Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Презентация на тему: Отношение Толстого к Войне и миру. Изображение войны в романе «Война и мир

Искусство и развлечения

Каким было отношение Толстого к войне?

12 мая 2014

Многим интересно, каким же было отношение Толстого к войне. Понять это достаточно просто. Нужно лишь прочитать роман «Война и мир». В процессе станет совершенно понятно, что Толстой ненавидел войну. Писатель считал, что убийство - это самое гнусное из всех возможных преступлений, и его невозможно ничем оправдать.

Сплоченность народа

Не заметно в произведении и восторженного отношения к военным подвигам. Хотя есть одно исключение - отрывок о Шенграбенской битве и поступке Тушина. Изображая Отечественную войну, автор восхищается сплоченностью народа. Людям пришлось объединиться, чтобы общими силами выступить против врага.

Народ вынужден обороняться

Что же думал Толстой о войне? Давайте разбираться. Перебирая материалы, в которых были отражены события 1812 года, писатель понял, что, несмотря на всю преступность войны с ее многочисленными смертями, реками крови, грязью, предательством, иногда люди вынуждены сражаться. Возможно, этот народ в иные времена и мухе бы не причинил вреда, но если на него набрасывается шакал, он, защищаясь, прикончит его. Однако во время убийства он не чувствует никакого удовольствия от этого и не думает, что данный поступок достоин восхищения. Автор показывает, насколько любили свою Родину солдаты, вынужденные воевать с противником.

Видео по теме

Отрицательные герои в романе

Отношение Толстого к войне, конечно, интересно, но еще любопытнее, что он говорил о наших врагах. Писатель с пренебрежением отзывается о французах, которые больше пекутся о своем собственном «я», чем о нации - они не отличаются особым патриотизмом. А русским людям, по мнению Толстого, присуще благородство и самопожертвование во имя спасения Родины. Отрицательными героями в произведении являются также те лица, которые совершенно не думают о судьбе России (гости Элен Курагиной) и люди, скрывающие свое безразличие за напускным патриотизмом (большинство дворян, не считая некоторых достойных личностей: Андрея Болконского, Ростовых, Кутузова, Безухова). Кроме того, писатель откровенно плохо относится к тем, кто наслаждается войной - Наполеону и Долохову. Так быть не должно, это противоестественно. Война в изображении Толстого настолько страшна, что удивительно, как эти люди могут получать от сражений удовольствие. Насколько жестокими нужно быть для этого.

Благородные люди и гуманные поступки в романе

Писателю по душе те люди, которые, понимая, что война - это отвратительно, подло, но иногда неизбежно, без всякого пафоса встают на защиту своей страны и не получают никакого наслаждения, убивая противников. Это Денисов, Болконский, Кутузов и многие другие лица, изображенные в эпизодах. Отсюда становится понятным отношение Толстого к войне. С особым трепетом автор пишет о перемирии, когда русские проявляют сострадание к искалеченным французам, гуманном отношении к пленным (приказ Кутузова солдатам на исходе кровопролития - пожалеть поверженных противников, получивших обморожение). Также писателю близки сцены, в которых враги выказывают человечность по отношению к русским (допрос Безухова у маршала Даву). Не стоит забывать о главной идее произведения - сплоченности людей. Когда царит мир, народ, образно говоря, объединяется в одну семью, а во время войны происходит разобщение. В романе также присутствует идея патриотизма. Кроме того, автор превозносит мир и отрицательно высказывается о кровопролитии. Отношение Толстого к войне резко негативное. Как известно, писатель был пацифистом.

Преступление, которому нет оправдания

Что Толстой говорит об Отечественной войне? Он утверждает, что это преступление. Писатель не разделят солдат на защитников и нападающих. Бесчисленное множество людей чинило столько злодеяний, сколько в иное время не набралось бы за несколько столетий, а что самое ужасное, никто в данный период не расценивал это как нечто непозволительное.

Вот такой и была война в понимании Толстого: кровь, грязь (как в прямом, так и в переносном смысле) и бесчинства, приводящие в ужас любого сознательного человека. Но писатель понимал, что кровопролития неизбежны. Войны были на протяжении всей истории человечества и будут до самого конца его существования, с этим ничего не поделаешь. Но наша обязанность - стараться не допускать злодеяний и кровопролитий, чтобы и мы сами, и наши семьи жили в мире, который, однако, так хрупок. Его нужно беречь всеми силами.

