой части плохо видит правый глаз. Но и эта проблема излечима. Я сменила очки на меньшие диоптрии.
Я Вам очень благодарна!
С уважением,
Нина Петровна
E-mail: [email protected]

04.05.2001 17:03:53, Нина

Комментировать статью "Инсульт: когда мозгу нужна помощь"

Несмотря на улучшение стандартов помощи больным с инсультом, инсульт по-прежнему - одна из главных причин смертности во всем мире. Лишь 20% пациентов возвращаются к работе, 80% людей, перенесших инсульт, становятся инвалидами, а каждый пятый нуждается в постоянном медицинском уходе 1 . Именно поэтому одной из важнейших задач становится повышение осведомленности о заболевании, которое находится на втором месте по смертности среди заболеваний системы кровообращения, а также самой частой...

Статистика не радует: по официальной версии минздравов всех стран, сердечно-сосудистые заболевания уверенно лидируют в списке болезней-убийц. А в наше время печальная тенденция «омоложения» страшного недуга угрожает не только людям пожилого, но и среднего возраста. Сегодня я беседую с кардиологом поликлиники «Медросконтракт» Евгением Вадимовичем Ночёвкиным. - Евгений Вадимович, сейчас по всем телеканалам и печатным СМИ широко распространяется информация о том, что атеросклероз стал одной из...

Обсуждение

Сына сбила машина, зчмт, перелом ключицы. Кома 4 день. Врачи никаких прогнозов не дают. Что делать?. Помогите!

26.01.2019 23:27:15, Марина Турхан

У меня сына сбила машина, 4 день в уоме, сломана ключица. Врачи никаких прогнозов не дают. Люди помогите советом, что делать? Душа в клочья.

26.01.2019 23:23:59, Марина Турхан

Моя мама перенесла ишемический инсульт. С трудом научилась ходить, много занимались лечебной физкультурой плюс различные сосудистые препараты. С Божьей помощью восстанавливается, но левая рука пока не очень работает. Кто сталкивался с подобным, напишите о лечении, реабилитации и восстановлении. Кто пробовал иглоукалывание и какие результаты?

Обсуждение

У меня теще год назад с такой же проблемой столкнулась, правда ей отказала вся правая сторона тела. Потом мы вот узнали о способе реабилитации при помощи экзоскилета. И вот где то в течении пяти месяцев полностью реабилитировалась.так что могу сказать что реабилитация после инсульта это все таки чудо которое нам предоставили современные разработчики.

Мы нанимали невролога-массажиста. Он назначал лекарства и делал массаж. Всё восстановилось. Второй инсульт был уже фатальным.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. ...хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

Обсуждение

Спасибо большое всем!

У моего сына категория В, как раз по астме. Поставили астму в 11 лет, было 2 госпитализации, в 11 же лет. Потом просто ходили к аллергологу раз в год, пробы делали, все записывали в карту. Приступов с 12 лет не было. Аллерголог в карте писала "астма легкой степени тяжести, ремиссия". Еще обострение поллиноза фиксировали ежегодно.
Медкомиссия в военкомате сразу же дала категорию В в 16 лет, не требуя больше никаких подтверждений, только та карта, в которой были все записи и выписки из стационара. В 18 лет просто выдали военный билет.

Астма, поставленная до 14 лет, подтвержденная выписками из стационара, в военкомате рассматривается однозначно - категория В и все. Стационар нужен обязательно, хотя бы пару раз.
Потом наблюдаться просто.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Обсуждение

Пробирайтесь как можете.У меня про свекровь так же говорили не волнуйтесь ей ничего не надо.Свекр прорвался а ее просто так положили и лежала еще немного и привет был бы.Поднял всех на уши подключили все аппараты...Свекровь все же умерла.Вопрос в другом возможно бы и жила если бы все сделали сразу...

18.09.2006 15:28:51, TEZ

Соберитесь с силами и не приезжайте. Ну зачем? Она в больнице, в реанимации, все, что могут, врачи делают, Вы им не поможете, и маме тоже, наверное. А просто прийти и разрыдаться:(Зачем?
Что-то передать - наверное, можно, надо к медсестрам, наверное. Что-то конкретно полезное. И все. А врачей, наверное, лучше после благодарить, все же. При "стабильно тяжелом" наверное им самим неловко, вот и гонят Вас. Хотя в принципе - на то и реанимация, чтобы "тяжелое", а "стабильное" - скорее плюс...
В общем, держитесь, все идет правильно и врачи правы, видимо. Постарайтесь успокоиться и максимально разумно-практично подходить к этому. имхо

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Геморрагический инсульт, как правило, является осложнением гипертонической болезни. онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Обсуждение

Здравствуйте! Во-превых, не отчаивайтесь! Инсульты бывают разные. И преиод восстановительного лечения будет полностью от вас зависеть. Но однозначно необходимы будут препараты для снижения холестереина и укрепления сосудистой стенки, снижения протромбинового индека. Пишите, посоветую.