Источник: fb.ru

Актуально

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог:

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

А. С. Пушкин

Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, писатель много думал о роли войны в жизни человеческо-го общества. Толстой не был пацифистом. Он различал войны справедливые и не-справедливые, захватнические. Мы убеждаемся в этом, когда размышляем о том, как показаны в «Войне и мире» две войны — кампания 1805—1807 годов и Отече-ственная война 1812 года.

Россия в 1805 году вступила в войну против наполеоновской Франции, так как царское правительство боялось распространения революционных идей и хотело помешать захватнической политике Наполеона. Сам Толстой резко отрицательно относится к этой войне и такое свое отношение к бессмысленному уничтожению людей передает через переживания неопытного, наивного, искреннего Николая Ростова. Вспомним утренний разговор Николая с немцем, хозяином дома, в кото-ром Ростов живет, их дружелюбие, радость, вызванную прекрасным утром, и восклицание: «Да здравствует весь свет!»

К чему война, если русский и немец, военный и штатский, чувствуют одинако-во, любят друг друга и весь мир?!

А вот во время перемирия переговариваются русский и французский солдаты. Они так весело смеются, что после этого нужно было бы бросить ружья и разойтись по домам, «но ружья остались заряжены... И так же, как прежде, остались друг против друга... снятые с передков пушки». В этих строках — горечь автора, кото-рый ненавидит войну.

Толстой был уверен, что причины поражения — отсутствие единства в армии союзников, несогласованность действий, а главное то, что цели этой войны были непонятны и чужды солдатам.

Тема войны получает в «Войне и мире» принципиально новое решение при изоб-ражении событий 1812 года. Толстой убедительно доказывает необходимость спра-ведливой, оборонительной войны, цели которой понятны и близки народу.

Мы наблюдаем, как рождается единство — общность народа, который понимает, что решается его судьба, судьба будущих поколений, а если проще, судьба детей и внуков. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пуш-кин) не позволяет бездействовать.

Люди разных классов, разных сословий объединяются для отпора врагу. «Всем народом навалиться хотят!» — вот ключ к пониманию того, почему во время остав-ления Смоленска купец Ферапонтов сжигает свое добро; Ростовы, покидая Моск-ву, отдают подводы раненым, лишаясь всего своего имущества; князь Андрей, за-бывая о своих несчастьях, уходит в действующую армию; Пьер отправляется на Бородинское поле, а затем остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона.

Всенародное единство — вот что, по мнению Толстого, определило нравствен-ную, а затем и военную победу России в 1812 году.

Изменились и принципы изображения войны Толстым. Если, рассказывая о во-енных событиях 1805—1807 годов, он раскрывает в основном психологию отдель-ного человека или групп людей, то при изображении Отечественной войны в цент-ре внимания писателя народная масса, отдельный человек интересует его как частица этой массы. Материал с сайта

Перед нами развертываются широкие картины народной жизни на фронте и в тылу. Каждый из героев романа, пусть по-разному, вовлечен в эту жизнь, на-чинает чувствовать то, что чувствует народ, и относиться к происходящим собы-тиям так, как к ним относится народ. Для князя Андрея, например, очень важ-но, что так же, как он, думают о войне Тимохин и вся армия; ополченцы перед Бородинским сражением «белые рубахи надели», а Долохов приносит свои извине-ния Пьеру — это ведь тоже своеобразная «белая рубаха», очищение перед святым делом, а может, и перед смертью. Бесстрашны и спокойны солдаты и офицеры батареи Раевского; величествен Кутузов, уверенный в том, что победа будет одер-жана, что Бородино станет началом гибели армии завоевателей.

Так все и случилось. «Дубина народной войны поднялась... и гвоздила францу-зов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Таким образом, изображая в «Войне и мире» военные события, Л. Н. Толстой подчеркивает резкое различие между характером войны с Наполеоном (1805—1807), цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войны 1812 года как народной войны, справедливой и необходимой для спасения России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как относится к войне сам автор?
  • сообщение о 2 войнах в романе война и мир
  • две войны в романе война и мир
  • О ком эти строки по роману война и мир
  • сочинение на тему поведение человека на войне по роману война и мир

Герои романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Его любимые героини – Наташа Ростова и Марья Болконская. Решение Толстым о назначении женщины, ограничение её интересов рамками семейной жизни. Значение автора в его романе "Война и мир", тема народа и дворянства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

СПБ ГБОУ СПО «КСИиГХ»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Работу выполнил

Студент 1 курса

Группы 9В-12

Лебедев А.В.

Научный руководитель

Багирова З.П.

Санкт-Петербург 2017

Введение

Произведение "Война и мир" было результатом безумного авторского усилия, которому Толстой отдал почти семь лет своей жизни. Роман полностью переписывался семь раз (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена), сохранилось более 5 тысяч страниц, исписанных с обеих сторон, исследователи считали 34 варианта начала произведения. Все это указывает на титанический труд, огромные силы, отданные писателем своему детищу. И результат превзошел все ожидания: И. Тургенев, самый популярный в то время прозаик, признал, что с выходом на литературную арену романа "Война и мир" Толстой занял почетное первое место среди всех современных писателей. И. Гончаров скаламбурил в письме к Тургеневу так: "Он стал настоящим литературным львом".

Замысел романа возник в 1856 году после того как Лев Николаевич встретился с декабристом С. Волконским и его женой, которые вернулись из сибирской ссылки, это и стало началом истории романа. Впечатление от общения с этими людьми было громадным, и Толстой решает создать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки и оценивающем себя и своих единомышленников в 1825 году и современный облик России. Так были созданы и главы романа под названием "декабристы" (1860). Однако главный герой был не совсем понятен самому писателю: почему он имеет право выносить приговор всему обществу и почему можно ему верить? Поэтому время действия произведения несколько раз меняется. Сначала Толстой обращается к 1825 году - эпохе "несчастий и заблуждений" своего главного на то время героя. Но даже в этот период герой не был понятен автору, так как это был уже сформовавшийся человек. Лишь затем писатель переходит к 1812 году - времени, когда формировались характеры и идеалы декабристов. Так появляются наброски к роману "Три поры" (1863), указывающие, что классик задумал трилогию о декабристе, охватывающая 1812, 1825 и 1856 годы. Но личность главного героя отступила на второстепенный план, интерес писателя привлекли другие персонажи, временные рамки и содержание произведения вновь расширились: "Как по мне было совестно описывать наше торжество в победной борьбе против наполеоновской Франции, не указав наших неудач. Возвратившись от 1856 к 1805 году, я намерен с этого времени провести даже не одного, а множество персонажей через события исторической действительности 1805, 1812, 1856 годов".

В 1864 году был написан и опубликован отрывок "С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805 год. Часть 1. Глава 1". Здесь главным героем был еще декабрист и его семья, хотя четко прослеживается авторский интерес к эпохе наполеоновских сражений. Толстой интенсивно изучает в Румянцевском архиве исторические документы, акты и рукописи, масонские книги 1810--1820-и годов, мемуары современников, фамильные архивы Толстых и Волконских. В роман вводятся реальные исторические фигуры - Александр І и Наполеон, усложняется жанровая структура произведения, оно выходит за рамки семейно-бытовой хроники. Заголовок с 1805 года становится рабочим названием произведения, под которым с 1865 роман частями появляется в печати. После публикации первых двух частей писатель делает наброски последующих частей произведения, назвав его "Все хорошо, что хорошо кончается", где должен быть счастливый финал, где оставались в живых Петя Ростов и Андрей Болконский. Но Толстого заинтересовала "мысль народная" в истории войны 1812 года.

Писатель изучает многочисленные источники, русские и зарубежные, об Отечественной войне 1812 года, встречается участниками боевых действий, сам в сентябре 1867 года посещает Бородинское поле, составляет карту сражения. Именно в этот период возникло нынешнее название произведения "Война и мир", сам роман получил окончательное оформление, соединив черты многих жанров, а Бородино становится его кульминацией.

Произведение печаталось частями, по мере их написания, в журнале "Русский вестник" в 1865-1869 годах. После его завершения Толстой, готовит роман к отдельному изданию, перерабатывает его еще раз. Меняется структура произведения (вместо шести томов останутся четыре, часть философских размышлений переместится в эпилог). Автор проводит стилистическую правку: под влиянием критики Н. Страхова, В. Черткова, И. Тургенева переводит французский текст на русский язык (впоследствии от этого изменения отказался).

Поскольку роман вызвал колоссальное число откликов, Толстой пишет несколько статей о своем детище: Наброски предисловия романа "Война и мир" (1868). В них писатель разъясняет некоторые вопросы жанра, структуры, стиля своего произведения, дает характеристику своим героям.