22.10.2005 18:41:36, Веда

Пусть мама быстрее поправляется.

Если моя информация может быть для вашей мамы применима:
У моей мамы были очень частые прединсультные состояния. Жуткие головные боли со рвотой, не могла даже шевельнуть головой от боли. Это продолжалось в течение нескольких лет. Мы все очень боялись, что когда-нибудь врачи не успеют приехать. От обследования она отказывалясь, но судя по признакам инсульта, микроинсульты у неё были не один раз.
После 3-х чисток печени по Малахову (с травами, маслом, лимоном) на 2 года забыла о болях. Потом лёгкие боли были, но она опять печень чистила. Сейчас проводит себе чистки раз в полгода. Про боли забыла.
Конечно, чистки надо проводить строго по методике (кишечник вычистить обязательно), только в хорошем состоянии здоровья, не в момент обострений.Александр Игоревич

Для каждого человека речь является неотъемлемой частью нормального взаимодействия с окружающими, а любое отклонение в речевой функции, способно привести к психологическим проблемам, связанным с невозможностью самореализации личности.

Дисфункция речевого аппарата оказывает непосредственное воздействие на жизнедеятельность любого человека, а потому, очень важно при малейшем отклонении своевременно диагностировать патологию, чтобы избежать в будущем серьезных осложнений.


Нарушение речи – это нарушение речевой функции, которое может быть спровоцировано совершенно различными причинами. Данный термин, включает в себя различные виды отклонений в речевом развитии человека, которые могут привести как к полной, так и частичной потере воспроизведения слов и звуков.

Условно речевые нарушения в медицинской практике делятся на две основных группы:

Проявляться отклонения могут в форме экспрессивной речи, заторможенности при произношении, гнусавости или заикании. Чтобы выявить причины нарушений, требуется консультация у невролога, логопеда и диагностика.

Классификация речевых отклонений

Есть несколько основных форм нарушений речи у взрослых, встречающиеся в медицинской практике. В зависимости от вида речевого дефекта, всегда требуется конкретная работа по устранению отклонений, так как отсутствие грамотного лечения, в любой момент может привести к полной потере речевой функции или психологическим отклонениям.

Основная классификация нарушений речи включает в себя несколько форм отклонений в развитии речи:

  1. Одним из основных видов отклонений в речи считается заикание. Причинами развития данной патологии являются такие факторы, как стресс, испуг, неврологические отклонения, генетическая расположенность, сильное эмоциональное потрясение.

    Характеризуется речевая дисфункция такими признаками, как постоянные сбои в ритме речи, вызванные спазмами или судорогами некоторых отделов речевого аппарата. При заикании у человека наблюдаются сложности при произношении слов и звуков, в результате чего он вынужден постоянно делать большие паузы, и повторять по нескольку раз один и тот же звук или слог.

  2. Вследствие нарушения голосового тембра, может развиться гнусавость. Основная причина развития отклонения – патологии в области носовой перегородки.
  3. Нарушение устной речи, которое возникает в результате неправильно прикуса или повреждений определенных участков мозга, отвечающих за речевой аппарат, провоцируют развитие дислалии. Основной симптом этого отклонения состоит в том, что у больного наблюдаются нарушения во время произношения некоторых звуков или слов. Неправильное восприятие и искажение отдельных звуков, невнятная речь или «проглатывание» звуков так же принято называть в народе косноязычием. Данная патология не связана с нарушением слуха или повреждением ЦНС больного.
  4. Замедленность речи в результате сложности в произношении и отклонения в темпе произношения называется брадилалия. Может стать следствием врожденной расположенности, заболеваний ЦНС или психологических отклонений больного.

  5. Афазия – нарушение речи, которое представляет собой систематические сбои в ритме уже сформировавшейся речи, что обусловлено поражениями в области речевых участков мозга. Характерными признаками отклонения является невозможность больного понимать речь других людей и выражать свои мысли посредством голоса. Данное расстройство речи не является следствием каких-либо психических заболеваний. Основными причинами этого недуга являются такие патологии, как травмы в области головы, кровоизлияние в мозг, абсцесс или тромбоз сосудов головного мозга.
  6. Брадифразия представляет собой замедленную речь, что обусловлено слабым и заторможенным мышлением больного, вызванным психическими отклонениями в ходе протекания патологий головного мозга. Характерным признаком является растягивание слов и звуков, нечеткая артикуляция, долгие и неточные формулировки мыслей. Такая форма речевого нарушения чаще всего встречается у лиц, страдающих психическими заболеваниями или олигофренией.
  7. При частичном или полном отсутствии речевых позывов, развивается алалия. Возникает патология вследствие умственной недоразвитости больного или поражения участков мозга, ответственных за речевую функцию. Это крайне тяжелые формы патологии, в ходе развития которой больной может вовсе не воспринимать речь других людей, и не способен овладеть языком, поскольку присутствуют проблемы с усвоением и пониманием звуков и слогов.