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрёл окончательный вариант: " Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 года". Л. Н. Толстой.

Обратившись к событиям Отечественной войны России с Наполеоном в 1812 году, писатель, вопреки официальным данным, показал подлинным героем и защитником Родины не царя и его предшественников, а народ русский. «Я старался писать историю народа», - отмечал автор. Не случайно «зерном» своего романа Толстой считал стихотворение Лермонтова «Бородино», прославляющее героизм русских солдат.

По своей теме «Война и мир» - исторический роман. В нём передан самый «запах и звук» далёкой эпохи. Не нарушая исторической правды, автор связывает прошлое с волнующими вопросами настоящего.

Четыре тома охватывают события 1805-1814 годов. Эпилог переносит читателя в 20-е годы, когда в России зарождались тайные общества будущих декабристов.

Герои романа

Л.Н.Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе - все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много - около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности.

В героях романа «Война и мир» писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, стремление найти какой-то высокий смысл в своем существовании.

Толстой очень хорошо разбирается в женской душе. Его любимые героини - Наташа Ростова и Марья Болконская. Они обладают теми качествами, которыми Толстой очень дорожит в женщинах. Это то великое женское начало, которое делает женщину женщиной: способность преданно любить, быть всегда прекрасной в глазах любимого и любящего мужа, черпать счастье в заботах о близких людях, быть прекрасной матерью.

Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Когда умер князь Андрей, Наташе стало казаться, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело.

Девушка ушла в себя. Но вот в дом пришло непоправимое горе: убивают на войне ее младшего брата Петю, и графиня мать почти теряет рассудок. И тогда окаменевшее от горя сердце Наташи оттаяло. Любовь к матери показала Наташе, что «сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь - и проснулась жизнь». Всю свою дочернюю любовь и преданность Наташа отдает матери, и это ее тепло отогревает сердце графини.

Толстой демонстрирует патриотизм Наташи. Без колебания, не видя в этом никакого героизма, Наташа отдает подводы раненым. Когда она узнает, что мать, желая вывезти из Москвы как можно больше ценных вещей, жалеет подводы, то приходит в ярость: «- По - моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?...».

Марья Болконская счастлива, когда чувствует себя нужной близким и дорогим людям: она заменила мать племяннику Николушке, она любящая дочь и сестра.

А какое живое участие принимает Марья Болконская в судьбе мужиков, умирающих от голода! Она спрашивает: «- Мужики разорены? У них хлеба нет? - спросила она. И получив утвердительный ответ, Марья огорчилась до глубины души. - Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… - княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполнило ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным». И еще: «Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которого ей не совестно забыть свое горе».

И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. В последних главах романа перед нами повзрослевшие Наташа и Марья. Они очень близки друг другу. Толстой любуется этими двумя молодыми женщинами, которые нашли свое счастье: обе любят и любимы, у обеих замечательные мужья, обе прекрасные матери. Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.

Автору очень симпатичны образы главных героев - мужчин: князь Ростов, и его сыновья Петя и Николай, старый князь Болконский, Пьер Безухов, и Андрей Болконский. Мне кажется, особую любовь испытывает Толстой к Пьеру Безухову. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер устраивает в своем шикарном салоне светский вечер. Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Неизящный, неуклюжий, лишенный светского лоска Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике.

Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому - двадцать семь, Безухову - двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский - выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот и другой патриоты.

Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера - физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.

Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро? Эти ответы пришли к нему перед самой смертью: «Да мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, - думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!».

Любимые герои Толстого - Пьер и Наташа - создают семью. Оба они прошли через соблазны, страдания, лишения, оба выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.

Писатель далек от идеализации своих героев, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Наташу, которая поддается чарам подлого, беспринципного Анатоля, не желая слушать Соню, стремящуюся спасти любимую сестру от этого страшного шага. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной.

И все равно эти герои остаются прекрасными людьми. Любовь, соединившая этих людей теперь, когда оба они имеют душевный опыт, обогатит их обоих. И, может быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы эти люди нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа - заблуждений, стыда, горя.

Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого большого света. Существенно, что они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на заглавную роль в истории. Толстой отрицает какое-либо положительное историческое их значение в такой же мере, как отрицательно относится к ним в смысле человеческом и нравственном. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны Шерер и самой Анной Павловной. Ее характерная примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться». За этой характеристикой - авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.

Свое отрицательное отношение к герою Толстой выражает совсем не обязательно пространно. Чаще всего в своей не симпатии он точно проговаривается - и проговаривается сплошь и рядом одним-единственным словом. Например, говоря об Анне Шерер: «лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью...». «Представило» сразу же ассоциируется с игрой, со сценой, с поведением искусственным, а не естественным. И то, что рядом со словом «представило» оказываются слова «глубокое и искреннее выражение», своей иронической контрастностью только усиливает эту ассоциацию. Во многом подобен Анне Павловне другой герой «большого света» князь Василий Курагин. Знакомя его с читателем, Толстой так рисует его портрет: «...вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица...».

В портрете больше всего внимания уделено внешнему, тому, что выявляет в персонаже не личное и индивидуальное, а общесословное. Это уже само по себе настораживает: не означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? Интересно, что в описании князя Василия даже слова положительные и не внешние по своему прямому словарному значению приобретают в контексте характер и внешний, и совсем не положительный. «Светлое выражение» не может быть изнутри, духовно светлым на плоском лице. Как и в случае с Анной Павловной, Толстой, представляя героя, сразу же выдает свою нелюбовь к нему. У Толстого-писателя это постоянная и характерная черта: черта художественная и в равной степени нравственная.

У князя Василия черты индивидуальные и личностные отсутствуют и в самом деле не только в портрете. Где жизнь предполагает разнообразие, он удивительнейшим образом демонстрирует свою неизменяемость и постоянство. Он говорит, «не изменяя голоса», с разными людьми и на разные темы. Он «уверяет» своего собеседника, вовсе не желая, чтобы тот ему верил, уверяет «по привычке, как заведенные часы» и т. д., и т. п.

Похожи друг на друга не только Анна Шерер и князь Василий. Их сходство носит типологический характер. Сходство в большей или меньшей степени распространяется на всех сугубо светских людей. Оно распространяется среди прочих и на красавицу Элен, дочь Василия Курагина.

В Элен тоже все повторяется, все неизменно и постоянно. Она всегда одинаково красива.. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая: «Она поднялась с тою же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины»; она села перед виконтом «и освещала и его все тою же неизменною улыбкой». Для Толстого все это не нейтральные приметы, а знаки человеческой, духовной недостаточности. Толстой сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом...».

Сестра, при всей красоте ее лица и античной фигуры, в том, что касается собственно человеческих, нравственных, ценностей, мало чем отличается от брата. Они в одинаковой степени самоуверены и самодовольны, т. е. неподвижны духовно, внутренне застойны. Даже «идиотизм», которым было отуманено лицо Ипполита, кладет тень и на лицо его сестры.

В глубоком противоречии с идеалом Толстого находятся не только типичные светские люди, но и сама атмосфера света, его особенная, ненормальная жизнь. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели...». Образ прядильной мастерской - в описании ключевой и идейно значимый. Для Толстого мир света - механический.

Говоря о виконте, Толстой замечает: «Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрдотель подает, как нечто сверхъестественно прекрасное, тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата...».

Сравнение, которым пользуется здесь Толстой, не разъясняет предмет описания, не оживляет его, а резко снижает. Это род иронического сравнения. При изображении вечера в салоне Анны Павловны Толстой прибегает к такого рода сравнениям неоднократно.

Поэты и писатели часто, ведя разговор о неживом предмете, олицетворяют его: уподобляют его живому, самому человеку и тем самым делают предмет более доступным человеческому пониманию и человеческим чувствам. В изображении Толстым «большого света» мы наблюдаем действие обратного закона. Живое, люди, сближаются и сопоставляются с неживым - прядильной машиной, куском говядины, ростбифом и прочим - они как бы приравниваются к неживому. То, что в норме должно быть одухотворенным и близким, воспринимается читателем как нечто далекое, бездушное. Происходит своеобразное «отчуждение» героев отрицательных. Глубоко чуждые автору, они художественно «отчуждаются» и от читателя.

Одной из ненормальностей светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. В свете не знают, что истинно хорошо и что дурно, что умно и что глупо. Или не хотят знать. В салон Анны Павловны входит Пьер Безухов, человек молодой и по-своему мыслящий. То, что Пьер человек мыслящий, имеет цену для автора, но не для Анны Павловны или князя Василия: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на низшее по сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх...».

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, - по отношению к героям своих произведений. Толстой не скрывает своих симпатий - антипатий к ним.