  8. Очень быстрый и стремительный темп речевых потоков называется тахилалия. Основными признаками недуга являются такие проявления, как быстрый темп речи, постоянные запинания при произношении, «проглатывание» отдельных букв и звуков, их искажение. Основными причинами развития недуга являются: наследственная расположенность, гиперреактивность, патологии головного мозга, психические расстройства.
  9. Вызвать нарушение устной речи может дизартрия. Представляет собой расстройство произносительной функции речи, которое связано с патологиями участков речевого двигательного и мышечного артикуляционного аппарата (например, повреждение голосовых связок, дисфункция лицевых или дыхательных мышц, ограничение подвижности языка, губ или неба). Развивается патология в ходе повреждений отделов мозга (заднелобного и подкоркового). Выражается дисфункция в затруднительном произношении, искажении некоторых звуков и слогов.
  10. Многие отклонения связаны с расстройствами экспрессивной речи. Чаще всего патология развивается у детей. Причем данное расстройство речи может возникать на фоне благополучного умственного и психического развития больного.

    Патология экспрессивной речи характеризуется такими признаками, как: малый словарный запас больного, который никак не является нормой для этого возраста; проблематика с вербальным общением; слабая способность при помощи слов выражать свои мысли; неправильное употребление предлогов и окончаний слов; активное использование жестов. Основные причины экспрессивной речи до конца в медицине не выявлены, однако на процесс развития отклонений, может влиять участие генетических факторов; нарушения психологического характера; несвоевременное формирование взаимосвязи между речевыми отделами коры головного мезга и нейронами.

  11. При поражении участков ЦНС может развиться мутизм – полное отсутствие речевых рефлексов. Этому могут поспособствовать такие заболевания, как эпилепсия, поражение отделов головного мозга, некоторые виды психических заболеваний (шизофрения, депрессия, истерия).

Для того чтобы выявить форму заболевания, необходимо разобраться в том, какие причины служат толчком к развитию отклонений в речи.

Причины развития отклонений у взрослых

Есть немало внутренних и внешних факторов, провоцирующих отклонения в речевом произношении. Причем в зависимости от причины нарушения речи, процесс развития отклонений может носить как скоропалительный, так и постепенный характер. Чаще всего к дисфункциям приводят следующие причины:


Следует помнить, что причины нарушений речи могут носить как физиологический, так социальный и психологический характер.

Признаки отклонений

Надо отметить, что более тяжелые случаи нарушения речи, возникающие при слабоумии и некоторых психологических отклонениях в организме, независимо от возраста больного, могут спровоцировать немоту. Поэтому очень важно своевременно распознать первичные признаки, чтобы не позволить прогрессировать недугу.

Основные симптомы:


Надо отметить, что интеллектуально-мнестические функции, которые представляют собой различные формы расстройства психики, носят деградирующий характер. Зачастую при такой форме расстройства поражаются клетки мозга, что негативно сказывается на речевой функции больного. В результате таких сложных патологий, как инфаркт или инсульт мозга, у взрослого пациента, со временем, может развиться тяжелое нарушение функций речи, вплоть, до полного онемения. Поэтому так важно при малейшем проявлении симптомов, своевременно обращаться к специалисту за консультацией.

Лечение

Как только будет выявлена причина возникновения патологии и поставлен диагноз, врач назначит соответствующее лечение, основной принцип которого заключается в устранении причин, вызвавших дисфункцию речи.

Что касается детей, то в раннем возрасте помочь исправить дефекты речи может логопед. Но лишь в том случае, если отклонения не связаны с психическими расстройствами и механическими повреждениями головы. Здесь важно понимать, что чем старше больной и сложней причина возникновения отклонений в речи, тем длительней окажется процесс лечения и коррекции речевых отклонений.

Методы лечения следующие:


Выбор конкретного способа лечения, медикаментов и целесообразность проведения операции определяется врачом, в зависимости от формы патологии и стадии сопутствующих заболеваний.

Существует отдельная отрасль психологии, занимающаяся изучением людей, страдающих отклонениями речевых функций – логопсихология. Психология лиц, у которых наблюдаются нарушения речи, требует системного и тщательного изучения симптомов, признаков и механизмов развития этого отклонения. Благодаря чему, можно достичь положительных результатов посредством разработки специальных методов психологической помощи и подходящих схем лечения в каждом конкретном случае.

Следует понимать, что любые дефекты и нарушения речи, а так же повреждения участков речевого аппарата, при несвоевременном или неправильном лечении, может привести к недоразвитости речи, снижению общения и внимательности, а так же к ограничению логических и умственных заключений больного.