Значение автора в его романе “Война и мир” велико: личность Толстого проявляется во всем, что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, поступков героев -- определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает свое отношение к ним.

В центре романа -- изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как “комбинация действий великих полководцев”, а как “самый факт убийства” одних ни в чем не повинных людей другими. Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в войне.

Кроме того, Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова -- естественно. Поведение же Наполеона неестественно (достаточно вспомнить, с какой иронией описывает Толстой эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”). Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию (кстати, за это же Толстой осуждает и князя Андрея). Писатель тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека. Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.

Теперь обратимся к тому, что значит “мир” у Толстого? Автор толкует данное понятие значительно шире, чем “мир” как покой после войны. “Мир” для него -- это все человечество, состоящее, если можно так сказать, из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”). Он говорит, что основные “противоречия в мире” -- социальные, прежде всего противоречия между помещиками-аристократами и их крестьянами и противоречия нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей, например, и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: с одной стороны, его нежное отношение к матери и сестре, с другой - жестокость по отношению к Ростову и Пьеру). Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать “мир” путем “нравственного самоусовершенствования”, посредством “опрощения”.

Толстой был великим художником и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно способов, которыми он (человек) должен изменить мир.

Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон -- как воплощение “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, религиозность), которые так ценил писатель в русском крестьянстве; Тихон -- как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым).

Теснейшим образом с темой народа связана тема дворянства. Автор делит дворян на “имущих” (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы) и светскую знать (завсегдатаи салона Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает отсутствие в ней живых человеческих качеств. толстой автор герой

В русском критическом реализме было два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем последнего стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытые процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи. Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Взгляд, улыбка героя сопровождают произносимые им слова и дополняют или опровергают их смысл.

Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (например, дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андрея с его собственной жизнью). Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у “маленькой княгини”, лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую, предметную, словесную, бытовую.

Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к правде, богатство лексики, особый синтаксический строй романа), а примененный здесь Толстым художественный прием (“диалектика души”) использовался и продолжает использоваться до сих пор многими писателями классической и современной литературы. Автор в романе -- это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.

Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIII и начале XIX веков. И на фоне этих событий показывается величие русской души, во всей ее мощи и многообразии.

Первые два тома рассказывают о войнах с Наполеоном, которые велись за пределами России на австрийских землях. Центральными эпизодами являются здесь Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. (1805 - 1807 г.г.).

В третьем и четвёртом томах говорится о нашествии Наполеона на Москву и изгнании французов из России. Особое значение приобретает здесь знаменитая Бородинская битва (1812г) - «узел», кульминация всего романа, по мнению Толстого «Русские бились за свою землю, это удесятерило их силы и определило нашу нравственную победу».

Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С.П. Бычков писал: "По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы".

Литература:

Л.Н. Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.

В.Ермилов, "Толстой-художник и роман "Война и мир", М., "Гослитиздат" 1979г.

А.А.Сабуров, "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.

Л.Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Образность и жанровые особенности романа "Война и мир", его значение для мировой культуры. "Народная" подоплека, заложенная Толстым в заглавии романа. Специфика "народной мысли" в романе и формы ее воплощения, поэтизация доброты, нравственности народа.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский - одна из самых трагических фигур романа "Война и мир". Постоянное развитие образа Пьера Безухова.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - "доку-ментальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело"

    реферат , добавлен 05.06.2003

    Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир". Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Одним из самых ярких и талантливых писателей России по праву считается Л.Н. Толстой. Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной. Жизненный путь Катюши Масловой. Женские образы в романе "Война и мир". Марья Болконская. Наташа Ростова. Светские дамы.

    реферат , добавлен 19.04.2008

    Книга, которую нельзя забыть. Женские образы в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Княжна Марья как нравственный идеал женщины для писателя. Семейная жизнь княжны Марьи и Наташи Ростовой. Многогранный мир. Толстой о предназначении женщины.

    реферат , добавлен 06.07.2008

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Фигура княжны Болконской в романе, обида за уход мужа из ее жизни, страх перемены мест и вынужденная перемена интересов. Прослеживание в эпизодах тонкой линии взаимосвязи с войной. Характеристика личности князя Андрея. Изображение образа Анны Павловны.

В центре романа Л. Н. Толстого « и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца – Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти.

Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова…

Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков. Интересно узнать, каково же отношение Толстого к войне? По мнению Льва Николаевича, «война – это забава праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о «своем Тулоне» (даже , его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески». Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются «мглой сырости и дыма», запахом «странной кислоты селитры и крови». В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л. Н. Толстого к войне. В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году. Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать «за хорошие деньги, которые им предлагали, сено», и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Толстого, «уничтожали великую армию по частям». Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, «самом полезном и храбром человеке» в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове. Особое место в понимании «скрытой теплоты» русского патриотизма занимает , в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником. Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско», «наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят». Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой «шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами». Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было «сознавать опасность» и то трудное положение, в котором находился русский народ. Толстой резко осуждает такой «патриотизм », показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера. Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой со всей строгостью вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Л. Н. Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, - это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы». И любимые толстовские герои просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью. Совсем иначе видит писатель людей, принадлежащих к высшему свету, «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей», как сказал еще М. Ю. Лермонтов . С первых же страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. II. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Л. Н. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих «мастерских» решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете, как рисует Л. Н. Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Вспомним искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова. А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая «военная операция», тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марьи Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией, даже с сарказмом рисует Л. Н. Толстой «объяснение в любви» Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть крайне редко. Все приемы хороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов». Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью - завести выгодные знакомства. И Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Л. Н, Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Она открыто изменяет мужу и цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Что может быть ужаснее этого в женщине? Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душевным теплом. Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и шутливого установления штрафа за употребление французских слов. Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василии восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона». А ведь когда до придворных дошло известие о том, что Москва оставлена французам, князь Василий непререкаемо говорил, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика». Толстому особенно ненавистна императорская «игра в войну»: для Александра Первого действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу - это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Л. Н. Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько возможным результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Л. Н. Толстой срывал маски с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии - идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

(398 слов) В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой отобразил эпоху Наполеоновских сражений. В этом произведении автор излагает свои взгляды на войну и её влияние на людей.

Первая война, которую мы видим — битва 1805 года в Австрии против Наполеона. Наблюдаем мы её глазами князя Андрея Болконского. Этот молодой человек, движимый юношеским максимализмом, всей душой рвался в бой, чтобы стать героем. Однако в Австрии офицер не находит ничего, кроме смерти, грязи, крови. Его иллюзии, рассыпались в прах. То же самое происходит и с его представлением об истинном героизме. Встречая командира батареи Тушина, он видит в нём лишь глупого забитого человечка. Но в грянувшем сражении именно воля и ум этого военного сыграли решающую роль, батарея Тушина своими действиями спасла всю армию. Выслушивая выговор за потерю части орудий, капитан даже не думает оправдываться, чтобы не создавать неприятности своим товарищам. Андрей, который и выступил в его защиту, испытывает очень сложные эмоции. Разумом он понимает, что этот офицер — настоящий герой, но при этом его скромность и неловкость никак вяжутся с героическими образами в голове Болконского.

Финалом этого противостояния становится перелом в сознании князя. В битве при Аустерлице он ведёт солдат в атаку, совершает героический поступок, даже заслуживает восхищение Наполеона. Но, перейдя грань, отделяющую человека и небытие, и вернувшись обратно, Андрей Болконский меняется. Война для него — бессмысленное и кровавое копошение людей, которое ничего не значит в масштабе вселенной.

Через похожее проходит и Николай Ростов. Юноша, мечтающий о ратных подвигах, в первом сражении впадает в ужас от увиденной жестокости. Он даже бежит с поля боя. Но после, избавившись от детских иллюзий, он находит в себе храбрость сражаться за родину, совершая множество славных дел.

Уже в 1812 году начинается новая война. Французская армия вторгается в Россию, и снова вместо героической борьбы русского народа против захватчиков, Толстой показывает нам бессмысленное насилие. Для писателя в эти дни существует два противоположных лагеря. С одной стороны, стоит сверкающий высший свет, представители которого, ещё вчера восхищавшиеся гением Наполеона, с началом войны произносят пафосные речи о его ничтожестве, но при этом не делают ничего существенного, чтобы помочь своей стране. С другой стороны, мы видим самоотверженных людей, которые ежедневно рискуют своими жизнями, сражаясь за Отечество. Таков и простой русский народ — истинный герой романа, который в нужный час сплотился и пошел на смерть.

Толстой считал, что именно во времена тяжёлых испытаний люди показывают свои истинные лица. И часто можно наблюдать, как благородный человек на поверку оказывается трусом, а по-настоящему благородные черты проявляют простые, невзрачные люди.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!